Что означает слово хохол.

April 15th, 2018

Итак, А что вы знаете про хохлов и кацапов?

Вы никогда не задумывались, почему украинцев называют хохлами? Кто-то использует это название как шутливое прозвище, не вкладывая в него никакого негативного смысла. Для меня например это абсолютно нормальное и даже ласковое слово. Собственно как и "москаль" - что тут такого. Но для кого-то это - крайне оскорбительное обращение, выставляющее (по мнению оскорбленного лица) в невыгодном свете украинца.

Откуда же взялось это обращение и при чем здесь «хохол»?

Первое документальное свидетельство существования этого изначально уничижительного прозвища мы можем отыскать в «Триязычном лексиконе» - словаре, созданном директором московской типографии Феодором Поликарповым-Орловым. Книга была издана им же в декабре 1704 года.

«Толковый словарь живого великорусского языка» Даля толкует лексему «хохол» как «украинец, малоросс».

«Толковый словарь русского языка» Ушакова указывает на шовинистский характер этого обозначения, вкладываемый в него великороссами. Далее следует указание, что понятие «хохол» может иметь шутливое, бранное, разговорное значение и является дореволюционным.

В «Словаре современного русского литературного языка» (издания 1965 года) указывается на то, что это название первоначально имело оскорбительный для украинцев смысл, а со временем стало восприниматься как шуточное или запанибратское.

Словарь Ожегова ставит знак равенства между понятиями «хохол» и «украинец».

Словом «хохол» многие россияне называют украинцев, даже не задумываясь, что оно означает. Между тем, всё дело в казацкой моде. Мужчины-воины выбривали на голове все волосы, оставляя на макушке прядь (чуб, хохолок, оселедец), которую и отращивали.

Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Известно, что во времена Киевской Руси этот атрибут означал знатность рода. Например, у князя Святослава Игоревича (сына князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги) был именно такой чуб-оселедец.

При этом носить его дозволялось лишь опытным зрелым мужчинам-воинам. Молодым бойцам носить такую причёску запрещалось. Сбривание пряди в наказание за проступок считалось самым позорным из всех.

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.


«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.


Есть любопытнейшая версия, основанная на предположении, что слово «хохол» - сложносоставное и заимствовано оно из тюркских языков. Первая его часть («хо») означает «сын», вторая («хол») - «небо». Все вместе можно перевести как «сын неба». Поэтому «хохлами» часто величали не только украинцев, но и русских, имея в виду голубой цвет их глаз.

В крымскотатарском (крымском) языке есть слова «хо» («сын») и «хол» («солнце»). Возможно, именно сочетание этих слов и образовало прозвище, данное украинцам.

Не менее достойна внимания гипотеза, выдвинутая в ходе этимологического исследования этого слова. Было высказано предположение, что словосочетание «хал-гол», существующее в монгольском языке, появилось еще со времен татаро-монгольского нашествия. На русский язык оно переводится как «сине-желтый» и вызывает ассоциацию с цветами флага Галицко-Волынского княжества, которые впоследствии позаимствовали запорожские сечевики для своих боевых знамен. Выбор цветов для государственного стяга был не случаен, поскольку у древних славян они символизировали две важнейшие стихии: воду и огонь.

Хохлами называют православных христиан (как украинцев, так и русских) старообрядцы, относящие себя к группе липован, проживающие в небольшом украинском городе Вилково Одесской области.

Гипотез происхождения прозвища «хохол», как оказалось, не так уж и мало. Наиболее вероятной представляется все-таки самая первая, связанная с особенностями внешнего облика запорожских сечевиков.

Термин «хохол», указывающий на принадлежность к украинскому народу и не несущий никакого подтекста, в просторечии является синонимом слова «украинец». Но это только в просторечии.

Любопытно, что отношение к слову «хохол» в разных частях Украины совершенно разное. На западе Украины прозвище «хохол» считается крайне оскорбительным; жители Восточной Украины никогда не реагировали на это слово подобным образом и до сих пор воспринимают совершенно спокойно.

Но в ряде случаев «хохол» может действительно нести оскорбительное, унижающее национальное достоинство украинцев, значение. Иногда можно услышать, что Украину называют «Хохляндией», «Хохлостаном», а жителей этой страны представляют в утрированном виде, неотделимом от вышитых сорочек, шаровар «шириной с Черное море», длиннейшими висячими усами и залихватски закрученным оселедцем на темени.

У многих образ жизни этнического «хохла» по-прежнему ассоциируется с уединенным хутором, затерянным где-то в степи, огненной горилкой и порядочным шматом свиного сала. «Хохлы» - частые персонажи анекдотов - выставляются в них глуповатыми, ограниченными, алчными, патологически хитрыми, жадными, корыстными и властолюбивыми.

Конечно же, никакого отношения к реальной действительности все эти высказывания и характеристики не имеют, и заниматься распространением подобных анекдотов, равно как и давать нелестные оценки целому народу.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название - «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.


Кстати

В свою очередь украинцы тоже придумали россиянам обидные прозвища. Например, москаль. Это слово встречается также в белорусском, польском, румынском, сербском языках и носит негативный либо ироничный характер, хотя изначально подчёркивало лишь географическую принадлежность человека.

Произошло от названия города «Москва» и употреблялось ко всем без исключения русским, и в основном, солдатам. От «москаля» произошло много фамилий, распространенных и в Украине и в России: Москаленко, Москалёв, Москалович, Москалик, Москальчук и пр.

Ещё одно уничижительное слово - «кацап». У этого слово несколько вариантов происхождения. Тюркское: «касап» - мясник, жестокий разбойник. Украинское: «як цап» - «как козёл». Бритоголовым украинцам бородатые русские мужики, по всей видимости, напоминали козлов. Вероятно, изначально кацапами русские называли татар-захватчиков за их жестокость.

Позже это слово перекочевало в украинский язык и стало применяться по отношению и к самим москалям.

Источники:

Вот, например, почему украинцев называют «хохлами»? Откуда взялось это обидное прозвище? Является ли оно на самом деле оскорбительным? Давайте разберемся.

Слово «хохол»: значение и происхождение

После проведения у него нашлись тюркские корни. «Хо» - это сын в переводе, а «хол» означает небо. Получается очень красиво. Словосочетание «сын неба» не кажется ни обидным, ни оскорбительным. Только почему украинцев называют хохлами? Как-то не тянет на такое прозвище, особенно если учесть, в каком контексте оно употребляется. Ведь все анекдоты, где упоминается «хохол» рассказывают не о божественной сущности человека, а совсем наоборот. Термин употребляется в уничижительном смысле. Народ наделяют такими, совсем не украшающими качествами, как хитрость и жадность. Некоторые люди до сих пор считают, что на Украине, кроме горилки да сала, нет иных национально признанных ценностей.

Иное значение слова

Разбираясь, почему украинцев называют хохлами, нельзя не вспомнить о внешнем виде самых «раскрученных» представителей нации. А были это, как известно, Помните На ней изображены колоритные казаки, наиболее яркой особенностью которых является длинный чуб, украшающий лысину. Эту деталь можно назвать и хохолком, т. е. хохлом, как у некоторых птиц. Возможно, происхождение обидного прозвища вызвано именно этой самобытной чертой, которой так гордились запорожцы. Только украинцы с этим не соглашаются. Прядь волос они называют чубом, или оселедцем. Естественно, связи с хохлом здесь не наблюдается.

Может, виновато татаро-монгольское иго?

Выясняя, почему украинцев называют хохлами, исследователи неизменно поднимают пласты истории. И вот что выяснилось. Оказывается, что в есть сходное по звучанию понятие: «хал-гол». Оно означает «сине-желтый», что, как известно, является сочетанием цветов современного украинского государственного флага. Во времена татаро-монгольского ига с такими стягами выступали Галико-Волынские воины. Их так и называли, по цветам знамен. Со временем слово могло претерпеть изменения и превратиться в «хохол». Понятно, что ничего обидного такое понятие не предполагает. Даже наоборот. Оно показывает принадлежность к той части страны, где проживают люди, считающие себя настоящими украинцами, в отличие от остальных. А ведь именно они и обижаются чаще всего. Парадокс!

Только ли украинцы «хохлы»?

Разбираясь с терминами, исследователи наткнулись на очень интересные факты. Так, согласно их научным наработкам, «украинец» и «хохол» - это совсем не одно и то же, во всяком случае, для определенных территорий. В Сибири этом прозвищем еще в девятнадцатом веке называли всех выходцев с юго-запада. Под определение «хохол» попадали как запорожцы, так и белорусы, которые вообще с Украиной никак не ассоциируются. Так же называли вообще всех южных русских, которые переселялись на заснеженные территории страны. А в дельте Дуная живут старообрядцы, которые называют так всех отличных от них православных. Ныне они обитают в городке Вилково.

Что говорят словари

Выясняя значение любого слова, лучше всего обращаться к толкователям, которые занимались исследованиями с научной точки зрения. На вопрос о том, почему украинцы - хохлы, тем не менее, и у них нет единого мнения. Так, С. И. Ожегов признает тождественность понятий, а В. И. Даль спорит с ним. Современные исследователи считают, что «хохол» - это уничижительное, оскорбительное название представителя национальности, носящее шовинистический оттенок. Есть исследователи, утверждающие, что слово это шутливое и фамильярное.

Все зависит от того, кто говорит и что вкладывает в термин

На самом деле на «хохла» обижаются только те, кто сам для себя вкладывает отрицательный смысл в это слово. Большая часть народа считает, что этот термин лишь означает принадлежность человека к Употребляется как фамильярное название, более теплое и близкое, чем официальное «украинец». Можно, конечно, накладывать на него смысловую нагрузку, привнесенную из анекдотов. Там, если обобщить, «хохол» позиционируется как человек, ищущий, где получше. Его Родина - не Украина, а то место, где живется сытнее. Только разве серьезные люди строят свою систему понятий, основываясь на оскорбительных рассказах? Нет ничего обидного в таких словах, как «хохол» или «москаль», если употреблять их в качестве обозначения принадлежности к цельной и единой нации (дружеской, естественно).

Таким образом, достоверного научного определения происхождения слова «хохол» не существует. В равной степени может иметь место любое из описанных предположений. Это не главное. На самом деле смысл имеет то, с какой целью используется рассматриваемое слово. Если оно применяется в дружеском разговоре, то обидного для украинца ничего нет. Тем более, что есть люди, называющие так и других «русских», как россиян, так и белорусов. Для них хохол - это православный, живущий на постсоветском пространстве.

Часто в разговоре мы можем назвать украинца или украинку веселым прозвищем «хохол» или «хохлушка». Зачастую эти слова используются в разговорном русском для обозначения украинцев. Но почему украинцев стали называть хохлами и откуда это все пошло?

Чтобы выяснить, почему украинцев стали называть именно так, давайте, сначала, обратимся к толкованию современного значения слова. Так, в толковом словаре С. И. Ожегова хохол - это то же самое, что и украинец, а в словаре В. И. Даля говорится о том, что это слово просто-напросто означает представителя этой национальности. Существуют, также, словари, в которых говорится о том, что оно имеет уничижительный и даже шовинистический оттенок. В «Словаре современного русского языка», например, говорится о том, что хохлы это сначала уничижительное, а позже шутливое и фамильярное прозвище украинца.

Существует несколько версий, почему украинцев стали называть именно так. Самой распространенной является версия о том, что прозвище «хохол» пошло от чуба на гладко выбритой голове, который по-украински называется «оселедец». Существует даже такая история: однажды Петр I пригласил Запорожских казаков на переговоры в Петербург. Как водится, они имели гладко выбритую голову с оставленным на ней клоком волос. Петербуржды были поражены такой необычной прической и прозвали ее обладателей «хохлатыми людьми», которое позже было сокращено до всем нам известного слова, обозначающего украинца.

Существуют, также, и другие версии происхождения такого прозвища. Так, многие этнографы и историки упоминают слово «хал-гол», которое с монгольского языка переводят как «сине-желтый». Именно эти цвета присутствовали во флаге Галицко-Волынского княжества, чья роль усилилась после того, как Киевская Русь распалась. Также, некоторые исследователи связывают прозвище «хохол» с тюркским словом, которое означает «сын неба», «небесный», а в тибетском оно значит «венец», «корона».

Русских же украинцы называли кацапами или москалями, причем слово «москаль» редко означает москвичей, а относится ко всем русским. Москаль - это служилый люд московского царя, то есть они не обязательно должны быть исконными москвичами. Москалями называли всех россиян без исключения только западные украинцы, а слово «хохол», на Западной Украине является чуть ли не ругательным, впрочем, как и слово «русский». В Восточной же Украине слово хохол практически никогда не считалось оскорбительным.

А еще считается, что хохол - это тот украинец, который не отличается положительными качествами и для которого характерны многие недостатки, наверно поэтому некоторые украинцы не любят, когда их так называют и даже обижаются, услышав это слово в свой адрес. Так, есть такой анекдот:

Кто же такой украинец и хохол, если это ни одно и то же?

Украинец - это тот, кто живет на Украине, а хохол - это тот, кто живет там, где лучше.

Скорее всего, такое представление об этом слове существует непосредственно в самой Украине, русские же, обычно не вкладывают в это слово никакого плохого смысла и не считают его оскорбительным. Лично я воспринимаю слово "хохол", как разговорное значение слова "украинец" и не вижу в нем ничего оскорбительно, в прочем, как и в словах "москаль" и "кацап".

(я очень прошу меня в данном случаи не банить за слово "хохол", я его специально закавычил; это просто русская народная поговорка, менять в ней слова неправильно).

Так вот - о чём я подумал сейчас и даже пожалел их.

Сегодня или завтра, не помню, какой-то митинг Навального.

Я этим не интересуюсь от слова "совсем" не потому, что давно перестал ходить на митинги всякие, даже если бы они были не в выходные, а в будни (для меня выходные просто святы - только с семьёй и друзьями за городом; без исключений, а то стоит только начать - и не остановишься, то там митинг и пикет, то тут съезд и "круглый стол"; нет, отныне все такие вещи для меня - удел убогих и бессемейных!..). При всём том, что я крайне политически активен, если не сказать даже "озабочен".

Просто на мой взгляд - картина реально очень серьёзно поменялась в головах у абсолютно подавляющего большинства населения - и давно уже все "либеральные митинги" в принципе не имеют никакого отношения собственно к политике и на политику совсем никак не влияют. Это просто маленький национальный культуролого-психологический кружок в резервации. Поэтому мне это просто не интересно, это не политика, перестало ей быть.

И не мне только, а всем. Кроме одной группы, вам всем известной. В Москве есть некая группа людей, ну живут они здесь просто, наверное община тысяч в тридцать человек, я не считал, - которая ненавидит в России всё вообще - историю, погоду, литературу, климат, всех русских, любую (любую, повторяю, а не только нынешнюю; нынешнюю и я не люблю, я оппозиционер с национал-патриотической и социалистической стороны, сталинист и старопатриот) власть и т.д.

Так вот: эта группа смотрит только телеканал "Дождь", слушает только радио "Эхо-Москвы", читает в смысле СМИ только "Новую газету", а в смысле литературы - только Улицкую (если это можно назвать литературой; "книги" - так назовём), танцует только под песни Макаревича и т.д.; политики для них в России - только Немцов, Явлинский и Шендерович, всё.

Ну и этой группе нужно когда-то где-то собираться всей массой, себя показать, других посмотреть и т.п. Раньше это происходило как раз на этих вот "либеральных митингах". Одни и те же 10.000 человек ходили раз в два месяца на эти митинги - совершенно не важно с какой заявленной темой - просто с указанной выше целью, ну и чтоб послушать традиционную субботнюю проповедь Немцова-Улицкой-Шендеровича-Явлинского.

И сейчас 80% всего состава "митингов Навального" - это они и есть. Вот я и говорю, мне их прям жалко стало, просто о них подумал (ведь я образец милосердия).

Конечно, на взгляд любого нормального человека - Навальный может даже в чём-то гаже Немцова и Явлинского с Шендеровичем, либо во всяком случаи "они одинаковы". Для нас, для просто нормальных людей, для 95% населения страны.

Но не для них. Для них, знаете ли - есть очень существенная разница между Навальным и Немцовым, понятная на уровне чувства и на уровне отторжения только им. Термин политологический "евро-бандеровец" существует, конечно, но всё-таки Бандера не "свой", а примкнувший временно.

И вот приходят они, значит, на свои насиженные прикормленные места, а там - бац! - и не Шендерович, а Навальный! Один сплошной Навальный. И занял там своими ягодицами всю трибуну, Улицкой и Шендеровичу места нет. Опа, облом!..

Это нам - нет разницы никакой, а им знаете как обидно...

Мало кто знает, что Запорожский автомобилестроительный завод был основан в 1863 году, когда меннонит Абрагам Яковлевич Кооп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам . Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги.

Сельскохозяйственную технику завод производил и после того, как был национализирован большевиками. Вот, стрёмная машина на этом фото, которую тащит трактор — это комбайн «Коммунар», одноименный с тогдашним названием завода:

В общем, лишь в конце 50-х было принято решение развернуть на заводе автомобильное производство. Тут явно ощущается влияние хохла Хрущова — потому что проще было бы, конечно, расширить завод МЗМА («Московский завод малолитражных автомобилей»), но как хохлу хохлам не порадеть с народной денюжкой на разворование? И вот в 1961-м из ворот завода выехал первый «горбатый» — странный гибрид из передранного (надо заметить, передранного на МЗМА — хохлы даже этого не могли) Фиата-600 и моторчика от фашистского бензогенератора (который передрали в НАМИ — ну как передрали, упёрли из Германии комплект документации да оснастку для производства).

Был ли у хохлов с завода Абрагама божий дар, и на какое ремесло они его сменяли — неизвестно, но вот то, что их закружило и понесло — это точно. Немедленно начали появляться всё более безумные конструкции. В том же 1961 году был придуман «грузовик» ЗАЗ-970:

Поскольку он создан на основе ЗАЗ-965 — мотор у него располагается, разумеется, снизу под грузовым кузовом. Рабочие на заводе прозвали его «Точило» - за запоминающуюся круглую форму передка. В серийное производство, к счастью, он так и не поступил — но хохлы не унывали, и придумали новое чудо: недопикап ЗАЗ-965П.

Затем «горбатого» на конвеере сменила «мыльница» ЗАЗ-967, и в парах клея БФ немедленно родился микроавтобус ЗАЗ-970Б:

Это была аж шестиместная машина, причем кроме пассажиров этот аппарат мог перевозить и грузы массой до 350 кг. Кожух двигателя этого недо-«минивэна» горбом выдавался сзади в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и представляли из себя маленькие детские стульчики.

Возможность возить грузы этот аппарат и сгубила — в ЦК КПСС резонно посчитали, что если пока что народ растаскивает народное достояние руками и мешками (много ли затолкаешь в коляску мотоцикла или в смешной багажник «запора»), то стоит народу дать подобную машину — объемы воровства резко увеличатся. Нет, это разрешить нельзя.

Несколько позже хохлы, обдумав причины провала, решили зайти с другой стороны — через такси, и предложили вот такого уродца:

Это вот поделие планировалось сделать из Таврии. На дворе был 1979 год, проект назывался незамысловато — «Такси». Водитель сидел над левым колесом (то есть прямо над коробкой передач), и так далее. В отличие от предыдущих «изделий» хохлогения, эта бредятина дальше макета не пошла.

Потом долбанула перестройка — и хохлы кинулись варить пикапы из, вы не поверите — запора-мыльницы:

Вот представьте — на дворе 1990 год, а запорожский завод гонит на рынок пикапы ЗАЗ-968МП. Эти пикапы делали по стапельно-обходной технологии - у бракованного кузова ЗАЗ-968М отрезалась задняя часть кабины, и приваривалась задняя стенка с окном. Качество было ужасным, но всё-таки в производстве МП-шки продержались два года.

Вот лично у меня сразу возник вопрос — а чому нi з Таврiи цэ робылы? Ведь понятно же, что пикап с довольно высоким V-образным мотором сзади — это бред, а вот пикап из переднеприводника вполне бы получился. Вот вам и пример:

Это Форд Фиеста начала 80-х годов, машина ровно такого же класса (более того — Таврия должна была быть точной копией Фиесты, именно этого требовал минавтопром от ЗАЗа, да вот хохлы не справились с копированием). На фото редкий вариант Urba — то есть открытый пикап. Между прочим, Фиеста в версии крытого пикапа («каблука» — у Форда это называется Courier) была в Европе очень популярна, ну а открытый пикап — это в России ахинея в принципе, это не для нашего климата машина.

Вы не поверите — в этот каблук влезает целый европоддон!

Но вернемся к нашим хохлам. Они не спали, и хотели сделать из Таврии вот такое вот чудо:

Это был тот же 1990 год, аппарат назывался Таврия ЗАЗ-1701. Больше всего машина напоминает катафалк, хотя конструкторами, очевидно, подразумевался «компактный семейный универсал». Вы не поверите — но я даже видел эту уникальную парашу живьем в Крыму.

Вообще-то, конечно, скаколи в начале 90-х успели понаклепать на базе Таврии целую кучу вариантов:

Зарплаты уже не платили — а кушать очень хотелось, от этого произошло частичное прояснение мозгов. Видите — там есть даже нормальные пикапчики на базе Таврии, и просто шасси под установку кузовов. Кроме катафалка есть даже санитарная машина — нет, не смейтесь, вон она торчит, беленькая. Здобули, практически. Но СССР закончился, и все эти потуги были уже никому не нужны. Последним высером хохляцкого автопрома стал так называемый Опель-Кучма, он же Славута:

Это уродливый как-бы-седан на базе Таврии. На нем история и завершилась. Дальше ЗАЗ начал собирать старый корейский Daewoo Lanos, а сейчас крутит и вовсе китайские автомобили. По несколько штук в месяц.

Эх, лучше бы они продолжали делать ветряные мельницы…