Испания раньше называлась. История страны испания кратко

Во время очередного вестготского дворцового переворота одна из групп заговорщиков обратилась за помощью к африканским соседям (711), помощь пришла незамедлительно внеся колоссальные изменения мировой истории. Мавританский арабо-берберский корпус под командованием Тарика ибн Зияда, впоследствии их называли маврами, благополучно переправившись через Гибралтарский пролив, положил конец трехсот летнему правлению вестготов. Под натиском арабов, которые без особого кровопролития занимали провинцию за провинцией продвигаясь все дальше вглубь Иберийского полуострова.

Уже к середине восьмого века большая часть современной Испании и Португалия стала подконтрольна Дамасскому халифату. Вновь созданное арабское государство получило название Аль Андалус, оно управлялось наместником Дамаска до 756 года, пока Абдуррахман I не провозгласил его отдельным халифатом со столицей .

Эпоху арабского правления испанскими территориями нельзя назвать однозначно захватнической. Во время существования мавританского государства культурное развитие средневековой Испании , разделенной двумя разными религиями шло различными путями. Её северная часть оставшаяся под контролем вестготов развивалась согласно европейскому сценарию, а вот южная занятая арабами получила значительный толчок развития от влияния передовой восточной науки, торговли, ремесел, архитектуры.

Мавританский стиль архитектурных сооружений до сих пор прослеживается в облике старинных городских кварталов южных провинций . Мусульмане были терпимы к представителям иных религиозных концессий не провоцируя межнациональной вражды, таким образом сохраняя государственный порядок. За короткое время были воссозданы разрушенные варварами римские ирригационные системы, вновь получило развитие качественное образование, процветала торговля, развивалась наука, ремесла.

Наибольший расцвет Кордобского халифата наблюдался во время правление Абдуррахмана III, провозгласившего себя халифом нового халифата (923), противопоставлявшего себя Дамасскому халифату, его правителям, династии Аббасидов. Государство имело 12000 населенных пунктов с крупнейшими городами , Толедо, столица насчитывала более полумиллиона жителей. Кордобский университет был самым лучшим учебным заведением известного тогда мира, его библиотека насчитывала 400000 рукописных свитков.

Время распада Кордобского халифата, начало XI века, ознаменовано правлением Хишаме II, сына великого Абдурахмана III, который оказался слабым правителем неспособным после смерти визиря Мансура, фактически правившего страной, самостоятельно удержать единовластие. Халифат распался, власть разделилась между множеством небольших царств – тайфов.

Первая победа мавров на реке Гуадалете, сейчас территория современной провинции , Андалусия, 19 июля 711 года, затем два года спустя гибель последнего короля вестготов Родериха, предрешили судьбу вестготского королевства.

Однако, очень быстрое продвижение мавров, стремительной овладение почти всей Испанией, трудности сообщения между отрядами созданные огромными территориями, междоусобные конфликты, политические разногласия между арабским меньшинством и берберами, все эти факторы значительно ослабляли степень мусульманского влияния на захваченных землях. Фактически единство халифата всегда являлось лишь желаемой иллюзией его правителей.

По существу, реконкиста, это непрекращающаяся 700 – летняя борьба, начатая вестготами со своими африканскими захватчиками, началом которой считается первое серьезное поражение понесенное арабскими войсками 718 года от армии христиан под предводительством вестготского полководца Пелайо, в долине Ковадонга на севере Испании. Таким образом христиане постепенно занимали земли которые мусульмане не могли достойно оборонять, в результате, враждующие стороны, к концу VIII века, сформировали пограничную область – Кастилья.

Начальный период реконкисты X века, можно географически обозначить двумя очагами освободительной борьбы; западным со стороны королевства Леон, восточным королевствами Наварра и Арагон. Спустя два года благодаря объединению двух королевств Кистилья и Леон образовался мощный западный оплот противостояния одновременно крупная политическая сила, а объединенное королевство получило приоритетное право, присоединения земель, отвоеванных у мавров. К концу десятого века войска Кастильи под предводительством короля Альфонса VI захватили Толедо, переместив границу с халифатом до рек Дуэро и Тахо.

По похожему сценарию развивались военные события с восточной части христианской Испании , результатом объединения королевств Наварра, Арагон, графств каталонской этно – лингвистической общности стало образование графства Каталония, которое к концу XIII века освободило от арабского господства обширные территории принадлежащие сейчас современной Мурсии, также Балеарские острова.

Такие крупные победы были обусловлены не только искусством оружия крестоносцев, но за частую следствием неорганизованности, разобщенности, слабости небольших мусульманских тайфов.
Нужно отметить, что очень часто христианские наемники, по различным причинам, чаще просто за приличное вознаграждение направляли свое оружие против крестоносцев несущих смерть мусульманам.
Одним из таких наемников был национальный герой Испании, воспетый народным эпосом, Родриго Диас де Бивар, больше известный как Сид, от арабского “сеид” – господин, венцом его карьеры стал пост правителя Валенсии 1094 года.

Не желая платить дань христианам, арабские эмиры попросили помощи у Альморавидов, создавших мощное Североафриканское государство (современное королевство Марокко). Таким образом вторая волна мусульман захлестнула Иберийский полуостров. Альморавиды отстранили от правления тайфами бывших правителей, восстановив единую власть во всем государстве Аль Андалус, значительно потеснив крестоносцев на северо – востоке захватив Валенсию. Однако после тяжелейшего поражения от христианской армии при Лас Навас де Толоса (1212) власть их серьезно ослабла.

Католическая церковь также вела мощную идеологическую войну против мусульманства, укрепляя менталитет крестоносцев, например, королем Арагона был учрежден первый духовно – рыцарский орден Тамплиеров, затем в других районах Испании начали свою деятельность такие ордена, как Алькантара, Калатрава, Сантьяго. Эти могущественные духовные организации оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты, налаживая быт, поднимая хозяйство недавно отвоеванных пограничных районов.

XIII век поставил окончательную точку конца правления мусульман на территории Пиренейского полуострова, были освобождены такие города, как Тарагона (1110), Сарагоса (1118), Калатаюд (1120), Валенсия (1238), Кордоба (1238), (1247). Оставался лишь один непобедимый город, последний оплотом мусульман – , которую под непрерывным натиском короля Кастилии Фердинанда II, оставили (январь 1492). Результатом долгих переговоров стал договор, согласно которому покидавшим город войскам эмира Мохаммеда XII предоставлялось беспрепятственное отступление до берегов северной Африки.

По большей части бывших мусульманских владений коренное испанское население лояльно относилось к арабам, не препятствуя тому, что они оставались жить занимая прежние места, сохраняя свою веру, лишь в было жестоко подавлено мусульманское восстание 1264 года, результатом которого явилось массовое изгнание арабского населения.


К окончанию реконкисты реальная политическая власть в стране была поделена между королевствами Кастилья и Арагон. Оба королевства лихорадили междоусобные конфликты.

Середина четырнадцатого века отмечена противостоянием Педро Жестокого с его сводным братом Энрике Трастамарским. Англичане вели тогда столетнюю войну с французами. Педро Жестокий правил королевством Кастилья (1350 – 1369), до тех пор пока изгнанный Энрике заручившись поддержкой французского короля Карла V не захватил власть провозгласив себя королем Энрике II (1369), разбив армию Педро на равнинах Монтеля. Однако, заговоры на этом не прекратились, герцог Ланкастерский, женившись на старшей дочери Педро, предъявил претензии на Кастильский престол.

После смерти Энрике, до совершеннолетия наследного принца Хуана II, страной фактически правил его младший брат, Фердинанд. Арагон во главе со своим королем Альфонсом V расширял свое влияние над Средиземноморьем, пойдя дальше после захвата Болеарских островов, завоевал Корсику, Сардинию, Сицилию, затем овладел значительными землями юга Италии (1416–1458).

По мере увеличения территорий королям обоих государств необходимо было менять систему управления путем создания контролирующих органов над многочисленными наместниками число которых постоянно увеличивалось. Власть монархов и королевских чиновников была ограничена кортесами (парламентами). Для надзора за деятельностью кортесов были дополнительно созданы делегации городов.

Кортесы, будучи отнюдь не демократическими органами, представляли интересы зажиточных слоев населения. Если кортесы Кастильи были послушным орудием монарха, особенно во время правления Хуана II, то Арагон и Каталония придерживались другой концепции власти. Она исходила из того, что политическая власть изначально устанавливается свободными людьми путем заключения договора власть имущих с народом, который ограничивал права и обязанности обеих сторон. Соответственно, любое нарушение договоренности со стороны королевской власти считалось проявлением тирании (1412 – 1419).

Правление следующего кастильского короля, Энрике IV “Бессильного” (1454–1474), породило анархию. Под давлением оппозиционно настроенной знати он подписал декларацию, которой признал королем своего брата Альфонса (1465). Однако, многие города поддержали Энрике, началась гражданская война, продолжавшаяся после скоропостижной смерти Альфонса (1468). Условием прекращения мятежа знать выдвинула требование Энрике, назначить наследницей престола свою сводную сестру Изабеллу. Энрике дал согласие, Изабелла вышла замуж за инфанта Арагонского, Фернандо (1469) (известного далее под именем испанского короля Фердинанда).

После смерти Энрике IV (1474), Изабелла была объявлена королевой Кастилии, а Фердинанд после смерти своего отца Хуана II (1479) занял престол Арагона. Так объединились два крупнейшие королевства, создав государство .

Выступления крестьян Каталонии были направлены против ужесточения земельных налогов особенно активизировались к середине XV века став поводом для новой гражданской войны (1462 – 1472) между каталонской парламентской верхушкой поддерживавшей землевладельцев и монархией вступившейся за крестьян. Альфонс V отменил некоторые феодальные повинности (1455), а после очередного крестьянского бунта Фердинанд V подписал (1486) так называемую “Гвадалупскую сентенцию”, фактически отменив крепостное право, также многие феодальные повинности.


“Католические короли” Фердинанд и Изабелла под влиянием духовенства утвердили церковный суд – инквизицию (1478), предназначенную охранять чистоту католической веры. Началось преследование евреев, мусульман, а позже протестантов. Кого угодно можно было объявить еретиком. Сотни тысяч людей подозреваемых в ереси прошли через пытки закончив жизнь на кострах. Преследовали также марисков или маранов – христиан, ранее обращенных потомков мавров, обращенных евреев. Очень много евреев мигрировало из Испании на территорию Нидерландов, тогда принадлежащих испанскому королевству.

Управление высшими должностями полностью стало привилегией короля; высшее духовенство также было подчинено монарху; Фердинанд был избран великим магистром трех рыцарских орденов, что сделало их эффективным орудием короны; инквизиция помогала правительству контролировать дворянство одновременно эффективно управлять народом. Администрация была реорганизована, королевские доходы увеличены часть их шла для поощрения развития наук, поддержания искусства.

Экскурсионные туры в Испанию курортное побережье Коста дель Соль

Опубликовано в рубрике Tagged ,

Тот, кто мыслью обращается к Средневековой Испании, возможно, представляет ее мусульманской страной с садами, фонтанами, роскошными дворцами, знаменитыми поэтами, мечетями. Для других средневековая Испания воплощается в героической фигуре Родриго Сида, отвоевавшего Валенсию. Для некоторых она - страна эпохи сосуществования трех религий, когда монархи носили титулы «королей трех религий». Кто-то, возможно, добавляет к этому образу идею Реконкисты (отвоевания), гонению и инквизицию. Для кого-то образ Средневековой Испании выразится в особо почитаемом среди католиков соборе Святого Иакова в Компостеле (Сантьяго-де-Компостела). Однако, несмотря на эту мозаику образов, Иберийский полуостров в Средние века оставался своеобразной terra incognita.

Историки любят разгадывать загадки и создавать категории, выделяя отдельные элементы, описание и анализ которых кажутся наиболее легкими: хронологическое деление, основанное на временных этапах географическое деление, часто отвечающее политическим критериям - Андалузия, то есть Испания мусульманского халифата, Арагонское, Кастильское, Гранадское и Наваррское королевства, Португалия. Иногда историки ограничивают поле своих исследований каким-то одним регионом. Например, Каталония или Галисия изучаются без всякой связи с соседними провинциями, а Андалузия - через призму мифологизированного мусульманского прошлого.

Карта Средневековой Испании

К этому добавляется деление по религиозному принципу, ныне отождествляемому с культурой. В то время как в Средние века религия была эквивалентом закона (люди жили по законам Мухаммеда, по еврейским или по христианским законам), она лишь в XX веке стала явлением культуры. Сосуществование христиан, евреев и мусульман на полуострове интерпретируется не как политический или социальный фактор, а как столкновение радикально различных культур. Среди историков стало модно говорить о «Испании трех культур» и выбирать одну из них в качестве объекта для изучения: одни превозносят мусульманскую Испанию, ставшую жертвой варварства христиан, другие - Испанию вечно гонимых евреев, третьи - рассматривают христианскую Испанию, завоеванную и подчиненную мусульманами, защищавшую ценности западного христианства тех времен и терпевшую в течение многих веков присутствие еврейских и мусульманских сообществ. Хотя идет ли речь о христианской Испании, «острове аль-Андалус», о котором мечтал Мухаммед, или о библейской стране Сефарад, с которой идентифицировали Испанию евреи, те, кто населял эту страну с VII по XV век, были связаны друг с другом и вели плодотворный диалог. Цель настоящей книги состоит в том, чтобы показать, что, несмотря на культурные, политические, языковые и религиозные различия, возможно говорить о единой цивилизации, существовавшей на Иберийском полуострове. Наследники средиземноморских традиций, включающих в себя знания греческих философов, Библию и римское право, ирригацию и выращивание оливок, те, кто жили в Средневековой Испании, исходили из единого видения мира, из общего интереса к наукам и философии, уважения к праву, увлечения торговлей, восхищения золотом, шелком и восточными украшениями, они принимали одни и те же правила, окружали свои жилища стенами, следовали нормам гигиены и часто пытались убедить друг друга в обоснованности имевшихся различий. И они не ошибались в этом. Христиане Испании, которых иностранцы называли «Hispani» вне зависимости от того, были ли они кастильцами, португальцами или арагонцами, еще в XVI веке, по мнению Эразма Роттердамского являлись недостаточно католическими. Мусульманские путешественники, в свою очередь, сомневались в жителях аль-Андалуса, который виделся им как «вещевой рынок ислама», где были разрешены вино и таверны. А евреи Испании привнесли в свои диаспоры вместе с местным языком слово «испанцы» или «сефарди».

Цель этой небольшой книги состоит в том, чтобы открыть читателю эту цивилизацию, оригинальность которой происходит от ее разноплановости, где единство базируется на различиях. Никакого затерянного рая, никакого ада нетерпимости в Испании не было. Полуостров в течение этих девяти веков знал и периоды насилия, и периоды взаимного интереса, периоды обменов и периоды фанатизма, но все это свидетельствует о жизненности связей, объединивших на одной территории трех «мудрецов», почти трех братьев, к которым «любезный» Раймунд Луллий обращался, чтобы понять, какая религия лучше, и набраться мудрости. «Во всех регионах Андалузии, Португалии и Алгарве строения и люди похожи друг на друга, а разница между сарацинами и христианами видна лишь в том, что касается религии», - констатировал в 1484 году польский путешественник Николай Поплавский.


I.
ИСТОРИЯ

Средневековая история Иберийского полуострова могла бы начаться в 409 году, то есть в год первого вторжения германских племен. Но она будет более понятна, если начать с обустройства территории вестготскими королями Леовигильдом (569-586) и Рекаредом (586-601). Именно в это время к политической организации территории добавилась разработка самого понятия Испания, ее идеи, одним из авторов которой был Исидор Севильский. Империя в микрокосмосе, изображение библейского рая, обозначенного в ортодоксальном католицизме, гарантами которого были короли. Испания предлагала своим жителям уверенность в безопасности.

В 711 году, однако, маленькое войско приверженцев мусульманской религии высадилось на юге полуострова и уничтожило эту слабую политическую конструкцию. Начиная с этой даты, мусульманские губернаторы и правители стали хозяйничать на более или менее крупных участках территории, которая в целом стала называться аль-Андалус; и так продолжалось восемь веков, а христиане доминировали на оставшемся пространстве. 2 января 1492 года христиане торжественно вступили в столицу последней территории, находившейся под властью мусульман. С взятием Гранады они смогли снова восстановить Испанию Исидора Севильского, Испанию, единую и политически, и религиозно, католическое королевство, обеспечивающее безопасность своих жителей. Дело было закончено.

Это «дело», законченное в 1492 году, конечно же, было делом христиан. Быстро обозначив приход мусульман в 711 году как кару, посланную Богом за их грехи и грехи их королей, христиане не прекращая требовали возвращения территории, которая, как они говорили, им принадлежала. «Возвращение» или «отвоевывание» Испании (термин «реконкиста» никогда не применялся в Средние века) стало, таким образом, целью испанцев, их покаянием и подчинением воле Бога. Любая неудача объяснялась тяжестью грехов, любая победа - Божьей милостью. Правители, следуя римской императорской традиции, были наместниками Бога в своих королевствах, единственными ответственными перед Ним лицами за материальную и духовную безопасность своих владений. Закон, как религиозный, так и гражданский, гарантировал права и обязанности каждого подданного внутри территории, границы которой, зафиксированные в VII веке, должны были быть «восстановлены». История Испании, если смотреть на нее с христианской точки зрения, очень проста, и ее цель была предопределена.

А мусульмане? Фактически многочисленные источники позволяют думать, что мусульмане никогда не считали Испанию частью Дар аль-Ислама, то есть земли, которую Бог выделил для них. Омейяды ввели в историю понятие ссылки. Изгнанные с Востока в наказание за грехи, они искупали свои ошибки на Западе, который подвергал испытанию чистоту их веры. Уход с полуострова, будь то для того, чтобы возвратиться наконец на Восток, или под давлением «язычников» (то есть христиан), был частью менталитета мусульман Испании в Средние века.

Евреи, начиная с X века, идентифицировали Испанию со страной Сефарад , упоминаемой пророком Авдием в Библии (Авд. 1, 20-21). Евреи полуострова представляли собой, таким образом, беженцев из Иерусалима в 587 году до н.э.; то есть они избежали пленения в Вавилоне и (этот аргумент использовался в спорах с христианами) не принимали участия в распятии Христа. Обосновавшись на полуострове, евреи, несомненно, сохраняли в памяти мечту однажды «пересечь горы Сиона».

Христиане, таким образом, были единственными, кто мог претендовать на Испанию.

Настоящая глава предлагает краткий обзор истории полуострова в Средние века, за ним идет основная хронология, охватывающая десять веков. Биографические данные крупнейших исторических личностей помещены в конце книги.



ВЕСТГОТЫ (VI-VII ВЕКА)

Выходцы из Скандинавии, вторгнувшиеся в Римскую империю в IV веке и обосновавшиеся в Тулузе в начале V века, вестготы создали в Испании во второй половине VI века королевство, которое считалось наследником Римской империи. Давно потеряв свой язык и свои обычаи, они смешались с населением, которое было намного многочисленнее их.

Под властью энергичных и часто хорошо образованных королей, избравших Толедо в качестве столицы, они сохранили название готы, чтобы отличаться от римлян. Мир в стране, часто нарушавшался набегами васконцев, византийцев, франков. Все они закончились неудачами. Разработанные в ходе ассамблей правителей и епископов своды законов регулировали общественные и политические отношения.

Вестготские короли. С картины XVII в.
Вестготская монета. VII в.

После принятия католического христианства в 587 году Испания стала страной строгой религиозности и даже стала проявлять непокорность Риму, с которым она поддерживала лишь весьма холодные отношения. Испанские епископы и короли объявили охоту на еретиков и принялись обращать в христианство евреев. Будучи убежденными, что «незнание есть мать всех ошибок», они придавали первостепенную роль образованию и организовали обширную систему обучения.

Быстрое исчезновение королевства вестготов в 711-715 годах под ударами захватчиков, пришедших из Северной Африки, стало одной из больших традиций истории этого периода. Историки Средневековья объясняют эту катастрофу как Божье наказание за грехи королей. Легенда, родившаяся в аль-Андалусе, а потом подхваченная хронистами с севера, гласит о том, что, желая отомстить последнему королю вестготов Родриго за бесчестье своей дочери доньи Кавы, граф дон Хулиан, бывший наместником Сеуты в Африке, открыл ворота Испании мусульманским захватчикам .

Королевство действительно знало несколько кризисов (война в провинции Нарбонна, эпидемии чумы, голод, придворные соперничества, обеднение населения), и короли, казалось, потеряли поддержку Церкви.



РАСЦВЕТ СРЕДНИХ ВЕКОВ (VIII-XI ВЕКА)

Приход мусульман на территорию Испании в начале VIII века серьезно дезорганизовал ее. Захватчики брали города силой оружия или угрозами, которые действовали не хуже оружия. После мусульмане организовывали свое управление, а многочисленные христиане бежали на север. Но внутри мусульманских войск скоро начались распри между арабами, сирийцами и североафриканцами, которые в середине VIII века серьезно осложнили дальнейшее завоевание полуострова. Во второй половине VIII века франки пришли на помощь испанцам, бежавшим на север, к Пиренеям. Они двинулись через горы, заняли Нарбонну и Аквитанию, неудачно пытались завладеть Сарагосой в 778 году, взяли Жерону, Вик и, наконец, Барселону в 801 году.

В IX веке мусульмане, объединенные в 756 году в независимый эмират последним из дамасских омейядов Абд аль-Рахманом I (756-788), хозяйничали на большей части территории. Не обращая внимания на бывшую столицу бетической Испании Севилью, они выбрали в качестве административного центра своего королевства Кордову. На севере христиане собрались вокруг своей новой столицы Овьедо в Астурии и восстановили вестготскую государственную систему на прилегающих территориях. На северо-востоке территории, завоеванные Карлом Великим, были преобразованы в 826-827 годах в приграничные графства империи франков.

Аль-Андалус или Испания, где доминировали мусульмане, вступила, начиная с царства эмира Абд аль-Рахмана II (822-852), в период внешнего и внутреннего мира; в королевстве была создана эффективная администрация, налоги позволяли содержать армию наемников и военный флот, а также вести достойную политику. Правители использовали восточный церемониал, модный тогда в Багдаде, привлекали поэтов, певцов, следовали восточной моде в одежде и питании, окружали себя правоведами. Поездки на учебу и паломничество в Мекку привели к еще большей «ориентализации» обычаев, и арабский стал самым распространенным языком.

На северо-западе полуострова христиане, выбравшие Овьедо в качестве столицы, восстановили там «готический порядок». Обнаружение мощей апостола Иакова в Галисии примерно в 820-830 годах придало королевству несомненную легитимность как со стороны семей, которые могли претендовать на трон, так и со стороны папы и императора франков. Короли сумели помешать мусульманам проникнуть в их королевство и даже организовывали победоносные экспедиции в аль-Андалус. На северо-востоке в 878 году граф Гифре Волосатый сумел объединить большую часть территорий под своей властью. Управляя из Барселоны, которую он избрал своей столицей, Гифре строил замки и монастыри, вел различные военные кампании против мусульман, закрепившихся в Сарагосе, и сумел обеспечить подвластной ему территории некую независимость.

Приход на трон Абд аль-Рахмана III в 913 году обозначил апогей мусульманской Испании. Победоносный в отношении внешних и внутренних врагов, Абд аль-Рахман в 929 году провозгласил себя халифом, то есть верховным правителем, соединявшим религиозную и светскую власть. Он расширил большую мечеть в своей столице и стал строить роскошный дворец на севере города. Кордова стала тогда знаменита на всем Западе. На севере христианские короли господствовали на территории, доходившей де реки Дуэро. Они перенесли столицу королевства из Овьедо в Леон и украсили и благоустроили город, желая привлечь больше паломников в Компостелу. Леонское королевство достигло периода расцвета. На восточной границе правители Памплоны преобразовали свое владение в королевство в начале X века и в 921-922 годах аннексировали Арагон. Со своей стороны, потомки Гифре Волосатого правили в Барселоне и поддерживали хорошие отношения с халифами Кордовы.

В конце X века дворцовые интриги позволили честолюбивому визирю альмансуру захватить власть. Но его побед над христианами на севере и над берберскими народами с севера Африки было не достаточно, чтобы успокоить недовольных: в 100.8 году началась гражданская война, которая завершилась в 1031 году исчезновением Кордовского халифата и раздроблением аль-Андалуса на множество маленьких враждующих друг с другом эмиратов. На севере христианские владения быстро поднялись из развалин; Леонское королевство, ставшее в 1037 году королевством Кастильским и Леонским после брака наследницы Леонского трона с наследником Кастильского трона, повело внутреннюю политику в направлении восстановления общественного порядка, а внешнюю политику - в направлении ослабления соседних эмиратов военными кампаниями, завоеваниями и наложением тяжелых налогов, называемых «париас». Продвижение христиан вперед и захват Толедского эмирата королем Кастилии в 1085 году побудили нескольких эмиров обратиться за помощью к Северной Африке, чтобы найти там поддержку у альморавидов, племени непримиримых мусульман, только что выбравшему Марракеш своей столицей. В 1086 году альморавиды высадились в Испании, разбили христианскую армию и взяли андалузские эмираты под свою власть.

В течение трех веков истории христиане и мусульмане поделили между собой территорию полуострова на почти равные части. Аль-Андалус испытывал серьезную угрозу христианской экспансии, но при этом оказался в руках суровых воинов, прибывших с севера Африки и принесших с собой строгие религиозные правила. Христианская Испания, со своей стороны, подвергалась активному давлению со стороны папства, которое желало ее возвращения в лоно Римской церкви, несмотря на то, что ее просторы привлекли к себе многочисленных жителей других регионов Европы.



КОНЕЦ СРЕДНИХ ВЕКОВ (XII-XV ВЕКА).
ИСПАНИЯ РАЗДЕЛЕНА НА ПЯТЬ ЧАСТЕЙ

В течение четырех веков, которые традиционно считаются концом Средневековья, наступление христиан на мусульман было не так значительно, как могло ожидаться после успехов, имевших место в XI веке. Альморавиды быстро утратили свою агрессивность и были заменены на юге полуострова другим племенем, пришедшим с севера Африки, альмохадами, которые обосновались там начиная с 1146 года и повели жесткую политику в отношении христианских королей и принцев. Во второй половине XIII века король Гранады, последнего бастиона аль-Андалуса, снова обратился за помощью к североафриканцам-меринидам и генуэзцам. Гранадское королевство во второй половине XIV века и начале XV века находилось в расцвете. Но соперничество между знатными семьями королевства и многочисленными потомками эмиров повлекли за собой ослабление Гранады, которая после долгой осады сдалась католическим королям 2 января 1492 года.

Кастилия и Леон, объединившиеся в 1037 году, пережили период разъединения, длившийся в течение почти семидесяти лет, с 1157 по 1230 год, и лишь после этого вновь достигли объединения, которое обеспечило им превосходство над другими королевствами Иберийского полуострова. После победы при Лас Навасе де Толоса в 1212 году короли Фердинанд III и Альфонс X присоединили к своему королевству большую часть Андалузии. В 1369 году смерть короля Педро I, прозванного Жестоким, от руки своего брата возвела на Кастильский трон новую династию Трастамара. Делая щедрые уступки лояльному дворянству, монархи новой династии оберегали свою абсолютную власть. Они продолжили законотворчество своих предшественников и наложили на эмиров Гранады тяжелое налоговое бремя. Используя поддержку городов королевства и продуманную систему сбора податей, наполнявшую государственную казну, короли Кастилии победоносно сражались в середине XV века против знати, претендовавшей на контроль за Королевским советом. Альянс с Францией против Англии показывает, что Кастилия доминировала на море, а ее купцы распространяли свое влияние на все крупные европейские порты. В 1492 году, через несколько месяцев после сдачи Гранады, один генуэзский купец подарил Кастилии Америку. На следующий год папа Александр VI Борджа передал католическим королям владение над всеми открытыми землями, находившимися к западу от демаркационной линии, проходившей в ста лье от Азорских островов и островов Зеленого Мыса.

В 1139 году после победы над мусульманами граф Португальский Альфонс принял титул короля и преобразовал свое графство в независимое королевство. С тех пор история Португалии стала историей королевства, развитие которого всегда шло параллельно развитию своего кастильского соседа, но которое все более и более определенно заявляло о себе. Договор в Алканьисесе, подписанный в 1297 году, окончательно установил границу между двумя королевствами. Однако в следующем веке восхождение на трон в 1385 году инфанта Жуана обозначило начало португальской экспансии. Завоевание богатого города Сеута (1415), Мадеры (1418), потом Азорских островов (1427-1431), последовавшие вслед за этим экспедиции вдоль западного побережья Африки, дошедшие до Зеленого Мыса в 1444 году, - все это сделало из португальских моряков великих мореплавателей и обеспечило королевство золотом, слоновой костью, сахаром и черными рабами. В 1487-1488 годах моряк Бартоломеу Диаш обошел мыс Доброй Надежды и открыл дорогу к Индии. Договором в Тордесилласе, подписанным в 1494 годом с испанцами, португальцы обеспечили себе путь в Африку и отодвинули демаркационную линию со ста до трехсот семидесяти лье на запад от Азорских островов и островов Зеленого Мыса.

Созданное в 1035 году, маленькое Арагонское королевство, расположенное в Пиренеях, аннексировало Памплонское королевство между 1063 и 1134 годами, и расширилось к югу за счет захвата Сарагосского эмирата в 1118 году. В 1162 году был заключен союз между Арагоном и графством Барселонским, ставшим Каталонией, однако каждый участник этого союза сохранил свои обычаи и привилегии. В XIII веке, когда король Арагона Хайме I завоевал Балеарские эмираты (1229), а потом Валенсию (1238), они стали автономными королевствами со своими законами. Арагон распространил свое влияние на Сицилию (1282), Сардинию (1324), герцогство Афинское (1311-1388) и, наконец, на Неаполитанское королевство (1433).

* * *

История Арагонской короны отмечена соперничеством между его составными частями, каждое королевство или графство устанавливало жесткий контроль за сбором налогов и ставило на своих границах таможенные посты. Сильно опустошенная чумой в 1348 году, Каталония в следующем веке была охвачена гражданскими войнами, что повлекло за собой упадок большого барселонского порта. В результате стал богатеть и расширяться порт Валенсии, что послужило для города началом процветания. Арагон, на протяжении долгого времени использовавшийся каталонскими торговцами, в качестве поставщика зерна и рынка сбыта для своей продукции, закрыл свои границы и «уперся» в отстаивании своих прав. Смерть бездетного короля Мартина I привела на трон его племянника, кастильского инфанта Фердинанда де Трастамара (1412-1416). Его внук Фердинанд, женившись в 1469 году на наследнице кастильской короны Изабелле, объединил две ветви семьи и две короны .

Снова став независимым в 1134 году под названием королевства Наваррского, бывшее Памплонское королевство перешло век спустя под власть графа Шампанского, потом в 1274 году под власть французской короны, благодаря браку Хуаны Наваррской и Филиппа Красивого. В 1328 году, после века подчинения Франции, Наварра снова обрела независимость, но брак, еще век спустя, Бланки Наваррской с Хуаном Арагонским связал судьбу королевства с иберийским соседом. После неудачных попыток поддержать хоть какую-то независимость королевство было завоевано в 1512 году католическим королем Фердинандом Арагонским и окончательно присоединено к кастильской короне.

Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская

После смерти Фердинанда Арагонского его владения перешли к старшему из его внуков - Карлу, сыну Хуаны Кастильской и Филиппа Красивого из династии Габсбургов. Помимо внешних завоеваний (Неаполитанского королевства и Америки), Карл наследовал в 1516 году четыре из пяти существовавших королевств: Кастилию, Арагон, Гранаду и Наварру. Кроме политических перемен, это повлекло за собой еще и целый ряд общих моментов. Для жителей других государств подданные этих четырех королевств стали просто «испанцами», а Мексика, которую завоевал Эрнан Кортес в 1521 году, стала называться «Новая Испания».

Во время правления католических королей появился и такой новый фактор, как утвержденная законом в 1492 году для евреев, а в 1502 году и для мусульман обязанность креститься. Был создан специальный Суд инквизиции, призванный следить за соблюдением исполнения всех установлений католической церкви. Средневековая Испания уступила место Испании Нового Времени.


В испанской историографии сложилось своеобразное представление об испанских средних веках. Со времен итальянских гуманистов эпохи Возрождения установилась традиция считать нашествия варваров и падение Рима в 410 н.э. отправной точкой перехода от античной эпохи к Средневековью, а само Средневековье рассматривалось как постепенное приближение к эпохе Возрождения (15–16 вв.), когда вновь пробудился интерес к культуре античного мира. При изучении истории Испании особое значение придавалось не только крестовым походам против мусульман (Реконкисте), продолжавшимся несколько столетий, но и сам факт длительного сосуществования христианства, ислама и иудаизма на Пиренейском п-ове. Таким образом, средние века в этом регионе начинаются с момента мусульманского нашествия в 711 и заканчиваются захватом христианами последнего оплота ислама, Гранадского эмирата, изгнанием евреев из Испании и открытием Нового Света Колумбом в 1492 (когда произошли все эти события).

Вестготский период.

После вторжения вестготов в Италию в 410 римляне использовали их для восстановления порядка в Испании. В 468 их король Эйрих расселил своих приверженцев в северной Испании. В 475 он даже обнародовал самый ранний письменный свод законов (кодекс Эйриха) в государствах, образованных германскими племенами. В 477 римский император Зенон официально признал переход всей Испании под власть Эйриха. Вестготы приняли арианство, которое было осуждено как ересь на Никейском соборе в 325, и создали касту аристократов. Их жестокое обращение с местным населением, в основном католиками на юге Пиренейского п-ова, послужило причиной интервенции византийских войск Восточной Римской империи, которые оставались в юго-восточных районах Испании до 7 в.

Король Атанагильд (годы правления 554–567) сделал столицей Толедо и отвоевал Севилью у византийцев. Его преемник, Леовигильд (568–586), занял в 572 Кордову, реформировал законы в пользу католиков юга и попытался заменить выборную монархию вестготов на наследственную. Король Рекаред (586–601) объявил о своем отказе от арианства и обращении в католицизм и созвал совет, на котором убедил арианских епископов последовать его примеру и признать католицизм государственной религией. После его смерти наступила арианская реакция, но с восшествием на престол Сисебута (612–621) католичество вновь обрело статус государственной религии.

Свинтила (621–631), первый вестготский король, правивший всей Испанией, был возведен на престол епископом Исидором Севильским. При нем резиденцией католической церкви стал город Толедо. Реккесвинт (653–672) приблизительно в 654 обнародовал знаменитый свод законов «Либер Юдициорум». Этот выдающийся документ вестготского периода отменял имевшиеся правовые различия между вестготами и местными народами. После смерти Реккесвинта обострилась борьба между претендентами на престол в условиях выборной монархии. В то же время заметно ослабла власть короля, и непрерывные дворцовые заговоры и мятежи не прекращались вплоть до крушения вестготского государства в 711.

Арабское господство и начало Реконкисты.

Победа арабов в битве на р.Гуадалете в Южной Испании 19 июля 711 и гибель последнего короля вестготов Родериха два года спустя в битве у Сегоюэлы предрешили судьбу вестготского королевства. Арабы стали называть захваченные ими земли Аль-Андалуз. До 756 они управлялись губернатором, который формально подчинялся дамасскому халифу. В том же году Абдаррахман I основал независимый эмират, а в 929 Абдаррахман III присвоил себе титул халифа. Этот халифат с центром в Кордове просуществовал до начала 11 в. После 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких государств (эмиратов).

В известной мере единство халифата всегда было иллюзорным. Огромные расстояния и трудности сообщения усугублялись расовыми и племенными конфликтами. Между политически господствовавшим арабским меньшинством и берберами, составлявшими большинство мусульманского населения, сложились крайне враждебные отношения. Этот антагонизм еще больше обострился из-за того, что лучшие земли доставались арабам. Положение усугублялось наличием прослоек мулади и мосарабов – местного населения, в той или иной степени испытавшего мусульманское влияние.

Мусульмане фактически не смогли установить господства на крайнем севере Пиренейского п-ова. В 718 отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга.Постепенно продвигаясь к р.Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия (territorium castelle – в переводе «земля зaмков»); уместно заметить, что еще в конце 8 в. мусульманские летописцы называли ее Аль-Кила(зaмки). На ранних этапах Реконкисты возникли христианские политические образования двух типов, различавшиеся по географическому положению. Ядром западного типа было королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 в. стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.

В более восточных районах существовали христианские государства – королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035, и различные графства, связанные с королевством франков. Изначально некоторые из этих графств были воплощением каталонской этно-лингвистической общности, центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю и ведшее оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширило свою территорию к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские о-ва.В 1085 Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от р.Дуэро до р.Тахо. В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию. Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.

В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился ок. 1040 в Биваре (близ Бургоса). В 1079 король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от араб. «сеид», т.е. «господин»). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099. Кастильский эпос Песнь о моем Сиде, написанный ок. 1140, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.

Завершение Реконкисты.

Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. В конце концов эмир Севильи аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке (1086); а в 1102, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия.

Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу 12 в. их вытеснили Альмохады – мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212), их власть пошатнулась.

К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, о чем свидетельствует жизненный путь Альфонса I Воителя, который правил Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления, когда еще были свежи воспоминания о первом крестовом походе, у мавров была отвоевана бoльшая часть долины р.Эбро, а французские крестоносцы вторглись в Испанию и взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.На протяжении 13 в. христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213–1276) завоевал Балеарские о-ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Кастилии и Леона Фердинанд III взял Кордову, Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492. Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории были почти полностью очищены от мусульман, центральные и южные районы, кроме самого города Валенсия, населяли в основном мудехары (мусульмане, которым было разрешено остаться). Зато в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 политика кастильцев полностью изменилась, и почти все мусульмане были выселены.

Позднее Средневековье

В 14–15 вв. Испанию раздирали внутренние конфликты и гражданские войны. С 1350 по 1389 велась длительная борьба за власть в королевстве Кастилия. Она началась с противостояния Педро Жестокого (правил с 1350 по 1369) и союза вельмож во главе с его незаконнорожденным сводным братом Энрике Трастамарским. Обе стороны стремились найти иностранную поддержку, в частности у Франции и Англии, которые были втянуты в Столетнюю войну.

В 1365 изгнанный из страны Энрике Трастамарский при поддержке французских и английских наемников захватил Кастилию и в следующем году провозгласил себя королем Энрике II. Педро бежал в Байонну (Франция) и, получив помощь от англичан, возвратил себе страну, разбив войска Энрике в сражении при Нахере (1367). После этого французский король Карл V помог Энрике вернуть трон. Войска Педро были разгромлены на равнинах Монтеля в 1369, а сам он погиб в единоборстве со своим сводным братом.

Но угроза существованию Трастамарской династии не исчезла. В 1371 Джон Гонт, герцог Ланкастерский, женился на старшей дочери Педро и стал претендовать на кастильский трон. В спор была вовлечена Португалия. Наследница трона вышла замуж за Хуана I Кастильского (годы правления 1379–1390). Последовавшее вторжение Хуана в Португалию закончилось унизительным поражением в битве при Алжубарроте (1385). Предпринятый в 1386 Ланкастером поход против Кастилии не имел успеха. В дальнейшем кастильцы откупились от его притязаний на трон, и обе стороны согласились на брак между Катариной Ланкастерской, дочерью Гонта, и сыном Хуана I, будущим кастильским королем Энрике III (годы правления 1390–1406).

После смерти Энрике III престол наследовал несовершеннолетний сын Хуан II, однако в 1406–1412 государством фактически правил Фердинанд, младший брат Энрике III, назначенный сорегентом. Кроме того, Фердинанду удалось отстоять свои права на престол в Арагоне после смерти тамошнего бездетного Мартина I в 1395; он правил там в 1412–1416, постоянно вмешиваясь в дела Кастилии и преследуя интересы своей семьи. Его сын Альфонс V Арагонский (годы правления 1416–1458), унаследовавший также сицилийский престол, прежде всего интересовался делами в Италии. Второй сын Хуан II был поглощен делами в Кастилии, хотя в 1425 он стал королем Наварры, а после смерти своего брата в 1458 унаследовал престол в Сицилии и Арагоне. Третий сын, Энрике, стал магистром ордена Сантьяго.

В Кастилии против этих «князей из Арагона» выступал Альваро де Луна, влиятельный фаворит Хуана II. Арагонская партия потерпела поражение в решающей битве при Ольмедо в 1445, но сам Луна впал в немилость и был казнен в 1453. Правление следующего кастильского короля, Энрике IV (1454–1474), привело к анархии. Энрике, не имевший детей от первого брака, развелся и вступил во второй брак. В течение шести лет королева оставалась бесплодной, в чем молва обвиняла ее супруга, получившего прозвище «Бессильный». Когда же у королевы родилась дочь, названная Хуаной, в простом народе и среди знати распространились слухи, что ее отец – не Энрике, а его фаворит Бельтран де ла Куэва. Поэтому Хуана получила презрительную кличку «Бельтранеха» (отродье Бельтрана). Под давлением оппозиционно настроенной знати король подписал декларацию, в которой признал своего брата Альфонса наследником престола, однако объявил эту декларацию недействительной. Тогда представители знати собрались в Авиле (1465), низложили Энрике и провозгласили королем Альфонса. Многие города встали на сторону Энрике, и началась гражданская война, которая продолжалась и после скоропостижной смерти Альфонса в 1468. В качестве условия прекращения мятежа знать выдвинула требование к Энрике назначить наследницей престола свою сводную сестру Изабеллу. Энрике дал на это согласие. В 1469 Изабелла вышла замуж за инфанта Арагонского Фернандо (который войдет в историю под именем испанского короля Фердинанда). После смерти Энрике IV в 1474 Изабелла была объявлена королевой Кастилии, а Фердинанд после смерти своего отца Хуана II в 1479 занял престол Арагона. Так совершилось объединение крупнейших королевств Испании. В 1492 пал последний оплот мавров на Пиренейском п-ове – Гранадский эмират. В том же году Колумб при поддержке Изабеллы совершил свою первую экспедицию в Новый Свет. В 1512 в Кастилию было включено королевство Наварра.

Средиземноморские приобретения Арагона имели важные последствия для всей Испании. Сначала под контроль Арагона попали Балеарские о-ва, Корсика и Сардиния, затем Сицилия. В правление Альфонса V (1416–1458) была завоевана Южная Италия. Чтобы управлять вновь приобретенными землями, короли назначали наместников или прокураторов (procuradores). Еще в конце 14 в. такие наместники (или вице-короли) появились в Сардинии, на Сицилии и Майорке. Аналогичная структура управления была воспроизведена в Арагоне, Каталонии и Валенсии в связи с тем, что Альфонс V надолго отлучался в Италию.

Власть монархов и королевских чиновников была ограничена кортесами (парламентами). В отличие от Кастилии, где кортесы были относительно слабыми, в Арагоне для принятия решений по всем важным законопроектам и финансовым вопросам было необходимо получить согласие кортесов. Между заседаниями кортесов королевских чиновников контролировали постоянные комитеты. Для надзора за деятельностью кортесов еще в конце 13 в. были созданы делегации городов. В 1359 в Каталонии была сформирована Генеральная депутация, главные полномочия которой сводились к сбору налогов и расходованию денежных средств. Сходные учреждения были созданы в Арагоне (1412) и Валенсии (1419).

Кортесы, будучи отнюдь не демократическими органами, представляли и отстаивали интересы зажиточных слоев населения в городах и сельской местности. Если в Кастилии кортесы были послушным орудием абсолютной монархии, особенно во время правления Хуана II, то в королевстве Арагон и входившей в его состав Каталонии была осуществлена другая концепция власти. Она исходила из того, что политическая власть изначально устанавливается свободными людьми путем заключения договора власть имущих с народом, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон. Соответственно, любое нарушение договоренности со стороны королевской власти считается проявлением тирании.

Такая договоренность между монархией и крестьянством существовала во время восстаний т.н. ременсов (крепостных) в 15 в. Выступления в Каталонии были направлены против ужесточения повинностей и закрепощения крестьян, особенно активизировались в середине 15 в. и стали поводом для гражданской войны 1462–1472 между каталонской Генеральной депутацией, поддерживавшей землевладельцев, и монархией, которая вступилась за крестьян. В 1455 Альфонс V отменил некоторые феодальные повинности, но лишь после очередного подъема крестьянского движения Фердинанд V в 1486 подписал в монастыре Гвадалупе (Эстремадура) т.н. «Гвадалупскую сентенцию» об отмене крепостного права, включая наиболее тяжкие феодальные повинности.

Положение евреев. В 12–13 вв. христиане с терпимостью относились к еврейской и исламской культуре. Но к концу 13 в. и на протяжении 14 в. их мирное сосуществование было нарушено. Растущая волна антисемитизма достигла пика во время массовой резни евреев в 1391.

Хотя в 13 в. евреи составляли менее 2% населения Испании, они играли важную роль в материальной и духовной жизни общества. Тем не менее евреи жили обособленно от христианского населения, в собственных общинах с синагогами и кошерными лавками. Сегрегации способствовали христианские власти, предписывавшие выделять евреям в городах особые кварталы – альхама. Например, в городе Херес-де-ла-Фронтера еврейский квартал был отделен стеной с воротами.

Еврейским общинам предоставлялась значительная самостоятельность в управлении собственными делами. В среде евреев, как и в среде горожан-христиан, постепенно выделялись зажиточные семьи, приобретавшие большое влияние. Несмотря на политические, социальные и экономические ограничения, еврейские ученые внесли большой вклад в развитие испанского общества и культуры. Благодаря прекрасному знанию иностранных языков они выполняли дипломатические поручения и христиан, и мусульман. Евреи сыграли ключевую роль в распространении достижений греческих и арабских ученых в Испании и других странах Западной Европы.

Тем не менее в конце 14 – начале 15 вв. евреи подвергались жестоким преследованиям. Многие были насильственно обращены в христианство, превратившись в конверсос. Однако конверсос часто оставались жить в городских еврейских общинах и продолжали заниматься традиционными для евреев занятиями. Ситуация осложнялась и тем, что немало конверсос, разбогатев, проникли в среду олигархии таких городов, как Бургос, Толедо, Севилья и Кордова, а также заняли важные посты в королевской администрации.

В 1478 была учреждена испанская инквизиция во главе с Томасом де Торквемадой. В первую очередь она обратила внимание на евреев и мусульман, принявших христианскую веру. От них пытками добивались «признания» в ереси, после чего обычно казнили через сожжение. В 1492 все некрещеные евреи были изгнаны из Испании: почти 200 тыс. человек эмигрировали в Северную Африку, Турцию, на Балканы. Большинство мусульман под угрозой изгнания приняли христианс

Междоусобные войны, что привело к почти полному упадку культуры. Романский стиль В X-XII вв. (а в ряде мест - и в XIII в.) в искусстве Западной Европы господствовал так называемый романский стиль, явившийся одним из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также...

Изображений на рыцарских гербах помещали девизы - краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем. Одной из самых привлекательных для средневекового рыцарства забав были турниры, то есть примерные сражения, в которых участвовали целые толпы. Сюзерен нашего барона, располагая громадными средствами, задумал устроить турнир. Выкрикивали оповещение, ...

Тот, кто мыслью обращается к Средневековой Испании, возможно, представляет ее мусульманской страной с садами, фонтанами, роскошными дворцами, знаменитыми поэтами, мечетями. Для других средневековая Испания воплощается в героической фигуре Родриго Сида, отвоевавшего Валенсию. Для некоторых она - страна эпохи сосуществования трех религий, когда монархи носили титулы «королей трех религий». Кто-то, возможно, добавляет к этому образу идею Реконкисты (отвоевания), гонению и инквизицию. Для кого-то образ Средневековой Испании выразится в особо почитаемом среди католиков соборе Святого Иакова в Компостеле (Сантьяго-де-Компостела). Однако, несмотря на эту мозаику образов, Иберийский полуостров в Средние века оставался своеобразной terra incognita.

Историки любят разгадывать загадки и создавать категории, выделяя отдельные элементы, описание и анализ которых кажутся наиболее легкими: хронологическое деление, основанное на временных этапах географическое деление, часто отвечающее политическим критериям - Андалузия, то есть Испания мусульманского халифата, Арагонское, Кастильское, Гранадское и Наваррское королевства, Португалия. Иногда историки ограничивают поле своих исследований каким-то одним регионом. Например, Каталония или Галисия изучаются без всякой связи с соседними провинциями, а Андалузия - через призму мифологизированного мусульманского прошлого.

Карта Средневековой Испании

К этому добавляется деление по религиозному принципу, ныне отождествляемому с культурой. В то время как в Средние века религия была эквивалентом закона (люди жили по законам Мухаммеда, по еврейским или по христианским законам), она лишь в XX веке стала явлением культуры. Сосуществование христиан, евреев и мусульман на полуострове интерпретируется не как политический или социальный фактор, а как столкновение радикально различных культур. Среди историков стало модно говорить о «Испании трех культур» и выбирать одну из них в качестве объекта для изучения: одни превозносят мусульманскую Испанию, ставшую жертвой варварства христиан, другие - Испанию вечно гонимых евреев, третьи - рассматривают христианскую Испанию, завоеванную и подчиненную мусульманами, защищавшую ценности западного христианства тех времен и терпевшую в течение многих веков присутствие еврейских и мусульманских сообществ. Хотя идет ли речь о христианской Испании, «острове аль-Андалус», о котором мечтал Мухаммед, или о библейской стране Сефарад, с которой идентифицировали Испанию евреи, те, кто населял эту страну с VII по XV век, были связаны друг с другом и вели плодотворный диалог. Цель настоящей книги состоит в том, чтобы показать, что, несмотря на культурные, политические, языковые и религиозные различия, возможно говорить о единой цивилизации, существовавшей на Иберийском полуострове. Наследники средиземноморских традиций, включающих в себя знания греческих философов, Библию и римское право, ирригацию и выращивание оливок, те, кто жили в Средневековой Испании, исходили из единого видения мира, из общего интереса к наукам и философии, уважения к праву, увлечения торговлей, восхищения золотом, шелком и восточными украшениями, они принимали одни и те же правила, окружали свои жилища стенами, следовали нормам гигиены и часто пытались убедить друг друга в обоснованности имевшихся различий. И они не ошибались в этом. Христиане Испании, которых иностранцы называли «Hispani» вне зависимости от того, были ли они кастильцами, португальцами или арагонцами, еще в XVI веке, по мнению Эразма Роттердамского являлись недостаточно католическими. Мусульманские путешественники, в свою очередь, сомневались в жителях аль-Андалуса, который виделся им как «вещевой рынок ислама», где были разрешены вино и таверны. А евреи Испании привнесли в свои диаспоры вместе с местным языком слово «испанцы» или «сефарди».

Цель этой небольшой книги состоит в том, чтобы открыть читателю эту цивилизацию, оригинальность которой происходит от ее разноплановости, где единство базируется на различиях. Никакого затерянного рая, никакого ада нетерпимости в Испании не было. Полуостров в течение этих девяти веков знал и периоды насилия, и периоды взаимного интереса, периоды обменов и периоды фанатизма, но все это свидетельствует о жизненности связей, объединивших на одной территории трех «мудрецов», почти трех братьев, к которым «любезный» Раймунд Луллий обращался, чтобы понять, какая религия лучше, и набраться мудрости. «Во всех регионах Андалузии, Португалии и Алгарве строения и люди похожи друг на друга, а разница между сарацинами и христианами видна лишь в том, что касается религии», - констатировал в 1484 году польский путешественник Николай Поплавский.

Средневековая история Иберийского полуострова могла бы начаться в 409 году, то есть в год первого вторжения германских племен. Но она будет более понятна, если начать с обустройства территории вестготскими королями Леовигильдом (569-586) и Рекаредом (586-601). Именно в это время к политической организации территории добавилась разработка самого понятия Испания, ее идеи, одним из авторов которой был Исидор Севильский. Империя в микрокосмосе, изображение библейского рая, обозначенного в ортодоксальном католицизме, гарантами которого были короли. Испания предлагала своим жителям уверенность в безопасности.

В 711 году, однако, маленькое войско приверженцев мусульманской религии высадилось на юге полуострова и уничтожило эту слабую политическую конструкцию. Начиная с этой даты, мусульманские губернаторы и правители стали хозяйничать на более или менее крупных участках территории, которая в целом стала называться аль-Андалус; и так продолжалось восемь веков, а христиане доминировали на оставшемся пространстве. 2 января 1492 года христиане торжественно вступили в столицу последней территории, находившейся под властью мусульман. С взятием Гранады они смогли снова восстановить Испанию Исидора Севильского, Испанию, единую и политически, и религиозно, католическое королевство, обеспечивающее безопасность своих жителей. Дело было закончено.

Это «дело», законченное в 1492 году, конечно же, было делом христиан. Быстро обозначив приход мусульман в 711 году как кару, посланную Богом за их грехи и грехи их королей, христиане не прекращая требовали возвращения территории, которая, как они говорили, им принадлежала. «Возвращение» или «отвоевывание» Испании (термин «реконкиста» никогда не применялся в Средние века) стало, таким образом, целью испанцев, их покаянием и подчинением воле Бога. Любая неудача объяснялась тяжестью грехов, любая победа - Божьей милостью. Правители, следуя римской императорской традиции, были наместниками Бога в своих королевствах, единственными ответственными перед Ним лицами за материальную и духовную безопасность своих владений. Закон, как религиозный, так и гражданский, гарантировал права и обязанности каждого подданного внутри территории, границы которой, зафиксированные в VII веке, должны были быть «восстановлены». История Испании, если смотреть на нее с христианской точки зрения, очень проста, и ее цель была предопределена.

А мусульмане? Фактически многочисленные источники позволяют думать, что мусульмане никогда не считали Испанию частью Дар аль-Ислама, то есть земли, которую Бог выделил для них. Омейяды ввели в историю понятие ссылки. Изгнанные с Востока в наказание за грехи, они искупали свои ошибки на Западе, который подвергал испытанию чистоту их веры. Уход с полуострова, будь то для того, чтобы возвратиться наконец на Восток, или под давлением «язычников» (то есть христиан), был частью менталитета мусульман Испании в Средние века.

Пиренейский полуостров в XIV-XV вв. В середине XIII в. Реконкиста надолго приостановилась. Мавританские владения - Гранадский эмират - стремились поддерживать мир со своими северными соседями, особенно после 1340 г., когда в битве при Саладо христианские войска нанесли поражение Гранаде и ее североафриканским союзникам. Эта битва положила конец военной помощи берберов ал-Андалусу. Границы между Кастилией и Арагоном постоянно изменялись в ходе междоусобных войн. Арагон на протяжении всего периода осуществлял планомерную экспансию в Средиземноморье: он подчинил Балеарские острова (в конце XIII - первой половине XIV в. там было самостоятельное государство - королевство Майорка), утвердился на Сицилии (1282) и в Неаполитанском королевстве (1442), завоевал остров Сардинию. Кастилия, в начале XV в. присоединила Канарские острова, а Португалия с 1415 г. захватом города Сеута в Северной Африке начала свою колониальную экспансию в Атлантике. После брака наследников кастильского и арагонского престолов - инфанты Изабеллы и принца Фердинанда - в 1479 г. произошло объединение этих королевств. Наварра, не игравшая существенной роли на полуострове, в конце XV в. была поделена между Арагоном и Францией. В 1492 г. войска Кастилии и Арагона взяли Гранаду и тем самым завершили Реконкисту. Таким образом, к концу столетия закончилось и отвоевание, и объединение территории Испании в единое государство.

Социально-экономическое развитие. С середины XIII в. в экономике Испании и Португалии усиливаются кризисные явления, связанные с решением главных задач Реконкисты. Христианское завоевание вызвало массовый отток мавританского населения в Гранаду и Северную Африку; нередко мусульмане изгонялись из страны по распоряжению королевской власти. Это не могло не подорвать высокоразвитую агрикультуру Андалусии, ремесло крупных городов. Крайне неблагоприятные последствия для полуострова, как и для остальной Европы, имела эпидемия чумы в середине XIV в., которая в некоторых областях (например, в Каталонии) унесла более половины населения. Ухудшились социальные условия для развития крестьянского хозяйства и ремесленного производства. Ослабление колонизационного процесса позволило феодалам северных районов полуострова ужесточить эксплуатацию крестьянства. Особенно ярко это проявлялось в Каталонии и Арагоне. В конце XIII - первой половине XIV в., когда в соседней Франции шел процесс ликвидации серважа, здесь, наоборот, происходит законодательное оформление личной зависимости. Ременсы (такое собирательное название носили каталонские крепостные) должны были выплачивать специфические сервильные повинности, что обозначалось как "дурные обычаи"; они подлежали суду сеньора, который был вправе выносить даже смертные приговоры; сильно ограничена была возможность ухода крестьянина от феодала. Неблагоприятные изменения произошли и в положении крестьян Кастильского королевства. В Астурии, Галисии, Леоне возросли повинности соларьегос, урезывались права бегетрий; в центральных и южных районах полуострова резко увеличиваются нормы натуральных и денежных поземельных платежей. Серьезную опасность для крестьянского хозяйства стало представлять коммерческое овцеводство крупных сеньоров, церкви и орденов. В начале XIV в. в Испании была выведена порода длинношерстных овец-мериносов, чья шерсть пользовалась широким спросом в Италии, Англии и Фландрии. Это способствовало возрастанию удельного веса скотоводства в экономике страны, наступлению феодалов на общинные земли с целью расширения пастбищ. Массовый вывоз сырья за рубеж вел к его удорожанию на внутренних рынках, к ослаблению позиций местного текстильного ремесла. Несколько иные условия сложились в Португалии, где вокруг портовых городов, специализировавшихся на экспорте аграрной продукции, успешно развивалось зерновое хозяйство. При этом усиливалась имущественная дифференциация крестьянства, увеличивалось число малоземельных держателей, живших феодальным наймом, причем плата наемным работникам в Португалии (как и в Испании) ограничивалась законом.

Наступление на права крестьян, естественно, встречало их сопротивление. В XV в. происходит ряд восстаний в Галисии и Старой Кастилии. Наибольшего размаха крестьянское движение достигло во второй половине XV в. на Балеарских островах (восстания 1450 и 1463 гг.) и в Каталонии. Уже в 50-е годы XV в. каталонские ременсы требовали права выкупиться из личной зависимости, а с 1462 г. они поднялись на вооруженную борьбу, однако войска кортесов легко рассеяли крестьянские отряды. В 1482 г. крестьяне восстали вновь под руководством Педро де ла Сала. Успеху восстания благоприятствовала острая политическая борьба короля с мятежной знатью. Размах движения заставил господствующий класс пойти на уступки. В 1486 г. были отменены "дурные обычаи" и разрешен выкуп ременсов за довольно высокую плату.

Господствующий класс и внутриполитическая борьба. В XIV- XV вв. в Кастилии и Португалии в значительной степени исчезает возможность приобретать дворянство зажиточным крестьянам и горожанам. Еще ранее, на рубеже XIII-XIV вв., размываются группы сельских и городских кабальерос как особые сословные группы; их обедневшая часть переходит в состав мелкого крестьянства и непривилегированных горожан, а верхушка вливается в ряды идальгос и порывает с производственной деятельностью. С этого времени и законодательство, и сословная мораль считают труд (особенно в ремесле и торговле) несовместимым с благородным статусом. При этом идальгос продолжали жить не только в деревне, но и в городе, образуя влиятельную часть его населения, контролирующую муниципальные учреждения. Другой характерной чертой данного периода является усиление замкнутости высшего слоя феодального класса - аристократии (рикосомбрес, гранды). Этому способствовали введение в Кастилии в конце XIII в. майората, т. е. неделимости вотчин знатных сеньоров при наследовании, а также сознательно создаваемые ограничения в приобретении титула для идальгос. Наконец, в конце XIII-XV в. заметно обостряется борьба внутри господствующего класса. Приостановка Реконкисты привела к уменьшению доходов дворянства; острое недовольство как феодалов, так и городов вызывали централизаторские устремления королей; различные группировки знати соперничали за политическое влияние, за право присваивать коронные земли и доходы. Все это создавало благоприятную почву для острой и затяжной междоусобной борьбы во всех христианских государствах Пиренейского полуострова. XIV-XV века были временем настоящей феодальной анархии, когда королевская власть, лишь балансируя между враждующими "униями", "братствами" и "лигами" грандов с помощью подкупа и террора, могла сохранить контроль над положением. Объединение Кастилии и Арагона позволило несколько стабилизировать ситуацию в Испании. Сложность расстановки политических сил внутри страны, наличие многочисленного воинственного дворянства относятся к тем причинам, которые побуждали испанских и португальских монархов в XV-XVI вв. поощрять внешнюю экспансию, в частности колониальные захваты.

Церковь и ереси. Роль католической церкви в средневековой Испании была особенно велика, ведь Реконкиста шла под лозунгами борьбы христианства против ислама. Церковь не только вела проповедь религиозной войны, но и непосредственно в ней участвовала. Многие епископы имели собственные вооруженные формирования, лично участвовали в битвах и походах; большую роль в Реконкисте сыграли духовно-рыцарские ордена. Существенное влияние оказывала церковь и на политику королевской власти: глава (примас) испанской церкви архиепископ Толедский, другие виднейшие прелаты (архиепископы Сантьяго, Картахены, Барселоны) были влиятельными членами королевских Советов, канцлерами королевств Кастилии и Арагона.

Церковь в Испании предпринимала большие усилия по обращению в христианство мусульман на отвоеванных территориях. Особенно заметной стала религиозная нетерпимость в XIV- XV вв. Насильно крещенные мавры (мориски) нередко втайне отправляли обряды ислама. Мосарабская христианская церковь, существовавшая в ал-Андалусе, выработала некоторые свои обряды и особенности в толковании Священного писания, не признававшиеся папством и духовенством Кастилии и Арагона. Все это дало повод для усиления в XV в. борьбы с ересями и учреждения в 1481 г. специального церковного трибунала - инквизиции. В 1483 г. испанскую инквизицию возглавил Торквемада, который при поддержке Фердинанда и Изабеллы (прозванных католическими королями) осуществлял массовые преследования мавров, морисков и еретиков.