Христианские рассказы для подростков. Из жизни христиан (Рассказы взятые из жизни людей)

«БЛАГОСЛОВЕННАЯ ТРАПЕЗА. Библейские истории и рецепты» - так называется книга Энтони Чиффоло и Рейнера Хессе, которую выпустило издательство «КоЛибри, Азбука-Аттикус». Авторы - священник Рейнер Хессе и историк и издатель Энтони Чиффоло посвящена миру Ветхого и Нового Заветов, праздникам, ритуалам и обыденной жизни библейских героев.

Тут и отрывки из Священного Писания, и исторические комментарии, и главное — рецепты блюд, которые вкушали библейские герои и апостолы. При желании читатель и сам сумеет приготовить нечто похожее на то, что ели наши далекие предки, и таким образом совершить увлекательное путешествие в прошлое, а шедевры мировой живописи помогут сделать это путешествие еще более ярким.

Мы знакомим читателей сайт.Кухня с выдержками из нее. Перед вами - первая часть.

Гостеприимство Авраама

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего.

Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре, и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки, и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

(Бытие, 18:1-8)

Авраам, Сарра и три религии

Точная дата рождения Аврама неизвестна. Поскольку единственным источником наших сведений о нем является Библия, некоторые ученые видят в нем не историческую личность, а своего рода персонификацию какого-то кочевого племени. Как следует из Книги Бытия, жизнь Аврама в Уре, страна Харран, проходила неприметно.

Он женился на женщине по имени Сара, но детей у них не было. Когда Авраму исполнилось семьдесят пять лет, он, согласно Писанию, получил от Господа повеление покинуть Харран и идти в страну Ханаан, располагавшуюся между Средиземным морем, рекой Иордан и Мертвым морем (примерно там, где теперь находится государство Израиль). Следуя этому повелению, Аврам должен был оставить свой народ, пересечь пустыню и поселиться среди чужеземцев. А главное, отныне он должен был чтить единого Бога. За отказ от прежних верований Господь обещал ему многочисленное потомство, которое унаследует землю Ханаанскую, хотя Аврам и жена его были уже в преклонных летах, а Сара ни разу не смогла зачать.

В ту пору богатство мерилось не только золотом и стадами, но еще и количеством жен и детей, поэтому над Аврамом смеялись соседи, ведь детей у него не было, а жена всего одна. Удрученная своей бездетностью Сара убедила мужа взять в наложницы ее служанку-египтянку Агарь, по некоторым версиям, дочь фараона. Агарь родила сына и назвала его Измаил. Но Сара, страдавшая теперь от ревности, изгнала Агарь с сыном в пустыню.

Авраму было тогда восемьдесят шесть лет, и он уже не надеялся на законных наследников. Но, как сообщает Книга Бытия, вмешался Господь. Когда Авраму исполнилось девяносто девять лет, Бог явился ему и «поставил с ним завет»: Бог изменил имена Аврама и Сары — отныне они стали зваться Авраам и Сарра — и обещал, что в течение года у них родится сын. Аврааму же надлежало сделать обрезание и себе, и своим домочадцам мужского пола в знак того, что и они, и все потомки их — народ Божий.

Как рассказывается в приведенном выше отрывке из Книги Бытия, когда Авраам сидел при входе в свой шатер, к нему приблизились «три мужа» — возможно, сам Господь и два ангела, и он принял их с добром и гостеприимством, а они подтвердили, что у Сарры будет сын. Год спустя Сарра родила Исаака.

Так, в соответствии с иудейской традицией Авраам — через Исаака и его детей — считается праотцем еврейского народа. А согласно традиции исламской через Измаила Авраам стал прародителем и всех арабских народов. Евреи, мусульмане, а также христиане почитают Авраама за его верность завету с Богом и веру во всемогущество Божие, а его гостеприимство по отношению к странникам все три монотеистические религии рассматривают как пример, которому необходимо следовать.

Меню встречи у дубравы Мамре

Авраам приготовил для своих гостей простую еду, можно сказать, что он угостил их чем-то вроде древнего фастфуда. Дело происходило вблизи Хеврона, города, расположенного в тридцати километрах к югу от современного Иерусалима, на высоте девятисот с лишним метров над уровнем моря. Сюда, как рассказывается в Писании, и явились три мужа, и Авраам «поспешил» приготовить для них еду, ведь он не ждал гостей в знойный полдень, когда принято отдыхать.

Сарре было велено сделать хлебы; обязанность молоть муку и печь хлеб возлагалась на обитательниц женской части дома, чаще всего на жену хозяина. Муку смешивали с водой и скатывали из теста колобки. Колобки приминали руками, выкладывали на разогретую огнем землю, сверху посыпали горячими углями и оставляли до готовности. Этот процесс был непродолжительным.

А вот приготовление тельца из стада требовало гораздо больше времени, но странники, к счастью, не слишком торопились. Обычно тушу, по-видимому, зажаривали целиком, но, чтобы сэкономить время и не томить гостей, могли разрубить ее на небольшие куски и приготовить их на вертеле над огнем. Многие ученые считают, что мясо подавали с зер- новым или овощным блюдом.

Десертом служили кувшин верблюжьего молока, сыр или творог; кулинар XXI века, обладающий чувством юмора, может добавить к этому меню «ангельский пирог».

Авраам выставил это или подобное угощенье в Мамрийской дубраве, под сенью раскидистых деревьев — в наше время такое место сочли бы идеальным для пикника.

Нижеследующие рецепты рассчитаны на обед для шести-восьми персон, но, если вы хотите организовать его на природе, придется немного потрудиться заранее. Многие ингредиенты, входящие в состав этих блюд, упоминаются в Библии: дрожжи (Левит, 10:12), мука, репчатый лук, лук-порей и чеснок (Числа, 15:4;11:5), шафран, корица, орех (Песнь Песней, 4:14; 6:11), мед (Третья Книга Царств, 14:3), мята, оливковое масло (Евангелие от Луки, 11:42; 16:6), цикорий — одна из “горьких трав” (Исход, 12:8), яич- ные белки (Книга Иова, 6:6), телятина (Первая Книга Царств, 6:7), виноград, тмин (Книга Пророка Исаии, 1:8; 28:25), козий сыр (Вторая Книга Царств, 17:29).

Не бойтесь заменять эти ингредиенты другими, которые окажутся под рукой, — у вас все равно получатся божественные яства!

Рецепты времен Авраама

Ячменные лепешки от Сары

Самое простое блюдо, скажете вы… но ведь и самое вкусное!

Потребуется: 1 чайная ложка сухих дрожжей, ¼ чашки теплой воды, 1 чашка кислого молока, ½ чайной ложки пищевой соды, ½ чашки ячменной муки, ½ чашки ржаной муки, ½ чашки семян тмина, ½ чашки турецкого гороха (нута), ½ чашки молотой полбы, ½ чайной ложки соли, столовая ложка оливкового масла.

Приготовление: Распустить дрожжи в теплой воде. Размешать пищевую соду в кислом молоке. Высыпать всю муку в миску, добавить соль, дрожжи и молоко с содой, перемешать. Всыпать семена тмина и месить тесто руками 10 минут. Выложить тесто в миску, накрыть пищевой пленкой и поставить подниматься на пару часов, пока оно не увеличится в объеме вдвое. Выложить готовое тесто на хорошо смазанную доску и месить несколько минут.

Разделить тесто на 8 равных частей, скатать в колобки. Раскатать каждый колобок на лепешки примерно 15 сантиметровв диаметре. Накрыть влажной салфеткой и отставить минут на 20.

Разогреть сковороду до средней температуры. Налить несколько чайных ложек оливкового масла и выпекать лепешки по отдельности по 2 минуты с каждой стороны, надавливая тыльной стороной ложки, чтобы образовались пузырьки как при жарке блинов. Каждую лепешку завернуть в салфетку, чтобы не остыли, и подавать к столу как можно скорее.

Выход: 8 порций.

Суп из полбы

Суп из полбы (цельнозерновой пшеницы) — вкусная и здоровая «увертюра» к библейской трапезе

Потребуется: 1 чашка полбы (цельнозерновой пшеницы), 4 чашки горячей или холодной воды для замачивания, 5 чашек томатного соуса, 1½ чашки черных бобов, 6 нашинкованных картофелин, 4 головки измельченного чеснока, 4 чайные ложки тмина, 1 столовая ложка куркумы, ½ чайной ложки черного перца, 2 нашинкованных зеленых перца.

Приготовление: Замочить на ночь полбу в холодной воде. Если времени нет, засыпьте крупу в миску, залейте горячей водой и поместите в небольшую кастрюлю с кипящей водой. Поставьте на огонь и держите на водяной бане, пока вся вода не выкипит. Зерна станут мягкими.

Выложите полбу вместе с остальными ингредиентами в большую кастрюлю и варите на медленном огне 1 час. Готовый суп подавайте горячим.

Выход: 8 порций.

Ближневосточная овощная запеканка

В этой запеканке собран целый «огород» ближневосточных овощей — от баклажа- нов и огурцов до фасоли и тыквы

Потребуется: 2 крупных баклажана, соль по вкусу, 2 больших огурца, 2 маленьких зеленых перца, 1 маленький красный перец, 1 маленький желтый перец, 100г зеленой фасоли, ½ чашки оливкового масла, 2 большие луковицы, 3 головки измельченного чеснока, 2 желтые тыковки, разрезанные на кубики, 20 помидоров черри, разрезанных пополам, ½ чайной ложки свежемолотого перца, 100 г лимской фасоли (по желанию), горсть свежего базилика (по желанию).

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. Баклажаны очистить от кожуры, разрезать на кусочки, посолить. Выложить на блюдо и отставить. Огурцы мелко покрошить, перцы нашинковать; зеленую фасоль разрезать пополам. ¶Часто помешивая, поджарить баклажаны с половиной порции оливкового масла до коричневого цвета. Вынуть баклажаны, масло не сливать. Добавить оставшееся масло и жарить лук до золотистого цвета. Всыпать измельченный чеснок, накрыть крышкой и тушить 1 минуту. Не пережарьте!

В большую кастрюлю уложить слоями баклажаны, огурцы, тыкву, перцы, зеленую фасоль. Добавить смесь лука и чеснока, сверху положить половинки черри-помидоров. Посыпать солью и перцем.

Если у вас найдется лимская фасоль, положите ее сверху вместе с луком и чесноком и добавьте немного баклажанов. Посыпать базиликом, солью и перцем; залить водой так, чтобы она покрывала овощи, сверху положить мелкие сухарики. Запекать 1-1½ часа, пока овощи не станут мягкими. Можно подавать с козьим сыром.

Выход: 8 порций.

Верблюжье молоко

Верблюжье молоко, в отличие от коровьего или козьего, обладает специфическим вкусом. Чтобы оно лучше усваивалось, пить его следует медленно, небольшими глотками. Подавать холодным или подогретым.

Потребуется: 6 чашек верблюжьего молока, 2-3 чайные ложки сахара, 1 чайная ложка шафрана, ½ чайной ложки кардамона или мускатного ореха.

Приготовление: Вылить молоко в миску, добавить сахарный песок и поставить на медленный огонь. Добавить шафран и кардамон или мускатный орех, кипятить 2-3 минуты. Добавить еще сахару по вкусу. Подавать в подогретых кружках.

Выход: 8-12 порций.

Финики с медом и творогом

Потребуется: 2 чашки жирного свежего творога, 2 столовые ложки меда, 1 столовая ложка измельченных грецких орехов, ¾ чайной ложки молотой корицы, ⅛ чайной ложки мускатного ореха, веточка мяты.

Приготовление: Выложить творог, мед, орехи, корицу и мускатный орех в небольшую глубокую охлажденную посуду. Размешать до получения однородной массы. Измельчить листья мяты и высыпать сверху на творожную массу.

Использовать как начинку для фиников, освобожденных от косточек, или намазать сверху на сельдерей или цикорий; эта паста также хороша с поджаренным хлебом с корицей.

Мясо на углях

Кебаб — самый эффективный способ приготовить большое мясное блюдо в считанные минуты

Потребуется: 1 кг говядины или телятины, порубленной на кубики, 6 небольших луковиц или лук-порей, 1 большой баклажан, разрезанный на ломтики, 2 желтые тыковки, разрезанные на ломтики, горсть помидоров черри, измельченный чеснок (по вкусу), соль и перец ямайский, перец натуральный, йогурт и сироп от абрикосового или персикового варенья, хлеб с жесткой корочкой.

Приготовление: Последовательно насадить на шампуры кубик мяса, немного лука, ломтик баклажана, ломтик тыквы, два томата и так далее. Измельчить несколько головок чеснока в небольшой посуде; растирая чеснок пальцами, рассыпать его поверх мяса и овощей. Смешать в чашке соль, перец и ямайский перец; посы- пать смесью каждый шампур. Жарить, переворачивая, над горячими углями, стараясь не пережарить.

Во время приготовления смачивать йогуртом или сиропом от варенья. Нарезать хлеб толстыми ломтями, вынуть мякоть и, сняв с шампуров, разложить мясо с овощами в хлебные «плошки». Сверху украсить приправой сумах (1-2 столовые ложки).

Для приготовления приправы взять одну мелко нашинкованную луковицу и ½ чашки рубленой петрушки.

Выход: 8 порций.

Ангельский пирог

Если вы никогда не пробовали домашней ангельской пищи, вас ждет истинное наслаждение!

Потребуется: 1 чашка муки, 1½ чашки сахарной пудры, 12 яичных белков, 2 столовые ложки холодной воды, 1½ чайной ложки винного камня, 1 чашка сахарного песка, ½ чайной ложки соли, 1½ чайной ложки ванили, ½ чайной ложки измельченного миндаля, взбитые сливки, 1 чашка сушеной шелковицы (можно заменить другими ягодами).

Разогреть духовку до 180 градусов. Просеять муку в большую металлическую миску. Добавить сахарную пудру и просеять смесь два-три раза. Взбить яичные белки, воду и винный камень миксером до образования пены. Взбивать до загустения, постепенно всыпая сахарный песок. Добавить соль, ваниль и миндаль и взбивать до образования тугого теста. Понемногу высыпать муку с сахарной пудрой во взбитую яичную смесь и тщательно перемешать.

Выложить полученное тесто в высокую несмазанную форму. Выпекать примерно 35-40 минут, протыкая сверху соломинкой и определяя по ней готовность пирога (к соломинке не должно прилипать тесто). Вынуть из духовки, дать остыть и переложить на блюдо. Подавать со взбитыми сливками или с ягодами.

Выход: 8 порций.

Э. Чиффоло, Р. Хессе Благословенная трапеза. Библейские истории и рецепты / Энтони Чиффоло, Рей- нер Хессе: пер. с англ. Н. Цыркун. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. — 368 с.

1. Что Бог дал в пищу человеку при сотворении? Что Он дал в пищу животным?

Ответ: И сотворил Бог человека по образу Своему... И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. (Бытие 1:27, 29, 30).

2. Разрешил ли Бог людям есть мясо?


Ответ: Да, после потопа. "И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;" (Бытие 9:1-4).

3. Что ел Иоанн Креститель в пустыне?

Ответ: Его пищей были акриды (саранча) и дикий мед. (Матф. 3:4).

4. Иисус из пяти хлебов и двух рыбок сделал столько еды, что ее хватило на пять тысяч человек. А сколько еды собрали после трапезы?
Ответ: Двенадцать коробов. (Матф. 14:19-21).

5. Чем Господь кормил евреев в пустыне каждый день?

Ответ: Манной. "... поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу." (Исход 13-15).

6. За какую еду Исав продал свое первородство?
Ответ: За чечевичную похлебку и хлеб (Бытие 25:29-34).

7. В книге Притч отдается предпочтение хорошим отношениям в семье перед вкусной едой. Вставьте пропущенные слова:

"Лучше..................................., и с ним мир, нежели дом, полный.................................., с раздором.
"Лучше блюдо......................, и при нем любовь, нежели.................................., и при нем ненависть".

Ответ: Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. (Пр. 17:1). Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. (Пр. 15:17)

8. Иисус после воскресения явился ученикам. Он попросил еды. Что Ему подали? Что Иисус ел после Своего воскресения?
Ответ: Печеную рыбу и сотовый мед. (Лук. 24:41-43).

9. Как в Библии называется человек, который любит поесть?
Ответ: Чревоугодник.

10. С какой пищей сравнивает Себя Иисус?
Ответ: Хлеб жизни. (Я есмь хлеб жизни, Иоан. 6:48).

11. Вставьте пропущенное слово: " Ибо Царствие Божие не...................... и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
Ответ: "Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (8 Рим. 14:17).

    ВОПРОС ОТ АЛЕКСЕЯ
    Хотелось бы задать один вопрос по отношению Библии к мясу. Посмотрите какие есть тексты Библии:
    «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, - вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29, 31).
    «Режущий вола - то же, что убивающий человека» (Исайя 66:3).
    «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом». (Притчи 23:20).
    Получается, вегетарианцы правы, что не едят мяса?

Действительно, в Библии есть тексты, которые, как с первого взгляда кажется, запрещают кушать мясо. Однако, в той же Библии есть стихи, которые прямо разрешают и даже предписывают есть мясо (ниже мы их рассмотрим). Получается, либо Библия себе противоречит (чего быть не может), либо какие-то тексты Библии говорят об ином.

Давайте сначала рассмотрим те стихи Библии, где Бог явно разрешает есть мясо. И заметьте Он не говорит, чтоб его варили или жарили - это и так понятно.

«Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в ПИЩУ » (кроме нечистых животных, запрещенных отдельно) (Быт. 9.2,3).

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот ЖИВОТНЫЕ, которые МОЖНО вам есть из всего скота на земле: ...» (Лев. 11:1,2) далее перечисляются чистые и нечистые животные.

Пророк Давид ел овец.

«… и меду, и масла, и ОВЕЦ , и сыра коровьего, принесли Давиду и людям, бывшим с ним, в пищу; ибо говорили они: народ голоден и утомлен и терпел жажду в пустыне» (2 Цар. 17:29).

А вот здесь говорится о том, что Бог Сам через ворона кормил великого пророка Илию мясом, хотя конечно, если бы мясо было есть нельзя по закону Божьему, Сам бы Творец мясо не давал Илии:

«И вороны приносили ему хлеб и МЯСО поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Цар. 17:6).

Иоанн Креститель пришел в духе Илии («и предъидет пред Ним в духе и силе Илии », см. Лук. 1:17), поэтому нет ничего странного, что Иоанн ел саранчу.

«Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса… , а пищею его были акриды (саранча) и дикий мед» (Матф. 3:4).

Иисус дважды кормил людей рыбой (см. Евангелие от Матфея 14 и 15 главы), чудным образом сотворив ее для нескольких тысяч людей! Он мог сотворить что угодно, но сотворил именно рыбу.

Также после Своего воскрешения Иисус давал ученикам есть рыбу в пищу:

«Иисус говорит им: принесите рыбы , которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами … Иисус говорит им: придите, обедайте. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Иоан. 21:10-13).

Кроме этого, в ветхозаветное время народ Божий, должен, а точнее обязан был вкушать Пасхального агнца и мирные жертвы (Исх. 12 глава, Лев. 7 глава)… Это было актуально вплоть до жертвы Христа (см. Мар. 14:12, 1 Кор. 5:7).

Библия показывает, что первые христиане ели мясо. Им было запрещено Богом есть лишь мясо удавленены, мясо с кровью и идоложертвенное, то есть приносимое в жертву идолам. Запрет удавленены (при удавлении кровь не сливалась, поэтому пропитывала мясо) и мяса с кровью был связан с запретом законом Божьим употреблять в пишу кровь (см. Быт. 9:4, Лев. 3:17). А запрет на идолжожертвенное был дан, чтоб оградить людей от приобщения к языческим обрядам (см. Исх. 34:15)

«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины…» (Деян. 15:28,29).

Поэтому в Новом завете апостол Павел часто поясняет, что мясо есть можно, но от идоложертвенного стоит воздержаться:

«Все, предлагаемое вам, ЕШЬТЕ без всякого исследования, для [спокойствия] совести. Но ЕСЛИ кто скажет вам: это ИДОЛОЖЕРТВЕННОЕ, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести» (1 Кор. 10:27,28).

«ЕСЛИ пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8.13).

Здесь тоже идет об идоложертвенном мясе, а не просто о мясе. Речь о том, что мы не имеем право искушать слабых в вере братьев, которые думали, что посвященное идолам является нечистым. Раньше язычники перед своими идолами приносили жертвы и им их посвящали, а потом мясо продавали. Павел же говорил, что идол в мире ничто - ибо нет иных богов.

«Итак об употреблении в пищу ИДОЛОЖЕРТВЕННОГО мы знаем, что ИДОЛ В МИРЕ НИЧТО, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4).

Поэтому в принципе и есть идоложертвенное можно. Но для некоторых христиан - это будет выглядеть как идолопоклонство, или как разрешение есть посвященное идолам... Для их веры в Бога это будет ударом! Так как некоторые из них недавно были язычниками и верили в идолов и приносили им жертвы... Поэтому Павел говорит, что готов совсем отказаться от мяса, лишь бы не соблазнить немощного в вере брата - христианина.

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а НЕМОЩНЫЙ ЕСТ ОВОЩИ» (чтобы случайно не съесть идоложертвенного) (Рим. 14:1)

Видите Павел того, кто не ест мяса называет НЕМОЩНЫМ. Это будет иметь смысл только, если речь идет об идоложертвенном мясе - именно об этом речь идет в данных главах Нового Завета. Перечитайте их и в этом убедитесь. Павел об этом говорил и другими словами:

«Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, ОТЧЕГО брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).

Видите здесь Павел четко поясняет свою позицию. То есть нужно понимать контекст - о чем писал апостол Павел. Во всех вышеперечисленных главах Павел вел речь только об идоложертвенном, что не сложно проверить просто внимательно перечитав эти главы и рядом с ними расположенные. Дело в том, что в то время очень ОСТРО стояла проблема идоложертвенного мяса, которое продавали повсеместно на торгах - на рынках, поэтому об этом много написано в Новом завете.

Что касается указанных Вами текстов, то в контексте, то есть по общему смыслу всей главы, речь там идет совсем об ином.

Быт 1 глава. Да. Библия говорит, что до потопа люди не если мясо. Но после потопа Бог его разрешил есть (см. выше Быт. 9:2,3).

Ис 66 глава. Вся книга пророка Исаии посвящена обличению Израиля в религиозном формализме, и духовной деградации. По Божьему закону (книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) человек должен был перекладывать свой грех на жертвенное животное и затем убивать его, что представляло собой прообраз жертвенной смерти Христа за грехи людей. Во времена Исаии люди впали в формализм, принося много жертв, но делая это без того смысла, который вкладывал Господь в обряд заместительной жертвы. Поэтому народ морально деградировал - был жесток, развращен и удалялся в язычество. Посмотрите, что пишет Исаия сразу в следующем тексте:

«Так и Я … НАВЕДУ на них ужасное…: потому что Я звал, И НЕ БЫЛО ОТВЕЧАЮЩЕГО, говорил, и они НЕ СЛУШАЛИ, А ДЕЛАЛИ ЗЛОЕ в очах Моих и избирали то, что НЕУГОДНО Мне» (Ис. 66.4).

Посмотрите с чего начинается книга пророка Исаии:

«Слушайте слово Господне... ВНИМАЙ ЗАКОНУ Бога нашего...! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. .... БЕЗЗАКОНИЕ - И ПРАЗДНОВАНИЕ! ... Омойтесь, очиститесь; УДАЛИТЕ ЗЛЫЕ ДЕЯНИЯ ВАШИ от очей Моих; ПЕРЕСТАНЬТЕ ДЕЛАТЬ ЗЛО; 17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18 ТОГДА ПРИДИТЕ - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю» (Ис. 1.10-18).


В Притчи 23:20 речь идет о переедании, то есть об обжорстве, излишествах... Что видно из следующего стиха:

«Потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Прит. 23:21).

Эта же мысль повторяется не раз в Библии том числе и в Новом завете:

«Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь … излишеству в пище и питии» (1 Пет. 4:3, см. также Лук.6:25).

Итак... Многие люди ищут в Библии подтверждения своим устоям, тому, что им кажется правильным… И конечно они находят в ней такие тексты. Только при этом они зачастую вырывают их из контекста и закрывают глаза не тексты Священного Писания, которые прямо говорят против их богословской позиции. Естественно, так поступать неправильно и нельзя. Нужно не искать в Библии подтверждений своему мнению, а нужно изучать Библию и вникать чему она учит.

Изучайте Библию и живите по заповедям Божьим, среди которых нет сыроедения и вегетарианства!

Напоследок отмечу, что безусловно, лучше не есть мяса, а питаться растительной пищей, как это было в Эдеме! Однако при вегетарианстве, нужно следить за составом еды, чтобы получать все требуемые микроэлементы.

Наша церковь пропагандирует ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ МЯСА, а именно ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ с учетом требуемых микроэлементов!


Валерий Татаркин


Христианское воспитание начинается с рождения. Приобщение к церковной жизни важно для развития маленького христианина, но еще важнее читать правильные в православном смысле книги. В литературе такого плана большую роль играют детские христианские рассказы.

На примере рассказов, историй и стихов православного толка развить хорошие качества в детях гораздо легче. Такая литература пробуждает самые лучшие чувства, учит доброте, прощению, любви, укрепляет веру и надежду, поможет не впасть в уныние, разобраться в своих чувствах, правильно вести себя со сверстниками, и не только. Книги, в которых напечатаны детские христианские рассказы, должны быть в каждой семье, где есть ребятишки. Пишут такие произведения как отечественные, так и зарубежные авторы, среди которых есть простые люди, священники и даже монахи.

Рассказы о добре, которое все побеждает

Одними из самых ярких для того, чтобы побудить ребенка делать добрые дела, являются истории такого толка. Вот, например, рассказ под названием «Маленький светильник» Джона Патона. Он повествует о маленькой девочке, которая еще в школу не ходит, но, сама того не подозревая, делает очень нужное и доброе дело, навещая свою старенькую бабушку. Лена (так звали малышку) даже у мамы поинтересовалась, что такого делает, отчего пожилая женщина радуется, называя крошку солнечным лучиком и своим утешением.

Мама объяснила дочке, как присутствие девочки важно для старенькой бабушки, она ведь чувствует себя такой одинокой, а Лена утешает ее одним только появлением. Малышка узнала, что ее маленькое доброе дело подобно свече, от которой зажигается огромный факел на маяке, показывающем путь кораблям во тьме. И без этого огонька просто не было бы большого пламени. Так и добрые дела каждого человека, ребенка, как бы неприметны они ни были, просто необходимы в этом мире и угодны Господу.

Короткие истории для самых маленьких

О. Ясинская написала короткие христианские поучительные рассказы для малышей. В них есть все, что нужно православному. Один из рассказов под названием «Тайна» из сборника «Маленькой христианке» учит быть уступчивым, самоотверженным, делать приятное и доброе другому, всегда быть готовым прийти на помощь. В истории, повествующей о двух сестрах, сокрыт секрет счастливой жизни по христианским законам. И ничего более не нужно в отношениях между людьми для мирной и охваченной любовью и пониманием жизни.

А рассказ «Чему нас учат пчелы» на их примере показывает, как должно детям любить родителей и заботиться о них, особенно если болезнь или старость ограничивает их силы. Ведь это заповедь Господня «Почитай отца своего и мать свою». О ней всегда нужно помнить.

Христианские стихи, рассказы

Кроме поучительных историй для детей есть много стихов, загадок, написанных для маленького православного христианина. Например, Марина Тихонова пишет не только христианские рассказы, но и стихотворения, и загадки. Ее сборник «Православные стихи для детей» пронизан счастьем семейной жизни, добром и светом. В сборник вошли несколько стихотворений, загадки о Боге и обо всем, что с Ним связано, и рассказ «У рождественской елки». Он повествует о семье, которая перед праздником украшает елочку гирляндой, игрушками, дождиком и звездой. Родители объясняют детям, что означают Рождество и Новый год, праздничное дерево, украшения на нем. Вся семья благодарит Господа за чудесные дары, полученные каждым. Рассказ пробуждает такие сильные эмоции и чувства, что хочется самому взять украшения, вешать их на елку и благодарить Бога за все, как герои истории.

Откуда я появился?

Пожалуй, это самый неловкий вопрос для родителей от подросшего сына или дочки. Но дети настойчиво обо всем расспрашивают. Христианские рассказы помогут и на этот вопрос найти ответ маленькому слушателю, а его маме и папе подскажут, что нужно в таких случаях говорить. Историю про мальчика Митю, которая называется «Самый первый папа», написал Андрей Ермоленко. В этом рассказе заключена подсказка родителям и объяснение ребенку о том, кто такой Отец Небесный, откуда берутся дети. Очень трогательная и поучительная история. Ее должен прочитать каждый, у кого есть дети.

Афон для детского сердца

Так называется книга, написанная монахом Симеоном Афонским. По сути, все христианские рассказы являются своеобразной священной горой Афон, которая разрушает в каждом сердце языческие храмы, возводя крепость истины Божьей, укрепляя веру, дух, питая все лучшее, что есть в ребенке или взрослом.

Монах своими рассказами ненавязчиво знакомит детей с прописными истинами Господними. В конце каждой истории находится вывод, который следует из нее. Рассказики все небольшие, их легко сможет дослушать до конца даже самый маленький христианин. Книга учит детей (да и родителей тоже) смирению, вере в Бога, добру, любви к Господу, видеть чудеса в привычном, делать выводы из всего произошедшего, думать в первую очередь о других, судить себя за свои ошибки, не стараться винить других в чем-то, не гордиться, быть смелым на деле, а не на словах. Кроме того, книга учит тому, что иногда несчастье тоже несет добро, а простая жизнь и есть уже счастье. Чтобы найти Царство Небесное, нужно потрудиться. Ради настоящей Любви нужно отдать все, и тогда Небеса станут ближе. Так учит монах.

И в этом свете открывается сила и глубина Детской Любви — вот она, премудрость Божья, ведь ребенок любит не за что-то. Сохранить детское сердце непросто, но именно такие люди и спасаются. Монах поучает не только малышей, его христианские истории, рассказы — и взрослому наука.

Полезно было бы почитать произведение «О лягушке и богатстве». Главная мысль рассказа заключается в следующем: хочешь брать, будешь жить земной жизнью, а если по сердцу духовная жизнь — учись отдавать. Еще много мудростей монах Афонский написал в виде историй поучительных и интересных. Эта книга полезна каждому, ступившему на праведный путь.

Христианские рассказы нужны в каждом возрасте как подспорье на пути к Богу. Читая ребенку, родители сами почерпывают светлое и доброе, что помогает им идти нужной дорогой и вести за собой детей. Пусть Бог пребудет в каждом сердце!