Йодид меди 2 цвет осадка. Монеты на уроках химии

Монеты, как старые, вышедшие из употребления, так и находя­щиеся в обращении, могут служить прекрасной иллюстрацией законов химии, Можно пронести такой забавный опыт: слегка со­скоблить надфилем краешек современного американского цен­та и положить его в разбавленную соляную или серную кислоту. Б течение нескольких дней кислота будет все дальше и дальше проникать в монету, постепенно выедая ее цинковое нутро и не затрагивая оболочку, пока не останется легкий медный чехоль­чик. Точное взвешивание поможет определить толщину медного покрытия (конечно, для этого нужно измерить его площадь, что не так сложно).

А можно ли поступить наоборот - снять с этих монет тонкий наружный слой меди, оставив нетронутым цинковую начинку? Казалось бы, это невозможно: цинк намного активнее меди, так что любая кислота, растворяющая медь, намного быстрее будет реагировать с цинком. И как только в каком-то месте монеты обнажится цинк, дальше будет растворяться только он. Правда, если взять монету пинцетом, погрузить ее (в вытяжном шкафу!) в концентрированную азотную кислоту и немедленно промыть водой, немного меди растворится:

Сu + 4НNО 3 = Сu(NО 3)2 + 2NO 2 + + 2Н 2 O

Операцию нужно повторить несколько раз, пока не покажется цинк, после чего хорошо промыть монету водой и слегка отполировать ее (подойдет зубная наста).

Найти реагент, избирательно действующий в этих условиях только на медь, непросто. Известно, что одновалентная медь, в отличие от цинка, образует довольно прочные комплексные йодиды, а также нерастворимый йодид. Эксперимент показал, что этим свойством меди можно воспользоваться. Для этого нужно смешать концентрированные растворы йодида калия и сульфата меди (медного купороса)- Образующийся в реакции:

2КI + СuSO 4 = СuI 2 + К 2 SO 4

Йодид меди (II) неустойчив и тут же распадается:

2СuI 2 = 2СuI + I 2

Белый йодид меди (I) растворяется в избытке йодида калия:

СuI + 2КI = К 2 СuI 3 ,

а свободный йод с йодидом калия образует комплексный трийодид КI 3 бурого цвета. Если каплю полученного раствора нанести равномерно на поверхность монеты, она сразу же покроется тонким белым налетомСuI, а бурый раствор обесцветится − это металлическая медь прореагировала с трийодидом калия в растворе. Монету теперь нужно промыть, протереть чистой тряпочкой и повторить весь процесс несколько раз, пока не будет снята с поверхности почти вся медь. Так как цинк тоже частично реагирует с КI 3 , лучше не доводить процесс до снятия всей меди.

Намного проще снять медь или медный сплав со стальных монет. Такие монеты выпускали (и сейчас продолжают выпускать) во многих странах. Покрытие наносят либо путем электролиза, либо плакированием − прокаткой стального листа между двумя тонкими листами из меди или ее сплава. Стальные монеты с латунным покрытием достоинством 1 рубль, 5 и 50 рублей чеканили в нашей стране в начале 1990-х годов (они сохранились во многих семьях). А в 2006 г. стальными стали и наши современные 10- и 50-копеечные монеты. С помощью магнита легко убедиться в том, что все эти монеты имеют стальную основу; видна сталь также на боковом ребре монеты − гурте. Это позволяет провести с такими монетами эффектный опыт: снять с них медный сплав, обнажив стальное нутро.

Положим монеты на несколько дней в плотно закрывающуюся баночку, зальем их водным раствором аммиака и добавим немного окислителя; лучше всего подходят соли пероксодисерной (надсерной) кислоты − надсульфат калия К 2 S 2 О 8 или аммония (NН 4) 2 S 2 O 8 (перекись водорода не годится, так как в присутствии соединений меди она подвергается быстрому каталитическому разложению: 2Н 2 O 2 = 2Н 2 O + О 2 . Довольно быстро раствор начнет окрашиваться в голубой, а потом − в красивый темно-синий цвет, что свидетельствует о растворении медного сплава: медь в присутствии окислителя и аммиака образует комплексные аммиакаты [Сu(NН 3) 4 ] 2+ , тогда как на сталь аммиачный раствор не действует. Когда все покрытие растворится, останутся «железные» монеты довольно необычного вида, как это видно на фотографии; на ней рядом с обработанными химически расположены монеты в их первоначальном виде. Если аммиака в растворе недостаточно, а надсульфата, наоборот, − избыток, поверхность монеты покрывается чёрным слоем оксида меди.

Реакция может идти и без надсульфатов, но для этого необходимо присутствие в качестве окислителя кислорода воздуха:

2Сu+ 8NН 4 ОН + O 2 = 2[Сu(NН 3) 4 ](ОН) 2 + 6Н 2 O

Правда, такая реакция идет медленнее, да и аммиак из открытой посуды постепенно улетучивается. Кстати, эту реакцию иногда используют для очистки газов от примеси кислорода. Для этого медные стружки заливают раствором аммиака и пропускают через него газ. Кислород окисляет медь, а оксид меди немедленно растворяется, так что поверхность стружек остается чистой и реагирует с новыми порциями кислорода. Соединение [Сu(NН 3) 4 ](ОН) 2 образуется и при растворении в аммиаке гидроксида меди; темно-синий раствор называется реактивом Швейцера и используется для растворения целлюлозы и нитроцеллюлозы.

Вообще факт растворения меди в водном аммиаке известен очень давно. Реакцию изучали многие химики, среди них и именитые, в их числе Марселен Бертло и его ученик Пеан де Сен Жиль во Франции, Христиан Шенбейн в Германии и др. Они установили, в частности, что в ходе реакции окисляется не только медь, но и аммиак, на его окисление расходуется треть поглощенного кислорода; при этом аммиак превращается в газообразный азот или соли азотистой и азотной кислот. Реакция ускоряется с повышением температуры, в присутствии солей аммония, и особенно сильно − при контакте меди с более благородными металлами. Если стальная монета покрыта не чистой медью, а ее сплавом с цинком (латунь), с оловом или с алюминием (бронза) в ходе опыта идут реакции и с этими металлами. Так, цинк образует аммиакат (ОН) 2 , стабильность которого лишь немногим уступает аналогичному соединению меди. Алюминий переходит в гидроксид, нерастворимый в избытке аммиака; белые хлопья этого соединения хорошо видны при обработке российских монет. Если же в сплаве присутствует олово, оно в условиях реакции окисляется до оксида олова(IV).

Если взвесить с достаточной точностью монеты до и после снятия покрытия, можно определить его толщину. Для этого необходимо знать плотность сплава (например, для латуни − около 8,8 г/см 3), а также площадь монеты (ее легко определить с помощью штангенциркуля). Вот какие результаты получились с определением толщины покрытия для разных монет (как видно, многие страны экономят на металле, выпуская стальные монеты, покрытые медью или медным сплавом).

Конечно, площадь поверхности монет и их масса определяется не очень точно (потому что даже новые монеты могут несколько различаться по массе), однако несколько измерений с монетами каждого вида показали, что толщина покрытия может быть определена с точностью до нескольких микрометров. Об этом же свидетельствуют очень близкие результаты, полученные для однотипных монет (1 и 5 рублей, 10 и 50 копеек, 2 и 5 пфеннигов). Вышедшие из употребления или испорченные монеты можно использовать в качестве образцов для качественного (а иногда и количественного анализа на занятиях химических кружков, на олимпиадах по химии. Именно так поступили на экспериментальном туре Российской химической олимпиады 1996 г., которая проходила в Самаре. Каждому участнику олимпиады, выполнявшему задания для 11-го класса, была выдана точная навеска кусочка «серебряных» монет (10, 15, 20 копеек), которые были в обращении в СССР с 1961 по1991 гг. Требовалось определить, какие металлы входят в состав сплава (их два) и установить количественное содержание каждого компонента. Работа предполагала растворение кусочка монеты в азотной кислоте (концентрация около 30 %) при нагревании(естественно, в вытяжном шкафу). Избыток азотной и азотистой кислот (последняя образуется в ходе реакции: 2NO 2 + 4Н 2 О = НNO 2 + НNО 3) удаляли добавлением 0,2 г мочевины с последующим кипячением до прекращения выделения газов. (Известно, что мочевина в этих условиях полностью окисляется, например: СО(NН 2) 2 + 2НNО 2 = 2N 2 + СО 2 + 3Н 2 O) В оставшемся голубом растворе медь легко определить качественно по ее выделению на обезжиренном гвозде. Присутствие никеля доказывают с помощью диметилглиоксима (реактив Чугаева), который дает с ионами Ni 2+ розово-красный осадок; реакцию удобно проводить на полоске фильтровальной бумаги. Для количественного определения меди участники олимпиады использовали реакцию ее ионов с избытком йодида калия. В ходе реакции ионы меди окисляют йодид до йода (при избытке ионов I — образуется трийодид: I 2 + I — = I 3 —), а сами восстанавливаются: 2Сu 2+ + 5I — = 2СuI + I 3 — . Выделившийся йод титровали раствором тиосульфата: I 3 — + 2S 2 O 3 2- = S 4 O 6 2- + 3I — . На уроках химии монеты нашли и совершенно неожиданное применение. Уже упоминавшийся любознательный Миллер, конечно, обратил внимание на то, что масса новых центов существенно уменьшилась − примерно с 3,1 до 2,5 г. Этот факт навел американских преподавателей химии на мысль ввести в план школьных занятий интересный эксперимент. Практическая неотличимость на вид новых и старых центов делает их уникальным учебным пособием для демонстрации явления изотопии в химии и изотопного анализа. Действительно, старые (медные) и новые (цинковые) центы можно рассматривать как отличающиеся массой изотопные разновидности одного и того же «элемента». В таком случае путем взвешивания кучи нерассортированных монет можно определить содержание в ней каждого «изотопа», если известно общее число монет и масса каждой разновидности. Наши монетные дворы − Московский и Санкт-Петербургский тоже, оказывается, чеканят время от времени разные «изотопные разновидности» монет. Причина та же − подорожание металла. Так, в 1992 г. были выпущены медно-никелевые монеты достоинством 10 и 20 рублей, но уже скоро из-за инфляции их выпуск стал слишком накладным (металл стал стоить дороже денег), и в 1993 г. зги монеты стали стальными. Причем они настолько похожи на прежние, что отличить их можно разве с помощью магнита. А с 50-рублевымн монетами смена металла произошла в течение одного 1993 г. − вместо медного сплава они стали стальными с тонким латунным покрытием. Последние «изотопные» разновидности отчеканили совсем недавно. В 2006 г. 10- и 50-копеечные монеты, которые с 1997 г. делали из медно-цинкового сплава, стали чеканить из стали, покрытой томпаком − медно-алюминиевым сплавом (из томпака чеканили и «медные» советские монеты с 1926 по 1957 гг.).

С теорией мы разобрались и теперь понятно, как химики определили из эксперимента долю каждого из изотопов хлора в их смеси. Точно такие же выкладки применимы и к монетам. Различие а массах «изотопных» разновидностей гривенников и полтинников 2006 г. (1,9 и 1,85 г для 10 коп. и 2,9 и 2,75 г для 50 коп) невелико − всего 2,7 и 5,5 % (у хлора разница составляет 5,4 %, а у американских центов − целых 19,3 %). Тем не менее, точное взвешивание нерассортированной кучи монет дает возможность рассчитать, сколько в них монет каждого сорта - по массе, либо по числу монет, если подсчитано общее число монет, если монеты рассортировать по годам (это легко сделать с помощью магнита), можно проверить правильность проведенных выкладок. С хлором, увы, такой фокус магнитом не проходит, и для разделения изотопов используются сложные и дорогостоящие методы (правда, некоторые из них могут использовать разное отклонение тяжелых и легких ионов хлора в магнитном поле). А вот еще один очень красивый опыт с американскими центами (впервые его предложили канадские преподаватели химии). На уроках химии учащимся раздают по три одно центовые монетки и специальный картонный конвертик с отверстиями по диаметру монет, заклеенными с двух сторон целлофаном. Первую монету сразу кладут в конверт − она служит образцом. Две другие монеты кладут в фарфоровую чашечку с концентрированным раствором щелочи и порошком или мелкими гранулами цинка на дне и осторожно нагревают на водяной бане (использование защитных очков на уроках химии в американских школах является абсолютно обязательным!). Довольно скоро медные монеты становятся «серебряными» − они покрываются тонким блестящим слоем цинка. С помощью щипцов монеты осторожно вынимают из чашечки и промывают водой. Одну из них высушивают и кладут в конверт, а вторую, держа за гурт (ребро монеты) щипцами, вносят на несколько секунд в верхнюю часть пламени газовой горелки. Происходит настоящее чудо: «серебряная» монета мгновенно превращается в «золотую»! Не такой ли опыт показывали средневековые шарлатаны, превращавшие на глазах у изумленной публики «серебряные» монеты в «золотые»? (Правда, им проще было амальгамировать золотую монету, то есть покрыть ее тонким слоем ртути, а затем сильно нагреть; при высокой температуре ртуть быстро испаряется.) Полученную «золотую» монету сразу же охлаждают водой, чтобы предотвратить окисление ее поверхности. И третья монета занимает оставшееся место в конверте, который заклеивается и остается у учащеюся, чтобы он мог рассказать дома, какие у них в школе замечательные уроки химии. Почему монета из «серебряной» становится «золотой», объяснить просто: при высокой температуре атомы цинка движутся (диффундируют) внутрь поверхности меди, образуя сплав меди с цинком − латунь, по цвету очень напоминающий золото. Следует только учесть, что цинк при высокой температуре летуч, и если монету перегреть, он начнет испаряться с поверхности, а латунь будет окисляться, так что опыт не получится. А вот объяснить, почему цинк в щелочной среде осаждается на меди, намного сложнее. Даже сотрудник Центральной технической школы в Торонто (Канада) А. Т. Натан, описавший этот эксперимент с центами, не знал ответа. Чтобы объяснить это необычное явление, группа американских химиков из Буффало (штат Нью-Йорк) провела специальное научное исследование, объяснение которого далеко выходит за рамки школьной программы.

Опыт одинаково хорошо получается с центами, выпущенными как до, так и после 1992 г. С нашими «медяками» (алюминиевая бронза до 1961 г. или медно-цинковый сплав для монет 1961-1991 гг.) опыт тоже получается, хотя и не так хорошо, в отличие от медных монет царской чеканки или выпусков 1924-1925 гг. Можно, конечно, взять просто кусочки чистой меди, но это не так интересно. С образовавшимся латунным слоем, а также с любыми другими латунными изделиями можно провести и такой опыт: протравить поверхность смесью концентрированной азотной кислоты (30 %) и пероксида водорода (70 %) − под микроскопом будут видны красивые кристаллы. Большие кристаллы цинка часто видны и на оцинкованной жести.

Нахождение в природе

Иодид меди(I) встречается в природе в виде минерала маршита . Цвет минерала от белого до темно-коричневого. Твёрдость по шкале Мооса 2,5.

Физические свойства

Химические свойства

  • Йодид меди медленно окисляется кислородом воздуха до йода , что объясняет его окраску.
\mathsf{2CuI\ +O_2 \longrightarrow 2CuO\ +\ I_2}
  • переводится в раствор с помощью реакций ионного обмена с концентрированными растворами иодоводородной кислоты , иодида калия , цианида калия , тиосульфата натрия
\mathsf{CuI\ +\ MI\ \longrightarrow\ M}, где \mathsf{M=H, K} \mathsf{CuI\ +\ 2KCN\ \longrightarrow\ K\ +\ KI} \mathsf{CuI\ +\ 2Na_2SO_3S\ \longrightarrow\ Na_3\ +\ NaI}
  • окисляется до соединений меди(II) и иода концентрированной азотной кислотой , горячей концентрированной серной кислотой
\mathsf{2CuI\ +\ 8HNO_3\ \longrightarrow\ I_2 \downarrow\ +\ 2Cu(NO_3)_2\ +\ 4NO_2 \uparrow\ +\ 4H_2O} \mathsf{4CuI\ +\ 5H_2SO_4\ \longrightarrow\ 4CuSO_4\ +\ 2I_2 \downarrow\ +\ H_2S \uparrow\ +\ 4H_2O}
  • в горячей концентрированной щёлочи разлагается до оксида меди(I)
\mathsf{2CuI\ +\ 2OH^-\ \longrightarrow\ Cu_2O \downarrow\ +\ 2I^-\ +\ H_2O}
  • под действием сильных восстановителей (например, тетрагидроалюмината лития) образует гидрид меди(I)
\mathsf{4CuI\ +\ Li\ \longrightarrow\ LiI\ +\ AlI_3\ +\ 4CuH}

Получение

Иодид меди(I) может быть получен следующими способами:

  • взаимодействием оксида меди(I) с разбавленной иодоводородной кислотой
\mathsf{Cu_2O\ +\ 2HI\ \longrightarrow\ 2CuI \downarrow\ +\ H_2O}
  • нагреванием оксида меди(II) с иодидом алюминия
\mathsf{6CuO\ +\ 4AlI_3\ \xrightarrow{230\ ^\circ C}\ 6CuI\ +\ 2Al_2O_3\ +\ 3I_2}
  • взаимодействием растворимых солей меди(II) с растворимыми иодидами; образующийся в данной реакции гипотетический иодид меди(II) мгновенно превращается в иодид меди(I)
\mathsf{2Cu^{2+}\ +\ 4I^-\ \longrightarrow\ 2\ \longrightarrow\ 2CuI \downarrow\ +\ I_2} \mathsf{2Cu\ +\ I_2\ \longrightarrow\ 2CuI}

Применение

Токсичность

Вызывает раздражение слизистых оболочек (глаз, органов дыхания). Может вызывать раздражение кожи. При проглатывании вызывает раздражение ЖКТ и общее отравление.

Очень опасно для водных организмов. Может вызывать долговременные негативные изменения в водной среде. LC 50 для Danio rerio составляет 0,4 мг/л в течение 96 ч.

Напишите отзыв о статье "Иодид меди(I)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Иодид меди(I)

Впереди Шамшева точно так же Долохов должен был исследовать дорогу, чтобы знать, на каком расстоянии есть еще другие французские войска. При транспорте предполагалось тысяча пятьсот человек. У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же. Но превосходство числа не останавливало Денисова. Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). В утреннее нападение на фуры дело сделалось с такою поспешностью, что бывших при фурах французов всех перебили и захватили живым только мальчишку барабанщика, который был отсталый и ничего не мог сказать положительно о том, какие были войска в колонне.
Нападать другой раз Денисов считал опасным, чтобы не встревожить всю колонну, и потому он послал вперед в Шамшево бывшего при его партии мужика Тихона Щербатого – захватить, ежели можно, хоть одного из бывших там французских передовых квартиргеров.

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито.
Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова.
Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо.
Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке.
Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели.
Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик.
Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги.
Лошадь Денисова, обходя лужу, которая была на дороге, потянулась в сторону и толканула его коленкой о дерево.
– Э, чег"т! – злобно вскрикнул Денисов и, оскаливая зубы, плетью раза три ударил лошадь, забрызгав себя и товарищей грязью. Денисов был не в духе: и от дождя и от голода (с утра никто ничего не ел), и главное оттого, что от Долохова до сих пор не было известий и посланный взять языка не возвращался.
«Едва ли выйдет другой такой случай, как нынче, напасть на транспорт. Одному нападать слишком рискованно, а отложить до другого дня – из под носа захватит добычу кто нибудь из больших партизанов», – думал Денисов, беспрестанно взглядывая вперед, думая увидать ожидаемого посланного от Долохова.
Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо, Денисов остановился.
– Едет кто то, – сказал он.
Эсаул посмотрел по направлению, указываемому Денисовым.
– Едут двое – офицер и казак. Только не предположительно, чтобы был сам подполковник, – сказал эсаул, любивший употреблять неизвестные казакам слова.
Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через несколько минут опять показались. Впереди усталым галопом, погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт.
– От генерала, – сказал офицер, – извините, что не совсем сухо…
Денисов, нахмурившись, взял конверт и стал распечатывать.
– Вот говорили всё, что опасно, опасно, – сказал офицер, обращаясь к эсаулу, в то время как Денисов читал поданный ему конверт. – Впрочем, мы с Комаровым, – он указал на казака, – приготовились. У нас по два писто… А это что ж? – спросил он, увидав французского барабанщика, – пленный? Вы уже в сраженье были? Можно с ним поговорить?
– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г"ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг"и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг"а не возьмем, они у нас из под носа выг"вут, – заключил он.
В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее.
– Будет какое нибудь приказание от вашего высокоблагородия? – сказал он Денисову, приставляя руку к козырьку и опять возвращаясь к игре в адъютанта и генерала, к которой он приготовился, – или должен я оставаться при вашем высокоблагородии?
– Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег"ала – сейчас вег"нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог"ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.


Содержание
Общая характеристика и физические свойства………………………………3
Качественный анализ…………………………………………………………..4
Количественный анализ………………………………………………………..7
Инструментальные методы анализа………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………….14

Общая характеристика и физические свойства

Йодид меди(II)
Брутто-формула: СuI2
Молекулярная масса: 317.355

Химический состав

Символ Элемент Атомный вес Число атомов Процент массы
Cu Медь 63.546 1 20 %
I Йод 126.905 2 80 %

Иодид меди(II) до настоящего времени не получен. При обработке растворов солей меди(II) растворами иодидов щелочных металов выделяется иод:

Иодид меди (II) CuI2 - соединение очень непрочное, легко при самом получении разлагается на иодид меди (I) и йод:
Попытки получить иодид меди(II) приводят к образованию иодида меди(I) CuI:
2Cu2+ + 4I- = 2CuI + I2
При этом раствор и осадок окрашиваются в бурый цвет за счет присутствия иода. Образовавшийся иод можно удалить действием тиосульфат-иона:
I2 + 2SO3S2- = 2I- + S4O62-
Однако при добавлении избытка тиосульфат-иона иодид меди(I) растворяется:
CuI + 2SO3S2- = 3- + I-

Качественный анализ
Аналитические реакции на катион Cu2+

Катион Cu2+ располагается в I побочной подгруппе, имеет следующую электронную формулу и ионные потенциалы: 3s23p63d9, 0,081, 0,247.
Водные растворы солей этого катиона имеют голубое окрашивание. Катион обладает комплексообразующей способностью, вступает в реакции окисления-восстановления.
Характерные реакции на ион меди(II):
1.) 2СuSO4 + 2NH4OH (CuOH)2SO4 + (NH4)2SO4

(CuOH)2SO4 + 8 NH4OH SO4 + (OH)2+ 8H2O

2+ + 4H+ Cu2+ + 4NH4+
2+ + S2- CuS + 4 NH3

Аналитический сигнал: выпадение основной соли зеленоватого цвета, легко растворимой в избытке реагента с образованием аммиачного комплекса меди(II) интенсивно синего цвета.
Тип реакции: специфическая;
Способ выполнения: пробирочный.

2.) CuSO4 + Fe Cu + FeSO4

EoCu2+/ Cu = 0,337 B Eo Fe2+/ Fe = 0, 440 B
Аналитический сигнал: на пластинке образуется красноватое пятно меди.
Способ выполнения: на пластинке.
Реакция используется для отделения Сu2+ от Сd2+.

3.) 2CuSO4 + K4 Cu2 + 2K2SO4

Аналитический сигнал: образование красно-бурого осадка гексацианоферрата(II) меди(II) , нерастворимого в разбавленных кислотах, растворимого в растворе аммиака, разлагаемого щелочами.
Тип реакции: дробная.
Мешающие ионы: Fe3+, удаляют с помощью раствора аммиака.
Способ выполнения: пробирочный или хроматографический.

4.)2 СuSO4 + 4KI Cu2I2 + I2 + 2K2SO4
Аналитический сигнал: образование осадка иодида меди(I) цвета «слоновой кости», выделившийся свободный йод окрашивает раствор в буро-коричневый цвет.
Тип реакции: дробная.
Оптимальные значения pH: 2-3.
Мешающие ионы: Fe3+, Sb3+.
Добавление крахмала, образующегося с йодом комплекс синего цвета, делает реакцию более чувствительной.

5.) 2СuSO4 + 3Na2S2O3 Cu2S2O3 +Na2S4O6 + 2Na2SO4
Cu2S2O3 + H2O Cu2S + H2SO4

В избытке Na2S2O3 еще осаждается и сера:
........

Список литературы
1.) Алексеев В.Н. Количественный анализ. Под редакцией д-ра химических наук П.К. Агасяна. Издание 4-е, переработанное. М., «Химия» 1972-504 с.
2.) Коренман М.М. Методы количественного анализа. М., Химия, 1989-128 с
3.) Петрухина О.М. Аналитическая химия. Химические методы анализа 1992-400 с. Ил.
4.) Уильямс.У. Дж. Определение анионов: справочник. Пер. с. англ. - M.: Химия.1982-624 с. ил.
5.) Методическое пособие по качественному анализу. ПГФА-2003
6.) Методическое пособие по количественному анализу. ПГФА-2013
7.) Методическое пособие по инструментальным(физико-химическим) методам анализа. ПГФА-2004
8.)
9.) .