Инклюзивное образование: проблемы и решение. Инклюзивное образование: международный и отечественный опыт

Споры о том, насколько эффективно совместное обучение здоровых детей и детей, имеющих трудности в обучении, не утихают. Как помочь ребенку-инвалиду избежать конфликтов в детском коллективе и справиться со школьной программой, как сделать так, чтобы он не переутомился на занятиях и не утратил веру в себя. Эти вопросы мы адресуем директору московской инклюзивной школы № 1429 Любови Олтаржевской.

Любовь Евгеньевна, вашей школе эксперимент по инклюзивному образованию идет уже шестой год. Как удается ввести ребенка в новую для него среду? Какие проблемы при этом возникают?

Сегодня в нашей школе девятнадцать детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть дети с ДЦП, расстройствами аутистического характера, эпилепсией, с серьезными нарушениями зрения. У большинства сохранен интеллект. В этом году в первый класс мы приняли мальчика-колясочника с тяжелой формой ДЦП и девочку с синдромом Дауна.

В каждом инклюзивном классе введена ставка тьютора-воспитателя. Он находится рядом с ребенком в течение всего учебного дня. Ребенку не нужно в одиночку преодолевать психологические и физические барьеры. В этом залог успеха.

Если у ребенка возникают трудности с усвоением материала, преподаватель дает ему индивидуальные задания. Тьютор сидит с ребенком за одной партой. Он не вмешивается в работу, только деликатно направляет, если это нужно. Главное задача тьютора – поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников. Воспитатель координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК. Кроме того, он помогает выстраивать отношения ребенка с другими детьми.

Конечно, немаловажно, что наша школа находится в новом здании, в котором есть пандусы, туалеты для инвалидов, специальный лифт, опознавательные цветовые символы для слабовидящих, зона релаксации, кабинет психологической разгрузки, сенсорная комната, зал ЛФК.

Для детей с трудностями в обучении не предусмотрены сокращенные уроки?

Конечно, не каждый наш ученик может выдержать сорокапятиминутный урок. Для того чтобы контролировать ситуацию как раз и нужен тьютор. Если ребенок ушел мыслями с урока, он пытается вернуть его в школьную ситуацию, помочь сконцентрироваться. Мы используем в обучении элементы программы коррекционных школ. Если ребенок устал, можно переключить его внимание на какое-то время – пойти в зал физкультуры, зимний сад.

Сегодня меняется парадигма образования. Если раньше мы говорили о знаниях, то сейчас говорим о компетенциях в ключевых областях, которые позволяют человеку успешно социализироваться. В связи с этим наша главная задача – помощь в социализации особого ребенка.

Как происходит оценка знаний?

Сегодня все ребята справляются с программой. Кто-то лучше, кто-то с проблемами, но их успеваемость позволяет переходить из класса в класс. В будущем году нас ожидает серьезное испытание. Старшие дети перейдут в шестой класс, начнутся сложные предметы – география, физика, химия, биология.

Мы государственное образовательное учреждение, предоставляем образовательную услугу и в итоге должны выдать документ, который свидетельствует о том, что ребенок освоил программу. В то же время для нас очевидно, что часть детей программу не освоят. Непонятно, какой документ об образовании следует им выдавать.

И в Москве принят закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это стратегический, прорывной документ, но ему не хватает конкретики. Если под него не будут приняты подзаконные акты, он не будет работать.

Надеемся, что к моменту выхода детей из школы эта проблема будет решена. Не так давно у нас были гости из Англии, где действует 100-балльная система оценки знаний. Думаю, она могла бы решить нашу проблему оценки знаний. Все дети получают единый документ, но у кого-то по математике 80-100 баллов, которые позволяют ему продолжить образование в университете, а у кого-то 7-10 баллов. Это говорит о том, что ребенок получил социальные навыки в процессе обучения – научился считать, может расплачиваться в магазине, знает время.

За время проведения эксперимента педагоги убедились в преимуществе инклюзивного образования?

Безусловно. Приведу примеры. Мальчик, страдающий аутизмом, пришел к нам в прошлом году в первый класс. На первых порах он не контактировал со сверстниками, очень сложно было привлечь его внимание.

Недавно у нас побывали специалисты из городской службы. Они были крайне удивлены результатам, который этот ребенок показал за год обучения в инклюзивном коллективе. Он здоровается, улыбается, отвечает на вопросы, усваивает школьную программу.

В нашей школе нет ребят, которые не занимаются физкультурой. Те, у кого есть ограничения по здоровью, занимаются в отдельной группе. Но малыши настаивают на том, чтобы заниматься вместе со здоровыми сверстниками. Один первоклассник из спецгруппы по физкультуре подошел к преподавателю и спросил: «Игорь Анатольевич, почему вы лишаете меня общения?». Мы пришли к такому решению этого вопроса – первые двадцать минут дети занимаются лечебной физкультурой, а потом вместе со всем классом играют.

Когда принималось решение о начале эксперимента, не возникало возражений со стороны родителей здоровых детей?

В нашей школе традиционно обучались все дети: конкурсного отбора никогда не было, существовали классы коррекционного обучения. Мы восприняли вхождение в эксперимент как помощь в уже ведущейся работе. Наши педагоги прошли подготовку в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской», который стоял у истоков проекта «СТРИЖИ» (стремление к инклюзивной жизни). Включение в проект позволило ввести дополнительные ставки специалистов службы сопровождения, улучшить материальную базу школы. Наши специалисты побывали на стажировках в Белоруссии, Армении, где есть большой опыт инклюзивного образования. Эта работа могла не получиться, если бы у нас не было поддержки со стороны окружного управления образования и городского департамента образования.

Многие родители, услышав о том, что мы работаем по программе «СТРИЖИ», приводят своих здоровых детей к нам в первый класс. По их мнению, в обстановке инклюзивной школы их дети будут более милосердными, добрыми к окружающим. Для родителей это важный критерий.

Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья растет на 4 %.

Еще недавно такие дети воспитывались и учились в и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и , цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.

Еще в 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Этот же закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием .

Что это за вид обучения

Этим термином обозначают совместное обучение здоровых детей и их ровесников, имеющих ограничения по здоровью.

При этом речь идет не о специализированных классах или группах для детей-инвалидов в общеобразовательных школах или дошкольных образовательных учреждениях. Все дети независимо от их состояния здоровья, умственных или физических возможностей или ограничений занимаются вместе в одном классе или группе.

По мнению специалистов, а также беря за основу мировую практику инклюзивного обучения, это не только помогает особым детям легче влиться в общество, но и, опираясь на основы гуманистической педагогики и мировой опыт, имеет колоссальный положительный воспитательный эффект для здоровых детей. К тому же это способствует уменьшению социальной пропасти и стиранию граней между обычными и «другими» детьми.

В дошкольных общеобразовательных учреждениях инклюзивное обучение помогает лучше подготовиться к школе, способствует адаптации в обществе, развитию речевых, коммуникативных навыков, учит взаимодействию. Уровень эмпатии в таких группах намного выше, чем в несмешанных. Естественно, все это возможно только при грамотной работе педагогов и психологов, наблюдающих за ребенком и сопровождающих его.

Законодательное регулирование

В основе самой идеи инклюзии лежит право каждого гражданина России на получение образования. Оно закреплено ст. 43 Конституции нашей страны. Об этом же гласит и 28 статья Конвенции ООН о правах ребенка.

В нашей стране инклюзивное обучение опирается на закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, в своей работе опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт и в соответствии с ним разрабатывают собственные программы.

Основные принципы, технологии и модели

Инклюзивное образование основано на таких принципах :

Процесс обучения в школах с инклюзивными классами организован с учетом специальных методов, принципов и подходов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классах обычно составляет два человека, при общей численности класса – 25 человек. Если таких деток больше двух, то число учащихся в классе уменьшается. К переходу школы или дошкольного учреждения к такой форме обучения должны быть готовы все члены коллектива, в том числе и сотрудники столовых, охранники и т.д.

Обучение в школе для ребенка-инвалида не означает, что его неподготовленным помещают в новую для него среду. К каждому в учреждении приставлен специалист, который наблюдает за ним и поддерживает его, поэтому очень важно в школе присутствие социальных педагогов, тьюторов, прошедших особую подготовку.

В основу образования включается:

Программа обучения, подготовленная индивидуально для ученика с ОВЗ, должна быть построена таким образом, чтобы она была понятна всем детям, могла способствовать раскрытию его потенциала и нацелена на повышение успешности ученика. При этом она должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения урока.

Преимущества и недостатки подобной системы обучения

Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.

Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.

Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.

В результате можно выделить такие преимущества инклюзивного обучения:

  • Дети с ограниченными возможностями могут получить полноценное школьное образование, выбрать себе достойную профессию в будущем и стать самостоятельными полноценными членами общества.
  • Обучаясь в совместных группах в дошкольных учреждениях и классах в школе, такие они не чувствуют себя чужими и изолированными. У них есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя на равных в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.
  • Не менее важно такое взаимодействие и для здоровых детей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.

Однако есть у такого образования и его реализации в нашей стране свои недостатки :

  • Отсутствие достаточного финансирования.
  • Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы.
  • Слабая материально-техническая база школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств.
  • Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования.
  • Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.

Все эти недостатки, к сожалению, приводят к тому, что положительный опыт нескольких школ теряется на фоне общей безрадостной картины.

Проблемы в России

В нашей стране школы, перешедшие на инклюзивную систему образования, сталкиваются с большим количеством проблем. В большинстве школ переход на такую систему произошел скорее формально. После принятия закона «Об образовании» во многих регионах начали закрывать коррекционные и специализированные школы и переводить детей с ОВЗ в обычные общеобразовательные учреждения, совершенно не приспособленные к этому.

Педагогические коллективы многих школ не провели необходимую психологическую работу с учащимися и родителями, которые оказались не готовы к совместному обучению с детьми-инвалидами.

Материально-техническая база школ тоже испытывает зачастую недостатки необходимых ресурсов. Для детей с ограниченными возможностями посещение школы может быть просто физически неудобно.

Недостаток квалифицированных педагогов, психологов, тьюторов, медицинских специалистов привели к тому, что во многих классах дети-инвалиды остаются такими же изгоями, общения с которыми избегают их одноклассники.

В результате многие родители переводят своих детей на дистанционную форму обучения, что часто делает их еще более изолированными от общества.

Мировой опыт

Во многих зарубежных странах опыт инклюзивного образования насчитывает уже почти полвека. В Европе и США с 70-х годов ХХ века начали применять различные формы обучения детей-инвалидов с целью их интеграции в общество. Для этого было проведено полное реформирование образования, переподготовка кадров, перепланировка и реконструкция школьных помещений с целью их приспособления под нужды детей с ограниченными возможностями.

Экономические исследования, которые провели в этих странах через несколько десятилетий после применения системы инклюзии, доказали ее эффективность и жизнеспособность.

Сегодня это одна из основных систем обучения во многих странах Запада, тем более, что школы, принимающие на обучение детей-инвалидов, получают дополнительную финансовую поддержку от государства.

О развитии такого вида обучения в России смотрите в следующем видеосюжете:

Ольга Козориз
Инклюзивное образование: проблемы и решение

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды. Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом , выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование – термин , используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах . В основу инклюзивного образования положена идеология , которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности . Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех , в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Разработаны восемь принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования . Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений , так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении .

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе : расширение доступа к образованию (widening participation, мэйнстриминг(mainstreaming, интеграция (integration, инклюзия , т. е. включение (inclusion) . Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования , остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия – это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов» , одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег»

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании » , федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» , а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети , а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения , чем те, что чаще всего признаются обычным образованием . Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Это очевидно показывает, что все члены школьного коллектива и общества связаны между собой и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, когда принимают совместные решения по поводу управления процессами в учебной аудитории.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования , разработали следующие способы включения :

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе» , 2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач , 4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.

Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от интеграции детей-инвалидов в массовую школу : более двух третей опрошенных полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, научиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования , по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях .

Помимо инклюзивного образования , в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов :

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования , позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения , однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг , предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды , базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.) . Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д., с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Интеграция «проблемных » детей в общеобразовательные учреждения это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира , процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование .

Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы :

Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей) .

Специальное образование , охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований .

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т. п., но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования .

Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием , нужно не только принять закон о специальном образовании ,

или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное» , или «инклюзивное » образование ) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное – изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т. к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Основной принцип инклюзивного образования :

«Дети должны учиться вместе»

Инклюзивное образование – это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т. е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении : детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Ценности инклюзии :

Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.

Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.

Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.

Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.

Каждый имеет право на полноценную жизнь.

Инклюзивное образование :

Признает, что все дети могут учиться;

Работает над улучшением образовательных структур , систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;

Является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества ;

Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

Что дает инклюзивное образование :

Предлагает новый социальный подход к инвалидности;

Приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;

Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему ;

Личностное развитие и социальные навыки;

Развитие самостоятельности и самоопределения;

Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.

Дети, которые имеют физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Рассматривая и изучая зарубежный опыт, для реализации поставленных целей уйдет много времени, а главное – участие и взаимодействие всех участников образовательного процесса , работающих с детьми с особыми образовательными потребностями , только при выполнении этих условий возможно решение проблем инклюзивного образования .

В современном обществе инклюзивное образование прогрессивный способ обучения и у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья появится шанс реализовать свое право на получение качественного образования , адаптированного к его возможностям и потребностям, и возможность найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.

Список литературы :

1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафона Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1 : Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании . М., 2011.

2. Медведев Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010.

3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве . Главы из книги / Пер. Аникеев И. С., Борисова Н. В. М., 2009.

17 мая в МГППУ состоялась публичная лекция профессора Ричарда Зиглера (Канада) о международном опыте построения инклюзивного сообщества.

Организатором лекции стал Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования (С.В.Алёхина) совместно с Центром лечебной педагогики (А.Л.Битова).

Предметом обсуждения стали вопросы организации и обеспечения инклюзивных процессов в разных странах – Танзании, Перу, Англии, Канады, Израиля, Китая. Зиглер подробно рассказал о возможных моделях инклюзии для детей с особыми нуждами, финансировании процесса обучения детей с различными нарушениями, включении родителей в процесс построения индивидуального учебного плана ученика. Имея огромный опыт работы с детьми с особыми нуждами, Ричард подробно отвечал на все вопросы слушателей. В конце лекции он выразил уверенность в том, что российское образование сможет найти свой путь в построении инклюзивного общества, где каждый человек может реализовать свои возможности на жизненный успех.

Конспект лекции

Р.Зинглер в настоящее время работает в Танзании, Перу и России в области преподавания опыта создания инклюзивного сообщества. В каждой стране существуют очень разные образовательные системы. И дети с особыми нуждами по-разному поддерживаются в разных странах. Инклюзивные программы становятся общими для всех стран и на международном уровне. 30 лет назад в Канаде была разработана программа, согласно которой дети могут обучаться по месту жительства, а не в спецучреждениях. Это было утверждено законодательно. Когда родители детей с особыми нуждами ознакомились с проектом зактона и одобрили его, начался процесс перемещения специальных классов в обычные школы. Родители стали требовать интеграции детей в жизнь обычной школы. Интеграция - это когда спецкласс переводится в обычную школу. А инклюзия - общее отношение ко всем в чем-то недостаточным детям в школе - детей из очень бедных семей, детей другой культуры. Детям предоставили тьюторов, логопедов, школьных психологов для того, чтобы развивать программу инклюзии.

Независимость существования инвалидов более выгодна государству, чем пожизненное их содержание в спец-учреждениях.

Если просто поместить человека на 60 лет в спецучреждение, то это стоит около 18 миллионов фунтов.

Если человеку дать образование, рабочее место, примерная его стоимость для государства около 6 миллионов фунтов.

В настоящее время 100% школ в Канаде обязаны брать в классе детей с ОВЗ, кроме детей с психическими заболеваниями. Нельзя сказать, нравится ли вам, например, острая еда, если вы ее не пробовали. Так и с инклюзивным образованием, нельзя говорить хорошо это или плохо, если вы не учились в инклюзивном классе.

Команда специалистов в школе определяет возможность ребенка обучения в школе. В эту команду входят:

  • Психолог
  • Социальный работник
  • Медицинский работник
  • Родители
  • Психиатр

Если у ребенка обнаруживаются тяжелые психические отклонения в результате физических или психологических травм, то такие дети проходят 3-х летнюю программу терапии. В результате этой программы 70% детей после прохождения терапевтической программы заканчивают школу.

Дети с ОВЗ переводятся в старших классах из спецшколы в обычную школу. Для группы инвалидов 5-6 человек создается в школе аналог квартиры (resource room model), где они могут научиться самостоятельной жизни. В 19 лет они уже живут в отдельной квартире. В пересчете на всю жизнь, возможность сделать инвалида независимым членом общества. Чем больше он независим, тем он меньше стоит, в пересчете на всю жизнь.

Классификация тяжести нарушений здоровья

  1. Менее 1% всех учащихся с тяжелыми нарушениями здоровья (аутизм, психические нарушения, слепота, ОВЗ), согласно повсеместной статистике с IQ меньше 55
  2. Меньше 4% с нарушениями обучаемости, средними психическими нарушениями, нарушениями поведения IQ больше 55
  3. Около 10% с пограничными расстройствами

В одном классе должно быть не более 3 с тяжелыми нарушениями и среднего уровня нарушениями, согласно законодательному стандарту. Речь идет об обычных школах и классах без углубленного изучения какого-либо предмета.

Программа из детей с особыми нуждами состоит из трех компонентов.

  1. Работа в классе. Особое внимание уделяется таким дисциплинам, как физическая культура, музыка, искусства, мастерские.
  2. Работа с профессионалами на территории школы: психологом, логопедом, специальным педагогом
  3. Работа по месту жительства, включая поддерживающие организации и соседей.

Составляющие этих компонентов с разными нарушениями разные. Чем сложнее состояние ребенка, тем больше ему нужно взаимодействовать с теми, кто находится рядом с ним. Успех в образовании определяется мерой достигнутой самостоятельности. Невозможно ограничить программу поддержки только работой в классе. Если ребенок проводит в классе весь день, уровень его обучения падает.

ВИДЕО ЛЕКЦИИ (ЧАСТЬ 2)

Во многих странах мира, начиная с 70-х годов, ведется внедрение и разработка пакета нормативных актов, которые способствуют расширению возможностей образования детей-инвалидов. В современной политике образования Европы и США получили развитие некоторые подходы, в том числе инклюзия, интеграция (inclusion), мэйнстриминг (mainstreaming), расширение доступа к образованию (widening participation). Мэйнстриминг предполагает, что дети-инвалиды общаются со здоровыми детьми в разных программах досуга, на праздниках. Если дети и включены в классы общей школы, то для того, чтобы расширять возможности социальных контактов, а не для достижения целей образования. Интеграция - это приведение потребностей детей с физическими и психическими нарушениями в соответствие с системой образования, которая остается не приспособленной, неизменной для них. Дети-инвалиды посещают обычную школу, однако не учатся в тех же классах, что и здоровые дети. Инклюзия - это перепланировка учебных заведений и реформирование школ так, чтобы эти школы отвечали потребностям и нуждам всех детей.

Инклюзивное обучение предполагает, что разнообразию потребностей детей-инвалидов должен соответствовать континуум сервисов, в первую очередь образовательной среды, которая является наиболее благоприятной для таких детей. Данный принцип означает, что все дети обязаны быть включены в социальную и образовательную жизнь школы по месту жительства. Задача инклюзивной школы на западе - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого ребенка. В западных инклюзивных школах все дети обеспечиваются поддержкой, позволяющей им ощущать безопасность, добиваться успехов, ощущать ценность совместного пребывания в социуме.

Инклюзивные школы нацелены на иные образовательные достижения, чем обычные школы за рубежом. Цель инклюзивной школы - предоставить всем школьникам (вне зависимости от их психического и физического состояния) возможность полной социальной жизни, активного участия в коллективе, обществе, таким образом, предоставить детям полное взаимодействие и помощь.

Данный ценностный императив показывает, что все участники школьного коллектива, а также общества связаны друг с другом и что школьники не только взаимодействуют в процессе обучения, но и развиваются во время принятия совместных решений.

Зарубежные педагоги, которые имеют опыт работы в инклюзивном образовании, разработали способы включения детей:

1. Вовлечь школьников в групповые решения задач и коллективные формы обучения.

2. Включать детей в одинаковые виды деятельности, но ставить различные задачи.

3. Воспринимать детей-инвалидов также как и здоровых детей.

4. Пользоваться и иными стратегиями группового участия: полевые и лабораторные исследования, совместные проекты, игры и пр.

В зарубежной практике, инклюзивные школы во многом изменяют роль педагога, вовлекающегося в разные интеграции со школьниками.

В 90-х годах выходит ряд публикаций, которые посвящены проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, социальной активности взрослых инвалидов, а также тех, кто выступает против узкого медицинского подхода к социальной реабилитации и защите, за расширение жизненных шансов инвалидов и в защиту их прав. Эти публикации сыграли роль катализатора общественной дискуссии на тему прав детей-инвалидов на образование в условиях, способствующих их максимальной общественной интеграции. Помимо этого, инклюзивное обучение на западе изучается и с точки зрения эффективности - исследуются результаты академической успеваемости и экономических затрат. Данные работы относятся к 1980-1990 годам и показывают преимущества интегрированного обучения в понятиях достижений, пользы и выгоды. Следует отметить, что за рубежом школы получают финансирование на детей-инвалидов, поэтому они заинтересованы в увеличении таких школьников.

Проанализировав зарубежный опыт образования детей-инвалидов, можно отметить, что в нескольких странах сложился некий консенсус, касающийся важности интеграции таких детей. Принципы инклюзивного обучения излагаются не только в монографиях и научных журналах, но и в практических руководствах для политиков, управленцев, медиков, социальных работников и педагогов, а также на страницах учебников. Имеющиеся разработки, которые основаны на обобщении педагогического опыта и эмпирических исследованиях, приводят к пониманию того, что организационные и методические изменения, которые осуществляются в интересах специфической категории детей, испытывающих проблемы в учебе, при неких условиях могут принести пользу всем детям. Практика также свидетельствует, что включение детей-инвалидов в общие образовательные школы становится катализатором преобразований, которые ведут к улучшению условий обучения всех детей.