Губы витой чубук гусары пытай судьбу. Стихотворение "синие гусары" асеев николай николаевич

Раненым медведем
мороз дерет.
Санки по Фонтанке
летят вперед.
Полоз остер —
полосатит снег.
Чьи это там
голоса и смех?
— Руку на сердце
свое положа,
я тебе скажу:
— Ты не тронь палаша!
Силе такой
становись поперек,
ты б хоть других-
не себя — поберег!

Белыми копытами
лед колотя,
тени по Литейному
дальше летят.
— Я тебе отвечу,
друг дорогой,
Гибель не страшная
в петле тугой!
Позорней и гибельней
в рабстве таком
голову выбелив,
стать стариком.
Пора нам состукнуть
клинок о клинок:
в свободу — сердце
мое влюблено.

Розовые губы,
витой чубук,
синие гусары —
пытай судьбу!
Вот они, не сгинув,
не умирав,
снова
собираются
в номерах.
Скинуты ментики,
ночь глубока,
ну-ка, запеньте-ка
полный бокал!
Нальем и осушим
и станем трезвей:
— За Южное братство,
за юных друзей.

Глухие гитары,
высокая речь…
Кого им бояться
и что им беречь?
В них страсть закипает,
как в пене стакан:
впервые читаются
строфы «Цыган».
Тени по Литейному
летят назад.
Брови из-под кивера
дворцам грозят.
Кончена беседа,
гони коней,
утро вечера
мудреней.

Что ж это,
что ж это,
что ж это за песнь?
Голову на руки
белые свесь.
Тихие гитары,
стыньте, дрожа:
синие гусары
под снегом лежат!

Декабрь 1925

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Ох уж эти мне гусары! Для девиц как саранча! Заведут там тары-бары, Рубят нежности сплеча; Закипит, как самоварик, Только денег дай в запас! А женился — глядь, гусарик Прогусарит все...
  2. С. К. Отплескались ласковые взоры Через пряжу золотых волос. Ах, какие синие озера Переплыть мне в жизни привелось! Уголком улыбки гнев на милость Переменит к вечеру она… Золотое солнышко светилось,...
  3. Там генцианы синие в лугах, Поток румяный в снежных берегах. Там в неповторной прелести долин Встал ледяной иль черный исполин. Там есть поляна легкая одна, Где утром рано вся страна...
  4. Голубая кофта. Синие глаза. Никакой я правды милой не сказал. Милая спросила: «Крутит ли метель? Затопить бы печку, постелить постель». Я ответил милой: «Нынче с высоты Кто-то осыпает белые цветы....
  5. На мшистых камнях колокольчики синие Синей, чем в росистых полях. Так вот где забыть о тоске и унынии, О злых и ликующих днях. Здесь море заставлено шхерами тесным; Здесь кроткое...
  6. Раскрылись синие провалы Глубоких, тающих высот. Небо наливаться стало Медом из осенних сот. Светлыми паутинками Стекает со жнивий сок. Прощальными голосами тинькают Птицы в золотой песок. Тушканчик скачет сиротливо Над...
  7. Сумерки зимние, Синие-синие. Город в серебряном Мареве инея. От тишины ли, От легкого ль холода Сердце заныло Так молодо-молодо. Хочется выразить Невыразимое… Сумерки синие, Сумерки зимние....
  8. В юном месяце апреле В старом парке тает снег, И веселые качели Начинают свой разбег. Позабыто все на свете! Сердце замерло в груди! Только небо, только ветер, Только радость впереди....
  9. Ты сегодня скучаешь опять как вчера, Значит, время потеряно даром… А за окнами синие вечера Догорают осенним пожаром… От лиловой луны, от цветных фонарей По земле растекаются тени. И похожи...
  10. Как сердце ни скрывает Мою жестоку страсть, Взор смутный объявляет Твою над сердцем власть: Глаза мои пленены Всегда к тебе хотят, И мысли обольщены Всегда к тебе летят. Тебя не...
  11. В собственном сердце и уме человека должна быть внутрен- няя полиция… Н. Павлов От увлечений, ошибок горячего века Только «полиция в сердце» спасет человека; Только тогда уцелеет его идеал, Если...
  12. «Слыхали ль? говорят, Ветранин Вдруг в голову к в сердце ранен». — Не слушай, милый друг, молвы, Не верь ты городской газете: Он сердце подарил Лизете И родился без головы....
Вы сейчас читаете стих Синие гусары, поэта Асеев Николай Николаевич

Вчера вечером на разборе заданий первого тура девятиклассники встретились с Марией Марковной Гельфонд.

Она рассказала, чего ждали от работ, что понравилось и запомнилось в анализах и чего не хватило. Напомним, на разборе работы школьникам не выдаются обратно, а рассматриваются лишь общие ошибки и представляются обобщённые комментарии по этапу от членов жюри.

Спикер сразу объяснила, что жюри не ждали от участников комплексного анализа текста, а хотели, чтобы школьники сами выделили для себя 5-6 аспектов, которые они смогут раскрыть полностью. Также Мария Марковна отметила, что идеальные тексты не запоминаются и напоминают клише, а нестандартные мысли наоборот. Баллы при оценке не вычитались от максимального значения, а, наоборот, добавлялись за каждую удачную мысль в анализе.

На выбор для анализа участников было представлено 2 произведения: стихотворение Николая Асеева «Синие гусары» и рассказ Михаила Булгакова «Псалом».

Основные аспекты анализа стихотворения «Синие гусары»:

  1. Николай Асеев видит в декабристах героев-романтиков и совершенно точно не консерваторов.
  2. Очень важен фактор молодости со всеми ее атрибутами.
  3. Элемент отношения к жизни, политике, грядущему восстание – как к игре.
  4. В тексте присутствует идея борца и жертвы.
  5. Идея бессмертия. Гибель рассматривалась как радость во имя великой идеи. Совершенно наивная чистота.
  6. Стихотворный размер определить было сложно, но это был балладный размер – амфибрахий.
  7. В тексте присутствовала аллитерация. Повторение глухих согласных и звукосочетаний, словно имитируют стук конских копыт.
  8. Рифмы неточные, ассонансные.

«Было много действительно хороших и качественных работ, откровенно слабых анализов я выделить не могу. Но и работ, в которых было сказано все, что бы мы хотели тоже нет».

М.М. Гельфонд

Основные аспекты рассказа «Псалом»:

  1. Драма в произведении очень значимый элемент. Есть абсолютно лирические вещи, сюжетного развития практически нет, диалоги не имеют завершения.
  2. Обратить внимание стоит на «Рассказ в рассказе» – Булгаков в качестве музыкального лейтмотива использует строки романса А. Вертинского «Это все, что от Вас осталось». А в финальном монологе героя «отрицаются» две из трех несбыточных целей, обозначавшихся словами романса: «Не куплю себе туфли к фраку, не буду летать по ночам псалом. Ничего, как-нибудь проживем».
  3. В целом, именно «ну как-нибудь проживем» — главный мотив произведения.
  4. Символические детали:
  • Чайник, конусы света – это маленький очаг любви, тепла посреди холодной Москвы.
  • Отлетающая пуговица — отсылка к роману «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.

5. Единого смысла у произведения нет, каждый толкует его по-своему:

  • Героям удалось преодолеть одиночество, возникновение семьи.
  • Ничего не преодолено, если герои оказались вместе, то их свела тоска и «бездомье». Они вместе, потому что так сложилось.

Главная трудность при анализе прозаического текста — это удержаться от пересказа и верно увидеть исторический контекст вокруг произведения.

Один из участников олимпиады приятно удивил жюри, найдя отсылку к произведению «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома.

Видеозапись разбора можно посмотреть на

СИНИЕ ГУСАРЫ


Раненым медведем
мороз дерет.
Санки по Фонтанке
летят вперед.
Полоз остер -
полосатит снег.
Чьи это там
голоса и смех?
- Руку на сердце
свое положа,
я тебе скажу:
- Ты не тронь палаша!
Силе такой
становись поперек,
ты б хоть других -
не себя - поберег!


Белыми копытами
лед колотя,
тени по Литейному
дальше летят.
- Я тебе отвечу,
друг дорогой,
Гибель не страшная
в петле тугой!
Позорней и гибельней
в рабстве таком
голову выбелив,
стать стариком.
Пора нам состукнуть
клинок о клинок:
в свободу - сердце
мое влюблено.


Розовые губы,
витой чубук,
синие гусары -
пытай судьбу!
Вот они, не сгинув,
не умирав,
снова
собираются
в номерах.
Скинуты ментики,
ночь глубока,
ну-ка, запеньте-ка
полный бокал!
Нальем и осушим
и станем трезвей:
- За Южное братство,
за юных друзей.


Глухие гитары,
высокая речь…
Кого им бояться
и что им беречь?
В них страсть закипает,
как в пене стакан:
впервые читаются
строфы «Цыган».
Тени по Литейному
летят назад.
Брови из-под кивера
дворцам грозят.
Кончена беседа,
гони коней,
утро вечера
мудреней.


Что ж это,
что ж это,
что ж это за песнь?
Голову на руки
белые свесь.
Тихие гитары,
стыньте, дрожа:
синие гусары
под снегом лежат!

Русская советская поэзия. Сборник стихов. 1917–1947. ОГИЗ. Москва, «Гос. изд-во художественной литературы», 1948.

ПЕРЕБОР РИФМ


Не гордись,
что, все ломая,
мнет рука твоя,
жизнь
под рокоты трамвая
перекатывая.
И не очень-то
надейся,
рифм нескромница,
что такие
лет по десять
после помнятся.
Десять лет
большие сроки:
в зимнем высвисте
могут даже
эти строки
сплыть и выцвести.
Ты сама
всегда смеялась
над романтикой…
Смелость -
в ярость,
зрелость -
в вялость,
стих - в грамматику.
Так и все
войдет в порядок,
все прикончится,
от весенних
лихорадок
спать захочется.
Жизнь без грома
и без шума
на мечты
променяв,
хочешь,
буду так же думать,
как и ты
про меня?
Хочешь,
буду в ту же мерку
лучше
лучшего
под цыганскую
венгерку
жизнь
зашучивать?
Видишь, вот он
сизый вечер,
съест
тирады все…
К теплой
силе человечьей
жмись
да радуйся!
К теплой силе,
к свежей коже,
к синим
высверкам,
к городским
да непрохожим
дальним
выселкам.

Мысль, вооруженная рифмами. изд. 2-е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Составитель В. Е. Холшевников. Ленинград, Изд-во Ленинградского университета, 1967.

ПРОСТЫЕ СТРОКИ


Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя - сушь,
Мне и в жару без тебя - стыть.
Мне без тебя и Москва - глушь.


Мне без тебя каждый час - с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.


Я ничего не хочу знать -
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.

Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Москва, «Художественная литература», 1988.

* * *


Глаза насмешливые
сужая,
сидишь и смотришь,
совсем чужая,
совсем чужая,
совсем другая,
мне не родная,
не дорогая;
с иною жизнью,
с другой,
иною
судьбой
и песней
за спиною;
чужие фразы,
чужие взоры,
чужие дни
и разговоры;
чужие губы,
чужие плечи
сроднить и сблизить
нельзя и нечем;
чужие вспышки
внезапной спеси,
чужие в сердце
обрывки песен.
Сиди ж и слушай,
глаза сужая,
совсем далёкая,
совсем чужая,
совсем иная,
совсем другая,
мне не родная,
не дорогая.

Русская и советская поэзия для студентов-иностранцев 87. А. К. Демидова, И. А. Рудакова. Москва, изд-во «Высшая школа», 1969.