Костел иезуитов львов.

Особую ауру имеет Костел иезуитов. Знают этот храм сейчас и как Костел святых Петра и Павла, и, прежде всего, – как Гарнизонный храм. Подобные святыни действуют во многих странах мира. Они помогают утверждать в среде военных наряду с силой и доблестью также духовные ценности. Костел иезуитов принадлежит греко-католической общине, здесь проходят богослужения. Посещают гарнизонный храм святых Петра и Павла на улице Театральной и обычные туристы, ведь это первый архитектурный памятник в стиле барокко в городе.

История

Костел святых Петра и Павла возведен в начале 17 века. Его создателем является итальянский архитектор Джакомо Бриано, который сам принадлежал к ордену иезуитов и построил львовский храм, взяв за образец соборную церковь Общества Иисуса в Риме, в которой похоронен Игнатий Лойола.

Во Львов иезуиты-миссионеры начали прибывать после 1584 года, а уже в 1590 появился первый деревянный храм Общества Иисуса. Построили его на участке рядом с западной частью городских оборонительных стен, где была устроена Иезуитская калитка. Так назывался один из проходов, образовавшихся после того, как иезуиты получили участок под Высоким валом для строительства. Впоследствии магистрат передал им в пользование городской парк (он же , парк Костюшко, Иезуитский парк), где они заложили поселение. Чтобы сократить к нему путь, иезуиты без разрешения магистрата прорубили проход в Высоком валу, что вызвало спор с городскими властями.

Итак, первый костел во Львове был деревянным. Тот, который видим сейчас, начали сооружать до прибытия во Львов Бриано. Стены здания уже частично были возведены. Итальянец подробно разработал готовый проект и изменил интерьер. Именно Бриано привнес характерные барочные формы – такие были распространены в европейской архитектуре того времени.

Прошло столетие, и на южной стороне апсиды соорудили четырехгранную башню, которая была самой высокой в ​​городе. Вскоре ее разобрали, опасаясь разрушения (незадолго до этого упала башня Львовской ратуши). В 1740 году костел иезуитов пережил реконструкцию, в результате которой убрали памятное надгробие основательницы современного храма, Эльжбеты Луции Сенявской. Тогда же на месте боковых часовен появились нефы, а на стенах и своде – фресковая роспись, выполненная моравскими мастерами. В следующем году в построенную часовню торжественно поместили мощи святого Бенедикта.

Некоторое время храм был гарнизонным. В 1775–1848 годах в костеле иезуитов происходили заседания Галицкого сословного сейма. Когда произошел очередной раздел Речи Посполитой, тут начали отправлять богослужение по греко-католическому обряду, а в 1836 году святыню вернули иезуитам.

После прихода на земли Галичины советской власти и вплоть до 2011 года в храме находилось книгохранилище библиотеки имени Василия Стефаника. После этого бывший костел Петра и Павла ордена иезуитов открыли для богослужений. Сейчас он называется Гарнизонная церковь (храм) Петра и Павла. Все библиотечные книги, которые здесь хранились, перенесли в помещение, расположенное на территории военной части.

В 2016–2017 годах началась основательная реставрация фасада и внутренней отделки, которую планируют завершить к 2022 году.

Храм снаружи и внутри

Доминантой здания является главный фасад. Барокковый портал выходит на улицу Театральную. Он украшен пилястрами коринфского ордера, а также нишами со статуями святых и резными орнаментами на оконных рамах.

Скульптуры на верхних ярусах храма были установлены в 17 веке. В частности, наверху можно увидеть статуи Пресвятой Богородицы и архангела Гавриила. Под ними расположены святой Войцех и святой Станислав Щепановский.

Фигуры на двух нижних ярусах установили значительно позже – в 1894 году. Они изображают четырех святых иезуитского ордена.

Внутри здания внимание привлекает его своеобразный центр – главный алтарь: мощный, с четырьмя колоннами, отделанный мрамором. У колонн размещены статуи святых ордена иезуитов, по размерам они крупнее человека.

В крипте костела Петра и Павла во Львове захоронены многие выдающиеся деятели своего времени. Среди них есть люди, помогавшие храму собственными финансами.

Иезуитская коллегия

С севера к костелу примыкает трехэтажный дом бывшей иезуитской коллегии. Первое ее сооружение создал тот самый Джакомо Бриано, но впоследствии дом пережил реконструкцию.

В этом заведении учились выдающиеся украинские политические и культурные деятели: Богдан Хмельницкий, Ярема Вишневецкий, Василий Григорович-Барский.

Орган

Орган храма иезуитов специалисты датируют 18 веком. В советское время его не использовали, ныне часть функциональных составляющих потеряна. Инструмент имеет 22 регистра. Хорошо сохранились деревянные орнаментальные и скульптурные элементы отделки в стиле рококо.

Среди скульптур, украшающих орган, есть библейские персонажи с музыкальными инструментами:

  • царь Давид с лирой;
  • Святая Цецилия с органчиком;
  • две фигуры с мандолиной и флейтой (специалисты считают, что это музы).

Костел Петра и Павла в наше время

Учитывая историческое прошлое, городские власти Львова дала разрешение на возобновление в храме пастырской деятельности, задача которой – удовлетворять духовные потребности военнослужащих города и их семей. В гарнизонном храме они собираются на молитву во время государственных и военных памятных дат, праздников.

Как доехать

Доехать до костела святых Петра и Павла можно от трамваями: №1 – до остановки «Площадь Рынок», №6 – до остановки «Улица Северина Наливайко» или № 9 – до остановки «Улица Русская».

Костел сооружался в 1610 - 1630 год ах, отделочные работы продолжались до 1660 год а. Строительство начал монах Себастьян Лахмиус в 1613 - 1614 год ах, его проект существенно переработал и завершил строительство итальянский архитектор Джакопо Бриано в 1618 - 1621 год ах. Итальянец внёс в здание формы, которые сложились в схеме фасада церкви в е (авторы Дж. Виньола и Дж. делла Порта). Эта схема распространилась в европейской архитектуре в XVII век е и стала характерной для стиля барокко. В решение интерьера была положена новая пространственная концепция, которая символизировала мощь Римско-католической церкви, определявшей, по мнению идеологов контрреформации, жизнь и все дела человека.

Здание костёла в плане трёхнефное, с внешне слабо выраженной гранёной апсидой. Центральный неф мощный, 14 на 25 метров. Боковые нефы по отношению к центральному очень узкие и низкие; над ними построены боковые галереи - Эмпоры. Доминирует главный фасад, расчленённый пилястрами, нишами и сильно развитым карнизом. В нишах главного фасада помещены статуи. В то же время южный фасад намного скромнее и сдержаннее.

В течение XVIII века интерьер костёла менял свой вид. С южной стороны апсид в 1701 или 1702 году была пристроена четырёхгранная башня (архитектор В. Годный), которая имела высоту 80 метров и была самой высокой в городе. В 1740 году своды костёла расписали художники Франциск и Себастьян Экштейны из . В 1754 году на башне были установлены часы, но уже в 1830 году обветшавшую колокольню пришлось разобрать и от неё сохранились лишь 2 яруса. Самая старинная и ценная сохранившаяся доныне скульптура в интерьере - деревянное распятие в боковом алтаре, выполненное в начале XVII века И. Фистером.

В 1775-1848 году в здании костёла проходили заседания «сословного сейма» Галиции, первого краевого парламента (впрочем, не имевшего значительного влияния на политику в провинции). В советское время костёл использовался как склад, что нанесло сильнейший урон внутреннему убранству.

Литература

Вуйцик В. С., Липка Р. М. Зустріч зі Львовом. Львів: Каменяр, 1987. С. 63-65.

  • Островский Г. С. Львов. Издание второе, переработанное и дополненное. Ленинград: Искусство, 1975. С.107-108.
  • Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Киев: Будивельник, 1983-1986. Том 3, с. 76.
  • Трегубова Т. О., Мих Р. М. Львів: Архітектурно-історичний нарис. Київ: Будівельник. С. 93-95.

Отделочные работы продолжались до 1660 года . Строительство начал монах Себастьян Лахмиус в -1614 годах , его проект существенно переработал и завершил строительство итальянский архитектор Якопо Бриано в -1621 годах . Итальянец внёс в здание формы, которые сложились в схеме фасада церкви Иль-Джезу в Риме (авторы Дж. Виньола и Дж. делла Порта). Эта схема распространилась в европейской архитектуре в XVII веке и стала характерной для стиля барокко. В решение интерьера была положена новая пространственная концепция, которая символизировала мощь Римско-католической церкви, определявшей, по мнению идеологов контрреформации, жизнь и все дела человека.

Здание костёла в плане трёхнефное, с внешне слабо выраженной гранёной апсидой. Центральный неф мощный, 14 на 25 метров. Боковые нефы по отношению к центральному очень узкие и низкие; над ними построены боковые галереи - эмпоры . Доминирует главный фасад, расчленённый пилястрами, нишами и сильно развитым карнизом. В нишах главного фасада помещены статуи. В то же время южный фасад намного скромнее и сдержаннее.

В течение XVIII века интерьер костёла менял свой вид. С южной стороны апсид в или 1702 году была пристроена четырёхгранная башня (архитектор В. Годный), которая имела высоту 80 метров и была самой высокой в городе. В 1740 году своды костёла расписали художники Франциск и Себастьян Экштейны из Брно . В 1754 году на башне были установлены часы, но уже в 1830 году обветшавшую колокольню пришлось разобрать и от неё сохранились лишь 2 яруса. Самая старинная и ценная сохранившаяся доныне скульптура в интерьере - деревянное распятие в боковом алтаре, выполненное в начале XVII века И. Фистером.

В -1848 году в здании костёла проходили заседания «сословного сейма» Галиции, первого краевого парламента (впрочем, не имевшего значительного влияния на политику в провинции). В советское время в костёле находилось книгохранилище научной библиотеки им. В. Стефаника. В конце 2011 года костёл становится гарнизонным (капеланским) храмом УГКЦ. Начаты реставрационные работы, финансируемые, в основном, польской стороной. В планы также входит восстановление пришедшего в негодность органа.

Напишите отзыв о статье "Костёл иезуитов (Львов)"

Литература

  • «КОСТЕЛ ЄЗУЇТІВ (КОСТЕЛ СВЯТИХ АПОСТОЛІВ ПЕТРА І ПАВЛА)». Энциклопедия Львова , т.3 (За ред. А.Козицького).- Львів: «Літопис», 2010, стор. 472-477. ISBN 978-966-7007-99-7
  • Вуйцик В. С., Липка Р. М. Зустріч зі Львовом. Львів: Каменяр , 1987. С. 63-65.
  • Островский Г. С. Львов. Издание второе, переработанное и дополненное. Ленинград: Искусство, 1975. С.107-108.
  • Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Киев: Будивельник, 1983-1986. Том 3, с. 76.
  • Трегубова Т. О., Мих Р. М. Львів: Архітектурно-історичний нарис. Київ: Будівельник. С. 93-95.

Ссылки

  • 3D панорама интерьера Костела иезуитов: ,

Координаты : 49°50′29″ с. ш. 24°01′45″ в. д.  /  49.8415° с. ш. 24.0291° в. д.  / 49.8415; 24.0291 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Костёл иезуитов (Львов)

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
Целый день был жаркий, где то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и всё это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми a la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго решителен и в особенности неприятно логичен.

Костел иезуитов Львова начали строить в 1610 году. Изначально строительством занимался монах-иезуит Себастьян Лахмиус, а завершил его итальянский архитектор Джакомо Бриано. Форму фасада он сделал похожей на ту, которую имеет фасад церкви Иль-Джезу в Риме. Строительство нынешнего костела Петра и Павла во Львове заняло 20 лет.


После завершения строительства в 1630 году костел был освящен и открыт для прихожан. Но отделочные работы внутри помещения велись еще 30 лет.


Несмотря на то, что Львов - город с тесными улочками, виды на фасад Иезуитского костела все же есть. Он украшен статуями, которые неплохо сохранились до наших дней.


Неплохой вид на костел открывается с .


В городе Львов Иезуитский костел стал одним из самых крупных храмов. Он вмещал, да и сейчас, скорее всего, вмещается около пяти тысяч верующих. Кроме этого, костел Святых Петра и Павла во Львове стал первым зданием в стиле барокко.


Четырехгранная башня-колокольня появилась только в начале 18 века. Некоторое время она была самой высокой башней города. Ее высота составляла 80 м, а один из верхних ярусов украшали часы. Век спустя колокольня обветшала, и ее пришлось разобрать. Сейчас от нее осталось всего два яруса.


Там, где появлялись иезуиты, наука шагала вперед. Они были одними из самых образованных монахов. Трехэтажное здание возле костела в прошлом было иезуитской коллегией - высшим учебным заведением. На ее основе был создан Львовский университет, несмотря на то, что в 18 веке практически все книги были уничтожены пожаром.


Здание коллегии иезуитов всегда занимали учебные заведения. После войны здесь был педагогический институт, до нее - польская школа. Сейчас в здании находится средняя школа. Сам же костел в советское время был книгохранилищем. Возможно, поэтому он и сохранился относительно неплохо.


Интерьер храма богат и интересен, несмотря на то, что сейчас находится не в лучшем состоянии. Костел действует с 2011 года, но в прошлом году повсюду были строительные леса и прочие признаки реконструкции.

Как и в большинстве храмов, встречаются захоронения меценатов и влиятельных лиц города.


В иезуитском костеле можно заказать экскурсию. С экскурсоводом можно подняться на хоры, послушать об истории храма, задать целую кучу вопросов об истории города. Найти его просто, в главном помещении костела стоит стол с табличкой, на которой написано все, что нужно знать туристу об экскурсиях в Иезуитском костеле. Там же вас направят в подземелья, о которых чуть ниже.

Кстати, иезуитов принято очернять, обвиняя во всех грехах инквизиции. На самом же деле инкивизиторами были монахи-доминиканцы. Иезуиты же не имели никакого отношения к сожжению ведьм. Они занимались образованием и наукой.

На этой же экскурсии мы узнали о том, что всего во Львове сожгли двух ведьм.


Орган пришел в негодность во времена Советского Союза. Планируется его восстановление.


Алтарь был изготовлен в 18 веке. Сейчас он наравне с органом является главной ценностью храма.

Смотреть на интерьер храма с верхнего яруса как-то поинтереснее, чем снизу. Несколько сотен лет назад места на самом верхнем ярусе могли занимать только знатные жители города. Сейчас они огорожены перилами, но пока туда не пускают.

В верхних помещениях сохранились старые шкафы, которые обклеены древними конспектами, написанными на латыни.


Поскольку сейчас это - гарнизонный храм УГКЦ, в главном помещении находятся выставки, посвященные боевым действиям на Донбассе.

Так, этот березовый крест стал единственным, что осталось после обстрела часовни, сооруженной украинскими солдатами. В нее попал снаряд, и все, что было неподалеку, разлетелось в клочья. Остался целым и невредимым только этот крест.


Адрес костела иезуитов во Львове - ул. Театральная, 11. Задняя часть здания находится как раз напротив памятника Тарасу Шевченко. Там же расположен вход в подземелья, куда может попасть каждый турист.


Подземелья Львова пропитаны легендами. Если верить им, по катакомбам под Иезуитским костелом бродит Черный Монах - призрак одного из иезуитов.

Костёл иезуитов является крупнейшим культовым сооружением города-героя Львова. Когда-то он помещал в себя сразу 5 тысяч верующих. Костёл иезуитов - первая памятки архитектуры стиля барокко во Львове. Сейчас найти его можно на улице Театральной.

Много десятков лет храм находился на реконструкции, и только в 1740 году жителям Львова и посетителям города выпала возможность вновь побывать внутри. Опять Костел иезуитов стал местом частого богопоклонения.

Реставрация проводилась в 1842, 1879 и 1896 годах. В 1896 году установили статуи на первом ярусе, до этого времени интерьер не менялся. Во время глобальной реконструкции в 1740 году боковые часовни были заменены на нефы, а на стенах и сводах появились фресковые росписи. Этим всем занимались художники Франциск и Себастьян Экштейн. Они являются отцом и сыном, когда первого не стало, второй продолжил его работу.

На боковом алтаре можно увидеть неповторимое скульптурное распятие, автором которого является Ян Пфистер. С севера данного здания пристроен 3х-этажный дом - когда-то это была Иезуитская коллегия. В 1906 году в храме открыли фресковую роспись 18 века.

В настоящее время костел является книгохранилищем библиотеки им. В. Стефаныка. В подземелье можно попасть вместе с экскурсионной группой.

Вход в костел платный, также не стоит забывать о рамках приличного поведения в костелах и храмах.

Рекомендуем вам также побывать в еще одном не менее интересном и красивом сооружении - костеле Святой Эльжбеты . Это своеобразный символ любви одного мужчины к женщине. От костела так и веет романтикой, а его красота и величие просто обезоруживает.

Костёл иезуитов во Львове на карте Львова

Костёл иезуитов является крупнейшим культовым сооружением города-героя Львова. Когда-то он помещал в себя сразу 5 тысяч верующих. Костёл иезуитов - первая памятки архитектуры стиля барокко во Львове. Сейчас найти его можно на улице Театральной.

Данное здание было построено в 1610-1630 гг, архитектором выступал Джакопо Бриано, хотя изначальный автор проекта остался неизвестным.<...>