Как не раздражаться - Психология - Каталог статей - Biomagic: биоэнергетика, магия, наука, история. Мы должны быть медленны на гнев

Сначала думала написать большую статью с кучей рекомендаций, но потом решила – это всё уже есть, надо показать суть, почему мы в принципе раздражаемся. Может быть, тогда и куча рекомендаций не потребуется.

Думаю, раздражаются все и не по разу в день, поэтому ощущение всем знакомое и понятное. Его вредность – в том, что оно негативное, и, когда мы его чувствуем, то часто добавляем к нему негативные же мысли, т.е. раздуваем недовольство. А это, конечно, мешает жить и уводит «в не туда» от наших целей и желаний. Многие привыкли подавлять раздражение. Но, как говорит доктор Перл, «нам дали наше эго не затем, чтобы мы заморили его до смерти. Эго дано нам, чтобы мы научились приводить его в равновесие».

Поэтому главный вопрос – не в том, что мыслить и чувствовать негативно – это плохо, а в том, как этого равновесия достичь.

Т.е. давайте прямо сейчас перенесём своё внимание с того, что нам мешает жить, на то, чего мы хотели бы иметь в идеале. Наш мозг никогда не перестанет придумывать разные мысли, но в нашей власти относиться к ним по-другому.

Итак, раздражение.

Вот ключ: каждый раз, когда вы раздражаетесь, ищите, чему вы сопротивляетесь. Только сопротивление, и ничего больше, рождает наше раздражение чем-то или кем-то.

Давайте на примерах. На работе мало платят, а начальник тратит деньги неразумно, мог бы и премию дать. Раздражение. Теперь – внимание – чему мы здесь сопротивляемся? Тому, что начальник «не такой», что наш труд не достаточно ценят, что денег не хватает, и т.д. И всему этому мы сопротивляемся, потому что не согласны. Как согласиться? Взять свою ответственность. Выбор места работы и уровня оплаты – наш, решение работать с этим начальником – наше, а раздражаемся почему-то на других. Как суметь взять свою ответственность, я уже писала. Прекратив сопротивление, мы заметим, что перестали раздражаться.

Ещё ситуация: свекровь часто приходит в гости и излишне контролирует ваш с мужем быт и отношения. Конечно, раздражает, «так же себя не ведут!». Смотрим, чему здесь мы сопротивляемся. Ответ очевиден: нарушению наших личных границ. Когда ногами без спроса залезают на нашу территорию, испытывать раздражение – это естественно. Вы спросите – что, позволить ей хозяйничать в нашем доме? Нет, но сопротивляться этому вредно – вы же испытывается раздражение, свекрови-то всё равно. Поэтому простое решение – научиться устанавливать свои границы, и начать это делать со свекровью. Через месяц-другой ситуация кардинально изменится. Как выставлять границы, я учу на тренингах.

Или ещё пример – муж дома ничего не делает, лежит на диване, пьёт пиво, денег не приносит, хобби не имеет, сидит у вас на шее, ещё и недоволен. Конечно, раздражает. Опять возвращаемся к теме ответственности и смотрим, чему мы сопротивляемся. По сути, своему решению. Т.е. выбирая продолжать жить с человеком, жизненные ценности которого расходятся с вашими, вы берёте ответственность за качество её, такой жизни, на себя. Конечно, обвинять мужа значительно проще, но раздражается не он, а мы, поэтому нам и решать проблему. Сопротивляться собственному решению более чем странно, но вы будете удивлены, когда, проведя ревизию всех своих недовольств, увидите, как часто это происходит. Показывать пути решения этого вопроса я не буду, тут всё строго индивидуально, но в целом видно, что муж не то чтобы ни при чём, но ответственность всё же на нас. Это ведь наша жизнь.

Думаю, примеров достаточно, чтобы понять, как это работает. Давайте ещё раз: раздражение – ищем, чему сопротивляемся – находим – решаем, что тут можно изменить – находим возможность это сделать – делаем. Формулировки вроде «ну а что я могу сделать?», брови домиком и бессильное разведение рук не принимаются, это не наш метод). Раздражение – наше, значит, только мы и можем тут что-то сделать, вопрос не в том, можете или нет, а в том, что конкретно вы сделаете, чтобы жить лучше.

Осознав в полной мере, что любое испытываемое раздражение имеет в основе наше сопротивление кому-то или чему-то, можно легко и быстро выйти на принципиально другой эмоциональный уровень жизни. Т.е. это – базовая причина раздражения, а «лечить» чаще всего предлагается следствия. Понятно, что при таком подходе «лечение» сильно затягивается, а «болезнь» переходит в хроническую. И сколько таких хронически «больных» раздражением людей встречается нам ежедневно! А ведь метод работает и для них, главное – желание и самодисциплина, раздражение накапливалось годами, и за день оно не уйдёт, это важно понимать.
Словом, берите, действуйте и получайте результат).

С любовью, Юлия Соломонова

Ответ на вопрос «как перестать злиться?» в современном обществе волнует все большее количество людей. В 21 веке жители городов ежедневно испытывают стресс, люди не могут контролировать негативные эмоции и срываются на окружающих. Как же решить эту проблему и обрести спокойствие?

Злость и раздражение не привносят в жизнь людей ничего хорошего. Человеку, испытывающему эти чувства, приходится переживать сильные негативные эмоции. Выплескивание этого негатива на окружающих, только способствует его увеличению в геометрической прогрессии. В то же время человек, накапливающий неприятные эмоции внутри себя, рискует в значительной степени подорвать свое состояние здоровья и обрести серьезные хронические заболевания. Как же в таком случае можно побороть раздражение? В первую очередь нужно определить объект злости и причины ее возникновения.

Озлобленность на окружающих

Выявить причину злости на людей и излишней раздражительности поможет глубокий самоанализ личности. Причин, заставляющих человека агрессивно относится к окружающим великое множество, поэтому на этом этапе важно уметь прислушиваться к себе. Человек, прибывающий в состоянии депрессии и нервоза, раздражается при виде счастья других людей. Причиной также могут являться неразрешенные проблемы в прошлом или настоящем. Излишнюю раздражительность провоцируют различные заболевания организма, которые могут носить скрытый характер. Или же человек сам является мишенью для чужого негатива и ему передается плохое настроение извне. Точно определить причину поможет психолог, поэтому лучшим выходом будет обратиться к специалисту. Не стоит игнорировать проблемы с раздражением, ведь это может серьезно отразиться на самочувствии и взаимоотношениях с окружающими людьми.



Для того чтобы снять чрезмерное нервное напряжение, специалисты рекомендуют следующие психологические приемы:

  • Осознанное дыхание – чередование глубоких вдохов и выдохов, считая до 10;
  • Физическая нагрузка – пробежка на свежем воздухе или занятия фитнесом помогут вовремя расслабиться;
  • Занятия боксом – этот вид спорта как нельзя лучше поможет «выпустить пар»;
  • Контрастный душ – расслабит мышцы тела и зарядит позитивной энергией.



Чувство злости к ребенку

Материнство – это не только огромное счастье, но и тяжелейший каждодневный труд. Многие матери испытывают чувство раздражения на ребенка, что часто усугубляется последующем чувством вины. Для того чтобы справиться с данной проблемой, нужно понять почему она возникла. Устранив причину, исчезнут и ее негативные последствия. Среди распространенных причин психологи выделяют перфекционизм и ощущение бессилия.

Как справится с перфекционизмом?

Если женщина стремится во всех отношениях быть идеальной матерью, то стресса ей не избежать. Желение досконально контролировать поведение ребенка, создание множества правил, установление строгого режима требует огромных затрат энергии. Кроме того идеальные программы часто дают сбои, что приводит к возникновению неоправданных ожиданий. Не стоит тратить все силы на то, чтобы уместить жизнь в установленные рамки. Гораздо лучше работают гибкие правила, которые можно подстроить под состояние и настроение мамы с малышом, в то время как от излишнего контроля будут страдать оба.

Как побороть бессилие?

Иногда справиться с поведением ребенка бывает крайне сложно. Любая мать считает своей обязанностью приучить малыша к послушанию, однако в тех случаях, когда это не удается сделать, женщина чувствует себя бессильной. Иногда это приводит к самобичеванию и ощущению стыда. В итоге этот негатив выплескивается на малыша. Чтобы избежать этого, нужно всегда помнить о том, что ребенок – это отдельная самостоятельная личность. Он обладает своим уникальным характером и собственной волей, которой невозможно управлять полностью. Не нужно чрезмерно подавлять ребенка, тогда он научиться понимать последствия своих поступков и станет ответственнее.

Агрессия в сторону мужа

Чаще всего раздражение на мужа связанно с хронической усталостью и невысказанными потребностями. Многие замужние женщины сталкиваются с огромным кругом обязанностей по хозяйству и воспитанию детей, что приводит к катастрофической нехватке времени на себя. Если же к этому еще добавляется работа, то уровень стресса начинает зашкаливать. Тогда легко начать срываться на близких и раздражаться. При этом муж не всегда понимает состояние и потребности своей жены, а женщина может умалчивать о них, пока это не выльется наружу в форме скандала. Чтобы этого избежать старайтесь вовремя сообщать мужу о том, что вам требуется. Договоритесь, чтобы он взял на себя часть домашних хлопот, если оба супруга работают, или сидел с ребенком несколько часов в неделю. Тогда женщина сможет отдохнуть, встретиться с подругами или привести себя в порядок, что снимет излишнее нервное напряжение.

Даже самые близкие и любимые иногда раздражают. Когда это единичный случай, здесь и говорить не о чем, но когда раздражаешься значительную часть времени, это симптоматично, и значит, есть над чем поработать. Раздражение на других людей – проблема только наша, т.к. страдаем от него, в первую очередь, мы сами. Воспитание, как правило, не позволяет изливать раздражение на объект, поэтому люди подчас даже не догадываются, что явились причиной наших страданий. Раз проблема наша, то решать её, соответственно, нам. А чтобы решение было успешным, важно понимать причины, раздражение вызывающие.

Таких причин я бы выделила две, и первая – качество, раздражающее в другом, резонирует с тем, что есть в нас. Т.е., мы реагируем негативно на поведение другого человека, когда он проявляет качество, которое нам не нравится в себе. За собой в этом моменте наблюдать сложно, но очень хорошо это видно при наблюдении за другими, хорошо вам знакомыми, людями. К примеру, если человек эгоистичен, чаще думает о своём комфорте, не считаясь с другими, он будет регулярно критиковать окружающих, обвиняя их в эгоизме. Если человек прижимистый, жадный, он всегда это видит и акцентирует на этом по отношению к другим людям. И так далее – понаблюдайте и сделайте собственные выводы. Если человек лишён качества жадность, он, как правило, не замечает его и в других, а если и замечает, то вскользь, не заостряясь, т.к. его оно не задевает – ведь это не резонирует с его качествами.

Поэтому, если человек раздражает, в первую очередь, важно выделить – что конкретно, какие черты, качества вас в нём раздражают? Прямо с карандашом можно сесть и расписать. И дальше можно уже работать с этим, задавая вопросы – а почему меня раздражает это качество в нём, а это? Ведь, строго говоря, это его качества, и он несёт за них ответственность, почему же реагируем на них мы ? Не всегда возможно увидеть в себе то, что раздражает в других. В помощь можно использовать вот какой способ. Поставьте себя мысленно в аналогичную ситуацию, и честно, максимально искренне решите, как бы вы поступили на его месте. Какими мотивами были бы движимы, чьи интересы были бы для вас на первом месте. Помещение себя в ситуацию поможет увидеть то, что сокрыто. Дальше – можно вспомнить похожие ситуации, и посмотреть, какие свои качества вы тогда проявили. Идея в том, что раздражение работает как индикатор, если что-то цепляет, значит, есть за что зацепиться. Значит, в нас есть то, с чем это чужое качество вступает в резонанс. Других раздражает другое, третьих – третье. Потому что у каждого свой набор качеств.

Вторая причина, почему люди раздражают, — мы эти качества в других осуждаем. В принципе, эта причина – продолжение первой, но не всегда. Иногда мы осуждаем то, чего не можем принять в силу воспитания, принципов, отношения к миру и жизни. В вашем списке раздражающих качеств, таким образом, могут оказаться качества, вашими не являющиеся, но вызывающие осуждение, и это тоже повод для серьёзной работы, потому что осуждение разрушает и подрывает здоровье того, кто осуждает. Подробно об этом я писала в статье .

Привычка, да и само допущение – осудить другого – несёт в корне ошибочный взгляд на себя, людей, мир и жизнь. Осудить – значит, поставить себя ступенькой выше, и значит, поставить другого ступенькой ниже, но каково основание для этого? И это, конечно, клондайк для работы над собой и личностного роста, потому что ответ на этот вопрос вскрывает серьёзнейшие причины, по которым человек в жизни несчастлив. К примеру, размышляя, почему ставит себя выше, он может увидеть, что оценивает людей по уму, ставя душевные качества на второе или ещё более дальнее место. Кто оценивает других по уму, вряд ли сможет быть счастлив в жизни, потому что гордыня закрывает способность радоваться сердцем и быть тёплым душой. Возможно, вы увидите другие причины – почему считаете себя выше других, но очень важно об этом хорошо подумать и увидеть причину осуждения людей. Не надо бояться, что ничего не получится, интуиция будет вести вас, ибо, когда мы хотим расти, все силы Вселенной кидаются нам на помощь и поддерживают нас в этом.

Не отмахивайтесь от раздражения и не позволяйте ему портить вам жизнь. Раздражение – это одно из замечательных окошек в новую, наполненную радостью и успехом жизнь. Нужно только открыть его пошире и не бояться видеть то, что очевидно. Если у вас появились вопросы или нужна помощь, .

С любовью,
Юлия Соломонова

Давайте, же докопаемся до ответов на эти наболевшие вопросы и выясним: как сдержать гнев, в чем основная ошибка и как её исправить, тем самым осчастливив не только себя, но и окружающих.

Подавление гнева – однозначно плохая идея

В этом случае вы просто цедите сквозь зубы: «все в порядке» и пытаетесь продолжать заниматься делами. Хорошая новость в том, что такое поведение действительно скрывает злость – но только от окружающих – ваши же эмоции лишь усиливаются от попытки их подавить.

В книге Оливера Брукмана «Антидод» описано несколько опытов подтверждающих, что люди, скрывающие свои эмоции, переживают их гораздо сильнее и дольше, чем те, кто не стесняются эти эмоции выражать. Если вы пытаетесь сдержать слезы, они не исчезают, а желание разрыдаться усиливается. Что же происходит в нашей голове, когда мы пытаемся подавить вспышку гнева? А там - настоящий ураган!

Вы перестаёте испытывать позитивные эмоции, но не негативные. Ваша миндалевидная железа (участок мозга, влияющий на эмоции) начинает работать сверх меры. Но, что самое интересное – эмоции подавляете вы, а хуже становится и вашему собеседнику тоже. Как только вы начинаете сдерживать свой гнев, кровяное давление вашего оппонента подскакивает, что постепенно откладывается в устойчивую неприязнь по отношению к вам. Если вы вынуждены общаться в течение длительного времени есть вероятность, что отношения между вами сложатся паршивые, и это вряд ли может порадовать.

Помимо всего прочего, подавление своих эмоций требует определенных волевых усилий, а силы, как известно, имеют обыкновение заканчиваться. Именно поэтому люди, чаще скрывающие свои эмоции чаще попадают в ситуации, когда о сказанном в сердцах, позже, приходится жалеть.

Кто – то сейчас подумает: «Я так и знал! Рас сдерживать гнев вредно – придется его выливать на окружающих».

И это тоже неверно.

Не стоит давать волю злости

И вот вы взорвались и срываете злость на друге, как будто вы на дуэли. Не самая лучшая затея, согласитесь.

Накручивание и выплескивание злости лишь усиливают эмоциональный взрыв. Конструктивно выразить свое недовольство, безусловно, можно, но вываливать злобу на собеседника не следует – ваш гнев будет расти как снежный ком с каждым сказанным словом.

Но что же тогда поможет? Можно попытаться отвлечься, но разве это поможет?

Поможет. Энергетические ресурсы вашего мозга ограничены, так что если вы переключаете внимание на что-то еще, мозг уже не может концентрироваться на постоянном и бесполезном обдумывании неприятных ситуаций.

Что вы знаете о тесте Маршмеэллоу? Ребенку давали один кусочек зефира и оставляли его одного в комнате, пообещав в конце выдать два кусочка зефира, если он сможет удержаться и не съесть тот, что у него уже имеется. Каковы же были результаты? Дети, которые смогли взять себя в руки и не съели зефир, в будущем достигли лучших результатов в карьере и ни разу не попадали в тюрьму.

Результаты теста понятны, но мало кто говорит о том, как детям удалось удержать себя и не съесть конфету. Очень просто – они отвлекались. Уолтер Мишел, автор исследования, комментирует:

«Дети нашли, чем себя занять: они напевали мелодии, ковырялись в ушах, играли с пальцами или с тем, что смогли найти в комнате. Таким образом, они сгладили внутренний конфликт и устранили неприятную ситуацию ожидания».

И эта методика работает и с другими видами сильных эмоций, таких как, например, гнев.

Да, да, знаю – довольно сложно отвлечь себя, когда кто-то истерично кричит вам прямо в лицо. Однако есть один способ.

Переоценка

Еще раз подробно представим ситуацию: кто-то стоит в нескольких сантиметрах от вас и орет на вас, почем зря. Вам очень хочется ответить тем же или даже хорошенько приложить «собеседника» обо что-нибудь.

Но что если я вам скажу, что этот человек вчера потерял мать? Или же он переживает тяжелый развод, и вчера у него отобрали права на детей?

Вы бы, вероятнее всего, не принимали его гнев так близко к сердцу, а возможно, даже посочувствовали бы.

Что изменилось? Да ничего! Просто предыстория, которую вы себе рассказали, изменила ваш взгляд на ситуацию. Как сказал Альберт Элис: «Вы обижаетесь не на события, а на собственные мысли». В следующий раз, столкнувшись с ситуацией, когда кто-то начнет срывать на вас злобу, просто скажите себе: «Я здесь ни при чем. У него просто плохой день». Как только вы меняете ваше представление о ситуации - мозг изменяет ваши эмоции по отношению к ней.

В одной из книг Дэвида Рока описан интересный эксперимент: профессор Ошнер исследовал эмоции людей с помощью томографа. Испытуемым показывали одну и ту же фотографию, на которой был изображен человек, плачущий около церкви. Сперва люди испытывали сочувствие и грусть. Однако когда им сказали, что это слезы радости, и человек находится на бракосочетании – эмоции людей изменились коренным образом. Профессор объясняет это обстоятельство тем, что наши эмоции зависят от наших представлений о мире – как только мы меняем представления – эмоции тоже меняются.

Таким образом, если вы скажете сами себе: «у него просто плохой день», ваше представление о действительности изменится, и негативные эмоции будут вытеснены позитивными. Результат не заставит себя долго ждать. Исследования, описанные Джеймсом Гроссом в одной из его книг, показали, что люди, которые применяют подобные техники замещения гнева на практике, имеют больше друзей и близких контактов.

Более того, эта методика позволит вам избавится от гнева не задавливая его в себе, а следовательно, не «взрываясь» впоследствии. Вам больше не придется жалеть о словах, сказанных кому-то сгоряча.

Что же мы имеем в итоге?

Чтобы избавиться от гнева нужно:

  • Не подавлять гнев – может, окружающие и не видят его проявлений, но зато очень хорошо чувствуют ваше состояние, и отношения все равно портятся.
  • Не накручивать себя, вываливая свои эмоции на окружающих – высказать причину своего недовольства спокойно и конструктивно – пожалуйста. Но не развинчивайте свой гнев еще больше – вам же будет хуже.
  • Переоцените ситуацию – просто скажите себе: «я здесь ни при чем – у него просто тяжелый день».

Конечно, бывают ситуации, когда ваш оппонент намеренно выводит вас из себя, и тогда, не остается ничего другого, кроме как попытаться просто подавить в себе гнев, чтобы не усугубить свои же переживания. И все же иногда переоценка ситуации может помочь вам изменить свои эмоции и заменить чувства гнева состраданием, сочувствием или пониманием.

Теперь остается последний шаг на пути к сохранению хороших взаимоотношений – простить. И это нужно вам, а не вашему собеседнику. Вспомните старую пословицу: держать зло на кого-то - то же самое, что пить яд самому, думая, что умрет кто-то другой.

Даже на хорошей, любимой и высокооплачиваемой работе мы не застрахованы от раздражения, поскольку периодически испытываем недовольство, досаду и злость на руководителей, коллег или клиентов.

Раздражение - чувство отрицательное, испытывать его неприятно. Мало того, что нам от него плохо, от него мы выглядим плохо в глазах окружающих, да и тем, кто нас окружает, из-за него плохо тоже.

В идеале хотелось бы раздражения вообще не испытывать. Поэтому первым делом я задалась целью найти информацию о том, что делать, чтобы не испытывать раздражения. Нашла шесть способов.

Способ первый. Сводите к минимуму общение с теми, кто раздражает. Обращайтесь к «раздражителю» только по работе, только когда это очень необходимо и только по существу.

Способ второй. Переключайте чувства. Лишь замаячило на горизонте раздражение, начинайте думать о том, что вам больше всего на свете нравится: о конфете, о котлете, о Свете, о букете, о чем угодно, лишь бы думать об этом вам было приятно.

Способ третий. Ставьте себя на чужое место. Как только кто-то начинает вас раздражать, тут же представьте, что вы этого кого-то тоже раздражаете.

Способ четвертый. Не старайтесь вести себя слишком прилично. Стремясь быть архиуважительными со всеми коллегами и со всеми клиентами (читайте - стремясь всем нравиться), мы считаем своим долгом подолгу при каждой встрече задавать пустые вопросы. Потом сами же и раздражаемся, выслушивая на них ответы.

Способ пятый. Учитесь принимать людей такими, какие они есть. Кто-то очень умный, кто-то - эрудированный, кто-то - креативный. Все трое при этом могут быть неряшливыми или недисциплинированными. Принимайте такие, не очень мешающие работе, недостатки людей как факт. И выполняйте шестой способ.

Способ шестой (подсказанный Анной Северинец). Ищите в «раздражителе» положительные качества или хотя бы положительные черты. При желании хорошее можно найти в любом человеке. Когда вы это положительное найдете, раздражение, естественно, уменьшится, а то и вовсе пройдет.

А если не пройдет? Что делать, если не испытывать раздражение не получается?

По мнению сертифицированного психолога международного класса Аси Барышевой, раздражению хотя бы время от времени необходимо давать выход. Для этого госпожа Барышева тоже предлагает несколько способов.

Способ первый . Мысленно срываем раздражение на «раздражителе». Например, мысленно берем тяжелую папку с документами и бьем начальника по голове (или не папкой и не по голове, представить-то можно все что угодно).

Способ второй . Расслабляемся. Раздражение - это злость, а злость - это напряжение. Постарайтесь расслабиться. Уйдет напряжение, и раздражение уйдет с ним заодно.

Способ третий. Следим за дыханием. Медленно через нос набираем полную грудь воздуха, а потом делаем резкий выдох через рот, представляя, как с воздухом уходят раздражение, обида и горечь. Дышите, пока не почувствуете, что действительно выдохнули из себя все раздражение. Если обстановка позволяет, выдыхая, можете следовать примеру героя Александра Збруева из фильма Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо!» Он поднимал вверх руку, а потом резко бросал ее вниз со словами: «Ну и хрен с ним, с…» (далее следует имя того, с кем именно хрен).

Способ четвертый. Представляем себе нелепые детали, делающие «раздражителя» смешным. Начальника представим в костюме зайчика, коллеге приставим оленьи рога, а клиента уменьшим в размерах и посадим в трехлитровую банку. Главное - выбирайте образ, который вас развеселит. Делается это не с целью посмеяться, а для снижения значимости конфликтной ситуации и уменьшения злости, страха или недоверия, которые мы испытываем к раздражителю.

Способ пятый. Рисуем. Изобразите раздражителя как получится, а потом зачеркните его на рисунке черным-черным маркером или разорвите рисунок на мелкие клочки (или зачеркните, а потом разорвите). Как вариант: нарисуйте карикатуру на раздражителя, каждый взгляд на нее будет возвращать вам хорошее настроение.

У меня на этом все. Но я специально начала заголовок со слов «Как минимум», чтобы вы, уважаемые читательницы и читатели, поделились в комментариях способами, известными вам. Ну а тем, кому в борьбе с раздражением вообще ничего не помогает, советую обращаться за помощью к психологу нашего портала.