Кто хочет вернуть ссср. Версия: чего на самом деле потеряли те, кто хотел бы вернуть ссср

Сегодня очень серьёзный материал.

Для начала, клятвенно пообещаю вам то, что в следующей серьёзной статье я обязательно буду ругать нынешнюю власть:) Её есть за что сильно критиковать, при условии, что перед этим из аудитории будут удалены все прозападные грантоеды, для чьих ушей такая правда не предназначена.

Но сегодня о другом, не менее важном - попытка понять, а что же именно потеряли те, кто со слезами вспоминает советскую молодость.

Держитесь. Будет жестко.

Однажды я заметил, что большинство тех, кто сегодня требует вернуться в СССР, по возрасту примерно соответствует последнему поколению советских комсомольцев. Тех самых "стражей ценностей революции", которые и должны были первыми нести в жизнь идеалы Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Это поколение людей, начавших свою карьеру во времена застоя и перестройки.

Почему-то многие забыли, что именно это поколение вошло в пик своей деловой активности в то время, которое мы зовём "лихими 90-ми". У этого поколения, хозяев 90-х годов, была какая-то общая управленческая проблема - маленький горизонт планирования при отсутствии выстроенных процессов и методологии . Они жили одним днём - от получки до получки, от поставки до поставки, от одного валютного транша до другого. "Сегодня к нам приедет мешок контрабандных джинсов Levi"s, мы его загоним, а завтра посмотрим что будет ". И вот как-то так во всём.

Я конечно понимаю, что гибкость и умение подстраиваться под среду - это иногда круто. Но эти же умудрялись отказываться от системности и планирования совсем, как будто это какой-то страшный грех. У них даже есть очень характерное словечко - "договорняк ". Это когда всё, на чем основана твоя увереность в завтрашнем дне - это устный уговор с таким же раздолбаем, как ты, который просуществует до тех пор, пока "жизнь не изменится " (а изменится она внезапно и прямо сегодня вечером).

Тут, как на зло, где-то на фоне мелькают портреты Сталина и Берии и контраст вот этих поздне-комсомольских управленческих ужимок со сталинско-бериевскими масштабными генпланами. На этот контраст больно было смотреть. Больно и самим же вчерашним комсомольцам, которые старательно вымарывали и замазывали грязью эти две фамилии отовсюду, где только о них могли вспомнить.

Первое, что пропало с крушением советского строя - это именно планирование и методология . Всё остальное прожило чуть дольше или намного дольше, а вот именно системность ушла с первых минут воцарения "реформаторов" на броневике перед "Белым домом".

Мне начинает казаться, что эти вечные комсомольцы требуют вернуть СССР, потому что там был Госплан и Госстандарт в качестве пряника (и Госконтроль с ОБХСС в качестве кнута).

Эти структуры в сумме позволяли космомольским раздолбаям не иметь собственного горизонта планирования, а значит - не нести ответственности за конечный результат. Не формулировать смыслов, не ставить себе задач, работать как получится.

Причем, если их спросить, а почему они так жили, то окажется, что онижедети, они не виноваты, это жизнь вдруг стала такая непредсказуемая. Но кто еще её делает предсказуемой, если не те, кто в ней живёт?

Нынешний государственный строй, каким он БУДЕТ (надеюсь) в ближайшие хх лет, очень густо замешан на методологиях и стандартах (чаще всего, западного происхождения по причине отсутствия своих) и требует, чтобы каждый худенький-бедненький менеджеришка имел генеральный план развития того, что у него в подчинении, и за этот план нёс персональную ответственность перед государством или руководством. То есть - сам парился и за то, чтобы сформулировать смысл своей деятельности, и за то, чтобы этому плану потом соответствовать.

Мы наблюдаем ренессанс идеи долгосрочного планирования и систематизации. Еще не сталинских масштабов, но - дай Бог - придем и к таким.

Сегодня в любой нормальной крупной организации, имеющей хотя бы 10-летнюю историю выживания на рынке, скорее всего, есть отдел методологии и стандартов. А если это организация, связанная с информационными технологиями и разработкой ПО, то он там есть просто обязательно - это норма отрасли. И если туда придет лихой казачок с предложениями в стиле "а давайте сейчас сделаем как получится, а завтра будь что будет", то на него посмотрят, как на идиота и выгонят оттуда.

Это движение к планированию и стандартам пришло к нам сегодня с Запада, но не сам Запад его изобрёл - они осмыслили часть опыта СССР и признали его полезным. Это Сталинская методичка, о неоспоримой пользе которой нам напомнили наши же соперники. Они своим меркантильно-буржуазным умишком однажды взяли и подсчитали, что это, оказывается, еще и выгодно!

Только с горизонтом планирования в десятилетие (не меньше) можно строить Крымские мосты, организовывать Олимпиады и побеждать в Сирии. На такие горизонты сегодня рассчитаны госкорпорации, госпроекты, в ту же сторону медленно, но верно, движется вся система. Тем, кто не может сегодня тащить лямку долгосрочного планирования и мобилизовываться на игру вдолгую, сегодня просто не доверят этих госзаказов, а это значит, что они сядут на кухне без денег и работы.

И тут на сцену выходят бывшие комсомольцы со своим горизонтом в несколько дней, договорняком и блатом. Куда они при такой системе пойдут? В марсианскую впадину, куда Гагарин не летал. Их сегодняшний потолок - это нестратегический бизнесишка на несколько десятков душ... Причем, даже за эти души надо нести ответственность с горизонтом плана не менее года, закладывать резервирование денег на отпуска, обеспечивать отказоустойчивость сервисов, не допускать кассового разрыва и т.п. И даже одно это вызывает у "коммерсов" стон и плач египетский.

Это вам не украсть состав нефти в Башкирии и продать его в Польшу по оффшорной схеме, обозвав всё это крутой коммерческой сделкой.

У нас даже в обычной жизни простого рабочего человека так получается - чтобы жить более-менее хорошо, сегодня надо учиться самому планировать бюджет надолго и заставлять себя следовать плану. Контролировать риски, учитывать возможный форс-мажор и на него откладывать.

Если человек начинает жить от зарплаты до зарплаты (как типичный позднесоветский рабочий и инженер), то это прямая дорога в микрокредитные забегаловки и банкротство физических лиц. А вспомните, как государство ЗАСТАВИЛО законом водителей иметь страховой полис гражданской ответственности под угрозой запрета эксплуатации автомобиля, потому что иначе гарантировать наличие у граждан денег на неотложную компенсацию ущерба было невозможно. Граждане планировали на три дня вперёд и в этих планах никогда не было возможности повредить чужую машину...

И тут начинается: верните нам срочно СССР!

Всех кто был воспитан "госпланом", персональная ответственность за план и результат очень сильно парит - они требуют вернуть "стабильность и социальную справедливость", под которой на практике понимается требование к государству централизованно планировать (и делать) за всех и давать "простым рабочим" возможность думать только на три дня вперёд.

А как бы они сегодня пели, если бы некий "Сталин" потребовал от них персональной ответственности за выполнение длинного плана в несколько лет под угрозой ссылки в лагеря? А ведь первая версия Советского Союза встала на ноги именно на таких методах...

Нет, товарищи. Советский Союз второй версии будет, но он не будет раем для мещан-раздолбаев, прикрывающихся комсомольским билетом, мечтающих о новой машине и импортных джинсах, но не способных их купить из-за собственного же раздолбайства.

Он состоится тогда, когда и министр, и простой рабочий на сборочной линии достигнут того "дзена", что не смогут ни по каким личным причинам сорвать генеральный план, т.к. у них от этого лично будет болеть что-то в районе души.

Вы спрашивали, какую страну я хочу для своих детей. Вот такую.

Вот теперь ко всеобщей радости пойду думать, как я в следующий раз буду ругать нынешнюю власть.

Оригинал взят у mgsupgs в Снова о жизни в СССР

Давеча общался в отпуску с одной молодой женщиной, ну как кому, а мне 35 - летние молодыми кажутся, пичаль. И ляпнуло милое создание, что если-бы не перестройка то отдыхало-бы оно не в 4-х звездах в Италии, а как минимум в 5 -ти и в Монте Карло. Я поинтересовался не внебрачная ли она дочь члена ЦК, и заметил, что и это не гарантирует Монтов с Карлами, скорее санаторий совмина в Крыму... Девушек обиделся, впрочем в силу множества причин мне и так ничего не светило...:))

Короче автор этих строк периодически обнаруживает, что есть люди, которые гораздо моложе его. То есть, он воспринимает их как обычных людей, но вдруг выясняется, что эти люди не знают и не понимают очевидных для автора вещей. Например, они не жили в СССР и потому могут рассуждать о нем очень специфично.


Ностальгия по СССР кажется автору настолько противоестественной, особенно у тех, кто там не жил, что он не удержался от написания настоящей заметки. Кроме того, автору постоянно попадаются персонажи, которые застали СССР в лучшем случае в бессознательном возрасте, но которые бегают по интернетам и доказывают «с цифрами в руках», как там было хорошо. Сам автор цифрам никогда не верит, потому что на любую цифру найдется другая цифра, но многие-то еще верят…
В общем, я решил написать об СССР, таким, как его я его помню. Тем более, что многое из того, что мы имеем сегодня, самым непосредственным образом происходит от типично советских реалий и привычек. И тем еще более, что об СССР, оказывается, мало что известно. Мне как-то попались люди, которые не знали, что в СССР не было выборов. Так что есть повод задуматься.

Писать о Советском Союзе в терминах тоталитаризма, массовых репрессий, империализма и т. п. бессмысленно, так они чересчур затасканы и потому им никто не верит. Писать в сотый раз об обреченности социализма тоже не хочется. Поэтому я решил просто описать и прокомментировать некоторые стороны жизни, типичные для советского человека.

Скажу сразу, я никогда не был диссидентом (может просто не успел), происхожу из обеспеченной по тем меркам советской семьи, в Советском Союзе прошли, что называется, мои лучшие годы и я о них совершенно не жалею. И совершенно не жалею о том, что Советский Союз развалился.

Очереди

Когда вспоминают СССР, то почему-то чаще всего вспоминают об очередях. Современному человеку это кажется не очень большим затруднением, мол, можно и постоять, чему тут возмущаться? Рассказчики об очередях почему-то забывают добавить, что очередь была верным признаком того, что в магазине что-то «дают», что-то «выбросили». То есть, нормальное, обычное состояние магазина без очереди — это отсутствие товара, хоть сколько-нибудь достойного обмена на денежные знаки. Вообще говоря, в СССР были какие-то «категории снабжения», согласно которым устанавливался ассортимент и качество завозимых продуктов. Эти категории были предметом торга и борьбы среди бюрократов. Один мой приятель, родом из Твери, попав в Киев, был потрясен вывеской «мясо» на магазине.

Блат

Советский человек снабжался по блату. В магазинах ничего не было, но в холодильниках все было. Блат был высоким искусством прямого обмена. В нем все обменивалось на все — должности, связи, знакомства, продукты питания, доступ к тем или иным благам, тем или иным людям и.п. Блат отличался от «спекуляции», так как товары по блату отпускались, как правило, по номинальным ценам, оплатой была взаимная услуга либо сама возможность такой услуги. Однако, разумеется, это не считалось оплатой, это было «честно». Блат считался приличным, а «спекуляция» — нет.

Сакральные продукты питания

В СССР было много малообъяснимых «фишек». Одной из них был сакральный хлеб. Вокруг хлеба существовала постоянная истерика. Его нужно было есть и нельзя было выбросить. Если учитель увидел, что ты выбросил корку хлеба, был скандал. Хлеб был неотъемлемой частью советской пропаганды. Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром для меня до сих пор жестко ассоциируется с комбайнами, бороздящими бескрайние поля. Эта картинка была заставкой программы «Время», которую все смотрели каждый день. Думаю, что партия и правительство чувствовали, что наличие хлеба является своего рода границами общественного договора. Для советского человека, пережившего несколько больших и малых голодоморов, наличие хлеба было лакмусовой бумажкой стабильности ситуации. Если хлеба не было, то это означало, что уже всё. Поэтому хлеб был. В хлебном на нынешнем Майдане висели два лозунга. Первый «Буде мир — буде хліб», второй «Буде хліб- буде пісня». Никогда не мог понять их смысла.

Книги

Советские люди с гордостью называли себя самой читающей нацией. Наверное это так, если учесть, сколько книг у них было «на душу населения». Поскольку книгоиздание жестко цензурировалось, советский человек имел весьма малый выбор того, что было дозволено читать. Поэтому он стремился максимально запастись любым чтением впрок. Какой бы ни была цензура, книги открывали советскому человеку иные миры, далекие от окружающей его тупости. Поэтому советские люди любили книги. Мой двоюродный дед был немаленьким человеком на ЮЗЖД, и потому обладал несметными богатствами в виде сочинений Жюля Верна, Майн Рида и т. п. Иногда удавалось что-то выпросить. Стишок «не шарь по полкам жадным взглядом, здесь книги не даются на дом» хорошо отражает отношения вокруг книг.

В книжных магазинах продавались «произведения советских авторов», то есть макулатура. Книги, которые можно было читать, распределялись. Была популярна форма подписки на полное собрание сочинений, распределялись не отдельные книги, а подписки. Точно также распределялись подписки на газеты и журналы. Подразделению трудящихся (например, «на отдел», «на цех») выдавалось несколько подписок и они уже сами их распределяли между собой, как правило, вытягивая бумажки из шапки. Газеты вроде «Правды» или «Труда» обычно шли в нагрузку. Чем выше была ваша должность, тем больше вам позволялось вольностей в чтении. Простой инженер вряд ли имел шансы получить подписку на журнал «Вокруг света». Точно так же, партия поощряла и пролетариев.

То, что советские люди понемногу разбирались во всем на свете, связано с их способом чтения. Выиграл подписку на «Науку и жизнь» — поневоле станешь специалистом в термоядерном синтезе.

Деньги

Часто говорят о бескорыстии и немеркантильности советского человека. Это неудивительно, ведь денег в СССР не было. Деньги не зарабатывали, их получали. Зарплата называлась получкой, которая устанавливалась тарифной сеткой, а не результатами труда. Конечно, хорошо было получать больше, чем меньше, но гораздо важнее было иметь разрешение потратить свои деньги. Уже упомянутая выше подписка, разумеется была не бесплатна. Но доступ к ней был важнее этих денег. Точно так же «получали» жилье, автомобили, дачи и т. п. В зависимости от характера вашей деятельности, вам полагались те или иные льготы в очереди на квартиру, машину и т. п. Борьба за льготы (то есть, право получить без очереди или раньше других) была весьма нешуточной.

Было довольно много людей, особенно среди тогдашней молодежи, которые «уезжали на заработки». Обычно, ехали куда-нибудь в Сибирь и тому подобные места. Партия и правительство оплачивали работу там значительно выше средней полосы, кроме того, она считалась пролетарской, то есть, классово правильной. Думаю, что эти люди ехали также и «за запахом тайги», то есть подальше от маразма, поближе к реальному делу. Интересно, что на вырученные деньги купить им было особо нечего. Машину можно было купить с рук, но рынок был невелик. Квартиру можно было обменять. Придумывались невероятно сложные схемы, чтобы «обменять квартиру с доплатой». Жилищный вопрос стоял крайне остро.

Знаменитая «бесплатная медицина» тоже имела свои степени допуска. Считалось (и, видимо, были причины), что ведомственная медицина лучше, а еще лучше четвертое управление. Предметом торговли «по блату» был допуск к услугам этой медицины. В санаториях и больницах ЦК можно было встретить людей самых разных сословий, которых там, по идее, быть не должно.

Воровство

Советский Союз категорически проигрывал в гонке технологий. Поэтому он был лидером в промышленном шпионаже. Воровали вооружения, ЭВМ, станки и т. п. Воровали даже книги. Чужое стремились выдать за свое. Вот, например, гениальный мультфильм «Винни Пух и все, все». В нем нет Кенги, Тигры и главное — мальчика с ненашим именем Кристофер Робин. Там действуют зверушки средней полосы России (кроме разве что ослика, но он, в общем, тоже не экзотика для многонационального СССР). Великий актер Леонов, озвучивавший Винни-Пуха, вспоминал, что первоначально эти персонажи должны были быть, но потом, «кто надо» сказал, что «не надо». В титрах написано что-то вроде «по книге Александра Милна». А кто такой этот Милн? Наверное, какой-то одесский еврей.

Государство воровало у других государств, а люди в СССР воровали у государства. Это называлось «принести с работы» и воровством не считалось.

Производство

Советский человек ходил на работу. Ему платили за то, что он туда ходит. Суть его работы — производства — состояла в выполнении плана. Владимир Буковский рассказывал, как он молодым человеком работал на заводе. После того, как мастер выдал задание точить какую-то деталь, Буковский начал ее точить. Однако, когда мастер ушел, бывалые работники остановили юного энтузиаста В конце рабочего дня они пошли на склад, взяли оттуда готовых деталей «согласно норме» и предъявили их мастеру. При всей утрированности этой истории, она точно отражает суть просиходившего.

Думаю, что именно отсюда наше понимание предпринимательства, как своего рода выполнения плана. Мы считаем, что предприятию все равно — что и как оно делает и продает и что оно заинтересовано лишь в том, чтобы «содрать как можно больше бабок». Мы не верим в конкуренцию. Люди, даже молодые, рассуждают об этом как типичные совки. Они начисто игнорируют существование потребителя продукции, и то, что именно он своими деньгами не только оценивает качество работы, но и вообще делает возможным ее существование.

Криминал

Когда советский человек подрастал, (примерно с 5-6 класса средней школы) он с удивлением обнаруживал, что находится в абсолютно враждебном мире, который никак не отражается в кино и на телевидении. Это был мир хулиганов, отбиравших мелочь у младших, массовых побоищ двор на двор, улица на улицу и т. п. В нем были свои правила, радикально отличающиеся от официально пропагандируемых. С некоторого возраста свободное передвижение по городу становилось проблематичным. Нужно было знать пароли и уметь правильно себя вести. В Киеве сказать, что ты живешь «на Тампере» было равносильно отмазке от драки. Правда, желательно было кого-то там знать, на всякий случай. Как говорил мой знакомый «жителями этой улицы отсижены тысячелетия». Так оно и было. Учитывая, что в СССР половина страны отсидела в тюрьме, блатной жаргон был (и остается) законной частью обычной лексики. Точно так же так называемый «шансон», именуемый тогда «блатняк», имеет происхождение из тех времен, когда домашний магнитофон стал массово доступен. «Блатняк» слушали все — от профессора до гопника. Так что ничего нового и особо упаднического в нем нет. Это старая добрая советская традиция.

Криминальный возраст заканчивался где-то лет в 20- 25. Старших не трограли.

Когда в конце 80-х начался «разгул преступности», он начался не просто так. Почва для него была давно готова. Этот «разгул» уже существовал в СССР в виде молодежных банд. «Старый» криминал (то есть «настоящие» бандиты и воры) не имел к этому почти никакого отношения. Разгул 90-х обеспечили «спортсмены», рекрутировавшие «пацанов» из уличных банд. Именно они были «беспредельщиками».

Железный занавес

За границу советскому человеку было нельзя. Он мог с трудом попасть в «страны народной демократии» и с очень большим трудом в страны «загнивающего капитализма». Для таких поездок людей отбирали очень тщательно. Многие верили, что тамошнее изобилие специально организовывают к их приезду. Заграницу ездили группами, в группе всегда был агент КГБ.

Политика

О внутренней политике не было известно ничего. Отец слушал «голоса», но там тоже все было непонятно. Советологи занимались тем, что оценивали будущие перспективы советской политики на основе расстановки членов политбюро на трибуне Мавзолея. Это было примерно то же самое, что наша нынешняя политическая аналитика в популярных газетах и ток-шоу. Поэтому все живо интересовались международной политикой. Война где-то заграницей была для советского человека радостным событием, она сильно оживляла жизнь. Советский человек с большим интересом следил как там иракцы истребляют иранцев и наоборот.

В СССР были выборы из одного кандидата. Как так? А вот так. Вообще мало кто знал, когда и куда эти выборы проводятся. Избирательной кампании не было (разве что принудительное собрание по встрече с кандидатом). Почему-то на выборы все ходили с самого раннего утра, часов с шести. Включались громкоговорители с патриотическими песнями, все шли на участок, стояли там в очереди, заходили в буфет (под выборы что-то выбрасывали) и шли домой. Почему нельзя было пойти на выборы днем или вечером — непонятно. В армии в день выборов не было подъема. Дневальному запрещалось орать «подъем!». Рядовой состав вставал самостоятельно и офигев от добровольности происходящего, шел голосовать. Без строя. В общем — цирк.

Режим дня

Жизнь советского человека регламентировал производственный процесс (с девяти до шести) и телевидение работало под этот процесс. Придя в себя после работы, советский человек смотрел программу «Время», где ему объясняли, что к чему. Во времена позднего СССР после программы время показывали художественный фильм. До программы «Время» тоже были какие-то передачи, но их никто никогда не смотрел. В субботу и воскресенье советский человек мог отойти от советской реальности посмотрев «Утреннюю почту», «Клуб кинопутешественников», «В мире животных» и «Международную панораму» (смотрится потому, что в конце могут с вероятностью около 5% показать в течении 10 секунд какую-нибудь группу с комментариями «посмотрите, какая гадость»). Так же были «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» (где-то раз в месяц) для которых фестиваль итальянской попсы в Сан-Ремо был выдающимся событием современности. Для детей существовали вечерние сказки. Их смотрели потому, что в конце был мультик. Сказка без мультика считалась западлом. Большие коммунистические события (вроде съездов КПСС) были трагедией, так как задолго до них, во время них и еще долго после их окончания телевидение работало в ущерб всему остальному.

Кстати, о мультиках. Вам сейчас продают диски с рекламой «добрые советские мультфильмы». Ага. Это вы других не видели, которые не с диска.

Элита

Самыми уважаемыми людьми в СССР были люди, находящиеся на конечном этапе распределения — работники ножа и топора (мясники), продавцы и прочие труженики торговли. Очень ценились профессии, имеющие дело с трудноучитываемой наличностью, например, приемщики пустых бутылок и официанты. Определить степень уважаемости было легко, было всего три признака — хрусталь, ковры и книги (позже к ним добавился автомобиль). Чем больше этого добра в доме, тем уважаемей человек. «Товаровед, обувной отдел, как простой инженер…»

Демонстрации

Советский человек ходил на демонстрации. На демонстрации шли колоннами. Колонны формировали предприятия. Нужно было пройти вдоль трибуны, с которой смотрело и махало ручкой местное начальство. Все это дело комментировалось онлайн через громкоговорители. Когда ваше предприятие проходило мимо трибуны, комментатор говорил «а вот идут такие-то сякие-то!» Далее шел некий текст о ваших достижениях и все кричали «ура!». Несмотря на то, что демонстрации были довольно нудными в плане организации, их все равно любили. Это был такой советский карнавал — шарики, знамена, оркестры.

Гости

Советский человек любил ходить в гости. Праздников было мало, а гости — это такой спонтанный праздник. Правы те, кто говорит, что «советские люди были искреннее». Это верно в том смысле, что они были более невинными. Секса у них не было, насилия, якобы, тоже и времени -вагон, включая рабочее время. Веселились от души.

Дачи

Советский человек был хомяком. Он все тащил в дом. Он всегда находился в состоянии заготовки всего — продуктов питания, вещей, книг и т. п. Он твердо знал, что верить никому нельзя ни секунды и всегда нужно быть готовым ко всему. При этом он мог совершенно искренне орать «ура!» на демонстрациях и верить в «ленинской строй». На деле, сам не осознавая, он ему никогда не верил. Когда партия и правительство начали выделять (какие хорошие и ёмкие определения, черт возьми!) людям дачные участки, советский человек не превратил их в места отдыха. Там сразу появилась картошка и помещения для хранения всякого хлама, который советский человек тащил в дом всю свою жизнь. Когда СССР не стало и когда картошку проще стало покупать в магазине, он все равно не угомонился. Он никому не верит.

Америка

Официально Америка считалась главным врагом СССР. Однако, советские люди скорее уважали Америку (и Запад в целом) и видели в ней достойного противника. Бытового антиамериканизма, которым мы сейчас поражены, не было. Во время англо-аргентинской войны преподаватели «тактики родов войск» с восхищением рассказывали о действиях английского десанта. А потопленный агрентинский крейсер преподаватель называл «ПуэблО», с ударением на последнем слоге. Все хихикали, а он делал вид, что так и надо.

Вещи

Леониду Ильичу приходит письмо от ветеранов. «Дорогой Леонид Ильич! Все у нас хорошо, только вот язычок на водке перестали делать, очень неудобно открывать». «И зачем тут язычок?» — подумал Леонид Ильич, откручивая крышку на бутлке водки.

Дешевая водка закрывалась крышкой из какого-то легкого металла. Первоначально крышка снабжалась язычком, потянув за который, можно было ее открыть. Потом язычок перестали делать и откупоривание бутылки стало довольно мучительным. Как и пользование вообще любым советским предметом. Крышки с резьбой были на водке, которая шла на экспорт.

Более всего ценились импортные вещи. Считалось, что они качественные. Прибалты здесь имели явное преимущество со своей латиницей. Их товары воспринимались как импорт. Целофановые кулечки, особенно импортные, не выкидывали, а стирали. Они были не только тарой, но и несли большую эстетическую нагрузку.

Бытовые вещи были сделаны с каким-то отвращением и ненавистью ко всему живому. Однажды, уже где-то в 2000-х, мне попалось довольно много таких вещей — всяких там расчесок и пр. и я испытал настоящий шок, увидев, насколько они неудобны и корявы. Китайские пластмасски, которые сегодня продаются в переходах — просто шедевры дизайна, синергетики и фен-шуя.

Один мой приятель сказал как-то другому приятелю, ныне известному журналисту: «ты — сказал он, — отвратителен отвратительнсотью советского плюшевого медведя». Он знал, о чем говорит.

Собрания

«Рабинович, почему вы не были на последнем собрании?» «Если бы я знал, что это последнее собрание, я бы обязательно пришел».Советский человек постоянно участвовал в каких-то собраниях. Собрания были частью «советской демократии». Как правило, на них утверждались заранее принятые решения. Собрания не любили не столько за потерю времени, сколько за лицемерие. Прежде чем принять решение, нужно было слушать занудные выступления, часто абсолютно лживые. Сидящие в зале знали, что реальные факты совсем не таковы. Для системы собрания были способом выявления «врагов народа». Происходящее было настолько лживым, что, в принципе любой человек с нормальной психикой и хоть каким-то самоуважением рано или поздно начинал буянить. Обычно такие люди стремились к простым локальным улучшениям, лежащим в рамках здравого смысла. Они не покушались на наш ленинский строй. Но, в итоге, дело обычно заканчивалось тем, что такой правдолюб, в лучшем случае, спивался.

Интересно, что люди в системе понимали, что без «пассионариев» им трудно обойтись. Самой избитой темой советского кино на «производственную тему» была борьба такого вот правдолюба-новатора с закостенелым директором. Однако, система была сильнее людей и работала по своим правилам.

Думаю, наш нынешний мир «как бы» и «на самом деле» происходит от советских собраний. Оттуда же наше какое-то иррациональное недоверие к решениям, принятым коллегиально.

Новый год

Новый год был единственным несоветским праздником в году. На новый год готовили все самые лучшие номера эстрады, фильмы и т. п. В Новый год советскому человеку разрешалось побыть просто человеком. Поэтому новый год все так любили. Было за что. Вы сейчас подумали об одном фильме и я о нем подумал. Там совершенная правда.

Коммунизм

Нельзя сказать, что советский человек «не верил в коммунизм». Просто после того, как случился 80-й год, в котором он должен был наступить, согласно обещаниям Хрущева, коммунизм исчез из бытового обихода. Он, скорее, стал предметом для интеллектуального оправдания правдолюбства. «Вот Ленин тут писал, что должно быть так. А у вас тут что?» Многие диссиденты начинали именно таким образом. Ваш покорный слуга в поисках истины тоже начитался Ленина и вдруг понял, что он редкий урод. Если бы совок не развалился, уж не знаю, что бы со мной было.

Преподаватель по «марксистско-ленинской философии» как-то спросил на семинаре «а что будет после коммунизма?» Этот простой вопрос как-то никому не приходил в голову. Для тех, кто не знаком с марксизмом, скажу, что он основан на «диалектическом материализме», который видит развитие бесконечным. Однако, его политическая доктрина считает коммунизм последней и окончательной стадией развития общества. Неувязочка выходит. Лет за 30 до того за такой вопрос пошел бы наш преподаватель в лагеря…

Искусство

Говорят, что в СССР было развито «высокое» искусство, например, балет, о котором пел Высоцкий. Однако, его мало кто видел и мало кто им интересовался. «Кина» было немного и оно по большей части было очень плохое. Были французские и для эстетов — итальянские фильмы. Причины — сильные коммунистические партии и правительства в практически братских некоторое время, Франции и Италии. В Югославии, кстати, тоже был социализм, но с югославами был конфликт, поэтому ихних фильмов и вещей у нас не было. Разумеется, не было и китайских вещей. Китайцы тоже были врагами. Старожили с умилением вспоминали китайские термосы сталинских времен.

Высоко было развито искусство иносказаний. Был целый жанр фильмов, спектаклей на основе, скажем, Шекспира. В них работала бригада очень хороших актеров и работали они от души. Еще был жанр фильма-сказки. Многие из них были скорее для взрослых, чем для детей. Эти фильмы обладали той высокой наивностью, которой обладает, скажем, первое поколение сериала «Стар трек».

Когда в перестройку стало можно не говорить иносказаниями, все тут же попытались «резать правду-матку». Однако, ничего, кроме убожества, из этого не вышло. Советский человек так и не понял сам себя.

Спорт

Официально в СССР не было профессионального спорта. Но, понятно, что советские «любители» на практике были профессионалами. Это позволяло им получать много медалей на олимпиадах. Комментаторы всегда подчеркивали факт «любительства», особенно, когда наши выигрывали, скажем в хоккей у сборной Канады. Канадцы именовались не иначе, как «канадские профессионалы». Спорт зависел от мнения генеральных секретарей. Говорят, что Брежнев любил хоккей. Поэтому его «развивали». Кто там из них любил фигурное катание не знаю, но оно тоже имело большой успех.

Мифология

Нынешние ностальгаторы по СССР ностальгируют в основном по эпохе Брежнева. Для тех, кто думает, что в СССР был порядок, скажу, что брежневские времена самими участниками событий воспринимались как отсутствие порядка.

В Советском Союзе эпохи Брежнева уже не было командной экономики в ее сталинской версии. Такая экономика была крайне затратной — половина страны работала в лагерях, другая ее охраняла, и главное, стало непонятно, а зачем это все? При Брежневе мировая революция и прочее как-то отошли на задний план и коммунистам захотелось пожить обычной жизнью.

В общем, производство было плановое, но составление планов и тем более их выполнение было сложным процессом, который шел и сверху вниз и снизу вверх. Все это было сплошным торгом и конфликтом между бюрократами. Поэтому считалось, что порядка больше нет. Считалось, что порядок был при Сталине. Ленин был таким «исусиком», як то кажуть — свята людина, а вот Сталин — тот был настоящий реальный пацан.

Другим мифом было миф о месте, где всё знают и месте, где всё работает, как надо. Таким местом считалось КГБ и разного рода секретные производства. У нас есть такие приборы, но мы вам о них не расскажем. Совок развалился еще и потому, что разрушился этот миф. Когда гласность сделала ясным и общедоступным тот факт, что таких мест нет, совок исчез.

Капитализм считался настолько плохим, что просто нету сил. Непонятно, как там вообще жили люди. Я точно установил, что все, чье детство прошло в Советском Союзе были уверены, что живут в самой лучшей стране, потому, что «там» точно жить нельзя. Это говорилось совершенно искренне. Помню, детьми мы как-то нашли иностранную пустую банку типа из-под консервов на которой был изображен пухлый счастливый младенец. Мы были уверены, что это консервы на для младенцев, а из младенцев. Капитализм…

Жулики

Жуликов было немного. У людей в жизни было мало выбора и потому частным лицам обманывать их было особенно не на чем. Поэтому те жулики, которые были, были гениями. Двум персонажам нужно точно поставить памятники. Первый придумал несуществующую государственную контору, получал на нее деньги из бюджета, увольнял и нанимал работников и так несколько лет до расстрела. Второй брал взятки за поступление в ВУЗ. Поступления он не обещал, он просто говорил, что постарается. Если ребенок не поступал, он возвращал деньги. Человек, превративший теорию вероятности в источник дохода засулживает памятника.

Развал

Когда коммунистическая партия решила, что целью ее существования является «неуклонная забота о всевозрастающих потребностях советского народа», СССР был обречен.

В 1982 году, после своего визита в СССР, президент Института Катона Эдвард Крейн писал: «Советское общество, судя по всему, разваливается изнутри. Если мы сможем избежать конфронтации с Советами в ближайшие 20 лет, их система рухнет под тяжестью собственной бюрократии».

про презервативы

медицина была источником физической боли. Зубы лечили без наркоза, гланды, и, как говорят, аборты, были без наркоза. Аборты были потому, что презервативы были тоже источником боли. Они назывались "изделие номер 2". Презервативы продавались в аптеках, спросить их считалось чем-то постыдным, все равно, что признаться, что ты чем-то заболел. Бедствия на почве сексуального невежества достигли таких масштабов, что в самом позднем СССР даже начались разговоры о "половом воспитании" и вроде бы выпускались даже какие-то пособия.

Образование

В СССР была система принудительного образования. Каждый должен был закончить как минимум 8 классов. Дальше можно было идти работать или доучится рабочей специальности в ПТУ (помоги тупому устроится). Далее можно было закончить 10 классов и поступить в техникум или институт. техникум позволял работать на низших инженерных должностях, а институт позволял занимать высшие инженерные должности или младшие научные. Далее можно было закончить аспирантуру и защитить сначала кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Это позволяло занимать высшие должности в научной среде. В среде технической интеллигенции считалось непрестижным если чадо не поступало в ВУЗ. И шла бойкая торговля правом поступления через систему блата. Существовали профессиональные, социальные и национальные ограничения и льготы на поступление в ВУЗ.

Отдых.

Отдых в СССР был трудным делом. Во-первых, время отпуска определяло начальство. В демократичных коллективах разыгрывалось право отгулять отпуск летом. В отличие от зарплат (они были выше у рабочих) инженерный состав получал больший отпуск (24 рабочих дня). Еще большие отпуска имели преподаватели, военные из тяжелых условий службы (подводники...) и работники тяжелых и находящихся в тяжелых условиях производств (работники Крайнего Севера...). Во-вторых, поехать куда-нибудь можно было летом или в худшем случае в межсезонье. Зимрй делать было абсолютно нечего. Из-за этого летом возможные места престижного отдыха (Сочи, Крым) превращались в банку шпрот. Невозможно было снять жилье (частный сектор — неофициально), поесть — столовые и рестораны переполнены, позагорать — пляжи заполнены до отказа. Некоторым счастливчикам доставались путевки в санатории и дома отдыха. В основном там отдыхало различных уровней ркководство, но часть доставалась и простым людям. Особенной удачей было получить профсоюзную путевку, стоимость которой составляла примерно 20% от обычной. Многие пытались отдыхать в теплых республиках Кавказа и Средней Азии. Очень популярным видом отдыха был туризм. Люди с рюкзаками ходили буквально везде (кроме запретных зон).

Старость

Старость в СССР была сравнительно обеспечена. Пенсионная система обеспечивала достойные выплаты, пенсионеры пользовались льготами. Впрочем так было не всегда, а только в брежневские годы. Работала система медицинского обслуживания. Лекарства (Самые простые) стоили копейки. Чуть что более редкое - опять дефицит.. Да и медицина была далеко не самой лучшей, но другой не было. В больницы стариков старше 70 старались не класть - они портили статистику, но за небольшую мзду - клали и даже вылечивали.

Ностальгии пост: многие из нас частенько вспоминают о советских временах. И, несмотря на то, что времена не всегда были простыми, вспоминаем мы их, как правило, с теплыми чувствами и ностальгией по ушедшему советскому детству. По любимым и знакомым всем и каждому вещам, которые уже не вернуть. Или… все-таки можно?
Ребята из интернет-магазина «Товары из прошлого» , кажется, изобрели машину времени, с помощью которой возвращают в это самое прошлое всех желающих. Лично мы нашли множество милых сердцу атрибутов своего детства. Попробуйте и вы!


1. После нашего поста о граненом стакане некоторые сокрушались, что, мол, где ж его теперь купишь.

Теперь мы знаем ответ: в «Товарах из прошлого» можно купить 1 стакан , а можно – для особо ностальгирующих – аж целых 24 сразу .

Как раз успеете подготовиться к следующему дню граненого стакана!

2. Такой давно забытый атрибут каждой советской хозяйки, как авоська нынче

как нельзя лучше вписывается в набирающее популярность движение против

пластиковых пакетов из супермаркетов, которые стремительно и беспощадно засоряют

окружающую среду. Отличный повод стать законодательницей новой моды!

К тому же, авоська занимает минимум места и поместится даже в самую

маленькую дамскую сумочку.

3. «До свиданья, наш ласковый Миша, возвращайся в свой сказочный лес».

Тут сразу двойная ностальгия – по настоящим советским леденцам на палочке и,

конечно же, по Олимпиаде-80. За которую никому

не было мучительно стыдно.

Ну а если вы по каким-то причинам все же не желаете вспоминать олимпиаду,

для вас классика жанра – петушок!


4. Помните, как на уроке труда выжигали маме в подарок доску на 8 марта? Опыт можно повторить самому, или

показать ребенку,что не только «айпадом» единым жив человек, при помощивыжигательного аппарата Узор-1 .

Того самого.А чтобы не испытывать муки творчества, к нему можно также купитьнабор досок с рисунком для выжигания .


5. Духи «Красная Москва» по нынешним меркам – удовольствие не для слабонервных. А ведь когда-то это были

самые желанные духи всех женщин СССР! Подсказка для мужчин: дам старшего поколения можно порадовать

ароматом их молодости, а современных девушек с юмором – поразить в самое сердце своей оригинальностью.

6. С дамами разобрались, теперь очередь за господами. Для них –тройной одеколон! Убедительная просьба не пить


7. Тот самый чай. Индийский. Со слоном. Попробуйте порадовать своих бабушек и дедушек, пап и мам.

Ну, или сами попробуйте.


8. Первая советская электронная игра «Ну, погоди!» была у всех. Помните, как мечтали набрать 999 очков и

надеялись увидеть мультфильм про волка и зайца? Можно проверить – а вдруг и правда покажут…

9. Кстати, еще в память о любимом мультфильме, который теперь вообще запрещено показывать детям, можно купить говорящего цитатами из «Ну, погоди!» волка илимагнит . Магниты также есть и из других мультфильмов.

10. Для тех, кто точно помнит, что был пионером, но уже не очень помнит, как это было, в «Товарах из прошлого» есть целый специальный раздел . Здесь вам и галстуки, и пилотки, и значки и даже полный пионерский комплект – между прочим, неплохая идея для ретро-костюма на приближающийся Хэллоуин. Будь готов!


11. В нашей стране зубной порошок продержался, наверное, дольше всех в мире, пока не был окончательно вытеснен пастой.

Однако для любителей олд-скула его производят и сейчас, утверждая, что это «эффективное средство для устранения

зубного налета, хорошо очищает и освежает полость рта, обладает противовоспалительным действием».


12. Кубик Рубика – нестареющая классика. Актуален во все времена. «Тот факт, что каждая грань куба состоит из

трех слоев по три блока, имеет большое значение. Число три обладает огромным смыслом, выражающимся во

многих странных связях между человеком и природой», – вот так замысловато говорит сам Рубик о своем гениальном изобретении.

13. Самое шоколадное какао «Золотой Ярлык» по-прежнему выпускается и по-прежнему натурально.

А уж какое вкусное с его помощью получается пирожное «Картошка»…

14. Такой добрый и красочный атлас «Мир и Человек» знаком почти каждому советскому ребенку. Купите его для разнообразия современным детям, привыкшим все узнавать из Википедии.

15. Те, кому мама в детстве мыла голову легендарным детским шампунем «Кря-Кря» , просто не могут его не помнить! Ах, как же вкусно он пах… его так и хотелось съесть. Вы не поверите, но его производят и сейчас.

16. Ну и, конечно же, какое возвращение в СССР без советских плакатов – шедевров графического дизайна и пропаганды. Некоторые из них и сегодня актуальны как никогда.


17. Советские деньги вряд ли помогут вам в наше время купить все вышеперечисленное. Но, зато, какой отличный сувенир из прошлого!

Способы использования ограничены только вашей фантазией.

А еще в «Товарах из прошлого» есть много других интересных вещей, доставка по всей России и советы,

кому все это ретро-великолепие можно подарить. Присоединяйтесь к путешественникам во времени!

В минувшее воскресенье по всей России прокатилась праздничная волна: в нашей стране и на некоторых сопредельных с нею территориях отмечали , а заодно - дни сотен и тысяч отдельно взятых городов и поселков.

В предыдущие годы праздник этот многие граждане России упорно называли "дополнительным выходным", сама же дата вызывала массу вопросов у тех, кто считает, что новая Россия оказалась в итоге хуже старого СССР и что праздновать аннигиляцию Советского Союза незачем - уместнее горевать.

В этом году, пожалуй, впервые за 24 года с момента учреждения названного праздника большинство россиян отметили его с явным пониманием того, что День России уже не разделяет граждан страны, но, напротив, сближает и сплачивает их, поскольку в нем есть место ценностям всей многовековой государственности нашей страны.

Естественно-историческая смена смыслов

Независимость России: две стороны одной медали Независимость России от СССР привела к небольшим тактическим успехам, достигнутым большой ценой, и к серьёзным стратегическим потерям, ликвидация которых в рамках современной системы невозможна, считает Ростислав Ищенко.

Первоначально 12 июня был утвержден как День принятия Декларации о государственном суверенитете России (неофициальное название — День независимости). Соответственно, смысл этого праздника состоял в том, чтобы убедить россиян в безусловной ценности демократических реформ и упразднения СССР как "империи" и "тюрьмы народов".

Между тем большинству населения нашей страны, проголосовавшему на референдуме 1991 года за сохранение СССР (76,43 %), было понятно, что в начале 90-х годов прошлого века России незачем была независимость от самой себя, и упразднение Советского Союза, как бы кто к нему ни относился, - не повод для радости. Более того, кто-то наверняка понимал, что технология, реализованная в процессе "мирного развода" советских республик, может быть в скором времени опробована и на самой освободившейся от СССР Российской Федерации. После чего, например, русским не останется ничего иного, кроме как преобразовать День России в День Московии.

© AP Photo / Liu Heung Shing


© AP Photo / Liu Heung Shing

Вот почему после ухода Ельцина с поста главы государства названный праздник , как праздник всех тех, кто считает Российскую Федерацию своей родиной и гордится ею.

День России постепенно наполнился патриотическим содержанием, в то время как квазидемократическая и антиимперская мифология либерал-реформаторов была вытеснена на периферию официально озвучиваемых в этот день смыслов.

Сегодня, в условиях нарастающих внешних угроз, такое понятие, как суверенитет России, вновь наполняется конкретным смыслом. Становится ясно, что свобода для русских и россиян по-прежнему актуальна. Вот только сам процесс национального освобождения понимается в нашей стране уже не как избавление от мнимых или сомнительных внутренних зависимостей (от "старых", советских или "имперских" традиций и стереотипов), но как преодоление зависимостей внешних, представляющих реальную угрозу для суверенитета и самого существования России.

События последних лет на Украине и в некоторых других бывших советских республиках показали суть и цену реальной независимости в современном мире, когда одни понимают свободу как возможность самосохранения в созидании, а для других она становится суицидальным основанием отказаться от всего святого.

Сегодня в России понятия "свобода" и "суверенитет" вновь обретают изначальный смысл: свобода - это жизнь людей в соответствии со своей природой и в согласии со своими собственными цивилизационными сущностями. Это гармония между личным (внутренним самоощущением) и внешним — тем, что дается человеку Богом, обществом и государством. И напротив: нельзя быть свободным и суверенным, живя чужим умом, перенимая чужие ценности, отказываясь от своей подлинной истории и пытаясь украсть чужую.

Украина, Крым, Одесса и Донбасс показали разницу между той свободой, которая обретается в борьбе, и той мнимой независимостью, которая подразумевает добровольное холуйство. Симптоматично в связи с этим, что, когда россияне отмечали День суверенной России, а в Кремле самых достойных людей страны, киевские власти радовались первому в истории этой страны гей-параду. По сути, в минувшее воскресенье миллионы россиян искренне и мощно праздновали тысячелетнюю силу своего национального Духа, в то время как пара тысяч киевлян пытались навязать Украине импортную радость обретения телесной разнузданности.

Ностальгия по СССР

Никогда раньше в процессе празднования Дня России не звучала так громко и отчетливо тема СССР. Такое ощущение, что еще немного - и День России трансформируется в День Советского Союза. Настолько сильна ностальгия значительной части населения многонациональной страны (во всяком случае - старшего поколения) по тем ценностям, которые были имманентны для СССР.

И здесь следует понимать истоки и содержание роста ностальгии людей по советскому времени. Полагаю, что в ней нет стремления вернуться к монополии "руководящей и направляющей силы", как рассказывают нам сегодня в предвыборном порыве некоторые представители КПРФ. Нет в ней и желания возродить ГУЛАГ, как утверждают во время выступлений на телевизионных ток-шоу прозападные либералы.

Полагаю, что основой ностальгии многих россиян по СССР является их приверженность ряду безусловных ценностей и идеалов, которые на сегодня утрачены, при том что большинство граждан современной России жалеют об этом и хотели бы их восстановления.

Главным желанием народа современной России является мир - в самом широком смысле этого слова. Тем более, когда на границах страны вновь разворачивают свои полки фашисты и русофобы, угрожающие нашей стране не просто новыми жертвами, как это было в Афганистане или Чечне, но уничтожением российского народа как такового.
Советский Союз был сверхдержавой, которую не столько боялись, сколько уважали, и потому он являлся гарантом безопасности в планетарном масштабе. Вот почему российский народ ностальгирует по СССР: он хочет восстановления уважения и гарантий мира.

Несомненным достижением Советского Союза была дружба народов, как бы ни утверждали обратное националисты всех мастей. Сегодня многие люди старшего поколения, причем не только в России, но и в бывших советских республиках, хотят возрождения этой дружбы, наполненных хлебом-солью многонациональных праздников и добрососедства.
Об упразднении СССР жалеет и значительная часть нынешней российской интеллигенции. Она ностальгирует по уважению к науке и образованию, к профессиям учителя, врача, конструктора или инженера. Ситуация, при которой в "авторитете" оказались бизнесмены, модели, шоумены, а то и киллеры с шулерами, кажется ненормальной многим людям, воспитанным на советских идеалах.

В одну и ту же эпоху не следует входить дважды

Ностальгия по СССР не должна пугать тех, кто не помнит жизни в Советском Союзе. Полагаю, что большинство россиян хорошо понимают: возврат в советское прошлое невозможен. Многие понимают также, что этот возврат нежелателен, уже хотя бы потому, что для этого нашей стране придется пережить еще одну "катастройку".

Те, кто понимает законы истории и её необратимость, считают важным сохранить достигнутое в советское время как память, опыт и социальные технологии, которые следует возродить в новой форме, на новой основе и в новых планетарных условиях.

Способами же взаимосвязи дореволюционной Руси, советской эпохи и нынешнего, российского времени должны стать механизмы преемственности и развитие современной России в русле тех ценностей, что вошли в плоть и кровь россиян в течение всей долгой и великой истории нашего государства.

Полагаю, что Россия вновь должна стать мощной и уважаемой в мире державой, способной отстоять свою суверенность и самобытность.

Очевидно, что в России должна быть также воссоздана атмосфера дружбы народов… Понятно, что идея "интернациональной солидарности трудящихся" утратила свою популярность, но сегодня её может и должна заменить идея цивилизационного единства народов северной Евразии. Вот почему так важно сегодня развитие Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и иных интеграционных объединений.

В России должен быть возвращен интерес к созидательному труду, к фундаментальной науке и суверенной системе образования — и ко многому из того, что так непозволительно легко было выброшено на свалку истории "новой Россией" и заменено чуждыми россиянам ценностями и технологиями.

Говорят, что вернуть СССР в прежнем виде уже нельзя.

С одной стороны, это действительно так - много воды утекло, ситуация изменилась, советская промышленность разрушена, да и не актуальна она уже в прежнем виде - технологии ушли далеко вперед, сами принципы работы во многих отраслях стали другими.

Нет больше прежнего пролетариата, который считался системообразующим классом в советской системе. Кто будет возвращать к жизни СССР? Так называемый офисный планктон? Манагеры? Работники торговли? Или может быть чиновники? Никому из них СССР по большому счету не нужен.

За последние 26 лет выросло целое поколение, которое не знает, что такое СССР, а если и знает, то исключительно по кинофильмам и рассказам родителей.

Уже подрастает поколение тех, чьи родители сами родились после распада СССР или незадолго до, в конце 80-х, в результате чего Советский Союз они практически не помнят.

Все это так.

Однако давайте посмотрим на вопрос с другой стороны:


Много ли было в 91-м году свидетелей дореволюционной России?
Много ли было тех, чьи родители хотя бы помнили дореволюционную Россию?

В 91-м году только немногочисленные старушки, которым было под 90 лет, что-то помнили про дореволюционную Россию, если вообще были в здравом уме и твердой памяти, в их-то возрасте. Однако они никакого участия в политических процессах не принимали ввиду своего почтенного возраста и слабого здоровья.

Ни Ельцин, ни Гайдар, ни Чубайс, ни прочие Собчаки и Собчачки, Новодворянские и Новокрестьянские дореволюционной России не помнили и не могли помнить, потому что родились намного позднее 1917 года. У большинства даже родители родились после 17-го.

Однако отсутствие личных воспоминаний о дореволюционной России нисколько не помешало ни Ельцину, ни Гайдару, ни прочим Собчакам и Новодворским взять в руки триколор с двуглавым орлом и размахивать им над головами, уверенно рассказывая о России, которую они потеряли, которая свернула со своего исторического пути, совершила ошибку, пошла не за теми и не туда.

И ладно бы они просто говорили, что Россия зашла куда-то не туда, по факту текущего состояния политики и экономики, но ведь они начали говорить именно про дореволюционную Россию, о которой не имели никаких собственных знаний и представлений. Они начали размахивать не каким-то новым флагом, а именно триколором, который ни разу при жизни не видели ни на одном административном здании. Да и не могли видеть. Равно как и двуглавого орла - тоже ни на одном административном здании они никогда не видели. Однако твердо решили использовать в качестве герба по-новой.

И те, кто вышли на митинг в поддержку Ельцина в августе 1991 года, кто потом голосовал за него на выборах 96-го - тоже не могли помнить дореволюционную Россию. У многих даже родители родились после 17-го, поэтому про дореволюционную Россию они знали разве что по обрывочным рассказам бабушек, да и то не все.

Но это не мешало им махать триколорами и радоваться двуглавому орлу как новому-старому символу, рассуждать о России "которую они потеряли" и с уверенностью заявлять, что в 17-м страна свернула с правильного пути.

Откуда им было знать, с какого пути Россия свернула?

Кто из них присутствовал при том историческом выборе и своими глазами видел, что происходило, чтобы уверенно говорить о том, между чем и чем выбирала Россия?

Все остававшиеся в живых свидетели событий 17-го года в 91-м сидели дома и никуда не выходили, а если и выходили, то не дальше лавочки у подъезда. Многие уже и по лестнице спуститься не могли, чтобы куда-либо выйти.

Среди участников событий 91-го года, сторонников Ельцина и прочих "возвращателями потерянной России" свидетелей этой самой "потерянной России" было ноль целых хрен десятых.

После 17-го года сменилось не одно и даже не два поколения - три поколения сменились и четвертое уже было в процессе.

И дореволюционного крестьянства не было уже давным давно, чтобы можно было возвращать дореволюционную аграрную экономику силами тех, кто когда-то ее возделывал.

Не было уже и тех, кого раскулачили в период коллективизации.

Не было владельцев частных лавок дореволюционного периода, не было владельцев дореволюционных заводов, газет и пароходов. И самих газет и пароходов, ходивших до 1917-го года, практически не осталось, только в виде музейных экспонатов. Заводов, основанных в дореволюционной России, и то оставались считанные единицы, потому что многие были уничтожены в годы Великой Отечественной, либо эвакуированы и по сути получили совершенно новую жизнь.

Не было в 1991 году ни дореволюционного крестьянства, ни дореволюционного дворянства. Ни прежней аристократии, ни прежней буржуазии, даже в виде остаточных явлений.

Не осталось ни дореволюционного общества как чего-то цельного, сохраняющего уклад и культуру прежней России, ни дореволюционной экономики, ни дореволюционной жизни.

Однако пришедшие к власти господа вроде Ельцина и Собчака вместе с сотнями соратников и миллионами сторонников начали быстро вспоминать "как оно было" и заниматься реставрацией-реконструкцией дореволюционной России.

Не просто ликвидировали СССР, чтобы построить полностью новое государство, с новой символикой, новой экономикой и новым обществом, а занялись именно реставрацией того, чего не помнили и не могли помнить.

Восстановили символику, начали реставрировать дворцы, переименовывать города и улицы, глав областей назвали губернаторами (что само по себе довольно комично, потому что области по-прежнему называются областями, а не губерниями) и так далее.

Вспомнили про Столыпина, воссоздали Русское географическое общество и многое другое.

Принялись канонизировать Николая Второго, которого они никогда живым не видели и результаты его правления на себе не ощущали, однако пребывают в твердой убежденности, что он был святой. Святой потому что расстреляли? Так ведь не его одного расстреляли. Что теперь, всех расстрелянных считать святыми?

Принялись повышать роль церкви в государстве, публично креститься, ставить свечки, передавать церкви госимущество - это тоже элементы реставрации.

Постсоветская власть и ее многочисленные сторонники начали активно восстанавливать то, чего никто из них не помнил и чему никто из них свидетелем не был.

С 17-го до 91-го еще больше изменилось, еще больше воды утекло, сменилось в три раза больше поколений, прежняя экономика тем более утратила актуальность, сменились почти все технологии, прежней промышленности практически не сохранилось, от прежнего общества не осталось ничего.

Но они все равно взялись восстанавливать Россию образца февраля 1917 года, которую никто из ныне живущих не застал, не помнил и даже от родителей про нее ничего толком не слыхал.

Взялись восстанавливать буквально по картинкам из музеев, по литературным произведениям, по историческим документам, а также по собственным фантазиям о том, как оно было и как могло бы быть, если бы не советская власть.

Фактически занялись альтернативной историей - реставрацией того, что могло бы быть, если бы да кабы.

Так можно ли утверждать в свете вышесказанного, что восстановление СССР - такое уж невозможное дело?

Если спустя 74 года можно было чего-то реставрировать и реконструировать, то почему нельзя спустя 26 или пусть даже 36 лет?

Если после смены трех-четырех поколений можно было пуститься в воспоминания о потерянном предками государстве, то почему нельзя пуститься в аналогичные воспоминания после смены двух поколений?

Если в 91-м, когда вообще никто из действующих лиц и их сторонников не был свидетелем дореволюционной России, можно было чего-то "возвращать взад", то почему нельзя заняться тем же самым в наше время, когда половина страны еще помнит, как был устроен СССР и что он из себя представлял, причем многие из тех, кто это помнит, находятся в зрелом возрасте, твердой памяти и могут еще держать в руках не только флаги с плакатами, но и боевое оружие, причем некоторые могут держать это оружие не хуже молодых.

Если в 90-е, когда не осталось никого из дореволюционных дворян, буржуа или аристократов, можно было заняться формированием нового дворянства и новой буржуазии, то почему нельзя будет заняться формированием нового пролетариата, тем более, что еще много лет будут живы десятки миллионов тех, кто был тем самым советским пролетариатом, советскими инженерами, трудовой интеллигенцией.

Если можно заниматься возвращением к аграрной экономике спустя добрую сотню лет после того, как все развитые страны перешли к постиндустриальной, то почему нельзя будет заняться реиндустриализацией спустя каких-то полвека?

Если внимательно приглядеться к тому, что делают или пытаются делать нынешние реставраторы "потерянной России", то восстановление СССР нисколько не кажется утопичным, наоборот - оно кажется совершенно реальным и даже закономерным.

Если уж вернулись на 100 лет в прошлое и занялись реставрацией-реконструкцией России образца февраля 1917 года, то следующим шагом по логике должна быть реставрация-реконструкция октября 1917 года, потом эпохи НЭПа, коллективизации, индустриализации и развитОго социализма.

Правда здесь следует задаться вопросом: а нужно ли это?

Если только и делать, что вспоминать о потерянных государствах и пытаться восстановить их, можно зациклиться и попасть в историко-реконструкторскую ловушку. Так и будем восстанавливать то одно, то другое. Пришли к власти одни - начали восстанавливать "потерянную Россию", пришли к власти другие - начали восстанавливать "потерянный Союз".

Но главное - посмотрите, что получается у нынешних деятелей из их попыток вернуть "потерянную Россию" - смех и грех.

Губернаторы без губерний. Градоначальники называются мэрами. Административный центр Ленинградской области - Санкт-Петербург. Триколор с двуглавым орлом поднимается под звуки советского гимна, в тексте которого поменяли несколько строк. Парад 9 мая проводится при закрытом мавзолее. Советскую власть критикуют - советскую победу празднуют. И этот список странных несоответствий можно продолжать и продолжать.

Поэтому надо трижды подумать, а нужно ли заниматься реконструкцией Советского Союза?

Не получится ли такой же смешной пародии, какая возникла у реконструкторов дореволюционной России?

Вернуть флаг и герб СССР можно - это вне всяких сомнений, доказано теми, кто спустя 74 года вернул двуглавого орла и поднял триколор.

Вернуть должность генерального секретаря вместо президента тоже можно - доказано теми, кто вернул главам областей звания губернаторов.

Символы и названия вернуть проще простого.

Но вернется ли при этом суть?

Попытки воссоздать Россию "которая была бы, если бы не советская власть" показали, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды - вода утекла, общество изменилось, образ жизни изменился, уклад изменился, обстановка изменилась - все изменилось. И современная Россия ничем не похожа на дореволюционную, разве что гербом и некоторыми историческими названиями.

Примерно так же будет и при попытке воссоздания Советского Союза - он будет напоминать прежний только названиями и символикой, а населяющие его люди будут уже другими. Даже несмотря на то, что многие из ныне живущих родились в СССР и помнят, каким он был.

Вот я, к примеру, уже не тот, каким был в момент ликвидации Союза. И не буду таким уже никогда. Я помню СССР в мельчайших деталях, у меня осталось много советских вещей, книг и журналов, я даже на работу успел впервые устроиться при советской власти и прекрасно помню обстановку советского периода. Но таким, каким был раньше, я все равно уже не стану - слишком много событий случилось после ликвидации СССР, слишком многое довелось пережить - это уже не выкинуть из памяти и мыслей, не выкинуть никогда.

И те, кто были старше, кому в 91-м было 30 или 40 лет - они тоже не станут прежними советскими гражданами, даже если вернуть СССР со всеми его атрибутами и названиями прямо сейчас. Не пойдут они на завод так же, как шли на него в 91-м году. Да и завода того скорее всего нет, а пока он будет восстановлен (если это вообще будет иметь экономический смысл) - тем, кому в 91-м было 30 лет, наступит время выходить на пенсию.

И дело не только в разрушенных заводах, хотя и в них тоже.

За прошедшие 26 лет мы столько всего пережили, что стали очень другими. Нет больше тех наивных советских граждан, которые жили в СССР. Есть битые рынком россияне, злые и обманутые, недоверчивые, во многом разочарованные, местами растерянные - разные, но уже совершенно не такие, какими были в 91-м - даже те, кто хорошо помнит тот год.

Мы стали другими и никогда уже не станем прежними.

Поэтому вернуть советскую символику, атрибутику, названия учреждений и ведомств - можно, но это будет лишь обертка, а содержание будет совсем другим. Потому что мы стали совсем другие.

Даже те, кто помнит СССР, стали другими, а кто его не помнит - тем более.

Поэтому нужно ли возвращать старую обертку, чтобы завернуть в нее совершенно новое содержание?

Не получится ли в результате очередного обмана, когда внешнее совершенно не соответствует внутреннему и конфликтует с ним? Не будут ли старая внешность и новая внутренность разрушать друг друга?

Будем ли мы так же, как 26 лет назад верить в партию Ленина, зная, что однажды она уже привела страну к упадку и 20 миллионов ее членов ничего не сделали для сохранения Союза, а партийная верхушка наоборот всячески способствовала ликвидации СССР?

Нужно ли ставить очередной эксперимент по реконструкции государства, которое разрушилось по внутренним причинам?

Может быть все-таки не надо возвращаться назад, может быть надо строить нечто новое?

Конечно, новое может на поверку оказаться хорошо забытым старым, однако в момент его строительства это будет восприниматься именно как новое и будет строиться как новое, а не как реконструкция былого.

По факту новое может оказаться похожим на хорошо забытое старое, но уже по факту, а не по подходу.

Наверное не всем понравилось то, что я написал, но вы все-таки задумайтесь об этом.

Потому что вернуть СССР в виде атрибутики - да, можно.
Но сделать его прежним - уже нельзя.

По той простой причине, что мы стали другими, очень другими.