Что делал илья муромец 33 года. Илия Муромец

Считается, что важнейшей особенностью традиционной русской кухни является использование русской печи — с ее медленным многочасовым томлением пищи, особым температурным режимом и т.п. В принципе, это мнение верно. Действительно, приготовление в печи придает блюдам удивительную индивидуальность, свойственную нашей исторической кулинарии. Но не все так просто. И сводить русскую кухню к русской печи — наивное заблуждение.

Мы здесь не о том, что наша гастрономия — это не только крестьянские щи и блины. А и более вычурные блюда, требующие совершенно других технологий (открытого огня, плиты и т.п.). Есть, однако, и другие, более важные обстоятельства, позволяющие говорить об относительности роли русской печи в становлении и развитии блюд русского стола.

Даже сегодня сооружение печи в доме — достаточно сложная инженерная и строительная задача. Правильно рассчитать, как будет идти дым и горячий воздух, выложить дымоход и свод печи, подобрать глину и кирпич (чтобы не трескались) — все это практически непосильно для неспециалиста. Вот почему сложить печь в загородном доме сейчас — это целая эпопея, сопровождающаяся поиском печника, скандалами и расставаниями с ним, новыми поисками, растрескиванием печи после первой топки, ее новым ремонтом и т.п.

Это при сегодняшних строительных технологиях, более или менее стандартных материалах и инструментах. Что же говорить о XV веке? Вот и у нас долгое время закрадывалось это сомнение. Неужели подобное сложное для той поры инженерное сооружение, как русская печь, было столь распространено и стояло практически в каждом крестьянском доме «испокон веку»? Так, что русскую кухню без нее и представить было нельзя?

В действительности, конечно, русская печь — это продукт длительного исторического развития. И далеко не сразу она приобрела тот вид, который знаком нам по фильмам и книгам. Более того, значительную часть русской истории (по крайней мере, отраженной в письменных источниках) печь на Руси не позволяла выполнить и малой доли тех кулинарных операций, которые приписываются ей сегодня. Давайте попробуем проследить эволюцию этого сооружения, которое стало неотъемлемой частью русского дома и русской истории.

Итак, самые отдаленные (но еще оставившие археологические следы) времена:

I-V века н.э.

Археологических свидетельств о конструкции и использовании печей в ареале расселения славян немного. Но они есть, и позволяют нарисовать следующую картину. Дома тогда отапливались открытыми очагами. Которые, в свою очередь, были либо «кострищами округлой формы диаметром 0,7-1 м на полу постройки или в небольшом углублении», либо выкладывался «обожженный под на полу жилища», который мог возвышаться над полом до 0,2 м. Эта картина раскопок в Среднем Поднепровье типична для той эпохи. Аналогичные остатки очагов археологи находили и на Правобережье Днепра, и под нынешним Житомиром, и у Западного Буга.

Понятно, что даже для выпечки хлеба они были слабо приспособлены. Для этого тогда существовали т.н. «хлебные» печи. В южнорусских областях их устраивали на склонах оврагов и косогоров в виде пещер, вырытых в глине. В такой печи разжигали сильный огонь, затем выгребали угли, сажали внутрь хлеб и закрывали устье печи камнями и глиной, чтобы сохранить жар.

Примитивный характер очага, несомненно, сказывался и на ограниченных кулинарных возможностях. Да, можно было пожарить мясо, сварить похлебку, кашу в котелке. Но что-то более сложное — вряд ли.

Но эволюция такого очага постепенно происходила. Наверное, общим для специалистов мнением является то, что на большей части Среднерусской равнины к VI веку открытый очаг уступил место глинобитной печи или каменке (в зависимости от наличия тех или иных материалов в данном районе).

VIII-XII века

Раскопки культурных слоев времен Киевской Руси (вокруг Киева) стабильно дают один результат: древнейшие обитатели этого региона использовали для отопления и приготовления пищи глинобитные печи овальной формы. Естественно, они топились «по-черному». Дым без всякой трубы попадал в дом и «вытягивался» через небольшое окошко в стене/потолке. Известный советский историк и археолог Михаил Григорьевич Рабинович (1916-2000) приводит в своей работе такую графическую реконструкцию жилья той эпохи:

Аналогичные процессы эволюции происходили и в других районах. Например, на новгородчине. Заселившие не позднее рубежа 760-770-х гг нижние берега Волхова (Старая Ладога) славянские племена «принесли с собой развитую технику строительства наземных срубных домов, отапливавшихся печью-каменкой, располагавшейся в углу».

Это был, несомненно, шаг вперед в возможностях кулинарного использования очага. Вот только с классической русской печью он имел мало общего. Скажем больше: ничего специфически русского (или славянского) в такой печи не было. Аналогичные сооружения встречались чуть ранее или позднее по всей Европе. Можете сравнить их на иллюстрациях:

Как видите, подобная конструкция печи — массовое явление для раннего Средневековья. Причем, где-то аналоги сохранились до сих пор (превратившись, например, в печь для фокаччо в Италии), где-то эволюционировали значительно больше. Но повторим: ничего специфически «нашего», свойственного только русской кулинарной практике, в них не было.

Да, сейчас кто-нибудь может сказать, что ставить горшок со щами можно и в такую печь. Вынуждены разочаровать. По мнению археологов, устье тех печей было очень узким — 20-30 см и не позволяло ставить внутрь что-нибудь более или менее объемное. Заметим в скобках, что семьи тогда были большие и меньше чем на 3-4 литра похлебку не варили. В чем же дело? Разгадка оказалась неожиданной.

Случайно найденные остатки верхней части печи дали ответ на этот вопрос. Свод печи оказался с отверстием, которое поначалу приняли за дымоотвод. Но затем стало очевидно, что на это отверстие в своде печи устанавливался горшок, полностью закрывая его своим днищем. Только, скажите нам теперь, чем таким уж радикальным это отличается от приготовления пищи на плите? Кстати, на одном из предыдущих изображений(Богемия, 1340) видно почти такое же отверстие. Может быть, автор древней миниатюры несколько исказил перспективу (Ну, действительно, зачем отверстие чуть сбоку — для выпуска дыма? Так он и через устье выходит, как хорошо видно на картинке). Так что, возможно, в той оригинальной богемской печи отверстие в своде было сверху и именно для этого — установки горшка, сковороды… Впрочем, это лишь предположение.

А вот — уже не догадки, а более важная деталь. Точнее, кулинарная тонкость. Дело в том, что в такой печи с отверстием сверху крайне неудобно было печь хлеб. Известно, что для него нужен закрытый свод печи, поскольку под этим сводом скапливается водяной пар, столь необходимый для правильного процесса хлебопечения. Ведь даже в более поздних печах с трубами при выпечке хлеба закрывали вьюшку… Значит опять — не универсальное кулинарное приспособление.

Ну, и чтобы уж разом — обо всех стереотипах. Скажите, как на такой округлой печи мог 33 года просидеть Илья Муромец ? Вот и попытаемся в нескольких следующих материалах разобраться в этом, а также понять, как развивалась и для чего использовалась наша печь.

(продолжение следует)

Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса.

Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени.

Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г.

Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.

Что мы знаем о нем?

Достоверных сведений сохранилось очень мало. Родился в Муроме, в селе Карачарове в крестьянской семье. В детстве и юности страдал параличом, но чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

В 1643 г. был официально канонизирован.

В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. По ее результатам установлено, что он был крепко сложенным мужчиной огромного для тех времен роста. Выяснилось, что умер он в возрасте 45-55 лет.

Исследуя кости Муромца, ученые обнаружили множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был воином, участником жестоких сражений.

В поясничном отделе тела имелось искривление позвоночника и выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости. Таким образом, он в юности перенес паралич конечностей. Это открытие полностью соотносится с легендой о том, что в юности Илья долгие годы не мог двигаться: "тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения". Но когда Илье исполнилось 33 года, наступил день, изменивший его жизнь. В дом вошли нищие странники - калики перехожие и попросили подать им воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости повторили просьбу - она звучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги. И калики благословили его на ратные подвиги.

Кроме небывалой силы, экспертиза подтверждает и тот факт, что Илья Муромец 30 лет сидел на печи. Изменения в позвоночнике указывают на паралич в первой половине жизни. Всех этих фактов достаточно, чтобы в Киево-Печерской Лавре утверждали: здесь лежат мощи того самого, былинного Ильи Муромца.

С какой болезнью пролежал на печи 30 лет и 3 года Илья Муромец?

Илья Муромец (в книгах Лавры записано и другое его прозвище (Илья Чобитко) имел болезнь позвоночника, не позволявшую ему ходить, но сила его духа не позволяла ему сидеть "сиднем", как об этом сказано в былинах. Диспропорциональное развитие мускулатуры плечевого пояса и неправдоподобно большие кисти рук свидетельствуют о том, что Илья не сидел, он активно передвигался, используя руки. Так, что когда судьба столкнула его с каликами, это был взрослый, сложившийся человек необычайной силы духа и тела.

Болезнь и исцеление Ильи Муромца (былина) :

"Говорят ему калики перехожия:
- Ростени теперь росправь свои-ти ножки резвыя,
Ты сойди теперь со печки они понесут тебя,
Понесут тебя, удержат ножки резвыя. "

Судьба не баловала Илью легкими победами. Его останки носят следы многих ранений, прижизненных переломов ребер.

Судя по результатам, которые дала экспертиза, у человека, чью мумию исследовали, была болезнь костей, конкретно – защемление седалищного нерва. Кроме того, у Ильи были увеличены руки (ладони) , что говорит о могучей силе мужчины. (Смирнов, историк)

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - сорок- пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении человеком в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца.

Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца - уж слишком сказочной кажется учёным его биография, - рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).

Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.

Исцеление Ильи

Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.

Рост Ильи составлял 177 см - для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры - 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости - это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии - заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), - такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз - болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.

Бой с Соловьём-разбойником

Самый известный подвиг Ильи Муромца - бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу - «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.

Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога - пятьсот вёрст, то окольный путь - «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.

Уход Ильи в монастырь

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах - переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.


Самые смешные

Раннее утро в селе, обычная семья мать, сын и отец без ног,

Раннее утро в селе, обычная семья мать, сын и отец без ног, которые потерял на войне. Сын собирается на охоту, берет ружье, патрон, тут к нему батя подползает и говорит:
- Сынок, возьми меня на охоту, очень хочется!
- Батя, да как я тебя возьму, у тебя ведь ног нет, какая от тебя польза?
- А ты сынок посади меня в рюкзак за спину, а если вдруг увидим в медведя, ты в него стрельнешь - не попадешь, развернешся спиной, а я его и убью одним выстрелом, сам знаешь - белке в глаз стреляю с 100 метров! Так и домой добычу принесем, будет что поесть зимой.
Сын подумал-подумал и говорит - Ладно, бать, пошли.
Идут они по лесу, отец в рюкзаке сидит и тут на встречу им медведь. Сын стреляет, не попадает, снова стреляет - опять промах, спиной поворачивается, батя стреляет - тоже машет, опять - еще раз промах. Медведь уже на них несется, ну и сын как даст деру, а батя тем временем кричит - мол быстрее, догонят! Бегут уже час, сил нет, сын понимает, что с батей они так далеко не убегут - оба пропадут, решил сбросить рюкзак и бежит дальше.
Прибегает весь запыханный домой и говорит матери:
- Мать, нет у нас больше отца... - со слезами на глазах.
Мать спокойно кладет сковородку, поворачивается к нему и говорит:
- Как же меня со своей охотой заеб@ли, тут батя 10 минут назад на руках прибежал, сказал, что нет у нас больше сына!

Позвали мужика на работе на корпоратив, разрешили приходить

Позвали мужика на работе на корпоратив, разрешили приходить с женами, корпоратив был тематичный - маскарад, нужно было придти в костюмах, с масками. Сказано - сделано, собрались уже перед выходом они, а у жены голова разболелась, говорит "Иди без меня, а я пока дома полежу" - а сама придумала хитрый план - проследить за мужиком, как он будет себя вести на маскараде, приставать к Зинке из бухгалтерии или вовсе нажрется. Перед выходом сменила костюм, приходит и видит как её муженек - то с одной танцует, то другую кружит, караул! Решила она проверить - насколько он дальше пойдет, пригласила его на танец, танцуют и шепчет ему на ушко: - Может уединимся...
Уединились, сделали свои дела, жена быстро домой уехала. Муж приехал чуть позже, решила она у него спросить:
Ж - Ну что? Как тебе корпоратив?!
М - Да скука серая, решили мы с мужиками пойти в покер поиграть, а перед этим Петрович, начальник наш попросил с ним костюмами поменяться, так как он свой испачкал, так вот ему то повезло, представляешь, какая-то баба в ж@пу дала!

Сын подходит к отцу и спрашивает: - Батя, а что такое

Сын подходит к отцу и спрашивает:
- Батя, а что такое виртуальная реальность?
Батя немного подумав говорит сыну:
- Сынок, чтобы дать тебе ответ на этот вопрос сходи к маме, бабушке и деду, да спроси у них смогли бы они переспать с африканцем за 1 миллион долларов. Подходит он к маме и спрашивает:
- Мама, а ты бы смогла переспать с африканцем за 1 миллион долларов?
- Ну, сынок, дело не хитрое, да и деньги нам нужны, конечно бы смогла!
Дальше подходит к бабушке с таким же вопросом, бабушка ему отвечает:
- Конечно, внучок! Если бы у меня был бы миллион долларов, то я бы еще столько же лет прожила бы!!!
Настало очередь деда, дед отвечает:
- Ну собственно, один раз не считается, поэтому конечно - да, на этот миллион мы бы построили дом у моря, да от бабки бы ушел наконец!
Возвращается обратно сын к отцу с результатами, а отец ему и говорит:
- Вот видишь сынок, в виртуальной реальности у нас три миллиона долларов, а в настоящей реальности - 2 прост#тутки и один пид@р#с!

Девушка пригласила парня в гости, романтик, все дела. А у

Девушка пригласила парня в гости, романтик, все дела. А у него в этот момент живот закрутило, сил терпеть просто уже нету. Заходят они значит к ней в квартиру и девушка говорит:
- Ты заходи, не стесняйся, проходи в комнату, а я сейчас схожу в ванную - носик попудрю...
Парню как-то неудобно было вперед нее проситься, решил потерпеть, хотя уже терпеть сил не было. Проходит в комнату, смотрит - собака большая такая сидит. Взял и навалил в комнате, и думает, что все потом на собаку свалит, а сам тем времен довольный на кухню чай пить.
Девушка с ванной выходит и у него спрашивает:
Д: А ты чего в комнату не идешь?
П: Да там собака большая, я ее боюсь.
Д: Нашел кого пугаться, она же плюшевая...
П: Надо же, а насрала как настоящая!

Перестройка, колхозы потихоньку затухают, собрались все

Перестройка, колхозы потихоньку затухают, собрались все животные на скотном дворе и обсуждают свою дальнейшую судьбу.
Первыми выступили быки, говорят: Надо уходить отсюда, пока копыта целы. Крыша уже в ангаре вся протекла, что не дождь, так плаваем как утки. Далее выступают свиньи: нормального корма уже 100 лет не ели, солома вся гнилая, воду дают раз в три дня. Невозможно так жить, нужно сваливать. Все остальные животные поддержали: Да, да, хватит это терпеть и пошли. Один Шарик сидит на месте, у него все спрашивают:
- Шарик, ты чего сидишь?! Пошли с нами!
Шарик отвечает:
- Да не, не пойду я с вами у меня перспектива есть!
Животные:
- Какая перспектива? Ты тут с голоду сдохнешь!
Шарик:
- Нет, ребят, у меня тут перспектива есть!
Животные:
- Ну какая тут у тебя перспектива, заболеешь, блох подцепишь и помрешь один тут!
Шарик:
- Не ребят, у меня перспектива...
Животные:
- Да что за перспектива?!?!?!
Шарик:
- Я тут слышал, что хозяйка говорила хозяину "...если так дела и дальше пойдут, то всю зиму у Шарика сосать будем..."

Новые анекдоты

Муж вбегает домой и говорит жене - ЖЕНА, срочно, у нас

Муж вбегает домой и говорит жене - ЖЕНА, срочно, у нас через полчаса будут гости, я позвал нашего начальника к нам домой! Жена:
- Ты с ума сошел?! У нас же нечего есть!
- Ну сообрази что-нибудь, нужно обязательно сделать что-нибудь, так как завтра будут распределять деньги, кому оклад повышать!
- Так у нас ничего нет кроме супа и банки горошка!
- Так, внимательно слушай! Когда он к нам придет, я ему скажу, что ты сделала офигенный стейк с горошком, а я пока его угощу самогоном своим. А потом ты кухне разбей случайно тарелку и кричи, что уронила стейк и теперь его в помойку, придется подать лишь горошек, ничего не поделаешь.
Договорились, пришел начальник. Муж его угощает самогоном, потом орет жене:
- Жена! Тащи стейк!
На кухне падают тарелки, грохот!
Муж:
- Ну ты там чего? Неужто стейк в помойку уронила?!
Из кухни рыдания:
- Нет, горошек!

#историяроссии #история #Муромец #ильямуромец #соловей #разбойник

Мы давно привыкли думать, что , Добрыня Никитич, Соловей-разбойник, царь Салтан, Кощей Бессмертный и другие персонажи русских народных сказок – мифические герои, которых в действительности никогда не было. Однако на самом деле они не только реально существовали, но на некоторых из них можно даже было сравнительно недавно посмотреть.

– Да, – сообщил нам житель Киева, исследователь-любитель Александр Станков, – я их сам видел…

Признаться, что нас такое сообщение несколько озадачило. Может, стоило отправить такого «информированного собеседника» прямиком к психиатру?

– Не верите? – улыбнулся Александр Владимирович, – да и я сам бы не поверил, но их всех видел своими собственными газами! Где? В пещерах Киево-Печерской лавры. Правда, это было давно, когда я еще был школьником. Нас туда водили на экскурсии. Мы долго шли по темным коридорам со свечками, а потом монахи показали нам раки, в которых лежали древние мощи. Князья были в доспехах, шлемах и с мечами. Например, мы видели мощи князя Александра Невского. До сих пор помню, что меня поразил его шлем, который оказался совсем не похож на тот, который был на актере в знаменитом фильме. Тут же были мощи княгини Ольги, Ярослава Мудрого, князя Владимира и других известных персонажей русской истории. Лица у всех были коричневые, сморщенные, как высохшая груша. Но одежда богатая, на пальцах – драгоценные кольца. Я еще обратил внимание, что у некоторых выросшие ногти пробили обувь! В этих же пещерах лежали мощи Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Нестора-летописца, Садко, царя Салтана…

Метки: ,
Написано в |

Метки: ,
Написано в |