Как написать первую главу. Начало работы над текстом

С самого начала хотелось бы пояснить, что сей труд рассчитан не столько на писателя, сколько на читателя, ведь именно на него, нашего читающего современника, ложится непомерная нагрузка, о которой мало кто из людей пишущих задумывается. Только представьте: с каждой написанной книгой количество литературы, которую нужно прочитать, растет, в то время как количество книг, которые должны быть написаны, пропорционально уменьшается. Совсем скоро, году эдак в пять тысяч таком-то, писателям вообще не нужно будет ничего писать, все уже будет написано, а вот читатели будут вынуждены потреблять сыворотку бессмертия, чтобы у них была хоть какая-то возможность прочитать все книги, которыми обзавелось человечество на своем долгом пути к Истине.

Здесь автор задумался над этой проблемой, так, что в итоге даже начал благодарить богов за то, что некоторые представители человечества изничтожали всякого рода литературу, тем самым проявляя заботу о будущих поколениях интеллигенции. В доказательство автор приводит довольно яркий пример, подтверждающий эту сентенцию: Николай Васильевич Гоголь, решившийся ради спасения будущих читателей, в особенности школьников, на самоубийственный подвиг и уничтоживший-таки вторую часть «Мертвых душ». Высказав столь неожиданную и смелую мысль автор задумывается над последствиями сказанного и очень надеется на понимание публики.

Уже и сейчас перед читателем предстает такое огромное количество самой разнообразнейшей литературы, что просто удивительно, как еще нашего дорогого читателя не внесли в список великих героев и не назначают ему особо высокую пенсию и почет со стороны людей, которые свободны от этого проклятья – любви к чтению (любовь, как известно, - зла).

И чтобы не пополнять библиотеку уже написанных трудов своим сомнительным творчеством, автор исхитрился и обратил свое слово тем, кто видит большую ценность в слове написанном, нежели прочитанном, обратив оружие, так сказать, против самих оружейников. Однако, добавляет автор, читателю также будет полезно ознакомиться с данным материалом, чтобы быть более подготовленным при выборе свежего чтива.

В силу вышесказанного, и думая прежде всего о читателе, современный романист должен быть очень строг к результату своего труда (не только романист – уточняет автор). Приступая к работе, писатель обязан неукоснительно соблюдать правила, разработанные умными людьми специально для него.

Правило 1. Современный роман доложен быть очень прост и понятен.

Начиная с названия и до финальной точки. У современного читателя хватает проблем, у него нет ни сил, ни желания гадать, для чего понадобилось кому-то писать именно эту книгу. Однако это не означает, что в романе должна отсутствовать интрига. Без интриги роман превращается в научный труд.

Чтобы было понятнее, автор приводит пример: герой и героиня встречаются в начале романа. Сразу должно быть понятно, что в финале романа герои окажутся в постели, а после может быть даже и поженятся. Просто и понятно. Интрига: кто же кого затащит в постель.

Правило 2. Современный роман должен состоять из небольших самостоятельных блоков.

Чтобы прочитав один блок, читатель теоретически мог навсегда забыть о книге. Время сейчас тяжелое, неизвестно когда еще выпадет свободная минута для чтения. Ну а если уж выпала, читатель не должен утруждать себя проблемой «а чего же там было раньше…» Ясно же, читатель очень занятой человек.

Для сравнения автор предлагает современные сериалы, такие как «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе» и множество других, которые можно начинать смотреть с любой серии, и в принципе на любой же и заканчивать. А если уж у писателя так писать не получается, то можно воспользоваться ходом, очень популярном среди длинных сериалов, таким как «краткое содержание предыдущих серий».

Правило 3. Технологические новинки.

В современном романе обязательно должны присутствовать современные технологические предметы и устройства (гаджеты), которые в скором будущем окажутся весьма популярны и необходимы людям. Если писатель не в состоянии предположить технические возможности ближайшего будущего, то он хотя бы обязан придумать свои техноустройства, чтобы не выглядеть на фоне остального литературного мира отсталым от жизни неудачником. Или уж в крайнем случае предложить миру какой-нибудь захудалый новый источник топлива.
Ультрасовременные писатели (в частности фантасты) должны, наряду с техноновинками, ввести в повествование биотехнологии, за которыми, как известно, будущее.

Автор приводит в качестве примера известную всем и каждому эпопею о Джеймсе Бонде, агенте 007, высокий процент популярности которой обеспечивается как раз наличием у главного героя всяческих гаджетов, которые помогают ему в борьбе с противниками. Автор даже поясняет, что популяризации гаджетов в данном конкретном случае способствует тот факт, что технические устройства являются не только удобными предметами обихода, но и хорошими помощниками.

Правило 4. Место действия (Экзотика).

Современный писатель очень часто неправильно избирает место действия для своего произведения. А ведь это очень важный элемент романа.

Сами подумайте: ради экзотики писатель переносит действие в какое-либо китайское захолустье. Ну зачем? Учитывая, что сейчас согласно статистике каждый пятый – китаец. А сколько еще китайцев не вошло в статистические данные? То есть около 20% потенциальных читателей могут смело обвинить писателя в том, что тот пишет о не подтвержденных данных. Гораздо вернее было бы отправить главных героев на остров Гренландию, о котором даже не известно, живут ли там люди, а если кто и озаботится этим вопросом, то вряд ли у него возникнет желание в этой самой Гренландии побывать.

Современный писатель должен быть в курсе происходящих событий и обязан во избежание гневных откликов критически настроенной массы идти на поводу у нынешнего читателя, то есть писать о героях нашей современности: соответственно хвалить тех, кого все хвалят, и ругать тех, кто этого несомненно заслуживает. Также писатель в праве обезопасить себя, выразив благодарность сильным мира сего, ведь ничто не тешит их самолюбие больше, чем возможность оставить по себе долгую память, а писателю небольшой (или же наоборот, большой) список известностей лишь поднимет авторитет.
Для большей популярности необходимо ввести в повествование героев современного мира. Они должны сразу угадываться, но при этом ничего конкретного, чтобы всегда можно было оправдаться, мол, это лишь совпадение. Ведь неизвестно, как встретят новую книгу, и нужно быть ко всему готовым, к тому же герои современности могут неправильно среагировать.
Ссылки на известные Интернет-ресурсы позволят распространить книгу в Сети и зарекомендовать себя как продвинутого современного пользователя. А это в наш век очень важно – показать всем, что писатель тоже заражен чумой XXI века, а не ограничивается в Интернете одной лишь почтой и «Одноклассниками».

Правило 6. Религиозно-философское мировоззрение (Внимание: не политика!)

Никакой современный роман не обойдется без нового или необычного философского взгляда на жизнь (иногда переходящего в религиозный, но тут надо быть осторожнее, эпоха Хайнлайна и Кастанеды далеко позади), который в доступной форме объяснил бы человеческое существование. Либо, если это мировоззрение отрицательного героя, писатель должен дать исчерпывающий ответ, почему все человечество или же отдельные его представители должны быть изничтожены. При этом не обязательно что-либо изобретать, сойдет и популяризация не особо известного, но экзотического движения.

Автор сразу же вспоминает о популярном еще совсем недавно в Штатах движении, которое основывалось на одном из известных ямайских утверждений второй половины ХХ века. Дело в том, что в те времена (и даже гораздо раньше) каждый житель Ямайки знал, что «буш» - это просто плохая трава (понятное дело о какой траве идет речь).

Или вот к примеру на территории современной России активно развивается своеобразное движение, лидеры которого утверждают, что Медведев (нынешний президент России) – это реинкарнация Владимира Путина, который так сказать «един в двух лицах» (а вероятно, даже и не «в двух»). Сторонники этого движения надеются отыскать еще несколько живых реинкарнаций, и даже надеются, что именно они могут быть ими. Правда, противники этого движения заявляют, что нынешний президент – это всего лишь неудачный клон президента предыдущего.

Правило 7. Политкорректность.

Чтобы выйти на мировой уровень, необходимо соблюсти правила политкорректности, такие как:
А) героиня должна владеть огнестрельным оружием на том же уровне, что и герой,
Б) в романе обязательно должны присутствовать представители всех рас (белой, черной, красной и желтой),
В) действия главных героев ни в коем случае не должны ущемлять прав героев второстепенных,
Г) главный отрицательный герой не должен принадлежать ни к одной из существующих рас, он должен быть либо существом инопланетным, либо уродом от человечества (и в том и в другом случае он не подлежит правилам политкорректности),
Д) хоть один из героев произведения должен быть представителем какого-либо сексуального меньшинства (этот пункт даже вынесен в отдельное Правило).

Правило 8. Сексуальные меньшинства.

Без них не обойтись. Даже при желании. Однако у современного писателя такого желания просто не должно возникнуть (это не политкорректно!). Ко всему прочему герои с нетрадиционной ориентацией очень характерны и ярки, поэтому нельзя упускать такую возможность легко создать живой и красивый типаж. Тем более таковые герои очень хорошо оттеняют главных (зачастую очень скучных) персонажей.

Только вспомните насколько мужественно выглядит герой Брюса Уиллиса в «Пятом элементе» рядом с известным ведущим какого-то галактического шоу. А если убрать из фильма «этого черного непонятно какой ориентации», то главный герой станет лишь обыкновенным мужиком из глубинки, которых может быть не так уж много, но вполне достаточно.

Правило 9. Патриотизм

Без этого ясное дело – никак. Писатель должен сразу же показать, что у него есть честь и достоинство. Ну или хотя бы патриотизм. То есть что-то, что нельзя купить или продать. Иначе говоря, читатель хочет видеть в творце сильную личность, кумира, Героя, любимца богов. Хороший читатель заслуживает правильного писателя, и в этом ему, читателю, отказывать невозможно. Писатель, всегда помни об этом!

Правило 10. Хэппиэнд (счастливый конец).

Современный роман просто обязан заканчиваться на оптимистичной ноте. Стрессов современному читателю хватает и без этого (читателя, понятное дело, нужно беречь!). Однако это вовсе не значит, что главный положительный герой должен в пух и прах разделать всех своих врагов и жениться на красавице-подружке. Нет, главное – чтобы в финале романа была надежда. На лучшее. Может быть даже на то, что каждый когда-нибудь заживет хорошо. Ну или хотя бы чуть лучше.

Очень хороши, например, финальные сцены каких-нибудь второсортных фильмов-ужасов, когда уставшие победители возвращаются домой, а где-то из засыпанной землей могилы высовывается лапа поверженного монстра.

Если вы вдруг дочитали все это до конца, значит вы действительно тот, на кого рассчитан был сей адский труд. Осталось только приступить к работе. Пусть музы и спонсоры уделят Вам хоть чуточку своего внимания.

Скажите, бывало ли у вас такое: вроде и хочется написать книгу, а с чего начинать - непонятно? Или, может, вы начинали писать книгу, но потом просто терялись и не знали, что дальше? Прочитайте эту статью и вы узнаете, как написать книгу и с чего стоит начать.

Шаги

Придумайте общий замысел произведения

    Придумайте тему произведения. Прежде, чем начать писать книгу, вам понадобится идея. Она - это, знаете, как зернышко, из которого вырастет дерево вашей книги. Да, придумать ее сложно, но если открыть себя новым впечатлениям, то идей у вас будет много - только выбирай!

    • Идеи для начала работы над книгой бывают разные. У вас может быть только общий сюжет, или то, где все будет происходить, или только линия протагониста, или что-нибудь менее крупное и проработанное. Не важно, сколь трудно будет в начале - любую идею можно превратить в прекрасную книгу.
  1. Изучите тему. Определились, о чем будете писать? Теперь изучите вопрос. Например, вы решили написать книгу о детях, играющих в футуристическую видеоигру. Таким образом, есть смысл побольше узнать о видеоиграх, может, стоит даже поиграть в них самому. Так вы получите новый опыт и, как следствие, новые идеи.

    Развейте тему. Любую тему можно сделать более сложной, более развитой - были бы идеи. Сделать тему более проработанной можно, если развить ее до логической развязки, учесть все обстоятельства и все такое. А чем лучше вы проработаете тему, тем проще будет работать над сюжетом.

    • Взять ту же историю про видеоигры. Может появиться вопрос - а кто сделал эту игру? Зачем? Что происходит с теми, кто играет в нее?
  2. Подумайте о читателях. Придумываете и разрабатываете тему? А о читателях вы не забыли? Скажите, для кого вы пишете книгу? Разные люди, разный опыт, разный объем знаний - вам придется учитывать все это, когда вы начнете работать над сюжетом и персонажами.

    • Не думайте, будто бы у вас связаны руки - книга, рассказывающая о детях, играющих в видеоигры, вполне может быть интересной и для людей, скажем, пожилого возраста, которые вообще себе с трудом представляют, что это за зверь такой - видеоигры. Тем не менее, если вы пишите книгу для тех, кто никогда не сталкивался с темой произведения, то вам придется проявить чудеса изобретательности, чтобы понятно и доступно все описать.

    Работаем над сюжетом

    1. Выберите структуру. В начале работы над книгой следует поработать над сюжетом. Да, определенный простор для маневров оставить можно, но в целом работа над книгой без своего рода “дорожной карты” редко приводит к чему-то хорошему. И лучше всего - начать с выбора структуры произведения. Согласно теории писательского дела, существует несколько базовых структур, в соответствии с которыми написано большинство художественных произведений. Впрочем, эти базовые структуры вполне могут комбинироваться друг с другом. Двумя самыми основными же из них называют:

      Выберите тип конфликта. Какой тип конфликта будет двигать вашу книгу и заставлять читателей прочесть все до конца? Известно множество таких механизмов раскрытия сюжета, но основные таковы:

      • Человек против природы - когда протагонист сталкивается с каким-то природным феноменом.
      • Человек против сверхъестественного - когда протагонист сталкивается с чем-то инопланетным, паранормальным или мифическим.
      • Человек против человека - когда протагонист сталкивается с другим человеком (самый, к слову сказать, распространенный тип конфликта).
      • Человек против общества - соответственно, когда вызов бросается общественным нормам или самому обществу.
      • Человек против себя самого - а тут рассказ идет о борьбе с самим собой, своими внутренними демонами и страхами.
    2. Подумайте о теме произведения. Сознательно или нет, но история закончится уже с темой. А что такое тема? Это то, о чем “на самом деле” вы рассказывали. Раскрывая тему, вы, скорее всего, придете к тому, что опишите и свое к ней отношение. В общем, хорошенько подумайте о выборе темы - это поможет развивать сюжет через те или иные ситуации и события.

      • “Дюна” Фрэнка Герберта - это не совсем о парне, который мстил за семью. Это про опасности империализма, более того - Герберт дал четко понять, что, на его взгляд, западный мир плотно увяз во всем этом, что чуждо ему и не поддается его контролю.
    3. Придумайте ключевые точки сюжета. Это, своего рода, поворотные вехи истории, важные события, меняющие курс движения героя. И вам нужно четко их себе представлять. Событие, убедившее героя идти в поход? Ключевая точка. Переломный момент, когда все планы летят под откос? Ключевая точка. Развязка, финальная битва? Снова ключевая точка!

      Сделайте набросок. Раз вы определились, что и как вы будете писать, то пора сделать первый набросок вашего произведения. Это, по сути, его дорожная карта, карта идей - но без этого книгу не написать. Запишите общее содержание всех сцен, их назначение, участвующих в них героев, их мысли-чувства и так далее. Каждая деталь в последовательности событий должна быть записана. Все это - лучший способ борьбы с творческим кризисом, ведь с помощью такой карты вы всегда сможете описать главные сцены произведения, пусть даже и не идеально.

    Работаем над героями произведения

      Определитесь с числом героев. Уже на самых ранних этапах работы над книгой стоит задуматься - а сколько героев в ней будет? Может, по минимуму, чтобы вызвать у читателя чувство одиночества? Или как можно больше, чтобы создать максимально проработанный и объемный мир? Это важный вопрос, который следует проработать как можно раньше.

      Сбалансируйте героев произведения. Никто не идеален и не шикарен во всем. Не ошибается только Мэри Сью (тип “идеального, безупречного и исключительно гениального героя”), но такие герои милы только их авторам. Пусть у ваших героев будут проблемы, переживания, неудачи - все это сделает их реальнее, и читателям будет легче ассоциировать себя с такими героями. Не забывайте: люди не идеальны, литературные герои - тоже.

      • Ошибки вашего героя дадут вам достаточно места, чтобы исправить их в течение повествования. А что, хороший тип истории: герой исправляет ошибки прошлого, чтобы стать лучше. Люди любят читать про такое - это дарит им надежду на то, что не все еще потеряно и есть где-то Настоящие Люди!
    1. Узнайте героев своего произведения. Наделили персонажа сильными и слабыми сторонами? А теперь подумайте, как они будут реагировать на те или иные события и ситуации, даже если вы про такие случаи никогда не будете писать. Подумайте, о чем надеются и мечтают герои, от чего огорчаются и расстраиваются, кто и что для них важно. Чем больше вы знаете о герое, тем лучше вы поймете, как они будут реагировать на изменяющиеся обстоятельства, а это - залог создание хорошо продуманного персонажа.

Хотите написать книгу, но не знаете с чего начать? Подобная проблема присуща не только молодым, начинающим авторам, но иногда даже маститым, известным писателям. В таком случае, всегда стоит помнить, что не боги горшки обжигают, поэтому практически любое дело можно не только начать, но и закончить, если подойти к нему с правильной стороны.

Начиная работать над книгой, стоит помнить, что универсальных рецептов по её созданию не существует, поэтому ко многим простым истинам придётся приходить самостоятельно. Любое учебное пособие способно дать только азы и сориентировать, в какую сторону стоит двигаться, но проблем от этого не убавится. Ведь, при вдумчивой работе над каждым новым произведением вопросов у автора будет только прибавляться, как и у любого другого человека, плодотворно развивающегося в своём направлении.

Недостаточно иметь только определённый, хорошо отработанный навык художественного письма, также стоит развивать в себе творческое мышление и особое авторское видение, которое смогло бы с самых первых строк сказать читателю, кого именно он сейчас читает. Ведь ни один серьёзно настроенный редактор не будет издавать безликое и безынтересное произведение, не имеющее собственного лица.

Как написать художественную книгу о себе?

Автобиография… Казалось бы, что может быть проще последовательного рассказа о себе, но и здесь всё не так просто устроено, как может показаться на первый взгляд. Для наглядности обозначим несколько пунктов, во время работы с которыми могут возникнуть определённые трудности:

В завершение данной части статьи стоит всё-таки заметить, что писать мемуары целесообразно только в том случае, если вам действительно есть что сказать. А также если вы уверены, что сможете преподнести свою историю жизни в увлекательной обёртке для читателя. При соблюдении этих двух важных правил действительно можно выдать достойный книжный продукт, за который вам не будет стыдно.

Как написать свою первую книгу?

Ну что ж, вы всё-таки решили испытать удачу и начали всерьёз задумываться о создании такого литературного произведения, которое смогло бы перевернуть вверх тормашками весь мир и сделать вас не только значимым в глазах родных и знакомых, но и в сознании большого количества незнакомых людей. И, конечно, в первую очередь вас интересует, с чего стоит начать, как писать? Поэтому основное правило, которое всегда стоит применять первым, будет звучать очень кратко, но в то же время достаточно ёмко - просто начните.

Жанр будущей книги

Изначально вам нужно определиться, что именно вы хотите написать: любовный роман, остросюжетный боевик, фэнтези, научную фантастику, психологический роман, роман-эпопею и т. д.

Все, кроме последнего жанра, можно попытаться в дальнейшем продвинуть в конкретную жанровую линейку , так как многие издательства печатают определённые серии книг. Соответственно, они подбирают тот материал, что подойдёт конкретной группе читателей.

Намного сложнее дела обстоят в том случае, если вы пишите произведения малой прозаической формы ( , рассказы ). Здесь раскрутиться вам могут помочь толстые авторитетные литературные журналы и альманахи , такие как «Пламя», «Новый мир», «Звезда», «Лёд и пламя» и т. д. Если вы создаёте литературу «не для всех», и она действительно высокого качества, то пробиться вам будет ещё сложнее. Поэтому сразу решите, на кого вы работаете: на книжный рынок или на себя.

Тема

Ещё одна важная составляющая вашей будущей книги. Любую стандартную тему (любовь, война, дружба, реализация определённого дара, социальная трансформация и др.) можно обыграть по-новому , вложив в неё собственное видение определённого понятия или ситуации, а также выбрав наиболее удачную форму для вашего будущего произведения.

В процессе написания книги помните, что у вашего романа должен быть определённый посыл . Вы обязательно должны сказать миру что-то важное. Вполне вероятно, что ваша тема окажется достаточно спорной и трудной для понимания, но не бойтесь идти вперёд, так как сложности являются привычными спутниками практически любого творческого человека и их нужно уметь преодолевать.

Составление плана

На самом деле составление плана является довольно спорным моментом, так как творческий процесс у каждого сугубо индивидуален. Кому-то действительно нужно подробно расписать поворотные моменты и ключевые сцены, другие же, например, составляют опорную часть в картинках, третьи, вообще, совершенно ничего не рисуют и не пишут, а некоторое время вынашивают главную мысль текста у себя в голове, а затем садятся и начинают работать над произведением.

Именно поэтому каждый сам решает для себя, как он будет организовывать свою работу. Также, стоит заметить, что написание плана произведения мало чем отличается от составления тех планов, по которым многие из нас писали сочинения в школе.

В любом случае вам будет необходимо отметить для себя завязку произведения , его основную часть, продумать основной конфликт, а также концовку книги, чтобы наглядно увидеть структуру вашего будущего текста.

Система персонажей

Кроме плана произведения, также необходимо обдумать и будущих персонажей . Создание живого интересного героя - это довольно трудоёмкое занятие. Исходя из того, что в жизни не бывает идеальных людей, то и книги не могут населять совершенные персонажи. Нередко начинающие авторы как раз грешат тем, что пытаются сделать из своего главного героя безупречного супермена, а не живого, чувствующего человека, который может ошибаться, иметь физические недуги, вредные привычки, предавать других, а также панически чего-то бояться.

Именно перечисленные шероховатости позволяют читателю сродниться с персонажем, найти с ним какие-либо точки соприкосновения, ведь только в таком случае может возникнуть ответный отклик, когда написанное автором будет знакомо тому, кто возьмёт в руки его книгу.

Персонаж произведения ни в коем случае не должен быть только словесным трафаретом или некой функцией, использованной для определённого действия. Он должен жить своей жизнью, изменяться, развиваться, а главное - запоминаться читателю.

Редактура текста

Этот этап является, наверное, самым ответственным из всех перечисленных ранее. Обычно это завершающая стадия работы над текстом . Перед тем, как к ней приступить, стоит дать произведению с месяц отлежаться. За это время вы сами сможете немного отдохнуть от написанного, к тому же ваш взгляд на работу будет менее замыленным.

Проверяя работу на орфографические ошибки, стилистические и смысловые неточности , старайтесь, насколько можете, абстрагироваться от текста , чтобы оценить его сильные и слабые стороны более объективно.

Нелишним будет воспользоваться услугами профессионального редактора или корректора , особенно если ваши финансовые возможности позволяют это сделать. Также, не стоит пренебрегать помощью близких. Помните, что вам в любом случае нужен взгляд со стороны, так как ни один автор не может объективно оценить своё детище. Поэтому собирайте как можно больше разных мнений и уже на их основе решайте, что именно вы будете менять в своём романе, а что оставите нетронутым.

Стоит ли издавать написанную книгу?

Этот вопрос мучит, наверное, всех, кто уже написал свою книгу или только собирается это сделать. Ответить на столь щекотливый вопрос способен только сам автор. Конечно, любому писателю хочется быть узнанным и прочитанным, но многие стесняются выставлять свои печатные мысли на всеобщее обозрение. Если вы ещё не определились, что именно вы собираетесь делать после написания книги, то можно рассмотреть следующие варианты для свой творческой реализации:

Книги о том, как писать книги

В заключительной части статьи хотелось бы сказать несколько слов о вспомогательной литературе. В первую очередь - это, конечно же, классика. Читая произведения маститых писателей, вы сможете улучшить свой авторский стиль, а также посмотреть на наглядных примерах, как устроены другие писательские Вселенные.

Также в качестве учебников по писательскому мастерству можно использовать следующие книги:

На этом, пожалуй, стоит закончить данную статью. В любом случае однозначного ответа на вопрос: «как правильно написать книгу?» получить невозможно, но в то же время можно попробовать протоптать собственную дорожку, которая сможет привести вас не только к написанию книги, но и к её изданию.

Дорогие коллеги! Я провела небольшое исследование, которое, надеюсь, будет и вам полезно. Речь идет о начале произведения, о той (или тех) первых фразах, которые задают тон всему тексту. О фразе - камертоне. Не знаю, как вы, но я всегда остро реагирую на то, как начинается произведение. И мне всегда очень хотелось понять, почему одно предложение действует как крючок с наживкой для читателя, а другое наводит скуку, да такую, что книгу немедленно хочется закрыть и больше не открывать. В общем, я проанализировала несколько текстов известных авторов. И пришла к выводу, что все найденные мною фразы-камертоны можно свести к 9 типам. Я не утверждаю, что их ровно девять, может быть меньше, может - больше. Я проанализировала всего лишь 21 произведение, так что, очень вероятно, есть еще какие-то типы, мной не учтенные. Может быть, у вас появятся какие-нибудь идеи на этот счет.

1. Событие

«это случилось... это событие.... все началось.... эта история произошла...в тот день... в тот год... в ту ночь, когда...»

Стивен Кинг. «Темная половина»
Человеческие жизни - их действительные жизни, а не простое физическое существование - начинаются по разному. Настоящая жизнь Тада Бомонта, мальчугана, родившегося и выросшего в районе Риджуэя в Бергенфилде, штат Нью-Джерси, началась в 1960 году. ДВА СОБЫТИЯ ПРОИЗОШЛИ С НИМ В ТОМ ГОДУ.

Стивен Кинг. «Мобильник»

СОБЫТИЕ, которое стало известно как «Импульс», ПРОИЗОШЛО первого октября в три часа три минуты пополудни, если брать восточное поясное время.

Стивен Кинг. «Туман»

ВОТ КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО. В июле 19.. года, в ту ночь, когда на севере Новой Англии наконец прошла самая страшная за всю ее историю полоса жарких дней, в западном регионе штата Мэн разразилась невиданная по силе буря.

Стивен Кинг. «Томминокеры»

В ТОТ ДЕНЬ Андерсон вышла из дома вместе с Питером, стареющим гончим псом, ослепшим на один глаз.

Корнелия Функе. «Чернильное сердце»

В ТУ НОЧЬ шёл дождь, моросящий, шепчущий дождь. Даже через много лет, стоило лишь закрыть глаза, Мегги слышала, как он словно пальцами постукивает по стеклу...
В ТУ НОЧЬ, КОГДА ВСЕ НАЧАЛОСЬ И МНОГОЕ НАВСЕГДА ИЗМЕНИЛОСЬ, под подушкой лежала одна из любимых книг Мегги.

2. Исключение

«Все сидели по домам, а он (она)... все спрятались и только один (одна)..., все молчали, только он (она)..., все думали, ... все хотели, а...»

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и орден Феникса»

Рекордно жаркий день этого лета подходил к концу. Большие, квадратные дома Бирючиновой аллеи окутывало дремотное молчание... Местные жители, вынужденные отказаться от привычных занятий – мытья машин и ухода за лужайками – проводили время в своих прохладных домах, широко распахивая окна в надежде заманить в помещение несуществующий ветерок. ЕДИНСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ОСТАВАЛСЯ НА УЛИЦЕ, БЫЛ МАЛЬЧИК-ПОДРОСТОК, лежавший на спине на клумбе возле дома № 4.

3. Постфактум

«потом говорили... в народе это стало известно... он (она) только потом понял (а)...)

Анджей Сапковский. «Ведьмак»

ПОТОМ ГОВОРИЛИ, что человек этот пришел с севера, со стороны Канатчиковых ворот.

4. Прямое столкновение

«появился монстр... обнаружила дверь... странный предмет лежал...»

Стивен Кинг. «Куджо»

Однажды, не очень давно, в маленьком городке Кастл-Рок ПОЯВИЛОСЬ ЧУДОВИЩЕ.

Нил Гейман. «Коралайн»

Коралайн ОБНАРУЖИЛА ДВЕРЬ вскоре после переезда в дом.

Стивен Кинг. «Оно»

УЖАС, продолжавшийся в последующие двадцать восемь лет, - да и вообще был ли ему конец? - НАЧАЛСЯ, насколько я могу судить, С КОРАБЛИКА, сделанного из газетного листа и подхваченного дождевым потоком, который унес его вниз по водному желобу.

5. Грядущая неприятность

«ссоры было не избежать.... день начался с ссоры.... ссора готова была перерасти... все бы отдал(а), чтобы избежать этого разговора... день Х приближался, и ничто не могло этого изменить...»

Стивен Кинг. «Дети кукурузы»

Берт нарочно включил радио погромче: НАЗРЕВАЛА ОЧЕРЕДНАЯ ССОРА, и он надеялся таким образом ее избежать.

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и тайная комната»

Уже не в первый раз в доме номер четыре по Бирючиновой аллее за завтраком РАЗГОРЕЛАСЬ ССОРА.

6. Предчувствие

«у него упало сердце.... все внутри похолодело... сердце забилось...)

Стивен Кинг. «1408»

Майк Энслин еще открывал вращающуюся дверь, когда увидел Олина, менеджера отеля "Дельфин", сидящего в одном из больших кресел вестибюля. У Майка УПАЛО СЕРДЦЕ.

7. Все говорили

«среди жителей этот дом считался проклятым.... все знали, что это место нечисто... по слухам здесь произошло что-то страшное... раньше все думали, что...»

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и узник Азкабана»

Жители деревни Малый Висельтон по старинке называли этот дом «домом Реддлей»... дом Реддлей был теперь заброшен и необитаем. Малые висельтонцы сходились во мнении, что СТАРЫЙ ДОМ ОЧЕНЬ «ЗЛОВЕЩИЙ».

Стивен Кинг. «Салимов удел»

ПОЧТИ ВСЕ ДУМАЛИ, что мужчина с мальчиком - отец и сын.

8. Парадокс

«вместо того, чтобы получить на день рождения велосипед, он не получил ничего и страшно этому обрадовался.... если бы у нее был выбор между родителями и детдомом, она бы выбрала последнее... среди новеньких туфель он увидел до того старые и заношенные, что сердце его запрыгало от радости: это то, что нужно!...»

Здесь я не нашла подходящих примеров, но я абсолютно уверена, что не раз читала подобные начала.

9. Недоказанная аксиома

«тот, кто съест дынное варенье, наверняка умрет..., это всегда случается с теми, чье имя начинается на букву «А»... »

Ильдико фон Кюрти. «Тариф на лунный свет»

Стопа есть почти неизведанная зона женских проблем.

Вас всегда влекло печатное слово, завораживал шелест книжных страниц, а кроме того , не давала покоя убежденность , что вам есть о чем поведать человечеству? Значит, вопрос, как научиться писать книги, для вас актуален. Давайте попробуем выведать секреты профессиональных писателей. Как им удалось подняться на вершину волны успеха?

Первые действия

Как написать книгу, с чего начать, план - нужен ли он или необходимо лишь дождаться вдохновения, а там мысль сама отправится в свободный полет? Прислушаемся к советам писателей, а они утверждают, что без плана и детальной проработки структуры будущей книги - никуда.

Первое, что должно непременно быть в голове у создателя будущего шедевра, - идея. Где взять идею? Для этого нужно:

  • интересоваться всеми событиями, которые происходят вокруг;
  • постоянно чему-то учиться, что-то осваивать новое;
  • почаще менять работу, найти себе много интересных занятий кроме нее , а также обязательно встречаться с новыми людьми.

Последний пункт стал очень важен, в частности, для нашего классика Ивана Бунина. Он перепробовал множество специальностей и исколесил всю Россию. Итогом стал колоссальный жизненный опыт, дававший ему все новые и новые сюжеты. Там же он знакомился с будущими персонажами своих произведений: ничего не выдумывал, просто брал их из жизни. Может быть, стоит взять на вооружение замечательный прием ?

А если вы чувствуете, что книги пока писать рано и хотите начать с небольших текстов, то может вас заинтересует пошаговая инструкция ?

Инструкция

Как написать книгу: пошаговая инструкция, идеально подходящая для всех, пока еще не разработана, но можно воспользоваться такими рекомендациями успешно практикующих писателей:

  • придумайте идею, которая будет интересна не только вам;
  • подумайте, чем закончится ваша история, какой она несет смысл (чему учит, о чем заставляет задуматься) для читателя;
  • проработайте план от введения до эпилога;
  • определите пути, которыми будете распространять книгу;
  • еще раз мысленно очертите круг своей аудитории, чтобы понять, как «изготовить» книгу, направленную на удовлетворение ее потребностей.

Первый шаг сделан - начало положено. Пойдем дальше.

Как заставить себя начать работу?

Как начать писать книгу - самый сложный вопрос. Страх белого листа характерен для многих начинающих авторов.

Для того чтобы дело пошло, следует организовать себе отдельное рабочее место. Может быть, это будет стол со стационарным компьютером, может быть, любимый уголок дивана, когда ноутбук лежит на коленях, а рядом стоит чашечка кофе.

Сколько писать по времени

Необходимо установить для себя четкие обязательства: каждый день писать какое-то количество страниц. Естественно, усредненной нормы не существует: она у каждого своя. Как быстро можно написать книгу? Например, реально ли это сделать за 30 дней? Разумеется, вполне реально. Все зависит от объема вашего будущего произведения. Короткий рассказ несложно создать и за пару дней , если в голове созрел сюжет. А на полноценный роман может уйти и два, и три месяца, и полгода.

Чтобы выяснить, сколько времени займет написание рассказа, попробуйте сделать простой расчет : если установите себе норму страница в день, то по истечении 10 дней из-под вашего пера выйдет 10-страничный опус. Но добавьте время на вычитку, корректуру, еще одну вычитку на «свежую голову». Дней 12 понадобится.

Польза для читателя

Какой вопрос должен решить для себя читатель после прочтения? Собственно говоря, он должен найти итог интриги, с которой все начиналось. Та цель, которая стояла во введении, должна быть достигнута. Если читатель останется в недоумении: зачем автор все это затевалесли не сумел сделать логичный вывод, решить какую-то проблему, то считайте - вы не выполнили работу. Например, прекрасная принцесса в начале книги должна была, судя по завязке, найти потрясающего принца, но она как-то отвлекалась от процесса, занялась другими делами, стала строить карьеру… Принц же , мелькнувший в первых главах романа, исчез в непонятном направлении. Читатель не увидел развития сюжетной линии и не понял глубокого замысла автора.

Если вы пишете пособие по какой-то проблеме, оно должно быть конкретным. Спрашиваете у читателя, желает ли он разбогатеть? Значит, в книге должны быть перечислены все 133 возможных способа, как этого добиться, с примерами.

В общем, ставим задачу - и решаем ее .

Корректура и редактура

Мало иметь отличную идею и уметь излагать свои мысли понятным для аудитории языком. Если вы хотите выпустить в свет рассказ, роман или любое другое произведение, обязательно нужно придать ему «лоск», то есть сделать его грамотно написанным и хорошо оформленным.

Грамотность у вас не очень? Не расстраивайтесь, это препятствие легко преодолимо: используйте для проверки всеми любимый word. Стиль тоже стоит проверить. Для этого разработана программа Главред. Впервые познакомившись с ней, вы можете решить, что разработчики позаимствовали название у слова «вред»: уж очень въедливой может показаться она на первый взгляд ! Но затем вы поймете : программа замечательная, она позволяет найти значительные стилистические погрешности и подскажет способы исправления ошибок.

Обложка

Помните ли пословицу: «По одежке встречают…?». Ее в полной мере можно отнести к книгам. Обложка вашей книги должна если не потрясать до глубины души, то хотя бы цеплять воображение. Любая пошаговая инструкция по изданию книжки включает пункт об обложке.

Рассмотрите какой-нибудь образец книги - из тех, что выходят в лидеры продаж. Какие интересные обложки! Настоящий синтез искусства и коммерции, по выражению одного из издателей. В обложке используем:

  • фотографии (особенно интересны старые архивные с оригинальными дополнениями в виде рисунков и графики);
  • коллажи;
  • абстракцию;
  • комбинацию из разных шрифтов.

Пусть обложка чуть-чуть выходит за грани привычного: все, что заставляет воображение работать, становится популярным.

Что необходимо, чтобы научиться писать книги?

Хороший писатель обладает:

  • знаниями в разных областях жизни (поэтому придется постоянно учиться и обретать новый опыт);
  • знанием психологии;
  • образным мышлением.

Он умеет думать неординарно, фантазировать, размышлять, делать выводы из прочитанного и сказанного. А еще он хорошо ориентируется в потребностях своих современников и выдает именно тот продукт, который пользуется спросом.

Пишем и зарабатываем

Как написать книгу и заработать на этом? Классики прошлых веков об этом не задумывались: писали себе спокойно то, к чему лежала душа, ведь по большей части в средствах они не нуждались. Журналист-критик Вяземский, поэт Батюшков позволяли себе роскошь издаваться для собственного удовольствия. Мы же хотим написать так, чтобы заработать деньги. Руководство или пособие по написанию книг, каких много в интернете, советуют начинающим:

  • выбрать жанр;
  • создать свой стиль, с «изюминкой»;
  • структурировать произведение;
  • заманивать читателя интригой: в обложке, в аннотации , во введении.

Индивидуальный стиль поможет выделиться на книжном рынке. Хорошо продуманная структура - быстро найти то, что интересует читателя. Грамотно завязанная интрига - и вовсе половина дела.

Очень важный момент: пишите о том, что волнует людей. Какие это темы? Ваше творчество может разыграться на просторах:

  • романа о любви (вечная «женская» тема, беспроигрышная);
  • сказок для детей (родители и бабушки-дедушки всегда в поиске новых историй);
  • книги о своей жизни (если, конечно, жизнь такая, что есть о чем рассказать);
  • различных пособий (как заработать, как научиться вышивать крестиком, как научиться «читать» язык жестов, как открыть в себе способности певца).

Итак, актуальная тема, захватывающий сюжет, оригинальная обложка. Перемешаем, поперчим интригой - блюдо готово! Заработать можно разные суммы: кто-то начинает с нескольких тысяч рублей. Кто сразу зарабатывает десятки и сотни тысяч. Многое зависит от установленного процента за продажу: это может быть 10, 12, 16%.

Но ведь книгу надо еще издать. Об этом чуть позже, а пока рассмотрим инструменты писателя.

Что нынче вместо гусиного пера?

Самым удобным для писателя «орудием труда» является, наверное, стационарный компьютер. Он дисциплинирует: усевшись за стол, чувствуешь себя, как в рабочем кабинете . На компьютере больше возможностей установить разные специальные программы.

Некоторым больше нравится ноутбук: он всегда с собой, можно сразу записывать все мысли, которые приходят в голову. На ноутбуке удобно работать тем, кто любит мобильность.

Существуют программы, которые позволяют создавать тексты online, проверять ошибки и автоматически сохранять информацию. Многие сервисы позволяют это делать бесплатно.

Популярные программы в помощь писателю

Многие уверяют, что лучше всего писать в ворде , пользуясь знакомыми и привычными функциями. Этот вопрос решается индивидуально: кому как удобнее. Ведь сегодня появилось много сервисов, «заточенных» специально под писателей, критиков, журналистов. Начать карьеру писателя можно с помощью программ:

  • Liguid Story Binder;
  • Scrivener;
  • Hemingway;
  • Блокнот.

Первая проверяет грамотность, резервирует копию текста, позволяет создавать шаблоны сюжетных зарисовок.

Вторая дает возможность создавать много проектов, все сохраняет автоматически.

Третья дает возможность выявить и устранить сложные для восприятия конструкции. Только учтите, что некоторые сервисы - англоязычные, для русских текстов не подходят.

Новичок легко разберется также с Главредом (стиль, тавтология), с Адвего (проверяет грамотность, водность, заспамленность ). А можно просто работать в программе Блокнот - функций минимум, зато открывается быстро и на любом носителе.

Сайты, где пишут книги

Создать собственную книгу можно онлайн на специализированном сайте. Это, например, YaPishu.net . Здесь авторы работают абсолютно бесплатно , без регистрации. Сайт booqla.com/ru дает возможность каждому желающему написать и напечатать книгу любого формата, прорекламировать собственные произведения. Он содержит интересные функции для тайпсеттинга - то есть создания художественных творений в стиле японских комиксов, когда речь героя помещается в облачко. Очень выразительный прием : картинки и немного текста.

Выложить свое нетленное произведение (хоть огромный том, хоть маленькую статью) можно на proza.ru .

Как писатели пишут книги

Вряд ли кто-то сумеет разработать подробную и полную инструкцию о написании книг по всем темам и во всех жанрах.

Но есть ряд советов:

  1. Пишите хоть по чуть-чуть, но каждый день.
  2. Следите за раскрытием темы.
  3. Пользуйтесь техническими новинками, позволяющими оптимизировать процесс, вроде приведенных выше программ.

От какого лица лучше писать? Зависит от того, что именно вы сочиняете. Если научный трактат, то, конечно, от третьего лица. Если томный любовный роман или захватывающий детектив - то тоже от третьего. Если какая-нибудь поучительная история - от первого лица. Если пособие - то лучше от первого, с прибавлением живого общения с читателем.

Впрочем, эти советы условны. Вы можете сделать по-своему.

Аннотация

Издательства обычно требуют от автора аннотацию. И не зря: если перед началом повествования размещена краткая статья с пояснением, о чем книга, читателю легче сориентироваться и решить, следует ли ее покупать. Но в аннотации не должен писаться весь сюжет: лишь то, что может заинтересовать читателя и вызвать у него желание узнать, а что же дальше?

Ненавязчиво помогите потенциальному читателю купить книжку. Дайте «наводку»: что будет, если он прочтет ее ? Как это изменит его жизнь?

Как издать

После того, как книга будет готова, обязательно возникнет вопрос: как ее издать? Здесь могут быть 2 варианта:

  1. Обратиться в издательство.
  2. Взять все на себя.

В первом случае за вас все сделают, но денег уйдет много. Возможно, вложения в итоге не окупятся.

Во втором - получится намного дешевле. Кроме того, у вас останется исключительное право на установление цены, на продажу, на рекламу вашего произведения.

Предварительно необходимо воспользоваться услугами:

  • дизайнера (для оформления обложки, текста);
  • корректора (для проверки стиля и грамотности);
  • редактора (для приведения текста в наиболее удобный для читателя вид).

ВАЖНО: Для самостоятельного издания зарегистрируйтесь на правительственном сайте, чтобы получить авторские права.

Чтобы ваша книжка стала доступной для книжных магазинов и появилась в их базе новинок, получите 13-ти значный код ISBN. Можно создать собственный сайт, связать его с книжным магазином Amazon и вести продажу книг через эту торговую точку. Разумеется, книга будет в электронном варианте.

Вообще, электронная книга обойдется вам намного дешевле, хотя и не принесет такой прибыли, как бумажная. Вы можете опубликовать свои творения (кстати, совершенно бесплатно) на Kindle Direct Publishing : авторам выгодно сотрудничать с этим сервисом, так как у них остается большая часть прибыли.

Виды и жанры. Что будем писать?

Если вас увлекают любовные истории, предлагаем вам, не мудрствуя лукаво, писать о любви. Как? Позвольте своей фантазии разыграться: пишите о том, чего почти не бывает в жизни, но о чем упорно мечтают женщины. Это:

Впрочем, возможно, у вас будет совсем другая история: немного веселая , немного грустная, но жизненная, основанная на вашем личном опыте. Настоящая!

Напишите книгу о своей жизни или о жизни собственного ребенка . Если вам есть, что поведать миру, если ваша жизнь всегда кипит и полна неординарных событий, стоит рассказать о ней - возможно, в форме дневника или повести.

Написание фэнтези или детективов - отдельные темы. Любите фантазировать? Сегодня жанр фэнтези в большой моде. Это довольно свободный жанр, не имеющий строгих канонов. Главное, чтобы читателю было интересно следить за перипетиями событий в воображаемом мире.

Детективы хорошо удаются человеку с отличным логическим мышлением. Мало просто хотеть писать детективы - необходимо обладать определенным складом ума.

Книга для детей может у вас прекрасно получиться, если вы сочиняли сказки для своего малыша. Просто вспомните их и переложите на бумагу (точнее, на экран). Желательно, чтобы рассказы для детей содержали какой-то урок, чему-то обучали, объясняли - в игровой форме.

Ваше произведение может быть также сборником рассказов и повестей - о чем угодно. Всегда популярны житейские, вечные темы, например, о выборе жизненного пути, о взаимоотношениях отцов и детей.

Есть известные авторы, которые прославились , написав одну книгу. Может быть вы будете одним из них?

Дополнительно

В дополнение к вышесказанному можно добавить несколько строк о хороших книжках— «инструкциях», раскрывающих писательские секреты. Можно брать из них примеры, позволяющие научиться правильно писать и расставлять акценты.

Прочтите отличную книжку «Автор, ножницы, бумага» Николая Кононова. Там содержится очевидная на первый взгляд , но порой оставляемая авторами без внимания подсказка: то, что вы хотите рассказать, должно быть интересно людям.

Ознакомьтесь с изданием Ольги Соломатиной «Писать легко». Она раскрывает прием , делающий повествование захватывающим: предмет нужно изучить всесторонне, знать все новости о нем . привести мнение экспертов и подать материал максимально структурировано : картинки, таблицы, списки.

Прочтите Марка Леви «Гениальность на заказ» - о технике быстрого записывания мыслей. Научитесь различать большое в малом после прочтения «пособия» Марины Москвиной «Учись видеть».

Кроме того, постарайтесь «перенять опыт» у коллег по цеху. Вспомните: наверняка вы знаете имена авторов, написавших первую книгу в жизни, которая сразу сделала их известными. Примеры: Харпер Ли «Убить пересмешника», Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Перечитайте эти книги, рассматривая содержание под другим углом зрения, представив себя на месте не читателя, а критика: что позволило этим книгам стать известными на весь мир? Может быть, какие-то приемы вам пригодятся?

Цели ясны, задачи поставлены. За работу, товарищи!

Итак, в общих чертах теперь вы представляете, с чего следует начинать работу по созданию выдающегося литературного труда, которым вы твердо решили счастливить человечество. Приступаем к работе, помня о приемах , облегчающих выполнение поставленной задачи:

  • ни дня без строчки;
  • четкое планирование и структурирование;
  • постоянное перечитывание и корректировка текста;
  • контроль над собственными эмоциями.

Когда вы перечитываете написанное, безжалостно режьте все, что не имеет отношения к делу: всякие красочные описания, различные параллельно пришедшие на ум истории, излишние украшательства.

Режьте на куски сложносочиненные предложения, дабы избежать вот таких конструкций: «Когда загадочной темной ночью на небе внезапно появилась бледная луна, в душу Ивана Петровича, поздно вернувшегося с работы, стали закрадываться страшные подозрения, что его начальник неспроста так долго задерживал сегодня весь коллектив: близилось что-то страшное, наверное, оптимизация, сокращение, если говорить иными словами, и он задрожал от ужаса».

Боритесь с восклицательными и вопросительными знаками: большое их количество создает ощущение, что автор - немного неуравновешенная личность: «Здравствуй, дорогой читатель! Хочешь, я поведаю тебе удивительную историю о том, как я писал книгу? Не уверен , что очень хочешь? Напрасно! История покажется тебе чрезвычайно интересной, если, конечно, ты сможешь дочитать ее до конца».

Убирайте многоточия: разве у вас не хватает слов, чтобы закончить свою мысль? А некоторые читатели могут решить, что мыслей, в общем-то, здесь больше и нет…

И не забывайте о юморе. Малая толика юмора не повредит даже самому серьезному рассказу.

Вы давно знали, о чем хотите написать? А теперь вы знаете, как это сделать. Организуйте рабочее место и начинайте с плана. Работа пошла!