Какой может быть вид у глагола. Как определить совершенный и несовершенный вид

В русском языке - его вид.

Несовершенный вид глагола

Большая часть единиц этой обладает противопоставленными формами. Например, создать - создавать, подписать - подписывать и т. д. Если сравнить члены этих пар, то можно заметить, что при схожести лексического значения они имеют что-то различное. Это отличие - вид глагола. Первый член этих пар представляет несовершенный Второй - имеет форму совершенного варианта.

Глагол в совершенном варианте может ответить на такие вопросы: что сделать? что сделал? что сделает?

Формы совершенного вида зачастую имеют значение законченности действия, называют ограниченные процессы, указывают на уже случившийся результат действия. Например: мальчик выздоровел.

Глагол несовершенного вида называет действие развивающееся, длящееся, не ограниченное, а также указывает на повторяемость и продолжительность процесса. Например: мальчик выздоравливает.

Категория вида находится в плотном взаимоотношении с разрядом времени. Так, несовершенный вид глагола имеет формы всех трёх времён, а совершенный - только формы в будущем и прошедшем. Т. к. настоящее время характеризует процесс, длящийся в момент речи, развивающийся и продолжающийся, а совершенный вид представляет ограниченное в развитии действие.

Чаще всего глаголы русского языка составляют пару по видовому признаку. Т. е. две формы имеют одно смысловое значение, но различаются по грамматическому виду: обучить - обучать, завить - завивать.

Существуют и одновидовые. Непарные несут значение действия, ограниченного в своём развитии: очнуться, добегаться. Беспарные несовершенного обозначают неограниченное в своём развитии действие: приговаривать, сочувствовать, обитать. Бывают и двувидовые глаголы, в которых совмещаются значения совершенной и несовершенной категории: казнить, обследовать, ранить.

Деепричастия несовершенного вида

Глагольная форма, имеющая значение добавочного действия, которая совмещает признаки глагола и наречия - это деепричастие. Даная часть речи бывает двух видов: совершенного и несовершенного. Во втором виде почти всегда называется процесс, происходящий в одно время с действием глагола-сказуемого. Редко такое деепричастие обозначает предшествующее или последующее действие. Например: два раза в год бывала в столице и, возвращаясь оттуда, громко рассказывала о чуде. А эта часть речи совершенного вида обычно означает действие предшествующее.

Происходит образование единицы этой части речи несовершенного вида с использованием суффикса -а (-я) от основы в настоящем времени. Например, следят - следя.

Не все группы глаголов имеют такую форму. Среди них:

Глаголы, с основой в настоящем времени, которая состоит из согласных (мнут);

Глаголы на -и (лить) с односложной основой;

Глаголы с суффиксом -ну (вянуть);

Глаголы на -а (звать) с односложной основой в инфинитиве.

Если у глагола есть суффикс -ва-, то деепричастие образуется от инфинитивной основы: создавать - создают - создавая.

Перед тем, как научиться определять совершенный и несовершенный вид у глагола, необходимо подробнее познакомиться с данной частью речи. Для начала разберемся что же это такое.

В русском языке под термином глаголы принято понимать самостоятельную часть речи, которая обозначает действие предмета. Для того, чтобы определиться, что слово является глаголом, к нему необходимо задать вопрос. Для глагола характерны следующие вопросы: что делать, что сделать, что делает, что сделает, что делала, что делал, что делало, что сделало. Стоит отметить тот факт, что для всех глаголов характерен инфинитив. Проще говоря, это и есть неопределенная форма глагола. Для того, чтобы поставить какое - либо слово в неопределенную форму необходимо задать вопрос что делать или что сделать? Приведем примеры таких глаголов: прочитать, бежать, прыгнуть, готовить, припасти и так далее. У данной части речи существуют свои определенные морфологические признаки.

Морфологические признаки глаголов

  • Время. У глагола существует всего три времени. К ним относится настоящее время, прошедшее время и будущее.
  • Вид. Сюда принято относить глаголы совершенного и несовершенного вида.
  • Переходность является также одной из важных характеристик. То есть необходимо определить глагол переходный или непереходный.
  • Возвратность. Возвратный или невозвратный.
  • Спряжение. Всем известно, что в русском языке существует два спряжения это первое и второе, определить которые достаточно легко, для этого необходимо поставить глагол в неопределенную форму и глядя на окончание, определить спряжение. Однако, не стоит забывать о том,что существуют и глаголы исключения.
  • Число. Определяем в единственном или множественном числе стоит заданный глагол.
  • Лицо. Лицо может быть первым, вторым и третьим.

Для того, чтобы определить глаголом совершенного или несовершенного вида является определенное слово, достаточно лишь задать вопрос. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать, что делал, что делает, например: бежит, играет, рисует. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделает, что сделать, что сделал, например: улыбнулся, помоется, написал и так далее.

Все глаголы делятся на две категории: глаголы совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают те действия, которые уже имеют или будут иметь в будущем результат. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделать?

Совершенные глаголы включают в себя следующие действия:

Действия, которые закончились с определенным результатом: нарисовать, выучить;

Действия, которые начнутся в будущем и будут иметь результат: запеть, заиграть;

Действие, которое произошло однократно: прыгнуть, топнуть.

Глаголы, которые обозначают действия, не имеющие временных и пространственных границ, а также не предусматривают результатов, называются несовершенными глаголами. Несовершенные глаголы отвечают на вопрос: что делать? Например: кричать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Видовые пары глаголов

Глаголы совершенного и несовершенного вида часто образовывают видовые пары. Видовые пары – это глаголы разных видов, которые имеют одинаковое лексическое значение. Например: вычеркнуть (совершенный вид) – вычеркивать (несовершенный вид); достигнуть (совершенный вид) – достигать (несовершенный вид); удвоить (совершенный вид) – удваивать (несовершенный вид).

Большинство глаголов, которые образуют пары, имеют одинаковый корень. Исключениями являются такие видовые пары как: взять (совершенный вид) – брать (несовершенный вид); найти (совершенный вид) – искать (несовершенный вид); поймать (совершенный вид) – ловить (несовершенный вид).

Двувидовые глаголы

Глаголы, которые совмещают в себе признаки одновременно совершенного и несовершенного вида, называются двувидовыми глаголами. Вид таких глаголов можно установить при помощи смыслового анализа предложения.

Образование видов глагола

Глаголы несовершенного вида при помощи суффиксов образовываются на основе глаголов совершенного вида. Например:

Суффиксы – ива, - ива: расспросить – расспрашивать, рассмотреть – рассматривать, расписаться, расписываться;

Суффикс – ва: дать – давать, открыть – открывать, обуть – обувать;

Суффиксы – а, -я: подрасти – подрастать, спасти – спасать.

С помощью суффикса – ну и приставок с- , на -, по- , про-, которые добавляются до глаголов несовершенного вида, образовываются глаголы совершенного вида. Например:

Суффикс – ну: кивать – кивнуть, привыкать – привыкнуть, прыгать – прыгнуть;

Следует знать, что если глагол совершенного вида, образовавшийся при помощи приставки от глагола совершенного вида, не имеет тождественного исходнику значения, то такие глаголы не могут образовывать видовую пару. Например: читать (несовершенный глагол) – перечитать, зачитать, вычитать, отчитать.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виды глагола

Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с новой грамматической категорией - вид глагола. Вы узнаете, что глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида, и научитесь определять вид глагола.

Как подписать картинки? Бабушка вязала шарф. Бабушка связала шарф. Б

Из предложения Бабушка связала шарф мы узнаём, что шарф готов. Предложение Бабушка вязала шарф не сообщает нам, закончила бабушка свою работу или нет. Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось, достигло (достигнет) своего предела: связала. Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении: вязала.

Учёные-лингвисты используют специальный термин - предел действия. Предел действия - это любой момент, любая точка, с которой действие должно прекратиться. Например: прилететь - «закончить полёт», проснуться - «перестать спать».

Как определить вид глагола? Первый способ – вопрос. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д. Летать, рисует, выбирали Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д. Вернуться, напишет, пришли

Как определить вид глагола? Второй способ - слово «буду». К глаголам несовершенного вида можно подставить слово буду, например: петь - буду петь (несовершенный вид). К глаголам совершенного вида слово буду подставить нельзя, например: спеть - нельзя сказать буду спеть (совершенный вид).

Учимся играя. Вопрос с приставкой. Легко запомнить: глаголы совершенного вида отвечают только на те вопросы, которые имеют приставку с-.

Клуб знатоков. Случайный выстрел. Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получился случайно. Мальчик натянул рогатку и выстрелил. Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.

Время и вид Ребята, очень внимательно рассмотрите таблицу, чтобы понять, в каком времени могут употребляться глаголы совершенного и несовершенного вида. У глаголов какого вида есть только два времени - прошедшее и будущее? Почему?

Виды глагола Вопрос Время Посещал занятия Посетил занятия Прошедшее Посещаю занятия - Настоящее Буду посещать занятия Посещу занятия Будущее

Итак, глаголы совершенного вида могут употребляться только в прошедшем и будущем времени, они не имеют формы настоящего времени. Это связано с тем, что глаголы совершенного вида обозначают такое действие, которое уже свершилось, достигло результата (нарисовал, пришёл), или обязательно свершится, т.е. будет иметь результат, в будущем (нарисует, придёт). Поставить такие глаголы в форму настоящего времени невозможно, потому что в настоящем времени глаголы обозначают действие, происходящее в данный момент, которое ещё не достигло результата (рисую, иду - несов. вид).

Время глагола не имеет значения для определения его вида. Например, в словосочетании учил вчера действие закончилось, а глагол учил (что делал?) несовершенного вида. Мы не знаем, закончил ли он учить или всё ещё учит. В словосочетании выучу завтра действия ещё нет, а глагол выучу (что сделаю?) совершенного вида. Мы знаем, что завтра действие точно закончится.

Весёлая переменка. Вы никогда не пробовали играть словами? Совсем недавно мы с подругой гуляли в парке. Стояли последние дни лета, но было по-осеннему прохладно. Подруга и говорит: «А ведь осень уже наступила!» «Не знаю, как осень, а вот ты точно наступила мне на ногу», - отвечаю я.

Клуб знатоков. Можно ли падать, но не упасть? Глагол падать несовершенного вида, обозначает «лететь сверху вниз под действием собственной тяжести». Парным ему будет глагол упасть, то есть «оказаться внизу». Глагол падать обозначает действие, которое должно со временем прекратиться: то, что падает, должно со временем упасть. Оказывается, так бывает не всегда. Есть в Италии, в городе Пизе, сооружение, которое «падает» уже более семисот лет. Многим из вас известно его название - Пизанская башня. Дело в том, что ещё в 1173 году, когда началось строительство, фундамент башни положили неровно. И с тех пор башня «падает», наклонившись к югу

Тренажёр. Виды глагола Действие какого вида обозначают картинки? Несовершенного Совершенного

Несовершенного Совершенного

Весёлая переменка. Блинчики. Всюду Павлику почёт: Павлик блинчики печёт. Он провёл беседу в школе - Говорил, открыв тетрадь, Сколько соды, сколько соли, Сколько масла нужно брать. Доказал, что вместо масла Можно брать и маргарин. Решено единогласно: Он прекрасно говорил. Кто сказал такую речь, Сможет блинчиков напечь! Но, товарищи, спешите - Нужно дом спасать скорей! Где у вас огнетушитель? Дым валит из-под дверей! А соседи говорят: - Это блинчики горят! Ох, когда дошло до дела, Осрамился наш герой - Девять блинчиков сгорело, А десятый был сырой! Говорить нетрудно речь, Трудно блинчиков напечь! (А. Барто)

Проверь себя. Как определить вид глагола Впишите вопросы рядом с глаголами. ползёт (?) привёл (?) вылетит (?) строятся (?)

Определите вид глагола. остановился стрижёт проспал заниматься красила лягу расцветать помогать любит полюбили исчезаю куплю придумали

Важный вывод. Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось, достигло (достигнет) своего предела: приехал, выбросили. Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении: вязала, ходит и т. д. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д. Бежать, смотрит, растили. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д. Помыть, купит, выиграли.


Вид глагола - это одна из тем в школьной программе, которая у учеников забывается или вообще “пролетает”. Вне сомнений, если не понять легкие правила этого раздела, не получится разобраться и с другими, более сложными. Ученики часто путают глагол несовершенного вида с видом совершенным, однако они даже не представляют, настолько все легко и просто, нужно лишь четко разложить по полочкам, что есть что.

Вид - это такая единица, без которой ни один глагол в русском языке существовать не может. Стоит запомнить, что его можно определить всегда! В некоторых случаях ответ находится на поверхности, а в некоторых приходится покопаться. В нашем языке существует два вида глаголов: совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).

Совершенный вид

Это такой вид, который обозначает уже законченное действие, чаще всего мы используем его в прошлом времени. Если проводить параллель с английским языком, там завершенное действие может обозначаться такими временами, как Past Simple и Present Perfect. Нужно учесть, что глаголы СВ направляют нас на результат, конец действия или его начало. К примеру: “Он прочитал книгу”. Как можно узнать, что это не глагол несовершенного вида? Нужно просто задать вопрос: “Что сделал?”. Такую подсказку дают учителя детям практически во всех школах, поясняя, что если в вопросе у сказуемого имеется приставка “с”, то это глагол совершенного вида.

Данный тип также может использоваться в будущем времени, вопросы для проверки: “что сделает (сделают)?” и т. д.

Следует учитывать тот факт, что у СВ полностью отсутствует настоящее время, поэтому если вы увидели глагол этого времени - знайте, что он НСВ.

Несовершенный вид

Глагол несовершенного вида обозначает длительность действия, не подчеркивая результат. Процесс может быть регулярным, то есть кто-то делает что-то каждый день. Или просто повторяющимся, иными словами, кто-то делает что-то нечасто. В английском языке также имеются времена, обозначающие процесс, к примеру, Present Continious. Наречия, стоящие в предложении, также могут “выдать” несовершенный вид глагола. Примеры: постоянно, часто, всегда, регулярно, обычно, долго - все они указывают на отсутствие окончания действия.

Чтобы легко определить глагол несовершенного вида, стоит только задать к нему вопрос: “Что делать?” (в вопросе отсутствует буква “с”, указывающая на СВ, следовательно, это НСВ). Например: Марина любит петь (что делать?).

Глаголы данной группы могут быть как настоящего времени (что делает (делаю)? и т. д.), так и будущего (что будет делать (буду делать)? и др.) и прошедшего (что делал (делали)? и т. д.).

Одновидовые глаголы и глаголы с двумя формами

У многих глаголов в русском языке есть пара противоположного вида (давать(СВ) - дать(НСВ)). Они образуются при помощи чередований гласных и согласных букв и слогов:

  • о/а - опоздал/опаздывает (СВ/НСВ);
  • о/ы - вздохнули/вздыхают (СВ/НСВ);
  • я/им - подняла/будет поднимать(СВ/НСВ);
  • у/им - вынуло/вынимало (СВ/НСВ);
  • д/ж - проводил/провожает (СВ/НСВ);
  • т/ч - ответила/будет отвечать (СВ/НСВ);
  • п/пл - укрепил/ укреплял (СВ/НСВ);
  • ст/щ - угостила/ будет угощать (СВ/НСВ).

Помимо таких глаголов также существуют одновидовые, у которых ни в коем случае не может быть пары, они имеют только одну форму из двух: несовершенную или совершенную. Среди них: быть, присутствовать, отсутствовать, бездействовать (только НСВ), а также: закричать, понадобиться, хлынуть, очутиться (только СВ).

Примеры глаголов несовершенного и совершенного вида

Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.

Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.

Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.

Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.