Демоверсия огэ по истории фипи. Регламент проведения ЕГЭ по истории

«История – не учительница, а назидательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» — считал великий русский историк В.О. Ключевский. Не будем совершать ошибки, а начнем учить уроки ЕГЭ 2018 года с изучения новой демоверсии экзамена.

ЕГЭ по истории стал сложнее!

В августе 2018 года ФИПИ опубликовал новые ориентиры для подготовки выпускников к Единому государственному экзамену. Среди многих предметов, в основных документах которых произошли серьезные изменения, новый подход необходим теперь и при подготовке к истории. Причем это те изменения, которые существенно осложняют сам экзамен, и без того достаточно специфичный!

Результаты ЕГЭ по истории по 2018 году остались на прежнем уровне. В этом году ЕГЭ сдавали более 750000 тысяч школьников по всей территории РФ. 650000 тысяч человек являются выпускниками нынешнего года.

В этом году количество аннулированных работ значительно уменьшилась. За весь период ЕГЭ с экзаменов удалили около 400 человек, более половины из них пытались воспользоваться мобильным телефоном.

Средний балл в 2018 году – 60 баллов. Экзамен сдавали 130000 тысяч человек, на 1,5% больше, чем в 2017 году. 260 человек набрали максимальное количество баллов, а 9% не смогли сдать экзамен.

А вот и наш опыт работы по подготовке выпускника к ЕГЭ-2018:

Демоверсия ЕГЭ 2019 по истории

Итак, кодификатор — перечень проверяемых на ЕГЭ тем не изменился, так как остались действовать старые стандарты для выпускников 2018 года, также, как и демоверсия — структура и уровень сложности, предлагаемые типы заданий, во многом изменились. Обратим внимание на демоверсию ЕГЭ 2019 по истории!

Каковы основные изменения в ЕГЭ 2019 по истории?

На самом деле, изменений качественного уровня в заданиях нет. В части 1 ничего не изменилось. Небольшая редакция критерия оценивания задания 21 (к тексту источника).

В отличие от материалов ОГЭ (для 9 класса), нет тестовой части. Вернее. ее нет в том привычном виде, в котором мы ее привыкли видеть! Нельзя выбрать один верный ответ из четырех предложенных. Теперь нужно четко знать последовательность событий, термин, а, главное, не только знать основные исторические источники по истории страны, но и уметь их трактовать, привязывать к событиям и делать выводы! Вот например, как начиналась .

Все просто, если здесь знаешь, что произошла в 1240 году, и знаешь правила перевода лет в века (к первым двум цифрам четырехзначного номера прибавляешь один и получается искомый век), то ответ 3.

Невская битва 1242 года (12 +1) = XIII век

Теперь все стало сложнее. Вот первый вопрос демоверсии 2018 года:

Вопрос 1 демоверсии ЕГЭ 2019 по истории

Вопрос не только на знание дат, даже, скорее, на умение сопоставить хронологически целые эпохи. Итак, если не знать точную дату:

То можно «привязать» эту дату к истории вспомнить, что эти события непосредственно связаны с созданием утверждением идеологической концепции

Теория «Москва — Третий Рим».

То есть, даже не знание точных событий всемирной истории, не должно Вас смущать. Хотя, отметим, что это становится необходимой компетенцией!

Как мы увидим, продолжив наш разбор демоверсии 2019, больше стало заданий на работу с сохранился в прежнем объеме блок заданий с картами и иллюстративным материалом (сложных, как правило, для выпускника). И особенно с 2017 года усложнена письменная часть 2. Так, вместо ставшего всем привычным задания введено ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ, о котором наш отдельный разговор и

Начнем анализ демоверсии!

Теперь по порядку пройдемся по заданиям, часть из которых уже встречалась нам в старой демоверсии 2016 года, а часть либо поменяла нумерацию, либо вовсе принципиально новое задание.

Задание чуть усложнено (6 вариантов на выбор вместо прежних 5), но в таком содержании не должно представлять угрозу. Если не знать этих ключевых дат, зачем тогда вообще идти на ЕГЭ по истории?

Для легкости запоминания даже таких дат, можно включать ассоциативную память, вспоминать литературные произведения, картины, рассказывающие о событии.

Ответ: 2643.

Третий вопрос похожий, но здесь не соответствие множества явлений, а общий ряд. Проверяется знание терминов, характеризующих явления одного из периодов истории страны (в данном случае XIX век), и умение вычленить термин, выпадающий из общего ряда.

ЗАДАНИЕ ИЗМЕНИЛОСЬ! И усложнено к тому же, требуется дать 2 ответа!

Вопрос 3 демоверсии ЕГЭ 2019 по истории

Вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, военные поселения характеризуют период правления Александра I и Николая I (1801-1855 гг.). Мировые судьи — результат осуществления судебной реформы Александра II (1855-1881). А вот третьеиюньский переворот — событие 1907 года, завершившее Первую русскую революцию (1905-1907 гг.).

Ответ: 46.

Изменение выборной системы в III Государственную Думу в пользу правительства — один из результатов роспуска II Думы без ее согласия (что фактически нарушало Основные законы Российской империи 1906 года), поэтому и переворот. Октябристы — политическая партия «Союз 17 Октября», ключевые участники событий, связанных с первым этапом российского парламентаризма начала ХХ века (1906-1917 гг.).

Итак, если Вы знаете, что Царь Иван IV разделил в годы опричнины (1665-1672) на собственно опричнину и ЗЕМЩИНУ, Вы напишете этот термин, если нет… Увы! Ответ: ЗЕМЩИНА. Подробнее

Вот это задание посложнее задания на соответствие №2, здесь уже не только нужно знание фактов (что, например, в русле политики «Просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой был созыв Уложенной комиссии 1767 года).

P.S. Боя у разъезда Дубосеково НЕ БЫЛО!!! Типичный фрагмент пропаганды и истории страны как ее составной!

Справка-доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах»

Еще один вопрос на соответствие, на этот раз между историческими личностями и событиями, в которых они приняли участие.

Вопрос 9 демоверсии ЕГЭ 2019 по истории

Методом подбора: в Ледовом побоище 1242 года Святой Александр Невский разбил тевтонцев, полководцем в Ливонской войне являлся друг, а, затем, и враг Ивана Грозного, Андрей Курбский.

Кавалерией Петра I в Полтавском бою в 1709 году командовал его соратник Меншиков, а советский полководец Михаил Фрунзе разгромил войска барона Врангеля в Крыму в 1820 году в ходе завершающей фазы Гражданской войны (1918-1922 гг.). Вопрос не представляется сложным, хотя также чуть осложнен еще одним лишним вариантом ответа.

Ответ: 4356 .

Это типичный вопрос на умение анализировать источник. Логика рассуждений может быть такой: 1) Это период СССР. 2) Воспоминания (мемуары) после себя оставил только из руководителей страны Н.С. Хрущев. 3) «Я критиковал Сталина…». Вспомним ХХ съезд партии 1956 года. 4) Для проверки. Действительно, с 1958 по 1964 гг. Хрущев занимал пост и руководителя партии (Первого секретаря ЦК КПСС) и главы правительства и государства (Председатель Совета Министров), как в тексте и сказано.

Главное при работе с текстами — это выделять смысловые маркеры! Подробнее о принципах работы с текстами на ЕГЭ по истории

11 ЗАДАНИЕ ИЗМЕНИЛОСЬ в содержательной части! И усложнено к тому же, требуются достаточно глубокие знания по ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ (Третий крестовый поход, как Вам?)!

Вот что было в 2016 году:

А вот, что стало:

Вопрос 11 демоверсии ЕГЭ 2018 по истории

Здесь нужно обратить внимание на кодификатор ЕГЭ по истории, где вместе с необходимыми для подготовки к экзамену темами, содержится перечень событий и процессов всемирной истории, которые могут проверяться на ЕГЭ. И, зачастую, они не имеют прямого отношения к истории России.

Кодификатор ЕГЭ по истории 2019. Перечень проверяемых событий Всемирной истории

И, конечно, нужно не только знать даты, по русской истории, прежде всего, но и, думая, проводить ассоциации: Мономах ходил в Крестовый поход 1111 года? Да! Значит, примерно в это время и в Европе были Крестовые походы. Одновременно с отменой Крепостного права в России 1861 года в США шла Гражданская война, и Линкольн отменил рабство!

По моему мнению, величайшие события в мире в настоящее время - это, с одной стороны, американское движение рабов, начавшееся со смерти Брауна, и, с другой стороны, - движение рабов в России.

О Реформации, простите, сейчас не буду

Вопрос 11 демоверсии ЕГЭ 2019 по истории. ОТВЕТ

Более сложный вопрос на анализ источника, требует не только уметь работать с ним, но и опираться на известные факты, прямо в источнике не указанные. Как мы видим, исторический контекст, сопутствующий указанной телеграмме — это Корниловский мятеж (августовский) 1917 года.

Итак, понятно, что события происходят уже в ситуации революционных потрясений 1917 года, вариант 1 не верен. Август месяц, у власти еще Временное правительство, а не большевистский Совет Народных Комиссаров СНК) — результат их достижений Октябрьского переворота. Вариант 2 не верен. Но, его бы не было, будь Корнилов удачливее. Его замыслы по подавлению революции не удались. Вариант 5 также не верен.

Вопрос 13 демоверсии ЕГЭ 2019 по истории.

Итак, прежде всего при анализе карты мы обращаем внимание Что мы видим: и их названия, походы русских территорию единого русского государства… Делаем вывод — перед нами на карте первый этап истории России, и события, связанные с ним!

И, соответственно, стрелки на карте, обозначающие военные походы, причем со значительной активностью? Вспомним сразу имя наиболее активного во внешней политике и завоевательных походах древнерусского князя? Кого киевляне упрекали:

«Почто, князь, нами править не хочешь?»

6) Киевский князь Олег совершил поход, обозначенный в легенде схемы цифрой «2». Ну и верный вариант, внимательно смотрим, и видим стандартный для древнерусских князей поход на Царьград по пути «из варяг в греки». Об этом мы с Вами Верный вариант.

Ответ: 146.

Новое задание, которое посвящено пониманию тенденций и фактов культурного развития. Блок «Культура» тоже усложняется, таким образом.

Здесь Вам помогут и знания дат:

1185 года — предположительная дата похода, описанного в «Слове о полку Игореве» (XII век)

И фактов:

1965 год — лауреат Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»)

Задание на работу с иллюстративным материалом.

Вопрос 18 демоверсии ЕГЭ 2019 по истории

Нужно знать, что Михаил Тухачевский — герой Первой мировой, Гражданской войн. Был уничтожен на пике сталинских репрессий в 1937 году (1 подходит), будучи обвинен в заговоре против Лучшего друга советских детей. А также, что естественно, годы правления наших руководителей государства: Николай II правил с 1894 по 1917, 1893 (2 не подходит!!!), Н.С. Хрущев был у власти с 1956 по 1964 гг. (5 подходит).

Ответ: 15.

И завершающий вопрос части 1. Он логически связывается с стоящим перед ним, не следует это забывать!

Вопрос 19 демоверсии ЕГЭ 2019 по истории

Как мы уже поняли, ответ 1 НЕ ВЕРЕН, Тухачевский не жил во время ВОВ. Также и первая железная дорога в России была построена в 1837 году, задолго да рождения Тухачевского. 2 НЕ ВЕРНО.

А вот Российский парламентаризм (деятельность первых Дум 1906-1917) и создание СССР в 1922 году Тухачевский застал. Варианты 34 ВЕРНЫ.

Ответ: 34.

На этом мы закончим разбор тестовой части 1 демоверсии ЕГЭ 2019 по истории. Ответы на сложные письменные задания — в приложениях к демоверсии, одно из них нами при изучении первой вводной темы истории страны о А об

Напомним, что Вы можете выполнять задания, и обсуждать их

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году единого государственного экзамена
по ИСТОРИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по истории признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по истории.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ включают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают

возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования по данному профилю. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их подготовки по истории.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
  • задания на определение последовательности расположения данных элементов;
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;
  • задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

20-22 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

23-25 - задания, связанные с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 - анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта, каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны.

Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы.

История | ЕГЭ 2018

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №2» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №3» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №4» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №5» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №6» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №7» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №8» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №9» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №10» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ» онлайн

Обществознание | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ по обществознанию знакомит школьников с заданиями демоварианта ЕГЭ 2018 года ФИПИ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №1» онлайн

Обществознание | ЕГЭ 2018

Пройти тест «ЕГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №2» онлайн

Обществознание | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по обществознанию знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №3» онлайн

Обществознание | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по обществознанию знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №4» онлайн

Обществознание | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по обществознанию знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию соответствует демоварианту 2018 года.

Ответ: 321
Пояснение:
1) Крымская война – 1853 – 1856 гг. Началась война при императоре Николае I, а завершать её пришлось его сыну, Александру II.
2) Реформа патриарха Никона – 1650-е гг. Реформа привела к расколу Русской православной церкви - отвергнувшие её стали называться старообрядцами.
3) Падение Византийской империи - 1453 г. Турки-османы захватили столицу Византии, Константинополь.

Задание 2.

Ответ: 2643
Пояснение:
А) Первое летописное упоминание о Москве было при ростово-суздальском князе Юрии Долгоруком. Если мы говорим об отдельном ростово-суздальском княжестве, значит, это событие относится к периоду политической раздробленности на Руси. Классическая дата начала раздробленности - 1132 г., смерть сына Владимира Мономаха, Мстислава Великого. А поставил точку в объединении русских земель Василий III, правивший в первой трети XVI в. В этот промежуток входит лишь одна дата - 1147 г.
Б) Карибский кризис - одно из важных событий Холодной войны, которая началась уже после окончания Второй мировой войны. Мы также помним, что этот кризис разразился при Хрущёве (1953 – 1964 гг.). Значит, из списка подойдёт только 1962 год.
В) Бородинская битва - сражение Отечественной войны 1812 г. Год определяется автоматически.
Г) Медный бунт - наряду с Соляным бунтом, восстанием Степана Разина, Соловецким сидением дал XVII веку наименование «бунташный». К этому веку относится только 1662 год.

Отметим события, произошедшие в оставшиеся годы: в 988 году князь Владимир принял христианство по православному образцу, а в 1939 году СССР подписал пакт о ненападении с Германией, ввёл войска в Польшу, столкнулся с Японией на Халхин-Голе в Монголии.

Задание 3.

Ответ: 46
Пояснение:
1) Вольные хлебопашцы - крестьяне, которых помещики могли отпускать за выкуп, согласно указу Александра I от 1803 г.
2) Министерства - ими Александр I заменил петровские коллегии в 1802 г.
3) Декабристы - представители дворянства, решившие не допустить воцарения императора Николая I после смерти Александра I. Их восстание произошло 14 декабря 1825 г.
4) Третьеиюньский переворот - 3 июня 1907 года Николай II распустил II Государственную Думу, так как в ней было слишком много оппозиционных левых сил. Роспуск Думы сопровождался принятием новых избирательных законов, благодаря которым в новый созыв не смогли проникнуть враждебные царю силы. Этот государственный переворот означал окончание революции 1905 – 1907 гг.
5) Мировые судьи - эта должность в российском судопроизводстве появилась после судебной реформы 1864 года Александра II. Тогда же появились присяжные заседатели, принцип состязательности прокурора и адвоката (присяжного поверенного), принцип гласности и равенства. Должность мировых судей была упразднена в ходе контрреформ Александра III.
6) Октябристы - это члены либеральной партии «Союз 17 октября». Именно в этот день в 1905 году Николай II подписал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», благодаря которому в России появились выборы и Госдума. Октябристы горячо приветствовали эти преобразования, поэтому назвали партию в честь манифеста. Другие либералы того времени - партия Конституционных демократов (кадетов) - считали, что Манифест хорош, но его не достаточно, стране нужна Конституция. Октябристов ни в коем случае нельзя связывать с октябрьским переворотом 1917 г. (Октябрьской революцией).

Задание 4.

Ответ: земщина
Пояснение:
Опричниной называют не только особый период в правлении Ивана IV (1565 – 1672 гг.), но и лучшие территории страны, конфискованные у бояр и находящиеся в этот период в личной собственности царя. Все остальные земли в стране составляли земщину - там было своё управление и войско.

Задание 5.

Ответ: 5314
Пояснение:
А) Древнерусским государством мы называем Русь от объединения Новгорода и Киева князем Олегом до начала политической раздробленности - т.е. период с 882 до 1132 гг. В этот период входит правление в Киеве Ярослава Мудрого, его сыновей и внука, Владимира Мономаха, которые сформировали единые законы для всей Руси («Правда Ярослава», «Правда Ярославичей» и «Устав Владимира Мономаха») под общим названием «Русская Правда».
Б) Избранная рада - ближайшие сподвижники царя Ивана IV, на советы которых он опирался в первую часть своего правления (1549 – 1560 гг.). Одним из первых преобразований Избранной рады стало проведение в 1549 году первого Земского собора - сословно-представительного совещательного органа власти, т.е. состоящего из представителей всех сословий (боярства, духовенства и др.), кроме крестьянства. Помимо этого Избранная рада приняла новый Судебник (1550 г.), провела военную, приказную, церковную реформы.
В) Понятие «просвещённый абсолютизм» связано с именем императрицы Екатерины Великой (1762 – 1796 гг.). Абсолютная власть монарха опиралась на идеи эпохи Просвещения - о гуманизме, высшей ценности человека и его жизни. Екатерина состояла в переписке со многими деятелями Французского Просвещения - Вольтером, Дидро, д’Аламбером. Свои воззрения Екатерина сформулировала в «Наказе Уложенной комиссии». Уложенную комиссию же она созвала для создания нового законодательства в духе «просвещённого абсолютизма». В комиссию входило более 500 человек, в т.ч. из государственных крестьян, казаков, национальных меньшинств.
Г) Первые революционные преобразования большевиков были возможны только после организацией ими октябрьского переворота 1917 г., также известного как Октябрьская революция. С марта 1917 г. (после февральских революционных событий) в России было двоевластие: после отречения Николая II от престола власть поделили Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Октябрьский переворот прекратил ситуацию двоевластия в России, ликвидировав Временное правительство и отдав всю власть Советам, где к тому времени властвовали большевики. II Всероссийский съезд Советов, прошедший сразу после октябрьского переворота, принял первые декреты - «О мире», «О земле» и «О власти». Их и относят к первым преобразованиям большевиков.

Обсудим оставшиеся варианты.
Иван III (1462 – 1505 гг.) принял Судебник в 1497 году. Этот документ положил начало закрепощению крестьян, установив правило перехода крестьян к другому помещику раз в год - за неделю до и через неделю после Юрьева дня (26 ноября).
О том, когда было создано Временное правительство, мы уже сказали.

Задание 6.

Ответ: 3625
Пояснение:
А) Этот фрагмент - выдержка из документов Венского конгресса (1814 – 1815 гг.). Конгресс собрал представителей всех европейских стран, воевавших против Наполеона, который к тому времени был разгромлен. По итогам наполеоновских войн европейские страны и заключили упоминаемый в отрывке Парижский трактат. По решениям Венского конгресса довоенные границы в Европе были преимущественно восстановлены, а Россия получила Герцогство Варшавское (это герцогство было создано Наполеоном в 1807 г. из части бывших земель Речи Посполитой). Новая территория вошла на правах автономии получила название Царства Польского. В 1815 году Александр I даже даровал полякам Конституцию, но в 1831 году они подняли восстание против власти России. К этому источнику относятся характеристики 3 и 6.
Б) Этот отрывок взят из Ништадского мира, завершившего Северную войну (1700 – 1721 гг.). Эту войну вёл Пётр I против Швеции и её короля Карла XII, который умер до её завершения. В документе Швеция именуется на старинный манер королевством Свейским. Перечисленные в отрывке территории - Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия - находятся на побережье Балтийского моря и примерно соответствуют территориям современных Латвии, Эстонии и частично Ленинградской области России. К этому источнику подходят характеристики 2 и 5.

Прокомментируем «лишние» характеристики. В Берлине было подписано три важных документа, относящихся к истории России. Это Берлинский трактат 1878 г., в котором были пересмотрены положения Сан-Стефанского мира после завершения Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Второй документ - акт о безоговорочной капитуляции Германии, подписанный в ночь с 8 на 9 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлсхорсте. Третий - решения Потсдамской конференции, прошедшей в пригороде Берлина, Потсдаме, 17 июля – 2 августа 1945 г.
А.Л. Ордин-Нащокин жил в XVII в. и был правой рукой царя Алексея Михайловича, главой Посольского приказа. К его достижениям относится подписание Андрусовского перемирия 1667 г. с Речью Посполитой: по этому договору Левобережная Украина воссоединилась с Россией.

Задание 7.

Ответ: 246
Пояснение:
1) Частная собственность на землю была законодательно запрещена, допускалась лишь непродолжительная аренда земли.
2) Хозрасчёт (хозяйственный расчёт) - это самофинансирование, самоокупаемость и самоуправление предприятия. Т.е. хозрасчёт предполагает закрытие убыточных, не приносящих прибыли предприятий. Это очень похоже на функционирование предприятий в условиях рынка, частичные уступки которому и предусматривал нэп.
3) Денационализация предполагает передачу национализированных предприятий обратно в частные руки. Такой возврат в период нэпа был предусмотрен для мелких и средних предприятий - мастерских, ателье и т.п., но никак не для крупной промышленности.
4) Во время нэпа биржи и банки вновь открылись, что ненадолго оживило рыночные механизмы.
5) Государственная монополия на внешнюю торговлю была очень дорога советскому руководству, поэтому даже ради нэпа её не отменили. Начало её отмены пришлось на 1987 год, а окончательно она исчезла только после распада СССР в 1991 году.
6) Концессии при нэпе - это инвестирование иностранных предпринимателей в советские государственные предприятия. Ленин рассматривал концессию как небольшую уступку рынку: он видел в ней аренду иностранными капиталистами части предприятия при сохранении государственной собственности на средства производства.

Задание 8.

Ответ: 453
Пояснение:
А) Первой конференцией стран-участниц антигитлеровской коалиции была Тегеранская (ноября – декабря 1943 г.). Главным её решением считают договорённость об открытии США и Великобританией второго фронта, в Западной Европе. Следующая конференция состоялась уже в феврале-марте 1945 г. в Ялте. А последняя встреча союзников прошла уже после окончания Великой Отечественной войны в пригороде Берлина, Потсдаме - об этом мы говорили при разборе задания 6.
Б) Ночным тараном называют приём в воздушном бое, при котором один самолёт сбивает другой в условиях тёмного времени суток. Одним из первых такой манёвр совершил лётчик В.В. Талалихин. Упомянутый в вариантах ответа Н.Ф. Гастелло прославился огненным тараном - он сбил вражеский самолёт уже подбитой и горящей машиной.
В) Крупнейшее танковое сражение в ходе Курской битвы прошло под деревней Прохоровка 12 июля 1943 г. - в нём приняло участие более 1200 танков. А вот у разъезда Дубосеково под Волоколамском Московской области в 1941 г. сражались солдаты стрелковой дивизии под командованием И.В. Панфилова. В советское время была широко распространена история о 28 героях-панфиловцев, которые якобы в течение 4 часов удерживали танки противника. В 2015 году историки доказали, что эта история была журналистской выдумкой.

Задание 9.

Ответ: 4356
Пояснение:
А) Ледовое побоище, или битва на Чудском озере, состоялась 5 апреля 1242 г. между войсками Ливонского ордена и отрядами новгородцев под предводительством князя Александра Невского. Биться с немцами пришлось за завоёванные ими Изборск и Псков. А своё прозвище Александр Ярославич получил двумя годами ранее за битву на реке Неве со шведскими воинами.
Б) В Ливонской войне (1558 – 1583 гг.), которую вёл Иван IV за выход к Балтийскому морю, одним из ведущих полководцев был князь Андрей Курбский. Правда, в 1564 г. Курбский предаёт Ивана Грозного и переходит на сторону главного врага России - Великого князя Литовского Сигизмунда II Августа.
В) Полтавская битва 1709 г. - одно из ключевых сухопутных сражений Северной войны (1700 – 1721 гг.), которую вёл Пётр I. Командовал войсками в это время один из ближайших сподвижников Петра А.Д. Меншиков.
Г) Во время Гражданской войны одному из представителей белого движения П.Н. Врангелю удалось надолго закрепиться в Крыму и даже провести там некоторые реформы. Разгромить его удалось только силами М.В. Фрунзе к ноябрю 1920 г. Это событие считается окончанием основного этапа Гражданской войны.

Рассмотрим оставшихся деятелей: А.А. Брусилов - командующий Юго-Западным фронтом, совершивший в мае – сентябре 1916 г. Брусиловсикй прорыв: успешную операцию по захвату территорий в Галиции. В мае 1917 г. Брусилов на несколько месяцев стал Верховным главнокомандующим Русской армии. Андрей Боголюбский - сын Юрия Долгорукого, великий князь Владимирский (1157 – 1174 гг.), захвативший и разоривший Киев в 1169 г.

Задание 10.

Ответ: Хрущёв
Пояснение:
Фраза «…я критиковал Сталина…» сразу даёт нам понять, что дело происходит уже после его правления. Фамилия Булганина прочно ассоциируется с приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущёва. И сам Хрущёв - единственный советский руководитель, который занимал должность не Генерального, а Первого секретаря ЦК КПСС.

Задание 11.

Ответ: 862951
Пояснение:
А) Отмена крепостного права произошла в ходе крестьянской реформы Александра II в 1861 г.
Б) Владимир Мономах стал киевский князем в 1113 г., а Третий крестовый поход прошёл в 1189 – 1192 гг., т.е. в XII в.
В) Василий III присоединил Псковскую землю к Московскому княжеству в 1510 г., т.е. в XVI в.
Г) В XVI в. Мартин Лютер выступил с 95 тезисами с критикой католической церкви, что положило начало Реформации и распространению новой ветви христианства - протестантизма. Это выступление произошло в 1517 г.
Д) Во время правления Екатерины II в 1783 г. Крымское ханство вошло в состав Российской империи.
Е) Конституция США - самая старая в мире, её приняли через несколько лет после получения американскими колониями независимости от Великобритании в 1787 г.

Разберём оставшиеся элементы: гражданская война в Англии - длительный процесс, состоящий из нескольких больших этапов, проходивший в XVII в.; Столетняя война между Англией и Францией длилась 116 лет и завершилась в 1453 г.

Задание 12.

Ответ: 346
Пояснение:
1) Корниловский мятеж, о котором в отрывке идёт речь, произошёл в августе 1917 г. - между февральскими и октябрьскими революционными событиями.
2) СНК - Совет народных комиссаров появился только после октябрьского переворота 1917 г. В отрывке речь о Временном правительстве под председательством А.Ф. Керенского.
3) Фраза «И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны» свидетельствует о том, что автор сторонник продолжения войны.
4) Фраза «…генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, <…> считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране» свидетельствует о положительном отношении автора к действиям Л.Г. Корнилова.
5) Выступление Л.Г. Корнилова во многом было направлено против прихода к власти большевиков, поэтому их поддержки у него точно не было.
6) Корнилов не смог получить и поддержки председателя Временного правительства А.Ф. Керенского, и не сумел самостоятельно осуществить запланированные «решительные меры» - милитаризацию, запрет революционных организаций, введение смертной казни. Его мятеж провалился.

Задание 13.

Ответ: десятый
Пояснение:
На карте обозначены походы князя Святослава Игоревича (см. пояснение к заданию 14), унаследовавшего престол в 945 г. и правившего по 972 г., т.е. в X веке.

Задание 14.

Ответ: Святослав
Пояснение:
Все обозначенные походы начинаются в Киеве: на север - в земли вятичей, на северо-восток - в Волжскую Булгарию, на юго-восток - в Хазарский каганат и далее к Тмутаракани, на юг - в Дунайскую Болгарию против Византии. Такое большое количество походов по разным направлениям было совершено князем Святославом Игоревичем, который был славен своей воинственностью и страстью к завоеваниям.

Задание 15.

Ответ: 146
Пояснение:
1) Рядом с цифрой «5» на карте находится союз ильменских словен. Их название связано с расположенным неподалёку озером Ильмень. Новгород же стоит на реке Волхов, которая вытекает из этого озера.
2) Перемышль был завоёван сыном Святослава, Владимиром, в 981 г.
3) Цифрой «6» на карте обозначена столица Византии, город Константинополь (Царьград). Там, согласно летописи, приняла крещение бабушка Владимира, княгиня Ольга. Сам Владимир был крещён в Корсуни, что в Крыму.
4) Столица древлян, Искоростень, обозначена на карте. Искоростень получил известность после сожжения в 945 г. княгиней Ольгой в отместку за убийство её мужа, князя Игоря.
5) Цифрой «4» на карте обозначен Итиль - столица Хазарского каганата. Столица Волжской Булгарии - Булгар - тоже расположен на Волге, но севернее.
6) По «Повести временных лет» князь Олег совершил в Византию морской поход, обозначенный на схеме цифрой «2» в 907 г. Согласно летописи, Олег пришёл к Царьграду с 2000 кораблей. Результатом стал выгодный торговый договор Руси и Византии.

Б) «Домострой» - руководство по обустройству быта и семейной жизни, с религиозными и иными наставлениями было создано протопопом Сильвестром в XVI в. на основе более ранних сборников правил поведения. Считается, что он обобщил эти сведения для молодого царя Ивана IV.
В) Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» повествует о церковном расколе, вызванном реформами патриарха Никона в XVII в. Не принявшие реформы старообрядцы, в частности, признавали совершение крестного знамения не тремя, а только двумя пальцами. Именно этот жест демонстрирует боярыня Морозова на картине.
Г) Роман-эпопею «Тихий Дон» М. Шолохов писал с 1925 г. по 1932 г. В нём рассказывается о жизни донских казаков в период Первой мировой войны, революционных событий 1917 г., Гражданской войны. Шолохов получил за этот роман Нобелевскую премию по литературе, правда, только в 1965 г.

2) Указанный на марке год рождения М.Н. Тухачевского - 1893 г. Правление Николая II продолжалось с 1894 г. по 1917 г. Значит, Тухачевский родился ещё в правление Александра III.
3) В июне 1919 г. во время Гражданской войны М.Н. Тухачевский прославился Бирской операцией, проведённой недалеко от Уфы. Благодаря ей Красной армии был открыт путь к Южному Уралу. Первая мировая война для России завершилась 3 марта 1918 года подписанием Брестского мира, что было намного раньше Бирской операции.
4) Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г., т.е. до её начала Тухачевский не дожил около 4 лет и быть её участником не мог.
5) Год выпуска марки указан на ней - 1963 г. Н.С. Хрущев управлял Советским Союзом по 1964 г., и марка была выпущена в это время.

Задание 18.

Ответ: 34
Пояснение:
1) Монета «Победа над фашистской Германией. XX лет» посвящена победе в Великой Отечественной войне, завершённой 9 мая 1945 г., т.е. после смерти Тухачевского.
2) Монета «170 лет Российским железным дорогам» посвящена открытию первой железной дороги страны в 1836 г. - Санкт-Петербург – Царское Село – Павловск. Это было задолго до рождения Тухачевского.
3) Монета «100-летие парламентаризма в России» посвящена началу работы I Государственной Думы в апреле 1906 г. - это событие входит в годы жизни Тухачевского.
4) Монета «Союз Советских Социалистических Республик. 60 лет» посвящена подписанию союзного договора от 30 декабря 1922 г., по которому РСФСР, Закавказская СФСР, Белорусская ССР и Украинская ССР объединились в Советский Союз. Это событие произошло при жизни Тухачевского.

Сдача ЕГЭ по истории – обязательное условие для поступления на целый ряд престижных профессий: реклама и маркетинг, туристический бизнес, юриспруденция, журналистика. В прошлом году этот предмет выбрал 21% всех выпускников; но достойно пройти это испытание удаётся не каждому. В чём подвох?

ЕГЭ по истории охватывает весь период от эпохи первых древнерусских князей до реформ XXI века. Выполнить все задания необходимо за 235 минут (это почти 3 часа, времени, при рациональном его распределении, вполне достаточно).

История в этом году сдаётся в виде экзамена, состоящего из двух частей:

  • часть I, состоящая из 19 вопросов с выбором ответа;
  • и часть II, куда входит 6 заданий, предполагающих комплексное использование знаний и навыков учащихся.

11 класс сдаёт экзамен по тем же темам, что и выпускники 9-го класса; а вот уровень сложности выше почти на порядок. В ЕГЭ по истории нет тестовых заданий в привычном понимании этого слова, все вопросы предполагают многовариантный ответ. Задания делятся на 3 уровня по степени сложности:

  • Базовый уровень (в кодификаторе он отмечен литерой «Б») – содержит 16 заданий;
  • Повышенный уровень («П») – 8 вопросов;
  • И высокий уровень (В), предполагающий знания за пределами школьного курса: включает в себя 7 заданий.

Проходной порог в этом году составляет 9 первичных баллов (или 32 вторичных, «тестовых»). Для условной «четвёрки» нужно набрать не менее 24 первичных (50 тестовых) баллов. «Пятёрка» начинается от 39 первичных баллов.

Всего же за экзамен можно получить 55 первичных баллов: 31 – за первую часть, 24 – за вторую. При этом задание № 25 при правильном выполнении даёт 11 баллов (почти половина «стоимости» всей второй части).

Досрочный период экзаменации назначен на апрель 2018 года, основной же этап пройдёт в начале июня. Точная дата проведения экзамена будет известна в конце ноября.

Планируемые изменения

Официальных преобразований в ЕГЭ по истории-2018 нет. Сохранилась структура, принятая в 2017 году, формулировки тем и принципы оценивания ответов. Явные изменения в ЕГЭ по истории планируются только со следующего года. Министерство образования настаивает на включение истории в число профильных предметов, наряду с русским языком и математикой. Так что 2018 год может стать последним, когда история сдаётся по выбору.

Некоторую тревогу вызвала демоверсия по истории: ЕГЭ 2018 года, по сравнению 2017, будет более сложным, не в последнюю очередь в связи с увеличением количества вопросов, предполагающих знания по Всеобщей истории. Значительная часть вопросов, особенно второй части, ориентированы на дополнительные занятия с репетитором.

В первой части необходимо дать краткий ответ на каждый вопрос. Это может быть слово (или словосочетание), имя, дата, название местности или события. Все эти вопросы направлены на проверку знания исторических фактов, а также основных умений и навыков. В этой части школьнику будет предложено несколько видов заданий по каждому из временных разделов:

  • Установление хронологической последовательности (вопрос № 1);
  • Выбор верных позиций из списка (№ 7);
  • Установления соответствия между историческим фактом и его характеристикой (№ 2, 5, 9, 11, 17);
  • Нахождение закономерности, по которому сформирован ряд исторических терминов или дат (№ 3);
  • Определение по приведённой характеристике исторического факта: даты, названия, имени, термина и т.д. (№ 4, 8, 10);
  • Краткий анализ текста с выбором правильных суждений из предложенного списка (№ 6, 12);
  • Работа с графическим материалом (№ 13, 14, 15, 16, 18, 19)

2 часть содержит:

  • 3 задания, проверяющих, насколько хорошо учащиеся научились работать с историческими текстами (вопросы 20 – 22);
  • 2 задания, в которых придётся определять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, анализировать исторические факты и точки зрения (№ 23, 24);
  • И эссе на историческую тематику по одной из предложенных эпох(№ 25).

Последнее задание требует использования школьником всех полученных на уроках истории знаний и умений.

Демонстрационный вариант в помощь учащимся

Для успешной подготовки к экзамену начинать работу нужно уже с первых месяцев учебного года. Демоверсия ЕГЭ по истории уже опубликована. Как и в прошлые годы, ориентироваться при подготовке нужно именно на неё.

Состоит демоверсия из трёх частей:

  • Список заданий;
  • Кодификатор с ответами и пояснениями к критериям оценивания;
  • И спецификация, в которой указаны все темы, знания которых необходимо для сдачи экзамена.

Там же выложены и бланки ответов, где на примере показаны особенности заполнения.

Скачать демонстрационный вариант по истории можно на по ссылкам ниже или сайте ФИПИ, где выкладываются как демо-версии текущего года, так и открытая база заданий по всем периодам российской истории.

  • Скачать демоверсию: ege-2018-ist-demo.pdf
  • Скачать архив со спецификацией и кодификатором: ege-2018-ist-demo.zip

Сдать экзамен на максимум баллов: тонкости подготовки

Идеальный алгоритм работы для успешной сдачи ЕГЭ таков:

  • Скачать демоверсию ЕГЭ-2018;
  • Внимательно просмотреть все задания, выписать для себя наиболее сложные типы вопросов – именно им нужно будет в дальнейшем уделять больше всего внимания;
  • Изучить спецификацию ЕГЭ по истории (в нём приведён подробный список тем, знание которых необходимо для получения минимального балла);
  • Регулярно проверять свои знания, прорешивая все существующие демо варианты ЕГЭ.

Для проверки своих знаний желательно приготовить подборку вариантов ЕГЭ-2018 с ответами и подробным разбором заданий. Это может быть бумажное пособие по подготовке к экзамену Лабезниковой и Рутковской или сайт, где можно тренироваться онлайн.