Княжение ярослава мудрого. Хронология военных действий

В 1018 году новгородцы изрубили ладьи своего князя Ярослава Мудрого.
Так они выразили свое желание сражаться за него.

Странный способ, не правда ли? Но давайте начнем с самого начала.


В этот день в пригороде Киева умер князь Владимир, креститель Руси.

Из грязи - в князи

Владимир «Красно Солнышко» на закате своей жизни заточил под стражу одного из своих наследников - Святополка, по прозвищу Окаянный. Вместе ним в неволе томились жена Святополка, польская принцесса, и ее духовник, епископ Кольбергский Рейнберн.

Что стало причиной ареста не совсем ясно.

Возможно, Владимир собирался посадить на княжение в Киеве своего любимого сына, Бориса, князя ростовского. И чтобы не дать Святополку возможности претендовать на княжеский стол, он убрал его с дороги таким вот способом.

Возможно имелась какая-то другая причина - точно сказать сложно, с тех событий прошла тысяча лет.

На тот момент Киев был центром огромного и сильного княжества. Это был лакомый кусочек для каждого, кто хотел власти. Человек, способный проглотить этот кусок, имел все, что доступно смертному.

И как только Владимир умер, этим человеком стал Святополк Владимирович, которого освободили из темницы вместе с женой и духовником.

Новгород против

Тем временем другой сын Владимира, Ярослав (в дальнейшем прозванный Мудрым), княжил в Новгороде. После смерти отца, с которым он - будем честны - не всегда ладил, князь Ярослав заявил свои претензии на престол.

Ярослава поддержали преданные ему новгородцы и наемная дружина, которой командовал норвежский конунг Эймунд Хрингссон. Если верить , он был не только отважный воин, но еще и талантливый диверсант.

Поздней осенью 1016 года Ярослав и Святополк встретились близ Любеча. Была битва и новгородского , усиленное варягами, победило в ней. Затем Ярослав пошел в Киев, где щедро наградил всех своих воинов за храбрость и преданность.

Возвращение Окаянного

Святополк не спустил брату обиды.
Через год он вернулся и привел с собой печенегов, а также своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. Тот имел поддержку Запада, поэтому в его войске были не только поляки, но еще венгры и немцы.

Князь Ярослав решил сыграть на опережение и встретиться с противником в чистом поле.

Когда между двумя войсками оказалась только водная преграда, Ярослав замешкался. Водная преграда давала ему чувство защищенности, плюс он не решался атаковать первым.

Это сделал Болеслав.
Поляки внезапно преодолели реку и застав дружину Ярослава врасплох, перебили ее.

Поражение было столь сильным, что Ярослав бежал в Новгород всего с четырьмя воинами.
Киев оказался незащищенным. И именно туда направилось объединенное войско Святополка и Болеслава.

Избиение поляков

В Киеве Святополка ожидал неприятный сюрприз.

Поляки, которых он привел, нарушили договор. Болеслав не стал отдавать ему завоеванный город.

Наоборот, он осел в городе как его правитель и разместил свои гарнизоны по всем окрестностям. Кормить захватчиков должны были местные жители .

Народ взбунтовался. Поляков стали попросту убивать.

И тут опять есть две версии. По одной выходит, что обиженный на родственника Святополк сам велел своим сторонникам избивать поляков. По-другой - что беспорядки начались стихийно, потому что народ не стал терпеть пренебрежительное отношение со стороны победителей.

В историю эти волнения вошли как Киевское восстание 1018 года (известно еще как минимум три). Видимо опасность того, что русский бунт явит всю свою беспощадность была достаточно велика.

Болеслав спешно покинул Киев, оставив зятя без военной поддержки.

Однако уезжал он все равно победителем. С собой у польского князя была вся княжеская казна и заложницы - сестры князя Ярослава, которые оставались в городе.

Топоры новгородцев

Теперь давайте вернемся к Ярославу, который вернулся в родной Новгород побежденным. После недолгих сборов он приготовился бежать «за море».

И тут новгородцы сделали то, о чем я рассказал в самом начале.

Они изрубили его ладьи, приведя их в негодность. А потом заявили князю, что хотят биться за него с Болеславом и Святополком.

Если быть до конца честными, то в их поступке была не столько любовь к князю Ярославу, сколько боязнь Святополка. Никто ведь не гарантировал, что завтра он не придет под стены Новгорода со своей дружиной. Довести, так сказать, дело до логического конца.

Однако возникла еще одна проблема. Силы новгородцев были малы, а оплатить услуги варяжской дружины князь Ярослав не мог. Не хватало денег.

Вскоре в народ пустили шапку. Брали серебром - с мужей по 4 куны, со старейшин по 10 гривен, а с бояр - по 18 гривен.

Собранных средств хватило на новый контракт с Эймундом и варягами, плюс на вооружение.

Весной 1019 года войско во главе с князем Ярославом вышло из Новгорода в Киев. Последняя встреча враждующих братьев случилась около реки Альты, это левый приток Днепра.

К сожалению, более точного места летопись нам не раскрыла, однако упомянула, что сражались князья рядом с тем самым местом, где был убит их брат - князь Борис.

В ходе ожесточенного сражения новгородское войско разбило дружину Святополка.
Его знамя было захвачено. Сам князь ранен.

Тогда Эймунд спросил Ярослава: «прикажете ли убить Святополка, или нет?»

Князь ответил, что никого не принуждает к этому.
Но, добавил Ярослав, порицать того, кто убьет Святополка он также не станет.

Что было дальше?

Святополк

Его не убили.
Он бежал через Польшу в Чехию, но так и не закончил своего путешествия. Страдая от болезни, князь Святополк умер в дороге.

Болеслав

Через 6 лет, 18 апреля 1025 года, князь Болеслав Храбрый был торжественно коронован. Он стал первым королем Польши.

Ярослав

В битве на реке Альте князь Ярослав поставил точку в борьбе за киевское княжение. Но не в раздробленности русских княжеств - она только входила в свою золотую пору.

Уже через год на владения Ярослава поднимет меч собственный племянник - Брячислав, князь Полоцкий. Воспользовшись тем, что дядя был в Киеве, он нападет на Новгород.

Ярославу придется спешить.
За 7 дней он не только соберет войско, но и совершит беспрецендентный марш-бросок, длиной 800 километров! В итоге Брячислав будет разбит, а пленные новгородцы освобождены из неволи.

И это будет совсем не последнее в жизни князя Ярослава Мудрого...

* * *

Фото - Андрей Бойков, Сергей Балмашов, Алексей Строганов. Также использованы снимки из социальной сети "Вконтакте".

В 1018 году новгородцы изрубили ладьи своего князя Ярослава Мудрого.
Так они выразили свое желание сражаться за него.

Странный способ, не правда ли? Но давайте начнем с самого начала.

А началась эта история 15 июля 1015 года.
В этот день в пригороде Киева умер князь Владимир, креститель Руси.

Владимир «Красно Солнышко» на закате своей жизни заточил под стражу одного из своих наследников — Святополка, по прозвищу Окаянный. Вместе ним в неволе томились жена Святополка, польская принцесса, и ее духовник, епископ Кольбергский Рейнберн.

Что стало причиной ареста не совсем ясно.

Возможно, Владимир собирался посадить на княжение в Киеве своего любимого сына, Бориса, князя ростовского. И чтобы не дать Святополку возможности претендовать на княжеский стол, он убрал его с дороги таким вот способом.

Возможно имелась какая-то другая причина — точно сказать сложно, с тех событий прошла тысяча лет.

На тот момент Киев был центром огромного и сильного княжества. Это был лакомый кусочек для каждого, кто хотел власти. Человек, способный проглотить этот кусок, имел все, что доступно смертному.

И как только Владимир умер, этим человеком стал Святополк Владимирович, которого освободили из темницы вместе с женой и духовником.

Новгород против

Тем временем другой сын Владимира, Ярослав (в дальнейшем прозванный Мудрым), княжил в Новгороде. После смерти отца, с которым он — будем честны — не всегда ладил, князь Ярослав заявил свои претензии на престол.

Ярослава поддержали преданные ему новгородцы и наемная дружина, которой командовал конунг Эймунд Хрингссон. Если верить , он был не только отважный воин, но еще и талантливый диверсант.

Поздней осенью 1016 года Ярослав и Святополк встретились близ Любеча. Была битва и новгородского князя, усиленное варягами, победило в ней. Затем Ярослав пошел в Киев, где щедро наградил всех своих воинов за храбрость и преданность.

Возвращение Окаянного

Святополк не спустил брату обиды.
Через год он вернулся и привел с собой печенегов, а также своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. Тот имел поддержку Запада, поэтому в его войске были не только поляки, но еще венгры и немцы.

Князь Ярослав решил сыграть на опережение и встретиться с противником в чистом поле.

Когда между двумя войсками оказалась только водная преграда, Ярослав замешкался. Водная преграда давала ему чувство защищенности, плюс он не решался атаковать первым.

Это сделал Болеслав.
Поляки внезапно преодолели реку и застав дружину Ярослава врасплох, перебили ее.

Поражение было столь сильным, что Ярослав бежал в Новгород всего с четырьмя воинами.
Киев оказался незащищенным. И именно туда направилось объединенное войско Святополка и Болеслава.

Избиение поляков

В Киеве Святополка ожидал неприятный сюрприз.

Поляки, которых он привел, нарушили договор. Болеслав не стал отдавать ему завоеванный город.

Наоборот, он осел в городе как его правитель и разместил свои гарнизоны по всем окрестностям. Кормить захватчиков должны были .

Народ взбунтовался. Поляков стали попросту убивать.

И тут опять есть две версии. По одной выходит, что обиженный на родственника Святополк сам велел своим сторонникам избивать поляков. По-другой – что беспорядки начались стихийно, потому что народ не стал терпеть пренебрежительное отношение со стороны победителей.

В историю эти волнения вошли как Киевское восстание 1018 года (известно еще как минимум три). Видимо опасность того, что русский бунт явит всю свою беспощадность была достаточно велика.

Болеслав спешно покинул Киев, оставив зятя без военной поддержки.

Однако уезжал он все равно победителем. С собой у польского князя была вся княжеская казна и заложницы — сестры князя Ярослава, которые оставались в городе.

Топоры новгородцев

Теперь давайте вернемся к Ярославу, который вернулся в родной Новгород побежденным. После недолгих сборов он приготовился бежать «за море».

И тут новгородцы сделали то, о чем я рассказал в самом начале.

Они изрубили его ладьи, приведя их в негодность. А потом заявили князю, что хотят биться за него с Болеславом и Святополком.

Если быть до конца честными, то в их поступке была не столько любовь к князю Ярославу, сколько боязнь Святополка. Никто ведь не гарантировал, что завтра он не придет под стены Новгорода со своей дружиной. Довести, так сказать, дело до логического конца.

Однако возникла еще одна проблема. Силы новгородцев были малы, а оплатить услуги варяжской дружины князь Ярослав не мог. Не хватало денег.

Вскоре в народ пустили шапку. Брали серебром — с мужей по 4 куны, со старейшин по 10 гривен, а с бояр — по 18 гривен.

Собранных средств хватило на новый контракт с Эймундом и варягами, плюс на вооружение.

Весной 1019 года войско во главе с князем Ярославом вышло из Новгорода в Киев. Последняя встреча враждующих братьев случилась около реки Альты, это левый приток Днепра.

К сожалению, более точного места летопись нам не раскрыла, однако упомянула, что сражались князья рядом с тем самым местом, где был убит их брат — князь Борис.

В ходе ожесточенного сражения новгородское войско разбило дружину Святополка.
Его знамя было захвачено. Сам князь ранен.

Тогда Эймунд спросил Ярослава: «прикажете ли убить Святополка, или нет?»

Князь ответил, что никого не принуждает к этому.
Но, добавил Ярослав, порицать того, кто убьет Святополка он также не станет.

Что было дальше?

Святополк

Его не убили.
Он бежал через Польшу в Чехию, но так и не закончил своего путешествия. Страдая от болезни, князь Святополк умер в дороге.

Болеслав

Через 6 лет, 18 апреля 1025 года, князь Болеслав Храбрый был торжественно коронован. Он стал первым королем Польши.

Ярослав

В битве на реке Альте князь Ярослав поставил точку в борьбе за киевское княжение. Но не в раздробленности русских княжеств — она только входила в свою золотую пору.

Уже через год на владения Ярослава поднимет собственный племянник — Брячислав, князь Полоцкий. Воспользовшись тем, что дядя был в Киеве, он нападет на Новгород.

Ярославу придется спешить.
За 7 дней он не только соберет войско, но и совершит беспрецендентный марш-бросок, длиной 800 километров! В итоге Брячислав будет разбит, а пленные новгородцы освобождены из неволи.

И это будет совсем не последнее в жизни князя Ярослава Мудрого…

* * *

Фото — Андрей Бойков, Сергей Балмашов, Алексей Строганов.
Также использованы снимки из социальной сети «Вконтакте».

Главный редактор интернет-журнала "Людота". Увлечения - история оружия, военного дела, интернет-журнал "Людота".

Михеев Василий Александрович

Ярослав Мудрый - борьба за власть. Фальсификации в русских летописях и подлинная хроника событий

Ярослав Мудрый - борьба за власть.

Фальсификации в русских летописях

и подлинная хроника событий.

Вместо вступления.

Часть 1. Кто платит, тот и заказывает музыку. Как и почему фальсифицировали русские летописи.

Глава 2. О политической борьбе внутри русской церкви.

Глава 3. О великом князе Изяславе

Глава 4. Программа реабилитации жертв эпохи Ярослава.

Глава 5. Программа реабилитации. Канонизация. Почему Борис и Глеб?

Глава 6. Канонизация (продолжение). О православной верности Бориса и его отца Владимира.

Глава 7. Канонизация (продолжение). О Глебе. Куда направлялся Глеб? Лекция по дорожной инфраструктуре Руси. Об Илье Муромце.

Глава 8. О летописцах на Руси и о летописи Никона. "Бомба замедленного действия".

Глава 9. О схеме фальсификации летописи Никона.

Глава 10. Заточение Святополка в тюрьму и Лжесвятополк-1.

Глава 11. Заточение Святополка в тюрьму и Лжесвятополк-1 (продолжение).

Глава 12. Убийство Бориса и Лжесвятополк-2.

Глава 13. Убийство Бориса (продолжение). Версия по "Саге".

Глава 14. Убийство Бориса (продолжение). Сопоставление двух описаний убийства.

Глава 15. Убийство Глеба, Святослава Древлянского и Лжесвятополк-2.

Глава 16. Смерть князя Владимира и ложь для "опровержения" правды, сохранившейся в памяти народной.

Краткое заключение по итогам первой части книги.

Часть 2. Подлинная хроника событий на Руси в 1013-1018 гг. Летопись из XXI века.

Вместо вступления

Когда-то, достаточно давно, я узнал о существовании "Саги об Эймунде" ("Прядь об Эймунде"), узнал о том, что оказывается не Святополк Окаянный убил князя Бориса (и вкупе с ним и его братьев Глеба Муромского и Святослава Древлянского), а как раз сам Ярослав Мудрый (пусть и не лично, но через своих подручных). Реального убийцу (Ярослава) церковные летописцы представили благородным мстителем за убиенных братьев, а персонаж (Святополк), непричастный ни к одному из предъявляемых преступлений, был объявлен исчадием ада. Вот такая метаморфоза...

Психологически узнать такое для меня было шоком! Все что писали в учебниках по истории Древней Руси, да и до сих пор является официальной исторической версией развития событий на Руси в XI веке оказалось ложью, сознательной и беззастенчивой. Оказалось, что как бы существуют две разных истории - одна для широкой публики, официальная и пропагандистская, поддерживаемая православной церковью, и вторая - для узкого круга, для серьезной науки, для внутреннего потребления в обществе историков. Историки как бы говорят: - "Конечно, все мы понимаем, что официальная версия не совсем правда, а точнее совсем не правда, а все было с точностью наоборот, но... это политическая конъюнктура, веками создаваемые мифы... Пусть Ярослав Мудрый и не самый неприкасаемый в списке мифических героев Руси по сравнению с Александром Невским и Дмитрием Донским, но все они политически преподносятся государством как национальные символы и "памятники". А разрушать памятники у нас никто не позволит..."

Зачем я решил написать эту книгу (статью по первоначальному замыслу)? Отнюдь не для проведения "ликбеза" среди тех, кто не знает или мало знает историю Древней Руси. Также я не собираюсь спорить или доказывать что-то "псевдопатриотам" (я сам себя считаю ярко выраженным патриотом, но ненавижу ложь, и считаю, что любовь к Родине не нуждается во лжи!) и религиозным догматикам, отстаивающими традиционное "видение" истории церковью. Причина в другом. Мне всегда был интересен этот отрезок нашей истории (приход к власти Ярослава), тем более в свете наличия западных источников, противоречащих по ряду пунктов русским летописям. Почему врут летописи, и как все было на самом деле? Этот вопрос меня интересовал. За прошедшие годы прочитал много разных книг и статей, и других материалов (ну, и первоисточники в первую очередь, естественно), встретил много интересного, с какими-то мыслями разных авторов был согласен, с какими-то нет, но... всегда не хватало качественного всеобъемлющего анализа (допускаю, что пропустил какую-то статью, где все это присутствует). Почти всегда присутствовал обычный пиетет перед нашими летописями - находят одну какую-то ошибку или неправду в летописи и этим удовольствуются. Как бы "выдавливают ложь по капле", поэтому вся "невыдавленная" ложь при всех реконструкциях все равно проступает и при анализе видно несоответствие и схем развития событий, и выводов, и гипотез, которые выдвигаются. В то же время, у меня всегда было ощущение, что глубокий критический анализ всех исторических материалов по этому вопросу может позволить вычислить с высокой степенью достоверности, что является в летописях правдой, а что нет, и даст возможность восстановить реальную хронику событий. Подчеркиваю слово "вычислить", потому что это считаю ключевым принципом! Ни в коем случае не следует выдвигать вначале гипотезу, а потом ее проверять или даже сразу доказывать - гипотеза сама должна выкристаллизовываться, вытекать из хода последовательных аналитических выводов! Испытывая такое убеждение и не имея терпения больше ждать, когда все-таки удовлетворяющий меня труд по эпохе Ярослава Мудрого появится, я в конце концов и решил: - "А почему бы мне самому не попробовать этим заняться?" Вот так и родилась мысль написать эту книгу.

Часть 1. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Как и почему фальсифицировали русские летописи.

Какими источниками мы располагаем?

Во-первых, это отечественные: древнерусские летописи ("Повесть временных лет", списки не буду приводить, это не библиографический обзор) и в меньшей степени к ним можно причислить церковные "Чтение о Борисе и Глебе" и "Сказание о Борисе и Глебе".

Во-вторых, западные источники: "Прядь об Эймунде" и "Хроника Титмара Мерзебургского".

Вначале четко определим временные рамки той информации, которая дается в саге и в хронике. В "Саге об Эймунде" сообщается о смерти князя Владимира и о том, что после этого события Эймунд с отрядом поступил на службу к Ярославу (апрель 1016 г.). В апреле1018 года Эймунд ушел на службу от Ярослава к полоцкому князю Брячиславу. То есть по интересующему нас вопросу сага может рассказать только о событиях от 1015 г. до апреля 1018 года. Хроника Титмара Мерзебургского расширяет эти рамки - там рассказывается и о важных событиях на Руси, произошедших как еще при жизни Владимира (1013-1015), так и о том, что было после ухода Эймунда от Ярослава в 1018 г. Изложение событий в хронике заканчивается, насколько можно определить по ее содержанию, событиями ноября 1018 года, а уже в декабре того же года Титмар Мерзебургский умер. Пожалуй, и я в своем анализе событий истории Руси ограничусь названным периодом времени (1013-1018).

Ярослав в Новгороде.

Происхождение Ярослава.

Ярослав Мудрый (1019-1054).

Ярослав родился в 984-986 гг., его матерью была Рогнеда. Умер 20 февраля 1054 г. в Вышгороде около Киева, 35 лет управлял государством. Точная дата рождения не известна, но последние исследования (в т.ч. исследование костей Ярослава) позволяют говорить о 984-986 гг. С детства был хромым.

Владимир женился много раз и имел 12 сыновей и 10, а возможно и больше, дочерей. При этом с некоторыми жёнами он жил одновременно, и дети, соответственно, рождались у них вперемешку, что усложняет определение старшинства между Владимировичами, и даже определение матерей некоторых из сыновей великого князя. Некоторые из сыновей, судя по всему, умерли в детстве – например Станислав и Позвизд.

Конфликт с отцом. Конфликт с новгородцами и «Ярославовы грамоты».

Согласно летописи Святополк убил Бориса, Глеба и Святослава.

1016 г. – под Любечем первое столкновение Святополка, опиравшегося на киевлян, и Ярослава, пользовавшего поддержкой новгородцев и варягов. Победу в битве одерживает Ярослав. В 1018 г. Святополк опираясь на войска своего тестя Болеслава I разгромил Ярослава, и занял Киев. Сестра Ярослава Предслава попала в плен к Болеславу, который сделал её своей наложницей.

1019 г. – Святополк терпит поражение на р. Альте. Победу Ярославу принесли шведские наёмники. Незадолго до битвы, в феврале 1019 г. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерд (на Руси Ирина).

1024 г. – Ярослав начинает войну с Мстиславом Удалым/Храбрым. В этом же году около города Листвена происходит сражение в котором побеждает Мстислав. Ярослав бежит в Новгород. После победы он предложил разделить страну – Ярославу отходили территории по правому берегу Днепра, Мстиславу по левому с Черниговом и Переяславлем. После смерти Мстислава в 1036 г. объединил Русь.

Это интересно. Мстислав в 1023 г. вызвал Ярослава на бой, что бы определить правителя Руси без войны. Калека с детства, Ярослав благоразумно отказался. Это, однако, возмутило его скандинавскую жену Ирину, которая не привыкла, что бы мужчины отказывались от вызовов и сама бросила вызов Мстиславу. Последний отказался на том основании, что с женщинами он не бьётся.

Мстислав (в крещении Константин) Удалой (983-1036 гг.) – князь Тмутараканский (990/1010 – 1036 гг.) и князь Черниговский (1024 - 1036). В 1022 г. вступил в противостояние с аланами и союзными им касогами (абхазо-адыгское племя). Касожский князь Редедя вызвал его на поединок (проход без использования оружия) в котором Мстислав победил, что принесло ему большую славу. В 1029 г. разбил ясов (русское название для алан – предков осетин). Погиб на охоте в 1036 г.


Борис и Глеб – первые русские святые.

Глеб самый младший из Ярославичей.

Нестор в 80-е гг. XI в. написал «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба». Вполне возможно, что он опирался на более ранние материалы, не дошедшие до нас. В 1115 г. неизвестный автор пишет «Сказание о Борисе и Глебе».

Раньше считали, что канонизированы Борис и Глеб были где-то в промежутке между 1020 и 1072 (год перенесения мощей в новый храм тремя Ярославичами – Изяславом, Святославом и Всеволодом, в том же году они приянли «Правду Ярославичей») гг. Однако, А.Н. Ужанков называет отрезок времени 1086-1093 гг., до этого он считает их местнопочитаемыми святыми. В летописи они впервые называются святыми в статье, посвящённой 1093 г.

После смерти Ярослава его дети следующим образом поделили земли: Изяслав сел в Киеве, среднему Святославу досталось Черниговское княжество, Всеволод стал княжить в Переяславле, ему же отошло Ростовское княжество, где ранее правил Борис – вследствие этого Борис стал считаться покровителем всеволдовичей, особенно много для становления культа Бориса сделал сын Всеволода Владимир Мономах.

Муромские земли князя Глеба вошли в состав земель доставшихся Святославу, так что Глеб стал покровителем Черниговских князей и в частности святославичей. После перенесения мощей в 1072 г. в Чернигове появляются кресты-мощевики (энколпионы) с изображением Глеба.

Мощи Бориса и Глеба переносились несколько раз – в 1072 г . тремя Владимировичами: Изясловом, Святославом и Всеволодом. В тот же год они приняли «Правду Ярославичей». После именно этого события начинает развиваться культ братьев, начинается это с Черниговского Глебоборисовского культа. 1115 г . – новое перенесение мощей, Владимир Мономах несёт раку с мощами Бориса.

Ярослав Мудрый – один из величайших князей эпохи Древнерусского государства. В Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) Киевская Русь расширилась территориально, были установлены связи с иностранными государствами и заключены династические браки. Ярослав Мудрый – победитель печенегов – степных кочевников, долго хозяйничавших в Причерноморских степях. Победа над ними под Киевом на два десятка лет освободила территорию степи от гнета кочевников. Во время правления Ярослава был избран первый русский, а не греческий митрополит Иларион, своего расцвета достигла культура – был построен знаменитый Софийский собор в Киеве, митрополитом Илларионом было написано «Слово о законе и благодати».

До ведения подробного разговора о великом княжении Ярослава Владимировича стоит рассказать, каким образом он пришел к киевскому престолу.

С 1010 г. Ярослав княжит в Новгородской земле. Новгород являлся вторым после Киева городом, то есть Ярослав непосредственно подчинялся лишь своему отцу Владимиру Святославовичу.

В 1014 г. Ярослав восстал против отца, отказавшись выплачивать дань Киеву. Владимир начал собирать войско для похода на мятежного сына, а Ярослав призвал варяжскую дружину, чтобы воевать с отцом. Но вскоре Владимир Святой умер, и кровавую междоусобицу удалось ненадолго отвратить.

В 1015 г. разразилась междоусобная война между сыновьями Владимира Святого – Святополком Окаянным и Ярославом Мудрым. По официальной версии, Святополк предательски убил двух своих братьев Бориса и Глеба, которые являются первыми русскими святыми.

В 1016 г. Святополк и Ярослав сошлись у местечка Любеч. Ярослав привел варягов и новгородцев, а Святополк – свою дружину и печенегов. Оба войска стояли напротив друг друга 3 месяца и все не решались перейти реку. Но, в конце концов, реку перешло войско Ярослава, смяло дружины Святополка и победило. Таким образом, Ярослав стал великим киевским князем. Но Святополк не собирался сдаваться.

В 1017 г. Святополк совместно с печенежскими войсками осаждает Киев. Осада успеха не принесла, и Святополк был вынужден бежать в Польшу к своему тестю, польскому королю Болеславу Храброму. В 1018 г. Ярослав был разгромлен в битве при Буге. Святополк Окаянный занял киевский престол. Разгневанные жители Киева подняли восстание против поляков Болеслава и выгнали их из города. За помощь в занятии престола Болеслав получил от Святополка Червенские города.

Бежавший в Новгород Ярослав собрал новое войско в 1019 г. для борьбы с братом. Узнав о размере войска Ярослава Владимировича, Святополк спешно покинул Киев, бежал к печенегам и сдал престол без боя.

В 1019 г. Святополк собрал новую дружину и схлестнулся в решающем сражении междоусобной войны у реки Альты. В жестоком и кровопролитном сражении Святополк потерпел поражение, бежал из Руси в Польшу и умер по дороге. Таким образом, с 1019 г. начинается киевское княжение Ярослава Владимировича.

Победив Святополка, Ярослав все еще не был единственным правителем единой Руси. Его главным конкурентом был его брат Мстислав. В битве при Листвене (1024 г.) войско Ярослава потерпело поражение, и между ним и Мстиславом был заключен договор, согласно которому Ярослав княжит по правой стороне Днепра, а Мстислав – по левой. Этот договор соблюдался обеими сторонами до смерти Мстислава в 1036 г. Только в этот год Ярослав становится единоличным правителем Киевской Руси.

Стоит отметить следующие события во внешней политикеЯрослава Мудрого: присоединение Червенских городов, полный и окончательный разгром печенегов в 1036 г. (Причерноморская степь стала безопасной территорией), поход на литовские племена, основание сильной крепости Ярославль, основание г. Юрьева (Дерпт), что укрепило положение Руси в Прибалтике, проведение последней войны с Византией (1043 г.), которая закончилась полной неудачей. Ярослав вел последовательную внешнюю политику, которая позволила существенно укрепить Древнерусское государство.

Ярослав Мудрый был первым правителем Руси, создавшим письменный свод основных законов, получивший название «Русская правда». У неё есть три редакции – Краткая, Пространная и Сокращенная. Ярослав является автором первых 17 статей «Краткой правды». Основные источники первого русского законодательства - это обычное (право, основанное на обычае) и византийское право. «Русская правда» содержит нормы процессуального, торгового, уголовного и наследственного права. Правда Ярослава в своей первой статье разрешает кровную месть: «Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого». Однако в Правде Ярослава уже заметны тенденции к замене кровной мести выплатой штрафа (так называемая «вира»).

Прозвище «Мудрый» Ярослав Владимирович получил по следующим причинам: он был очень образованным человеком своего времени, имел богатую библиотеку, а самое главное – он покровительствовал культуре и искусству. При Ярославе Мудром был создан еще один крупный храм – Киево-Печерская лавра.

Самое главное культурное достижение эпохи Ярослава – строительство величественного Софийского собора в Киеве. Софийский собор, выполненный в крестово-купольном стиле, был построен в 1037 г. по случаю победы над печенегами. Этот великолепный храм входит во всемирное наследие ЮНЕСКО.

При Ярославе активно открывались школы при церквях, монахи составляли летописи и переписывали книги. Было осуществлено избрание первого русского митрополита Иллариона, являющегося автором «Слова о законе и благодати», которое является философско-религиозной проповедью.

Династические браки и отношения с иностранными государствами

В течение правления Ярослава Владимировича было заключено множество династических браков с крупными и влиятельными государствами того времени: Польша, Германия, Венгрия, Византия, Норвегия и Франция. Заключение многочисленных династических браков свидетельствует о том, что Русь в правление Ярослава считалась сильным и могущественным государством.

Изяслав Ярославич был женат на дочери короля Польши, Всеволод Ярославич был женат на византийской царевне. От этого брака был рожден великий князь Владимир Мономах, достойный продолжатель дела своего деда.

Игорь Ярославич был женат на германской принцессе. Дочь Ярослава Елизавета была замужем за королем Норвегии Харольдом, дочь Анастасия стала женой короля Венгрии.

Но больше всего известно об Анне Ярославне, которая была женой короля Франции.

Посредством заключения множества династических браков Ярослав добился существенного усиления положения Древнерусского государства на политической арене.

Лествичный порядок престолонаследия. Удельная система княжения

К середине X века династия Рюриковичей существенно увеличилась. Количество молодых князей росло, и им нужно было выделять земли под управление. Земли, которыми владели князья, назывались «уделами». Ярослав был прекрасно осведомлен о последствиях междоусобных войн: еще его отец Владимир Святославович завоевал киевский престол в жестокой борьбе с Ярополком Святославичем, да и сам Ярослав заполучил престол в результате междоусобной войны со Святополком Окаянным, а единоличным правителем Руси он смог себя назвать лишь после смерти Мстислава Удалого в 1036 г.

Ярослав прекрасно понимал, что после его смерти сыновья начнут вести войну за абсолютную власть. Свое завещание Ярослав составил так: в Киеве и Новгороде был посажен Изяслав, в Чернигове – Святослав, в Переяславле – Всеволод, во Владимире – Игорь, в Смоленске – Вячеслав.

Ярослав завещал своим сыновьям жить в мире, не нарушать границы своих княжеств и не погружать Русь в страшную пучину междоусобиц. К сожалению, практически сразу же после смерти Ярослава Мудрого начался раздор между его сыновьями. Эта длительная междоусобица привела к окончательному оформлению феодальной раздробленности. Она фактически была закреплена на Любечском съезде князей, где было провозглашено следующее: «Каждый да держит отчину свою». Исходя из этого принципа, каждый князь обосновывался в определенной земле и становился там единоличным правителем. После смерти Ярослава начался распад Древнерусского государства, которое было вновь ненадолго объединено Владимиром Всеволодовичем Мономахом и его сыном Мстиславом Великим. После кончины этих великих князей на Руси окончательно утвердилась раздробленность.

Лествичная же система престолонаследия представляла собой специфический порядок восхождения на престол, существовавший в Киевской Руси и введенный Ярославом Мудрым. Согласно этому порядку, наследовал старший брат, следом – младшие братья, затем – сыновья старших братьев, потом – сыновья младших братьев и так далее. В этой системе была следующая особенность: если один из братьев умер, так и не успев получить княжения, то все его сыновья и последующие потомки лишались всех прав на княжение. Таких князей называли «изгоями». Понятно, что князья-изгои тоже желали получить собственную землю для завоевания власти и увеличения доходов. Желание собственного удела подвигло князей на междоусобную борьбу. Яркий пример такого князя – Олег Гориславич, описанный еще в «Слово о полку Игореве», который привел половцев (кочевников-степняков, пришедших в Причерноморье вместо половцев в 1054 г.) с собой для завоевания княжества. Действия Олега привели к тому, что Русь погрязла в еще больших междоусобицах.

Лествичная система не была эффективным способом для успешного осуществления престолонаследия. Она была запутанной, порядок старшинства часто нарушался. Эта система приводила к дроблению единой Руси на княжества, а затем княжества дробились на еще меньшие удельные княжества. Чем больше было князей, тем больше было княжеств. Все это ослабляло Русь в политическом смысле, что и стало главнейшей причиной монгольского завоевания.

Правление Ярослава Мудрого недаром зовется рассветом Древнерусского государства: значительное расширение территорий, укрепление международных связей посредством династических браков, получение церковной автономии от Византийской , расцвет культуры, повсеместное строительство школ и храмов, создание первого нормативно-правового свода. Безусловно, Ярослав Мудрый сделал все возможное для процветания Киевской Руси. За 34 года его правления были достигнуты впечатляющие успехи. Роль Руси в мировой политике была существенна, это доказывает то, что к русским принцессам сватались иностранные принцы. Ярослав положил конец междоусобицам, изгнал печенегов, разорявших русские границы Руси.

В годы правления Ярослава МудрогоКиевская Русь достигла истинного процветания. Однако не стоит забывать о том, что Ярослав не смог помешать возникновению феодальной раздробленности. В действительности, это вовсе не вина Ярослава, что единое Древнерусское государство распалось на отдельные части, воюющие между собой. Династия Рюриковичей очень разрослась, количество князей, алчущих престол, существенно возросло, и Ярославу надо было что-то делать. Он выбрал вариант с лествичной системой престолонаследия. К сожалению, она оказалась неэффективной. Но современные историки смотрят на процесс раздробленности как на естественное явление: росли крупные города, развивались местные центры, полное господство натурального хозяйства и отсутствие серьезной внешней угрозы не способствовали единению Руси под руководством одного князя, свое значение утратил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Поэтому будет несправедливо обвинять Ярослава в том, что произошло дробление единой Руси на мелкие княжества-осколки. Это был естественный процесс, которого никак нельзя было избежать в тот момент времени.