Исследовательская деятельность младших школьников. Исследовательская деятельность школьников

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Организация исследовательской деятельности школьников

Целью исследовательской деятельности в образовании является приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Учебно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность - эффективное средство развития теоретического мышления, так как позволяет на конкретном материале фиксировать причинно-следственные связи, устанавливать результаты развития процессов, производить обобщения и восхождение «от частного к общему» («теория учебной деятельности и ее субъекта» В. В. Давыдова). Во время исследовательской деятельности воспроизводятся условия и нормы деятельности, возникшие и существовавшие в сфере науки. Таким образом, исследовательское обучение носит деятельностный характер.
На различных уровнях образования и для различных видов образовательных учреждений исследовательская деятельность учащихся имеет свои специфические функции: в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения детей как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; в основной школе – развитие у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения; в дополнительном образовании – создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством руководителя исследовательской работы.
Учебное исследование – это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Его основными характеристиками являются:
выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность;
развитие навыка выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их формулирование;
развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении, развитие способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям. Для достижения этой цели необходимо создавать для учащихся условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения гипотез. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, то есть самостоятельно ставит цели своей деятельности. На каждом этапе исследований нужно давать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
При исследовательской деятельности используется метод проектов, который позволяет спланировать исследование, работа же остается исследованием, которое организовано проектным методом.
Среди форм организации исследовательской деятельности можно выделить следующие:
1. Проблемное ведение уроков общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, формулируемые затем в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся, отражающие различные точки зрения на проблему.
2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «методы научных исследований», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности, отрабатывается постановка и реализация исследовательских задач, презентация результатов на уроках.
3. Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
4. Программы дополнительного образования, применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы, фиксация результата как законченной исследовательской работы.
5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий, постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
6. Общешкольные проекты на основе исследовательской деятельности.
7. Походы и экспедиции как самостоятельные формы организации исследовательской деятельности и как элементы годового цикла проведения учебных исследований.
8. Научно-практические конференции и конкурсы как формы презентации исследовательской деятельности.
9. Деятельность тематических клубов и молодежных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.).
Результаты исследовательского обучения делятся на две части . Первая отмечает соответствие результата исследовательской работы учащегося нормам проведения исследования. Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения (способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции и др.).
Качество исследовательской работы учащегося определяется соотношением представляемого и реально усвоенного предметного материала; умением выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами; способностью к рефлексии. Таким образом, исследовательская деятельность превращается в ведущую для подросткового возраста, поскольку задает способ реализации эффективных социальных, субкультурных, профессиональных проб.
Можно выделить основные виды учебно-исследовательской деятельности:
- проблемно-реферативное исследование: сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностическое исследование: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
- изобретательско-рационализаторское исследование: усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательская деятельность: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковая деятельность: поиск, разработка и защита проекта, целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
- описательное исследование: наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий, содержащих проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание .
К исследовательским заданиям относятся:
- познавательные задачи – специально подобранные учебные задачи, которые должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельности на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес (например: какое количество электроэнергии потребляет наша школа);
- творческие задачи, которые могут носить форму загадки, могут быть составлены на основе необычного и интересного текста, содержать вопрос или задание;
- урок-исследование, когда явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя;
- урок-семинар, который базируется на содержании учебного материала предыдущих занятий.
Таким образом, нужно отметить важность и необходимость исследовательской деятельности, в ходе которой у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.

Использованная литература

1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 1988.
3. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999.
5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003.
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
7. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4.
8. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1.

Учебно-познавательная деятельность может протекать в различных формах. Одной из оптимальных форм является учебно-исследовательская деятельность.

Существуют различные подходы к определению учебно-исследовательской деятельности.

Для психолога А. С. Обухова исследовательская деятельность учащихся - «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» . Он отмечает, что: во-первых, учитель в данном случае выступает именно как носитель опыта организации деятельности, а не как источник знаний. Во - вторых, т.к. обе стороны являются субъектами, т.е. активными деятелями, то позиция того, кого ведет учитель, не позиция ведомого, а позиция самостоятельно «идущего за ведущим». В исследовании происходит не пассивное восприятие сведений, а активное взаимодействие, благодаря взятию на себя конкретно-функциональных обязанностей каждого из сторон .

Б. А. Викол определяет исследовательскую деятельность учащихся, как всякую деятельность, которая направлена на получение нового знания и осуществляется не по строгому предписанию (алгоритму), а на основе самоорганизации, понимая под последней способность рационально планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, регулирование, перестройку своих действий, способность пересмотреть и изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность .

Н. Г. Алексеев понимает под учебной исследовательской деятельностью - деятельность учащихся, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследований и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы .

В. А. Далингер под учебной исследовательской деятельностью понимает учебную деятельность «по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания», он считает «учебно-исследовательская деятельность - это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвидение и прогнозирование, как результатов решения, так и способов и процессов деятельности». Предназначение же исследовательской деятельности состоит в том, что, «будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития» .

А. В. Леонтович понимает исследовательскую деятельность школьников как «образовательную технологию, с помощью которой формируется научное мышление». «Для исследовательской деятельности учащихся специфичны функциональные связи участников образовательного процесса, определяемые как «коллега-коллега» и «духовный наставник-младший товарищ» .

«Исследовательская деятельность по освоению окружающего мира - это вид активности ребёнка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путём личного практического экспериментирования с объектом исследования» - пишет в своей диссертации М. Н. Емельянова .

Н. А. Семёнова, рассматривая учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, определяет эту форму учебно-познавательной деятельности как «специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования» .

Обратим внимание на то, что каждый из педагогов рассматривает учебно-исследовательскую деятельность, как форму учебной деятельности, не имеющей тренировочного характера, то есть как форму учебно-познавательной деятельности.

Сравнивая данные определения с определением познавательной деятельности учащихся, выделим специфические черты учебно-исследовательской деятельности:

· творческий процесс

· учитель в данном случае выступает именно как носитель опыта организации деятельности, а не как источник знаний,

· происходит не пассивное восприятие сведений, а активное взаимодействие,

· осуществляется не по строгому предписанию (алгоритму), а на основе самоорганизации,

· наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере,

· функциональные связи участников образовательного процесса,

· использование доступных для детей методов исследования

Таким образом, исследовательской деятельностью будем называть учебно-познавательную деятельность школьников характеризующуюся выделенными специфическими чертами.

Учебно-исследовательская деятельность, как и любая, имеет основные составляющие: субъект, объект, активность направленная субъектом на объект.

Субъектами учебно-исследовательской деятельности являются: группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель .

Объекты для учебного исследования выбираются с учётом имеющихся возможностей: наличие системы понятий о выделенном объекте (связи между объектами), которая позволит построить гипотезу, сконструировать ситуацию по проверке гипотезы . По мнению Н. А. Семёновой объектами учебно-исследовательской деятельности могут быть объекты живой и не живой природы, искусственные, социальные, фантастические . Мы добавим к этому ещё и абстрактные математические объекты.

Под процессом воздействия субъекта на объект будем понимать, как и в учебно-познавательной деятельности учебно-познавательный процесс.

В общественном сознании исследовательской деятельностью обычно обозначают установление, обнаружение, понимание действительности, путем собственных наблюдений, сопоставлений, анализа, проведения экспериментальных изысканий, в процессе которых человек получает новые знания . Эти новые знания есть энергетический источник исследовательской деятельности, то есть её потребность: «Источник исследования как вида деятельности - в свойственном человеческой природе стремлении к познанию» . В работе Э. Г. Скабицкого также сказано, что потребность исследовательской деятельности в необходимой новой информации, её обновлении и обогащении. Таким образом, исследовательская деятельность несёт в результате информацию о качествах и свойствах объекта, о связях, отношениях и законах реального мира, то есть она является познавательной деятельностью. Поэтому все характерные черты учебно-познавательной деятельности, можно перенести и на учебно-исследовательскую деятельность, которую мы рассматриваем в рамках системы образования.

Остановимся на специфических чертах структуры учебно-исследовательской деятельности.

Мотив. Мотивационная основа исследовательской деятельности учащихся включает социальные и познавательные мотивы. К социальным мотивам относятся: стремление быть ответственным учеником, выполнять свои обязанности; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе, внесение разнообразия в свою деятельность; кроме того, мотивы сотрудничества - стремление к взаимодействию в процессе исследования с определённой группой учеников или учеником, сотрудничеству с педагогом или родителями. К познавательным мотивам можно отнести интерес к предмету, познавательный интерес, внутреннее противоречие, вызывающее потребность, стремление учащегося к исследованию неопределённости, содержащей знания, ему не известные, овладение исследовательскими умениями, использование полученных знаний и умений для самообразования, стремление к получению в результате исследования конкретного практического результата (продукта), удовлетворение процессом работы , , .

Цель. Цели учебно-исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявление возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных) и др. . Цель учебно-исследовательской деятельности, разбивается на множество частных целей определяющи задачи исследования.

План. Действия. Для успешной исследовательской деятельности учащемуся необходимо иметь план предполагаемых действий по решению выдвинутых задач. План проведения исследования разрабатывается в условиях неопределенности, когда знания о предмете исследования неполные или недостоверные. При этом исследователь должен дополнить пробелы в знаниях догадками, гипотезами, т. е. на этом этапе происходит оперирование с гипотетическими знаниями (устанавливаются связи и отношения между ними). План не является строгим алгоритмом действий, а только способом её организации.

План исследовательской деятельности в отличие от учебно-познавательной должен быть известен ученику, ученик составляет план своей исследовательской деятельности самостоятельно или под руководством учителя. Хорошо продуманный структурированный план позволит учащемуся осознанно осуществлять определенные действия, соответствующие основным этапам научного поиска . Он позволяет ученику увидеть работу в целом и не производить лишних действий.

Проверка результатов и коррекция действий. Любая исследовательская работа завершается выводами, которые есть сопоставление результатов деятельности с её целями и задачами. Н. А. Семёнова выделяет такие результаты: формирование познавательных мотивов, субъектно-новое для ученика знание, новый способ деятельности, исследовательские умения . К результатам можно также отнести полученный учеником продукт деятельности. Результаты крупных исследовательских работ школьников часто оформляются в виде рефератов, стенгазет, презентаций и защищаются на различных конкурсах.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность, как и любая другая имеет основные составляющие, характеристические черты, определённую структуру: мотив, цель план, действия, проверка результата, коррекция действий которые имеют специфическое содержание, отличающее эту форму деятельности.

Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути,готовой к служению Отечеству . Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора , способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую ипрофильную подготовку учащихся, Выдвигая вкачестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает нас педагогов напоиск и апробацию новых программ и учебников, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем «вручения» ученикам соответствующих знаний. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности . Ноисследовательский метод пока не нашел широкого применения в педагогической практике.

Нами накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются нами как на уроках, так и во внеклассной работе по истории.

Нами подготовлена, апробирована, обобщена на муниципальном и региональном уровнях авторская технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время. Ее практическим результатам был посвящен ряд выступлений на районных, региональных и российских конференциях, а также статьи автора в нижегородском «Педагогическом образовании» в 1999, 2001, 2005гг.

Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения , средством формирования самостоятельного мышления, компетенции. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования , дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка учащихся, преемственность уровня школа – вуз.

Что же такое исследовательская деятельность учащихся ? Это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным . Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в школе.

Сегодня роли учителя разнообразны : это энтузиаст, специалист, исследователь, консультант, организатор, руководитель, партнер. Учитель является и организатором учебно-исследовательской деятельности учащихся. Управлять учебно-исследовательской деятельностью можно, используя свои исследовательские навыки и опыт , постоянно повышая свою профессиональную компетенцию .

Каковы же основные способы и приемы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся? Нами разработана технологическая карта методики учебного исследования:

Создание благоприятного климата отношений партнерства учитель – ученик -> развитие интереса к предмету, навыков самообразования -> приобщение к творческой и проектной деятельности -> обучение приемам самостоятельной работы, исследовательских навыков -> организация учебно-исследовательской деятельности.

В организации данной технологии можно выделить несколько этапов .

Первый этап - различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.

Результат : дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.

Второй этап - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории. Стенды («Загадки истории», «Исторический календарь», «Историческая мозаика», «XX век в лицах», «История Отечества глазами художников»), экспозиции («Сторона родная», «Славные страницы истории Отечества», «История ВОВ», «Знаменитые россияне»), объемные наглядные пособия (макеты русских храмов, средневековых крепостей, оружия) носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемом стенде «Сегодня на уроке» размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности . Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, поделки, творческие работы на доске, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

Например, к уроку-спектаклю «Путешествие в Древний Египет» учащимися 5-х и 10-х классов были подготовлены творческие работы: «Фараон – живой бог», «Военные походы фараонов», макеты пирамид, маски богов, костюмы и декорации, диафильмы, мини-презентации.

Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения и эссе по истории . Вот список тем сочинений, выполненных учеником в течение 3-х лет: «Путешествие на пароходе Фултона», «Интервью с Бисмарком», «Следствие ведут знатоки. Дело И.Грозного», «Был ли Петр I революционером на троне», «Как бы развивалась Русь, не будь татаро-монгольского нашествия», «Нижегородский кремль вчера, сегодня, завтра».

На обобщительно-повторительном уроке учащиеся защищали проект «Детская историческая энциклопедия. Россия в 17-18 вв .», в котором были представлены авторские статьи, стихи, рисунки, тесты и кроссворды обучающихся. Интересны творческие проекты: «Герб п. Мулино », «День народного единства», « Мой любимый город», «Нижегородский кремль- чудо России ».

Результат - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.

Третий этап - подготовка и проведение нетрадиционных уроков – стержень в построении учебного процесса.

Учебные темы изучаются не по параграфам, отрывочно, а объединением исторического материала в крупные блоки , разрабатываются тематические опорные конспекты (в 5-8 классах через уроки изучения нового материала, 9-11 классах – преимущественно, через школьную лекцию).

Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, исторических монографий, Интернет - сайтов. Некоторым учащимся предоставляется возможность самостоятельно спланировать изучение нового материала и затем выступить перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений .

В каждом тематическом блоке мы с учащимися выбираем тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовим совместно. Разработаны и апробированы многие виды таких уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, и т. п.

Подготовив визитные карточки ХХ века к уроку « Россия и мир на пороге ХХI века», ученики продемонстрировали презентации «Событие века», «Человек века», рассуждали об уроках истории, о будущем России и мира, о своём месте в нём, провели социологический опрос, сформулировали собственные прогнозы. Урок-пресс-конференция « Антигитлеровская коалиция во второй мировой войне» моделировал возможную историческую ситуацию накануне Великой Победы - пресс-конференцию «глав» государств – участников коалиции для «журналистов» разных стран, итогом которой стали «статьи»-анализ позиций стран антигитлеровской коалиции по важнейшим вопросам второй мировой войны и послевоенного устройства мира. Результатом урока-митинга с участием лидеров основных партий- участников первой русской революции стали листовки и прокламации о тактике и стратегии политических партий России. Задачами интегрированного урока «Крестовые походы и их последствия» были не только обобщение знаний, но и сравнение исторических источников и художественного произведения – романа В.Скотта «Айвенго», защита проектов «Средневековые замки», «Оружие средневековых рыцарей»

Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

Четвертый этап - организация учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время - на уроках-исследованиях, лабораторных занятиях , в реферировании, в подготовке учебно-исследовательских проектов, в конкурсах .

Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести длительное учебное исследование.

Так, к уроку-исследованию «Планы декабристов: упущенный шанс или утопия?» одна группа учащихся изучила конституционные проекты декабристов, выделила либерально-буржуазные идеи, сравнила их, а также декабристские проекты и конституцию РФ 1993г., выделив общие идеи и различия. Вторая группа по документам и исторической литературе проанализировала план восстания декабристов, составили возможные схемы их реализации, изучила роль князя С. Трубецкого и, опираясь на источники, усомнилась в трактовке его поведения в учебнике, выдвинув и аргументировав, опираясь на документы и мемуары декабристов, свою версию. Третья группа проанализировали взгляды Пестеля и Рылеева о власти. Итогом урока стали эссе: «Сценарии развития России после возможной победы декабристов», «Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?»

К внеклассному мероприятию, посвященному декабристу Анненкову, учащиеся подготовили авторские портреты четы Анненковых, прочитали книгу А.Дюма «Учитель фехтования» и мемуары Полины Гебль, сравнили исторический источник, художественное произведение и учебник, разыграли несколько интересных сценок.

На уроке-лабораторном занятии «Россия накануне отмены крепостного права» учащиеся изучили по документам проекты отмены крепостного права Герцена, Чернышевского, Кавелина и дали свои оценки.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности: организация исследовательской практики учащихся, образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, факультативные и элективные занятия , предполагающие углубленное изучение предмета, ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, проекты .

Основным средством учебно-исследовательской деятельности являются первоисточники (исторические документы и материалы, общепризнанная историография), разрешение исторических проблем, дискуссионные вопросы, «белые пятна» в истории.

Опора учителя – способные и одаренные дети. Цель УНИО «Эрудит» - ввести учеников в мир истории как науки, знакомство с методами исторического исследования и языком науки, углубление знаний, формирование исторического сознания, навыков и умений самостоятельного исследования. С этой цель ю в рамках факультатива и электива организуется ряд занятий по следующим темам:

  1. Историки, оставившие глубокий след в науке.
  2. Уровни, методы и алгоритм научного познания.
  3. Библиографический поиск, работа с историческими источниками.
  4. Оформление учебно - исследовательской работы.
  5. Презентация исследования.

Разработаны информационные листы и памятки «В помощь юному мыслителю»: «Что нужно знать о библиотеке», «Способы чтения», «Основные виды записей: выписки, план, конспект, тезисы», «Правила оформления библиографических ссылок», «Как готовиться к выступлению». «Требования к подготовке и оформлению исследовательской работы».

На конференциях УНИО («Реформаторы России», «Духовные имена России», «Человек на войне», «Женщина на войне», «Патриотизм в истории России», «Нижегородцы-декабристы», «Птенцы гнезда Петрова», «Моя родословная» и др.) обсуждались самые лучшие доклады, оформлялись выставки и стенды, приглашались родители и гости. Большинство работ имеют и практическое значение: презентации используются на уроках, классных часах, праздниках. Лучшие исследования становились призерами районных и региональных конкурсов, награждены грамотами Министерства образования Нижегородской области. Ученические исследовательские работы и видеофильм «История Мулино» стали экспонатами Володарского краеведческого музея.

В настоящее время, когда появились учебные заведения различных типов и направлений, необходимым представляется разработка специальных программ, отвечающих их требованиям, специфике, целям и задачам.Автором разработана программа учебного курса «История Российской армии». Ее цель – на основе богатейшего отечественного исторического опыта в систематизированной форме раскрыть основные этапы истории создания, развития и совершенствования российских вооруженных сил, формирования российских воинских традиций и патриотизма, активизировать военно-патриотическое воспитание учащихся.Она была апробирована сначала в рамках факультатива и электива, затем учебного курса в кадетских классах общеобразовательной школы. Третий год автор ведет данный курс в кадетской школе-интернате. Программа помогает учащимся оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения и дальнейшего образования, воспитать духовно-патриотические ценности у подрастающего поколения и готовности к их проявлению в различных сферах общества, особенно на военной и государственной службе. Программа предоставляет учителю широкие возможности для выбора форм и способов учебной деятельности. Она позволяет использовать проблемное изложение теоретического материала в форме лекции, беседы, полилога, активно внедрять интерактивные и групповые методы работы, творческие задания, проекты (информационные, игровые, исследовательские), использовать нетрадиционные и интегрированные формы уроков, методики деловых, ролевых, имитационных игр («Я- полководец»), практикумов, дискуссий, «круглых столов», конференции, встречи с ветеранами и офицерами РА, посещение музеев и памятников. Особое место занимает изучение исторических источников и карт.Итогом учебного курса является конференция с презентацией ученических проектов, творческих и исследовательских работ.

Элективный курс «Дискуссионные вопросы отечественной истории» (авторы В.К.Романовский, Е.Г.Калинкина) расширяет, систематизирует и обобщает знания учащихся на проблемном уровне, раскрывает спорные вопросы истории, их неоднозначные трактовки в исторической литературе, способствует ориентации учащихся на усвоение богатейшего наследия выдающихся российских ученых, известных исторических концепций, содействует формированию гражданственности, помогает в выборе тем исследований.

Выполнение исследований могут быть как отдельные работы способных и одаренных обучающихся или как курсовое проектирование по профильному предмету с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт . Представление исследования имеет решающее значение. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности. Их несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, реферат. Большое значение имеют презентации в различных формах, использование плакатов, макетов, чертежей, моделей.

Юные исследователи 7-х классов представили свою версию « Детской энциклопедии» по истории Смутного времени, сопроводив ее авторскими рисунками и стихами . Ученики 10 класса оформили сборник научных статей «Нижегородцы-декабристы». Учащиеся 11 классов подготовили исследовательские рефераты и презентации :

  1. История п. Мулино.
  2. Женщины на войне.
  3. Моя семья в годы ВОВ.
  4. Нижегородцы – участники Крымской войны. (Приложение 1).

Работая над проектами «Храмы Володарского района», «Духовные имена России» учащиеся совершали поездки и экскурсии в православные храмы и монастыри, где участвовали в восстановительных работах Флорищенского монастыря. (Приложение).

Результатом этого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации. Учащиеся ежегодно занимают призовые места на районных олимпиадах, успешно участвуют в региональных и российских конференциях и конкурсах и олимпиадах («Таланты земли Нижегородской», олимпиады МГУ, ННГУ, Исторический чемпионат).

Итак, широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы как на базе общеобразовательной школы, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования. В эффективности данной технологии мы убедились на практике. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования, тестирования, ЕГЭ, участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, победа в нижегородской телеигре «За тридевять земель», выпускники продолжают заниматься исследованиями в вузах. В школе успешно работает кадетский класс и открыт социально-экономический профильный десятый класс.

Для учителей- участников образовательного процесса актуально разобраться в следующих вопросах :

  1. Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется исследование.
  2. Как подобрать проекты и исследования, соответствующие особенностям класса, задачам УВП.
  3. Как выстроить серию исследований и проектов одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков исследовательской работы.
  4. Как подготовить учащихся к работе над учебным исследованием.
  5. Как разработать и осуществить исследование.
  6. Разработка собственных проектов и исследований.

Самое решающее звено этой новации учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя.

УДК 371.385 ББК Ч402.61

ГСНТИ 14.25.07

Код ВАК 13.00.01

И. В. Ерошкина

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: структура исследовательской деятельности учащихся; информационные процессы; исследовательские умения учащихся по реализации информационных процессов.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается структура исследовательской деятельности учащихся на основе современной концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также представляется содержание исследовательских умений учащихся по реализации информационных процессов.

THE STRUCTURE OF RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS IN PRIMARY SCHOOLS IN THE MODERN DEVELOPMENTAL EDUCATION

KEY WORDS: structure of research activity of schoolchildren; information processes; research skills of schoolchildren on the realization of the information processes.

ABSTRACT. The article presents the structure of research activity of schoolchildren on the basis of the modern concept of the federal state educational standards of general education of the second generation; besides the author describes the content of the research skills of schoolchildren on the realization of the information processes.

ажность включения в обучение учащихся исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Н. И. Новиков, К. Д. Ушин-ский, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, А. В. Леонтович, А. В. Обухов и др.). Отражена эта позиция в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения . «Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности» .

Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на теоретических положениях системнодеятельностного подхода Л. С. Выготского,

А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. В Федеральном государственном стандарте второго поколения по программам предметов естественноматематического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соот-

ветственно познавательные учебные действия, в которые включены действия выпускника по освоению элементов исследовательской деятельности:

Умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

Умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию .

Несмотря на то что исследовательская деятельность не выделена отдельным блоком, она не существует изолированно от других компонентов в структуре деятельности школьника, а органически с ними сливается. Именно от наличия у ученика исследователь-

© Ерошкина И. В., 2012

ских умений зависит, насколько успешно он проявит себя в других видах деятельности.

Так, в познавательной (интеллектуальной) сфере предполагается овладение методами науки: наблюдение и описание объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов; в ценностноориентационной сфере - анализ и оценка деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; в сфере трудовой деятельности - соблюдение правил работы с приборами и инструментами; в сфере физической деятельности, рациональной организации труда и отдыха - проведение наблюдения за собственным здоровьем; в эстетической сфере - овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В психологии изучением исследовательской деятельности занимались И. А. Зимняя, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. Н. Поддья-ков, А. И. Савенков, Д. Б. Эльконин и др. Учебно-исследовательскую деятельность изучали Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина.

А. И. Савенков разработал учебнометодический комплект для решения практических задач исследовательского обучения в образовательной практике начальной школы.

В нашем исследовании особый интерес представляет развитие данной деятельности у учащихся среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9-х классов), характеризуется объективными изменениями условий жизни школьника:

Увеличивается число учебных предметов, занятия ведут несколько учителей;

Усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий;

Ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

Чтобы проанализировать процесс формирования исследовательской деятельности учащихся, необходимо рассмотреть ее структуру.

A. Н. Леонтьев в деятельности выделяет следующие структурные компоненты:

Собственно деятельность (система действий, отвечающих определенному мотиву);

Отдельные действия как составляющие деятельности, операции, или способ осуществления действий .

B. В. Давыдов в структуру деятельности включает цели - результаты, на достижение которых направлена деятельность, мотивы - побуждающие субъект к деятельно-

сти, средства, с помощью которых деятельность осуществляется [Там же. С. 91].

В философском представлении деятельность включает в себя следующие компоненты:

Предмет,

Средства,

Процесс,

Продукт.

Объединив философский подход к определению структуры деятельности с ее трактовкой, данной психологами, выделим следующие компоненты в исследовательской деятельности учащихся: объект,

предмет, мотивы, цели, содержание (действия) и результат (продукт) деятельности. Структура исследовательской деятельности школьника представлена на рисунке.

Рассмотрим структуру исследовательской деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития подростков. Согласно А. Н. Леонтьеву: главное, что отличает одну деятельность от другой, - это мотив. Мотивация исследовательской деятельности существенно влияет на ее организацию и конечную эффективность, так как без мотива не бывает и деятельности.

Изучением мотивации занимались Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя, П. М. Якобсон, А. Мас-лоу и другие известные психологи. Классификация мотивов у разных авторов различается. Мотивы учебной деятельности были рассмотрены А. К. Марковой. Она делит их на три группы:

1) познавательные мотивы (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения);

2) социальные мотивы (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми);

3) творческие мотивы (поиск новых способов учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми) .

Для определения мотивов учащихся среднего звена общеобразовательной школы к исследовательской деятельности нами было проведено анкетирование. В нем приняли участие учащиеся 5-8-х классов МОУ «Гимназия №3 г. Орска», активно вовлеченные в исследование разных предметных областей.

С целью выяснения ведущих мотивов к исследовательской деятельности мы проанализировали ответы учащихся на вопросы «Почему ты занимаешься исследованием?», «Что тебя привлекает в исследовательской деятельности?» и получили следующие результаты (табл. 1).

130 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2012. № 3

Объект Объекты и явления окружающего мира

Предмет Совокупность исследуемых свойств объекта или явления для получения нового знания

Исследовательская деятельность учащихся Мотивы - стремление к познанию - потребность в самосовершенствовании и самореализации - потребность в признании и самоутверждении

Цели - получение субъективно новых знаний - развитие познавательной мотивации - развитие исследовательских действий, направленных на получение знаний - развитие информационных процессов, необходимых для работы с новыми знаниями - активизация личностных качеств

Действия (содержание) 1.Организационные (определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, подбор методов исследования; планирование исследования, подбор оборудования; определение условий для проведения исследования) 2.Операционные (формулировка гипотезы; проведение теоретического анализа и эксперимента в различных услови ях; запись и обработка полученных результатов) 3.Контрольно-оценочные (проверка правильности выдвинутой гипотезы; проверка эффективности подобранных методов; оценка своей деятельности по получению результата; определение условий, в которых наиболее эффекти вен данный результат)

Результат (продукт) Субъективно новые знания

Рис. Структура исследовательской деятельности учащихся

Таблица 1

Результаты анкетирования учащихся по выявлению ведущих мотивов __________к проведению исследовательской деятельности, %______________

Класс Познавательный мотив Мотив достижения Мотив саморазвития Коммуникативный мотив

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующий вывод: в 5-м классе у школьников преобладают познавательные мотивы, интерес к новым знаниям; 19% учащихся при выполнении исследования хотели бы получить положительный результат (мотив достижения успеха). В 6-м классе результат анкетирования меняется незначительно. В 7, 8-х классах результат меняется: повышается коммуникативный мотив и мотив саморазвития.

Мы провели сравнение учебной мотивации, творческого самоопределения и уровень умственного развития учащихся 6-го класса. При анализе полученных результатов выяснилось, что выборы учащимися значимых для них причин распределились следующим образом: высокую и положительную школьную мотивацию, учебную активность обнаружили 76% учащихся; среди мотивов учебной деятельности наибольший процент имели мотив саморазви-

тия, мотив достижения и познавательный мотив; средний уровень умственного развития - норма. Таким образом, у учащихся 5-8-х классов преобладает наличие устойчивого интереса к знаниям, к их регулярному приобретению, углублению и расширению, что будет способствовать получению фундаментальных знаний по основам наук, усилению мотивов учения. Наиболее важным для развития исследовательской деятельности будет являться познавательный мотив, если такого мотива нет, ученик или не будет заниматься исследовательской деятельностью, или будет удовлетворять какие-то другие потребности.

На рисунке мотивы исследовательской деятельности представлены в иерархической последовательности по степени убывания значимости мотива.

Рассмотрим следующий компонент в структуре исследовательской деятельности - ее цель. Согласно определению исследова-

тельской деятельности, основной ее целью является выработка новых научных знаний, уточнение и расширение уже известных знаний.

С. Л. Белых отмечает, что новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности .

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в том, чтобы учащиеся приобрели функциональный навык исследования как универсальный способ освоения действительности.

Данная цель конкретизируется в частных целях, которые определяются исходя из анализа содержания исследовательской деятельности ученика:

Получение новых знаний;

Развитие познавательной мотивации;

Развитие исследовательских действий, направленных на получение знаний;

Развитие информационных процессов, необходимых для работы с новыми знаниями;

Активизация личностной позиции. Процессы целеобразования в среднем

школьном возрасте во многом связаны с отработкой умения произвольно организовывать свою учебную работу, сосредоточивать внимание, преднамеренно запоминать. Подростки обнаруживают упорство в достижении цели и в преодолении трудностей. К концу подросткового возраста складывается умение ставить перспективные цели, связанные с будущим.

Исходя из перечисленных целей и требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, определим следующие задачи исследовательской деятельности ученика:

Познавательная - получение новых знаний в конкретной предметной области и использование на метапред-метном уровне исследовательского метода, направленного на поиск решения поставленных учебных задач;

развивающая - умение применять научные методы исследования, выдвигать гипотезы, планировать деятельность, развитие стремления к поиску новой информации, переработке и применению новой информации;

Воспитательная - развитие самостоятельности, инициативности, целеустремленности, настойчивости, стремления к саморазвитию.

Рассмотрим еще один элемент, входящий в структуру исследовательской деятельности учащегося, - это действия (операции), из которых складывается деятельность.

Для обучения человека определенной деятельности, по мнению В. П. Беспалько, необходимо, чтобы он умел работать с информацией: получать и запечатлевать необходимое количество информации; обрабатывать эту информацию по определенным правилам для ее «присвоения» на заданном уровне обучения, сохранять информацию достаточно долго; точно и эффективно воспроизводить и своевременно применять информацию. «В этом, - как заключает ученый, - и состоит информационная сущность процесса обучения» .

С учеником сначала проводятся организационные мероприятия. Действия первого типа - это собственно исследовательские действия, в результате выполнения которых выдвигаются гипотезы, осуществляется сбор, обработка и анализ информации, делаются выводы.

Далее ученик выполняет конкретные действия, соответствующие цели исследования: определяет задачи, планирует их достижение, подбирает методы и, наконец, производит контроль и оценку совершенных действий. Поэтому исследовательская деятельность ученика состоит из организационных, операционных и контрольнооценочных действий. Совокупность операций, производимых при этом, составляет содержательную основу перечисленных действий (табл. 2).

Таблица 2

>3 т о ш ш X (0 £ ш о о Исследовательские действия

организационные операционные контрольно-оценочные

Определение целей и задач исследования (зависят от типа исследования: учебного или научного); - выбор объекта и предмета исследования, подбор методов их исследования; - планирование исследования, подбор оборудования; - определение условий для проведения исследования; - получение и переработка информации - формулировка гипотезы; - проведение теоретического анализа и эксперимента в различных условиях; - запись и обработка полученных результатов; - получение, переработка, хранение и передача информации - проверка правильности выдвинутой гипотезы; - проверка эффективности подобранных методов - оценка своей деятельности; - определение условий, в которых наиболее эффективен данный результат; - анализ полученной информации

Организационные действия. Для того чтобы организовать исследование, ученик должен четко сформулировать его цель и поставить перед собой конкретные задачи, поэтому он выявляет для себя объект и предмет исследования, формулирует, гипотезу, определяет задачи и методы.

Кроме того, для проведения любого исследования ученик должен четко его спланировать, т. е. составить программу дальнейших действий, подобрать необходимое оборудование и определить условия, оптимальные для проведения исследования и проверки выдвинутых гипотез.

На данном этапе начитывается большой объем литературы, ведется поиск информации. Ученики проводят библиографический поиск, отбирают информацию из литературы, Интернета и других источников информации, определяют направления поиска, предварительно знакомятся с информацией, конкретизирует ее, уточняют, углубляют полученные данные, представляют и анализируют полученную информацию.

На данном этапе обязателен процесс получения и переработки информации. Предварительно полученную информацию необходимо систематизировать, классифицировать, найти логические связи, выделить главное и обобщить. Очень важным для ученика является умение преобразовать текст документа (свернуть отобранную из первоисточника информацию, композиционно ее оформить), а для этого ему необходимы навыки работы с компьютером и знание соответствующих компьютерных программ.

Полученную информацию следует разместить и накопить традиционным способом: в виде таблиц, структурно-логических схем, графиков и т. д.

Все эти действия предшествуют непосредственному проведению исследования и относятся к его организационной части, поэтому они имеют соответствующее название (табл. 2).

Операционные действия представляют собой ряд конкретных операций, осуществляемых для достижения цели исследования. Первоначально ученик пытается формулировать гипотезу, отражающую идеальный результат исследования.

Затем гипотеза подвергается анализу либо ставится эксперимент. Для проведения исследования необходимо тщательно спланировать программу эксперимента, оптимально организовать деятельность, осуществить контроль, оценить результаты деятельности, скорректировать их, определить методы проверки гипотезы и проанализировать факты, выявившиеся в ходе работы.

Для этого этапа необходимы умения по использованию информации, а также и такие информационные умения, как получение, переработка, хранение и передача информации. Операционные действия направлены на проверку гипотезы с помощью теоретического анализа или эксперимента.

В ходе эксперимента проводится запись и затем обработка полученных результатов. На стадии предъявления результатов эксперимента учащиеся должны освоить умение по представлению разнообразных форм результата: в виде устного изложения, в письменном виде (отчет, реферат, статья, исследовательская работа, эссе и т. д.), с использованием компьютерных технологий (презентации, Интернет, электронная почта).

Контрольно-оценочные действия направлены на проверку ранее выдвинутой гипотезы, правильности и рациональности подобранных методов, оценку своей деятельности.

Все перечисленные действия и операции направлены на реализацию целей и задач исследовательской деятельности, поэтому и результат деятельности должен им соответствовать:

Получение субъективно новых знаний на основе применения информационных процессов;

Развитие познавательных мотивов;

Развитие личностных характеристик ученика.

Особую роль в исследовательской деятельности играют информационные процессы: получение, переработка, хранение, использование и предъявление информации. Понятие информационных умений рассматривается в педагогической и методической литературе как часть общеучебных умений (Ю. К. Бабанский, Е. П. Бру-новт, Е. Т. Бровкина, С. Г. Воровщиков, Р. Г. Иванова, Г. С. Калинова, В. Ф. Морозова, В. И. Сивоглазов, В. А. Сластенин, А. В. Усова, Т. И. Шамова и др.). Большинство определений информационных умений носит эмпирический характер и определяется через набор некоторых умений, входящих в эту группу.

Опираясь на базовую схему мыследея-тельности Г. П. Щедровицкого , под информационными умениями мы понимаем способы деятельности, обеспечивающие адекватное восприятие, обработку и воспроизведение информации.

Такое понимание информационнокоммуникативных умений позволяет рассматривать их в качестве обязательного компонента изучения любого предмета. Структура каждого из информационных процессов будет иметь следующий вид (табл. 3).

Таблица 3

Информационные процессы

получение переработка хранение использование передача

информации информации информации информации информации

Умение осуще- - умение выделять - умение накап- - умение отобрать - умение передать

ствлять библио- главное, обобщать, ливать инфор- информацию соглас- информацию в

графический систематизировать мацию тради- но поставленной це- речи;

поиск, отбор информацию; ционным спо- ли; - умение передать

информации из - умение анализиро- собом; - умение оценить информацию с

других источни- и классифицировать собственный мацию; компьютерных

ков; информацию, нахо- банк данных на - умение перерабо- технологий;

Умение продук- дить логические базе ЭВМ; тать информацию; - умение передать

Умение полу- - умение пользовать- чать доступ к полученную инфор- письменном виде

чать информацию при помощи научных методов исследования; - умение пользоваться электронными средствами коммуникации ся пакетами компьютерных программ для обработки информации базам данных, распределенных в локальных и глобальных сетях мацию для решения исследовательских заданий

Итак, мы определили, что исследовательская деятельность учащегося - это деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения нового знания и развития личностных характеристик ученика, способствующих продолжению его образования.

Таким образом, в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения структура исследовательской деятельности учащихся на современном этапе развития информационного общества наполняется новыми целями и содержанием исследовательских умений.

ЛИТЕРАТУРА

БЕЛЫХ С. Л. Управление исследовательской активностью студента: метод. пособие для преподавателей вузов и методистов / УдГУ. Ижевск, 2008.

БЕСПАЛЬКО В. П. Основы теории педагогических систем / ВГУ. Воронеж, 1977.

БОГОСЛОВСКИЙ В. В., СТЕПАНОВ А. А. и др. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В. В. Богословского и др. М. : Просвещение, 1981.

КАК проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011.

МАРКОВА А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М. : Просвещение, 1983.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ словарь / Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии; Академия пед. наук СССР; под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М. : Педагогика, 1983. СТАНДАРТ второго поколения: примерная программа по биологии для основной школы (проект) / / Биология в школе. 2009. № 5.

ЩеДРоВИЦКИЙ Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1996.

Швецова Наталья Александровна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 30»
Республики Башкортостан г. Стерлитамак

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в людях, способных быстро адаптироваться в изменяющихся ситуациях, творчески подходить к решению как бытовых, так и социальных проблем, быть активными участниками экономического и духовного развития страны. Жизнь требует формирования у молодого поколения самостоятельности и инициативы в приобретении новых знаний в школе, в вузе, а затем и в последующие годы. Поэтому важнейшей задачей школы XXI века становится обучение учеников основам поисково-исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность школьников определяет¬ся как специально организованная, познавательная творческая деятельность, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью.

В процессе исследовательской деятельности осуществляются (с различной степенью самостоятельности) активный поиск и открытие учащимися новых знаний с использованием доступных для них способов. Ученик перестает быть пассивным объектом, а становится активным субъектом познания. Умственный багаж, приобретенный самостоятельно, усваивается глубоко и прочно. Если ученик приложил собственные силы к добыванию этого содержания, пробиваясь через трудности, отстаивая свои позиции, оно станет его достоянием надолго. Роль учителя при этом сводится не просто к передаче информации, а к организации работы учащихся, мотивации ее, консультациям. Участвуя в исследовательской деятельности, школьники осознают свою значимость, причастность к миру взрослых, принадлежность большой науке, знакомятся с методологией научной и творческой работы.

Научные исследования и исследования школьников имеют определенное сходство. Прежде всего, оно проявляется в общем направлении самого познавательного процесса. Ученый, изучая объект или явление и объясняя его особенности и причинно-следственные связи, делает научные открытия. Учащиеся тоже изучают окружающий мир и делают на основе этого те или иные выводы. Эти выводы также являются своего рода «открытиями», но не для науки, а для самого ученика.

Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

Этот метoд ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

Исследование - это бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Исследовательская деятельность должна быть свободной.

Задачи исследовательской деятельности

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных обучающимися при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей

Начальный шаг как научной, так и школьной исследовательской работы - это выбор темы. Удачно подобранная и сформулированная, она отражает общее направление исследования. Важным требованием к теме исследования является ее актуальность. Кроме того, она должна быть интересна и увлекательна самому исследователю, работа ученика над темой - посильной и не затягиваться на длительный срок, предполагаемые результаты - полезны ему или его близким.
Затем формулируется проблема исследования. Проблема - это затруднение, сложный вопрос, требующий разъяснения, поиска ответа на него. Не стоит непременно требовать от ученика начальных классом ясно-го осознания и формулировки проблемы. Часто бывает достаточно общей, приблизительной ее характеристики.

Обязательна постановка цели исследования. Цель выражает то основное, для чего проводится исследование, что должно быть достигнуто в результате работы. Формулировка цели обычно начинается словами выявить, выяснить, исследовать, определить, обосновать, установить, разработать, совершенствовать, изучить и т.п.

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Для этого выполняем следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
  • опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома,самолёта, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна - она просто не определена.
"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.

Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

Определив цель, начинаем конструировать гипотезу - предположение, выдвигаемое для решения возникшей проблемы, для объяснения какого-либо явления или факта и поиска путей достижения поставленной цели. При формулировании гипотезы чаще всего используются выражения типа предположим, возможно, допустим, если, может быть.

Далее намечаем задачи исследования - основные шаги по пути достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы. В совокупности они должны обеспечить достижение общей цели. Задачами исследования могут быть изучение и анализа состояния поставленной проблемы, выявление условий эффективности положений выдвинутой гипотезы, экспериментальное их обоснование, разработка рекомендаций, касающихся предмета исследования и т.п.

Выделение 3-4 задач является вполне достаточным для решения поставленной проблемы.
В некоторых случаях юные исследователи и руководители их работ могут определиться относительно объекта и предмета исследования. Поэтому коснемся кратко и этих категорий. Объект исследования - это целостная область, в пределах которой будет проводиться исследование. А предмет исследования - более конкретный аспект, изучаемый в рамках данного объекта, и включает только те связи и отношения, которых непосредственно касается исследователь в своей работе.

Желательно указать методы, которые использовались в процессе исследования. Научные способы проверки выдвинутой гипотезы (методы) обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают поиск, анализ и осмысление уже имеющихся знаний по теме исследования. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения, эксперименты, опыты.

Составление плана работы - следующий важнейший шаг исследователя.

В обобщенном виде он включает следующее (по Савенкову А.И.):

I. Сбор материала. На данном этап возможны такие виды деятельности:

  • подумать самостоятельно;
  • прочитать книги, посмотреть фильмы о том, что исследуешь;
  • обратиться к компьютеру;
  • спросить у другого человека;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент;
  • сделать математические расчеты.

II. Обобщение полученных данных.

Этап предполагает анализ, подведение итогов, умозаключения, выводы по проделанной работе.

III. Подготовка к защите.

В ходе работы намеченный план мoжет конкретизироваться, меняться, уточняться.
Детские исследования Савенков А.И. предлагает начать с осмысления учащимися тех знаний, которые у них имеются по исследуемому вопросу. Такое начало настраивает детей на осознание возможности и важности собственных суждений .

Работа с литературными источниками предполагает подбор и изучение материалов из детских энциклопедий, справочников, научно- популярной литературы, материалов периодической печати по теме и др. Много полезной и нужной информации можно почерпнуть из Интернета.

Методы опроса используются или в устной форме (беседа, интервью), или в письменной (анкетирование, тестирование). Заранее продумывается цель опроса, перечень вопросов или заданий.

Наблюдение как метод исследования применяется в начальной школе особенно часто. Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие явлений и фактов окружающей действительности. При организации наблюдений намечается объект наблюдения, формулируется цель, определяется содержание, составляется план его проведения. В процессе наблюдений используются специальные приспособления - лупы, микроскопы, бинокли, фото- и кинокамеры.

Эксперимент предполагает активное воздействие на предмет исследования. Провести эксперимент - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось при этом. Заранее продумывается цель и план эксперимента.

Эффективность использования методов исследования повысится благодаря включению приемов логического мышления. Рассмотрим крат-ко некоторые из них.

Прием сравнение, как наиболее элементарная мыслительная операция, дает возможность выявлять характерные признаки изучаемых объектов путем их сопоставления. Вычленение сходных и отличительных признаков в процессе сравнения помогает установить важнейшие характеристики, определяющие их сущность.

Классификация - деление предметов и явлений на группы на основе их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, придать исследованию строгость и научность. В зависимости от цели один и тот же набор предметов (явлений) можно классифицировать по разным признакам.

Анализ - исследование изучаемого объекта путем рассмотрения отдельных сторон, свойств составных частей чего-нибудь.

Синтез - исследование объекта или явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, полученных при анализе.

Суждение - высказывание о предметах и явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значить высказывать суждения.

Умозаключение - форма мышления, с помощью которого выводится новое знание из того, что уже известно.

Очень важно формировать у юных исследователей умения давать определения ключевым понятиям исследования. Понятие как одна из форм логического мышления включает в свое содержание не все о данном предмете или явлении, а лишь существенные, наиболее характерные, важные, устойчивые свойства и признаки его. При их выявлении эффективным является использование таких приемов логического мышления, как анализ, сравнение, обобщение, классификация.

В заключительной части исследовательской работы излагаются полученные результаты, осуществляется согласование с поставленными задачами. Здесь же исследователь может указать направления возможных дальнейших изысканий по данной теме.

Использованная литература оформляется по алфавиту в соответствии с общепринятыми требованиями.
В приложениях приводятся образцы исследовательских документов, включается материал, необходимый для подтверждения исследования.

Ход и результаты исследования могут быть представлены в форме доклада, отчета, реферата, в которых кратко излагается самое главное из проделанной работы. С результатами своей работы учащиеся выступают перед одноклассниками, родителями, учениками других классов, на школьной, городской научно-практической конференции. Выступающему необходимо быть готовым к вопросам со стороны слушателей.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.

Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях.
Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строим по трем направлениям.

Первое направление - индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:

  • индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
  • работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок и т.д. Более подробное описание данной работы ниже.

Второе направление - групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.

Третье направление - массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы (НОУ), школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.

Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваем в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.

На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания,
  • как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса - рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;
  2. обобщать;
  3. отбирать все возможные варианты решения;
  4. переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. составлять программу действий по своей работе;
  6. рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
  8. составлять задания по предложенной теме;
  9. проводить самоконтроль.

Наблюдения за учащимися показывает, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.

Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость.

Показатели, по которым жюри оценивает работу докладчика, могут быть разными. Приведем в качестве примера критерии, которые использовались на городской научно-практической конференции младших школьников г. Стерлитамака «Я исследователь»: актуальность темы, четкая формулировка цели, задач, гипотезы исследования, научное и практическое значение работы, оригинальность методов достижения по-ставленной цели, форма работы (реферативная или поисково- исследовательская), представление результатов (рисунки, фотографии, графики, презентация и т.д.), изложение доклада эрудированность автора в рассматриваемой области, оформление работы.

Отметим, что изложенное выше не является непреложной догмой. Содержание и организация исследовательской работы школьников - проблема обширная и многогранная. На многие ее аспекты ученые имеют различающиеся точки зрения.

Для более конкретного и подробного ознакомления с методикой организации и проведения исследовательских работ в школе рекомендуем научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников» (учредитель - Издательский дом «Народное образование»), а также следующую литературу:

  1. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Прохорова С.Ю., Фоминых Н.М. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: Учебно- методическое пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
  4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Ось-89, 2006.
  5. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа» №2 2006.
  6. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство
  7. реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2 2007.
  8. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики. Журнал «Начальная школа» №6,2008

В заключение вспомним слова Анны Рoговин, с которыми от имени детей она обращается к учителям:

«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно... Дай мне приглядеться... Потрогать и подержать в руках... Послушать... Понюхать... И, может быть, попробовать на вкус... О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»

Пусть мудрое напутствие американского педагога станет девизом учителя, желающего видеть своих учеников исследователями новых неизведанных маршрутов, стоящими у истоков необычных открытий.