Как в аниме называют грубую девушку. Типы персонажей в аниме

За время существования аниме каких только фетишей не придумали создатели аниме, большинство из которых рано или поздно выливаются в штампы, переезжающие из одного аниме в другое. Архетипы персонажей бывают как известные всем, так и очень нишевые. Ниже мы представили для вас подробный список всевозможных архетипов женских, и не только, персонажей, что породили извращённые умы продюсеров аниме.

Ахоноко(アホの子 ) — Персонажи не от мира сего, с отсутствием здравого смысла. Часто пребывают в приподнятом настроении и с глупым выражением на лице.

Бифакснэн(ビファクスネン ) — это персонажи женского пола, одевающиеся в мужскую одежду. Таким образом, выглядят они как бисёнены, и пользуются большой популярностью у других персонажей женского пола.

Боудэрэ(ボウデレ ) — персонажи не приемлющие дискомфорт до такой степени, что сразу отвечают насилием. Могут ударить кого-то, чтобы скрыть своё смущение. В отличие от цундэрэ предпочитают словам дело.

Бокукко(僕っ子 ) — девушки, что говоря о себе используют «боку» (японское местоимение используемое мужчинами). Всегда веселы и озорны, эдакие «пацанки». В отличии от Орэкко, они в большей степени энергичны, нежели мужественны.

Букако(ブカコ ) — персонажи раболепно следующие за кем-то. Редко покидают предмет своего служения. Почти не выражают эмоций, но это обусловлено лишь их положением.

Тюнибё (中二病 ) — уверены в наличии у себя некоей мистической силы. Могут облачаться в странные наряды и использовать непривычные речевые обороты в общении. Большинство тюнибё учащиеся средней школы.

Тюгокудзё(中国ジョ ) — носят традиционную китайскую одежду и свои предложения заканчивают местоимением «ару». Часто владеют навыками боевых искусств. Не все тюгокудзё обязательно китайцы.

Кулбьюти (クールビューティ ) — грациозные и крайне уравновешенные персонажи. Как правило, сильно популярны в среде сверстников, изредка же между ними имеет место большое недопонимание. Не то же, что Ямато Надэсико.

Дандэрэ(ダンデレ ) — тихие и спокойные персонажи. Доходят иногда, до того, что кажутся бесчувственными. На самом же деле, они просто сильно стеснительные. В благопритных условиях и обстановке становятся крайне разговорчивыми и дружелюбными.

Дамэко(ダメコ ) — в отличие от хэтарэ довольно самостоятельны, однако же предпочитают прожигать свою жизнь, посредством злоупотребления алкоголем или азартными играми. Своим поведением они обычно сильно обременяют людей вокруг.

Дарудэрэ(ダルデレ ) — персонажи подверженные апатии. В частности имеют довольно беспечное отношение к романтике. В отличие от кудэрэ выражают эмоции, просто обычно им всё безразлично.

Дэрэдэрэ(デレデレ ) — ласковые и энергичные, дэрэдэрэ очень нежны с теми кто им небезразличен. Редко смущаются и у них нет проблем с публичным выражением своих эмоций.

Додзикко(ドジっ娘 ) — крайне неуклюжи. Вечно что-то роняют или проливают на себя. От случайных оговорок, до спровоцированных взрывов, их неуклюжесть не знает границ.

Донкан(ドンカン ) — плохи в чтении между строк и понимании эмоций и настроения собеседника. В разговоре никогда не думают о чувствах собеседника. Донкан может рассмеяться в ответ на нечто сокровенное или личное, приняв это за шутку.

Эронна(エロンナ ) — персонажи уже крайне зрелого возраста с ярко выраженной сексаульностью. Часто это учительныцы, медсёстры, секретарши и т.п. Крайне популярны у персонажей мужского пола.

Хадзидэрэ(ハジデレ ) — значительно более стеснительные и интровертированные, нежели дандэрэ. Моментально покрываются румянцем, стоит только им увидеть объект своего обожания. От смущения могут даже упасть в обморок.

Хакасэ(博士 ) — редко можно увидеть без своего фирменного лабораторного халата. Вечно в думах о великих открытиях. В общении давольно резка и прямолинейна.

Харагуро(ハラグロ ) — двуличный персонаж. Первую личность, милую и невинную он демонстрирует на публике, скрывая за ней свою истинную тёмную натуру, циничную и бесстыдную.

Харапэко Кяра(ハラペコキャラ ) — очень любит еду. Всегда голоден и может поглощать просто астрономическое количество пищи. Часто является второстепенной чертой, но в некоторых случаях может быть и определяющей персонажа.

Хэтарэ(ヘタレ ) — испытывают недостаток почти всех базовых навыков. Нуждается в помощи других. В одиночестве может потеряться или оголодать. Нуждается в постоянной поддержке.

Химэдэрэ(姫デレ ) — настаивают на своём королевском происхождении. Нуждаются в повышенном внимании, в следствии чего, появляются всегда ярко и драматично, сопровождая это громким смехом. Не все химэдэрэ богачи, но те, кто ими являются, охотно выставляют своё богатство напоказ.

Хинэдэрэ(ヒネデレ ) — запутавшиеся персонажи, часто имеющие довольно негативные взгляды на жизнь. Часто чрезвычайно саркастичны и критичны к другим. События идущие вразрез их видению мира, могут привести к смене характера.

Идзимэкко(いじめっこ ) — классический типаж для сёдзё, занимается тем, что запугивает главную героиню. Объединяясь с другими она подстраивает героине вызывающие, иногда даже опасные, проделки. Однако же, с течением времени может стать ей другом.

Имото Эй(妹A ) — А тип Имоуто более ласковые. Часто они занимаются публичной демонстрацией своей привязанности. Ожидайте от них частых выкриков «Онии-чан!!». Не все Имоуто биологические сестры героя.

Имото Би(妹B ) — говорят довольно причудливо, а также имеют другие моэ черты. Часто нуждаются в помощи других. К человеку, оказавшему эту помощь, могут начать относится как к брату. Также не всегда имеют кровную связь с героем.

Имото Си(妹C ) — третий тип самый способный, всегда помогает тем кого считает братом. Её любовь выражается через поучение и нагоняи «брату». Ей также вовсе не обязательно быть родной сестрой.

Канэдэрэ(カネデレ ) — имеет слабость к власти и деньгам. Обращает внимание только на богачей.

Камидэрэ(神デレ ) — считает, что имеет божественное происхождение и настаивает на том, чтобы таковой его считали и другие. Очень упёрта, любит навязывать свои убеждения другим. Может как быть, так и не быть святой.

Каваийко(可愛い子 ) — несмотря на свой возраст, носит вычурно детские наряды. Ведёт себя как ребёнок. Очень упёрта и часто заморачивается по всяким мелочам.

Кимоико(キモイコ ) — часто бывает фудзёси или любительницей оккультизма, не обременена каким бы то ни было социальными нормами. Часто совершает поступки шокирующие других. Несмотря на это, часто в них бывает скрыто что-то крайне милое.

Кудэрэ(クーデレ ) — не выражают практически никаких эмоций. Не обязательно, что она вовсе не имеет эмоций, иногда им просто трудно их выражать. Лишь наедине с любимыми могут проявится какие-то эмоции.

Маядэрэ(マヤデレ ) — первоначально является ярым противником антогониста или даже пытается убить его. Со временем вражда может ослабнуть, но до конца она не пропадает, и маядэрэ всё ещё остаётся опасной.

Нисэтоси(ニセトシ ) — на самом деле на десяток, а то и сотни лет старше нежели выглядят. Несмотря на возраст, любят вести себя как дети. В редких случаях ведут себя подобающе своему возрасту.

Няндэрэ(ニャンデレ ) — игривы и крайне непостоянны. В речи стараются все фразы заканчивать на «Няя». Некоторые и правда могут быть котами, другие же просто подражают им.

Одзёсама(お嬢様 ) — персонаж высоких кровей. В отличии от химэдэрэ, не любит выставлять своё происхождение напоказ. Добры, изящны и изысканы. Часто могут быть не подготовлены к жизни обычных людей.

Онэ-сан Эй(お姉さんA ) — зрелые и харизматичные девушки. Испытывают к персонажу сестринские чувства, кровная связь,при это, вовсе не обязательна. Как правило, защищают своего «брата», а также помогают ему делом и советами.

Онэ-сан Би(お姉さんB ) — свободные как птицы. В отличии от первого типа, занимают своё время быстрой ездой на мотоциклах или же,если достаточно взрослы, приёмом алкоголя. Выглядят они круто, а ведут себя немного грубо. Также не всегда связаны биологическим родством с героем.

Онэ-сан Си(お姉さんC ) — всегда хорошо воспитанны и крайне спокойны. Иногда в их отношении к герою появляются черты комплекса матери. В разговорной речи используют слова «ара» и «ма». Внешне выглядят крайне надёжными или немного странноватыми. Биологическое родство для них также не сильно важно.

Орэкко(俺っ娘 ) — крайне мужественная девушка. В речи использует местоимение «орэ», также предназначенное для мужчин. Двигают ими идеалы мужественности и настоящей мужской романтики. Время проводят либо за драками, либо за всевозможными тренироваками для них.

Осанадзими(おさななじみ ) — друг детства героя. Крайне упорного и терпиливого склада ума. Больше беспокоится за других, нежели за себя. Относится к герою с дружбой, нежели с любовью.

Отаку(おたく ) — персонаж фанатик аниме, манги и игр. Не скрывает этого и отличается высокой энергичностью. Часто в аниме является персонажем, к которому обращаются за справками или развенчанием каких-либо слухов.

Отоконоко(おとこのこ ) — являются противоположностью Бифакснэн. Являясь, по сути, мужчиной, Одевается и ведёт себя, подобно милой девушке. Ведут себя тихо и немного замкнуты.

Садодэрэ(サドデレ ) — любит играть на нервах других, забавляясь с их эмоциями и рассудком. Если ему кто-то нравится, то он потратит море времени на него и игру с его психикой.

Сёдзё(少女 ) — классическая героиня сёдзё аниме. Она оптимистична, энергична и крайне добра. Никакими особыми талантами может и не блещет, но сила доброты её сердца всегда привлекает к ней окружающих.

Цундэрэ классик(ツンデレクラシック ) — ведёт себя по отношению к персонажу крайне сдержанно и сурово. Но по мере того, как развиваются их отношения, тсундэрэ всё больше оттаивают и проникаются к герою настоящей любовью.

Цундэрэ модерн(ツンデレモデーヌ ) — в отличие от классической версии, значительно быстрее меняют своё отношение, но крайне непостоянны. И после какого-либо романтического события, снова возвращаются к стандартно-холодному отношению к герою, будто ничего и не было.

Цунтсун(ツンツン ) — крайне редко меняют своё отношение с холодного на любящее. Постоянно относятся к герою с пренебрежением, и даже если они сближаются, продолжают издеваться над ними.

Цунсюн(ツンシュン ) — ведут себя схожим образом с тсундере, но в отличии от оных, такое поведение является их психологической защитой от боли. Часто раскаиваются в своих поступках после.

Цунпюа(ツンピュア ) — крайне честны с окружающими, но не с собой. Они могут быть жестоки, но всегда признаются позже в своих проблемах. Добрые и чистосердечные люди, которых легко запутать и провести.

Уцудэрэ(鬱デレ ) — постоянно находятся в депрессии. Дома у них всё плохо, там они часто бывают запуганы или подвергаются насилию.

Ямато Надэсико(大和撫子 ) — представительница идеальной красоты по-японски. В речи используют только формальный стиль общения, и одеваются в соответствующую традиционную одежду.

Яндэрэ(ヤンデレ ) — крайне заинтересованы объектом своего увлечения. Способны на любые вещи во имя любви, или того, что ею считают. Под действием ревности или любви, способны даже на убийство или любое другое противоправное действие.

Янгирэ(ヤンギレ ) — похожи в поведении на яндэрэ, за исключением того, что ими движет не любовь. Они могут совершить убийство по собственной прихоти, либо из-за психологической травмы. Иногда они сожалеют о содеяном.

А за этот лист мы благодарим DarkLordOtaku

!Некоторые персонажи совмещают в себе сразу несколько типов характера.

Не всегда тип характера понятен сразу.

Вопреки расхожему мнению, классификация типов характера применима не только к персонажам женского пола. Да, мальчики тоже бывают МОЭ!


Основные типы характера:

1. Цундере (Tsundere, ツンデレ). Происходит слово от цунцун (tsuntsun, ツンツン), что означает - отвращение, и дередере (deredere, デレデレ), что означает - влюбленность. Один из самых любимых отаку тип персонажей, часто бывает моэйным (об этом ниже). Эти персонажи часто представляют собой поначалу вредных и самовлюбленных, иногда даже неприятных личностей (больше половины девочек с богатыми родителями, например), но в процессе развития сюжета всегда выясняется, что под вредностью скрывается много хороших качеств. Чаще всего они проявляются, когда персонаж влюблен. При этом сам объект их любви бывает ими отвергаем, однако в итоге им приходится признать свои чувства.
Существует также несколько подвидов цундере:

Цунахо (Tsunaho, ツンアホ), альтернативное название - цунбака (Tsunbaka, ツンばか) или более нейтрально - цундодзи (Tsundoji, ツンドジ)
Эти персонажи очень хотят казаться плохими, но из-за неуклюжести, а часто и недалекости всегда все путают, роняют вещи, падают сами и вообще ведут себя комично.

Цунтере (Tsuntere, ツン照れ) - это более открытый (и моэйный вид) цундере. "Тереру", tereru (照れる) означает "застенчивый". То есть, цундере, который пытается казаться холодным и неприступным, но из-за собственной застенчивости (и моэйности) иногда выдает настоящие чувства. Таким образом становится видно, что персонаж на самом деле дередере.

Цундора (Tsundora, ツンドラ) буквально означает "тундра". Это наиболее замкнутый и мрачный тип
персонажа, ледяной. Очень сложно заставить такого персонажа показать свое "дередере-я".

Цунгире (Tsungire, ツン切れ) - самый опасный тип цундере, называющийся по аналогии с "киреру" (kireru, 切れる)- короткое замыкание. Если разозлить этого персонажа, то...лучше не надо. На первый взгляд иногда сложно отличить цунгире от яндере, но вспышка ярости и безумие - все же разные вещи.

2. Кудере (Kuudere, くーデレ), происходит от английского cool и японского deredere , словом называют хладнокровных и равнодушных персонажей. Часто они где-нибудь подальше от остальных сидят с книгой и ни с кем не общаются. Часто их можно отличить по голубым волосам, но не всегда. Итак, кудере молчаливы, но лишь потому, что не хотят ни с кем разговаривать, в силу своего высокомерия.

3. Дандере (Dandere, ダンデレ) - сокращенное danmari deredere (だんまりデレデレ), что означает "стеснительная/ый дередере". Данмари (だんまり) значит "молчание", но молчит дандере не потому, что ему (или ей) так хочется, а потому что жутко стесняется. Это настоящие социофобы, замкнутые и недоверчивые. Чаще всего раскрывают "дередере-я" при контакте с объектом любви.

4. Яндере (Yandere, ヤンデレ) - сокращение от yanderu deredere (病んでるデレデレ), "яндеру" (病んでる) означает "больной". Короче, это сумасшедший "дередере". Яндере-персонажи пользуются у отаку популярностью не меньшей, чем цундере.
Яндере привязаны к объекту своей любви очень сильно, до идолопоклонничества. Это типичные фанаты (и фанатки). В обычном состоянии яндере неотличимы от дередере, но, влюбляясь, превращаются в психов, и не стоит в этот момент попадаться им на пути, ведь они частенько берут в руки острые предметы.

5. Янгире (Yangire, ヤン切れ) - подвид яндере, они являются одновременно безумными и вспыльчивыми. Такому персонажу, чтобы стать маньяком, особый повод в виде любви обычно не нужен. Часто у них в шкафу прячется какой-нибудь темный неприятный секретик из прошлого.

6. Генки (Genki, 元気) - оптимистичные, всегда всем довольные и гиперактивные
персонажи. Такой персонаж - "душа" компании.
Генки бывают двух типов - умные и не очень. Умные генки мыслят так же быстро, как действуют. Персонажи второго типа так же энергичны, но при этом частенько творят комичные безумства.

Ах да, МОЭ!

Слово "моэ" (萌え) означает "росток", подразумевая под собой хрупкую девушку, о которой нужно (и хочется!) заботиться.
Слово в культуре означает фетиш внешности/поведения. Все стереотипы характера, описанные выше, тоже относятся к понятию "моэ". Долгое время считалось, (да и сейчас еще часто считается), что моэйными могут быть только девушки. Но! Моэ может быть парень, хотя и гораздо реже. Разве Италия-кун из Хеталии не являет собой тому пример?
Моэкко (Moekko, 萌え娘) - девушка с моэйными чертами. Моэкко бывают опять же нескольких видов.
Меганекко (メガネっ娘) - девушка в очках.
Бокукко (ぼく娘) - энергичная пацанка.
Петтанко (ぺったんこ) - девушка-ребенок, с плоской грудью, по поводу чего она обычно очень страдает. Ну или не страдает.
Бакуню (爆乳),- девушка с большой грудью, объект зависти петтанко.
Додзикко (ドジ娘) - неуклюжая девушка.

, ,


Сэмэ (яп.: «нападающий») — персонаж, играющий активную роль в яойной паре. Как правило, он традиционно изображается существенно выше ростом.

Укэ (яп.: «принимающий») — персонаж, играющий пассивную роль в яойной паре, однако часто являющийся инициатором связи. По традиции, он всегда ниже ростом.

Бисёнён (яп.: «очень красивый юноша») — расхожий штамп , красавчик, обаяшка, любимец противоположного пола, наполненный под завязку всеми возможными достоинствами, включая некоторый намёк на распутность.

Бисёдзё (яп.: «очень красивая девушка») — аналог бисёнёна, только женского пола. Этот термин и типажи, на которых он основан, встречаются значительно реже.

Цундере — тип персонажа, изначально энергично выражающего грубость, неприязнь, и даже иногда агрессию, отвращение, активное пренебрежение к объекту своей любви — и лишь потом, по ходу действия, нам открывается его внутренняя нежная и ранимая суть (т.е. классическое «сначала бьёт, потом любит»).
Соответственно, цундерекко — это девочка-цундере (наиболее яркий пример — Аска Сорью Лэнгли).

Яндере — тип персонажа, внешне уравновешенного, милого, тихого и спокойного, иногда даже стеснительного, но скрывающего внутри себя клокочущую бурю сильных эмоций и чувств, а зачастую — и прячущего за внешним «я» другую, тёмную сторону своей личности.
Соответственно, яндерекко — это девочка-яндере (не смотрите «Higurashi» — там они все такие!)

Обычный японский школьник(ОЯШ) - он чаще всего носит очки, причём большие круглые или квадратные. Внешность его самая, что ни на есть стандартная: волосы тёмные, глаза тёмные, характер - ровный, возраст - период полового созревания.

Обычный японский школьник может быть в любом жанре - в сенене, мистике, гаремнике или фантастике, и что самое обидное для необычных японских школьников - обычный японский школьник чаще всего бывает главным героем. Его заставляют спасать мир, или отбиваться от толпы сохнущих по нему девчонок (и что они в нём находят?), он может быть мегасилен, но таковым не выглядеть - мешают очки и ровный невыразительный характер. ОН краснеет при виде женской груди и заикается, когда нужно признаться в любви.

Кавайный/Кавайная - «милый», «прелестный», «хорошенький», «славный», «любезный». В японском языке «каваий» также может относиться к чему-либо, что выглядит маленьким, иногда имея двойное значение «прелестный» и «маленький». Слово также может использоваться для описания взрослых, демонстрирующих ребяческое или наивное поведение.

Бисёдзё - термин, обычно относящийся к молодым красивым девушкам, чаще школьницам старших классов. В аниме и манге, особенно среди западных отаку, термин может использоваться для обозначения стереотипного женского персонажа - красивой молодой девушки, сюжета с такими персонажами, определённого стиля изображения таких персонажей.

Moэ - кавайные персонажи которые вызывают не просто умиление, а влечение. Сам термин «Моэ» означает обожание (иногда в прямом смысле слова), едва ли не фетешизацию, чего или кого либо из анимемангиигр. В раздел моэ входят некоторые типажи, вроде меганекко - девушек в очках, петтанко - персонажи, которые делают сильный акцент (или акцент делается со стороны) на их плоской груди, доджикко - неуклюжие девушки, да и вообще названий типажей внешности и поведения не счесть.

Бисёнэн - слово обозначающее идеально красивого молодого человека. За пределами Японии обычно используется отаку для обозначения стереотипного шаблона мужских персонажей манги и аниме, который применяется в основном в жанрах сёдзё, сёнэн-ай, или яое.

Персонаж, попадающий под определение бисёнэна, как правило, молод, женственно красив, не обладает выраженной мускулатурой. Часто одевается в подчёркнуто элегантную и непрактичную одежду, имеет волосы необычного цвета. Характер бисёнэна может быть различным в зависимости от сюжета произведения.

Стереотип бисёнэна весьма популярен среди девушек, что отчасти связано с эмансипацией и отождествлением женственного мужчины со свободной и независимой женщиной, а отчасти с уникальным понятием прекрасного в японской культуре.

Мэганэкко - типичная девушка в аниме, отличием которой является то, что она носит очки. Довольно часто встречается такое развитие: если она переходит на контактные линзы, то все и каждый внезапно осознают её красоту.

Мэганэ-кун (Megane-kun) - мальчик в очках.

Бакуню (bakunyuu) - особенность дизайна, заключающаяся в том, что героиня аниме или манги изображается с намеренно преувеличенными (и часто выходящими за рамки жизненных реалий) размерами грудей. Наиболее богаты такими художественными приемами эротические жанры аниме.

Мэйд (maids, meido) - служанка. Один из типичных вариантов дизайна аниме-героинь, призванный сочетаться с образом «сэксуальной прислужницы». Данный феномен со временем стал настолько распространен в аниме-индустрии, что начали появляться целые сериалы, полностью посвященные тематике служанок (например, He is My Master и Hanaukyo Maids Team), тем самым делая мэйдо практически полноценным поджанром аниме и манги.

Чиби (Chibi) - стиль, изображающий людей в уменьшенном, по сравнению с обычным, видом. Неотъемлемой чертой стиля является непропорциональность - увеличенная голова и глаза, укороченные руки-ноги, иногда без кистейстоп и пальцев. Прорисовка эмоций таких персонажей тоже сильно упрощается. Чибики очень похожи на детей, вследствии чего просто детей тоже называют чибиками.

Кэмономими (Kemonomimi) - буквально «ушки животных». Стиль рисовки, в котором люди имеют ушки (иногда и хвост, реже лапы, носы и т.п.) определенного животного. Например, Некомими - девушка (или парень) с ушками кошки, Кицунемими - с ушками лисы и т.д.

Цундере (Tsundere) - происходит слово от цунцун (tsuntsun), что означает - отвращение, и дередере (deredere), что означает - влюбленность. Такие персонажи изначально предстают как неприятные, нередко самовлюбленные и эгоистичные (видели когда-нибудь в аниме т.н. «принцесс», ojou-sama, девочек из богатых семей) типажи, но на протяжении сюжета раскрывают в себе «светлую», хорошую сторону характера, в большинстве случаев - под воздействием объекта любви. Они изначально сторонятся этого самого объекта и всячески дают понять свое к нему отвращение, но маскировка рано или поздно рушится. Это классическое определение цундере. Неклассические цундере могут быть похожи на обычных, ничем не выделяющихся людей, но выдающих типаж, резко выходя из себя при малейшем подстрекании, либо же при контакте с пресловутым объектом любви.

Махо-сёдзё - «девушка-волшебница». Основной сюжетной особенностью махо-сёдзё является главный персонаж - девочка, или молодая девушка, обладающая некими сверхъестественными способностями,которые она использует для борьбы со злом, защиты Земли, слабых и тому подобных действий. Иногда присутствуют несколько девушек, обладающих различными способностями и как правило работающих в одной команде. Наиболее характерные представители этого поджанра манги и аниме «Сейлор Мун» (первый сериал, где таких персонажей несколько), «Cardcaptor Sakura», «Tokyo Mew Mew», «Magic Knight Rayearth», «Pretty Sammy» и «Futari wa Pretty Cure». Первым аниме-сериалом в жанре махо-сёдзё стал «Mahou Tsukai Sally», вышедший в 1966 году. Девушки-волшебницы также известны в Японии как мадзёкко или «девушки-ведьмы».

Существует и аналогичный поджанр махо сёнэн («юноши-волшебники»), где используются схожие линии, с изменённой гендерной направленностью, то есть главный герой - юноша (в качестве примера можно назвать «DNAngel»), однако он значительно реже используется в качестве главной сюжетной линии.

Также следует отличать жанр махо-сёдзё и от поджанра махо канодзё («подружка-волшебница»), где главным героем является мальчик или юноша, у девушки которого обнаруживаются сверхъестественные способности.

Яндере (Yandere) - сокращение от yanderu deredere, «яндеру» означает, если быть максимально точным, «больной» (на голову). В общем, «полоумная(ый) дередере». Попрошу сразу уяснить, что не истеричная (ый), а полоумная (ый)! Это разные вещи.

Собственно суть яндере заключается в чрезмерной привязанности к объекту любви, доходящем до фанатизма. Так сказать, обратная сторона цундере. Такие персонажи в обычном своем состоянии (в классическом определении) вполне себе милые и от дередере неотличимы, но при попытке впутать в романтику начинют сходить с ума, преследовать объект любви и ревновать его/её ко всему, что движется. Ну, и разумеется, пытаться ему/ей угодить во всем. В общем, классические яндере - параноидальные прилипалы. И не дай вам Ями-сама попробовать им изменить - в классическом своем определении они тут же будут тянуть руки к острым предметам.

Неклассическое определение яндере - это немного (или много) полоумные дередере. Они могут считать себя нелюдями, по-странному себя вести, но все это вертится вокруг противоположного пола. Если девушка шарахается парней и не упускает случая в порядке самозащиты их бить, то это тоже яндере.

Цунахо (Tsunaho), альтернативное название - цунбака (Tsunbaka) или более нейтрально - цундодзи (Tsundoji), - это особый вид цундере, который вкратце описать можно как «позер от цундере». Этот типаж действительно пытается быть нехорошим, однако ввиду врожденной неуклюжести и глупости всегда все путает, роняет вещи и вообще ведет себя более чем комично. Нехорошо, конечно, смеяться над чужими проблемами, но здесь уж ничего не поделаешь, правда.

Цунтере (Tsuntere) - это более неприкрытый вид цундере. «Тереру», tereru означает «застенчивый». Иными словами, цундере, которая (а бывает, и который!) не может быть холодным до самого конца и нет-нет да выдаст свои чувства. Происходит потому, что типаж обладает застенчивостью, достаточной для открытия дередере-стороны.

Цундора (Tsundora) в буквальном переводе значит «тундра», которая со снегом и с лесом. Это более замкнутый и негативный тип персонажа, негостеприимный, как тундра. Пробудить дередере-сторону у такого типажа очень и очень сложно.

Цунгире (Tsungire) - ещё более опасный тип цундере, называющийся по аналогии с «киреру» (kireru), что означает - короткое замыкание. Опасный он потому, что если не доводить до цунцун-стороны, то вам же лучше. Потому что если довести, то может сорваться и учинить истерику. Нельзя путать их с последующим типажом яндере, потому что истерика и полоумность - разные вещи. Вскрыть же дередере-сторону у такого типажа несложно - надо просто спокойно сделать это без лишних движений, и тогда проблемы отойдут сами собой. Если не сделать этого - истерика гарантирована. Секай из School Days может подойти под описание, хоть она больше янгире.

Цунцун (Tsuntsun) в данной трактовке будет означать необщительного мизантропа, который не особо-то и собирается становиться добрым. Такие персонажи нечасто попадаются, но, что характерно все злодеи, не перешедшие на сторону добра (Lawful - Neutral - Chaotic Evil) попадают под определение с поразительной точностью.

Дередере (Deredere) соответсвенно будет означать доброго и милого персонажа, самую малость скромного и в меру оптимистичного. Таких много, хотя бы в одной бисёдзё-гейм будет такая. Да и среди парней таких пруд пруди. Только надо быть осторожным в классификации, или же вас ждет неприятный сюрприз в виде замедленного типажа или того же цундере.

Кудере (Kuudere), что является сокращенным англицизмом cool deredere (cool в значении «прохладный») - это не такое уж и старое слово, означающее хладнокровный и равнодушный типаж. Видели когда-нибудь персонажей, сидящих с книгой в углу, ни с кем не общающихся или же наоборот, вставляющих свое веское «фи» во все, что творится вокруг них, причем всегда к месту? Вот это и есть кудере. Зачастую умные (хотя ввиду особенностей типажа, бывают и не очень - но только потому, что страдают от хронической лени) и дередере-сторону раскрывают, только если вы такому персонажу понравитесь. Опять же, такой типаж не лишен эмоций, но в себе их крепко задерживает и наружу не являет. Впрочем, если эти оковы ослабнут, кудере может разрыдаться или засмеяться вполне спокойно. Кудере очень часто рисуют с волосами синего оттенка, это своеобразный штамп.

Дандере (Dandere) - сокращенное danmari deredere, что означает «стеснительная/ый дередере». Данмари само по себе значит «молчание», но причины молчания дандере отличаются от оных у кудере. Молчит дандере только потому, что стесняется. Да, это типаж социофобов, которые замкнуты в себе только потому, что стесняются, но хотели бы быть коммуникабельными. Обычно при контакте с определенным персонажем, по большей части - с объектом любви, становятся вполне обычными дередере, но даже в таком случае скованность и стеснительность останутся. Но не думайте, что дандере нельзя разозлить, нет - если это сделать, то можно даже пожалеть об этом, так как накопленные эмоции могут выйти не так и с непредсказуемыми последствиями.

Янгире (Yangire) строится по аналогии с цунгире. Но здесь истеричность накладывается на полоумность, и получается ходячий армагеддон. Бессмысленные и беспощадные маньяки, которые могут повернуться умом абсолютно на пустом месте. Такие персонажи, как нередко и яндере, идут в комплекте с темным прошлым. Но если особо постараться, можно вынести и общение с таким типажом, только игра в данном случае не стоит свеч, и замкнуть такой типаж проще некуда. Лучше вообще не трогать.

Вообще по той же аналогии можно наблюдать и янбаку, которая будет все делать наперекосяк. Но это уже немного неканонично. Впрочем, кого волнуют каноны?

Генки (Genki) - это оптимистичные и гиперактивные персонажи. Как правило, они являются центром компании, быстро заводят друзей, являются экстравертами и опять же подразделяются на две ветви. Первый тип генки - это более-менее сообразительный типаж, мы будем просто именовать их «умными генки», которые помимо гиперактивности ухитряются мыслить со скоростью действий. А что касается второго типажа, будем именовать их «бака-генки», то вы все их видели - это сносящие все подряд сумасшедшие комки энергии. Впрочем, не всегда бака-генки должны быть действительно идиотами, некоторые из них имеют весьма неплохой ум, вот только соображают они, мягко скажем, особенно.


Вспыльчивый персонаж.

Цундере - происходит слово от "цун-цун", что означает - "отвращение", и "дере-дере", что означает - "влюбленность". Такие персонажи изначально предстают как неприятные, нередко самовлюбленные, вспыльчивые, очень гордые и эгоистичные типажи, но на протяжении сюжета раскрывают в себе "светлую", хорошую сторону характера.
Фактически, суть цундере сводится к смене своего отношения к окружающим от наглого и хамоватого к сентиментальном и любящему за короткий промежуток времени, несколько минут. В особо запущенных случаях цундере переходит из "цун-цун" в "дере-дере" и наоборот несколько раз в секунду.
Как вариант, в обществе ведёт себя замкнуто, сурово, относится ко всем презрительно и равнодушно, а наедине с собой герой становится чувствительным и нежным.
В большинстве случаев неопытен в отношениях с противоположным полом, при человеке, который нравится цундере краснеет, начинает заикаться и т.д.
Как Вы поняли с перевода названия этого типа выше, то порой подобные изменения в характере персонажа этого типа могут быть из-за влюблённости.
Нередко персонажи этого типажа выглядят непобедимыми. Некоторые стараются завести много друзей. Некоторые склонные к сквернословию/слишк- ом грубым выражением. Большинство персонажей этого типа преспокойно применяют физическую силу чтобы облагоразумить кого-либо.

Цунахо, альтернативное название - цунбака или более нейтрально - цундодзи - эти персонажи очень хотят казаться плохими, но из-за неуклюжести, а часто и недалекости всегда все путают, роняют вещи, падают сами и вообще ведут себя комично. Подтип цундере.

Цунтере - это более открытый (и моэйный вид) цундере. "Тереру" означает "застенчивый". То есть, цундере, который пытается казаться холодным и неприступным, но из-за собственной застенчивости иногда выдает настоящие чувства. Таким образом становится видно, что персонаж на самом деле "дере-дере". Подтип цундере.

Цунгире - "гире" происходит от «киреру» (короткое замыкание, означающее такое состояние ума как «заклинило/перемкну- ло»). Если разозлить этого персонажа, то... Лучше не надо. Если этот персонаж холоден с Вами, а Вы не спешите узнать, с чего бы это такое отношение, то это может привести его к нервному срыву с непредсказуемыми последствиями. Спешите узнать у него причину не взирая на трудности. Пока ещё не поздно узнайте его "дере" сторону. Не оставляйте его в покое!
На первый взгляд иногда сложно отличить цунгире от яндере, но вспышка ярости и безумие - всё же разные вещи.
Иногда цунгире это цундере, не имеющий объекта любви. Например, она ведет себя как "цун-цун" с большинством окружающих, но как "дере-дере" с близкими и друзьями, тогда как большинство цундере зачастую проявляют "дере-дере" по отношению к определённому человеку противоположного пола.
Непробиваемый человек, любому готов дать отпор и наверняка в детстве любил подраться, однако, только с самым близким человеком он открываете свою более добрую сторону. Он не стремится заводить друзей и вообще вокруг его только те, кто сами к нему подошли и ему понравились. Стать его другом сложно, но возможно. Подтип цундере.

Цунсюн - подвид цундере, но в отличии от самих цундере, такой персонаж сначала ляпнет гадость не подумав, а потом из-за этого в депрессию. Возможно, такой персонаж упрекает себя в излишней, как ему кажется, эмоциональности. Подтип цундере.

Цундора - буквально означает "тундра". Это наиболее замкнутый и мрачный тип персонажа, ледяной. Холоднее, чем "Снежная королева", но если не узнать за что такая милость - копай могилу. Растает и... Взорвется. Подтип цундере.