Князь даниил александрович. Московские князья

В своих молитвах православные верующие часто обращаются к святым. Некоторых из них даже выбирают в качестве небесных покровителей. Они оберегают, поддерживают и всегда отвечают на искренние мольбы. В данной статье речь пойдет о святом Данииле Московском, его житии и особенностях почитания. Каково значение и наследие князя в истории России? И в чем помогает святой Даниил Московский?

Житие

Согласно историческим данным, Даниил был младшим Предположительно он родился в конце 1261 года и получил имя в честь Даниила Столпника. Память этого святого отмечается 11 декабря. Поэтому историки предполагают, что четвертый сын Александра Невского родился в ноябре или декабре. Позднее князь своего небесного покровителя изображал на печатях, возвел монастырь в его честь.

Когда маленькому Даниилу исполнилось два года, он потерял отца. Воспитанием его занялся родной дядя Ярослав Ярославич. В то время Русь находилась под монголо-татарским игом и была ослаблена княжескими междоусобицами. Согласно Тверской грамоте, после смерти Ярослава Ярославича в 1272 году Московское княжество перешло Даниилу в правление. По сравнению с вотчинами старших братьев Дмитрия и Андрея, его удел отличался скудностью и небольшой территорией. Однако уже с первых дней своего правления Даниил Александрович стал вносить существенные изменения в жизнь и устройство Московского княжества. Так, в первый год была устроена Спасо-Преображенская церковь во дворе Кремлевского дворца.

Правление

Житие святого Даниила Московского и его княжение сыграли важную роль в истории России. Он участвовал в противостоянии старших братьев, которые боролись за власть над Северо-Восточной Русью и Новгородом. В этих конфликтах Даниил Александрович проявил себя как миролюбец. Так, в 1282 году он собрал войска московские, тверского князя Святослава и брата Андрея и двинулся на город Дмитрия. Однако уже при встрече у ворот, во многом при участии Даниила, был заключен мир.

Московский князь неустанно заботился и о своем народе. Вернувшись в стольный град, он основал монастырь на берегу Москвы-реки, на Серпуховской дороге. Обитель была устроена в честь небесного покровителя князя. Позже она стала называться Даниловской (или Свято-Данилов Спасской).

В 1283 году монастырь был разорен. Брат Дмитрий все же стал владимирским князем. Но Андрей не мог смириться с этим. И сговорился с полководцами Золотой орды о походе на Северо-Восточную Русь. Это событие отмечено в истории «Дуденевой ратью» по имени главного военачальника Тудана (или, как сказано в русских летописях, Дюденя).

После долгих кровопролитных распрей старшим братьям удалось помириться. Дмитрий отказался от владимирского княжения. Однако по пути в удельный город Переславль-Залесский он тяжело заболел, постригся в монахи и вскоре умер.

Святой князь Даниил Московский выступал на стороне Дмитрия, а после его смерти возглавил союз против Андрея. В 1296 году последний принял владимирское княжение. Конфликт между братьями обострился. Произошел съезд князей, на нем присутствовали епископы Симеон Владимирский и Измаил Сарский. Они убедили братьев заключить мир.

В это же время Даниил Александрович был приглашен княжить в Великий Новгород. Это свидетельствовало о возросшем политическом влиянии Москвы. По этому случаю князь устроил Богоявленский монастырь, а через четыре года - архиерейский дом и собор в честь святых Петра и Павла.

Место погребения

В 1303 году князь постригся в монахи, последние дни провел в Даниловском монастыре. Справедливость, милосердие и благочестие стяжали уважение к правителю и возвели его в лик святого благоверного князя Даниила Московского.

О месте погребения его существует две версии. Первая связана с пергаментной Троицкой летописью. В 1812 году она сгорела, но до этого момента ее увидел Н. М. Карамзин. Он сделал выписку о смерти князя, из которой следует, что Даниил Московский был захоронен близ Архангельского собора в московском Кремле. Об этом свидетельствует и миниатюра Лицевого летописного свода. А в описании ее сказано: «…И положен был в церкви Святого Михаила Архангела на Москве, в своей отчине».

Вторая версия принадлежит Степенной книге, где говорится, что местом погребения правителя стало братское кладбище в Даниловском монастыре. В подтверждение этому существует несколько преданий.

Во времена правления князя Василия III произошел грандиозный случай. Вместе с подданными он проезжал недалеко от места погребения Даниила Московского. В этот момент боярин князя Иван Шуйский упал с лошади. Ему никак не удавалась взобраться в седло. Поэтому он решил использовать надгробный камень в качестве приступка, чтобы легче было залезть на лошадь. Прохожие, завидев это, пытались всячески отговорить боярина. Но он был упрямым. Шуйский встал на камень. Но едва занес ногу на седло, как конь его встал на дыбы и упал замертво, придавив собой боярина. После этого Шуйский долго не мог оправиться. Он находился в тяжелом состоянии, пока священнослужители не помолились о нем на Даниловой могиле. Этот случай был далеко не единственным, произошедшим здесь. Иван Грозный и его приближенные не раз становились свидетелями чудесных исцелений. Поэтому могущественный царь установил проведение ежегодного крестного хода к этому месту и службы панихиды.

Существует еще предание, что князь пришел во сне к царю Алексею Михайловичу в 1652 году и попросил вскрыть его гробницу. Все было исполнено. И нетленные чудотворные мощи святого Даниила Московского были обретены и перенесены в храм Семи Вселенских Соборов (на территории Даниловского монастыря). А самого князя приобщили к После революции 1917 года рака оказалась в Троицком соборе. А в 1930 году ее перенесли за южную стену храма Воскресения Словущего. Где находятся мощи святого Даниила Московского сегодня, неизвестно. После закрытия церкви данные о них потеряны.

Итоги правления

Московские владения, которые получил в наследство маленький Даниил, были малы и играли второстепенную политическую роль. Они были ограничены бассейном реки Москвы, не имея выхода к Оке. А во время междоусобиц Дмитрия и Андрея вовсе разорила княжество. Но уже с 1300 года политическое влияние Москвы начинает расти, территория расширяется. В 1301-1302 гг. князь захватил Коломну и присоединил к своим владениям Переславль.

В церковном отношении святым Даниилом Московским построено несколько архиерейских домов, храмов и монастырей. Их посещали митрополиты со всей Руси. Также в Даниловском монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития. Все это положило начало пути перенесения верховной церковной власти в Москву, которое при участии наследников произошло в 1325 году.

Даниил Московский также создавал коммуникации. Во время его правления была построена Большая ордынская дорога, объединяющая различные направления. Так Москва стала важным городом на перекрестке торговых путей.

Семья

Имя жены святого Даниила Московского точно неизвестно. Однако в некоторых источниках упоминается некая Евдокия Александровна. Всего у князя было пять наследников:

  • Юрий Даниилович (1281-1325) правил в Переславле и Москве. Присоединил Можайское княжество. При попытке добиться ярлыка на великое княжение в 1325 году был зарублен в порыве гнева тверским правителем Дмитрием Грозные Очи.
  • Борис Даниилович - правил в Костромском княжестве. Точный год рождения неизвестен. Умер в 1320 году. Погребен в городе Владимире, рядом с церковью Богоматери.
  • Иван I Калита (1288-1340) - князь Московский, Владимирский и Новгородский. Существует две версии происхождения его прозвища. Одна связана со сбором тяжелой дани для Золотой орды. Вторая повествует о том, что князь носил с собой мешочек с деньгами для нищих или покупки новых земель.
  • Афанасий Даниилович дважды был поставлен старшим братом во главу Новгорода (1314-1315, 1319-1322). Незадолго до смерти постригся в монахи.
  • Исторические летописи содержат сведения о еще одном сыне святого Даниила Московского - Александре. Он умер до 1320 года и был вторым по старшинству. Однако больше никакой информации о нем не сохранилось.

Память и почитание

В 1791 году князь был канонизирован для местного почитания. Днями святого Даниила Московского стали 17 марта и 12 сентября по новому стилю. Первый связан с основанием Собора Московских святых, второй - с обретением мощей. В дни памяти святого Даниила Московского именины празднуют Даниил, Александр, Василий, Григорий, Павел и Семен. Также в храмах проходят богослужения.

В 1988 году патриарх Пимен и Священный синод учредили орден Святого Благоверного Князя Даниила Московского в трех степенях.

В подмосковном Нахабине, недалеко от центра инженерных войск РФ, построен храм в память о святом. Теперь он является небесным покровителем этого центра и всей Российской армии.

В 1996 году именем князя названа подводная лодка Северного флота.

Даниловский монастырь

Самым первым и важным историческим и духовным памятником в списке наследия Даниила Московского является обитель на Москве-реке. Даниловский монастырь имеет многовековую историю. Основанный в 13-м веке, он не раз разрушался, перестраивался и был перепрофилирован.

После похода Дюденевской рати на Москву обитель пришла в упадок. Реконструкцией ее занялся Иван Грозный лишь в 1560 году. Здесь был возведен храм Семи Вселенских соборов и освящен митрополитом Московским Макарием.

Однако спустя 30 лет во время нашествия крымского хана Казы-Гирея он превратился в укрепленный лагерь. А в период Смуты и вовсе был разрушен. Третье возрождение обители произошло в 17-м веке, когда ее обнесли кирпичной стеной с семью башнями. Число монахов стало расти. Согласно документальным источникам о землевладении, в 1785 году Даниловскому монастырю принадлежали 18 десятин земли (чуть больше 43 тысяч кв.м).

В 1812 году он вновь был разорен. Ризницу успели вывезти в Вологду, а казну направили в Позднее на территории монастыря действовали богадельни для престарелых священнослужителей и их жен. Во время революции обитель формально была закрыта. Но монастырская жизнь продолжалась по явочному порядку. Настоятелем был архиепископ Феодор Волоколамский, а в послушании у него жили 19 монахов. На тот момент Даниловскому монастырю принадлежали уже 164 десятины земли (почти 394 тысячи кв.м).

В 1929 году обитель закрыли и перепрофилировали под детский изолятор НКВД. Была разобрана колокольня. А сами колокола от переплавки спас американский промышленник-дипломат Чарльз Крейн. До 2007 года они хранились в Гарвардском университете. Также был уничтожен монастырский погост (или некрополь). Прах писателя Н. В. Гоголя, поэта Н. М. Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, а могилу живописца В. Г. Перова - на кладбище Донского монастыря.

И наконец в 1982 году, незадолго до смерти, Л. И. Брежнев подписал указ о передаче Донского монастыря Московской патриархии. Через год слово «Донской» было исправлено на «Данилов». Были организованы строительные работы, в ходе которых отреставрировали Троицкий собор и храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, возвели надкладезную часовню, Братский корпус в четыре этажа, гостиничный комплекс (за южной стеной обители) и освятили храм Серафима Саровского (1988). А в 2007 году в Даниловский монастырь вернулся колокольный ансамбль из Гарвардского университета.

Сегодня на территории обители действует воскресная школа и катехизические курсы для взрослых. Также есть собственное издательство «Даниловский благовестник».

Среди известных посетителей монастыря были 40-й президент США Рональд Рейган с супругой и Госсекретарь США Джордж Шульц.

Дважды в год в память о первооснователе Данииле Московском в обители проходят большие богослужения.

Молитва

В чем помогает святой Даниил Московский? Это главный вопрос православных верующих. Ведь князь является преимущественно исторической личностью. Однако свидетельства паломников говорят, что он всегда приходит на помощь тем, кто искренне обращается с молитвой о приобретении жилья или чудесном исцелении от тяжелых недугов (в частности, онкологических). Также к святому обращаются люди, которым не хватает душевных сил для прощения или для защиты от ложных обвинений. Ведь князь, согласно летописям, был на редкость милосердным и справедливым человеком. Для получения помощи и исполнения просьбы верующего, помимо молитв и тропаря, читают акафист святому Даниилу Московскому 40 дней подряд.

Существует и общая молитва, с которой можно обращаться каждый день к святому (не только носителям имени Даниил/Данил):

Моли Бога о мне (нас), святый угодниче Божий Даниил Московский, яко аз (мы) усердно к тебе прибегаю (прибегаем), скорому помощнику и молитвеннику о душе (душах) моей (наших).

О чем молятся святому князю Даниилу Московскому священнослужители? О мире в стране, о снисходительном нраве властей. Небесный покровитель защищает государство в случае военной опасности и помогает в преодолении конфликтов.

О мощах святого Даниила Московского теперь ничего неизвестно. Но в церковных записях Троицкого собора говорится о чудесных исцелениях болящих, обращавшихся когда-то к раке князя.

Икона

Одним из первых святых образов является икона святого Даниила Московского, относящаяся к 17-18 вв. На ней князь изображен со Священным писанием в руке. Перед ним расположен московский Кремль (белокаменный). А в верхнем левом углу изображена Святая Троица. Икона долгое время хранилась в Даниловском монастыре. Сегодня существуют ее копии.

Образ знаменитого князя широко используется в современной иконописи. Существуют специальные центры при храмах России, где можно заказать икону святого Даниила Московского. Либо приобрести именной образ или медальон. Как правило, на обратной стороне их располагается молитва или тропарь в честь святого. Нередко князя изображают с его отцом - Александром Невским. Такие образы помогают мирянам сохранить мир в семье, а церковь защищают от ересей и расколов.

Мозаичными иконами Даниила Московского и барельефами с его изображением украшены фасады и приделы многих храмов в Московской области. Например, церковь Христа Спасителя, собор Даниила Московского в Нахабино.

Можно найти в Даниловском монастыре. Вообще, вся территория здесь имеет особую атмосферу исторической памяти и святости. Молитва святому Даниилу Московскому перед иконой, как и любому другому покровителю, должна быть искренней, идти от сердца верующего. Священнослужители рассказывают, что иногда прихожане сетуют на святого, говоря, что все их моления тщетны. Надо помнить о справедливом нраве Даниила Московского. Он помогает действительно нуждающимся людям и только в светлых и чистых намерениях и делах.

В культуре

Святому Даниилу Московскому посвящен исторический роман «Младший сын». Автором его стал Дмитрий Балашов - филолог-русист и общественный деятель 20-го века. Точный год создания романа неизвестен. В произведении приведены научные сведения о жизни и княжении Даниила Московского, его семье и роли в становлении Москвы как экономического, политического, а главное, духовного центра России. Здесь также описаны причины распрей братьев Андрея и Дмитрия. Роман является первым из серии «Государи московские» и охватывает временной период с 1263 по 1304 гг.

В 1997 году по поводу на Серпуховской площади был установлен памятник знаменитому князю. Его авторами стали скульпторы А. Коровин, В. Мокроусов и архитектор Д. Соколов. В левой руке Даниил Московский держит храм, а в правой - меч. Причем оружие находится в опущенном положении. В этом заключен миролюбивый нрав правителя, который считал распри и кровопролития неугодным Богу делом.

Перемена, случившаяся с Даниилом Ярославичем после битвы на Воже, сразу бросилась в глаза всем его домочадцам. В речи Даниила Ярославича постоянно звучало неприкрытое бахвальство, а в его манерах стало больше грубости и вызывающего самомнения. Даниил Ярославич взял себе за привычку ругать рязанского князя в присутствии своих приближенных. Он всячески старался показать всем вокруг, что отныне не намерен подчиняться Олегу Ивановичу. Мол, ему более пристало поддерживать союзнические отношения с могучей Москвой, а не с захудалой Рязанью.

Олег готов лизать сапоги Мамаю, за это я презираю его! - как-то обмолвился Даниил Ярославич в присутствии своей невестки. - Я готов присягнуть на верность Дмитрию, который в отличие от Олега не ездит на поклон в Орду и не шлет даров Мамаю.

Евфимия не выдержала и вступилась за отца, заявив своему зазнавшемуся свекру, что кабы не Олег, то не быть бы ему пронским князем. Пусть Олег возит дары Мамаю, зато он не пресмыкается перед московским князем, как это делает Даниил Ярославич. И как бы высоко ни задирал свой нос Даниил Ярославич, похваляясь своей дружбой с Дмитрием, тягаться с Олегом он все едино не сможет. Олег, коль захочет, живо сбросит Даниила Ярославича с пронского стола.

Любая твоя присяга есть ложь и притворство! - гневно молвила Евфимия, глядя на свекра с холодным презрением. - Сегодня ты готов предать моего отца ради милостей московского князя, но завтра ты с такой же легкостью предашь и Дмитрия, коль военная удача отвернется от него.

Рассвирепевший Даниил Ярославич накричал на невестку, обругав ее непотребными словами.

Более всего Евфимию возмущало то, что свекр постоянно настраивает своего сына против ее отца. Со слов Даниила Ярославича выходило, что Олег Иванович обделил Владимира военной добычей после взятия Наровчата. Из двух своих дочерей Олег Иванович младшую и самую пригожую выдал замуж за козельского князя Ивана Титовича, а Владимиру сбыл с рук свою старшую дочь, тощую и сварливую. Теперь Иван Титович живет не тужит с миловидной ласковой женой. Владимиру же приходится мыкаться с вечно чем-то недовольной Евфимией, которая с трудом родила ему сына. Второго ребенка болезненная Евфимия выносить уже не смогла, разродившись недоношенным плодом.

«У жены твоей плохая желчная кровь, поэтому скорее всего рожать она больше не сможет, - нашептывал сыну Даниил Ярославич. - По-моему, тебе лучше дать развод Евфимии и отослать ее обратно к отцу. А я найду тебе славную невесту в Москве или в Суздале».

После таких разговоров с отцом Владимир совершенно охладел к Евфимии. Он редко появлялся с нею на людях, а ночи проводил в обществе наложниц. Даниил Ярославич часто устраивал в своем тереме пьяные оргии, куда приглашались скоморохи и бесстыдные блудницы. Бывал на этих застольях и Владимир.

Олег был осведомлен о том, как несладко живется Евфимии в мужнином доме, и о том, какие притеснения чинит прончанам алчный и развратный Даниил Ярославич. Однако вступить в открытый конфликт с Даниилом Ярославичем и, тем более, сместить его с пронского стола Олегу ныне было не с руки. За спиной распоясавшегося Даниила Ярославича стоял его могучий союзник - московский князь. Дмитрий непременно вмешается в рязанские дела, коль узнает, что между Олегом и Даниилом Ярославичем дошло до открытого разрыва. Олегу поневоле приходилось считаться с этим.

Тяжелыми думами был объят великий рязанский князь.

Однажды в начале зимы в Рязань прискакал на взмыленном коне челядинец Савка, преданный Евфимии человек. Он привез ошеломительное известие: Даниила Ярославича больше нет в живых!

Уединившись с Савкой в дальней светлице, Олег стал выпытывать у него все подробности случившегося в Пронске несчастья. Савка не стал ничего скрывать, открыв Олегу ужасную правду. Выяснилось, что после очередной попойки Даниил Ярославич ввалился в опочивальню к Евфимии и надругался над нею. Свершив свое гнусное дело, Даниил Ярославич заснул прямо на постели своей невестки. Евфимия же с помощью двух верных служанок связала спящему свекру руки и ноги, после чего женщины окунули пьяного насильника вниз головой в ушат с водой.

Когда Даниил Ярославич захлебнулся, Евфимия и ее челядинки сняли с него веревки и уложили обратно на постель, - молвил Савка, неловко ерзая на скамье. - Евфимия удалилась в комнату своих служанок, где и провела ночь. Утром кто-то из слуг обнаружил Даниила Ярославича мертвым. Поскольку Владимир Данилович плохо соображал, будучи с похмелья, дознанием по сему делу занимались старшие дружинники покойного. Не обнаружив на трупе следов насильственной смерти, дружинники тем не менее винят в смерти своего господина Евфимию, так как тело было обнаружено в ее спальне.

Олег подошел к окну посмотреть, какая погода на дворе. Низкое небо было затянуто пологом из бледно-молочных туч. Дул сильный северо-западный ветер, гуляя по заснеженным крышам теремов, взлохмачивая сизые дымовые шлейфы, валившие из печных труб.

«Никчемно жил Даниил Ярославич, никчемно он и умер, - промелькнуло в голове у Олега. - Не от вражеского меча, но от слабых женских рук принял смерть Данила-пакостник, свершив насилие над моей дочерью. И поделом мерзавцу! Фима поступила со свекром-негодяем в духе библейской Саломеи, умертвившей царя Олоферна. Тем самым Фима оказала мне неоценимую услугу. Теперь я должен спешно ехать в Пронск, дабы извлечь наибольшую выгоду из сложившихся обстоятельств!»

Подгоняемый этой мыслью, Олег наскоро позавтракал и велел своим гридням седлать коней.

Прончане проводили Даниила Ярославича в последний путь без слез и без скорби на лицах, памятуя все его неприглядные дела. Олег, объявивший прончанам, что отныне их князем станет Владимир Данилович, не мог не заметить, что далеко не все жители города обрадовались этому. Местные бояре и посадские люди хотели видеть на пронском столе ижеславского князя Василия Александровича, доводившегося дядей покойному Даниилу Ярославичу. Олег и сам понимал, что Василий Александрович более достоин пронского стола, нежели Владимир Данилович. Однако ради своей дочери и внука Олег своею властью постановил, чтобы его зять принял Пронск под свою руку.

В беседе с глазу на глаз Олег пригрозил Владимиру, что если тот не прекратит пьянствовать, распутствовать и унижать свою жену, то может вовсе остаться без княжеского стола. Чувствуя на себе холодное отчуждение прончан, Владимир был смирен, как овечка. Он клялся Олегу ни в чем не обижать Евфимию и ходить в его воле.

Как Олег и предполагал, смерть Даниила Ярославича вызвала в Москве самые разные толки и пересуды. Бояре московские распространяли слух о том, что это Олеговы злые козни свели в могилу Даниила Ярославича, который не желал ему подчиняться. Ведь по этой же причине Олег сгноил в темнице и Владимира Ярославича несколько лет тому назад.

В эту же пору скончался митрополит Алексей, который был уже глубоким старцем. Олег не поехал в Москву, чтобы присутствовать при погребении главного иерарха Русской Православной Церкви. Олег не доверял Дмитрию, помня, как некогда тверской князь Михаил Александрович оказался в заточении, приехав в Москву для разрешения какой-то тяжбы. К тому же Олег не мог простить митрополиту Алексею, что при его содействии близ Коломны на бывших рязанских землях были построены монастыри - Голутвин и Бобренев.

Вместо себя Олег отправил в Москву боярина Клыча Савельича, который умел вести льстивые речи и сглаживать острые углы в переговорах с московлянами. Клыч Савельич сумел убедить Дмитрия и его приближенных в том, что Даниил Ярославич умер от безмерного пьянства, но никак не от яду. Сказанное Клычом Савельичем подтвердили двое пронских бояр, приехавшие в Москву вместе с ним.

Оставшийся в Рязани Олег злорадствовал в душе, понимая, что со смертью митрополита Алексея московский князь лишился своего лучшего советника, подкреплявшего все его начинания своим благословением. Там, где оказывались бессильны меч и подкуп, зачастую вступало в дело пастырское слово митрополита, неизменно склонявшее к покорности Москве удельных князей, враждебных Дмитрию.

«Неизвестно, как поведет себя новый митрополит, - размышлял Олег. - Ежели им окажется грек из Царьграда, то вряд ли он будет блюсти интересы Дмитрия. Вряд ли митрополит-грек станет нарушать церковный устав в угоду Дмитрию, как это делал покойный преподобный Алексей!»

. Годы жизни:? - 1248 г.
Князь Московский : 1246 - 1248 гг.
Великий князь Владимирский: 1248 - 1248 гг.

Борис Михайлович (ум. 1263 г.) - сын Михаила Ярославича Храброго.
Князь Московский : 1248 - 1263 гг.
Умер в 1263 г.

Даниил Александрович

Даниил Александрович

Даниил Александрович (1261 г. - 4 марта 1303 г., Москва) - младший сын , первый удельный князь Московский (c 1263 г., фактически с 1276 г.); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.
Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого. Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря, следовательно, князь Даниил родился в ноябре-декабре. Лаврентьевская летопись упоминает год рождения Даниила, «родися Олександру сынъ, и наре[ко]ша имя ему Данилъ», под годом 6769 (1261 г.).
В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце 23 ноября 1262 г). Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной). Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего. Юные годы Тверская грамота 1408 г. рассказывает о воспитании тверским князем , братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 г. до своей смерти в 1271 г.

Брак и дети

Имя жены Даниила не известно.
Дети:
Юрий Даниилович (ум. 1325 г.) - московский князь в 1303-1325 гг., великий князь владимирский в 1319-1322 гг. (как ), князь новгородский в 1322-1325 гг. Иван Даниилович (Калита; 1288-1340 гг.) - князь Московский с 1325-1341 гг., Великий князь Владимирский с 1328-1341 гг., князь Новгородский 1328-1337 гг.
Александр Даниилович (ум. 1322 г.) Афанасий Даниилович (ум. 1322 г.) - князь новгородский (1314-1315 гг., 1319-1322 гг.).
Борис Даниилович (ум. 1320 г.) - князь Костромской с 1304 г.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 г., его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество - худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими княжествами.
В 1272 г. он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла.

Ок. 1276 г. – возникновение Московского княжества (1276 - 1547 гг.), столица Москва.

Князь московский: 1272/1276 - 1303 гг.

Политика

Даниил участвовал в борьбе своих братьев князей и за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем.
В 1282 г. вместе с тверским князем Святославом Ярославичем он соединил Московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия; но при первой встрече у града Дмитрова вооружившиеся заключили мир, и кровь не лилась.
С 1283 г. действовал на стороне князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским.

Андрей в 1293 г. предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем («Дюденева рать»), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь.
В 1293 г. Москва была взята войском татарского царевича Тудана. Святой князь Даниил впустил их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.
Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире.
После смерти князя Дмитрия (1294) Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея.
Когда Андрей стал великим князем Владимирским, в 1296 г. открылись ссоры между русскими князьями; но и Андрей признал тогда правоту князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. Когда же вслед за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем-Залесским, Даниил, князь Московский, вместе с Тверским князем Михаилом встретил Андрея с сильною ратью близ места, называемого Юрьево Толчище - и после переговоров заключен был мир.
В 1301 г. участвовал в Дмитровском съезде русских князей.
Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей - князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы.

Расширение владений

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород (1296 г.), куда он был приглашен княжить в 1296 г.
В 1300 г. Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну (1301 г.). После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского (1302 г.) присоединил Переславль к Московскому княжеству.

Строительство

При Данииле Александровиче в Москве основаны Богоявленский монастырь (1290-е гг.) и Данилов монастырь (кон. XIII в.), где была учреждена первая архимандрия.

Место погребения

О месте его захоронения существуют две версии: Одна восходит к сгоревшей в 1812 г. в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В свое время эту летопись видел Н.М. Карамзин, который сделал из неё выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле.


Архангельский собор Московского кремля

Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Память и почитание

В 1652 г. состоялось обретение мощей князя; по мнению Е.Е. Голубинского, в 1791 г. он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский.
Дни памяти: 4 марта и 30 августа (обретение мощей) по юлианскому календарю.

Имя князя Даниила носят основанный им Данилов монастырь в Москве, расположенные вблизи монастыря Даниловская площадь, Даниловская и Новоданиловская набережные, Даниловский вал, а также город Данилов в Ярославской области.


Памятник Св. князю Даниилу Московскому

В 1997 г. на площади Серпуховской заставы в Москве установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова.


Часовня святого благоверного князя Даниила Московского на площади «Серпуховская застава»

4 сентября 1997 г., накануне празднования 850-летия Москвы, на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому.

17 марта 1998 г. на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю.

Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 г. учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-х степеней.

В подмосковном Нахабино, которое считается историческим центром инженерных войск МО РФ, построен Храм Даниила Московского, являющего небесным покровителем инженерных войск России.


Церковь Даниила Московского в Нахабино

Богоявленский монастырь

Новгородская летопись так повествует об основании обители: «От 1296 года до 1304 г. бысть обитель чуднаго Богоявления, да в приделе Благовещения Пречистыя Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благовернаго и благочестиваго великаго князя Даниила Александровича Владимирскаго и Новгородскаго и Московскаго и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана...»
Церковные предания повествуют, что одним из игуменов обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался.

В 1340 г. при Иване Калите было заложено первое каменное здание монастыря - четырёхстолпный Богоявленский собор. Он был разрушен в 1451 г. во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада.
Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (в частности, появилась новая трапезная) монастырь снова сильно пострадал в 1547 г. во время великого московского пожара. А в 1571 г. Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.
В Смутное время монастырь опять претерпевал бедствия (особенно он пострадал в 1611-1612 гг.), и практически сразу после своего взошествия на престол новый царь - Михаил Федорович - начинает отстраивать обитель. В 1624 г. был построен новый каменный собор.
Монастырский собор строился в 1693-1696 гг. В 1685 г. в монастыре братьями Иоанникием и Софронием Лихуды была основана школа, через пару лет переехавшая в соседний Заиконоспасский монастырь. Так родилась знаменитая Славяно-греко-латинская академия.
В 1693-1696 гг. был построен дошедший до наших дней Богоявленский собор в стиле т. н. «нарышкинского барокко», в нижней (подклетной) части которого сохранилась часть постройки 1624 г. Позднее арки поклета были заложены.
В 1737 г. монастырь вновь серьёзно пострадал от пожара. Монастырские постройки были восстановлены при архимандрите Герасиме, который к 1742 г. построил вдобавок над вторыми воротами новую, надвратную церковь Бориса и Глеба с колокольней.
В 1747 г. собор получил северный придел во имя святого Георгия Победоносца, а в 1754 г. - южный во имя апостола Иакова Алфеева. Была пристроена и колокольня.
В 1764 г. все монастырские земли были секуляризованы.
В 1782 г. церковь была отремонтирована и расписана, а её новые части украшены лепниною.
В 1788 г. монастырь стал местопребыванием викарного епископа Московской епархии. С 1865 г. им управляли епископы - викарии Московской митрополии.
Особенно же стал процветать монастырь с 1866 г., когда с Афонской горы были привезены и поставлены в соборном храме частицы святых мощей мучеников: Пантелеимона, Трифона и других, а также и чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница».
Предпоследним настоятелем монастыря был Епископ Трифон (Туркестанов).
В 1873 г. в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеимона. В нач. 1920-х гг. монастырь был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны подбитый немецкий истребитель при падении снес главу храма. Глава восстановлена в 1990-е гг.


Собор Богоявленского монастыря

При нём Москва из маленького захудалого городка превратилась в центр самостоятельного, быстро разрастающегося княжества. И, хотя до статуса общерусской столицы было ещё далеко, основы будущего могущества закладывались именно в ту эпоху.

Даниил Александрович появился на свет во Владимире в 1261 году в семье великого князя Александра Ярославича Невского. Четвёртый, младший, сын знаменитого полководца, он изначально не мог претендовать на великое княжение Владимирское. Даниилу исполнилось всего два года, когда умер его отец и опеку над мальчиком взял его дядя - князь Ярослав Ярославич Тверской, получивший от хана Золотой Орды ярлык на великое княжение Владимирское. Достигнув 11-летнего возраста, Даниил Александрович в 1272 году вступил в права наследования и получил причитавшуюся ему долю владений - Москву с окрестностями. На тот момент это было более чем скромное наследство, особенно по сравнению с Новгородом и другими землями, доставшимися его братьям.

Однако Даниил Александрович не пал духом и принялся укреплять доставшийся ему городок и прилегающие земли. В честь Даниила Столпника, своего святого покровителя, он построил монастырь на берегу Москвы-реки. Сегодня он известен как Свято-Данилов. Второй монастырь, Богоявленский, он основал ближе к городу. Ныне его собор располагается в Богоявленском переулке, между Никольской улицей и Ильинкой. А на Боровицком холме он построил небольшую церковь во имя Спаса Преображения Господня. Позже на этом месте появится собор Спаса на Бору.

На московском престоле князь Даниил стяжал славу миротворца. В 1282 году между ним и его старшим братом князем Дмитрием Александровичем разгорелась ссора, грозившая перерасти в войну. Противоборствующие стороны встретились под Дмитровом, в любой момент могла вспыхнуть битва. Но благодаря Даниилу Московскому начались переговоры, с помощью которых конфликт удалось решить миром. Три года схожим образом была пресечена назревающая усобица со средним братом Андреем Александровичем.

Хотя иногда приходилось брать в руки и меч. В 1300 году рязанский князь Константин Романович, заручившись поддержкой татар, тайно готовился к нападению на земли Московского княжества. Князь Даниил со своим войском разбил неприятеля близ Рязани и пленил её князя, победив также и татар. Но ни добычи, ни новых земель для Московского княжества он не взял - это была оборонительная война, а не захватническая. Своего принципа - не участвовать в усобицах и не заниматься насильственным захватом соседних земель - князь Даниил Александрович твёрдо придерживался.

Вскоре, однако, территория Московского княжества расширилась, и прибегать к насилию для этого вовсе не пришлось. В 1302 году скончался бездетный племянник Даниила - князь Переславль-Залесский Иоанн Димитриевич. По завещанию княжество перешло к Москве. При этом Даниил не стал переносить свою резиденцию в более мощный и густонаселённый Переславль-Залесский, а остался княжить в Москве. Тогда же к владениям Даниила оказались присоединены Коломенское и Можайское княжества. Это были первые шаги на пути объединения Руси в единое государство вокруг Москвы.

В 1303 году князь Даниил Александрович заболел. В основанном им же монастыре он принял великую схиму, где и скончался 5 марта. Предположительно, согласно воле князя, его похоронили не в церкви, а на братском кладбище монастыря.

Начатое князем Даниилом продолжили его сыновья: князь Юрий Данилович, унаследовавший Московское княжество, в 1318 году получил ярлык на великое княжение Владимирское. А его брат Иван Данилович вошёл в историю как Иван I Калита: он не только смог снова получить ярлык, но и пригласил в Москву главу Русской церкви, который перенёс сюда свою резиденцию. Теперь Москву уже никто не посмел бы назвать «мелким городком».

История Данилова монастыря складывалась более сложно: в 1330 году Иван Калита перевёл его монахов в Кремль, где прямо по соседству с великокняжеским дворцом был создан Спасский монастырь (позже Иван III снова перенёс обитель за пределы Москвы. Теперь это Новоспасский монастырь). На старом же месте остался приходской храм. Его почитание возобновилось при Иване III, когда здесь стали служить соборные панихиды по князю Даниилу и другим Рюриковичам. А при Иване IV Грозном были зафиксированы исцеления приходивших ко гробу князя Даниила, после чего царь приказал возобновить древнюю обитель. Каждый год в день преставления князя из Кремля в Данилов монастырь шёл крестный ход во главе с митрополитом и другими архиереями для служения панихиды. В 1652 году были обретены нетленные мощи князя Даниила, которые по указу царя Алексея Михайловича перенесли в церковь во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря.

В 1997 году в честь 850-летия Москвы на площади Серпуховской Заставы, неподалёку от Свято-Данилова монастыря, установили памятник благоверному князю Даниилу Московскому. Авторы монумента Александр Коровин и Владимир Мокроусов изобразили его во весь рост, в княжеских одеждах. В левой руке князь держит храм - напоминание о монастыре и других строительных работах в княжестве. Правая рука сжимает меч, который вложен в ножны и опущен вниз, - символ миролюбия князя, стремления решать политические вопросы без кровопролития и не использовать военную силу в междоусобицах. Правда, есть в памятнике и досадная ошибка: князь Даниил Александрович никогда не носил шапку Мономаха. Этой чести позже удостоился его сын Иван Калита.

кн., брат Ал. Невского, † 1256 г.

  • - рус. князь, 2-й сын Ярослава Мудрого. В 1036 был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 1042 В. Я. совершил успешный поход на ямь...
  • - вел. князь владимирский; 3-й сын вел. кн. Ярослава Всеволодовича. Участвовал в Ледовом побоище 1242. В 1247 получил в Золотой Орде ярлык на вел. княжение...

    Советская историческая энциклопедия

  • - рус. князь, 4-й сын Ярослава Мудрого. После его смерти получил Переяславль Южный, земли по Волге, Ростов, Суздаль и Белоозеро. В. Я. заключил союз со старшими братьями Изяславом и Святославом...

    Советская историческая энциклопедия

  • - третий из восьми сыновей Ярослава II Всеволодовича, князь суздальский и великий князь владимирский, ум. в 1264 г. В 1240 г., когда старший брат его Александр, вследствие каких-то неудовольствий, выехал из Новгорода,...
  • - вел. кн. живший в Костроме, брат Алекс. Невск....

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - сын великого князя Ярослава І Владимировича, князь Владимиро-волынский, потом смоленский, род., по известиям Татищева, в 1036 г., умер в 1060 г. В 1054 г., по смерти отца своего, он получил от старшего брата, вел....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - вел. кн. киевский, сын Ярослава Владимировича, род. в 1024 г., убит 3 октября 1079 г. По завету отца Изяслав, как старший, должен был быть для младших братьев вместо отца...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - князь Луцкий, сын Ярослава Изяславича Луцкого...

    Биографический словарь

  • - третий сын великого князя Ярослава Всеволодовича, князь суздальский, с 1250-1252 г. великий князь владимирский, † в 1264 г. В 1247 г., по смерти отца, А. с братом Александром поехал в Волжскую Орду, а оттуда в Монголию, к...
  • - князь луцкий, сын Я. Изяславича луцкого...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Георгий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский князь, 4-й сын Ярослава Мудрого, после смерти которого получил Переяславль Южный, земли по Волге, Ростов, Суздаль и Белоозеро. В. Я. заключил союз со старшими братьями Изяславом и Святославом...

    Большая Советская энциклопедия

  • - великий князь киевский. Сын Ярослава Мудрого. Женат 1-м браком на дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Знал 5 языков. Княжил в городе Переяславль Южный, в 1077 - 78 боролся за Чернигов...

    Современная энциклопедия

  • - ВСЕВОЛОД I ЯРОСЛАВИЧ - князь переяславский, черниговский, великий князь киевский, сын Ярослава Мудрого. Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу с половцами, участвовал в составлении "Правды Ярославичей"...
  • - Все́волод I Яросла́вич, князь переяславский с 1054, черниговский с 1077, великий князь киевский с 1078, сын Ярослава Мудрого...

    Большой энциклопедический словарь

"Даниил Ярославич" в книгах

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ) 1201-1264

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ) 1201-1264 Князь галицко-волынский. Полководец Древней Руси.Сын князя волынского и галицкого Романа Мстиславича, правнук великого князя киевского Владимира Мономаха. В раннем детстве после смерти отца едва не погиб в удельных

Василий Ярославич ― Василий Ярославич

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Василий Ярославич? Василий Ярославич 1427 Василий становится князем Серпуховским 1247 Василий становится князем Костромским 180 1456 Конец правления Василия 1276 Конец правления Василия 180 1483 Смерть Василия 1276 Смерть

Изяслав Ярославич

автора

Изяслав Ярославич В жизни часто радости перемежаются хлопотами, а веселое соседствует с печальным.Годы 1023 и 1024 были для князя Ярослава Владимировича, названного позднее Мудрым, тревожными. Его младший брат Мстислав двинул из Тмутаракани свои полки к Киеву. Только

Святослав Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Святослав Ярославич Великий киевский князь Ярослав Владимирович был тонким политиком и прирожденным дипломатом. Стремясь упрочить положение своего государства, он связал своих детей династическими браками с знатными фамилиями целого ряда европейских стран. Его сын

Всеволод Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Всеволод Ярославич В 1030 году у князя Ярослава Владимировича, названного позднее Мудрым, произошло два радостных события. Под этим годом «Повесть временных лет» сообщает, что у него родился четвертый сын, которого назвали Всеволодом, а в крещении? Андреем. Тогда же

Ярослав Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Ярослав Ярославич В ходе реформы местного управления в конце XVIII века российским городам были присвоены гербы. При их создании герольдмейстеры старались запечатлеть наиболее характерные черты городов. Вот каково описание утвержденного 10 октября 1780 года Екатериной II

Михаил Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Михаил Ярославич Первая летописная запись, в которой упоминается Михаил, сын Ярослава Ярославича, унаследовавший тверское княжение, содержит сообщение о строительстве первого каменного храма в Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия. Это

Володимир Ярославич

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Володимир Ярославич Володимир, що завдячував галицький стіл боярам, не виявляв надзвичайної вдячности своїм опікунам. Боярської ради не слухав, а окружив себе кількома заушниками й тим визвав обурення решти бояр. Не знати чи по правді чи по сплетням його ворогів,

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (р. 1024 - ум. 1078)Великий князь (1054–1068,1069-1073,1076–1078). В крещении Дмитрий. Старший сын Ярослава Мудрого и шведской королевы Ингигерды. Сначала управлял совместно с братом Святославом и Всеволодом (так называемое «трио»). После народного бунта, вспыхнувшего

Пророк Даниил. Даниил 5:5–8, 13, 16–17, 25-30

автора Библия

Пророк Даниил. Даниил 5:5–8, 13, 16–17, 25-30 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Пророк Даниил. Даниил 5:5-8, 13, 16-17, 25-30

Пророк Даниил. Даниил 5:5-8, 13, 16-17, 25-30 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и

Даниил спасает Сусанну от смерти. Даниил 13:59-62

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Даниил спасает Сусанну от смерти. Даниил 13:59-62 Даниил сказал ему: точно, солгал ты на свою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас. Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на

Даниил во львином рву и Аввакум. Даниил 14:33-39

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Даниил во львином рву и Аввакум. Даниил 14:33-39 Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлёбку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум