Какие карты брать на арену программа. Подробный гайд по Арене в Hearthstone

  • 7 мар. 2016 в 3:58. Перенос Mobile Guard с одного телефона на другой.
  • Заходишь в настройки стим гуарда на телефоне, там мол написано что вы не моежете изменить эти настройки на данном устройстве.

Steamcommunity.com

  • Перенести Guard с одного телефона на другой:: Русскоязычный Форум

    • Перенести Guard с одного телефона на другой. Собственно как перенести гуард на новый телефон не отключая его.
    • как то выдать изображение на экран компа, чтоб единоразово подтвердить передачу вещей на второй аккаунт, а потом уже перевязать на другой телефон.

    Steamcommunity.com

  • Проблема с Mobile Steam Guard (Телефон) :: Русскоязычный Форум

    • 2016 в 12:00. Проблема с Mobile Steam Guard (Телефон). Здравствуйте, я столкнулся с потерей телефона. Я не знаю что делать. К телефону я был привязан Steam, и код, который был выдан при привязке - я не помню. Я хочу перевязать стим на другой телефон, но не могу...

    Steamcommunity.com

  • Ответы@Mail.Ru: Как перевязать стим аккаунт на другой телефон?? | Пользователь TRANE TRANE задал вопрос в категории Прочие и получил на него 2 ответа

    • Убираешь защиты в вкладке "Steam Guard". Потом заходишь в стим через телефон, который хочешь привязать. И заходишь в "Steam Guard" Там подключаешь и PROFIT ну или так 1. Отвязываешь старый телефон 2. Привязываешь новый 3. ?? 4. Profit.
  • Можно ли перенести свой аутентификатор стим на другой телефон?

    • Steam-account.ru - интернет-магазин дешевых компьютерных игр для PC.
    • Невозможно перенести его на другой телефон. Тем не менее, можно открепить аутентификатор от одного телефона и включить его заново на другом.

    Otvet.steam-account.ru

  • Ответы@Mail.Ru: Как перенести Steam Guard

    • Подарили телефон, хочу переподключить Steam Guard, но как не знаю как, доступ к старому телефону есть, что делать, что бы сделать основным этот телефон, отключать старый телефон и ждать 15 дней или как?
  • Как поменять телефон в стиме?/how to change the phone in Steam? - YouTube

    • Текущий язык просмотра YouTube: Русский. Выбрать другой язык можно в списке ниже.
    • Обход steam guard и обмен без мобильного аутентификатор
    • Как поменять номер телефона steam если потерял SIM-карту - Продолжительность: 3:38 Nikita _Play 4 346...

    Www.youtube.com

  • Ответы@Mail.Ru: Как поставить стим гуадр на другой телефон если потерял первый на котором стоял стим гуард? | Пользователь Ruben Fool задал вопрос в категории Прочее компьютерное и получил на него 2 ответа

    • Как поставить стим гуадр на другой телефон если потерял первый на котором стоял стим гуард? Ruben Fool Ученик (39), закрыт 11 месяцев назад.
  • [РЕШЕНО] steam как перевязать телефон? - 10 способов решения проблемы

    • Как перевязать стим аккаунт на другой телефон?? | И заходишь в "Steam Guard" Там подключаешь и PROFIT ну или так 1. Отвязываешь старый телефон 2. Привязываешь новый 3. ?? 4. Profit.

    Search.steamdb.ru

  • Steam Guard Mobile Authenticator - Managing Your Account Features - База знаний - Steam Support

    • Почему при входе в Steam после сохранения данных мне не предлагается ввести код? Применяются ли VAC и игровые блокировки ко всем аккаунтам, привязанным к одному номеру телефона? Что такое «мобильный аутентификатор Steam Guard»?

    Arena Helper is a plugin for Hearthstone Deck Tracker that helps drafting Hearthstone arena decks. Hearthstone is a popular free-to-play card game by Blizzard Entertainment. The game has a game mode called Arena. In the Arena mode, the player has to create a deck consisting of 30 cards. The cards are picked one at a time, so there are 30 choices the player has to make. Every choice consists of selecting one card out of three randomly selected cards. Not every card that is presented, is equally good as the others. New players, but even experienced players, don’t always know which card has the most value. This plugin helps the player to make a choice, by showing what other expert players think of the value of the presented cards. The plugin tries to visually detect the arena heroes and card choices. Detected cards are displayed alongside the value of the card, that is specified in ADWCTA’s Arena Tier List. The created deck can be saved to Hearthstone Deck Tracker.

    The plugin uses perceptual hashing to detect the Hearthstone arena heroes and cards. The plugin uses OpenCV, or rather Emgu CV, to calculate the perceptual hash. It was written using C#, because Hearthstone Deck Tracker uses it. This article explains how the plugin works and provides code examples to implement your own image recognition algorithms based on perceptual hashing.

    For the latest news, releases and downloads, visit the Arena Helper project page on GitHub . The rest of this article explains the technical details of the plugin.

    How It Works

    The plugin takes screenshots of the Hearthstone window and uses this visual information to detect game states, cards and heroes. The plugin doesn’t use memory reading functions and it doesn’t inject data or code into the Hearthstone process.

    Lets say we have a hashing function that takes an image and returns a 64-bit number that represents the image. Two different images will result in two different hash numbers. If we have two images that are almost the same, the two hashes will also be almost the same. So we can use the hashing function to compare two images and find out how similar they are. If we know the exact position of the visual elements we want to detect, and we know what the visual hashes of these elements should be, we can try to detect them. This requires us to precompute all of the perceptual hashes that we want to detect.

    The image below shows how Arena Helper tries to detect the Hearthstone game state and the heroes. The red rectangles indicate the location of the visual elements we want to detect. These locations are defined in the code of the plugin and the visual hashes of the elements are precomputed and stored in a database. The image in the top rectangle shows us if we are in the arena state. The bottom rectangles represent the position and size of the heroes.

    The visual hashes of the three heroes are calculated and the hashes are matched against the hashes stored in the database. If the hashes are close enough, we have detected the heroes. Detecting cards is a similar process.

    Resolution Independent

    We define the exact location and size of the visual elements in the code of Arena Helper. This information is only correct for a specific resolution. If the resolution is changed, we need to convert our stored locations to be compatible with the new resolution.

    For example, we can define a rectangle that indicates the location and size of the first hero portrait in the image above. The code examples below will be using C#.

    1 Rectangle portraitcroprect = new Rectangle(143 , 321 , 173 , 107 ) ;

    This rectangle is correct for the reference resolution of 1280 x 960 . If the game runs in a more standard resolution like 1920 x 1080 , we need to convert the location and size of the rectangle. It depends on the game how the visual elements change when the resolution changes, but for Hearthstone, the following conversion functions work most of the time. If the resolution is extremely wide, the conversion function will not work.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 // Reference resolution: 1280 x 960 (4:3) // x: X-position to convert // y: Y-position to convert private Point GetHSPos(Rectangle hsrect, int x, int y, int width, int height) { // Get normalized position double nx = x / (double ) width; double ny = y / (double ) height; // Convert to actual position double ratio = ((double ) width / (double ) height) / ((double ) hsrect. Width / hsrect. Height ) ; int px = (int ) ((hsrect. Width * ratio * nx) + (hsrect. Width * (1 - ratio) / 2 ) ) ; int py = (int ) (ny * hsrect. Height ) ; return new Point(px, py) ; } // hsrect: The current location and size of the game window // x: Width to convert // y: Height to convert // width: The width of the reference resolution // height: The height of the reference resolution private Point GetHSSize(Rectangle hsrect, int x, int y, int width, int height) { double scalefactor = (double ) hsrect. Height / height; return new Point((int ) (scalefactor * x) , (int ) (scalefactor * y) ) ; }

    To convert the portrait rectangle, we can use the functions as follows.

    1 2 3 4 5 6 // Get the Hearthstone window rectangle var hsrect = Helper. GetHearthstoneRect (false ) ; // Get the position and size Point pos = GetHSPos(hsrect, portraitcroprect. X , portraitcroprect. Y , 1280 , 960 ) ; Point size = GetHSSize(hsrect, portraitcroprect. Width , portraitcroprect. Height , 1280 , 960 ) ;

    Now that we have the converted rectangle in the form of pos and size , we can copy the rectangle from a screenshot of the Hearthstone window and calculate the perceptual hash.

    Image Recognition With Perceptual Hashing

    The perceptual hashing function uses the techniques from Looks Like It . The implementation was done in C#, using the Emgu CV library that is a wrapper for the OpenCV library. The code below is compatible with Emgu version: Emgu.CV-3.0.0-rc1.

    The GetImageHash function takes a bitmap and returns a 64 bit perceptual hash.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 private ulong GetImageHash(Bitmap bitmap) { // Copy the image and convert to grayscale Bitmap sourcebm = new Bitmap(bitmap) ; Image< Gray, float > sourceimage = new Image< Gray, float > (sourcebm) ; // Apply a convolution filter CvInvoke. Blur (sourceimage, sourceimage, new Size(4 , 4 ) , new Point(- 1 , - 1 ) ) ; // Resize to 64x64 pixels Image< Gray, float > resimage = new Image< Gray, float > (new Size(64 , 64 ) ) ; CvInvoke. Resize (sourceimage, resimage, new Size(64 , 64 ) ) ; // DCT IntPtr compleximage = CvInvoke. cvCreateImage (resimage. Size , Emgu. CV . CvEnum . IplDepth . IplDepth32F , 1 ) ; CvInvoke. Dct (resimage, resimage, Emgu. CV . CvEnum . DctType . Forward ) ; Image< Gray, float > dctimage = Image< Gray, float >. FromIplImagePtr (resimage) ; // Calculate the mean double mean = 0 ; for (int x = 0 ; x < 8 ; x++ ) { for (int y = 0 ; y < 8 ; y++ ) { mean += dctimage[ y, x] . Intensity ; } } mean -= dctimage[ 0 , 0 ] . Intensity ; mean /= 63 ; // Calculate the hash ulong hash = 0 ; ulong index = 1 ; for (int x = 0 ; x < 8 ; x++ ) { for (int y = 0 ; y < 8 ; y++ ) { Gray color = dctimage[ y, x] ; if (color. Intensity > mean) { hash |= index; } index <<= 1 ; } } return hash; }

    To calculate the distance between two hashes we create the GetHashDistance function. This function calculates how many bits are different when looking at two hashes. index) != (hash2 & index) ) { distance++; } index <<= 1 ; } return distance; }

    Now that we have the GetImageHash and GetHashDistance functions, we have all the tools we need to recognize images, visual elements, that are embedded in a screenshot.

    Hearthstone Deck Tracker Overlay

    Arena Helper integrates with the overlay system of Hearthstone Deck Tracker. It displays the values of the cards under the actual cards in the Hearthstone window, just like how Hearthstone Deck Tracker does it. The image below shows the Arena Helper overlay.

    Plugins For Arena Helper

    Arena Helper includes a plugin system. The system allows site owners to integrate with Arena Helper and enables retrieving custom values for detected cards. It can also be used to record the arena drafting process. More information about the plugin system can be found at:

    Download Arena Helper For Hearthstone

    For the latest news and releases, visit the Arena Helper on GitHub project page. The latest release of the plugin is always available for download at the Arena Helper releases page.

    Related Articles


    Выбирая карты для Арены, многие привыкли руководствоваться рейтинговыми таблицами известных игроков. К примеру, очень популярен рейтинг карт Трампа . После выхода Наксрамаса я стал частенько замечать многочисленные просьбы к различным игрокам и ресурсам высказать своё мнение по поводу новых карт. Но дело с этим почему-то затянулось, и те, кто привык ориентироваться на чужие оценки, оказались в ступоре, фактически «боялись» карт из дополнения и игнорировали их на Арене. Вроде как лучше брать проверенные карты, чем рисковать с чем-то неопробованным.

    Теперь же вышли «Гоблин и гномы » - более 120 новых карт. И опять сомнения и муки выбора!

    На мой взгляд, лучше самостоятельно разобраться, почему те или иные карты считаются сильными, и тогда особых проблем с этим не возникнет. Вы сможете адекватно оценить любую незнакомую карту, собрать сильную колоду и со своим огромным преимуществом набрать 12 заветных побед.

    1. Тип колоды - медленная или аггро

    Для начала по первым пикам (так называется выбор карты из трех предложенных ) нужно определиться, какую колоду вы хотите получить в итоге - медленную или агрессивную. Лучше придерживаться одной идеи на протяжении всех пиков, чтобы не вышла сборная солянка.

    Надо сказать, что всевозможные рейтинги карт предполагают, что вы собираете колоду, с которой при помощи сильных существ нарастите преимущество на столе, убьёте всех существ противника и тогда уже начнёте зверски избивать самого героя. На Арене это действительно более чем разумно.

    Про аггро на Арене информации даётся мало, поэтому остановлюсь на этом подробнее. Сразу скажу, что и собирать, и играть такой колодой чуть сложнее из-за некоторой нестабильности и популярности AoE на Арене. Так что, если подобный вариант игры вам не по душе, просто переходите к следующему пункту.

    Если вы, например, при игре за Мага взяли сначала Ледяную стрелу , потом Маназмея , Огненный шар , каких-нибудь Чудесных дракончиков и Сквайров Авангарда , то очевидно, что вам и дальше лучше сделать уклон в быстрый и жёсткий стиль: набирать «уронистые» заклинания и хороших дешёвых существ. Даже всеми любимая Волна огня тут будет немного лишней, хотя одну можно взять для подстраховки.

    Так и в случае с другими героями. Начав собирать Ящеров Кровавой Топи , Кровавых и Огненных бесов для Чернокнижника , в дальнейшем не слишком прельщайтесь Инферналами и Боевыми големами - они вам только навредят и будут пылиться в руке. Если вы нацелились на аггро, то в идеале должны закончить бой на 7-8 ходу.

    Это, конечно же, не значит, что вы обязаны игнорировать сильных существ наподобие Огра Тяжелого Кулака - они станут хорошими финишерами. Но увлекаться ими не стоит. Однако набирать 20 карт за 1 ману тоже не надо. Просто отдавайте предпочтение хорошим картам дешевле 5-6 маны, не забывая об отличных и за 6 вроде Командира Авангарда .

    Два важных момента для аггро-колод Арены: существа-бафферы и добор карт. Всё это ценится и в медленных колодах, но в аггро просто жизненно необходимо. Поэтому обращайте самое пристальное внимание на Священника син’дорай , Дворфа Черного железа , Защитника Аргуса , Вожака лютых волков или на Собирателя сокровищ , Служителя боли , Гнома-изобретателя , Спринт и другие похожие карты.

    Не всем классам подходят аггро-колоды на Арене. Хорошие аггро-колоды получаются у следующих классов:

    Маг : благодаря Ледяной стреле , Маназмею , Огненному шару , Ученице чародея , Элементалю воды , Гоблину-взрывомагу вы сможете за малое количество маны наносить множество урона, при этом сохраняя своих существ на столе.

    Разбойник : агрессивен по самой сути класса благодаря превосходным заклинаниям урона (Удар в спину , Потрошение , Смертоносный яд) и добора (Отравляющий укол , Спринт), а также Агенту ШРУ , Главарю Братства и хорошему оружию.

    Чернокнижник : классовая способность позволит выставлять много дешёвых существ.

    Охотник : благодаря классовой способности, Тенетник , Команде «Взять!» , Залп , Спустить собак , Псарю , Одержимому ползуну , Высокогриву саванны и хорошему оружию имеет стабильный урон и достаточное количество карт на поле. Но в целом на Арене выступает плоховато из-за большой зависимости от выпавших карт.

    Можно было бы включить сюда и Воина с его «рывковыми» картами и оружием, но он слишком зависим от того, придут они ему или нет, и в целом является довольно слабым / нестабильным классом на Арене.

    Как видите, я называю много конкретных карт. Я делаю это только для того, чтобы показать, что данные классы имеют большую вероятность усилить аггро-составляющую своей колоды, добавив классовые карты к нейтральным аггро-картам. Если новые выпущенные карты дадут какому-то другому классу хороший костяк для аггро, вы сможете это понять и использовать.

    2. Выгодный размен

    Ваша главная задача - убить существо противника так, чтобы у вас при этом осталось существо на поле, которое потом сможет либо убить ещё одно существо, либо нанести удар по герою. Именно за счёт этого складывается преимущество на столе.

    Поэтому ценность на Арене имеют:

    • Существа с хорошим ударом и большим запасом жизни (Морозный йети , Огр Тяжелого Кулака , Призрачный рыцарь), которые при этом относительно дёшево стоят. Либо просто существа, которые могут нанести хороший урон и при этом выжить (Командир Авангарда).

    Хороший удар - от 3 единиц, так как половина существ имеет 3 и менее единиц здоровья. Удар от 4 – вообще отлично (две трети существ имеет 4 и менее единиц здоровья). Соответственно, и 5 здоровья для существа - отличное значение. В целом достойно выглядят любые существа, у которых атака или здоровье чуть выше их стоимости (один параметр чуть выше, другой приближен к стоимости), такие как Темный сектант , Щитоносец Сен’джин .

    Если существо призывает ещё одно существо, то для такой оценки можно сложить значения их атаки, но только если призванное существо имеет больше 1 единицы здоровья (существа с единицей здоровья чаще всего умирают от способности героя, не успев ничего сделать). Рыцарь Длани - замечательно, Охотница на Иглошкурых и Дракономеханик - средне.

    • Карты, которые оставляют после себя новое существо (Уборочный голем , Изрыгатель слизи , Одержимый ползун , ).
    • Оружие.
    • Дешёвые и сильные заклинания вроде Ледяной стрелы , Огненного шара , Потрошения , Размах и AoE наподобие Волны огня и Освящения . Вы убиваете одну или несколько карт противника одним заклинанием и либо тем самым сохраняете своё существо на столе, либо благодаря дешевизне заклинания можете выставить ещё одно.
    • Существа, позволяющие другим существам совершить выгодный размен (Защитник Аргуса , Священник син’дорай , Заступник Авангарда , Миротворец Алдоров , Уменьшайстер , Ремонтный супербот). Дав другому существу дополнительное здоровье или божественный щит, вы тем самым позволите ему выжить.

    В понятие «выгодный размен» может входить также ситуация, когда более дешёвая карта убивает более дорогую. Например, Старый хмелевар за 4 маны убивает Неистовую гарпию , которая стоит 6. Или Раненый рубака за 3 убивает Жрицу Элуны за 6. Ведь к трём и четырём маны можно выставить ещё одно существо, то есть получить преимущество на столе. Соответственно, те карты, которые имеют параметры ниже своей стоимости (у Гарпии всего 5 здоровья, а у Жрицы вовсе 4) - чаще всего плохой выбор.

    3. Проснись и в бой!

    Никто не любит, когда нарушают его планы. Вы намеревались убить надоедливого Жонглера кинжалами , но тут противник выставил провокатора, и всё пошло наперекосяк… Знакомо многим, но если бы под рукой всегда были карты, которые действуют сразу после выкладывания на стол, не было бы уже этого проклятого Жонглера .

    Итак, какие же карты позволят мгновенно реагировать на ситуацию, успешно отражать натиск врага и диктовать свои правила?

    • Заклинания прямого уничтожения или превращения.
    • Оружие - прекраснейшая вещь. Позволяет сразу же убить существо. Сохраняет ваше существо, так как ему не придётся идти в размен. Действует как минимум ещё один ход (если у противника нет Кислотного слизнюка), то есть равноценно тому, будто бы вы выставили сразу двух существ. Но перебарщивать с оружием не стоит.
    • Заклинания, наносящие хороший урон и при этом имеющие адекватную стоимость. Адекватная стоимость, как правило, ниже наносимого урона, как у Ледяной стрелы , Огненного шара , Потрошения , Размах и т. п. Пример не очень хорошей стоимости - Укус или Выброс лавы (фактически обойдётся в 5 маны).
    • Существа с Рывком . Это не значит, что стоит сразу набирать тысячу Воинов Синежабрых и Всадников на волке . Они выступают аналогом заклинаний с не слишком выгодной стоимостью - 2 урона за 2 маны и 3 урона за 3 маны. Только ещё хуже, так как не игнорируют провокацию. Однако в целом карты неплохие и порой могут выручить. Одно из лучших существ с Рывком - Командир Авангарда , так как не только наносит свой урон, но ещё и остаётся стоять на поле с гордым видом.
    4. Следите за мана-кривой

    Есть карты, которые я называю «отсрочка»: Ледяная преграда и Ледяная глыба ,

    9. Не рассчитывайте на комбо

    Тут даже пояснять ничего не нужно - составляющие комбо может быть придут, а может быть и нет. Скорее всего, нет. Наш мир несправедлив. К примеру, к Ледяному копью вы можете не получить ни одной «морозящей» карты. Яростная толпа мурлоков вам тоже не светит. Совсем не обязательно, что у вас будет механизм для Мастера шестеренок . Настройтесь на это.

    10. Единичка здоровья - на кол

    Существа с запасом жизни 1 и без какой-либо защиты (вроде божественного щита или маскировки) плохи тем, что их можно уничтожить даже без использования карт - способностью многих героев. и т. д.

    11. Карты, которые дают противнику преимущество

    Яркий пример - Близость к природе . Уничтожить существо всего за 1 ману. Ох, как хочется, но нет. Поверьте, вам совсем не нужно, чтобы у соперника стало на 2 карты больше, чем у вас. Он сможет выставить двух существ вместо убитого, с которыми вы уже так легко не справитесь.

    Другой пример - Чародейский голем . Дополнительный кристалл маны позволит противнику выставлять более сильных существ, у которых, как правило, больше здоровья, делать выгодные размены и всячески доминировать. Конечно, если сыграть голема на 9 или 10 ходу, либо для того, чтобы нанести финальный удар по герою, негативного эффекта не будет. Но если карта придёт к вам в начале боя, она будет занимать место в руке до этого самого 9-10 хода, а ведь вместо неё могло прийти что-нибудь более полезное.

    21 518   

    Придется потратить немного времени и узнать важные сведения по теме. Для начала нужно скачать Дек Трекер - незаменимую программу для Харстоун. Она нужна для контроля вашей колоды. Потом как только вы немного разберетесь в ее интерфейсе, наступит время когда столкнетесь с понятием Арена хелпер Hearthstone . Вот уже где проходят самые яркие игры (по собственному опыту могу сказать, здесь и впрямь круто).

    Одна самая главная и заметная особенность этой арены равносильна одному совету мудрого и опытного игрока. Вы сможете не только увидеть, как нужно играть профессионально, но и сами через короткое время покажите такие, а может и намного лучше результаты. Да и с выбором карт в колоды больше не будет такой проблемы.

    Arena Helper Hearthstone

    Опытные игроки сразу скажут, что скачать Дек Трекер можно только на официальном сайте https://github.com/. Но мы все же потратили буквально пару минут нашего времени и залили нужный архив к нам на страничку. Дабы вы не парились, не искали и не делали много других вещей. В предыдущем материале уже есть эта ссылка. Но для большего комфорта мы и в этой статье внизу оставим нужный архив.

    Но да ладно, со всем этим вы быстро сами разберетесь. Скачаете, откроете (устанавливать не придется) и сразу же приступите к использованию этой программы.

    Но все же ждут самого главного вопроса - а это Arena Helper Hearthstone , которая позволяет открыть для себя игру без границ.

    Рассказывать об этом параметре можно очень много и долго. Но мы специально оставим все самое интересное для вас.

    Единственное - организационные вопросы. Арена Хелпер будет как бы в форме окошечка. Где вы сначала будете выбирать нужного героя. А потом еще делать много полезных вещей.