Если вам повезло в империи родится. Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря

Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря. August 21st, 2013

Current Mood: relaxed Current Music: Макаревич


Эти стихи Иосифа Бродского очень уж ложаться на настроение после возвращения из Севастополя.
улыбки родных, такое ярко синее Чёрное море, горные речки, лес, белоснежный город русских моряков... Ох, как это всё западает в душу. И каждый раз сам себе говоришь: ВЕРНУСЬ.


ПИСЬМО РИМСКОМУ ДРУГУ ИЗ МАРЦИАЛА

Нынче ветренно, и волны с перехлестом.
Скоро осень, все изменится в округе.
Смена красок этих трогательней, Постум,
Чем наряда перемена у подруги.
Дева тешит до известного предела -
Дальше локтя не пойдешь, или колена.
Сколь же радостней, прекраснее вне тела:
Ни объятье невозможно, ни измена!


Посылаю тебе, Постум,эти книги.
Что в столице? Мягко стелят? Спать не жестко?
Как там Цезарь, чем он занят? Все интриги?
Все интриги, вероятно, да обжорство.
Я сижу в своем саду, горит светильник.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных -
Лишь согласное гуденье насекомых.



Здесь лежит купец из Азии. Толковым
Был купцом он - деловит, но не заметен.
Умер быстро: лихорадка. По торговым
Он делам сюда приплыл, а не за этим.
Рядом с ним - легионер, под грубым кварцем.
Он в сражениях империю прославил.
Сколько раз могли убить! А умер старцем.
Даже здесь не существует, Постум, правил.



Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
Но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря.
И от Цезаря подальше, и от вьюги.
Лебезить не надо, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники - ворюги?
Но ворюги мне милей, чем кровопийца.



Этот ливень переждать с тобой, гетера,
Я согласен, но давай-ка без торговли:
Брать сестерций с покрывающего тела -
Все равно, что дранку требовать от кровли.
Протекаю, говоришь? Но где лужа?
Чтобы лужу оставлял я, не бывало.
Вот найдешь себе какого-нибудь мужа,
Он и будет протекать на покрывало.



Вот и прожили мы больше половины,
Как сказал мне старый раб перед таверной:
"Мы оглядываясь, видим лишь руины"
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.
Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом.
Разыщу большой кувшин, воды налью им....
Как там в Ливии, мой Постум, - или где ты там?
Неужели до сих пор еще воюем?



Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще... Недавно стала жрица.
Жрица, Постум, и общается с богами.
Что ж, попьем вина, закусим хлебом.
Или сливами. Расскажешь мне известья...
Постелю тебе в саду, под чистым небом
Расскажу, как называются созвездья.


Скоро Постум друг твой, любящий сложенье,
Долг свой давний вычитанию заплатит.
Забери из под подушки сбереженья,
Там немного, но на похороны хватит.
Поезжай на вороной своей кобыле
В дом гетер, за городскую нашу стену.
Дай им цену, за которую любили,
Чтоб за ту же и оплакивали цену.


Зелень лавра, доходящая до дрожи.
Дверь распахнутая, пыльное оконце.
Стул покинутый, оставленное ложе,
Ткань, впитавшая полуденное солнце.
Понт шумит за черной изгородью пиний.
Чье-то судно с ветром борется у мыса.
На рассохшейся скамейке старший Плиний.
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса
.

ЕСЛИ ВЫПАЛО В ИМПЕРИИ РОДИТЬСЯ

(из записок легата преторианцев)

В городе опять беспокойство, и как обычно из-за выборов префекта Рима перед сентябрьскими идами. Победа сенатора Собянуса неизбежна, но трибун плебеев Навальний и его сторонники продолжают бесчинствовать неподалеку от Капитолийского холма: после осуждения Навальния за беззаконную продажу хвороста, предназначенного для отопления общественных бань города Корфиний, плебеи облепили здание сената папирусами с надписями «Измени Рим» и порицающими Августа, сенаторов и консулов неблагопристойными словесами.

Слушал на Форуме выступление оратора Просвирнуса, каковой громогласно поносит Империю и республиканские времена, а в качестве примера идеального государственного устройства приводит времена семи царей. Тем временем ходят слухи, что Просвирнус не прошел в сенат только потому, что двери там излишне узкие, отчего над толстяком-эпикурейцем потешаются граждане Рима.

Парфянский евнух Сноуденид, бежавший из Вавилона, по-прежнему находится в порту Остии. Стало известно, что он направил прошение Августу с просьбой дарования гражданства Рима, за что обещает публично обличить на Форуме грязные тайны двора Аршакидов. Сочувствующие евнуху римляне отправили в Остию три бочки вина, три корзины фиников и гетеру, чтобы скрасить ожидание изгнанника.

Сенатор от Сицилии Милоний предложил запретить плотскую любовь между мужчинами, за что был немедленно осмеян образованными гражданами. Греция и Антиохия уже осудили выступление любезного Милония. Между прочим, еще одной причиной не прохождения в сенат упомянутого Просвирнуса называют то, что зал Пантеона безусловно мог вместить оратора, но там уже, к несчастью, засел Милоний и свободного места не осталось.

Сегодня на Форуме оратор Сванидус (он низкого происхождения, из потомков финикийских рабов) напомнил гражданам о темных временах Луция Тарквиния Гордого, который лично отрубил головы тысячам благородных римских граждан. Также Сванидус рассказал о тысячах обесчещенных карфагенянок. А у римских солдат во времена Пунических войн, по его мнению, был один меч на троих. Возмутителя спокойствия освистали и забросали гнилыми луковицами, причем предводительствовал толпой пожилой жрец Кургин из храма Марса.

Три гетеры из лупанария «Rebellem vaginam», проданные в рабство на рудники за непристойные танцы в храме Юпитера, скорее всего будут выкуплены сердобольными гражданами Рима и отпущены на свободу. Тем временем некоторые римляне глухо ворчат, вспоминая, как сии падшие женщины с соучастниками осквернили безобразной оргией зверинец Августа, совершив коитус с пойманным в Альпах медведем, а затем намалевали на мосту Луция Фабриция через Тибр оскорбляющее взгляды изображение. Владелицы домашней птицы при этом сообщении начали запирать кур и уток во избежание иных неисчислимых мерзостей.

Новости из Парфии. Царь парфян отказался встретиться с Цезарем Августом на Капри из-за неразрешенной истории с изменником Сноуденидом, всё еще не выпущенном римскими преторами из Остийского порта. По Риму ходят упорные слухи, будто принцепс отозвался на это известие лаконической фразой: «Не брат он мне, сатир черномазый...» Парфянский посланник Макфолион хранит настораживающее молчание.

Преторианской когорте приказано собрать вольноотпущенников-сирийцев, эфиопов, нубийцев и прочих варваров в лагере на Марсовом поле и вслед за тем изгнать из Рима. В трущобах за Тибром начались волнения, а иудейский стихотворец Шендерий проживающий в Риме призывает граждан быть терпимее к варварам и в то же время подбивает патрициев на бунт против Августа. В свою очередь, граждане сочиняют простонародные шутки про Шендерия и его оскверненное ложе.

Видный греческий философ Стефаний Либертид предложил всем лучшим бойцам и ланистам Империи и сопредельных держав бойкотировать гладиаторские бои в Капуе из-за заявлений сенатора Милония.

Очередная выходка безумного Просвирнуса: по нищете своего рода, оратор не может позволить себе лектику, а потому передвигается по Риму пешком, выпустив вперед раба с синим ведром, каковой раб возглашает «Дорогу благородному Просвирнусу!»

Нынче ветрено и волны с перехлестом.
Скоро осень, все изменится в округе.
Смена красок этих трогательней, Постум,
чем наряда перемена у подруги.

Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стелют? Спать не жестко?
Как там Цезарь? Чем он занят? Все интриги?
Все интриги, вероятно, да обжорство.

Я сижу в своем саду, горит светильник.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных —
лишь согласное гуденье насекомых.

Здесь лежит купец из Азии. Толковым
был купцом он – деловит, но незаметен.
Умер быстро – лихорадка. По торговым
он делам сюда приплыл, а не за этим.

Рядом с ним – легионер, под грубым кварцем.
Он в сражениях империю прославил.
Сколько раз могли убить! а умер старцем.
Даже здесь не существует, Постум, правил.

Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря.

И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники – ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

Этот ливень переждать с тобой, гетера,
я согласен, но давай-ка без торговли:
брать сестерций с покрывающего тела —
все равно что дранку требовать от кровли.

Протекаю, говоришь? Но где же лужа?
Чтобы лужу оставлял я – не бывало.
Вот найдешь себе какого-нибудь мужа,
он и будет протекать на покрывало.

Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
«Мы, оглядываясь, видим лишь руины».
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом.
Разыщу большой кувшин, воды налью им…
Как там в Ливии, мой Постум, – или где там?
Неужели до сих пор еще воюем?

Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще… Недавно стала жрица.
Жрица, Постум, и общается с богами.

Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.
Или сливами. Расскажешь мне известья.
Постелю тебе в саду под чистым небом
и скажу, как называются созвездья.

Скоро, Постум, друг твой, любящий сложенье,
долг свой давний вычитанию заплатит.
Забери из-под подушки сбереженья,
там немного, но на похороны хватит.

Поезжай на вороной своей кобыле
в дом гетер под городскую нашу стену.
Дай им цену, за которую любили,
чтоб за ту же и оплакивали цену.

Зелень лавра, доходящая до дрожи.
Дверь распахнутая, пыльное оконце,
стул покинутый, оставленное ложе.
Ткань, впитавшая полуденное солнце.

Понт шумит за черной изгородью пиний.
Чье-то судно с ветром борется у мыса.
На рассохшейся скамейке – Старший Плиний.
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.

ЕСЛИ ВЫПАЛО В ИМПЕРИИ РОДИТЬСЯ

(из записок легата преторианцев)

В городе опять беспокойство, и как обычно из-за выборов префекта Рима перед сентябрьскими идами. Победа сенатора Собянуса неизбежна, но трибун плебеев Навальний и его сторонники продолжают бесчинствовать неподалеку от Капитолийского холма: после осуждения Навальния за беззаконную продажу хвороста, предназначенного для отопления общественных бань города Корфиний, плебеи облепили здание сената папирусами с надписями «Измени Рим» и порицающими Августа, сенаторов и консулов неблагопристойными словесами.

Слушал на Форуме выступление оратора Просвирнуса, каковой громогласно поносит Империю и республиканские времена, а в качестве примера идеального государственного устройства приводит времена семи царей. Тем временем ходят слухи, что Просвирнус не прошел в сенат только потому, что двери там излишне узкие, отчего над толстяком-эпикурейцем потешаются граждане Рима.

Парфянский евнух Сноуденид, бежавший из Вавилона, по-прежнему находится в порту Остии. Стало известно, что он направил прошение Августу с просьбой дарования гражданства Рима, за что обещает публично обличить на Форуме грязные тайны двора Аршакидов. Сочувствующие евнуху римляне отправили в Остию три бочки вина, три корзины фиников и гетеру, чтобы скрасить ожидание изгнанника.

Сенатор от Сицилии Милоний предложил запретить плотскую любовь между мужчинами, за что был немедленно осмеян образованными гражданами. Греция и Антиохия уже осудили выступление любезного Милония. Между прочим, еще одной причиной не прохождения в сенат упомянутого Просвирнуса называют то, что зал Пантеона безусловно мог вместить оратора, но там уже, к несчастью, засел Милоний и свободного места не осталось.

Сегодня на Форуме оратор Сванидус (он низкого происхождения, из потомков финикийских рабов) напомнил гражданам о темных временах Луция Тарквиния Гордого, который лично отрубил головы тысячам благородных римских граждан. Также Сванидий напомнил о тысячах обесчещенных карфагенянок. А у римских солдат во времена Пунических войн, по его мнению, был один меч на троих. Возмутителя спокойствия освистали и забросали гнилыми луковицами, причем предводительствовал толпой пожилой жрец Кургин.

Три гетеры из лупанария «Rebellem vaginam», проданные в рабство на рудники за непристойные танцы в храме Юпитера, скорее всего будут выкуплены сердобольными гражданами Рима и отпущены на свободу. Тем временем некоторые римляне глухо ворчат, вспоминая, как сии падшие женщины с соучастниками осквернили безобразной оргией зверинец Августа, совершив коитус с пойманным в Альпах медведем, а затем намалевали на мосту Луция Фабриция через Тибр оскорбляющее взгляды изображением. Владелицы домашней птицы при этом сообщении начали запирать кур и уток во избежание...

Новости из Парфии. Царь парфян отказался встретиться с Цезарем Августом на Капри из-за неразрешенной истории с изменником Сноуденидом, всё еще не выпущенном римскими преторами из Остийского порта. По Риму ходят упорные слухи, будто принцепс отозвался на это известие лаконической фразой: «Не брат он мне, сатир черномазый...» Парфянский посланник Макфолион хранит настораживающее молчание.

Преторианской когорте приказано собрать вольноотпущенников-сирийцев, эфиопов, нубийцев и прочих варваров в лагере на Марсовом поле и вслед за тем изгнать из Рима. В трущобах за Тибром начались волнения, а иудейский стихотворец Шендерий проживающий в Риме призывает граждан быть терпимее к варварам и в то же время подбивает патрициев на бунт против Августа. В свою очередь, граждане сочиняют простонародные шутки про Шендерия и его оскверненное ложе.

Видный греческий философ Стефаний Либертид предложил всем лучшим бойцам и ланистам Империи и сопредельных держав бойкотировать гладиаторские бои в Капуе из-за заявлений сенатора Милония.

Очередная выходка безумного Просвирнуса: по нищете своего рода, оратор не может позволить себе лектику, а потому передвигается по Риму пешком, выпустив вперед раба с синим ведром, каковой раб возглашает «Дорогу благородному Просвирнусу!»

Нынче ветрено и волны с перехлестом.
Скоро осень, все изменится в округе.
Смена красок этих трогательней, Постум,
чем наряда перемена у подруги.

Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стелют? Спать не жестко?
Как там Цезарь? Чем он занят? Все интриги?
Все интриги, вероятно, да обжорство.

Я сижу в своем саду, горит светильник.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных —
лишь согласное гуденье насекомых.

Здесь лежит купец из Азии. Толковым
был купцом он — деловит, но незаметен.
Умер быстро — лихорадка. По торговым
он делам сюда приплыл, а не за этим.

Рядом с ним — легионер, под грубым кварцем.
Он в сражениях империю прославил.
Сколько раз могли убить! а умер старцем.
Даже здесь не существует, Постум, правил.

Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря.

И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники — ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

Этот ливень переждать с тобой, гетера,
я согласен, но давай-ка без торговли:
брать сестерций с покрывающего тела —
все равно что дранку требовать от кровли.

Протекаю, говоришь? Но где же лужа?
Чтобы лужу оставлял я — не бывало.
Вот найдешь себе какого-нибудь мужа,
он и будет протекать на покрывало.

Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
«Мы, оглядываясь, видим лишь руины».
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом.
Разыщу большой кувшин, воды налью им…
Как там в Ливии, мой Постум, — или где там?
Неужели до сих пор еще воюем?

Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще… Недавно стала жрица.
Жрица, Постум, и общается с богами.

Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.
Или сливами. Расскажешь мне известья.
Постелю тебе в саду под чистым небом
и скажу, как называются созвездья.

Скоро, Постум, друг твой, любящий сложенье,
долг свой давний вычитанию заплатит.
Забери из-под подушки сбереженья,
там немного, но на похороны хватит.

Поезжай на вороной своей кобыле
в дом гетер под городскую нашу стену.
Дай им цену, за которую любили,
чтоб за ту же и оплакивали цену.

Зелень лавра, доходящая до дрожи.
Дверь распахнутая, пыльное оконце,
стул покинутый, оставленное ложе.
Ткань, впитавшая полуденное солнце.

Понт шумит за черной изгородью пиний.
Чье-то судно с ветром борется у мыса.
На рассохшейся скамейке — Старший Плиний.
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.

Анализ стихотворения «Письма римскому другу» Бродского

Творчество И. Бродского до сих пор воспринимается крайне неоднозначно. Одни превозносят его в качестве величайшего поэта современности, другие подвергают уничижительной критике. Главной причиной для негативных высказываний является туманный и грубый стиль поэта, использование нецензурной лексики. Критики считают, что такой язык никак не может считаться составной частью классического культурного наследия. В этом плане очень интересно стихотворение Бродского «Письмо римскому другу» (1972 г.). В нем поэт практически не использует сложные образы и символы. Произведение является спокойным размышлением автора, написанным простым и доступным языком.

В названии Бродский указывает на возможный перевод стихотворения («из Марциала»). Однако это не так. Оно является самостоятельным произведением. Поэт просто использует распространенный древнеримский жанр дружеского послания-размышления к близкому человеку.

Бродскому были близки древнеримские поэты, которые воспевали индивидуальную свободу творческой личности. При этом они чаще всего отрицательно относились к всемогущим императорам. Явно заметно сравнение Советского союза с Римской империей. Себя автор уподобляет римскому гражданину, который по какой-то причине находится в далекой провинции. Возможной причиной могут быть гонения властей.

Автор обращается к другу, оставшемуся в столице. В ироничных вопросах о состоянии Цезаря видны намеки на советского вождя. Коммунистическое руководство Бродский считает точной копией древнеримской верхушки общества. Власть двух величайших империй объединяют интриги и безумная роскошь.

Главный герой подчеркивает, что находясь вдали от столицы, он ощущает огромное спокойствие, которое позволяет ему предаваться философским размышлениям. Бродский никогда не скрывал, что ему незнакомо чувство патриотизма. Его совершенно не прельщало звание гражданина империи. В могущественной державе он стремится попасть на самую окраину, чтобы не испытывать на себе идеологическое давление. Автор выдвигает серьезное обвинение, направленное в первую очередь против Сталина, — «кровопийца». По сравнению с ним все мелкие руководители – просто «ворюги», с которыми еще можно как-то сосуществовать.

Бродского совершенно не заботят общегосударственные вопросы. Это ярко проявляется в замечании: «в Ливии… или где там? …до сих пор еще воюем?». Для него набрать воды для букета цветов намного важнее, чем международный конфликт.

В упоминании «наместника сестрицы» виден намек Бродского на тех людей, которые стремятся добиться расположения власти. «Общение с богами» он приравнивает к общественному уважению, которое ему глубоко чуждо.

Финал стихотворения описывает простую обстановку, окружающую добровольного изгнанника («пыльное оконце», «оставленное ложе»). Бродский изображает свое представление об идеальном образе жизни, которого он смог впоследствии достигнуть, покинув Советский союз.