«Двенадцать» — поэма Блока о революции.

Муниципальное образовательное учреждение г. Барабинска средняя общеобразовательная школа № 93

РЕФЕРАТ

тема: «Символические образы в поэме «Двенадцать»

Выполнила:

ученица 11-Б класса

Смирнова Анастасия

Руководитель:

учитель литературы

Введение

Когда ведешь речь о творчестве великого поэта - непременно хочется найти у него стихи, в которых выражено было бы его поэтическое кредо, его понимание сути этого труднейшего и магически прекрасного вида искусства. Философская, историческая, этическая мысль Блока нашла в «Двенадцати» на редкость полное точное художественное воплощение - в самой словесно – образной ткани поэмы, в ее композиции, словаре, ритмике и стихе. «Двенадцать» - одно из тех мастерских, совершеннейших произведений поэзии, в которых достигнута так часто ускользающая в искусстве гармония содержания и формы. Вот эта одновременность глубокого постижения временно–исторического смысла Октябрьской революции и обретения нового художественного языка составляет замечательную черту поэмы А. Блока.

В основе его поэтики лежало представлении о диалектическом единстве «общего» и «частного», «личного» и «мирового». Поэзия живет человеком и служит человеку. («Без человека стихи – один пар», - говорил Блок.) И этот человек существует не сам по себе, но лишь в соотношении с целым – с миром, с обществом, с народом,- и только в потоке истории, мелькая в своем историческом времени. «В каждом дышит дух народа»,- таково утверждение Блока. Историзм окрашивает все творчество зрелого Блока. поскольку действительность, самый ход жизни, воспринимал и оценивал он в движении как ежедневно творимую историю, а самого себя ощущая частицей в потоке общего движения.

Поэтому в своей поэзии он хотел бы, «все сущее увековечить», охватив художественным взором весь мир как целое и включив в него единство человека, самого себя. Его наиболее увлекала в поэзии задача сопоставления и сочетание разрозненных и, казалось бы, несовместимых факторов и явлений жизни, культуры, истории, чтобы таким путем уловить некий единый и общий «ритм времени», и найти ему ритмический эквивалент в стихотворной речи. «Все эти факторы, казалось бы, столь различные, - утверждал Блок, - для меня имеют один музыкальный смысл. Я привык сопоставлять факты из всех областей, доступных моему зрению в данное время, и я уверен, что все они вместе всегда создают единый музыкальный напор». Настоящая жизнь - вот главный и решающий для зрелого Блока критерий настоящего искусства.

«Двенадцать» - итог художественных исканий зрелого Блока и высшая точка творческого пути. Никогда раньше не удавалось ему писать так свободно просто, с такой пластической выразительностью, никогда еще голос его не звучал так сильно и раскованно.

Важно оценить в поэзии Блока силу и своеобразие символа, которому присуще мощное метафорическое начало. Он многозначен и объединяет разные планы действительности, имеющие внутреннее, не тотчас уловимое родство, Блок стремился проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и всей интуицией художника постигнуть его глубинную сущность, незримую тайну.

Цель данной работы: раскрытие символических образов поэмы «Двенадцать».

Задачи: 1. выявить символические образы;

2. дать их характеристику.

Символические образы в поэме «Двенадцать»

1.Образ стихии, революции

У многих поэтов были любимые «сквозные» образы, прошедшие через все их творчество. Такой образ был и у Блока. Это метель, снежная вьюга. В лирике поэта она символизировала высокую земную любовь, бури страшного чувства в душе. В поэме «Двенадцать» вьюга становится символом разыгравшейся революционной бури, имеющей космический размах. Первые строки поэмы:

Черный ветер.

Белый снег. -

звучат торжественно. Эта торжественность усиливается лаконичностью предложений. Сразу возникает ощущение, что метель разыгралась на всей планете, создается впечатление о мировом масштабе событий.

Ветер, ветер-

На всем божьем свете!

Неразрывно связан с метелью ветер, неудержимый ветер революции. Он активное действующее лицо первой главы.

Поэма открывается картиной зимнего, тревожного настороженного Петрограда, по которому проносится ветер - злой, веселый, беспощадный. Наконец–то он вырвался на волю и может вдосталь погулять на просторе!

Он сейчас - истинный хозяин этих площадей, улиц, закоулков, он завивает их в снега, и прохожим не устоять под его порывами и ударами, под его неистовым натиском. Ветер сметает, «сносит» одиноких прохожих - тех, кто враждебен разыгравшейся буре. На пустующей улице наедине с ветром остается один бродяга. Это ему говорит ветер:

Эй, бродяга!

Поцелуемся…

Это - ветер в самом прямом и буквальном смысле слова, а вместе с тем он является и символом разгулявшейся, беспощадной, неукротимой стихии, в которой для поэта воплощается дух революции, ее грозная и прекрасная музыка.

И там и здесь ходит буйный, неукротимый ветер, и только от него ждет поэт ответа на самые сокровенные вопросы, от решения которых зависит судьба родины - и его собственная судьба:

Что ж ты ветер,

Стекла гнешь?

Ставни с петель

Дико рвешь?

Истинный герой поэмы – это есть разбушевавшаяся народная стихия, разрушившая «зачерепевший слой», сковывающий ее, и проносящаяся по улицам ощетинившегося штыками Петрограда,- колыбели Октябрьской революции.

И поэт – вместе с этой стихией, с этим ветром, сметающим все старое, отжившее, косное и несущимся с такою грозную и неодолимою силой, что захватывает дух. Горе тем, кто захочет противиться этой стихии и снова загнать ее в подполье,- он погибнет в ее неукротимом потоке,- и создателя «Двенадцати» мы видим в поэме как восторженного певца стихии.

Снежные вьюги врываются в поэму, посвистывают в ней, ведут перекличку между собой, и поэт напряженно вслушивается в говор, в гулы, шепоты, грозного, настороженного города, который волнует своим новым и небывалым обликом, ибо те, которые прятались прежде в подвалах и таились на чердаках, в темных и тесных конурах, вышли на улицу – и оказались подлинными хозяевами жизни. Принимайте их такими, каковы они есть! Полюбите их черненькими, беленькими их всякий полюбит!

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный

Стоит за ним, поджавши хвост.

Само очертание человеческой фигуры, напоминающее вопросительный знак, говорит о растерянности, «сломленности» старого мира.

Еще одного радетеля и приверженца старого «странного мира», его характернейшего представителя - «барыню в каракуле», которой только и остается, что без конца оплакивать свои былые «красивые уюты», старые порядки, когда ей жилось так сладко и вольготно. Она изображена в духе народного лубка, веселого раешника, приобретающего для нее значение окончательного и бесповоротного приговора:

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

Уж мы плакали, плакали…

Поскользнулась

И – бац - растянулась!

Поэт насмешливо сочувствует - восклицает:

Тяни подымай!...,

но «ветер веселый», еще не раз собьет с ног и эту «барыню», и всех тех, кто оплакивает безнадежно ушедшее прошлое и страстно жаждет его возвращения.

3.Образы красногвардейцев

Первая глава поэмы завершается призывом:

Товарищ! Гляди

Эти слова настойчиво напоминают о том, что враги революции не дремлют, замышляют все новые и новые козни, и что с ними необходимо вести жестокий, беспощадный бой.

Этот бой взывает к героическим деяниям, - и героическое начало поэмы воплощается в образе «двенадцати» красногвардейцев, стоящих на страже Октябрьской революции, отстаивающих ее великие завоевания от всех посягательств и покушений.

«Двенадцать» - в изображении поэта – это городская голытьба, люди «дна», люди обездоленные, те, кому «на спину б надо бубновый туз»,- и так, согласно взглядам поэта, городские низы, люди презираемые и «отверженные», становятся провозвестниками и основоположниками нового мира, очищенного от грязи мерзости прошлого, апостолами новой и высшей правды, и только они в его глазах – это цвет нации, ее надежда, залог ее великого и прекрасного будущего.

Они готовы «буйну голову сложить»- лишь бы разделаться со старым миром и на его развалинах основать новый, справедливый, прекрасный, не знающий нужды, обид, унижений! Пришла пора разделаться со всеми старыми порядками, с покорностью, «святостью», с духом непротивления злу - именно в него готовы «пальнуть пулей» герои Блока. Вот почему «на бой кровавый, святой и правый» они идут «без креста»,- и слишком долго этим крестом прикрывались насилия и преступления «страшного мира», его хозяев и прислужников!

Они могут отважиться не только на подвиг, на бой с врагами революции, но и на грабеж, на самосуд, и в поэме рядом с торжественно–героическими, пронизанными революционным пафосом и звучащими как клятвенное заверение строками:

Мы на горе буржуям

Мировой пожар раздуем…-

есть лихие, озорные выкрики, в которых и сказалась «бедовая удаль», присущая людям, не ведающим сомнений и страха в борьбе с враждебными им силами старого мира:

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба-

Гуляет нынче голытьба!

Есть и безвинная жертва – Катька. Её – дочь городских низов и окраин - видишь всю, с головы до ног («больно ножки хороши»), вместе с пунцовой родинкой «возле правого плеча»; видишь во всем ее обаянии, в ее влекущей прелести:

Запрокинулась лицом,

Зубки блещут жемчугом…

Все готов один из красногвардейцев – Петька - отдать ради прелести своей возлюбленной, все готов загубить:

Из-за удали бедовой

В огневых ее очах,

Из-за родинки пунцовой

Катька не растратила в бесшабашной гульбе своей дивной прелести – недаром «бедный убийца», которого преследует ее лукавый, лживый и прекрасный облик, бормочет, словно в бреду:

Ох, товарищи, родные,

Эту девку я любил…

Ночки черные, хмельные,

С той девкой проводил…

Загубил я, бестолковый,

Загубил я сгоряча… ах!

И в этом «ах!» столько отчаяния, для выражения которого и слов найти нельзя. Кажется, еще немного - и Петька сойдет с ума или наложит на себя руки, расправиться сам с собой так же нелепо, бестолково, безобразно, как и со своей неверной возлюбленной.

Петрухина «заплачка» в главе 8-й поясняет социальный смысл его мести и злобы: он ненавидит «буржуя», тот старый уклад жизни, который в конечном счете повинен и в совращении Ваньки, и в гибели Катьки. Его душа продолжает метаться, его «заплачка» кончается возгласом:

Но личные страдания героев преодолеваются ими во имя общего движения вперед. Петруха присоединяется к товарищам-красногвардейцам.

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи! -

так товарищи обращаются к Петьке, да и не только к Петьке, а к «рабочему народу»; все тверже их «революционный шаг», и тот же Петька снова идет в ногу с ними - уже не оступаясь, научившись на горьком опыте подчинять свои неуемные страсти большому общему делу, ради которого не жаль «буйну голову сложить».

Они идут революционным дозором. Они подхватывают мотив «Варшавянки». Мотив гульбы исчезает. Нарастает мотив революционного долга.

Выводя на авансцену своей поэмы таких людей, как Петька и его товарищи, сосредотачивая движения фабулы в истории злосчастной любви к «толстоморденькой» Катьке, подчеркивая то темное, что было в героях поэмы, возросших и воспитанных в условиях «страшного мира» и повседневно угнетаемых и развращаемых им, поэт тем самым заостряет наше внимание на теневых сторонах революции, на ее «гримасах» - и не потому, что не видел иных ее сторон, прекрасных, радостных, светлых, а, как видим, по совершенно иным мотивам.

Само название поэмы заключает в себе двоякий смысл. Собирательный герой поэмы - красногвардейский дозор, охраняющий революционный порядок в Петрограде. Однако двенадцать красноармейцев - это не просто точная бытовая деталь, но и символ. По евангельской легенде, двенадцать апостолов, учеников Христа, явились провозвестниками нового учения, новой эры.

Герои поэмы - красногвардейский отряд «двенадцати» - отнюдь не «не несут миру благую весть о возрождении человека к новой жизни», но являются в пределах художественного мира поэмы силами разрушения, при этом именно потешаясь над всеми символами христианской святости. Но «двенадцать» не случайно авторской волей «идут без имени святого»: им «не жаль» не только «паршивого пса» и «старого мира», но «ничего не жаль».

Герои поэмы идут в бой «без имени святого», и присказка, сопровождающая их шаги и поступки,- это «эх, эх, без креста!»; они - безбожники, у которых насмешку вызывает даже одно лишь упоминание о Христе, о «спасе»:

Ох, пурга какая, спасе!

Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас!

И все же дело, которое они вершат, не жалея своей крови и самой жизни, ради будущего всего человечества, право и свято. Вот почему невидимый красногвардейцами бог – в согласии с воззрениями Блока – все же с ними, и во главе их поэт видит одну из ипостасей божества - бога-сына:

…Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди – Иисус Христос.

4.Образ Христа

Образ Христа, замыкающий поэму и, казалось бы, случайный, странный, ничем не оправданный, - для самого Блока не был ни случаен, ни странен, ни произволен, о чем свидетельствует множество его высказываний, устных и письменных, в которых поэт возвращается к этому же образу, стремясь утвердить его закономерность и необходимость.

Христос в поэме Блока идет «с кровавым флагом», идет впереди «бедного убийцы» и его товарищей,- не мудрено, что иные читатели поэмы увидели в ней всего только кощунство и «поруганье заветных святынь». Но сам поэт совершенно иначе воспринимал этот образ и его трактовку, не напрасно же Христос идет «в белом венчике из роз», являющемся, согласно древним преданиям, символом чистоты, святости, непорочности.

Христос в поэме Блока - это заступник всех, кто был некогда «загнан и забит», несущий с собою «не мир, но меч» и пришедший для того, чтобы покарать их притеснителей и угнетателей. Этот Христос - воплощение самой справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа,- какими бы суровыми и даже жестокими ни выглядели они в глазах иного сентиментально настроенного человека. Впереди «двенадцати», в «белом венчике из роз», и этот «белый венчик» странным и почти непостижимым образом сочетается с «бубновым тузом» его новых апостолов.

Христос должен был выступить в поэме символом обновления жизни. Но для большинства реальных красногвардейцев Христос в действительности отождествлялся с религией и царизмом, против которых они боролись. Для поэта Христос был символом не смирения, а, наоборот, сопротивления властям. В представлении Блока он воплощает в себе народные идеалы, прямо противопоставляет своим земным служителям. В поэме это выражено достаточно отчетливо: во главе красногвардейцев идет Христос, а «товарищ поп» уничтожается иронией поэта, как чуждое ему воплощение церковности.

Христос появляется в конце поэмы как идеал человека, созданный народом и укрепивший в его сознании. Если мы примем такое толкование этого образа, то становиться ясным, почему поэт надел на Христа «белый венчик из роз» - это как бы символ той нравственной высоты, которой много веков был наделен Христос в народном воображении. Этот совершенный человек приветствует нравственное пробуждение, начатый красногвардейцами путь к человеческому совершенству. Этот путь они пройдут через муки и страдания, «без имени святого». Христос бессилен вести их и вдохновлять. Но как идеал человека он невидимо с ними, впереди них - с красным знаменем, невидимый «за вьюгой» и невредимый «от пули». Ветер одевает его в «белый венчик из роз» и сливается с ним.

5. Символика цвета, музыкального ритма

Огромное значение в поэме имеет символика красок. В поэме господствует два непримиримых цвета - черный и белый. Но зато их появление в каждом случае емко, символично. Два мира противоборствуют – старый и новый. И это соответствует противопоставлению двух красок, двух цветов в поэме - белого, символизирующего новое, и черного, цвета уходящей и разрушаемой жизни. Это противостояние старого и нового определяет структуру поэмы. Мировая буря бушует во вселенной.

Белой метели контрастно противопоставлено черное: в черную бездну рушится старый мир, черная злоба кипит в груди бродяги, черное небо, раскинулось над головой.

Символичен в поэме и красный цвет - цвет тревоги, мятежа, революционного флага

Стихия находит свое воплощение не только в цветовой символике поэмы, но и в разнообразии музыкальных ритмов практически каждой главы.

Этой музыкой разыгравшейся стихии наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка – на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен, его стенания сопровождаются лишь душещипательной пошловатой мелодией городского романса («неслышно шуму городского»).

Когда, например, в поэму вступает отряд двенадцати, ритм становится четким, маршевым. Смена ритма обуславливает необычайную динамику стиха. Благодаря энергии ритма «работает» буквально каждое слово: «Сила ритма поднимает слово на хребте музыкальной волны…».

Шаг красногвардейцев становиться поистине «державным шагом», и маршевый, четкий, грозный строй стихов закономерно завершается словами, звучащими как лозунг, приказ, призыв, к борьбе за новую жизнь:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина.

Заключение

Поэма «Двенадцать» - действительно гениальное творение, потому что Блок, вопреки своему замыслу воспеть Великий Октябрь и благословить его от имени Иисуса Христа, сумел показать и ужас, и жестокость, и нелепость всего творящегося на его глазах в январе 1918 года, спустя два с небольшим месяца после рокового залпа «Авроры».

Всё в поэме кажется необыкновенным: мировое переплетено с будничным; революция с гротеском; гимн с частушкой; «вульгарный» сюжет, взятый словно из хроники газетных происшествий, завершается величественным апофеозом ; неслыханная «грубость» словаря входит в сложное соотношение с тончайшими словесно-музыкальными построениями.

Поэма насыщена символическими образами. Это и образы стихии, ветра, символизирующие революционные перемены в России, которые никому не дано ни удержать, ни остановить; и обобщенный образ старого, уходящего, отжившего мира; и образы красногвардейцев – защитников новой жизни; и образ Христа как символ нового мира, несущего человечеству нравственное очищение, вековые идеалы гуманизма, как символ справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, как символ святости дела Революции. Символично у Блока даже использование цвета, музыкального ритма.

Все символы поэмы имеют свое непосредственное значение, но вместе они не только создают полную картину послереволюционных дней, но и помогают понять чувства автора, его ощущение современной ему действительности, его отношение к происходящему. Ведь поэма «Двенадцать» - при всей трагичности ее сюжета - пронизана несокрушимой верой в великое и прекрасное будущее России, которая «заразила своим здоровьем все человечество» (как говорил сам поэт), верой в огромные, неизмеримые силы ее народа, которые некогда были скованы, зажаты в «узел бесполезный», а теперь поразили весь мир своим размахом и несокрушимой творческой мощью.

Поэма поразительна такою внутренней широтой, словно вся разгневанно бушующая, только что порвавшая вековые путы, омытая кровью Россия вместилась на ее страницах - со своими стремлениями, раздумьями, героическими порывами в неоглядную даль, и эта Россия - буря, Россия - революция, Россия - новая надежда всего человечества - вот тот главный символический образ Блока, величие которого придает такое огромное значение его Октябрьской поэме.

Список использованной литературы

1. Вл. Орлов. Поэма А. Блока «Двенадцать». - М.; издательство «Художествен-ная литература», 1967

2. . А. Блок. - Ленинградское отделение,1980г.

3. . . Стихотворения. Поэма. - Москва, 2002г.

Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ - это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других, подобных, художественных средств - аллегорий, метафор, гипербол, - символы многозначны. Рассмотрим своеобразие блоковской символики на примере поэмы “Двенадцать”.
После революции 1917 года А. Блок, находясь под впечатлением только что произошедшего, пишет статью “Интеллигенция и революция”, поэму “Двенадцать” и стихотворение “Скифы”, в которых выражает свое представление об эпохальных событиях (1918 год).
Поэма “Двенадцать” стала своеобразной песней революции, хотя авторскую позицию нельзя определить однозначно. Революция в поэме -это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет “страшный мир”. Вьюга, ветер, пурга - все создает тревожную обстановку:
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир. Но не каждый человек способен выдержать радикальные изменения, хаос этого времени:
Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка!
Многие даже не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком, не случайны: поп с крестом “на брюхе”, буржуй, упрятавший нос в воротник, старушка, дама в каракуле не устоят на “льду” революции. Далеко не для всех идея революции представлялась оправданной и светлой. А отношение к попу в толпе показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.
Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпускает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир.
Вообще, двенадцать - ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Двенадцать часов - полночь, двенадцать месяцев - конец года. Возникает впечатление о “пограничном” числе. .Так, конец старого дня, а также начало нового - это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира.
Другая числовая ассоциация - это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них - Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше:
Эх, эх, без креста...
Но это, скорее, антиапостолы - с винтовками вместо креста, уголовники, убийцы: “На спину б надо бубновый туз”. Однако в конце поэмы их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Христос с “кровавым” флагом. И так идут эти “грешные апостолы” - из про-I шлого, пройдя через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему. Им ничего не жаль, они не чужды воровства, убийства.
...И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
А если кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам (эпизод с Катькой), то:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови,
Господи, благослови!
И пес к ним не зря пристал. Пес - символ старого мира, который идет по пятам. Его прогоняют красноармейцы: “Уйди, штыком пощекочу...”, -а он не отстает. Не так-то просто избавиться от наследия прошлого, надо тпудный путь пройти, кровавый. Среди всей этой разрухи идут двенадцать красно1рмейцев - олицетворение новой жизни. Им приходится пе пеступать через кровь, через насилие, перебарывать себя. Но они упорно идут вперед, отгоняя призраки старой жизни, “страшного мира”. А впереди поэт показывает образ будущего, к которому придут люди, невзирая на трудности: “И от пули невредим, и за бурей невидим, ...в белом венчике из роз впереди - Исус Христос”.

Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

Символика цвета и символика образов в поэме (двенадцати и Иисуса Христа)

Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX--XX веков. Будучи поэтом-символистом, Блок сумел в ярких и многозначных образах передать грандиозные события и предсказать грядущее. Блок услышал загадочную музыку времени, перелил ее в свои стихи, благодаря которым эта мелодия звучит и для нас, его потомков.

Читая поэму “Двенадцать”, мы слышим взволнованную речь автора -- очевидца и участника того великого события. Поэма “Двенадцать” -- своеобразная и правдивая летопись большевистской революции. Блок оригинально и образно попытался запечатлеть для потомков свое время, “остановить мгновение” хотя бы в своем произведении.

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком -- ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит -- ах, бедняжка!

Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды.

Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой -- белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему.

Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны -символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

Но цвета преобладают в поэме: черный и белый. Все события происходят вечером или ночью. Почему Блок выбирает это время суток?

Поздний вечер.

Пустеет улица.

Один бродяга

Сутулится,

Да свищет ветер...

Не очень-то благовидные дела творятся в революционном Петрограде, оттого, вероятно, вечер и ночь -- самое подходящее для них время суток.

Да еще ветер бушует, сбивает с ног. Это природное явление и символ очистительной силы, сносящей все ненужное, искусственное, чужеродное. Ветер веселый «И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат: “Вся власть Учредительному Собранию”... В стихийном бунте поэт показывает не только разрушительную, но и созидательную силу. Недаром впереди революционного патруля оказывается Иисус Христос. Блок только обозначил будущее, оно еще высветится ярко и зримо в других его произведениях. Здесь же крепко “держится”, стараясь не отстать от настоящего, призрак старого мира -- голодный пес. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого, оно неотступно преследует по пятам каждого.

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались -- поколочу! ...

Скалит зубы -- волк голодный --

Хвост поджал -- не отстает --

Пес голодный -- пес безродный...

Как беспощадно и правдиво Блок показывает гибнущий привычный мир! Он ведь тоже принадлежит к нему. Но такова действительность, и автор не может покривить душой. Временами в поэме четко слышится радостное возбуждение лирического героя, он приветствует ветер перемен. А поэт, что ждет от будущего сам Блок? Скорее всего, он предвидит свою гибель вместе со старым, привычным и ненавистным миром, но противостоять этому невозможно, как немыслимо остановить стихию. В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” -- символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови --

Господи, благослови!

Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди.

Велика заслуга поэта, что он не просто сумел услышать время, а запечатлел его в своей поэме.

Трах-тах-тах! --

И только эхо

Откликается в домах...

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах...

И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль.

Вот они, защитники революции! Жестокие, грубые, бездуховные каторжники и преступники. Но в финале поэмы появляется самый загадочный образ, который "облагораживает" всю шайку:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Он, судя по контексту, возглавляет отряд красногвардейцев. Можно предположить, что этим автор придал бывшим преступникам ореол святости, и теперь это уже не "голотьба", а новый, революционный народ. Некоторые исследователи творчества поэта предложили трактовать эту идею шире. Двенадцать - это апостолы, возглавляемые Петром. Но на каких основаниях строится эта идея? Лишь по их количеству, сходного с числом апостолов? Или потому, что среди них выделен лишь один - Петр? А может потому, что в финале их возглавляет Иисус Христос? Да, поэтому. Но они - апостолы нового времени, новой эпохи, предпочитающих вместо смирения борьбу.

Но сам Блок предостерегал от скоропалительных выводов: не следует недооценивать политические мотивы в поэме "12"; она более символична, чем может показаться на первый взгляд. Разберемся же с основным, самым загадочным образом поэмы - с образом Христа.

Образ Христа, завершающий поэму, многим критикам и литературоведам казался случайным и неуместным. Да и сам автор скептически относился к этому образу. Образ Христа в поэме "Двенадцать" многогранен: Христос как символ революционера, Христос как символ будущего, языческий Христос, старообрядческий сжигающий Христос, Христос-сверхчеловек, Христос как воплощение Вечной Женственности, Христос-художник и даже Христос-антихрист. Думается, что все эти по-своему остроумные допущения уводят от главного. Главное же заключается в том, что образ Христа позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. Но и это нельзя понимать однобоко: те самые двенадцать, идущие по улице и творящие беззаконие, убивающие простых людей также ассоциируются с Христом, и тогда образ Христа не может стать святым и нельзя говорить об оправдании революции. Но образ Иисуса Христа появляется у Блока не на пустом месте: уже в лирике поэта он занимал очень важное место. Например, в стихотворении "Вот Он - Христос - в цепях и розах..." и по ритму

Вот Он - Христос - в цепях и розах

За решеткой моей тюрьмы.

Вот Агнец Кроткий в белых ризах

Пришел и смотрит в окно тюрьмы.

и по настроению ("Единый, светлый..."), образ Иисуса Христа многогранен (как и в поэме).

Литературоведы предлагали множество трактовок этого образа, а споры по этому вопросу продолжаются и по сей день. В. Орлов рассматривал Христа как вождя угнетенных и обиженных, защитника бедных и обездоленных. Л. Долгополов предполагал, что образ Иисуса символизирует собой начало новой эры, будущее России - светлое и одухотворенное. Не менее интересны и иные точки зрения, противоположные выше обозначенным. Рассмотрим наиболее интересные.

В. Б. Шкловский писал: «Так, Александр Блок не мог разгадать своих "Двенадцати". Моя формула Блока: "канонизация форм цыганского романса" - признавалась, или не оспаривалась им.

В "12" Блок пошёл от куплетистов и уличного говора. И, закончив вещь, приписал к ней Христа.

Христос для многих из нас неприемлем, но для Блока это было слово с содержанием.

С некоторым удивлением он сам относился к концу этой поэмы, но всегда настаивал, что именно так получилось. Вещь имеет как бы эпиграф сзади, она разгадывается в конце неожиданно. Блок говорил: "Мне тоже не нравится конец "12". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему же Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем больше я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос. К сожалению, именно Христос".

Идеологический ли это Христос?

Вот вам отрывок из письма А.Блока к Юрию Анненкову:

"О Христе: Он совсем не такой: маленький, согнулся, как пёс сзади, аккуратно несёт флаг и уходит "Христос флагом" - это ведь - "и так и не так". Знаете ли Вы (у меня через всю жизнь), что, когда флаг бьётся под ветром (за дождём или за снегом и главное - за ночной темнотой), то под ним мыслится кто-то огромный, как-то к нему относящийся (не держит, не несёт, а как - не умею сказать)".

Значит, возможно такое понимание тему Христа: ветер. Ветер рвёт полотнища плакатов. Ветер вызывает флаг, а флаг вызывает кого-то огромного, к нему относящегося, и опявляется Христос.

Конечно, он "именно Христос" по запасу образов поэта, но вызван он композицией образов - ветром и флагом» .

М. Волошин предложил очень оригинальную идею. По его мнению, Христос не возглавляет отряд, а убегает от него, спасая свою жизнь. Может быть его даже ведут на расстрел, на казнь или на Голгофу. И "кровавый" флаг в его руках - это не знак революции и ее победы, это кровь Христа на белом флаге - символе примирения и капитуляции. Вторая точка зрения - точка зрения П. Флоренского, на мой взгляд, - самая удачная. Его идея основывается на опечатке, допущенной Блоком в имени Христа - Исус (пропущена одна буква "и"). Случайным или необходимым назвать это сложно. Что этим хотел сказать автор? Может быть то, что возглавлял отряд не сын Божий, а самый настоящий антихрист. Именно он впереди красногвардейцев и всей революции в целом. Он как и Бог может быть "...и за вьюгой невидим" и "от пули невредим". Вполне обоснованная теория.

Борис Соловьёв так понимал образ Христа: «Христос в поэме Блока - это заступник всех угнетенных и обездоленных, всех, кто был некогда "загнан и забит", несущий с собою "не мир, но меч" и пришедший для того, чтобы покарать их притеснителей и угнетателей. Это Христос - воплощение самой справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, - какими бы суровыми и даже жестокими ни выглядели они в глазах иного сентиментально настроенного человека. Вот тот Христос, с которым, сами того не ведая, идут красногвардейцы, герои поэмы Блока. Конечно, такая трактовка вопросов морали вызвана идеалистическими предрассудками поэта, - но и их следует принять во внимание, если мы хотим уяснить образ, завершающий его поэму».

Те, кто приемлет насилие и террор, движим лишь жестокостью и злобой, не может возглавляться чистым и светлым. Такие люди не могут быть названы ни апостолами, ни святыми. Само собой, точки зрения выдвинуты людьми. Каждый человек, в силу своих жизненных позиций, убеждений и приоритетов, видит то, что хочет видеть. Так, ярые поборники революции - А. Горелов, В. Орлов, Л. Долгополов - предпочли увидеть в этом образе символ светлого будущего России. Флоренский же, к примеру, был вынужден покинуть Россию, точнее его "выкинули" из нее "философским пароходом". Потому и точка зрения противоположна.

Эволюционный путь развития всегда наиболее эффективен нежели революционный. Не следует словно двенадцать разрушать все старое, не создавая ничего взамен. Гораздо лучше перенять достижения прошлого и именно на их базе усовершенствовать то, что вызывало недовольство.

Художественный и концептуально-смысловой мир поэмы «Двенадцать», написанной А.Блоком в начале 1918 года, неизмеримо велик, что и позволило ряду исследователей творчества поэта воспринимать это произведение:

  • Итоговым для всего его литературного пути
  • Воплощением символистского миропонимания автора
  • Текстом с множественными контекстуальными отношениями

Меж тем, для анализа данной конкретной блоковской произведения в рамках привычного метода литературоведения для начала рассмотрим ее основные теоретические позиции по сюжету, теме, жанру, образам и символике.

История создания «Двенадцать» и мировосприятие поэта

Это художественное произведение писалось Блоком единовременно с известной статьей . Из-за этого иногда может возникать упрощение или даже иллюзия, что «Двенадцать» создавалась как поэтическая иллюстрация основных идей поэта, провозглашенных им в своей публицистике. Разумеется, существует некая смысловая «перекличка» между этими двумя работами, но саму поэму нельзя трактовать лишь в таком «оформительском» плане. Напомним, что и публицистическое творчество поэта было особенным, Блок оперировал в нем словом не в его понятийном или терминологическом качестве, а как художественным сцеплением разных смыслов. Поэтому и в поэзии, и в публицистике для него характерно использование ассоциативного и метафорического принципа.

Общеизвестно, что поэт принял произошедшую в России революцию – и Февраль, и Октябрь 1917 года для Блока стали событиями как важными, так и желанными. Этому объяснение находится в его особом миропоэтическом и даже историософском концепте понимания истории, в котором существенные позиции занимали две категории – стихия и музыка.

Понятия «стихии» и «музыки» у Блока

В понятие «стихии» поэт вкладывал целый комплекс категорий и состояний – природных и космогонических, социальных и психоэмоциональных, духовных и исторических. Сама эта категория появилась у него в лирике задолго до революционных событий. Уже в 1910 годах поэт пытается разделить и структурировать ее по принципам этики. Так у Блока возникает следующая важнейшая для его творчества категория – музыки. Это понятие у поэта также многозначно и объемно. Под ее целью Блок понимает организацию и гармонизация всей истории и мироздания. Разумеется, категория «музыки» вводилась поэтом не в ее искусствоведческом значении, а в смысле

«..мистической первоосновы» мира, «первостихии» всей истории (Ф.Степун).

Поэтому в миросозерцании поэта случившаяся в России революция была воспринята как зарождение «новой музыки», слушать которую Блок и призывал. То есть «музыка революции» в поэме «Двенадцать» — это не просто прямые звуки городского шума с выстрелами, криками, песнями, а почти мистическое звучание ветра («мирового циклона», ветра с «запахом апельсиновых рощ» и т.д.). А стихия революционных масс – это восстановление закона нравственности в обществе, поэтому она может быть оправдана (и оправдывается поэтом). Когда стихия революция «чревата» музыкой, то все разрушения являются творческим актом, который ведет к дальнейшему одухотворению жизни. Эти умозаключения из статьи Блока позволяют понять, как именно воспринимал поэт саму революцию – для него она была балансом этих двух категорий – музыки и стихии.

Анализ поэмы «Двенадцать» — тема, образы, жанр и символы

Образ времени-пространства

Город в поэме у Блока одновременно подается как весь «божий свет», то есть не имеет топографической конкретики. Его:

  • «Урбанистические признаки» — это здания (упоминание о них появляется в тексте лишь дважды)
  • Социальные признаки – это маркеры кабаков, погребов

В пространстве поэмы «господствует» и природная стихия – это сугробы, лед, ветер — задачей которой становится уничтожение контуров созданного человеком, т.е. города. Блок привносит в текст таким образом и космогоническое звучание, которое «дополняется» также и цветовой символикой. Черным и белым у поэта обозначены не конкретные объекты, а именно явления космологические:

  • Время – «черный вечер»
  • Осадки – «белый снег»
  • Мифообраз – «в белом венчике»

Функция светообразов здесь – обозначить свет и тень самого мироздания.

Для красного же света Блок оставляет «маркировку» энергии случившего взрыва.

Время в «Двенадцати» не имеет привычной линейности от прошлого к грядущему. Здесь они не отделяются друг от друга, а соединены в настоящем, которое пульсирует от их взаимодействия.

Время соединено в поэме также посредством красноармейцев.

Образы красноармейцев

По логике эти персонажи должны выражать собой грядущее, но у Блока они остаются «носителями старого мира»:

«В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!»

В задачи персонажей входит «мировой пожар», уничтожение «незримого врага» и т.д. То есть они являются для Блока не «новым человеком», а скорее – «ветхим». В попутчиках у красноармейцев обнаруживается «паршивый пес», которого считают:

  • Образом «старого мира»
  • Образом теневой стороны всего мироздания (пес – как символ дьявола)

Жанр «Двенадцати»

Блок определяет жанр «Двенадцати» как поэму. Но произведение не выдержано в нем как лиро-эпический текст. Скорее, здесь очевидно соединение разножанровых фрагментов, переходы меж которыми также не обусловлены конкретными задачами эстетики. Основной характеристикой по жанровому решению можно назвать разноречие, посредством которого и организован весь строй поэмы:

  • Лирическое отступление – речевая характеристика лирического героя
  • Повествование – речь рассказчика
  • Диалог, частушка, романс, солдатская песнь – речь персонажей

Подытожим, такая жанровая разнородность требовалась Блоку для передачи того самого стихийного состояния, неупорядоченности мироздания и предчувствия его революционного обновления.

Композиция поэмы

Но творческие возможности стихии, ее потенциал «уравновеситься» музыкой Блок представляет в «Двенадцати» в их композиционном решении. Цельность поэме, такой разнородной по жанрам, придает ритм марша. Его преобладание над иными текстовыми интонациями ощущается как общая доминанта. Маршевая ритмика подается не отдельным субъектом, а всеми участниками произведения – от рассказчика и красноармейцев до лирического героя. Можно сказать, что так Блок «озвучил» саму стихию, показав ее потенциал самоорганизации в творческом акте.

Сюжет поэмы

Сюжетное построение в данном произведении очень простое, хотя его «очертания», по мысли М.Волошина, «несколько затуманены». Этот критик и современник Блока считал, что фабульная конструкция всей поэмы не является ее сущностью. Главным в ней он определял «волны ее лирических настроений», проходящих по душам 12-ти ее основных персонажей.

Меж тем, исследователи произведения определяют сюжет поэмы как историю героя Петрухи.

Поэт в нем реализует свое понимание сущности человека, который на своем пути:

  • пребывает в стадии стихийного (вначале он просто «ветхий человек»)
  • может откликнуться на вызов мира (духовный конфликт)
  • внять ритмической гармонии мироздания (преобразиться)

Эти стадии и проходит красноармеец, совершая обход ночного города.

  1. Петруха может ощущать этот мир лишь телесно. Его отношение к Катьке неодухотворено ничем. Его восприятие мира эгоцентрично. Получив обиду, он озадачен местью. Это действия «ветхого человека»
  2. Свершается преступление, убита женщина, к которой Петруха испытывал чувства. Обидчик же жив. Разрушительный порыв становится преступлением против самого героя, т.е. саморазрушением
  3. Раскаянием, пришедшим вслед убийству, Петруха «перерождается» — этот процесс у Блока подан как однозначно созидающий. Более того, поэт даже выделяет этого персонажа из общей группы красноармейцев – Петруха «сбился» с ритма, потерял «лицо» как убийца, а затем, вняв общей «музыкальности», становится частью общего «мы».
  4. Злоба уходит со словами прощения-«молитвы»: «упокой…»

Образ Христа в поэме «Двенадцать»

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Цели:
1.Образовательные:
Закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с историей, музыкой, лингвистикой, живописью.
2.Развивающие:
Развивать образное мышление, логику; умение сопоставлять образы.
3.Воспитательные:
Воспитывать нравственные начала, любовь к человеку, к истории своей страны.

Оборудование и ресурсы: персональный компьютер, мультимедиапроктор. Программа «Power Point», программа «Microsoft Word».

Источники:
Учебники и методическая литература.

Сайты:
http://www.russofile.ru
http://www.litera.ru/stixiya/articles/18.html
http://www.kostyor.ru/biography/
http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12446&ob_no=12720
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/blok/

Ход урока:

Эпиграфы к уроку:
«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не ждут. Душа поэта подобна приемнику, который собирает из воздуха и сосредоточивает в себе всю силу электричества».

А.Блок

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, -
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа... Ф.И.Тютчев

«Сегодня я – гений! «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью.” А. Блок

“Разрушая, мы всё те же рабы старого мира.” А. Блок

1.Слово учителя
Блок – величайший русский поэт начала ХХ века. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, стали одной из главных тем его творчества. А. Блок в своем творчестве отразил предреволюционную и революционную эпоху. Блок – лиричный поэт. Он по-своему слышал, чувствовал и понимал тот мир, в котором ему пришлось жить. Он осознавал пророческую миссию поэта, могущего заглянуть в будущее, отобразив настоящее.
Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать».
Но сначала давайте вспомним основные историко-культурные и биографические события рубежа веков – конца 19-начла 20 века. Проверка домашнего задания:

2.Проект 1 группы «Символизм как литературное направление». Приложение 1 .
3.Проект 2 группы «Биография Блока» Приложение 2 .
4.Проект 3 группы «Блок и революция» Приложение 3 .
5. Работа над анализом произведения Блока «Двенадцать».

1.Слово учителя. Приложение 4
Многие литературоведы трактуют блоковскую поэму как гимн революции, гимн всё сметающей на пути и очищающей силе. Так ли однозначна трактовка поэмы? Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Попробуем разобраться в этом в течение урока, а если произведение вам понравиться, продолжим работу в проекте «Блок и революция».
Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки».

Блок рассказывал как-то, что он начал писать "Двенадцать" со слов, впоследствии вошедших в поэму:

Уж я ножичком
Полосну, полосну!..

Случайно ли именно эти слова первые возникли в сознании поэта, задумавшего написать поэму о революции?
- Каково значение названия поэмы? Почему именно 12? (В своей знаменитой книге "Десять дней, которые потрясли мир" Джон Рид писал: "Пикеты по двенадцать солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках…», 12 апостолов, 12 часов = роковой час судьбы, 12 месяцев в году = круг, 12 глав поэмы).

Какой конфликт лежит в основе произведения?(борьба старого и нового, борьба двух «миров».)
- Какова символика произведения?
А) Ветер, вьюга, снег - стихия, всемирный масштаб событий.
Б) Двенадцать красноармейцев .
В) Женщина – символ возрождения.
Г)Буржуй, барыня, поэт-вития – самые простые образы, представители старого мира.
Д) Пес безродный - символ старого мира.
Е) Иисус Христос.

А) Стихия – символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; 12 апостолов революционной идеи обещают «раздуть мировой пожар», разыгрывается вьюга.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

С первых строчек подсознательно возникает ощущение опасности, когда «на всём божьем свете» человеку трудно удержаться на ногах, ведь есть сила, выбивающая его их привычной, размеренной жизни. Тяжесть такого времени подтверждают и следующие слова:

Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок…скользит.

Но эта стихия одинакова ко всем:Ветер веселый

И зол и рад….
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
"Вся власть Учредительному собранию"...

Символично, что во время бури

Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Люди становятся бесчувственными к чужому горю.

А рядом с постоянным блоковским цветовым эпитетом – мотив ненависти.

Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...

Таково ощущение времени, таково ощущение революции.

Б) Как раскрываются образы 12 красноармейцев?

1. Блок нисколько не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. С одной стороны, это люди, видящие свой высокий революционный долг борьбе в невидимым врагом (“Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!”) и готовые его исполнить. С другой - в их психологии отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

2 глава. В их описании Блок достаточно прям:

В зубах - цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет (ромб нашивался каторжанам)

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

"Свобода без креста" - в их устах это звучит как разгульный, разбойничий клич. За ним кроется развязанность рук для всего, о чем вчера еще только в мечтах помыслить могли, отрешение от принудительно навязанных "правил".

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

Сколько раз во 2 главе звучит рефрен Эх, эх, без креста! ?(3 раза)

Это случайность? Или так он хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси?Двенадцать красногвардейцев пробираются сквозь лютую вьюгу; они "ко всему готовы", настороженны; их ведет вперед инстинкт, но они еще толком не представляют себе до конца весь смысл своей борьбы, своего "державного шага" в будущее.

Не звучат ли насмешливо слова красноармейцев, которые в «рваном пальтишке», но с австрийским ружьём в руках:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

При этом красноармейцы подсознательно или по привычке обращаются к Господу.

4,5,6 главы.

Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейшем с ними столкновении?
(Не без зависти думают они о тепле и кабаке, в котором обретаются Ванька с Катькой. При столкновении с Ванькой, в героях проявляется не только зависть к его беспечальному житью, к его лихости и удачливости, но и месть за измену товарищам, их общему, пусть даже неясно представляемому, делу).

Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?

Что", Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!..

Убийство Катьки воспринимается ими как революционное возмездие, как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них. Друзья Петьки недовольны им за то, что он слишком бурно предается своему горю и дорогим воспоминаниям, они не дают ему задуматься над своим поступком, «душу наизнанку» вывернуть.

7 глава. Скорбь Петрухи является помехой красногвардейцам.

Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

- Может ли что-нибудь быть «потяжеле» убийства человека?

- А как ведёт себя Петруха? ("у бедного убийцы не видать совсем лица", он прячет свою растерянность от товарищей. После убийства перед нами выступает лицо человека любящего, оскорбленного, страдающего. За ухарской бравадой обнаружилась запрятанная личная драма. Понятно, что человеческие ценности не совсем потеряны в этом человеке. Может, этим объясняются слова в конце 8 главы: « Упокой, господи, душу рабы твоея...Скучно!» возможно, принадлежавшие Петрухе)

Как вы думаете, какое слово пропустил Блок в словах Петруши?

Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах! (Жизнь Катьки? Свою душу?)

В поэме поднимается проблема соотношения революции и личности, о жертвах, которые человек приносит революции. Блок как будто заглянул в недалёкое будущее.

А как вы думаете, можно ли переступить через жизнь человека ради достижения каких-либо целей? А что говорит по этому поводу христианское учение?

11 глава. И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Случайно ли у Блока в конце многоточие? (ожидание чего-то страшного от того, кому ничего в этом мире не жаль?..)

Вывод: свобода нарушать Христовы заповеди, а именно – убивать - трансформируются в стихию вседозволенности. В крови 12 дозорных – «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй. На протяжении всей поэмы красноармейцы идут «без креста» в душе, без веры, без Бога.

В) Женщина – символ возрождения.

Как показана Катька? Можем ли мы увидеть её внешность? (найдём строчки)

Как вы думаете, как очутилась Катька "на краю"? У Блока есть стихотворение «Перед судом»:

Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь...
Но ведь я немного по-другому,
Чем иные, знаю жизнь твою,
Более, чем судьям, мне знакомо,
Как ты очутилась на краю.

Помнишь, Катя, офицера -
Не ушел он от ножа...

Голос самого поэта, чувствующего вину всего общества перед этой судьбой, сливается в оплакивании Катьки голосом Петрухи.
Вывод: любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Убивая Катьку, патруль убивает будущее.

Г) Образы представителей старого мира.
- Совершается исторический акт – рушится старый мир, но какой мир идёт ему навстречу? (Может быть, мир ещё большего насилия?)
- Есть ли в поэме зримые (да и незримые) враги у красноармейцев? Можно ли считать Катьку или её кавалера врагами?
- Как представлены образы представителей старого мира? Найдите строчки о старушке Зачитайте их.Нет ничего плохого в том, что старушка радеет о бесполезности плаката, из которого для бедных детей можно cшить столько одежды.
- Найдите строчки о писателе-витии. Прочитайте.Оратясь к одному из эпиграфов поэмы, мы увидим, как сам Блок видит миссию поэта (и писателя) – это человек, видящий дальше и больше обычных людей. И если писатель говорит: «Погибла Россия!», значит, он почувствовал то, что не смогли почувствовать другие. Он не может говорить громко, чтобы его услышали все, он говорит вполголоса, ведь наступила хоть и пролетарская, но диктатура.
-Можно ли в образе попа увидеть заклятого врага пролетариата? Страшён ли он?
- Найдите упоминания о буржуе.Ассоциациативно автор связывает буржуя с воробышком, а не с хищной птицей. Нарисуем себе картину, которую можно представить по строчкам о буржуе: он не просто упрятал нос в воротник (ему холодно здесь, как и всем), он как голодный пёс, он безмолвен (так же безмолвны будут и все те, кого вели на расстрел при сталинском правлении), буржуй стоит как вопрос, он растерян, оглушён. А что такое представляет собой перекрёсток, если его изобразить графически? Крест. Этот крест будет нести и бывший буржуй.

Вывод: в поэме Блока врагов у 12 красноармейцев практически нет. На смену старому миру грядёт новый, новые люди и мировоззрения. Но лучше ли они оказываются в действительности?

Д) Пес безродный - символ старого мира.
- Многие литературоведы говорят о скрытой в образе пса угрозе новому строю. Давайте попробуем, найдя и проанализировав строчки поэмы и псе, понять, так ли это утверждение однозначно.

Можно ли за этими описаниями увидеть угрожающий, злой, ненавидящий старый мир? Ведь пса можно и палкой отогнать, а если накормить, то он станет верным дворнягой.

Почему в конце поэмы пёс не отстал от красноармейцев, а так и следовал за ними, хотя его зло прогоняли?(Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!)

Вывод: нельзя построить что-то на пустыре, не имея корней, основы. Нельзя старый мир «разрушить до основания» и построить новый мир, чтобы тот, «кто был никем» стал всем. История страны, какой бы она ни была – часть нашей любви к Родине.

Е) Иисус Христос.

Какое отношение имеет Христос к содержанию поэмы?

Чтобы понять это, сначала обратимся к истории написания произведения.

В 1904-1906 гг. Блок, увлечённый борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдёт «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. Но уже в 1918 году появляется новый мотив в его творчестве, воплощённый в образе Христа – мотив вселенской целесообразности, разумности, высшего начала.

Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки» («Он (Иисус)идет с ними, а надо, чтобы шел Другой», т.е. Антихрист, – запись от 20 февраля 1918). Другими словами, изначально было бы правомернее рядом с шествующим патрулём изобразить не покидающего их Антихриста. В тех же дневниковых записях мы читаем: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа…»

Кто на протяжении поэмы обращается к Божьему началу?

Каково отношение к Богу у красноармейцев?

Они не будут ни в чём разбираться, а откроют сразу пальбу. И кто попадёт в эту перестрелку – неважно (ср. случайное убийство Катьки)

Почему Иисус ходит беглым шагом, хоронясь за все дома? (Те, кто не верит в Него – ни видят. Неверующие – слепы)

Можно ли назвать дозорных и Христа антиподами?

Почему Блок изобразил Христа идущего не рядом с ними, а впереди них? Играет ли эта деталь какую-либо роль?

Двенадцать идут «державным шагом» вдаль. Какое значение имеет это пространственное измерение у Блока? (даль – справедливое, светлое будущее)

27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что всё происходящее – от падения религии…»

Можно ли сказать, что в своей поэме Блок обозначил для революционеров перспективу – грядущую веру в Христовы заповеди?

Бойцы проходят путь от свободы «без креста» к истинной свободе – с Христом. И эта метаморфоза происходит помимо их воли, так как это проявление высшего начала. Эти герои обрели друг друга (вспомним историю – Иисус был с теми, кому плохо). В образе Христа заключены идеи:

искупление Христом очередного кровавого греха людей прощения.

6. Вывод . Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
В концепции поэмы сказались противоречия мировоззрения Блока, с одной стороны человека, желающего верить в новое, созидательное, с другой стороны гражданина, человека творческого, мыслящего, имеющего в своей основе нравственные начала русского народа, вечные ценности христианства. Отсюда и неприятие старого и неприятие нового, антигуманного, могущего переступить через любого человека, сделать несчастным и безучастным к страданиям ближнего.И только тогда достигается мировая гармония, когда переступившие через кровь придут к вере, христианским заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.

7. Домашнее задание.
Заключительная строфа поэмы породила множество споров не только со смысловой точки зрения, но и сточки зрения синтаксического анализа.

Попробуйте сделать анализ синтаксиса этого предложения, от которого будет зависеть ваша интерпретация строфы: кто же идёт с красным флагом – кто-то впереди или Иисус Христос(обратите внимание на знак препинания после слова флагом )? Докажите свою точку зрения с помощью подстановки других знаков препинания.

Найдите в дополнительных источниках информации другую, отличную от этой интерпретацию поэмы. Подготовьте сообщение о том, какая точка зрения близка вам?

На основе своего суждения ответьте на вопрос урока: «Поэма «Двенадцать» - гимн революции?»

Заполните лист экспресс-диагностики.

Тезисы Да Нет
1. Мысли, прозвучавшие на уроке, противоречат моим прежним представлениям.
2. Понравилась такая интерпретация блоковской поэмы.
3.Узнал много нового и интересного о жизни и творчестве А.Блока.
4.Хочу узнать подробнее о творчестве Блока.
5. Знакомство с этой поэмой может повлиять на мое мировоззрение.
6. Хочу поучаствовать в создании проекта по творчеству А.Блока.