Диковинное и необъяснимое: Эпидемия смеха в Танганьике (ныне Танзания) (9 фото).

Пять вспышек загадочных психических заболеваний, которые охватывали целые города или деревни, а затем исчезали.

1. Средневековая танцевальная чума

В 1374 году десятки деревушек, расположенных вдоль Рейна охватило смертельное заболевание – танцевальная чума или, по-научному, хореомания (или пляска святого Витта). Сотни людей на улицах прыгали и выделывали коленца под никому (кроме, вероятно, самих танцующих) не слышную музыку. Они почти ничего не ели и не спали, иногда много дней подряд, пока разбитые в кровь ступни не отказывались их держать.

А потом чума прекратилась – почти так же внезапно, как и началась.

Следующая вспышка произошла в Страсбурге в 1518 году, когда женщина по имени фрау Троффеа внезапно вышла на улицу, начала танцевать и не могла остановиться несколько дней. В течение недели к ней присоединилось ещё 34 человека, к концу месяца количество танцующих возросло до 400. Десятки людей падали и умирали от сердечных приступов, инсультов или изнеможения. И в этом случае болезнь ушла так же внезапно.

Учёные всех мастей пытались найти объяснение этой загадке. Какое-то время наиболее вероятным считалось объяснение, согласно которому люди отравились хлебом, поражённым спорыньёй – грибком, который растёт на влажных стеблях ржи. При попадании в организм, он вызывает судороги, лихорадку и бредовые состояния.

Профессор истории Джон Уоллер из Университета Мичигана с этой версией не согласен – в обоих случаях речь шла именно о танцах, не о судорогах. Другая популярная теория – по которой жертвы стали частью некоего танцевального культа, тоже показалась Уоллеру неубедительной.

Профессор Уоллер предложил свою теорию: это были массовые психогенные (обусловленные психической травмой) заболевания, вызванные страхами и депрессией. Обеим вспышкам предшествовали голод, гибель урожая, наводнения – то, что можно было расценить как знаки приближающейся библейской катастрофы. Ужас перед сверхъестественным мог ввести людей в своего рода состояние транса.

Кроме того, танцевальная чума связывалась с именем святого Витта – христианского мученика, танцуя перед статуей которого, по поверью, можно было обрести здоровье. То есть идея танцев ради спасения уже сидела в головах людей. Всё, что было нужно – один человек, который начал бы этот марафон.

Страсбургская вспышка не была последней – в 1840 году нечто подобное произошло на Мадагаскаре.

2. Эпидемия смеха в Танганьике в 1962 году

Этот кошмар начался 30 января 1962 года с обычной шутки. Три ученицы школы для девочек в Танганьике начали хохотать и не смогли остановиться. Вскоре смех охватил 95 школьниц. Размах эпидемии оказался совсем нешуточным, и школу пришлось закрыть на два месяца.


Смех сменялся рыданиями, сопровождавшимися приступами страха и, в некоторых случаях, вспышками агрессии. Эти симптомы быстро распространялись по школе (возможно, путём контакта с инфицированным), и могли продолжаться от нескольких часов до 16 дней.

Школу закрыли в марте, когда число заражённых достигло 95 из 159 учащихся школы. Через 10 дней после закрытия произошла новая вспышка – в одной из соседних деревень. Несколько девочек закрытой школы были родом из этой деревни и, видимо, привезли заразу домой. В результате, с апреля по май в этой деревне жертвами загадочной эпидемии стали 217 человек.

Все жертвы были психически здоровыми людьми. У них не наблюдалось ни жара, ни судорог, в их крови не было найдено ничего необычного. Теории о воздействии некоего психотропного грибка при отсутствии других симптомов не оправдались. Загадка по сей день остаётся нераскрытой.

3. Дромомания, или патологический туризм

Большинство из нас время от времени любит сменить обстановку. Но есть и такие, кто, однажды начав, уже не в состоянии вернуться к оседлому образу жизни. Эпидемия дромомании или неконтролируемого влечения к перемене мест охватила Францию 1886-1909 годов.


Человек, который послужил образцом дромомании для европейского медицинского истеблишмента, был слесарем-газовщиком из Бордо по имени Жан-Альберт Дада. В 1886 году, после того, как он вернулся из своего поистине эпического путешествия, его поместили в госпиталь Сант Андре. Мужчина был, конечно, измождён до крайности, но это ещё полбеды – он был как в тумане, не мог вспомнить, где был и что там делал.

Докторам удалось по крупицам воссоздать его историю и составить медицинский журнал под названием «Безумный путешественник». Оказалось, что страстное желание путешествовать появилось у Дада в 1881 году, когда он где-то на юге Бельгии покинул французскую армию и двинулся сначала в Прагу, потом в Берлин, а затем через восточную Пруссию добрался до Москвы. В Москве Дада арестовали (только что произошло убийство Александра II) и выдворили в Турцию. В Константинополе его приняли во французском консульстве и отправили в Вену, где он опять нашёл работу газовщика.

Вскоре после того, как его история стала известна широкой публике, у Дада появились последователи, во всяком случае, известно ещё о нескольких случаях дромомании во Франции примерно в это время. Случаев самого заболевания было не так много, зато разговоров об этом явлении в медицинских кругах было столько, что вполне тянет на настоящую эпидемию. Они постепенно стихли примерно к 1909 году.

4. Коро или синдром втягивающихся гениталий

Синдром коро – это возникающий у мужчин панический страх, когда им кажется, что пенис начинает втягиваться в брюшную полость. Эта напасть появлялась в виде эпидемии, первый известный случай которой относится к 300 году до н.э. Чаще всего проявления каро наблюдались в Африке или Азии и сопровождались страхом скорой смерти. Последняя вспышка коро произошла в 1967 году в Сингапуре, когда больше тысячи мужчин пытались предотвращать втягивание своего мужского достоинства при помощи подручных предметов – разных зажимов и палочек.

У женщин тоже наблюдалось нечто подобное – они переживали панику, что их грудь или соски исчезают. Но среди мужчин жертв было всё же неизмеримо больше. Психологи считают, что подобные эпидемии характерны для культур, в которых ценность человека измеряется его способностью к репродукции. Чаще всего эпидемии следовали за периодами социальной напряжённости и общей тревоги. В Китае виновниками коро принято считать духов-лисиц, а в Африке уверены, что это результат колдовства.

5. Двигательная истерия

В Средние века сообщения о разного рода истерических состояниях среди обитательниц монастырей были делом нередким. В одной обители, например, насельницы начали вдруг мяукать и лезть на деревья и вообще вести себя как кошки. Похожие эпидемии возникали на протяжении 300 лет (начиная с 1400 года) по всей Европе. Один из последних случаев произошёл в 1749 году в Вюрцбурге (Германия), когда, после массовых обмороков и пены изо рта среди монахинь, одну женщину обвинили в колдовстве и обезглавили. Обычно эпидемии заканчивались после визита священника и обряда по изгнанию нечистой силы.

Уоллер (тот, что изучал возможные причины танцующей чумы) предложил теорию, согласно которой эпидемии странного заболевания среди монахинь были вызваны сочетанием стресса и религиозного транса.

Женщин часто отправляли в монастыри насильно, к тому же это были места с достаточно суровыми законами, особенно начиная с 1400 года. Религиозное рвение к духовная борьба были по силам далеко не каждой и у многих сдавали нервы. Любое странное поведение истолковывалось вмешательством тёмных сил:

«Они сами допускали возможность, что могут стать одержимыми и подсознательно принимали на себя эту роль», – писал Уоллер.


Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

В 1962 году в Танганьике (ныне Танзания) произошло нечто странное - ученики одной из школ начали беспричинно смеяться. Смех перерос в настоящую эпидемию и распространился дальше: в соседние деревни и города. До сих пор ученые пытаются найти причину диковинного явления.

30 января 1962 года три девочки начали смеяться посреди урока в школе в деревне Кашаша, Танганьика. Учитель отправил смеющихся учениц во двор, чтобы восстановить порядок в классе.

Во дворе девочки продолжали беспричинно смеяться. Другие ученики смотрели на их безумие. Один за другим школьники начали смеяться. Но глаза их вовсе не улыбались. Это был смех как проклятие. 50 лет спустя местный мусульманский священнослужитель рассказал американскому журналисту, что так духи предков проявляют свою силу.

Смех распространялся. В конце концов 95 из 159 учеников школы заразились смехом. Наряду с хихиканьем девушки беспрерывно плакали. Они сопротивлялись, когда взрослые пытались удержать их. Чиновники закрыли школу и отправили пораженных эпидемией девушек домой в свои деревни.

А смех распространялся дальше: в соседнюю деревню Ншаба, город Букоба - и дошел до соседней Уганды. Первый отчет о феномене в 1963 году написали П.Х. Филипп, местный медицинский работник, и А.М. Рэнкин, профессор Колледжа Университета Макерере. Они считают, что эпидемия продолжалась шесть месяцев. Другие источники утверждают, что она длилась год, два или даже больше. Эпидемию «подцепили» около тысячи человек, большинство из которых были молодыми женщинами и девочками.

Профессор психологии Роберт Провайн занимался изучением этого феномена. Он и его сотрудники записали более 1000 реальных «эпизодов смеха» и изучили обстоятельства, связанные с ними. Провайн удостоверился в том, что по большей части люди смеялись не потому, что что-то было забавным. Они использовали смех как своего рода послание миру и сплоченность группы. «Смех был социальным», - заключил Провайн. И это было заразительно. «Эпидемия смеха в Танганьике - драматический пример заразной силы смеха», - писал он в своей научной статье.

Сильвия Кардозо, этолог Государственного университета Кампинаса, изучает смех как у людей, так и у животных. В отличие от большинства своих коллег, она отметает социогенный характер болезни. Она считает, что причиной эпидемии мог послужить вирус. В одном из интервью она сказала: «Мне кажется невероятным, что чисто психологическая массовая реакция может продлиться так долго и будет настолько распространена».

Американские неврологи Ханна и Антонио Дамасио предполагают, что аномальный смех возникает, когда структуры основной части мозга повреждены. Основываясь на этой модели, они считают, что эпидемию 1962 года спровоцировала вирусная инфекция - вероятно, какой-то энцефалит в основной части мозга.

Правда об эпидемии 1962 года остается в тени истории. Никто не записал имена трех девушек, бывших в центре вспышки смеха. Записи ученых различаются. Ученый Питер Макгроу и журналист Джоэл Уорнер вылетели в Танзанию в поисках свидетелей эпидемии. Они подробно описали исследования в книге 2014 года «Кодекс юмора».

Уорнер и Макгроу посетили школу, где началась эпидемия. Они поговорили с местными жителями об их воспоминаниях о событии. Они даже нашли одну женщину, которая, возможно, была одной из жертв. Она отказалась говорить о том случае.

В конце концов Макгроу и Уорнер сделали выводы из литературы, в частности из исследования Кристиана Хемпельмана. Массовая психогенная болезнь (которую психологи называют «массовая истерия»), по сути, является реакцией на длительное наращивание психологического напряжения, общего для группы людей, которые чувствуют себя бессильными.

«Школы в Центральной Африке особенно подвержены вспышкам массовой истерии. В конце 2008 года несколько девочек в танзанийской школе отреагировали на давление на важных экзаменах таким образом: некоторые упали в обморок, в то время как другие рыдали, кричали или бегали по школе», - рассказывает исследователь Джон Уоллер.

К аналогичным выводам пришли и первые ученые, которые задокументировали эпидемию смеха Танганьики. «Предполагается, что это массовая истерия в восприимчивом населении, - писали Рэнкин и Филипп в 1963 году. - Это, вероятно, болезнь, обусловленная культурой».

Может, этот случай и кажется веселым, но на самом деле это история о разрушительной силе безнадежности, невозможности выразить протест и восстании тела против давления власти как способа пожаловаться на окружающую действительность.

Самый известный случай эпидемии смеха произошёл в Танзании в 1962 году. Вспышка началась в школе для девочек и позже распространилась по соседним деревням, в итоге неконтролируемый смех охватил около 1000 человек и продолжался несколько месяцев, что привело к закрытию 14 школ. Обычно психические эпидемии начинаются с одного человека — в данном случае, скорее всего, одна школьница упала в припадке смеха, вызванного тревогой, и тем самым запустила цепную реакцию: всех девочек вокруг неё тоже охватил отчаянный смех. Медленно эпидемия распространилась за пределы школы и деревни в другие области, где также проживали уязвимые группы населения.

Больные страдали от повторяющихся приступов смеха и плача, которые продолжались от пары часов до 16 дней. Эти приступы сопровождались у больных беспокойным и бесцельным беганием, иногда проявлением жестокости, но ничто не указывало на органические нарушения. Кристиан Хэмплмэн из техасского университета A&M проводил исследования этого инцидента. Он описывает эпидемию смеха как массовую психогенную или социогенную болезнь, которая способна развиться в условиях повышенного стресса. Причины стресса среди школьниц могли быть разными, в том числе его могла вызвать неопределенность обстановки в Танзании, которая обрела независимость всего за месяц до этого, и неопределённость будущего школы.

«С одной стороны, это звучало слишком неправдоподобно, а с другой — люди ссылались на этот случай в поддержку всего подряд, в том числе и противоречивых теорий, — говорит Хэмплмэн. — Поэтому я решил, что мне нужно самому во всём разобраться и выяснить, что произошло на самом деле и что это говорит нам о человеческом чувстве юмора с научной точки зрения».

Тогда как случай был реальным, о смехе он нам почти ничего не говорит, и Хэмплмэна раздражает, когда происшествие в Танзании приводят в качестве доказательства того, что смех может быть заразным. Психогенные заболевания обладают всеми видами так называемых нервных симптомов, считает он, и смех — лишь один из них. Несмотря на то, что дело Таганьики закрыто, подобные случаи массового психогенного заболевания всё ещё происходят среди групп людей, которые не способны вырваться из стрессовой ситуации.

В такой ситуации человек не контролирует стресс и не может реагировать иначе. Это чаще происходит с молодыми людьми, чем со взрослыми, с женщинами, чем с мужчинами, с работниками, чем с руководителями. «Стресс должен получить какое-то телесное выражение, что даёт человеку возможность сказать: посмотрите, я болен, со мной что-то происходит, я не просто замкнулся в себе», — говорит Хэмплмэн. Это был не просто коллективный смех, скорее они испытывали одинаковый стресс, люди подсознательно копируют комплекс симптомов, и смех — лишь один из них.

Хэмплмэн вспоминает случай из своей жизни, когда он жил в Лафайете, штат Индиана: у работников местного департамента регистрации автотранспорта появлялась дыхательная недостаточность, вплоть до того, что здание, в котором они работали, неоднократно закрывалось, а потом департамент и вовсе переместили. Место проверили на уровень загрязнённости, но ничего не обнаружили. В конечном счёте местные СМИ сообщили об этом происшествии как о массовом психогенном заболевании.

«Там просто была ужасная рабочая среда, никто не хотел там работать, у них было ужасное начальство, и они просто на подсознательном уровне нашли способ выйти из сложившейся ситуации, копируя поведение друг у друга, — говорит Хэмплмэн. —Это не так безумно, как может показаться».

Хэмплмэн утверждает, что хотя массовые психические эпидемии — явление достаточно распространённое, в СМИ редко используют такую формулировку. «Если вы говорите о человеке, страдающем этим заболеванием, вы по-прежнему называете его истеричным», — говорит он. «Вы считаете, что у него нет настоящей болезни, что он бесится и таким образом избегает проблемы». Клеймо никуда не делось. Врачи, замечая повторяющиеся случаи, начинают искать наилучший способ подхода к таким пациентам. Тем не менее, происшествия, вроде того, как когда у Нью-Йоркских старшеклассниц развился лицевой тик, продолжают приводить СМИ в недоумение.


В 1962 году в Танганьике (ныне Танзания) произошло нечто странное - ученики одной из школ начали беспричинно смеяться. Смех перерос в настоящую эпидемию и распространился дальше: в соседние деревни и города. До сих пор ученые пытаются найти причину диковинного явления.


30 января 1962 года три девочки начали смеяться посреди урока в школе в деревне Кашаша, Танганьика. Учитель отправил смеющихся учениц во двор, чтобы восстановить порядок в классе.
Во дворе девочки продолжали беспричинно смеяться. Другие ученики смотрели на их безумие. Один за другим школьники начали смеяться. Но глаза их вовсе не улыбались. Это был смех как проклятие. 50 лет спустя местный мусульманский священнослужитель рассказал американскому журналисту, что так духи предков проявляют свою силу.


Смех распространялся. В конце концов 95 из 159 учеников школы заразились смехом. Наряду с хихиканьем девушки беспрерывно плакали. Они сопротивлялись, когда взрослые пытались удержать их. Чиновники закрыли школу и отправили пораженных эпидемией девушек домой в свои деревни.

А смех распространялся дальше: в соседнюю деревню Ншаба, город Букоба - и дошел до соседней Уганды. Первый отчет о феномене в 1963 году написали П.Х. Филипп, местный медицинский работник, и А.М. Рэнкин, профессор Колледжа Университета Макерере. Они считают, что эпидемия продолжалась шесть месяцев. Другие источники утверждают, что она длилась год, два или даже больше. Эпидемию «подцепили» около тысячи человек, большинство из которых были молодыми женщинами и девочками.


Профессор психологии Роберт Провайн занимался изучением этого феномена. Он и его сотрудники записали более 1000 реальных «эпизодов смеха» и изучили обстоятельства, связанные с ними. Провайн удостоверился в том, что по большей части люди смеялись не потому, что что-то было забавным. Они использовали смех как своего рода послание миру и сплоченность группы. «Смех был социальным», - заключил Провайн. И это было заразительно. «Эпидемия смеха в Танганьике - драматический пример заразной силы смеха», - писал он в своей научной статье.


Сильвия Кардозо, этолог Государственного университета Кампинаса, изучает смех как у людей, так и у животных. В отличие от большинства своих коллег, она отметает социогенный характер болезни. Она считает, что причиной эпидемии мог послужить вирус. В одном из интервью она сказала: «Мне кажется невероятным, что чисто психологическая массовая реакция может продлиться так долго и будет настолько распространена».


Американские неврологи Ханна и Антонио Дамасио предполагают, что аномальный смех возникает, когда структуры основной части мозга повреждены. Основываясь на этой модели, они считают, что эпидемию 1962 года спровоцировала вирусная инфекция - вероятно, какой-то энцефалит в основной части мозга.


Правда об эпидемии 1962 года остается в тени истории. Никто не записал имена трех девушек, бывших в центре вспышки смеха. Записи ученых различаются. Ученый Питер Макгроу и журналист Джоэл Уорнер вылетели в Танзанию в поисках свидетелей эпидемии. Они подробно описали исследования в книге 2014 года «Кодекс юмора».

Уорнер и Макгроу посетили школу, где началась эпидемия. Они поговорили с местными жителями об их воспоминаниях о событии. Они даже нашли одну женщину, которая, возможно, была одной из жертв. Она отказалась говорить о том случае.


В конце концов Макгроу и Уорнер сделали выводы из литературы, в частности из исследования Кристиана Хемпельмана. Массовая психогенная болезнь (которую психологи называют «массовая истерия»), по сути, является реакцией на длительное наращивание психологического напряжения, общего для группы людей, которые чувствуют себя бессильными.

«Школы в Центральной Африке особенно подвержены вспышкам массовой истерии. В конце 2008 года несколько девочек в танзанийской школе отреагировали на давление на важных экзаменах таким образом: некоторые упали в обморок, в то время как другие рыдали, кричали или бегали по школе», - рассказывает исследователь Джон Уоллер.


К аналогичным выводам пришли и первые ученые, которые задокументировали эпидемию смеха Танганьики. «Предполагается, что это массовая истерия в восприимчивом населении, - писали Рэнкин и Филипп в 1963 году. - Это, вероятно, болезнь, обусловленная культурой».

Может, этот случай и кажется веселым, но на самом деле это история о разрушительной силе безнадежности, невозможности выразить протест и восстании тела против давления власти как способа пожаловаться на окружающую действительность.

В 1962 году в Танганьике (ныне Танзания) произошло нечто странное - ученики одной из школ начали беспричинно смеяться. Смех перерос в настоящую эпидемию и распространился дальше: в соседние деревни и города. До сих пор ученые пытаются найти причину диковинного явления.


30 января 1962 года три девочки начали смеяться посреди урока в школе в деревне Кашаша, Танганьика. Учитель отправил смеющихся учениц во двор, чтобы восстановить порядок в классе.

Во дворе девочки продолжали беспричинно смеяться. Другие ученики смотрели на их безумие. Один за другим школьники начали смеяться. Но глаза их вовсе не улыбались. Это был смех как проклятие. 50 лет спустя местный мусульманский священнослужитель рассказал американскому журналисту, что так духи предков проявляют свою силу.

Смех распространялся. В конце концов 95 из 159 учеников школы заразились смехом. Наряду с хихиканьем девушки беспрерывно плакали. Они сопротивлялись, когда взрослые пытались удержать их. Чиновники закрыли школу и отправили пораженных эпидемией девушек домой в свои деревни.

А смех распространялся дальше: в соседнюю деревню Ншаба, город Букоба - и дошел до соседней Уганды. Первый отчет о феномене в 1963 году написали П.Х. Филипп, местный медицинский работник, и А.М. Рэнкин, профессор Колледжа Университета Макерере. Они считают, что эпидемия продолжалась шесть месяцев. Другие источники утверждают, что она длилась год, два или даже больше. Эпидемию «подцепили» около тысячи человек, большинство из которых были молодыми женщинами и девочками.


Профессор психологии Роберт Провайн занимался изучением этого феномена. Он и его сотрудники записали более 1000 реальных «эпизодов смеха» и изучили обстоятельства, связанные с ними. Провайн удостоверился в том, что по большей части люди смеялись не потому, что что-то было забавным. Они использовали смех как своего рода послание миру и сплоченность группы. «Смех был социальным», - заключил Провайн. И это было заразительно. «Эпидемия смеха в Танганьике - драматический пример заразной силы смеха», - писал он в своей научной статье.


Сильвия Кардозо, этолог Государственного университета Кампинаса, изучает смех как у людей, так и у животных. В отличие от большинства своих коллег, она отметает социогенный характер болезни. Она считает, что причиной эпидемии мог послужить вирус. В одном из интервью она сказала: «Мне кажется невероятным, что чисто психологическая массовая реакция может продлиться так долго и будет настолько распространена».


Американские неврологи Ханна и Антонио Дамасио предполагают, что аномальный смех возникает, когда структуры основной части мозга повреждены. Основываясь на этой модели, они считают, что эпидемию 1962 года спровоцировала вирусная инфекция - вероятно, какой-то энцефалит в основной части мозга.

Правда об эпидемии 1962 года остается в тени истории. Никто не записал имена трех девушек, бывших в центре вспышки смеха. Записи ученых различаются. Ученый Питер Макгроу и журналист Джоэл Уорнер вылетели в Танзанию в поисках свидетелей эпидемии. Они подробно описали исследования в книге 2014 года «Кодекс юмора».

Уорнер и Макгроу посетили школу, где началась эпидемия. Они поговорили с местными жителями об их воспоминаниях о событии. Они даже нашли одну женщину, которая, возможно, была одной из жертв. Она отказалась говорить о том случае.


В конце концов Макгроу и Уорнер сделали выводы из литературы, в частности из исследования Кристиана Хемпельмана. Массовая психогенная болезнь (которую психологи называют «массовая истерия»), по сути, является реакцией на длительное наращивание психологического напряжения, общего для группы людей, которые чувствуют себя бессильными.

«Школы в Центральной Африке особенно подвержены вспышкам массовой истерии. В конце 2008 года несколько девочек в танзанийской школе отреагировали на давление на важных экзаменах таким образом: некоторые упали в обморок, в то время как другие рыдали, кричали или бегали по школе», - рассказывает исследователь Джон Уоллер.


К аналогичным выводам пришли и первые ученые, которые задокументировали эпидемию смеха Танганьики. «Предполагается, что это массовая истерия в восприимчивом населении, - писали Рэнкин и Филипп в 1963 году. - Это, вероятно, болезнь, обусловленная культурой».

Может, этот случай и кажется веселым, но на самом деле это история о разрушительной силе безнадежности, невозможности выразить протест и восстании тела против давления власти как способа пожаловаться на окружающую действительность.