Что рассказывает кулигин о нравах калинова. Cочинение «Жестокие нравы города Калинова

От слова «изложение» у тебя начинает быстро колотиться сердце и потеют ладошки? Ты не любишь этот вид учебных работ, потому что отметки за него вечно портят балл по предмету? спешит на помощь, чтобы посвятить тебя в тайны письменных пересказов текста.

Если вкратце, то изложение — это нечто среднее между диктантом и сочинением: уже готовый текст необходимо воспринять, осмыслить и воспроизвести. Так как подробную инструкцию по написанию пересказа текста даёт учитель, мы не будем описывать поэтапно весь процесс, а сконцентрируемся на самых проблемных моментах. О чём стоит помнить?

Держи ухо востро

Возьми на урок пару ручек или карандашей и сосредоточься. Это предостережёт тебя от возможных фейлов: отвлёкся и прослушал кусок текста, не успел сделать пометки из-за закончившегося стержня в ручке или поломанного карандаша.

Не забывай о специфике изложения

Изложения бывают контрольными и обучающими, подробными и краткими. Это может быть текст-повествование, описание или рассуждение. Поэтому обрати внимание на условия написания изложения. Если учитель просит написать подробное изложение, постарайся запомнить или записать мелкие подробности, сохранить авторские конструкции и прямую речь. Когда нужно написать краткое изложение, не зацикливайся на деталях, старайся передавать только самое основное, раскрыв тему и идею текста.

Следуй инструкции учителя

Не игнорируй установки учителя, если хочешь получить высокий результат. Слушая текст, представляй его в голове в виде образов, вместе со всеми участвуй в составлении плана текста, не пиши во время первого прочтения, не торопись переносить текст в чистовик, пока такой команды не было.

Оставляй пустые строки в черновике

Так как весь текст во время второго прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию.


Удобнее писать черновик изложения карандашом или капиллярной ручкой

Сокращай

Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их. Но не переусердствуй.

Используй каждую минуту

Не отвлекайся на посторонние дела, а эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.

Сомневаешься — замени

Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора. Не знаешь, как правильно писать слово? Замени его синонимом или опусти (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.


Перепроверяй себя

Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.

Помни про абзац

Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.

Желаем тебе высоких отметок за изложение! Тем более, что это один из выпускных экзаменов в 11 классе, который . А если нужно подтянуть школьную программу по русскому, то , которые объяснят сложные моменты на пальцах.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По

По способу восприятия прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные

По характеру текста

По цели проведения изложения

Выразительно читает текст;

Оценка изложений

Дополнительно:

Как писать сжатое изложение?

Во-первых, вспомним, что такое изложение.

Изложение – вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста. Сжатое изложение – это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста.

В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.

Сжатое изложение – это первое задание, которое вам предстоит выполнить на ОГЭ по русскому языку.

Как написать изложение по русскому языку?

Это задание призвано проверить навыки информационной обработки текста.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения,

необходимо выполнить следующие задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы;

2) Применить не менее одного способа сжатия текста;

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 90-110 слов).

Прослушивание текста

Самая сложная задача - запомнить и записать текст.

Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 3-4 минуты на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность.

Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

Микротемы

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части - микротемы.

Микротема - содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную.

Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и упрощение (замена) .

1. Исключение

Вводных слов;

Однородных членов предложения;

Повторов;

Однотипных примеров;

Риторических вопросов и восклицаний;

Деталей, содержащих второстепенную, несущественную информацию;

Пояснений;

Рассуждений;

Описаний;

Слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

Частей предложений;

Конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

Ряда предложений, связанных одной мыслью;

Частей предложений;

Конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3. Упрощение (замена)

Сложного предложения – простым;

Части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

Прямой речи – косвенной;

Части текста одним предложением;

Части предложения местоимением и т.д.

31. Изложение, виды изложений, методика их проведений.

Воспроизведение текста имеет устную форму - пересказ и письменную форму - изложение. Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования, запоминания, воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся, а также для развития речемыслительных механизмов, тренировки памяти, закрепления и проверки правописных умений и навыков.

Классификация изложений происходит по разным основаниям.

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые.

Как писать изложение. Памятка.

Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочные(выбирается одна из микротем текста) или дополняющие(учащиеся должны дополнить текст концовкой, началом, описаниями или рассуждениями. Это вид работы называется изложение с элементами сочинения) исходный текст.

Изложение с дополнительным заданием (или осложненное, или творческое) может заключаться в замене лица рассказчика.

По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные на основе прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).

По характеру текста изложения делятся изложения повествовательного характера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики.

По цели проведения изложения делятся на обучающие и контрольные.

Как следует проводить обучающее изложение?

Непосредственно на уроке подготовка заключается в следующем: учитель

Выразительно читает текст;

Объясняет непонятные слова и выражения;

Проводит беседу с классом по содержанию.

В ходе беседы учитель добивается ответа на следующие вопросы:

1) В чем заключается основная мысль текста?

2) На какие части делится текст?

3) Какова связь между частями?

4) Какими художественными средствами раскрывается главная мысль?

Изложение является необходимым методом, переходным от трансформации готового текста к созданию собственного высказывания.

Оценка изложений

Примерный объем текста для подробного изложения - изложения, близкого к тексту, - определяется для 5 класса в 100–150 слов, для 6 класса - 150–200, для 7 класса - в 200–250, для 8 класса - в 250–350, для 9 класса - в 350–450 слов.

Объем текстов контрольных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Дополнительно:

Так как при написании изложения существуют типовые ошибки, целесообразно оформить требования, предъявляемые к этому виду письменной работы, в виде памятки.

Не стремиться воспроизвести текст дословно!

Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т. п.).

Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

Правильно употреблять личные местоимения.

Для методики проведения изложений надо иметь в виду следующее: изложения на основе услышанного, то есть воспринятого только на слух, текста представляют для многих учащихся (особенно визуалов) значительную трудность, так как требуют большой концентрации внимания, поэтому учитель должен целенаправленно учить детей этапам восприятия и переработки текста.

Как достичь наилучших результатов при подготовке к написанию сжатого изложения

Баранова Н.Н., преподаватель русского языка
(Факультет довузовской подготовки ТулГУ)

Кратко изложить прослушанный текст - сложное задание, поэтому мы рекомендуем сначала поработать с текстом, который можно увидеть, прочитать. Текст, визуально воспринимаемый, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению, на нём достаточно легко отрабатываются различные приёмы компрессии.

Как написать изложение кратко и правильно?

Последовательность работы при визуальном восприятии текста

  1. Прочитайте исходный текст.
  2. Подчеркните ключевые слова и предложения.
  3. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.
  4. Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
  5. Используя различные способы сжатия, сократите текст.
  6. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи каждой из них.
  7. Проверьте связь между частями изложения.
  8. Проверьте наличие авторского замысла.
  9. Напишите сжатое изложение.
  10. Как показывает практика, выполняя данное задание, учащиеся идут по одному из двух путей написания изложения.

Первый путь:

  • написание подробного изложения;
  • компрессия подробного изложения до требуемого объёма.

Второй путь:

  • краткая запись микротем изложения;
  • «наращивание» внутри каждой микротемы до требуемого объёма (компрессия производится на уровне внутренней речи).

Какой бы путь вы ни выбрали, писать изложение вам будут помогать опорные (ключевые) слова или словосочетания и грамотно составленный план.

После того как первый этап работы по сокращению текста освоен, можно переходить к более сложному виду - изложению по тексту, непринимаемому на слух. Логически выстроить работу помогут предварительные записи, на их основе составляется подробный план. Составление плана - чрезвычайно важный приём подготовки к изложению, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Именно подробный план не позволит удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также последовательность и связанность частей.

Последовательность работы при восприятии текста на слух

  1. Прослушайте исходный текст.
  2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор?).
  3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений:
  • в повествовании - начало события, ход его, кульминация, конец;
  • в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки;
  • в рассуждении - общие положения, аргументы, доказательства, вывод.
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
  • Выберите способы компрессии для каждой части текста.
  • Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
  • Проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла.
  • Напишите сжатое изложение.
  • Перечитайте полученный текст и посчитайте количество слов (их должно быть не менее 70). Если объём меньше, надо определить ту часть, которую можно расширить.
  • Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
  • Напишите сжатое изложение.
  • Восприятие текста, или аудирование

    Аудирование (от лат. audire - «слышать») - это процесс восприятия и понимания речи говорящего. Основная цель аудирования - понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания.

    По мнению учёных, слышать (воспринимая, понимать) речь собеседника могут далеко не все. Между тем умение слушать — показатель речевой культуры человека, проявление способности адекватно понимать и верно оценивать звучащую речь. Это умение является важнейшим условием для успешного овладения основами наук по разным школьным предметам.

    Восприятие — процесс, требующий повышенной концентрации внимания. Поэтому надо чётко сформулировать себе цель аудирования и стараться подчинить ей всю работу со звучащим текстом. Внимательно следите за интонацией чтеца, какие слова выделены особенно (именно с их помощью привлекается внимание слушателя к ключевым понятиям, мыслям).

    Известно, что аудиоинформация воспринимается значительно легче, если она подкреплена зрительной наглядностью. На экзамене роль визуальных средств при аудировании могут выполнять ключевые слова, план (простой, подробный, тезисный).

    Если вы при первом прослушивании текста изложения или сразу после него сумели составить список ключевых слов, то второе прослушивание становится целенаправленным, осмысленным и углублённым, поскольку этот рабочий материал становится зрительной опорой, которая включается в приём аудиоинформации и в определённой мере упрощает этот процесс.

    Восприятие текста требует умения погружаться в авторский замысел, идею произведения, умения структурировать содержание, определять микротемы и видеть, как они связаны между собой. К сожалению, эксперты часто отмечают тот факт, что текст воспринимается пишущим формально, и это отражается в изложении: сохраняются внешние приметы связности, а смысл тем не менее искажён или вообще утрачен. Чтобы избежать подобного явления, вникайте в смысл прослушанного или прочитанного текста, формулируйте тему и идею произведения, находите ключевые слова, выделяйте микротемы. Такой анализ позволит правильно провести следующую часть работы — компрессию .

    Компрессия текста

    Степень сжатия исходного текста в изложении может быть различной, однако важна не степень сжатия текста, а то, может ли выпускник передать содержание исходного текста сжато. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Напомним: в изложении должно быть не менее 70 слов.

    Необходимо чётко следить за тем, чтобы в сжатом изложении сохранились все микротемы исходного текста. Напомним: в требованиях к сжатому изложению сказано о том, что теперь исходный текст содержит 3 микротемы.

    Основные приёмы компрессии текста

    Существуют различные подходы к определению способов и приёмов сжатия текста — языковые и содержательные. Однако надо отметить, что если по отношению к содержательным способам методисты единодушны, то сами языковые способы свёртывания называются ими по-разному.

    К основным языковым приёмам компрессии исходного текста одни авторы относят:

    1. Исключение:
    • повторов;
    • одного или нескольких из синонимов;
    • уточняющих и поясняющих конструкций;
    • фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
    • одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.
  • Обобщение:
    • замена однородных членов обобщающим наименованием;
    • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
  • Упрощение (или сочетание исключения и обобщения):
    • слияние нескольких предложений в одно;
    • замена предложения или его части указательным местоимением;
    • замена сложноподчинённого предложения простым;
    • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
    • замена прямой речи косвенной.
    1. Исключение:
    • отдельных членов предложения;
    • однородных членов;
    • повторов;
    • одного или нескольких синонимов;
    • фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.
  • Замена:
    • однородных членов обобщающим словом;
    • фрагмента предложения синтаксическим синонимом;
    • прямой речи косвенной;
    • предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.
  • Слияние:
    • двух простых предложений или сложного и простого. Как правило, сопровождается заменой или исключением.

    Синтаксическая компрессия предусматривает сжатие предложения при помощи пропуска сказуемых (эллиптирования), неполноты, бессоюзия, синтаксической асимметрии (пропуска логических звеньев высказывания). Степень компрессии исходного варианта текста определяется поставленной коммуникативной задачей и может быть различной — от незначительного сокращения до сжатия в одно предложение, которое выражает главную мысль произведения.

    Какой бы вариант вы ни выбрали, принципы сжатия едины. Рассмотрим их.

    Основные принципы сжатия текста

    1. Вы должны продемонстрировать не столько репродуктивные, сколько продуктивные коммуникативные умения.
    2. Сокращения в тексте не должны носить случайный, субъективный характер.
    3. В результате сжатия должен получиться связный, логичный сокращённый текст, а не его план или подробный пересказ.
    4. Необходимо сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею (основную мысль) исходного текста. Основными содержательными формами компрессии можно назвать такие:
    • разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
    • свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

    Итак, выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, лексико-грамматических особенностей текста и вашей подготовленности. Однако независимо от того, какие способы вы выбираете для выделения основного содержания текста, сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

    • сохранение последовательности в развитии событий; в наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
    • установление смысловой и грамматической связи между предложениями;
    • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания.

    В 1-й части экзамена эксперты проверяют следующие коммуникативно-речевые умения выпускника:

    • умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
    • умение сокращать текст разными способами;
    • умение правильно и логично излагать свои мысли;
    • умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

    Список использованных источников

    Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ. Учебно-методическое пособие. (Под редакцией Н. А. Сениной) Издательство "Легион". Ростов-на-Дону. 2016.

    Вернуться в раздел "Информация"

    Памятка для учащихся

    «Как писать сжатое изложение»

    1. Прослушайте текст.

    2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

    Определите тему текста (о чем текст?).

    Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

    Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

    3. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

    4. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

    5. Прослушайте текст во второй раз.

    6. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.

    Как написать изложение в 9 классе на ОГЭ?

    Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

    7. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

    8. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

    9. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Объём изложения – не менее 90 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

    Основные средства связи между предложениями в тексте

    Название средства

    1.Слова-заместители

    местоимения девушка – она

    наречия в лесу – там

    синонимы быстро, стремительно

    различные оценочные обозначения

    храбрец – богатырь

    родовидовые слова деревья – березы

    имя собственное – имя нарицательное

    офицер – Соболевский

    2. Лексические повторы

    Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку .(Ю. Олеша)

    3. Соответствие видовременных глагольных форм

    Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

    4. Предлоги

    Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

    5. Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

    Вдали слышался страшный шум.

    Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

    6. Параллелизм

    …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

    7. Противопоставление

    Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед . Он попятился назад . (Чехов А.П.)

    8. Вопросительные предложения.

    Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

    1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

    2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

    10. Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

    Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя Нахохлились оба , и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)

    11. Последовательность в изложении мыслей

    встал, умылся, позавтракал

    12. Слова-организаторы логических связей

    вот, почему, из этого следует и др.

    13. Вводные слова, организующие порядок высказывания

    итак, наконец, в заключение разговора.

    Сайт создан по технологии

    Когда говорят о необходимости написать изложение, то почему-то всем кажется, что это очень легко: читают текст и нужно его просто пересказать. Но это обманчивая легкость, и без специальной целенаправленной систематической подготовки с таким заданием ребенку успешно не справиться. Ведь недаром писать изложения учат на протяжении всего школьного курса русского языка, а не год-два.

    Какие подводные камни нужно учитывать? Каков алгоритм действий?

    Прежде всего внимательно прочитать (выслушать) задание: какое изложение требуется написать. Возможно, это будет подробное изложение. Тогда необходимо пересказать содержание как можно ближе к исходному тексту. В таком случае не требуется проводить какую-то дополнительную работу с содержанием – только понять главную мысль, логику ее изложения автором и постараться все это письменно передать.

    Если задано написать сжатое изложение, тогда особенно необходимо вникнуть в смысл текста, выделить ключевые, самые важные для его понимания слова, опустить все, без чего можно обойтись, не исказив основную мысль содержания.

    При выборочном же изложении нужно быть очень внимательным, суметь выделить в тексте темы и пересказать не все содержание прочитанного отрывка, а только о каком-то заданном явлении, персонаже, предмете.

    При первом чтении текста, предназначенного для последующего изложения, необходимо настроиться на восприятие содержания, понимание основной мысли автора, какие имеются смысловые части. Самое важное уяснить – а зачем автор это написал? Что он хотел сказать? Во время первого прочтения текста обычно не рекомендуют что-либо писать, а вот после – записать основные, ключевые для раскрытия основной мысли слова и словосочетания, причем оставлять между ними большое пустое пространство, чтобы потом можно было вписать еще. Сразу определить стиль (художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный). Частой ошибкой является именно изменение стиля при написании изложения.

    Также первоочередной задачей является и установление типа речи: описание, повествование, рассуждение. При описании нужно определить предмет и какие его признаки выбраны автором как характерные. Если повествование, то как начинаются события, каковы кульминация (самое напряженное сюжетное действие) и развязка. При рассуждении необходимо четко выявить тезис, доказательства и вывод.

    После первого прослушивания можно набросать и план текста. Чем подробнее ребенок составит его, тем легче будет восстановить исходное содержание. План служит как бы путеводной нитью при дальнейшей работе над изложением: перед ребенком выстроится логическая схема письменной работы.

    Во время второго чтения нужно более четко определить границы микротем текста, которые и будут абзацами. В оставленные пустоты вписать недостающие слова.

    После завершения повторного чтения ребенок пишет черновой вариант заданного изложения (подробное, сжатое или выборочное).

    При этом нужно помнить, что он пишет изложение, то есть излагает чужую точку зрения, и свои коррективы, умозаключения, представления, изменения в текст вносить не надо.

    Обязательно необходимо сверить логику получившегося изложения с авторской, набросанной на листке при прослушивании в виде рабочего плана. Проверяется еще раз тип и стиль речи: нет ли расхождений с авторским?

    В конце работы ребенок проверяет орфографическую и пунктуационную правильность. Если есть сомнения, то слово заменяется синонимом, а предложение другим, более прозрачным для постановки знаков препинания. Однако не стоит, дабы избежать пунктуационной ошибки, все предложения делать простыми. Чем старше ученик, тем более красочной, сложной должна быть его речь.

    Лучше всего научат ребенка писать качественные изложения все-таки опытные проверенные преподаватели на специальных курсах. Конечно, можно и самостоятельно подготовить любимое чадо к написанию изложения во время учебного года или на государственном экзамене. Но даже в этом случае учеба на курсах в организациях дополнительного образования поможет и вам, и вашему ребенку быть уверенным, что он действительно отлично справится с этой работой: умеет слушать, слышать и стройно, логично излагать текст в соответствии с предложенным заданием.

    Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

    Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

    План урока:

    Что значит излагать и как это должно быть?

    Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

    Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

    Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

    Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

    Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

    Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

    У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

    • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
    • правильно применять стиль и речь при пересказе,
    • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
    • всё оформлять с началом и завершённым концом,
    • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

    Немало, правда? Хорошая и оттачивания навыков!

    Это общие требования в школе ко всем , независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

    Как можно пересказывать?

    В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

    Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

    В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

    • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
    • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
    • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

    Но это ещё не всё!

    По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

    • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
    • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
    • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами . Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
    • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

    С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

    Учимся писать изложение

    В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

    Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.


    Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

    На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

    Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте» )

    Всего вам доброго!

    Евгения Климкович.

    Одним из заданий на ГИА по русскому языку является написание краткого изложения. Его цель - проверить умение запоминать, анализировать информацию и излагать ее на бумаге в сжатом виде. С виду простая задача на деле оборачивается массой проблем и низких баллов, и всё потому, что учащиеся не знают, как написать изложение ОГЭ по русскому языку так, чтобы его оценили высоко.

    Немного о главном
    Большинство преподавателей начинает подготовку учеников к ГИА с напоминания
    о том, что на тесте обязательно должна быть пишущая ручка. Подготовительный этап теста требует особой внимательности, потому что аудиозапись, которую включит экзаменатор, прослушать можно будет лишь дважды с перерывом в 3-4 минуты. Сам текст звучит не более пяти минут, объем его составляет 170-200 слов.

    Во время прослушивания текста следует делать записи, отмечая как основную идею, так и второстепенные нюансы, которые пригодятся для того, чтобы написать изложение ОГЭ успешно.

    Объем сданного текста должен составлять не менее 70 слов (если их будет меньше, работу не примут и баллы за нее не начислят). Однако не стоит забывать о правилах подсчета лексических единиц, согласно которым некоторые служебные части речи не учитываются. Чтобы не попасть впросак, лучше написать изложение ОГЭ по русскому языку объемом 80 - 100 слов.

    Общие рекомендации
    Как показывает практика, для многих самой сложной задачей остается необходимость уловить смысл текста, выделив три микротемы. Чтобы справиться с ней, рекомендуется при первом прослушивании отмечать ключевые слова (достаточно двух-трех для запоминания), которые послужат для вас напоминаниями. Не повторяйте ошибок прежних поколений, стараясь записать всё дословно. Вряд ли успеете, но точно потеряете время.

    Под микротемами подразумевают составляющие исходного текста аудиозаписи. Как правило, они состоят из нескольких предложений, которые автор объединил одной мыслью. Очень важно записать их в виде кратких тезисов, что послужит своеобразным планом при написании изложения ОГЭ.

    Уже после первого прочтения следует уяснить для себя, что хотел сказать автор, вспоминая последовательность его мыслей. Проверить и исправить свой конспект можно будет во время второго прослушивания.

    Как правильно писать изложение
    Если пометки с ключевыми словами делаются грамотно, то проблем с написанием изложения на ОГЭ в 9 классе не возникает. Для получения высокого балла учащемуся придется просто дописать предложения, сказав в них самое главное и отбросив второстепенное. Для этого следует использовать методы сокращения текста, рекомендуемые самими методистами ФИПИ при подготовке к написанию изложения на ОГЭ. Речь идет о:

    • Обобщении. Здесь подразумевается объединение однородных понятий. С помощью этого приема можно ставить в текст общее слово вместо ряда однородных членов или даже простых предложений, которые не несут в себе важной информации. Например, в задании по написанию изложения по русскому языку прежних лет было следующее: «Растаял снег, зазвенели ручьи, началась капель». Было бы ошибкой оставлять их все в исходном виде.
    • Исключении. Это самый простой метод, согласно которому следует опускать перечисления (день был солнечный, летний, радостный), причастные и деепричастные обороты (шел дождь, сопровождающийся раскатами грома). Одним словом, в рамках этого приема не нужно в свое изложение по русскому языку вписывать слова, которые отделяются запятыми и при исключении не искажают сути текста.
    • Упрощении. Задача этого способа - преобразовать сложное в простое. То есть, составляя собственное изложение на ОГЭ в 9 классе с помощью упрощения, можно заменять как сложносоставные предложения простыми, так и несколько простых предложений заменяя одним.

    В правилах не указано, какой из этих методов предпочтительнее. Главное,
    выполнить условия задания, написав хороший текст без ошибок. Не менее важно написать изложение последовательно, выделив несколько абзацев, предположительно сохранив структуру исходного текста. Конечно, ваша речь должна быть грамотной.

    Что оценивается
    Размышляя о написании изложения, помните, что на общую оценку влияют точность передачи сюжета, связь между предложениями и микротемами, наконец, орфография и пунктуация. Проверяющие оценивают также количество использованных приемов сжатия текста, смысловую целостность, наличие микротем, деление текста на абзацы, выставляя баллы соответственно. Желательно поработать над почерком заранее, сделав его более понятным и разборчивым.

    Максимальная оценка за сжатое изложение по русскому языку - 7 баллов.

    Как подготовиться
    Чтобы уловить мысль автора и правильно передать ее, следует много читать и тренироваться в написании сжатых пересказов. При этом целесообразно использование пособий ФИПИ и примеров, опубликованных на их сайте. Если уверенности в собственных силах недостаточно, можно воспользоваться услугами репетиторов, в том числе и преподающих на курсах по подготовке к ОГЭ в Москве, Санкт-Петербурге и регионах.

    Великий, могучий, прекрасный и такой родной русский язык! Изложение ОГЭ на первый взгляд написать не сложно, но в критический момент каждый может растеряться и наделать ошибок. Чтобы этого не произошло, следуйте нашим рекомендациям и не забывайте о практике!

    Вконтакте