Фонема - это класс звуков, объединенных ведущими (основными) дифференциальными признаками, которые не существуют самостоятельно, а сосуществуют в фонеме. Однако совокупность фонем современного русского языка - это не просто набор мельчайших языковых единиц. Они образуют систему - сложное целое, все компоненты которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и противопоставлены друг другу.
Чтобы описать фонологическую систему русского языка, надо определить состав фонем данного языка, а затем их синтагматические и парадигматические отношения, т.е. установить сочетательные возможности (синтагматику) фонем и их аллофонов и противопоставленность (парадигматику) фонем и их аллофонов. Противопоставление двух или нескольких однородных единиц языка называется оппозицией (лат. оppositio - противоположение).
Анализ и классификация оппозиций в фонологии впервые были предприняты известным лингвистом Н.С.Трубецким и описаны в его монографии «Основы фонологии». Для согласных фонем русского языка различают два типа оппозиций:
1) привативные, в которых один признак присутствует в одном члене оппозиций, но отсутствует в другом (например, оппозиция по глухости и звонкости);
2) эквиполентные, в которых фонемы противопоставлены по характеристикам общих признаков (например, различие по месту образования).
Для гласных фонем различают градуальные оппозиции, в которых противопоставление носит ступенчатый характер (например, разная степень подъема).
Привативные оппозиции образуют коррелятивные ряды фонем. Цепочка одинаковых оппозиций называется корреляцией. В фонологической системе русского языка имеется два коррелятивных ряда согласных: 1) ряд звонких и глухих согласных; 2) ряд твердых и мягких согласных.
В современном русском литературном языке около 40 фонем. При установлении точного их числа представители разных фонологических школ получают различные результаты.
В понимании сущности фонем, особенностей их реализации в речи и функций, а также классификации фонемного состава отдельных слов и фонемного состава языка в целом существуют разногласия. Эти разногласия наиболее четко обнаруживаются при сопоставлении взглядов представителей двух основных фонологических школ - Московской (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, М.В. Панов, В.И. Сидоров, Л.Л. Касаткин и др.) и Санкт-Петербургской (Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.Л. Буланин, Л.А. Вербицкая и др.).
Расхождение во взглядах на фонему определяются, во-первых, различиями в трактовке исходной значимой единицы при определении состава фонем, во-вторых, различиями в оценке качества позиций при описании звуковых противопоставлений.
Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М.
Фонетика современного русского языка, 2010.
I. Определение фонологии.
Фонология – раздел языкознания, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции ) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.
В отличие от фонологии, фонетика изучает физический аспект речи: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).
Создателем современной фонологии считается работавший в том числе в России учёный польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ. Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли также Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Лев Владимирович Щерба, Ноам Хомский, Моррис Халле.
II. Основные понятия фонологии
Основное понятие фонологии – фонема , минимальная языковая единица, обладающая в первую очередь смыслоразличительной функцией. Проявление фонемы в речи - фон, конкретный отрезок звучащий речи, обладающий определёнными акустическими свойствами. Число фонов потенциально бесконечно, однако в каждом языке они распределены по разным фонемам в зависимости от устройства каждого фонологического набора. Фоны, принадлежащие к одной фонеме, называются аллофонами.
Ключевую роль в фонологии также имеет понятие противопоставления (оппозиции). Две единицы считаются противопоставленными, если существуют так называемые минимальные пары , то есть пары слов, не различающиеся ничем, кроме данных двух единиц (например, в русском: том - дом - ком - ром - сом - ном - лом ). Если два данных фона вступают в такую оппозицию, они относятся к разным фонемам. Напротив, если два фона находятся в дополнительном распределении , то есть не встречаются в одном и том же контексте, - это необходимое (но не достаточное) условие для отнесения их к одной фонеме. Так, в русском языке никогда не встречаются в одном контексте [a] (как в слове матка ) и [ä] (как в слове мять ): первый звук произносится только между твердыми согласными (и/или гласными), второй - только между двумя мягкими согласными. Таким образом, они могут относиться к одной фонеме и являться её аллофонами (при выполнении других необходимых условий). Напротив, в немецком языке похожие звуки противопоставлены в ударном слоге: Apfel "яблоко", Äpfel "яблоки", и поэтому они относятся к разным фонемам.
Фонологическая система языка – внутренне организованная совокупность его фонем, связанных определёнными отношениями.
Противопоставления фонем образуют оппозиции (по глухости/звонкости фонем <п> – <б> или твердости/мягкости фонем <с> – <с’>).
Сравнение фонем в оппозициях основано на сопоставлении их признаков – дифференциальных и интегральных.
Интегральные признаки фонем образуют основание оппозиции, а дифференциальные формируют противопоставление, например, у фонем <т> и <д> интегральными признаками (т.е. общими для обеих фонем) являются взрывность, переднеязычность, твёрдость, а дифференциальными (т.е. различительными) – глухость (для <т>) и звонкость (для <д>).
Фоны – конкретные экземпляры реализации фонемы (и её варианты), экземпляры звуков, употреблённых в миллионах и миллиардах высказываниях тысячами или миллионами носителей соответствующего языка.
В артикуляторно-акустическом отношении фон , т.е. представитель фонемы в потоке речи , не отграничен ничем от соседнего фона, представителя другой фонемы. Иногда они частично перекрываются, накладываются друг на друга, поэтому человек, не знающий данного языка, не всегда способен различить и понять их.
III.Основные фонологические школы:
1. Ленинградская
Основатель – академик Лев Владимирович Щерба – работал в первой половине XX века. Он и его ученики ориентировались на задачу преподавания иностранных языков, постановке правильного произношения.
Школа исходит из понимания фонемы как звуковой единицы со смыслоразличительной функцией. Использует в качестве критерия отождествления фонем критерий фонетического сходства (тождества).
Большинство учебников иностранных языков в своей фонетической части использует понятия и терминологию, развитую Щербой. Сама фонологическая теория Щербы лучше всего была представлена в его учебнике «Фонетика французского языка». В дальнейшем эти же концепции были поддержаны исследователями, занимающимися инструментальным изучением звуковой речи и конструированием систем автоматического распознавания речи.
2. Московская
Ярким представителем этой школы является Александр Александрович Реформатский. Главные работы, в которых сформулированы взгляды этого направления, посвящены описанию родного (русского) языка. Первоначально фонологическая школа рассматривала свои построения как единственно верное учение о звуковом строе языка.
С течением времени, однако, возобладала тенденция всестороннего обсуждения проблем и синтеза фонологических теорий.
Первую попытку такого синтеза предпринял один из основателей МФШ Рубен Иванович Аванесов. Он выдвинул концепцию «слабых фонем», которые наряду с «сильными» входят в состав языковых знаков.
Слабая фонема Аванесова – это набор дифференциальных признаков, которые необходимо указать для определения звука в данной позиции. Они ассоциируются с командами на исполнительные органы речи, с целью создания того или иного акустического эффекта.
3. Американская школа
Она развивалась в нач. XX века как школа дискриптивной фонологии , которая решала задачи описания языков американских индейцев. Их концепция была близка взглядам Ленинградской фонологической школы. В частности, американские ученые наиболее чётко сформулировали процедуру членения речевого потока на фонемы речевосприятия.
В поствоенные годы под влиянием успехов компьютерной техники американские лингвисты впервые прямо поставили вопрос о техническом моделировании языковой способности. Пионером этих работ был так же выходец из пределов России (вернее из Польши) Наум Хомский.
Его работы основали направление, называющееся генеративнойлингвистикой. Её задача – построение формальной модели (автомата) производства правильных высказываний на конкретном языке.
Фонологическая часть генеративной теории возникла благодаря работам ещё одного россиянина Романа Осиповича Якобсона, который в связи со Второй мировой войной эмигрировал из Праги (где он был видным членом Пражской школы) в Америку. Описывая генерацию (производство) речи, генеративная фонология естественным образом пришла к концепции, близкой Московской фонологической школе.
Суть теории в том, что языковые знаки путём последовательных преобразований по языковым правилам трансформируются из внутреннего представления в фонемах речепроизводства в поверхностное представление речевыми звукотипами. Принимая такую терминологию, можно назвать фонемы речепроизводства глубинными фонемами, а фонемы речевосприятия – поверхностными фонемам.
(создан на базе реферата Власовой Екатерины)
Фонологическая система языка. Фонологические школы
Звуковой строй любого языка можно изучать не только с точки зрения артикуляционных и акустических свойств звуков, но и в функционально-лингвистическом аспекте. В этом аспекте звуки рассматриваются с учетом их соотношений в системе языка и их смыслоразличительной роли в речи. Изучением звуков с точки зрения их функций в процессе общения, в социальном аспекте занимается функциональная фонетика , или фонология .
Фоноломгия -- раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования -- противопоставления (оппозиции ) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.
Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н. С. Трубецкой и С. К. Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.
Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).
Создателем современной фонологии считается работавший в том числе в России учёный польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ. Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли также Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Лев Владимирович Щерба, Аврам Ноам Хомский, Моррис Халле.
Суть учения И.А. Бодуэна де Куртенэ можно свести к трем основным положениям:
- 1) звук как физическое явление и как знак какой-то лингвистической сущности (отраженной в человеческом сознании) не одно и то же;
- 2) каждый конкретный звук представляет только одну из возможных реализаций этой сущности;
- 3) звуки должны рассматриваться не сами по себе, а в их отношении с этими сущностями.
Фонема - минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.
Например: в словах мол, мал, мул в функции различителей звуковых оболочек выступают фонемы /о/, /а/, /у/; дом/ком/лом/ром/сом/том /д/,/к/, /л/, /р/, /с/, /т/; до?м, до?ма, до?му - фонемы /а/, /у/ участвуют в выражении и различении падежных значений Р и Д.
Сама по себе непосредственно фонема вообще никакого смысла не выражает, значения у нее нет. Но опосредованно она связана со значением, т.к. различает звуковые оболочки.
Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука, т.к. всякая фонема является звуком, но не всякий звук речи может выступать в роли фонемы.
Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной , фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, называется слабой , фонема в этой позиции - слабая.
Сильная позиция - позиция максимальной различительности и минимальной обусловленности. фонема фонология фонетика
Сильная позиция для гласных - это позиция под ударением; для согласных абсолютно сильная позиция - позиция перед гласными [а], [о], [у]/са?н/со?н /сы?н/- /сам/зам/дам/там//.
В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке: [л"э?с/л"и?сы] - [л"иса?] /э/, /и/ [и]; [пло?т] /д/ и /т/ - [т].
Неразличение фонем в слабой позиции называется нейтрализацией .
Фонема включает инвариант, варианты и вариации.
Инвариант - это идеальный (основной) вид звука.
Варианты - это звуки языка, встречающиеся в слабых позициях минимальной различительности и входящие в состав двух или более фонем: плод - [пло?т], плоды - [плЩды?] /о/ [о],[Щ]; /д/- [д], [т].
Вариации - это звуки языка, встречающиеся в позициях максимальной обусловленности и входящие в состав одной фонемы: [лу?к /л"у?к / лу?к"и/ л"у?к"и] - [у], ["у], [у"], ["у"] ; [ра?дъс"т" / т"иэа?тр / ру?б"ит]; [р] - в конце слова после глухих согласных выступает в виде «оглушенного р »; [р ] перед [у] выступает как “оглубленный р”, [р] перед [а] - как “неогубленный р”.
Те звуки речи, в которых реализуется та или иная фонема, называются ее аллофонами:
[а?] - инвариант
[Щ ], [ъ], [иэ ], [ь] - варианты аллофоны фонемы / а /
["а], [а"], ["а"] - вариации.
Фонологическая система продолжает развиваться, т.к. развитие - способ существования языка.
В понимании фонем, классификации фонемного состава отдельных слов и фонемного состава языка в целом существуют разногласия. Эти разногласия наиболее четко обнаруживаются при сопоставлении взглядов представителей основных фонологических школ.
Научные школы в фонологии XX века, принципиально различающиеся
пониманием фонемы:
- 1) Ленинградская фонологическая школа или Петербургская фонологическая школа (Л .В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко) -школа, развивающая идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ ("фонема - психический эквивалент звука") и Л.В.Щербы ("фонема - звуковой тип"), выдвигаящая на первое место акустико-артикуляционную сторону фонемы и рассматривающая фонему как относительно самостоятельную (самодостаточную) единицуязыка;
- 2) Московская фонологическая школа (Р .И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, А.А. Реформатский, М.В.Панов) - школа, развивающая идею И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме как
"подвижном компоненте морфемы" и рассматривающая фонему как строевую единицу в составе
3) Пражская фонологическая школа (Н .С. Трубецкой, Р. Якобсон) - школа, рассматривающая фонему как "пучок дифференциальных признаков", выдвигающая на первое место
внутрисистемные отношения между фонемами.
Фонема понимается как «звуковой тип», способный различать слова и их формы. Под звуковым типом имеется в виду группа акустически различных звуков, заменяющих друг друга в разных фонетических условиях и объединяемых общей функцией, которую они выполняют в языке.
Использованная литература:
- 1. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч.1., Н. М. Шанский, В. В. Иванов. М., «Просвещение» 1987;
- 2. Развитие фонетики современного русского языка, Сидоров В. Н., М., 1971;
- 3. Из истории отечественной фонологии, Реформатский А. А., М., 1970;
- 4. Бондаренко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. М.,1977.
Арендный блок
В языке столько фонем, сколько звуков в одних и тех же сигнификативно сильных позициях. В большинстве случаях в русском языке выделяют 5 гласных фонем: а, о, и, э, у. Представители ЛФШ выделяют также фонему /ы/, аргументируя это наличием терминов «ыканье, ыкать», географических названий «Ыйсон» и др. Однако данные примеры относятся к подсистеме редких слов (терминов, топонимов и т.д.) Поэтому принято считать, что в фонетической подсистеме общеупотребительных слов пять гласных фонем.
Состав согласных фонем русского языка.
Выделение большей части согласных фонем не представляет трудности: /п/-/п/-/б/-/б/-/в/-/в/-/ф/-/ф/-/м/-/м/-/т/-/т/-/д/-/д/-/с/-/с/-/з/-/з/-/ц/-/н/-/н/-/л/-/л/-/р/-/р/-/ш/-/ж/-/ч/-/j/-/к/-/г/-/х/ - 32 фонемы. Столько разных звуков выступает в сильной позиции, например, перед ударным [а] в словах пар, бас, факт, пятый, вал, вялый, мак, мята, рад, ряд, яд, камень и др.
Есть и спорные вопросы в определении состава согласных фонем.
1. Звуки [к],[ г],[ х] чередуются с [к],[ г],[ х]
Им. Ру[к]а но[г]асо[х]а
Р.ру[к]и но[г]и со[х]и
Д.ру[к ]е но[г]е со[х]е
В.ру[к ]у но[г]у со[х]у
Тв.ру [к ]ой но[г]ой со[х]ой
Пр.ру[к]е но[г]е со[х]е
Звуки [к],[ г],[ х] выступают перед [э,и ], а [к],[ г],[ х] перед [у, о, а ] (в учебнике Касаткина в остальных позициях).
Основатели МФШ рассматривали это чередование как фонетическое позиционное и считали, что [к], [к] воплощают одну фонему /к/, ],[ г],[ г] - /г/,[ х],[ х] - /х/.
С другой точки зрения(в том числе Каленчук) это неправильно(то, что выше). [к],[ г],[ х] воплощают фонемы /к/,/г/,/х/, противопоставленные /к/,/г/, /х/. Основания таковы: звук [к ] перед [о], [а] выступает в формах слова ткать: т [ко]шь,т[ко]т,т[ко]м, т[ко]те, т[ка]. Правда, это только одно старое исконно русское слово, но оно относится к числу общеупотребительных. Уже этого одного слова достаточно для того, чтобы считать, что в фонологической системе русского языка /к/ - /к/ противопоставляются в одной и той же позиции перед фонемами /о/,/а/: [ко]т - т[ко]т, т[ка]ть - т[ка].
Кроме того, [к ] перед [о],[у] встречается в вошедших в русский язык заимствованных словах, в том числе и широко распространенных: бракёр, ликёр, кювет, маникюр и др.
А также позиция перед [э] : [гэ]С [гэ]рб и др.
2. Существуют разные точки зрения на то, какие фонемы воплощают звуки [ш:], [ж:] в таких словах, как [ш:]и, [ш:]ука, [ш:]астье, ра[ш:]ёт и др., во[ж:]и, дро[ж:]и, е[ж:]у и др.
Широко распространено мнение, что эти звуки представляют особые фонемы, обозначаемые как /ш:/,/ж:/, или /ш/,/ж/.Звуки [ш:], [ж:] при такой трактовке фонологические нечленимы, каждый из них нельзя рассматривать как воплощение двух фонем, так как кратких [ш], [ж] в позициях, где различаются долгие и краткие, не существует; долгота [ш:], [ж:] неразрывно связана с мягкостью этих шипящих, поэтому она фонологически несущественна.
Другая точка зрения - [ш:], [ж:]представляют сочетания фонем, аргументы следующие.
Некоторые лингвисты, рассматривающие [ш:] как воплощение одной фонемы, указывают, что [ш:] может в отдельных случаях представлять и сочетания фонем: /шч/ - веснушчатый (с /ш/ и /ч/ на стыке морфем, ср. весну/ш/ка и узор/ч/атый), /жч/ - перебежчик(ср. перебежать и летчик), /сч/ - песчинка (ср. песок, песка, песочек и горько, горчинка). Эти сочетания фонем идентифицируются на основании чередований со звуками в сигнификативно сильных позициях. В сигнификативно слабой позиции, когда последней фонемой сочетания является /ч/, они нейтрализуются в звук [ш:].
Фонема же /ш/ постулируется для случаев, где отсутствуют такие чередования. Иначе говоря, /ш/ оказывается всегда в непроверяемой сигнификативно слабой позиции. Между тем наличие особой фонемы в языке определяется только по сигнификативно сильной позиции.
Большинство исследователей включает.
3. В фонологических описаниях русского литературного языка обычно указывается на наличие в подсистеме согласных фонем одной заднеязычной звонкой фонемы /г/. Однако есть основания для включения в эту подсистему и фонемы /ɣ/.
В современном русском литературном языке[ɣ]перед гласным, где он воплощает фонему /ɣ/, обязателен только в одном широко употребительном слове бухгалтер [буɣалтир], а также в междометиях ага, ого. Допустимо произношение г наряду с ɣ в словах бухгалтерский, бухгалтерия, междометиях Господи, ей-Богу.
Таким образом, в совр. Рус. Литер.Языке фонема /ɣ/ имеет незначительную функциональную нагрузку и находится на грани исчезновения. Однако пока этого не произошло, необходимо включать в состав согласных фонем и /ɣ/.
Таким образом, в совр. русском литературном языке выделяется 37 (36?) согласных фонем..
во французском -35 (20 согласных и 15 гласных (носовые, открытые, закрытые)).
Во французском языке нет понятия мягких согласных фонем, следовательно, там нет и твёрдых согласных фонем
Так, французским звукам по сравнению с русскими свойственна большая четкость и устойчивость артикуляции. Отсюда у согласных отсутствие оглушения и смягчения (во французском только две фонемы составляют исключение [k], [g]); у гласных отсутствие редукции(изменение качества гласного в безударном положении). Например, слово комод произносится по-русски [камот], где безударная о читается как [a], а также происходит оглушение конечного д. По-французски это слово произносилось бы как [комод].
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
Эта тема принадлежит разделу:
Языкознание
Языкознание начало развиваться, труд в области лингвистики. Проблема языкового знака. Слово как основная единица языка. Фонетическая речь, система звуков. Система русского и изучаемого языка.
К данному материалу относятся разделы:
Предмет языкознания: языкознание в системе наук
Понятие языкового знака: означающее и означаемое, значение и значимость
Единицы и ярусы системы языка: фонологический, морфологический, синтаксический; слово как основная единица языка
Язык и речь; организация системы языка: единицы и варианты; контрастная, дополнительная дистрибуция, свободное варьирование; синтагматико-парадигматические отношения
Органы речи
Образование звуков речи: резонанс, форманты
Единицы фонетики: звук, слог, такт (фонетическое слово), фраза
Вокализм, классификация гласных звуков
Консонантизм, классификация согласных звуков
Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, протезы, метатезы, эпентезы
Слог, строение слога, виды слогов. Теории слогообразования
Ударение и просодия. Виды ударения
Фонетика и фонология
Фонема. Дифференциальный признак. Фонологически значимые и незначимые оппозиции. Классификация оппозиций
Нейтрализация. Сильные и слабые позиции. Варианты и вариации фонем. Гиперфонема
Фонологическая система русского и изучаемого языка
Предмет грамматики как лингвистической дисциплины. Состав грамматики. Грамматическое значение и грамматическая категория
Части речи и члены предложения
Знаменательные и служебные части речи
Существительное как часть речи: грамматические категории (в родном и изучаемом языке)
Глагол как часть речи: грамматические категории (в родном и изучаемом языке)
Морфология и словообразование
Понятие морфологической формы. Морфема и виды морфем
Моционные, деривационные, реляционные грамматические категории
Основа слова; виды основ
Словообразование и словоизменение
Грамматические способы языков: аффиксация, чередования и внутренняя флексия (виды чередований), ударение как грамматический способ, редупликация, супплетивизм
Грамматические способы: способ служебных слов, способ порядка слов, интонация как грамматический способ
Виды чередований: фонетические, морфологические, грамматические чередования
Синтаксис: основные синтаксические единицы
Система фонем потому и является системой, а не простым набором этих фонем, что последние находятся в определенных и достаточно четко устанавливаемых связях и противопоставлениях, входят в объединяемые по тем или иным признакам группы фонем, образуют соотносительные ряды.
Интересы языка как средства общения требуют наиболее четко организованной фонологической системы, в которой составляющие ее единицы - фонемы - были бы максимально противопоставлены друг другу, будучи в то же время связаны определенными отношениями в группы фонем.
Однако в естественных языках идеально построенных фонологических систем нет, да, как видно, их и не может быть. Объяснение этому факту можно найти в двусторонней природе звуков речи. Соднойстороны, характер звуков речи непосредственно связан с работой органов речи, прямо зависит от физических особенностей действия этих органов, от артикуляционной базы носителей данного языка. С другой стороны, звуки речи как реализация функциональных единиц образуют систему, которая характеризуется прежде всего противопоставлениями этих единиц друг другу, что и позволяет им играть роль в различении словоформ, т. е. быть фонемами. Следовательно, работа органов речи определяет характер самих звуков речи, их артикуляционные и акустические особенности, их произношение и восприятие, т. е. то, что можно было бы назвать собственно фонетической, звуковой системой. Вместе с тем звуки речи как материальное воплощение фонем образуют и фонологическую, функциональную систему, систему фонем, призванную быть средством различения словоформ языка, обеспечивающих языку выполнение его коммуникативных задач.
Фонетическая и фонологическая системы, без сомнения, оказываются в единстве друг с другом, но в то же время они находятся и в противоречии. В основе фонологической системы лежит требование максимальной дифференциации ее единиц, предельной четкости ее построения, что выражается в стремлении к простоте и ясности противопоставлений фонем. Последнее означает, что фонологическая система тем лучше будет осуществлять функции различения словоформ, чем четче будут отличаться друг от друга фонемы. Как противопоставление красный - белый проще, резче, четче, чем противопоставления красный - темно-розовый, темно-розовый - розовый, розовый - светлорозовый, светло-розовый белый, точно так же противопоставления, например, согласных глухой -звонкий, твердый - мягкий, смычный- фрикативный проще, резче, четче, чем противопоставления глухой - полу звонкий, полузвонкий - звонкий; твердый - полумягкий, полумягкий - мягкий; смычный -¦ аффриката, аффриката - фрикативный. Значит, чем проще фонологическое противопоставление, тем надежнее оно как средство различения двух словоформ, а отсюда следует, что фонологическая система требует четкости и резкости в артикуляции звуковых реализаций и не терпит «смешения» этих реализаций.
Собственно же фонетическая система строится на совершенно противоположной основе: ее определяет тенденция к «экономии произносительных усилий», или «принцип экономии» т. е. стремление к ослаблению напряженности артикуляций, к облегчению работы органов речи, к уменяшению определенности в артикуляции того или иного звука, а следовательно, и к ослаблению степени различаемое™ звуков, к уменьшению степени их противопоставленности. Таким образом, с одной стороны, стремление к максимальной дифференциации звуковых реализаций фонем как средства различения словоформ, а с другой - тенденция к «экономии произносительных усилий» - таково противоречие, обусловливающее противодействие созданию идеально построенной и симметричной фонологической системы.
Еще по теме § 79. Фонологическая система:
- Фонологические школы в русском языкознании: Московская фонологическая школа и Ленинградская фонологическая школа