Конспект занятия в средней группе.
Образовательная область – познание.
Вид детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Раздел программы «Радуга» Познаю мир.
Тема: «Волшебница Вода».
Программное содержание :1. Расширить знания о воде, дать знания о свойствах воды.
2. Развивать любознательность, стремление участвовать в с экспериментах с водой.
3. Познакомить со схемами свойств воды.
5. Учить делать выводы, умозаключения на основе использования схем.
6.Развивать наблюдательность.
7. Воспитывать интерес к неживой природе.
Активизация словаря : сосуд, лаборатория, схема, свойства воды (бесцветная, прозрачная, твердая)
Пассивный словарь : Пруд, родник, исследователи, окрашивается, твердое и жидкое состояние воды.
Материалы к занятию : накидка, атрибут тучки на голову, атрибуты капельки с загадками для всех детей, голубое ведерко, стакан с молоком, стакан с водой, две ложечки, стаканы для всех детей,графин с водой, краски и кисточки, разные сосуды, ячейка со льдом, аудиозапись, альбом «Вода», детские рисунки, схемы, леденцы-угощение.
Предварительная работа: замораживание воды, серия занятий и игр с водой, взаимодействие с родителями.
Ход занятия.
Ребята, вставайте в круг, мы с вами поиграем в игру «Сухое – мокрое».
Я буду произносить слово, если это слово связано с водой – хлопните в ладоши, если не связано с водой – топните ногой.
Слова: лужа, дом, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан, пруд, родник. Молодцы!
Сегодня мы с вами будем говорить о воде и делать опыты с водой, как настоящие исследователи. А сейчас закройте глазки. (Надеваю на голову атрибут тучки).
Открывайте глазки.
Я Волшебница Вода
Я на свете всех важней
Я волшебней всех на свете
Я на свете всех нужней.
Я пришла с сюрпризом к вам. У меня есть волшебное ведерко, а в нем капельки с загадками. Хотите получить капельку и превратиться в них? Тогда разгадайте загадки.
Загадки.
Растет она вниз головой
Не летом растет, а зимой,
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она, потечет. (Сосулька)
2.Рыбам зиму жить легко, крыша – чистое стекло. (Лед).
3.Лежало одеяло мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло. (Снег).
4.Много воды, плавать можно, а пить нельзя, где такая вода? (В море).
5. Летом бежит, зимой спит, весна настала, опять побежала. (Река)
Молодцы! Все загадки отгадали, в каждой загадке пряталась вода, ведь все отгадки связаны с водой. Получайте капельки. (Надеваем на голову).
Ребята, скажите, зачем людям нужна вода? (Пить, пищу готовить, мыться, купаться,…. и т.д.)
А в детском саду мы с вами ребята любим водой умываться…..
Давайте, поиграем. Физкультурная минутка
Надо, надо нам помыться!
Где тут чистая водица?
Кран откроем:- ш-ш-ш!
Руки моем:-с-с-с!
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем!
Ребята, как вы думаете, вода – живая ? Вода, это неживой природе . В воде обитает много живых организмов:
Кто живет в воде? Рыбы, растения, животные…
А у воды есть цвет? -Посмотрите и сравните. Это вода, а это молоко.
Где видно ложечку? Вывод: вода бесцветная, прозрачная .
А может вода стать цветной?
Если мы в нее добавим краску? Давайте попробуем. Подойдите к столам. Возьмите кисточку. Наберите краску и опустите в воду, аккуратно размешайте еекисточкой.
-Что вы увидели? (Вода окрасилась, приняла цвет краски) А чтобы вы не забыли об этом, я покажу вам схему, с бесцветной и окрашенной водой . (Показ схемы).
Еще одно с войство воды, она не имеет формы , куда мы воду нальем, форму того сосуда она и примет. Я наливаю воды вот в этот сосуд, а сейчас вот в этот. Что происходит? Вода принимает форму тех сосу дов , в которые мы ее наливаем. А что будет если я налью воду на стол, она просто растечется . Посмотрите, какой схемой обозначается это свойство воды. (Показ схемы)
Вода еще имеет свойство приобретать твердое состояние, то есть замерзать и превращаться в лед, а если лед нагреть то он растает и превратится в жидкость. Посмотрите на эти льдинки.Помните, мы вчера вынесли водичку на балкон, и что с ней произошло? (Замерзла, превратилась в лед). Пусть теперь постоит в тепле, посмотрим, что будет со льдом. Вот эта схема обозначает охлаждение и таяние воды. (Показ схемы).
Алина выучила стихотворение про снег и хочет нам его прочитать.(Чтение стихотворения )
А вы можете показать. Как путешествует вода?
Давайте поиграем в игру « Тучка и капельки».
Представьте, что я – мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Делайте все, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь. Нужно напоить все вокруг. Полетели капельки на землю.Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими,.веселыми ручейками (аудиозапись) (дети беруться за руки по двое, образуя ручейки. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Соединились в одну цепочку).Плывут капельки, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод) двигаются по кругу. А потом вспомнили, что мама Тучка велела им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.
Ребята, а теперь садитесь на коврик, а я вам покажу, где может прятаться вода. (Показ слайдов о воде).
Алиночка с мамой сделали альбом о воде..А детки тоже приготовили сюрприз для воды, они с родителями нарисовали рисунки.
Хорошо мы сегодня с вами поиграли, позанимались, много нового узнали.
- Какая может быть вода????? ? Согласовываю ответы со схемами ?
Вода небходима для жизни всего живого, вода имеет много свойств, она настоящая волшебница.
В следующий раз я вам расскажу о других свойствах воды. А сейчас я угощу вас вкусными льдинками. Посмотрите сюда. Что это? Льдинки превратились в карамельки! Я ведь настоящая волшебница.
МДОУ «Детский сад №26 «Светлячок»
Проект в средней группе
«Волшебница вода»
Выполнили: воспитатель Говтова И.А
воспитатель Лемешева С.Б
Котлас 2017
Проект:
«Волшебница вода»
Участники проекта:
дети, родители воспитанников, воспитатели.
Вид проекта:
групповой, краткосрочный (с 10-19 мая), исследовательский, творческий.
Актуальность проекта:
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. В наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.
Проблема проекта:
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель проекта:
Формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле. Изучение свойства воды в разных состояниях (жидкое, газообразное, твердое).
Задачи проекта:
1. Дать знания о том, что вода нужна всему живому на земле.
2. Формировать у детей знания о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса. не имеет формы.)
3. Формировать у детей знания о том, что воду надо беречь.
4. Продолжать воспитывать интерес у детей к живой природе.
5.. Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.
Планируемые результаты:
1. У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
2. У детей появляются исследовательские умения, соответствующие возрасту(будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).
3.У детей сформируются знания о бережном отношении к воде и водоемам.
4. Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
5.Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
1.Подготовительный этап:
Определение направленности проекта, целей и задач;
Создание опытно- экспериментальной лаборатории в группе;
Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой.
2.Основной этап:
Направление деятельности | |
Беседы, рассказы |
Что мы знаем о воде Важность воды для всех живых организмов Что такое осадки |
Опытно-экспериментальная деятельность | Опыты: Вода это жидкость Очищение воды Вода меняет цвет Вода- растворитель Мыльные пузыри Плавает-тонет |
Познавательная деятельность | Просмотр презентация для детей «Волшебница вода» |
Художественное творчество | Аппликация «Живые облака» |
Чтение художественной литературы | Королева- вода(экологическая сказка)Н.А.Рыжова «Дождик» З.Н.Александрова |
Игровая деятельность | Подвижные игры: «Ручеек» Дидактические игры: |
Работа с родителями | Наглядная консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании). |
3.Заключительный этап:
Выявить знания детей о воде как источнике всего живого.
Отражать знания в сказках собственного сочинения.
Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.
Итоговый результат:
1.У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.
2.У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).
3. У детей сформировались знания о бережном отношении к воде и водоемам.
4.Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
5. Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Продукт проекта:
1.Картотека опытов «Вода».
2.Презентация «Волшебница вода».
3.Оформлены выставки творческих работ детей: по аппликации «Живые облака», лепк6 «Наш аквариум»
4.Схемы-модели экспериментов и опытов «Вода».
Список используемой литературы:
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
С.Н.Николаева «Экологическое воспитание»
Т.Г.Кобзеева «Организация деятельности на прогулке»
«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду:средняя группа-МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014.
ГБДОУ детский сад №68 црр «Росток»
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Свойства воды»
Подготовили и провели: Захарова В.И.
Чувашова И.В.
Янсон Л.Е.
декабрь Санкт-Петербург
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
- Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
- наглядный (лепбук «Свойства воды», схемы, мнемотаблицы).
- Практический (опыты)
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
- Изготовление лепбук «Свойства воды»
- Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материала и оборудование:
- Лепбук « Свойства воды».
- Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, гуашь,ложечки.
- Символы, обозначающие свойства воды
Ход занятия:
(Стук в дверь. Входит тренер) .
Воспитатель : Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Лада Евгеньевна, тренер в бассейне. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
Тренер: Здравствуйте, ребята,я подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы будем говорить.
Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
Тренер: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Тренер: Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделится своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей) .
Итак, представьте, что вы учёные.
Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, краска, сахар, поваренная соль. Все это стоит у вас на столе.
Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.
Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.
Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
Что можно сказать о воде по итогам этого опыта. (ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)
А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька.
У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей) .
Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)
Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.) .
Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
Воспитатель: Капелька предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
Воспитатель : Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой) .
А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой)
Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .
Тренер: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .
Воспитатель: Как много вы сегодня узнали о воде.
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
А вот эта папка поможет вам в свободное время поиграть с капелькой.
А сейчас давайте поблагодарим Ладу Евгеньевну за интересные опыты, рассказ, и попрощаемся. А вам я предлагаю подкрасить воду красками и сделать цветные льдинки, а что надо чтобы получился лед? Ответы детей.
Вот и еще одно свойство воды – она замерзает!
Конспект занятия для средней группы "Свойства воды"
фото Березовской Дарьи Олеговны
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) , уточнить значение воды для всего живого на земле.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная.
Методы и приемы:
- Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки» , сюрпризные моменты.
- Наглядный: схемы, символы
- Практический: опыты.
- Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование:
- Пластмассовые стаканы, молоко, вода, соль и сахар, краски и кисти, медальки «Капельки» (всё индивидуально для каждого ребенка) .
- Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.
- Символы, обозначающие свойства воды
- Главный герой - Капелька.
Предварительная работа:
- Беседа на тему: «Где живет вода» , «Кому она необходима и зачем» , «Кто живет в воде» .
- Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
- Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды) .
Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»
I. Организационный момент
(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку)
В.: Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
В.: Капелька, ты почему такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать - это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
II. Целеполагание и мотивация
В.: Капелька подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
В.: Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
В.: Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
В.: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки (ответы детей) . Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
В.: Итак, представьте, что вы учёные.
III. Ход деятельности
В.: Капелька приглашает нас в первую лабораторию, стол с цифрой 1 (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .
Опыт № 1 «Вода бесцветная» .
В.: У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
В.: Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
В.: В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная) . А что значит «прозрачная» ? (ответы детей) .
В.: Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
В.: Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .
В.: Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь? (Ответы) .
На столе у воспитателя 2 стакана с водой марганцовка (для детей краски и кисть) .
В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
В.: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей) .
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Опыт № 2. Вода безвкусная (Детям раздаются пиалы с солью и с сахаром, ложечки) .
В.: Ребята, проходите во вторую лабораторию, за стол номер 2.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода) . Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
В.: А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Капелька, чтобы не забыла, я приготовила вам схему этого свойства воды (перед детьми вывешивается схема этого свойства)
В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует) . Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей) .
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 3 «Вода не имеет запаха» .
В.: Отправляемся в третью лабораторию, за стол с цифрой 3.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
В.: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
(Вывешивается схема этого свойства воды.)
В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы) . Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем ребятам.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка» .)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Капелька.
В.: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Капельке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа со схемой «Использование воды человеком» )
IV. Обобщение и систематизация знаний
В.: Молодцы, ребята! Ну что, Капелька, узнала что-нибудь нового о воде?
Капелька: Да! Только это так трудно запомнить.
В.: А ребята тебе, Капелька, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на схемы) :
- Вода – бесцветная
- Вода – безвкусная
- Вода не имеет запаха.
Капелька: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.
В.: А ты знаешь, Капелька, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Капелька: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Капелька, не забыла про это, вот тебе памятка напоминание «Помыл руки плотно закрой кран» .
Капелька: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы) . А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся медальки «Капелька» ) .
В.: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)
В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды.
(Фоном звучат звуки воды)
Цели и задачи:
Образовательная область: «познание »
Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.
Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.
Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.
Учить детей находить положительное и отрицательное в одном понятии.
Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность.
Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.
Образовательная область: «коммуникация »
Продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная, твердый, скользкий, как стекло, летучий, газообразный.
Способствовать развитию мышления, любознательности
Материал: кусочки льда по количеству детей, маленькие тарелочки, спиртовка, спички.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение и заучивание стихов, загадок, проведение отдельных опытов с водой.
На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.
Ход занятия.
1 часть. Звучит музыка (шум волн, журчание ручья).
Воспитатель: Сегодня я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Ответы детей: это загадка о воде.
Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?
Ответы детей: В речке есть вода, из грана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.
Воспитатель: Молодцы, все верно говорите. А кто знает стихи о воде?
Дети читают стихи:
«Хлюп – хлюп».
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька умоется,
Причешется, оденется.
С. Капутикян.
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!».
Г. Ладонщиков.
«Не мешайте мне трудиться».
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы принесу.
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте,
Не жалейте!
А хотите,
В лейку лейте –
Поливайте огород,
Он ведь тоже воду пьет!
Е.Благинина.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды?
Ответы детей: Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.
Воспитатель: Вот вы говорите, что без воды очень плохо. Это правильно. А всегда ли вода полезная?
Ответы детей: Сильный дождь – это плохо. Неудобно ходить по лужам, ноги промыкают, машины могут обрызгать.
Шторм – плохо. Могут корабли затонуть, погибнуть люди.
Много воды выпить – живот может заболеть.
Растения сильно поливать тоже плохо, они погибнут.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям, и даже жучку. Давайте покажем, для чего нужна вода жучку.
Физкультминутка: Под листочком жук проснулся,
Потянулся, встрепенулся.
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
2 часть. Воспитатель: Теперь, ребята, расскажите, какая она, вода?
Ответы детей: Жидкая, мокрая, без вкуса, без запаха, прозрачная.
Воспитатель: Правильно. А я хочу вам рассказать, что вода оказывается волшебница. Вода, кроме того, что жидкая, может быть еще и твердой – это лед и летучей, газообразной – это пар.
Вода, когда замерзает, то превращается в лед. (Воспитатель раздает кусочки льда детям). Вы потрогайте лед и расскажите, какой он?
Ответы детей: Холодный, твердый, гладкий, скользкий, похож на стекло.
Воспитатель: А если лед нагреть, то он снова превратится в воду, когда вода закипит, то она превратится в пар.
Опыт: нагревание кусочка льда до воды и пара.
Вывод: Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар.
Воспитатель: Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки.
В воде – человечки стоят рядом друг с другом.
В кусочке льда – крепко держаться за руки.
В паре – постоянно двигаются.
Давайте поиграем в этих человечков.
Игра-разминка (под музыкальное сопровождение – шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара.
3 часть. Воспитатель: Вы сейчас много говорили о воде, ее свойствах, состоянии. Давайте теперь загадывать загадки об этом!
Дети загадывают загадки:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная.
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода).
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река).
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег).
К маме – речке бегу,
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной. (Ручей).
Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса).
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
В огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед).
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и утечет. (Сосулька).
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
Воспитатель: Здорово! Как вы много знаете загадок о воде. Ну, а раз всему живому на земле так нужна, просто необходима вода. Да не просто вода, а чистая, прозрачная. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду?
Ответы детей: Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Воспитатель: Все правильно! Вот как о воде сказал детский писатель
Корней Чуковский:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!