История создания цикла "когда разгуляется". Когда разгуляется

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Когда разгуляется...» в 11-м классе

Я ИДУ НА УРОК

Любовь БОРОЗДУНОВА,
пос. Эльдикан,
Республика Саха (Якутия)

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Когда разгуляется...» в 11-м классе

1. Подготовка к восприятию художественного текста

Слово учителя. «Когда разгуляется...» - кульминационное стихотворение последнего поэтического цикла Б.Л. Пастернака. Так же называется и вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нём открыто выражено мироощущение позднего Пастернака.

Чтобы нам легче было войти в художественный мир стихотворения, вызовем в своём воображении картину хмурого, холодного, дождливого дня. Что чувствуем? Что помним из своего личного опыта? Действительно, когда зарядит на несколько дней подряд дождь, так тоскливо становится на душе. Будто по какому-то странному закону природы, сразу наваливаются все проблемы, и порою хочется выть от безысходности... Кажется, не будет этому состоянию ни конца, ни краю... Но вот где-то среди серых и мрачных туч вдруг появится совсем малюсенький кусочек чистого неба - и всё, этого достаточно: ты готов, как в полусне, как завороженный, словно молитву, повторять и повторять пастернаковское:

Когда на исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,

Как торжества полна трава...

Ты чувствуешь, что с твоей душой уже происходит странная метаморфоза. И так каждый раз. Невольно возникает целый рой вопросов. Что за сила заключена в этих стихах, почему они так притягивают? Какие струны нашей души затронул поэт своими предельно простыми и в то же время бездонно глубокими словами? Каким путём поэт вовлекает нас, читателей, в орбиту своих мыслей, чувств, переживаний? Наконец, почему именно это стихотворение - кульминация цикла? Попытаемся ответить на эти вопросы, включив наши первоначальные и пока ещё не осознанные ассоциации в анализ стихотворения.

2. Чтение стихотворения «Когда разгуляется...»

- Текст стихотворения прочтите про себя - это даст возможность каждому из вас вслушаться, вдуматься именно в ваши переживания, вызванные поэтическими строками.

3. Анализ поэтического текста

- О чём это стихотворение, какова его тема?

На первый взгляд, оно о природе, о наступлении ясных солнечных дней после дождливых.

- Но в заключительных строфах появляется образ собора. Случайно ли появление именно этого образа в художественной структуре произведения?

Для того чтобы понять, что появление образа собора подготовлено всем предыдущим текстом, достаточно проанализировать только цветовые ассоциации, возникающие в нашем воображении.

- Но перед тем как приступить непосредственно к работе над текстом, послушаем историко-культурный комментарий к понятию “христианский собор” . (Проверка индивидуального домашнего задания.)

Собор - крупный христианский храм, главная церковь в городе или монастыре, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана. Обычно в соборе проводятся особо важные, торжественные мероприятия, поэтому ему присуще и особо богатое, пышное убранство. Даже неверующий человек, попадая в такой храм, испытывает восторг от того, что его окружает. Именно красота и торжественность христианских богослужений и убранства церквей привлекли в своё время внимание Владимира Крестителя и, помимо всего прочего, склонили его к введению на Руси именно этой религии. Основной цвет в отделке любого собора - золотой: чем больше позолоты, тем богаче, великолепнее “внутренность” собора и тем большее впечатление он производит. Кроме того, главными цветами христианской религии можно считать белый, жемчужный, голубой, зелёный, то есть чистые, светлые тона.

- А теперь посмотрим, как Б.Л. Пастернак подготавливает нас к появлению в заключительных строках стихотворения «Когда разгуляется...» образа собора. Прочитайте первую строку. Какие цветовые ассоциации у вас возникли?

Большое озеро как блюдо...

Казалось бы, конкретно цвет не назван, нет цветовых прилагательных, но есть указание на цвет - озеро. Обычно, когда мы вызываем в своём воображении картинку озера, у нас возникают однозначные цветовые ассоциации: озеро голубого цвета - цвета неба, отражённого в нём.

- Как следующие строки первой строфы подтверждают наши ассоциации?

Уже следующие строки отсылают нас к небу:

За ним скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников.

Голубой, белый. Кроме этого, ледяной блеск горных вершин, а отсюда недалеко до более эмоционально окрашенного слова “сияние” и тех чувств и впечатлений, которые оно способно разбудить в душе читателя.

Слово учителя. Сделаем выводы. Мы прочитали только первую строфу, а ассоциативный план уже вызвал в нашем сознании ощущение чистоты, торжественности, которое, как своеобразный камертон, настроил нашу душу на нужную тональность. Это ощущение подпитывается и следующими строками:

По мере смены освещения
И лес меняет колорит:
То весь горит...

- Горит... Это традиционная в русской поэзии и в то же время очень живая, ёмкая, богатая метафора. Какие ассоциации она рождает в вашем воображении?

Здесь и вся цветовая палитра огня, и сияние солнца (источника тепла, жизни), и блеск золота (символа богатства и благополучия)...

- Прочтите третью и четвёртую строфы. Как вы считаете, какой образ в них можно назвать центральным, объединяющим все другие?

Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава.

Стихает ветер, даль расчистив,
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.

Синева неба, блеск солнца, зелень листьев (помните: синий, золотой, зелёный?) - все эти образы собраны автором в один-единственный - но какой! - живопись . Сколько лёгкости, движения, жизни в этом сравнении!

- Теперь вы самостоятельно сможете сделать следующий шаг в постижении авторского замысла, поскольку именно от данного сравнения автор перебрасывает мостик к образу собора. Как он это делает?

Живопись - в цветном стекле. И мы уже понимаем, что стекло это в церковном ли, соборном ли окне вобрало в себя не только внешние признаки окружающего мира, но и душевное состояние лирического героя, а вместе с ним и наше, читательское. И теперь уже как нечто само собой разумеющееся мы воспринимаем строчки седьмой строфы:

Как будто внутренность собора -
Простор земли...

- Но почему простор земли сравнивается с внутренностью именно собора?

Собор - это дом Бога, место, где человек внутренне очищается, становится лучше, обретает душевный покой, веру в себя.

Слово учителя. Попытаемся почувствовать это состояние лирического героя, постараемся испытать вместе с ним чувство благодарности Богу за то, что живём, что можем страдать и любить, испытывать боль и счастье; за то, что часты в жизни пасмурные, дождливые дни, но обязательно наступают перемены, даль расчищается, и снова сияет солнце.

Теперь, когда мы с вами психологически настроены на нужную автору волну, заключительным аккордом звучит последняя строфа, звучит как откровение, как молитва:

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.

Ощущая единство человека и природы, чувствуя себя частицей огромной вселенной, поэт даёт возможность и нам, читателям, испытать те же переживания.

4. Наедине с текстом

- Чтобы ещё раз прикоснуться к художественному миру Б.Л. Пастернака, останьтесь со стихотворением “один на один”, перечитайте его спокойно, молитвенно *.

* Автора могут упрекнуть в том, что на уроке ни разу полностью не звучит текст стихотворения. Действительно, произведение ученики читают про себя, как при знакомстве с текстом, так и на заключительном этапе, - это входит в замысел урока. Убеждена, что стихотворение «Когда разгуляется...» относится к тем поэтическим вещам, которым чтение вслух, пусть даже в исполнении учителя, только повредит. Читать его нужно медленно, вдумчиво, про себя .

Домашнее задание

Письменная творческая работа на тему «Стихотворение Б.Л. Пастернака “Единственные дни”. Восприятие, истолкование, оценка».

содержимое:

«Когда разгуляется. » — кульминационное стихотворение последнего поэтического цикла Б. Л. Пастернака. Так же называется и вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нем открыто выражено мироощущение позднего Пастернака.

Действительно, когда зарядит на несколько дней подряд дождь, так тоскливо становится на душе. Будто по какому-то странному закону природы, сразу наваливаются все проблемы, и порою хочется выть от безысходности. Кажется, не будет этому состоянию ни конца, ни краю. Но вот где-то среди серых и мрачных туч вдруг появится совсем малюсенький кусочек чистого неба — и все, этого достаточно: ты готов, как в полусне, как завороженный, словно молитву, повторять и повторять пастернаковское:

Когда на исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева,

Как торжества полна трава.

Ты чувствуешь, что с твоей душой уже происходит странная метаморфоза. И так каждый раз.

На первый взгляд, оно о природе, о наступлении ясных солнечных дней после дождливых.

Но в заключительных строфах появляется образ собора. Для того чтобы понять, что появление образа собора подготовлено всем предыдущим текстом, достаточно проанализировать только цветовые ассоциации, возникающие в нашем воображении.

Собор — крупный христианский храм, главная церковь в городе или монастыре, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана. Обычно в соборе проводятся особо важные, торжественные мероприятия, поэтому ему присуще и особо богатое, пышное убранство. Даже неверующий человек, попадая в такой храм, испытывает восторг от того, что его окружает.

Именно красота и торжественность христианских богослужений и убранства церквей привлекли в свое время внимание Владимира Крестителя и, помимо всего прочего, склонили его к введению на Руси именно этой религии. Основной цвет в отделке любого собора — золотой: чем больше позолоты, тем богаче, великолепнее «внутренность» собора и тем большее впечатление он производит. Кроме того, главными цветами христианской религии можно считать белый, жемчужный, голубой, зеленый, то есть чистые, светлые тона.

Большое озеро как блюдо.

Казалось бы, конкретно цвет не назван, нет цветовых прилагательных, но есть указание на цвет — озеро. Обычно, когда мы вызываем в своем... воображении картинку озера, у нас возникают однозначные цветовые ассоциации: озеро голубого цвета — цвета неба, отраженного в нем.

Уже следующие строки отсылают нас к небу:

За ним скопленье облаков,

Нагроможденных белой грудой Суровых горных ледников.

Голубой, белый. Кроме этого, ледяной блеск горных вершин, а отсюда недалеко до более эмоционально окрашенного слова «сияние» и тех чувств и впечатлений, которые оно способно разбудить в душе читателя.

По мере смены освещения И лес меняет колорит:

То весь горит.

Горит. Это традиционная в русской поэзии и в то же время очень живая, емкая, богатая метафора. Здесь и вся цветовая палитра огня, и сияние солнца (источника тепла, жизни), и блеск золота (символа богатства и благополучия).

Когда в исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава.

Стихает ветер, даль расчистив,

Разлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

Синева неба, блеск солнца, зелень листьев (помните: синий, золотой, зеленый?) — все эти образы собраны автором в один-единственный — но какой! — живопись. Сколько легкости, движения, жизни в этом сравнении!

Живопись — в цветном стекле. И мы уже понимаем, что стекло это в церковном ли, соборном ли окне вобрало в себя не только внешние признаки окружающего мира, но и душевное состояние лирического героя, а вместе с ним и наше, читательское. И теперь уже как нечто само собой разумеющееся мы воспринимаем строчки седьмой строфы:

Как будто внутренность собора — Простор земли.

Собор — это дом Бога, место, где человек внутренне очищается, становится лучше, обретает душевный покой, веру в себя.

Лирический герой испытывает чувство благодарности Богу за то, что живем, что можем страдать и любить, испытывать боль и счастье; за то, что часты в жизни пасмурные, дождливые дни, но обязательно наступают перемены, даль расчищается, и снова сияет солнце.

Последняя строфа, звучит как откровение, как молитва:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Ощущая единство человека и природы, чувствуя себя частицей огромной вселенной, поэт дает возможность и нам, читателям, испытать те же переживания.

Лирический цикл «Когда разгуляется» (1956—1959), завершающий поэтический путь Б. Пастернака, состоит из 44 стихотворений. Написание книги было связано с драматическими событиями в жизни Б. Пастернака: неудачной попыткой публикации романа «Доктор Живаго» в СССР и изданием его за границей, присуждением Нобелевской премии и возникшей в связи с этим травлей поэта.

Лирический цикл «Когда разгуляется» воспринимается как повествование поэта о философии бытия. Основу его составляют размышления о времени, правде, жизни и смерти, природе искусства и тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о любви. Поэт счастлив, ибо ему кажется, что он понял и постиг основы мироздания.

Зазимки и снегопады, вьюга, мороз, стужа, лес и земля, небосвод и воздух, весенние ручьи и зимние сугробы, день и ночь, времена года, будущее, вечность и время стали полноправными персонажами в лирическом цикле Б. Пастернака («Весна в лесу», «Стога», «Липовая аллея», «Осенний лес», «Заморозки», «Трава и камни», «Ночь» и многие другие). Таинство человеческой жизни можно познать, считает автор, лишь соприкоснувшись со всем сущим, проследив множество аналогий и связей в жизни людей и бытии мира.

Открывается лирический цикл стихотворением «Во всем мне хочется дойти... » (1956) и эпиграфом из произведения Марселя Пруста: «Книга — это большое кладбище, где на многих плитах уж не прочесть стершиеся имена», подтверждающим философскую направленность цикла. Лирический герой стремится познать бытие и через разумение вселенского мироустройства прийти к постижению природы самого человека.

Б. Пастернак оценивает свою жизнь как постоянный поиск сущности бытия и ответов на поставленные вопросы. Поэт стремится найти единственно правильную нить, которая, подобно нити Ариадны и нити в русских сказах и былинах, вывела бы его к заветной цели разумения устройства Вселенной.

Символичны последние строки стихотворения, в которых образ тетивы лука означает эволюцию лирики: от лука с тетивой по древнегреческой легенде произошел музыкальный инструмент лира, благодаря которой она и появилась. Образ-символ натянутой тетивы в стихотворении заключает в себе стремление художника к активной деятельности, готовность к постоянному, мучительному труду по возрождению чувства прекрасного в людских сердцах.

Второе стихотворение цикла «Быть знаменитым некрасиво... » (1956) было написано раньше остальных и имеет выразительную библейскую основу — это притча о предназначении человека, о вечных и временных ценностях. Цель творчества — дарить себя людям, отдавать им без остатка все свои эмоции и чувства, самоотверженно служить человеку и вечности, подобно Христу, без лишней шумихи и пустозвонства:

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.

Стихотворение «Снег идет » (1957) композиционно состоит из двух частей: пейзажной зарисовки падающего снега и философского размышления о смысле жизни, ее быстротечности.

Поэт в цикле стихотворений целенаправленно подводит читателя к мысли о необходимости «христианизации» нового государства, замене революционного преобразования жизни идеей постепенного мирного ее обновления на основе евангельской морали. В стихотворениях Б. Пастернака на эту тему проходит сквозная идея о духовном возвышении человека через страдание. Поэт считает, что талантливая творческая личность не подчеркивает свою исключительность, а отказывается от привилегий, чтобы сознательно разделить участь большинства. Этой идеей поэт полностью отвергает символистскую концепцию о сверхчеловеке.

Простота стиля, отсутствие сложных синтаксических конструкций и многочисленных метафор — такой принцип письма свойственен большинству стихотворений из книги «Когда разгуляется».

Стихи Б. Пастернак начал писать в 1909 году, но поначалу не придавал им большого значения.

В 1913 году группа "Лирика", возглавляемая Юлианом Анисимовым, выпустила сборник с одноименным названием. В этом сборнике впервые были напечатаны пять стихотворений Пастернака. Первым из них Пастернак впоследствии всегда открывал свои сборники:

Февраль! Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит. Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. М.: Художественная литература, 1990.Т. 1.С. 47. В дальнейшем все тексты Б. Пастернака приводятся по данному изданию с указанием тома и страницы в тексте данной работы.

После этого он начал серьезнее относиться к своему творчеству, и в 1914 году вышел уже его самостоятельный сборник "Близнец в тучах" с "дружеским предисловием Асеева" (4; 327). Событие это прошло почти незамеченным, только Брюсов положительно отозвался о сборнике. В очерке "Люди и положения" Пастернак вспоминает: "Книга называлась "Близнец в тучах", из подражания космологическим мудреностям, которыми отличались книжные заглавия символистов и названия их издательств.

Писать эти стихи, перемарывать и восстанавливать зачеркнутое было глубокой потребностью и доставляло ни с чем не сравнимое, до слез доводящее удовольствие" (4; 326). Пастернак отмечает, что тогда его пытались сравнивать с Маяковским, найти ораторские способности, но это был неверный подход: "Совсем напротив, моя постоянная забота обращена была на содержание, моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину. Чтобы всеми своими особенностями оно было вгравировано внутрь книги и говорило с ее страниц всем своим молчанием и всеми красками своей черной, бескрасочной печати" (4; 326). В стихах цикла "Близнец в тучах" Б. Пастернак выбирал какую-либо картину действительности и пытался сделать так, чтобы стихотворение содержало в себе всю ее. Стихотворения этого цикла напоминают краткие метафорические зарисовки. Пастернак пишет, что потом он часто жалел о выпуске этой книги, так как она была слишком незрелой. Позже эти стихи были включены Б. Пастернаком в цикл "Начальная пора".

К 1916 году была издана книга стихов "Поверх барьеров". Большинство стихотворений этой книги - это картины природы с налетом урбанизма, серые и печальные, полные предчувствия революции.

В 1922 году вышел сборник "Сестра моя - жизнь". Основное содержание этой книги - любовь, связанная метафорически с природой и темой поэтического творчества. Именно эта книга принесла Пастернаку известность. Еще до ее напечатания она была известна в списках, а после издания последовали многочисленные восторженные отзывы Н. Асеева, М. Цветаевой, В. Брюсова, В. Маяковского и других. Вокруг "Сестры моей - жизни" шли споры о том, современна ли она, несет ли она в себе новые открытия или это только отголоски поэзии 10-х годов. Пастернак начинает чувствовать себя профессиональным поэтом.

Е. Пастернак в статье "Перед красой земли…" вспоминает, что для Б. Пастернака очень важно было понятие книги как единого целого ("Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего" (4; 367)). Первой такой цельной книгой у Пастернака была именно "Сестра моя - жизнь". "Стихи писались тогда день за днем, слагаясь в циклы и главы, как нескончаемый разговор переполненного сердца" Пастернак Е. Перед красой земли… //В мире книг. 1987. № 6.С. 32. .

Сразу после "Сестры моей - жизни" Пастернак пишет стихотворный цикл "Темы и вариации", но эта книга написана на спаде - Пастернак был недоволен собой, считал, что после революции мир не интересуют состояния души поэта, миру нужен эпос. В 1925 году Б.Л. Пастернак начал писать роман-поэму "Спекторский", создает цикл "Высокая болезнь" и две поэмы - "Девятьсот пятый год" и "Лейтенант Шмидт". В 1928 году Пастернак работает над прозаической книгой "Охранная грамота", завершает он ее только через два года. Книга эта автобиографична. В "Охранной грамоте" представлен взгляд Б. Пастернака на искусство, а провозглашенные в книге идеи находят отражение в стихотворном цикле "Второе рождение", написанном в 1930-1932 годах. Фактически для Пастернака этот сборник - решение писать по-новому: "Общий тон выраженья вытекает теперь не из восприимчивости лирика, не из преобладанья одного рода реальных впечатлений над каким-нибудь другим, а решается им самим почти как нравственный вопрос". (1; 716)

В 1929 и вторично в 1931 году выходит сборник "Поверх барьеров", написанный еще до "Сестры моей - жизни", но позже переработанный.Б. Пастернак писал, что позже под заголовком "Поверх барьеров" он "объединял вещи, позднее написанные, если они подходили по характеру к этой первой книге, т.е. если в них преобладали объективный тематизм и мгновенная, рисующая движение живописность". (1; 642)

Стихи, написанные в 1936-1944 годах, входят в цикл "На ранних поездах". Этот цикл состоит из четырех частей: "Художник", "Из летних записок", "Переделкино" и "Стихи о войне". Эти стихотворения были открытием возможности писать с новой для поэта простотой и ясностью.

Уже в 1918-1921 годах Б.Л. Пастернак начинает зарабатывать на жизнь переводами. Он переводит Бена Джонсона, Клейста, Гете, Ганса Сакса. Также поэт переводил с грузинского стихи Т. Табидзе, П. Яшвили, Н. Бараташвили. В 1938 году Пастернак увлекается переводами Шекспира. Позже он переводит Шиллера и "Фауста" Гете. В Шекспире Пастернак находил нравственную опору в тяжелые 30-е годы, Шекспир был "духовным примером и собеседником" Пастернак Е. Жизнь в слове // Пастернак Б.Л. Избранное. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.С. 11. .

С победой русского народа в Великой Отечественной войне были связаны надежды Пастернака на обновление общества, на этом подъеме он начинает работу над "Доктором Живаго". К 1955 году относится конец работы над романом, который расценивался поэтом почти как итоговый.

В 1956 - 1960 годах Б. Пастернак пишет стихотворный цикл "Когда разгуляется" - последний в творческом пути поэта.Б. Пастернак в письмах говорил, что стихи он пишет без напряженности, но сохранившиеся черновики свидетельствуют о тщательной работе над стихотворениями и серьезном их отборе. Как отмечает Е. Пастернак в статье "Приблизить час", "работа над текстом, главным образом, шла не путем последовательной замены одной строки на другую или одного четверостишия на другое, но целыми композиционными построениями" Пастернак Е. Приблизить час // В мире книг. 1987. № 5.С. 25. Стихотворения имели по несколько редакций, вариантов, причем сложно говорить о временной их последовательности: Б. Пастернак подряд писал несколько этюдов на одну и ту же тему, а затем отбирал лучшие отрывки для белового варианта.

Особенно строгому отбору подвергались тексты, напрямую касающиеся каких-либо общественных событий. Такие стихотворения Пастернак считал стихами "на случай", они слишком явно, по его мнению, всем нравились и не достойны были стать лирикой.

После обработки стихи записывались в специальную тетрадь, озаглавленную "Когда разгуляется". В 1958 и 1959 годах к книге делались дополнения: шесть стихотворений под названием "Июльские дополнения 1958 года" и четыре стихотворения, названные "Январские дополнения, 1959". В тетради все тексты были расположены в хронологическом порядке, но к тетради приложен листок, на котором описано иное расположение стихов будущего цикла "Когда разгуляется". Между стихами 1956 года вставлены три стихотворения 1957 года ("Тишина", "Стога", "Липовая аллея"), образующие "своеобразный цикл картин, последовательно переходящих от лета к осени" Пастернак Е. Перед красой земли… // В мире книг. № 6.С. 31. . Стихи 1957 года о зиме дополнены стихотворением "Первый снег", которое было написано еще в 1956 году, и отделены от осенних стихов "небольшим циклом, посвященным искусству и ответственности художника" Там же. . Порядок расположения стихов, данный в листке, обрывается на стихотворении "Вакханалия", и далее стихи опять следуют в хронологическом порядке.

В ноябре 1957 г. тридцать одно стихотворение было напечатано на машинке, а всей стихотворной книге предпослан эпиграф из "Обретенного времени" Марселя Пруста, последней книги романа "В поисках утраченного времени".

Таким образом, можно утверждать, что расположение стихотворений в цикле "Когда разгуляется" не было произвольным, стихи выстраивались соответственно художественной задаче: воссоздать годовой цикл. Исключение составляют лишь несколько текстов. "Летнее" стихотворение "Ева" стоит перед стихотворением "Весна в лесу" (то есть осень и зима пропущены), а стихотворение "Зимние праздники" следует за "весенними стихотворениями".

В этой книге стихов Пастернак обращается к темам, являвшимся заглавными для его творчества: природа, призвание художника, верность жизни. Многие стихотворения представляют собой картины, эскизы, зарисовки переделкинской природы.Е. Пастернак пишет: "Пейзажи Переделкина стали главным действующим лицом стихотворной книги, в которой удалось передать портретную точность натуры. Самаринский пруд, поляна перед домом, деревня за речкой, овраги, дороги его последних стихов соперничают с реальными в подлинности" Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М.: Советский писатель, 1989.С. 630. .

Все стихотворения книги "Когда разгуляется" проникнуты светлым чувством нескончаемости жизни. В нем нет ощущения смерти, конца. Именно с этим мотивом бесконечности жизни связано, на наш взгляд, и столь жизнерадостное название цикла Ср.: Ю. Мальцев в монографии "Иван Бунин" пишет: "Все рассказы Бунина последнего периода озарены как бы неким закатным светом - светом печали прощания с землей. От этого опьянение жизнью становится еще более экстатичным, чем прежде". (Мальцев Ю. Иван Бунин. М.: Посев, 1994.С. 342.) .

Стихотворение «Когда разгуляется» принадлежит к последним и наиболее зрелым произведениям Пастернака. Оно интересно тем, что свойственное Пастернаку мастерство импрессионистической организации текста становится средством эмоционально окрашенного размышления над миром, природой - «тайником вселенной». Точность философской мысли и мгновенность образа дают то, что сам поэт называл «импрессионизмом вечного».

Импрессионизм в лирике

Пастернак в 1913 году написал статью «Черный бокал». Исследователи считают, что зерном этой статья послужила несохранившаяся работа «Импрессионизм в лирике». В.Н.Альфонсов, размышляя о ней, писал: «Искусство импрессионизма - искусство бережного обхождения с пространством и временем». Пастернак постоянно стремился воплотить в своем искусстве «ускользающее содержание, живую атмосферу бытия».

Импрессионизм первоначально называли «хроматизм» (от греч. - цвет). Определяющей чертой импрессионизма принято считать непосредственную фиксацию художником «своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний».

Пастернак стремился к тому, чтобы его поэтическое слово соединяло в себе не только обозначение предмета, но и вызванные им ощущения. Поэтому Пастернак в описании природы делал упор на эмоциональное восприятие читателя. Поэту свойственна необыкновенная свобода поэтического мышления. В его сюжете макрокосмос соединяется с микрокосмосом человека в сфере мифопоэтического сознания, что можно отчетливо проследить в стихотворении «Когда разгуляется».

Большое озеро как блюдо

В первом стихе «Большое озеро как блюдо» Пастернак вводит читателя в состояние созерцательности. Сразу представляется огромная гладь водоема, вокруг все тихо и неподвижно. Озеро сравнивается с блюдом - такое же плоское и с четкими формами круга.

Символика круга связана со специфическими представлениями о пространстве и времени и предполагает отсутствие начала и конца, целостность, непрерывность движения, бесконечность и вечность. Свое внутреннее ощущение умиротворенности, необъятности Пастернак выразил и с помощью звука о («бо льшо е о зеро », «блюдо »).

Далее внимание читателя резко переключается на «скопленье облаков». «За ним - скопленье облаков , / Нагроможденных белой грудой / Суровых горных ледников ». Знак тире передает во второй строке резкость, стремительность изменения угла зрения на внешнее пространство.

Ощущение покоя закрепляется в сознании образом белого цвета. С одной стороны, он символизирует чистоту, покой, жизнь, свет, а с другой - полный покой, смерть, холод. Белый цвет придает чистоту всему настроению тишины.

Облака

Описание облаков в образе гор - мощь и величественность созданного настроения, которое отражено также и на фонетическом уровне: можно проследить скопление консонантов г, р, гр («нагроможденных гр удой», «сур овых г ор ных»). Гора символизирует вечность, небо, облака, мужское начало, дух.

С точки зрения К.Г.Юнга, «… дух - это принцип, который противоположен материи. Под этим мы понимаем нематериальную субстанцию или форму существования, которая на высшем или наиболее универсальном уровне называется Богом». В христианской мифологии Священная Гора - Трон Бога.

Метафора «облака - горные ледники», функционируя в пределах текста стихотворения, получает вторичный смысл, поскольку переносится на вне текстовую ситуацию, означая, что поэт сумел внушить читателю целую пространственную картину - холодный покой в бескрайнем небе облаков, описал мир духа, где время и пространство сливаются в одной точке, как бы исчезают.

Это то, «что было в Начале, когда еще не было ни пространства, ни времени… Ритуал воспроизведения творения позволяет соединить здесь-теперь с начальным актом творения , и это соединение возможно только в пространственном центре… К этому центру <…> ведет путь Начало пути - тот локус, который считается естественным для субъекта пути - жилище богов для бога (небо, гора, вершина мирового дерева, святилище храма)».

По мере смены освещенья

В следующей строфе поэт переносит нас из мира духа в мир эмоций и ощущений человеческой жизни, которые Пастернак передает с помощью образа леса. Лес - мир природы, земли, души, он олицетворяет место инициации: «Войти в темный или заколдованный лес - означает переход».

Это переход из старого сознания в новое, смерть перед возрождением. Хронотоп изменяется, пространство начинает приобретать цвет, звук: «По мере смены освещенья / И лес меняет колорит. / То весь горит, то черной тенью / Насевшей копоти покрыт».

Слово «горит» ассоциируется с огнем, ярко-красным цветом, а «черная тень» - с хаосом, миром теней, царством Аида. В европейской традиции черный цвет относится к мрачному аспекту колдовства, черной магии. Так создается впечатление леса сказочного, где все наполнено тайной и опасностями.

Путь в Нижний мир, в преисподнюю, в царство смерти в фольклорных и литературных текстах неотделим от цели приобрести или понять что-то важное. Переход через границу смерти (лес) к новой жизни отмечается обретением нового пространства «как <…> световой энергии».

В основу композиции третьей строфы положена идея христианского воскресения - рождение в новом качестве: «Меж туч проглянет синева » (синий цвет - цвет веры, Великой Матери), небо - «празднично в прорывах», трава - полна торжества (небо - символ духа (Бога), а трава - это все человечество в целом и, в то же время, каждый человек как центр Вселенной).

Когда в исходе дней дождливых

Третья строфа интересна еще и интонационной окрашенностью. Тон повышается к концу четвертой строки, тем самым семантика и интонация строк говорят о смене темных «дней дождливы» светлыми мгновениями: «Когда в исходе дней дождливых / Меж туч поглянет синева, / Как небо празднично в прорывах, / Как торжества полна трава!»

Смена настроения в природе воспринимается не только визуально, но и акустически - путем использования консонантов пр, трж, тр и гласных о, а («праз днично, «про рыва х», «торже ства », «тра ва »).

В следующей строфе возникает образ солнца, который является видимым образом Божественной Благодати, просветления. «Зелень листьев» сравнивается с цветным стеклом. Герой-путник пытается рассмотреть божественный промысле, найти свое божественное «я». Природа отзывается на это желание, показывая себя в живописном цвете: «Просвечивает зелень листьев, / Как живопись в цветном стекле».

В церковной росписи оконниц

«В церковной росписи оконниц / Так в вечность смотрят изнутри / В мерцающих венцах бессонниц / Святые, схимники, цари». Герой входит в сокровищницу своего внутреннего храма и понимает, что все, окружающее его, является одним неразрывным целым с ним и природой. Он смотрит «в вечность… изнутри» своего бытия.

Поэт пытается осмыслить творческую индивидуальность и через внешние, природные образы и через внутреннюю природу человека. Внешнее и внутреннее пространство совмещаются в «церковной росписи оконниц». Пересечение значений «церковная роспись» и «окно» образуют особый семантический эффект: икона символизирует микрокосмос, а окно - связь между мирами.

Путь всегда ведет к центру : «Как будто внутренность собора - / Простор земли». В.Н.Топоров писал: «Центр же всего сакрального пространства отмечается алтарем, храмом, крестом, мировым деревом». Природа - один из образов и даже синонимов жизни, и не случайно возникновение метафор «жизнь - сад», «собор - земля».

В христианской мифологии идеальный мир представляется раем. Рай - это сад Эдем, сад - подобие вселенной, макрокосмос, и в то же время — это микромир человека, где соединено внешнее и внутреннее с центром.

Плоскостное разделение

В художественном мире произведения возникают как горизонтальная, так и вертикальная плоскости. В горизонтальной плоскости Космоса пространство движется через «подпространство» - землю, к ее центру - собору.

В вертикальном разрезе Вселенной отмечается абсолютны верх - небо. Таким образом, конец пути достигается через центр (собор), где находятся «высшие сакральные ценности», но герою-путнику «отголосок хора» (гармонии) слышать только иногда дано.

Последняя строфа является как бы развязкой всего стихотворения: «Природа, мир, тайник вселенной, / Я службу долгую твою, / Объятый дрожью сокровенной, / В слезах от счастья отстою».

Композиция и организация

Композиционно стихотворение можно разделить на три части: начало пути (вертикальная плоскость) -> воскресение через смерть, осознание себя с землей, частью природы (горизонтальная плоскость) -> возвращение к своему божественному «я» через центр к начальной точке.

В графическом изображении получается треугольник, который символизирует триединую природу вселенной: Небо, Земля, Человек. Он «соединен с охватывающей и заключающей силой Троицы». Стихотворение «Когда разгуляется» передает идею единства (единосущности), порождающую представления о потерянном рае и извечном поиске гармонии. По жанру его можно отнести к философскому размышлению.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями, с перекрестной рифмой и четким чередованием мужских и женских окончаний.

Четырехстопный ямб, отягченный пиррихиями, традиционно является способом передачи речи, приближенной к разговорной, что еще раз подчеркивает особую манеру философствования, характерную для Пастернака, выражающуюся в интимизации объектов, попадающих в сферу его видения.

Перекрестная рифма и чередование мужских и женских окончаний - формальные носители идеи гармонии - органично дополняют собой доминантную идею данного текста.