Информация о городе мохенджо даро. Что уничтожило Мохенджо-Даро

Мохенджо-Даро считается одним из величайших археологических памятников мира. В 1980 г. он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.

В 1922 г. на одном из островов реки Инд археологи обнаружили развалины древнего города. Были обнаружены следы пожаров и сильных разрушений, но не было найдено ни одной могилы, поэтому город назвали Мохенджо-Даро (Mohenjo Daro), что в переводе с языка синдхи означает «Холм Мертвых». Мы так и не знаем, как назывался этот город на самом деле, как называли себя его жители. Точно известно лишь одно — это один из самых великих городов древности. И один из самых загадочных, он погиб около 3700 лет назад при весьма необычных и до сих пор не разгаданных обстоятельствах. Города редко приходят в упадок внезапно, а в этом городе все указывало на то, что катастрофа наступила мгновенно.

На сегодняшний день вскрыто и расчищено лишь около 10 процентов территории Мохенджо-Даро, это 260 га или более 2,5 кв.км. Его окраины сегодня погребены под илистыми отложениями Инда. Раскопки здесь велись до 1960-х годов. По мере того как археологи спускались все ниже, навстречу стали подниматься засоленные подпочвенные воды. Соленый налет виден повсюду на кирпичах. Соль стала разъедать то, что осталось от города. И тогда по решению ЮНЕСКО раскопки были законсервированы.

Но и вскрытая во время археологических исследований древняя кладка кирпичей Мохенджо-Даро, совершенство которой поражает археологов, надежно хранит тайны своего города. Исследователи не обнаружили ни одного кладбища в окрестностях Мохенджо-Даро. А ведь город просуществовал, как минимум, полтора тысячелетия. В развалинах зданий и сооружений не было обнаружено многочисленных трупов людей и животных.

В одном из домов были найдены скелеты тринадцати мужчин, женщин и одного ребенка. Их останки носили признаки внезапной смерти. Но они не были убиты и ограблены - на некоторых были браслеты, кольца, бусы. По всему городу археологи натыкались на подобные группы скелетов, которые свидетельствовали, что перед своей гибелью люди свободно ходили по улицам и были застигнуты смертью врасплох.

Все это отчасти напоминало картину внезапной гибели людей в Помпеях. Только на единицах из нескольких тысяч скелетов, найденных в Мохенджо-Даро, действительно имелись следы ранений. При раскопках не было обнаружено ни оружия, ни остатков какой-либо воинской амуниции, ни даже обломков оружия или следов разорения. Общее количество скелетов составило несколько тысяч, что очень мало для большого города. По подсчетам специалистов, в период расцвета в Мохенджо–Даро проживало около 50 000 человек.

Почему жители покинули Мохенджо–Даро, куда ушли десятки тысяч человек, живших здесь? – Эти вопросы до сих пор остается без ответа.

Первоначально Мохенджо-Даро располагался на двух островах на реке Инд. И как показывают раскопки и компьютерные реконструкции города, жить там было очень комфортно. Пожалуй, даже более комфортно, чем в некоторых современных городах. Широкие мощеные улицы, многокомнатные 2-х и 3-х этажные дома, канализация, водопровод и другие удобства.

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

Дома в Мохенджо–Даро строили из обоженного кирпича, что в совокупности с остатками огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густой сетью сточных канав свидетельствует о том, что жители долины Инда, в отличие от шумеров Южной Месопотамии, явно имели избыток воды, хотя сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее создал. Забыты названия ее городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными. Известно лишь, что что она пришла в упадок довольно быстро. На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины крушения столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Однако более поздние исследования не подтвердили ни одну из этих гипотез. А гибель Мохенджо-Даро вообще наступила внезапно.

В Мохенджо-Даро археологи обнаружили район, где кирпичи оплавлены и это породило ряд фантастических гипотез гибели Мохенджо-Даро вплоть до современного ядерного оружия, якобы существовавшего в древности. Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы, она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

Причины гибели Мохенджо-Даро

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии

В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-Даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний), которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро.

Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-Даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет, привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями.

Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой. Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже говорил, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот.

Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.

Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.

Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба. Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

Версия вторая. Мохенджо-Даро и землетрясение

Эту версию выдвинул американский исследователь геолог Д. Рейкс, изучавший строение земных слоёв в районе Мохенджо-Даро. Он установил, что в ста сорока километрах к югу от города находился очаг сильнейшего землетрясения, которое изменило облик долины Инда. Вероятно, с него всё и началось. По-видимому, землетрясение вздыбило землю, Инд оказался перегороженным, и его воды повернули вспять. Затем началось наступление грязевых потоков. Поселения вблизи Мохенджо-Даро были погребены под многометровым слоем ила и песка. Горожане пытались защититься, стали возводить дамбы, следы которых найдены при раскопках. Но бороться с водой и грязевыми потоками становилось всё труднее и труднее.
Учённые полагают, что наступление грязевого моря длилось около ста лет. В итоге стихия победила, а город погиб. Некоторые ученые считают, что одним из факторов, провоцирующих землетрясение, могут быть и перепады атмосферного давления. Эта версия стала особенно популярной после сильного землетрясения, которое пережили Индия и Пакистан в октябре 2005 года. Правда, эта версия не объясняет оплавленный кирпич.

Версия третья. Мохенджо-Даро и наводнения

Некоторые историки полагают, что город стал жертвой серии мощных наводнений — разливавшийся Инд часто затапливал Мохенджо-Даро, и жители были вынуждены покинуть город. Как показали снимки из космоса, русла реки Инд и ряда других местных рек многократно меняли свои направления. Причиной тому были подвижки земной коры. Более того, Инд не раз затоплял Мохенджо-Даро. В итоге повреждалась система канализации, в результате чего в условиях жаркого климата начинались ужасные эпидемии, буквально косившие людей. Остававшиеся в живых спешно покидали город. В подтверждение этой версии исследователи ссылаются на археологов, которые установили семь или девять слоев ила между уровнями зрелой культуры Мохенджо–Даро. Таким образом, город был последовательно разрушен и восстановлен по крайней мере семь раз. Каждый раз новые города строились поверх старых.

Версия четвертая. Мохенджо–Даро и оружие древних

Эту версию изложили в своей книге «Атомный взрыв в 2000 до н.э.» («Atomic Destructionin 2000 BC», 1979) Дэвид Дэвенпорт и Этторе Винченти. Английский исследователь культуры и языков Древней Индии Д. Дэвенпорт, знаток санскрита, родился и некоторое время жил в Индии. Он был одержим идеей перевода древнеиндийских текстов с санскрита на английский язык и объективной интерпретации философского значения и исторических фактов, изложенных в этих текстах. Он также прожил 12 лет в Пакистане, изучая руины Мохенджо–Даро.

Д. Дэвенпорт совместно с итальянским исследователем Винченти установили, что примерно 3700 лет назад на вершине холма, вокруг которого был построен Мохенджо-Даро, произошёл мощный взрыв, похожий на атомный (по разным оценкам, дата разрушения варьируется от 1500 до 2000 г. до н. э.). Они разместили в упомянутой книге схему разрушений зданий. Если посмотреть на нее внимательно, можно увидеть четко очерченный эпицентр, внутри которого все строения сметены. По мере движения от центра к периферии разрушения уменьшаются, постепенно сходя на нет. Становится понятным, почему окраинные здания являются наиболее сохранившимися строениями Мохенджо-Даро.

При внимательном осмотре разрушенных зданий Д. Дэвенпорт и Э. Винченти установили, что диаметр эпицентра взрыва составляет около 50 м. На этом месте все кристаллизовано и расплавлено, все строения стерты с лица земли. На расстоянии до 60 м от центра взрыва кирпичи и камни оплавлены с одной стороны, что указывает на направление взрыва.

Как известно, камни плавятся при температуре около 2000°С. В этих местах обнаружен и песок, превратившийся в стекло. (Точно такие же пласты зеленого стекла были обнаружены в пустыне штата Невада (США) после проведения ядерных испытаний).

В направлении от центра к периферии степень разрушения зданий постепенно уменьшается.

Исследователи также установили, что древний город разрушили три мощные ударные волны, распространившиеся на милю от эпицентра взрыва. Среди руин в районе с радиусом свыше 400 метров разбросаны куски глины, керамики и некоторых минералов, которые подверглись быстрому оплавлению. Все люди, кто находился в эпицентре, мгновенно испарились, поэтому археологи не нашли там скелетов.

Исследователи отправили так называемые черные камни, которые были разбросаны по улицам города, в Институт Минералогии Римского Университета и в лабораторию Национального совета исследований (Италия). Выяснилось, что черные камни - это не что иное, как осколки глиняной посуды, спекшиеся при температуре около 1400-1600 градусов, а потом затвердевшие.

Кстати, подобные образования, тектиты, возникающие под воздействием высокой температуры, ученые находят в разных районах Земли. В 1822 году в Москве на русском языке был издан перевод с французской книги Г. Пропиака «Достопамятности в мире, или Описание существующих на Земле редких произведений природы и искусства» (часть 1). В ней можно прочитать небольшой, но весьма любопытный раздел «Остекляненныя крепости в Гейланде, что в Шотландии».

Удивительно, но гипотеза Дэвенпорта уже в 80-е годы прошлого столетия была забыта. Несмотря на то, что она объясняет многие загадки Мохенджо–Даро,продолжения исследований в этом направлении не последовало.

Версия пятая. Мохенджо-Даро и оружие пришельцев

В древних индийских хрониках «Книга Дзаена» написано предание о неземных существах, прилетавших к мирным туземцам на, говоря современным языком, металлическом корабле. В книге говорится, что однажды, эти существа разругались с местными жителями. Они переселились в соседний город и там их выбрали правителями. Именно тогда новый вождь и выпустил на город своих врагов большое светящееся копье, которое разрушило все постройки и сожгло жителей. И даже те, кто вошел в город позже, со временем заболели и умерли. А новый вождь, собрав всех своих воинов, их детей и жен, улетел в неизвестном направлении на таинственном корабле. Некоторые исследователи считают, что Мохенджо–Даро и есть тот сожженный город, но доказательств этому нет.

Немало интересных фактов и в других источниках. «Великие войны в Небе» описаны в древнеиндийских Пуранах и у древнегреческого автора «Войны Титанов» Гесиода. В Библии описана война в Небе воинства Михаила против «Дракона — Юпитера» и «Люцифера — Венеры». Е.П. Блаватская в своей «Тайной доктрине» также пишет, ссылаясь на Пураны, о войне двух рас, которая спровоцировала Всемирный потоп. А вот что писал Э. Церен в книге «Библейские холмы» о знаменитой Вавилонской башне — то есть зиккурате Этеменанки: «Нельзя найти пояснения тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалил весь остов башни, которая от жара спеклась в плотную массу, подобную расплавленному стеклу». В свое время упоминал об этом и Марк Твен, путешествовавший в 1867 году по Ближнему Востоку: «(Было) восемь ярусов (башни), две из которых стоят и по сей день… гигантская, кирпичная кладка, рассеявшаяся посредине от землетрясений, опаленная и наполовину расплавленная молниями разгневанного бога».

На подобные факты обращает внимание и А.А.Горбовский в своей книге «Загадки древнейшей истории». Например, на стенах ирландских крепостей Дундалл и Экосс сохранились следы очень высокой температуры — расплавлены даже гранитные глыбы, а температура плавления гранита превышает 1000 градусов Цельсия! Другие следы возможного применения неведомого оружия были найдены в Малой Азии при раскопках столицы древних хеттов Хаттусас, а также в Центральной Америке.

Так или иначе, во многих легендах народов мира есть рассказы о том, как боги сражались в небесах, используя некие летательные аппараты, оснащенные оружием. Особенно их много в древнеиндийских текстах.

Мохенджо-Даро - город цивилизации долины Инда. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.

Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. По некоторым версиям, его обитатели подверглись истреблению во время нашествия ариев.

Город (или "холм мертвецов") был обнаружен в 1922 г. индийским археологом Ракхалом Банарджи. А впервые серьёзно исследован он был в 1930-х годах экспедицией британского археолога Джона Маршалла, который не преминул отметить «идентичность» находок в Мохенджо-Даро с теми, что были обнаружены в Хараппе, в 400 км выше по течению Инда. Последние крупные раскопки Мохенджо-Даро проводились американской экспедицией в 1964-1965 годах, но были прекращены из-за эрозионных повреждений раскопанных строений.

В более ранних исследованиях «холм мертвецов» описывался как пограничная крепость месопотамской цивилизации.Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие.Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений). В период расцвета население составляло от 30.000 до 40.000 человек.Ширина улиц в городе достигала 10 м. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной. За 4500 лет уровень воды (почвы) поднялся на 7 метров.


И по сей день многих археологов волнует тайна гибели 4500 лет назад города Мохенджо-Даро.В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории


Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией" Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились" - Что это – просто метафора? Д.Девенпорт считает, что в ее основе заложены реальные события.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро


Область протоиндийской цивилизации была более обширной, чем районы цивилизаций Месопотамии и Египта вместе взятых. Она простиралась на 1600 километров с юга на север и на 800 километров с востока на запад. С начала 20-х годов XX века и до сегодняшнего дня было открыто около 2500 памятников этой древней культуры, в том числе ее столичные города, морские порты, пограничные крепости и т.д. Мы не можем сказать, была ли это единая цивилизация, или несколько городов-государств.

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

Города долины Инда были построены из кирпича - но не сырца, которым пользовались шумеры, а из кирпича обожженного. Этот факт, а также остатки огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густая сеть сточных канав ясно свидетельствовали о том, что пять тысяч лет назад проливные дожди в долине Инда были весьма частыми, причем настолько, что обилие воды создавало угрозу городским постройкам. Шумеры могли строить свои города из кирпича-сырца, поскольку дожди в Южной Месопотамии были явлением редким. Жители долины Инда, наоборот, явно имели избыток воды - и это тем более удивительно, что сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее построил. Забыты названия ее таинственных городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными …

На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины «крушения» столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Цивилизация пришла в упадок довольно быстро. А катастрофа в Мохенджо-Даро вообще наступила внезапно.

Причины гибели Мохенджо-Даро


Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы , она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

По некоторым сообщениям, на холме, где располагался город, произошел мощный взрыв, руины зданий были оплавлены, а скелеты в районе взрыва - радиоактивными. Якобы еще в 1927 году археологи нашли 27 или 44 полностью сохранившихся человеческих скелетов с повышенным уровнем радиации. Власти забеспокоились. Нельзя же давать людям доказательства того, что в середине второго тысячелетия кто-то применял мощные ядерные бомбы . Нужна была какая-нибудь версия. Для начала запустили в средства массовой дезинформации сообщение о том, что в ста сорока километрах от Мохенджо-Даро якобы найден эпицентр древнего землетрясения, которое и послужило причиной трагедии. Однако никто не поверил в то, что землетрясение было способно оплавить камни. Тогда выступил некто А. П. Невский, заявивший, что это была комета. Мол, при входе в атмосферу возник разряд статического электричества силой в миллионы ампер, он-то и разрушил город. Однако, в Мохенджо-Даро не было найдено признаков наводнения, извержения вулканов или падения крупных метеоритов.

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии


В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-Даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний) , которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро...
Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-Даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет , привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями. Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой.

Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже хвалился, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот.
Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.
Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.
В связи с этим можно вспомнить городок Сасово в Рязанской области. Благодаря расследованию геолога В.Ларина была найдена причина странного взрыва в том месте (сопровождавшегося также пьезоэлектрическими явлениями). Из глубин поднялся водород, образовавший гремучую смесь, вспыхнувшую с эффектом, подобным срабатыванию вакуумной бомбы. К счастью, это случилось не в самом городе, а немного подальше. Правда, в отличие от Мохенджо-Даро, здесь не наблюдалось оплавления и вспышка была слишком кратковременной. Были и такие случаи, когда в одной из аномальных скважин в Якутии горел глубинный водород и вокруг горящей скважины от жара песок просто спекался в стекло.
Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба.Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

(«холм мертвецов») возник около 2600 года до н. э. Первые археологические раскопки Мохенджо-Даро велись почти десять лет с 1922 по 1931 го в Пакистане, в провинции Синд археологом Джон Маршаллом. Он отметил, что находки, найденные в Мохенджо-Даро, идентичны с теми, что были обнаружены в городе Хараппа на реке Иравати (или Парушни), одной из 7 притоков Инда.

Среди других центров Хараппской цивилизации, город Мохенджо-Даро выделяется идеальной планировкой, в качестве основного материала для строительства домов, культовых сооружений, бассейнов для ритуальных омовений, использовался обожжённый кирпич. Город прошёл через семь различных стадий эволюции , от начального роста к зрелости и гибели.

Площадь Мохенджо-Даро составляла 300 га , город снабжался водой по трубам из обожжённой глины, была построена общественные туалеты, проведена канализация и построена ирригационная система, дамбы на реке, зернохранилище, стадион с первыми в мире зрительскими трибунами.

Цитадель Мохенджо-Даро занимает центральный квартал в западной части города, где уровень почвы поднят искусственной насыпью из глины и кирпича-сырца на высоту от 6 до 12 м.

Для собственной обороны цитадель была укреплена квадратными башнями из обожжённого кирпича, и толстых кирпичных стен. В цитадели были построены два зала для собраний городского сообщества, с рядами сидений, разделённых проходами.

Плотно построенные дома, улицы и переулки имели систему водоснабжения и канализации , и одну из самых ранних в мире систем сбора воды в городские колодцы .

Цитадель и средний город имела свои внутренние охраняемые ворота, с надписью : «ash-ra-ra-a-ka-aksha-ra-nga-pu-ra».

Круг, разделённый на 8 частей: «ash» - санскр. «ashta» -«ашта» - восемь.
Колесо: «Ра» - «ra» в санскр. «rathah» -«рата» может означать «тепло, свет, сияние» «колесницы солнца». «Семь сестёр (sapta-svasvar) […] небесной (ASURYA nadinam)»
Колесо: «Ра» - «ra».
«А» - ‘А’ - диакритическим знак, который может также означать, Шива и первую букву алфавита.
Знак Х – «кА» - «ха» - санскр. «Каа» означает или любовь.
Знак ромба, как алмаз, или Око: может означать «глаз, душу». Акшан – Akshan – надзиратель, административный чиновник в долины Инда, контролирующий строительство государственных административных зданий, храмов, крепостей и т.д. От Акшан – Akshan происходит слово «Episcopus» - епископ.
Второй раз колесо: «Ра» - ‘ra’.
«nga» - «нга» может означать, соединение, связь с предками или разветвление рода.
«Пу-ра» - ‘pu-ra» может означать чистый, чистый.
Третий раз колесо: «Ра».
Итак: «ashra-raa-ka-aksha-ranga-pura» - «Ашра-раа-ка-акша-ранга-пура» - «Убежище под защитой Рангапура»
В первой половине вывеской: «ASHRA» - убежище и «Ракша» - защита. «Ранга-пура» - ‘ra-nga-pu-ra’ = королевский город. В Хараппской культуре слово «королевский» не применялось. От «нга» - «nga» происходит английское слово «king» — «король».

В период расцвета Мохенджо-Даро население составляло от 30 000 до 40 000 человек.
Английский археолог М. Уилер считает, что обитатели Мохенджо-Даро были истреблены во время в долину Инда , но на территории раскопок Мохенджо-Даро не найдено и 40 скелетов. Эта значит, что жители Мохенджо-Даро сдались на милость победителей, устрашившись их силы. В одном из отрывков рассказывается о боге Индре, владевшем божественным огнём Агни , и направлявшим огонь на крепости противников ариев.


Захватывая обширные территории Мохенджо-Даро, арии не разрушили город, и он существовал ещё около 900 лет, прежде, чем жители покинули его в середине II тысячелетия до н. э.

После того, как в Аравийском море поднялся уровень воды, долина реки Инд была затоплена, затоплен и Мохенджо-Даро.

Город стал непригоден для обитания, и жители спешно ушли из него, оставив свои дома, глиняную домашнюю утварь, золотые украшения , спрятанные в доме. Археологи обнаружили множество изделий из терракотовой керамики , бисера , золотых и медных украшений , печатей, рыболовные крючки , статуэтки животных , инструменты, урны и чаши местного производства, а также некоторые импортные сосуды , свидетельствующие о торговых связях с дальними землями, вплоть до Месопотамии .

На надписи печати из Мохенджо-Даро знак круга, поделенного на равные части, означает «Сообщество»

В Мохенджо-Даро процветала торговля, найдены гири для весов, тесненныеглиняные печати с изображениями быка, буйвола, зубра или единорога, с именем, должностью владельца и принадлежностью к определённому сообществу, глиняные паспорта «сообщества» Мохенджо-Даро, удостоверяющие личность тех, кто отправляется по торговым делам в другие области Инда.


У зажиточных горожан были двухэтажные дома с внутренними двориками и кирпичными лестницами, ведущими на второй этаж или на плоскую крышу.

Стены домов Мохенджо-Даро покрыты штукатуркой, при раскопках найдены детские игрушки, небольшие скульптуры и многочисленные терракотовые поделки из обожжённой глины, с изображением быков и буйволов.

Каменное скульптурное изображение фигура, известной как «Царь-жрец» отличается тонкой резной работой. Накидка Царя-жреца украшена трилистниками, символами божественной мудрости.


Территория нижнего города, где селились простолюдины, была затоплена Индом и потому остаётся не исследованной. За 4500 лет уровень воды в реке поднялся на 7 метров относительно уровня земли, на которой был построен Мохенджо-Даро.

корабль из Мохенджо-даро

Очень люблю исторические драмы особенно с замахом на более древние периоды человеческого существования.

Фильм «Махенджо-Даро» снять по всем каноном такого жанра, весь историзм и событийность замыкается на одном историческом персонаже, который наделен ну просто всеми положительными качествами. Он и красив, и силен, и храбр, и умен, и хитер в меру, и добр, и отважен, в общем не наделен никакими человеческими качествами, кроме желания любить и получить объект своего вожделения.

Сюжет не содержит ничего сверх кардинального, как это всегда бывает, несправедливо лишенный своего трона и отрешенный от него герой, в полном неведении, что было с его родителями, приезжает торговать в величественный город Махенджо-даро. И… и находит в нем все что искал. И прекрасную девушку Чаани, и историю своего происхождения, и свое предназначение, и конечно же становится спасителем всего городского населения, попутно приложив руку к созданию великой реки Ганг. Все это на фоне древнего города, с песнями, танцами, причудливыми (скорее фантазийными, чем реальными) обрядами, драками, пучеглазыми злодеями и пр.

Фильм скорее не понравился, чем понравился.

Сценарий будто писан на коленке, не знаю на счет исторической точности, но на счет проработки героев, очень плохо. Создается впечатление, что над внешним видом каждого персонажа работали больше, чем над внутренним, что не свойственно для индийского кино. Все герои лишены человечности и оттого кажутся пустыми.

Возможно из-за недоработки сценария все актеры кажутся слабоватыми и натуженными.

Ритик Рошан (главный герой Сарман) старался изо всех сил вытянуть хоть что-то из этого образа, старательно сверкал глазами и пафосно закидывал подбородок, гневно дергал ноздрями. Но создать полноценный образ не получилось. Он в отличной физической форме, как всегда потрясающая работа в сценах с драками, как всегда отлично чувство ритма и танца, но на этом все, нет внутреннего переживания, нет того эмоционального толчка от экрана, который заставит зрителя немного встрепенуться.

Пуджа Хегде (Чаани) ну тут совсем без стараний. Очень плохо, одной внешней красоты недостаточно, недостаточно пристального взгляда на камеру, пусто. Особенно когда происходили рыдания или патетические речи, ужас. Роль не такая большая как кажется и не такая сложная, да Чаани возлюбленная главного героя, да именно ее замужество подтолкнуло на большие поступки Сармана, но где эмоция? Где??? У меня в голове возникала ассоциация белого шума, когда я видела ее. Нет эмоции, нет посыла, нет ни страсти, ни всеобъемлющей любви, нет вдохновения. Единственно, что отлично удалось, уж не знаю как этого добились, эта сцена удушения Чаани, очень реалистично. Может ее и взправду немного придушили, дабы вытянуть хоть что-то (сарказм, злой).

Кабир Беди (Махам) злой злодей, очень злой и очень индийский. Чем то напомнил мне главного индийского злодея Амриша Пури, когда пучил глаза. Кабир поработал на столько, на сколько позволяет это режиссер, опять же недостатки не актера, а скорее сценариста и режиссера, нет внятного мотива и развития его злобы. Почему в нем оказалось столько алчности, где развитие злобы на весь мир, нет генеральной идеи.

Арунодай Синкх (Мунджа) один из немногих, у кого более-менее внятные эмоции и переживания. Симпатичный бородатый наследник лже-властителя, с замашками нисколько на власть, сколько на единоличную любовь. В нем есть и хорошее и плохое, показано немного нравственные колебания героя, что дает образу Мунджи более реалистичные черты. Чего нет у главного героя, вопрос почему? Ведь Ритик куда опытнее.

Мэниш Чаудхари (священник) обратил на себя внимание в «Клянусь тобой любимая», но здесь опять же не дали раскрыться, создалось впечатление, что актеру немного тесновато в этом образе. Из всех доступных выражений лица, актеру скорее всего предоставили маску «удивление», «крайнее удивление», «обескураженность», «стыдливое удивление».

Уж не помню как звали жену злодея и тем более актрису, которая ее играла, но вот единственная кому можно выставить 6,0 за технику и актерское мастерство. Живой и полный образ, видимо из-за незначительности персонажа, нашли время на внутреннюю наполненность.

Некоторые сцены и вовсе вызвали недоумение:

1. Сцена с прогулкой Чаани в простом одеянии. Почему она громит все вокруг? С чего она обливает прохожих, бьет горшки у мастеров, портит имущество чужих людей? К чему??? Она вышла первый раз в простой одежде, никто ее не узнает, и вместо любопытства, беспечности, радости, откровенное хулиганство. Непонятно! Никак не характеризует героиню, никак не выражает чувство свободы, да и еще в разрез идет с ее благопристойным образом.

2. Сцена с разрезанием веревки Махамом перед потопом. Ну уж начал резать, так чего не дорезал, понимаю, хотели показать его борьбу до конца, слабый лучик надежды на спасение, но почему он остался на столбе? Куда сильнее было бы если бы он разрезал вервку и бросился бежать, а поток воды настиг его где-то в городе или на выходе из города. Осталось чувство, что пытались изобразить, ничего не пришло другого на ум, начали делать и в итоге не доделали и забыли.

3. Скорее не сцена, а то что меня покоробило, наряд главного героя на время пребывания его в Махенджо-Даро меняется раз пять! Как?! он простой крестьянин, одежда тогда была дорога, вернее откуда столько? А головной убор Чаани меняется всего три раза! и то один из них свадебный. По-моему, на лицо недоработка или перереработка.

4. Все сцены с единорогом! Ну почему компьютерная графика? Зачем? Рог в чалме Сармана смотрелся куда реалистичнее этого существа. Не то что реалистичности не хватило, не хватило красоты и эстетики в этом животном, ведь единорог символ сакральный, вдохновляющий.

Что точно понравилось: музыка и танцы!

Фильм скорее похож на чью-то дипломную работу с большим бюджетом. Могу его сравнить с незрелой грушей, которую купил достаточно дорого. С одной стороны есть и замах и именитые актеры и только из-за этого пытаешься найти хоть что-то достойное, но увы. Даже большая цена не сделает зеленую грушу спелой.