ЛИРИКА М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
Вариант1
Никто ничего не отнял -
Мне сладостно, что мы врозь!
Целую вас через сотни
Разъединяющих верст.
Юный ли взгляд мой тяжел?
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед...
Целую вас - через сотни
Разъединяющих лет.
1.К какому типу лирики относится стихотворение М.И. Цветаевой «Никто ничего не отнял...»?
4. В какой строфе стихотворения говорится о разном таланте лирического героя и Державина?
5. В строке «Нежней и бесповоротней / Никто не глядел Нам вслед...» использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот прием.
6. Выпишите эпитет из второй строфы, с помощью которого характеризуется поэтическое творчество.
7. Укажите название средства иносказательной выразительности, с помощью которого характеризуется отношение людей к поэтическому творчеству: «Целую вас - через сотни / Разъединяющих лет...».
8. Определите размер, которым написано стихотворение.
С1.
Как в стихотворении М.И. Цветаевой «Никто ничего не отнял...» раскрывается тема поэта и поэзии? Какую роль при этом играет образ Державина?
С2. Кто из русских поэтов XX в. и как раскрывал тему поэта и поэзии?
Вариант 2
Что и не знала я, что я - поэт,
Как искры из ракет,
Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
К какому типу лирики относится стихотворение М.И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано...»?
Какая тема является ведущей в стихотворении?
Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строках: «Сорвавшимся, как брызги из фонтана , / Как искры из ракет...»?
В какой строфе стихотворения о лирической героини говорится как о поэте?
В строке «Моим стихам, как драгоценным винам...» использовано сопоставление. Назовите это художественно-выразительное средство.
Выпишите сравнение, с помощью которого характеризуется поэтическое творчество во второй строфе стихотворения.
8. Определите размер, которым написано стихотворение
С1. Как в стихотворении М.И. Цветаевой «Моим стихам написанным так рано...» раскрывается тема поэта и поэзии? ! Какую роль при этом играют использованные Поэтессой сравнения?
С2. Какие еще стихотворения М.И. Цветаевой о предназначении поэтического творчества вы знаете? Как в них раскрывается образ поэта-творца?
Вариант 3
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина
Я
- бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - ив полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я
с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
1. К какому типу лирики относится стихотворение М.И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины...»?
6.Назовите риторический вопрос, выражающий сомнения лирической героини стихотворения.
7. Укажите название синтаксического приема, использованного в строке: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети...».
8. Определите размер, которым написано стихотворение.
С1. Что происходит в душе лирической героини вдали в стихотворении М.И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины...»? С какими образами у поэтессы ассоциируется имя Марина?
С2. В каких еще стихотворениях русской поэзии XX в. и как раскрывается образ лирической героини?
Вариант 4
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана , Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. 1913
На протяжении всего стихотворения стихи соотносятся с целой серией явлений, например с «брызгами из фонтана». При помощи какого тропа это делает автор?
Каким стихотворным размером написано стихотворение?
В каждой из трёх строф стихотворения одна из строчек начинается словосочетанием «моим стихам». Как называется такой синтаксический приём?
Какой тип рифмовки использован в стихотворении?
В третьем и четвёртом стихах первой строфы четырежды повторяется согласный «р». Как называется этот приём звукописи?
Всё стихотворение представляет собой развёрнутое высказывание лирической героини. Каким термином обозначается этот тип речи?
С4. Кто из русских поэтов, подобно М. Цветаевой, уже в ранних стихах заявляет о собственной исключительности?
Варианты заданий СЗ
A)
Какие образные средства использует Цветаева,
характеризуя свои «нечитанные» стихи?
Б) В чём смысл сравнения никому не известных стихов с драгоценными винами?
B) Почему Цветаева называет себя «поэтом», а не
«поэтессой»?
Варианты заданий С4
А) В каких произведениях русских поэтов утверждается идея «нетленности» поэтических ценностей?
Б) В творчестве каких поэтов лирический герой примеряет на себя маску «демонического» персонажа?
Задания С5
Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
В стихах к Блоку Цветаева создала выразительный словесный портрет своего поэта-современника. Какими средствами в лирике Цветаевой создаётся автобиографический портрет?
Цветаева заявляет о неподвластности поэтической души разуму, но утверждает эту позицию вполне рационально. Как соотносятся в её творчестве «сознательное» и «бессознательное»?
Как соотносятся в поэтическом мире Цветаевой категории жизни и творчества?
Какими поэтическими приёмами и пунктуационно-синтаксическими средствами в лирике Цветаевой поддерживается высокое эмоциональное напряжение?
Одной из ярких характеристик человека является его имя. Как истолкованы в лирике Цветаевой имена поэтов и её собственное имя?
СЗ. Главный лейтмотив стихотворения, его эмоциональный импульс - острое переживание непризнанности, чувство отчаяния от того, что поэзия оказывается невостребованной. С другой стороны, звучит лирическая дерзость и смелость в утверждении собственной избранности и убеждённость в своей исключительности. Называя себя «поэтом» (а не «поэтессой»), Цветаева ставит себя в один ряд с великими поэтами прошлого. Серия образных иносказаний, подбираемых. Цветаевой к своим стихам, - «как брызги», «как черти», - содержит семантику неожиданности, праздничности и намеренного отступления ОТ канона. Последнее сравнение с «драгоценными винами», которые, как известно, чем старше, тем ценнее, выражает убеждённость Цветаевой в собственном великом поэтическом будущем.
С4. Акцент на собственной исключительности и избранности - общеродовая примета романтической (и наследующей ей модернисткой) поэзии. В русской поэзии подобная позиция была свойственна, например, М. Ю. Лермонтову («Нет, я не Байрон, я другой / Ещё неведомый избранник...»). Максималистские притязания на абсолютную новизну и исключительность с особой силой выразились в ранней поэзии В. Маяковского. Так, например, в поэме «Облако в штанах» он утверждал, что в будущем «именами» его стихов «будут детей крестить»; называл себя «златоустейшим», «чьё каждое слово душу новородит, именинит тело». Крайние, граничащие с пародией, примеры утверждения собственной исключительности можно найти в поэзии К. Бальмонта и И. Северянина. Первый из них писал: «Предо мной все другие поэты - предтечи»; второй с апломбом утверждал: «Я гений - Игорь Северянин».
С5.1. В стихах о Блоке представления о личности поэта формируются не на основе называния примет его внешности, а на основе образных ассоциаций, связанных со звучанием его фамилии. Это и «птица в руке», и «льдинка на языке», и «лёгкое щёлканье ночных копыт», и целая серия других ярких метафор. В поэте Цветаевой важнее всего музыка и чудо образных превращений стихов. Иными словами, портрет для Цветаевой - это зарисовка творческого сознания, своеобразный миф о поэте. Подобным образом Цветаева создаёт и собственный автопортрет. Ключевые категории, в которых она мыслит о себе, - это категории чуда, стихийности, безмерности, беспощадной искренности. Один из компонентов авторского мифа - образ чудо ребёнка, который создаёт стихи интуитивно, ещё не понимая, что он «поэт». Способность смотреть на мир глазами ребёнка Цветаева сохранила на всю жизнь, её лирической героине присущи и детская ранимость, и тотальная незащищённость, и умение радоваться чудесному. Ещё одна важная черта авторской самооценки - убеждённость в особого рода даре пред-видения, которым она наделена. Не случайно в зрелой лирике одной из авторских масок станет маска пророчицы Сибиллы. Отношения между поэтом и другими людьми заведомо конфликтны, потому что люди принадлежат конкретному столетию, а поэт надмирен («А я - до всякого столетья!»). Отсюда ощущение себя «пленным львом», «камчатским медведем без льдины». Одним из самых «автопортретных» стихотворений Цветаевой можно считать «Кто создан из камня, кто создан из глины...». Лирическая героиня лишена здесь каких-либо внешних портретных характеристик, её облик создаётся историческими и мифопоэтическими ассоциациями: «Мне дело - измена, мне имя - Марина, /Я- бренная пена морская». Толкование имени проходит несколько степеней: от «морской» (буквальное значение имени) - к крещённой «в морской купели» и «воскресающей» в каждой волне, что ассоциативно связано с образом Афродиты. Попутно используется ассоциация с «изменницей» Мариной Мнишек, когда-то ставшей московской царицей. Таким образом, поэт соотносит себя и с царствующей особой, и с богиней красоты, тем самым утверждая свой исключительный и «божественный» статус. (293 слова.)
^ Художественный мир поэта
В 1934 году была опубликована одна из программных статей М. И. Цветаевой «Поэты с историей и поэты без истории». В этой работе она делит всех художников слова на две категории. К первой относятся поэты «стрелы», т. е. мысли и развития, отражающие изменения мира и изменяющиеся с движением времени, - это «поэты с историей». Вторая категория творцов - «чистые лирики», поэты чувства, «круга» - это «поэты без истории». К последним она относила себя и многих любимых своих современников, в первую очередь - Пастернака.
Одна из особенностей «поэтов круга», по мнению Цветаевой, - лирическая погруженность в себя и, соответственно, отстраненность и от реальной жизни, и от исторических событий. Истинные лирики, считает она, замкнуты на себе и потому «не развиваются»: «Чистая лирика живет чувствами. Чувства всегда - одни. У чувства нет развития, нет логики. Они непоследовательны. Они даны нам сразу все, все чувства, которые когда-либо нам суждено будет испытать; они, подобно пламени факела, отродясь втиснуты в нашу грудь».
Удивительная личностная наполненность, глубина чувств и сила воображения позволяли М. И. Цветаевой на протяжении всей жизни - а для нее характерно романтическое ощущение единства жизни и творчества - черпать поэтическое вдохновение из безграничной, непредсказуемой и в то же время постоянной, как море, собственной души. Иными словами, от рождения до смерти, от первых стихотворных строчек до последнего вздоха она оставалась, если следовать ее собственному определению, «чистым лириком».
Одна из главных черт этого «чистого лирика» - самодостаточность, творческий индивидуализм и даже эгоцентризм. Индивидуализм и эгоцентризм в ее случае - не синонимы эгоизма; они проявляются в постоянном ощущении собственной непохожести на других, обособленности своего бытия в мире иных - нетворческих - людей, в мире быта. В ранних стихах это отъединенность гениального ребенка-поэта, знающего свою правду, от мира взрослых:
Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они!
(«В зале», 1908-1910)
В юности - обособленность «безмерной» души в опошленном «мире мер». Это первый шаг к творческому
И житейскому антагонизму между «я» и «они» (или «вы»), между лирической героиней и всем миром:
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам,-
Сколько жизни, растраченной даром... ..
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой...
{«Вы, идущие мимо меня...», 1913)
Раннее осознание противостояния поэта и «всего остального мира» сказалось в творчестве молодой Цветаевой в использовании излюбленного приема контраста. Это контраст вечного и сиюминутного, бытия и быта: чужие («не мои») чары «сомнительны», ибо они - чужие, следовательно, «мои» чары - истинные. Это прямолинейное противопоставление осложняется тем, что дополняется контрастом тьмы и света («темная и грозная тоска» - «светловолосая голова»), причем источником противоречий и носителем контраста оказывается сама героиня.
Своеобразие цветаевской позиции - ив том, что ее лирическая героиня всегда абсолютно тождественна личности поэта: Цветаева ратовала за предельную искренность поэзии, поэтому любое «я» стихотворений
Должно, по ее мнению, полновесно представительствовать за биографическое «я», с его настроениями, чувствами и цельным мироощущением.
Поэзия Цветаевой - прежде всего вызов миру. О любви к мужу она скажет в раннем стихотворении: «Я с вы зовом ношу его кольцо!»; размышляя о бренности земной жизни и земных страстей, пылко заявит: «Я знаю правду! Все прежние правды - ложь!»; в цикле «Стихи о Москве» представит себя умершей и противопоставит миру живых, хоронящих ее:
По улицам оставленной Москвы
Поеду - я, и побредете - вы.
И не один дорогою отстанет,
И первый ком о крышку гроба грянет,-
И наконец-то будет разрешен
Себялюбивый, одинокий сон.
(«Настанет день, - печальный, говорят!..», 1916)
В стихах эмигрантских лет цветаевское противостояние миру и ее программный индивидуализм получают уже более конкретное обоснование: в эпоху испытаний и соблазнов поэт видит себя в числе немногих, сохранивших прямой путь чести и мужества, предельной искренности и неподкупности:
Некоторым, без кривизн,-
Дорого дается жизнь.
(«Некоторым - не закон...», 1922)
Трагедия потери родины выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой в противопоставление себя - русской - всему нерусскому и потому чуждому. Индивидуальное «я» становится здесь частью единого русского «мы», узнаваемого «по не в меру большим сердцам». В этом «мы» проступает богатство цветаевского «я», которому «скучным и некрасивым» кажется «ваш Париж» по сравнению с русской памятью:
Россия моя, Россия, Зачем так ярко горишь?
(«Лучина», 1931)
Но главное противостояние в мире Цветаевой - это её противостояние поэта и черни, творца и мещанина. Цветаева утверждает право творца на свой собственный мир, право на творчество. Подчеркивая вечность противостояния, она обращается к истории, мифу, преданию, наполняя их собственными чувствами и собственным мироощущением. Вспомним, что лирическая героиня Марины Цветаевой всегда равна ее личности, поэтому многие сюжеты мировой культуры, вошедшие в её поэзию, становятся иллюстрациями к ее лирическим размышлениям, а герои мировой истории и культуры -сродством воплощения индивидуального «я».
Так рождается поэма «Крысолов», в основе сюжета которой лежит немецкое предание, под пером поэта помучившее иную трактовку - борьбы творчества и мещанства. Так в стихах появляется образ Орфея, разорванного вакханками, - усиливается мотив трагической участи поэта, его несовместимости с реальным миром, обреченности творца в «мире мер». Себя Цветаева осознает «собеседницей и наследницей» трагических певцов:
Крово-серебряный, серебро-Кровавый след двойной лия, Вдоль обмирающего Гебра - Брат нежный мой! Сестра моя! («Орфей», 1921)
Для поэзии Цветаевой характерен широкий эмоциональный диапазон. О. Мандельштам в «Разговоре о Данте» цитировал цветаевское выражение «уступчивость речи русской», возводя этимологию слова «уступчивость» к «уступу». Действительно, поэзия Цветаевой строится на контрасте используемой разговорной или фольклорной речевой стихии (ее поэма «Переулочки», например, целиком построена на мелодике заговора) и усложненной лексики. Подобный контраст усиливает индивидуальный эмоциональный настрой каждого стихотворения. Усложнение лексики достигается включением редко употребляемых, часто устаревших слов или форм слова, вызывающих в памяти «высокий штиль» прошлого. В ее стихах встречаются, например, слова «уста»,
«очи», «лик», «нереида», «лазурь» и т. п.. Контраст бытовой ситуации и обыденной лексики с «высоким штилем» усиливает торжественность и патетичность цветаевского слога.
Лексический контраст нередко достигается употреблением иноязычных слов и выражений, рифмующих. с русскими словами:
О-де-ко-лонов Семейных, швейных Счастий (kleinwenig!) Взят ли кофейник?.. {«Поезд жизни», 1923)
Для Цветаевой характерны также неожиданные он ре деления и эмоционально-экспрессивные эпитеты. В од ном только «Орфее» - «отступающая даль», «крово-се ребряный, серебро-кровавый след двойной», «осиянные останки». Эмоциональный накал стихотворения поим шается инверсиями («брат нежный мой», «ход замедлялся головы»), патетическими обращениями и восклицаниями:
И лира уверяла: - мира!
А губы повторяли: - жаль!
Но лира уверяла: - мимо!
А губы ей вослед: - увы! ...Волна соленая, - ответь!
Вообще в поэзии Цветаевой оживают традиции позднего романтизма с присущими ему приемами поэтической риторики. В «Орфее» риторика усиливает скорбно-торжественное и гневное настроение поэта.
Правда, риторическая величавость, обычно сопровождающаяся смысловой определенностью, не делает ее лирику семантически ясной , прозрачной. Доминирующее личностное начало цветаевской поэзии нередко изменяет семантику общепринятых выражений, придавая им новые смысловые оттенки. В «Орфее» мы встретимся с неожиданным олицетворением «Вдоль обмирающего Гебра». Гебр - река, на берегах которой, согласно мифо-
Логическому преданию, погиб Орфей, - в стихотворении принимает на себя часть эмоционального состояния шпора и «обмирает», подобно горюющему человеку. 06-рнз «волны соленой» в последнем четверостишии также приобретает дополнительную «горестную» эмоциональную окраску по аналогии с соленой слезой. Личностная доминанта проявляется и в использовании лексических средств: Цветаева нередко создает своеобразные окказионализмы - новые слова и выражения для решения одной конкретной художественной задачи. В основе таких образов - общеупотребительные нейтральные слова («В даль-зыблющимся изголовьем// Сдвигаемые, как венцом...»).
Выразительность стихотворения достигается при помощи эллипсиса (эллипсис - пропуск, умолчание). Цветаевская «оборванная фраза», не завершенная формально мыслью, заставляет читателя замереть на высоте эмоциональной кульминации:
Так, лестницею, нисходящей Речною - в колыбель зыбей,
Так, к острову тому, где слаще, Чем где-либо - лжет соловей...
И далее - контрастный обрыв настроений: скорбно-торжественная тональность картины, «осиянных останков», уплывающих «вдоль обмирающего Гебра», сменяется горечью и гневной иронией по отношению к миру обыденности, в котором никому нет дела до гибели певца:
Где осиянные останки? Волна соленая, - ответь! Отличительная особенность цветаевской лирики - неповторимая поэтическая интонация, создаваемая искусным использованием пауз, дроблением лирического потока на выразительные самостоятельные отрезки, варьированием темпа и громкости речи. Интонация у Цветаевой часто находит отчетливое графическое воплощение. Так, поэтесса любит с помощью многочисленных тире выделять эмоционально и семантически значимые
Слова и выражения, часто прибегает к восклицательным и вопросительным знакам. Паузы передаются с но мощью многочисленных многоточий и точки с запятой Кроме того, выделению ключевых слов способствую! «неправильные» с точки зрения традиции переносы, которые нередко дробят слова и фразы, усиливая и без того напряженную эмоциональность:
Крово-серебряный, серебро-Кровавый след двойной лия...
Как видим, образы, символы и понятия приобретают в стихах Цветаевой достаточно специфическую окраску. Эта нетрадиционная семантика распознается читателями как неповторимо «цветаевская», как знак ее художественного мира.
То же самое во многом можно отнести и к цветовой символике. Цветаева любит контрастные тона: серебро и огонь особенно близки ее бунтующей лирической героине. Огненные цвета - атрибут многих ее образов: это и горящая кисть рябины, и золото волос, и румянец и т. д. Нередко в ее стихах противостоят друг другу свет и тьма, день и ночь, черное и белое. Краски Марины Цветаевой отличаются смысловой насыщенностью. Так, ночь и черный цвет - это и традиционный атрибут смерти, и знак глубокой внутренней сосредоточенности, ощущение себя наедине с миром и мирозданием («Бессонница»). Черный цвет может служить знаком неприятия мира, погубившего поэта. Так, в стихотворении 1916 года она подчеркивает трагическую непримиримость поэта и черни, будто предугадывая смерть Блока:
Думали - человек!
И умереть заставили. Умер теперь. Навек.
Плачьте о мертвом ангеле! ...Черный читает чтец,
Топчутся люди праздные...
Мертвый лежит певец
И воскресенье празднует.
Поэт, «светоносное солнце», убит бытом, миром обыденности, поставившим ему только «три восковых свечи». Образу Поэта в цветаевских стихах всегда соответст-иуют «крылатые» символы: орел или орленок, серафим (Мандельштам); лебедь, ангел (Блок). Себя Цветаева тоже постоянно видит «крылатой»: ее душа - «летчица», она «в полете // Своем - непрестанно разбита».
Поэтический дар, по мнению Цветаевой, делает человека крылатым, возносит его над житейской суетой, над временем и пространством, наделяет божественной властью над умами и душами. Согласно Цветаевой, боги говорят устами поэтов, возводя их в вечность. Но тот же поэтический дар и отбирает очень многое: отбирает у богоизбранного человека его реальную земную жизнь, делает невозможными для него простые радости быта. Гармония с миром для поэта изначально невозможна:
Безжалостно и лаконично формулирует Цветаева в стихотворении 1935 года «Есть счастливцы...».
Примирение поэта с миром возможно только в случае его отказа от поэтического дара, от своей «особости». Поэтому Цветаева с юности бунтует против обыденного мира, против беспамятности, серости и смерти:
Как растаявший снег и свечу? Быть в грядущем лишь горсточкой пыли Под могильным крестом? Не хочу! («Литературным прокурорам», 1911 - 1912) В своем бунте поэта против черни, в утверждении себя поэтом Цветаева бросает вызов даже смерти. Она создает воображаемую картину выбора - и предпочитает покаянию и прощению долю отвергнутого миром и отвергающего мир поэта:
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез... -
Я и в предсмертной икоте останусь поэтом! («Знаю, умру на заре/..», 1920)
Осмысляя свое место в русской поэзии, Цветаева отнюдь не принижает собственных заслуг. Так, она естественно считает себя «правнучкой» и «товаркой» Пушкина, если не равновеликой ему, то стоящей в том же поэтическом ряду:
Вся его наука,-
Мощь. Светло - гляжу: Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.
(Цикл «Стихи к Пушкину», 1931)
Свое родство с Пушкиным Цветаева видит и в подходи к сути творческого процесса. Поэт, по ее мнению, - всегда работник, созидатель нового, в этом отношении она сравнивает Пушкина с Петром Первым, себя тоже видит труженицей.
Но при всей близости к Пушкину, увиденному, конечно, по-цветаевски субъективно, при «пушкинском» под ходе к теме смерти и творчества - Цветаева остается самобытной. Там, где у Пушкина светлая гармония мудрости и понимания, у нее - трагический разлад, надрыв, бунт. Пушкинские «покой и воля» - за пределами ее художественного мира. Цветаевский разлад проистекает из противоречия между любовью к жизни, отрицанием смерти и одновременным стремлением к небытию. Собственная смерть - одна из постоянных тем ее творчества («Молитва», «О, сколько их упало в эту бездну...», «Идешь, на меня похожий...», «Настанет день, - печальный, говорят...», «Еще и еще - песни...», «Что, Муза моя? Жива ли еще?-..», «Стол» и т. д.). Ее любимые образы - Орфей и Офелия, ставшие в стихах символами песни и смерти:
Так - небескорыстною Жертвою миру: Офелия - листья,
Орфей - свою лиру...
(«По набережным, где серые деревья...», 1923)
Творчестве Цветаевой есть интересная черта: часто Крупные темы выливаются в стихотворения-миниатюры, представляющие собой своеобразную квинтэссенцию ос чувств и лирических размышлений. Таким стихотворением можно назвать «Вскрыла жилы: неостановимо...» (1934), в котором слились и сравнение творческого акта
Самоубийством, и мотив вечного конфликта художника с не понимающим его «плоским» миром. В этой же миниатюре - осознание вечного круговорота бытия - смерть, питающая землю, - из которой растет тростник, - питает будущую жизнь, подобно тому, как каждый «пролитый» стих питает творчество настоящего и будущего. Кроме того, миниатюра раскрывает также цветаевскую идею «сосуществования» времен (прошлого и будущего) - в настоящем, идею творения во имя будущего, часто - мимо настоящего, вопреки сегодняшнему i непониманию («через край - и мимо»). Даже цветаевская страстность передана здесь, но не через дробление фразы, а с помощью повторов, придающих эмоциональный накал действию - «выхлесту» жизни и стиха («неостановимо», «невосстановимо» и т.д.). Причем одни и те же слова, относящиеся и к жизни, и к стиху, подчеркивают неразрывность жизни, творчества и смерти художника, всегда живущего на последнем вздохе. Эмоциональное напряжение достигается и графическими средствами - выделением ключевых слов с помощью знаков препинания:
Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет - мелкой, Миска - плоской. Через край - и мимо - В землю черную, питать тростник. Невозвратно, неостановимо, Невосстановимо хлещет стих.
Одно из наиболее характерных состояний Цветаевой поэта - состояние абсолютного одиночества. Оно им звано постоянным противостоянием с миром , а также характерным для Цветаевой внутренним конфликтом между бытом и бытием.
Этот конфликт пронизывает все ее творчество и приоб- ретает самые разные оттенки: это несовместимость небес ного и земного, ада и рая, демонического и ангельского начал в человеке; высокого избранничества поэта с его мирским существованием. И в центре этого конфликта сама Марина Цветаева, совмещающая в себе и демонизм, и ангельское начало. Порой она видит разрешение конфликта в собственной смерти: у «новопреставленной боярыни Марины» сквозь повседневное лицо «проступит лик». В 1925 году Цветаева раскрывает суть вечного своего внутреннего противоборства:
Жив, а не умер
Демон во мне!
В теле - как в трюме,
В себе - как в тюрьме.
В теле - как в тайне,
В висках - как в тисках
Маски железной.
(«Жив, а не умер...»)
Вечный цветаевский конфликт бытового с бытийным не мог не породить романтического двоемирия в ее поэзии. Цветаева не любила свою эпоху, часто искала душевную гармонию в обращении к прошлому: «Томных прабабушек слава, // Домики старой Москвы» противостоят в ее мире современным «уродам в пять этажей», а XX веку, в котором Цветаевой было трудно, - романтическое прошлое XVII-XVIII веков. Так приходят в ее художественный мир Казанова (драма «Феникс»), Кавалер де Грие и Дон Жуан, которым она, каждому на свой лад, признается в личной любви. XIX век представляют герои Отечественной войны 1812 года; Смутное время русской истории воплощено в образах Лжедмитрия и Марины Мнишек; об античности, средних веках и Ренессансе напоминают Федра, Орфеи, Орлеанская дева, герои «Гамлета» и т. д. Цветаева утверждает в своих стихах идеал мужского рыцарства, отсюда ее стремление к героическим и страдающим натурам, отсюда и увлечение романтическими художественными деталями. Частыми атрибутами ее произведений становятся меч (шпага, кинжал, клинок) и плащ. !)то многомерные художественные образы, ставшие знаками рыцарства, чести и мужества. Меч приобретает дополнительное значение единства противоположностей (двуострота клинка): любви и ненависти, связанности и разрозненности в рамках единой лирической ситуации:
Двусторонний клинок - рознит?
Он же сводит! Прорвав плащ!
Так своди же нас, страж грозный,
Рана в рану и хрящ в хрящ!
(«Клинок», 1923)
Плащ - неизменный атрибут высокого ученичества и служения, любви и преданности, плащ - своеобразное лирическое «пространство дома», защищающее «от всех обид, от всей земной обиды», плащ - это верное сердце и воинственность (цикл «Ученик», 1921).
Одиночество лирической героини Цветаевой раскрывается по-разному. Это одиночество несбывшейся любви или дружбы, одиночество поэта, противостоящего миру. Исполнена символической значительности в поэзии Цветаевой лирическая ситуация сиротства (циклы «Ученик», «Деревья», «Стихи к сироте» и др.).
В понимании одиночества творца Цветаева следует традиции Баратынского, обращавшегося к «читателю в потомстве». Но - ив этом своеобразие Цветаевой - позиция крайнего индивидуализма и погруженности в себя лишили ее «друга в поколеньи». Земная дружба не могла растопить ее одиночества. В стихотворении «Роландов рог» (1921) она дает себе выразительную характеристику: «Одна из всех - за всех - противу всех!» Свой зов она адресует потомкам, читателям будущего.
«России меня научила революция», - скажет зрели и Цветаева. Россия всегда была в ее крови - с ее историей, бунтующими героинями, цыганами, церквями и Москвой. Вдали от родины Цветаева пишет многие из своих наиболее русских вещей: поэмы, основанные на фольклорном материале и стилистике народной песенной речи («Переулочки», «Молодец»); многочисленные стихотворения, прозаические сочинения («Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев», «Наталья Гончарова. Жизнь и творчество»). Русскость Цветаевой приобретает в эмиграции трагическое звучание потери родины, сиротства: «По трущобам земных широт // Рассовали нас, как сирот». Отлучение от родины, по Цветаевой, для русского смертельно: «Доктора узнают нас в морге // По не в меру большим сердцам».
Трагизм цветаевской тоски по России усиливается и тем, что тоскует поэт опять-таки по несбывшемуся, ибо «Той России - нету, // Как и той меня». Знаком той - цветаевской - России в поздней лирике остается любимая с юности рябина - последнее спасение в чужом мире:
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина...
(«Тоска по родине/», 1934)
С детства Марина Цветаева мечтала о яркой, наполненной жизни. Она признается в «Молитве» (1909):
Я жажду сразу - всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой...
От этой юношеской жажды полноты бытия ее героиня будет принимать самые различные облики: бунтарки, страдалицы, цыганки, странницы, женщины, стремящейся к уютному семейному счастью.
Все ее произведения предельно лиричны, будь то собственно лирические жанры, поэмы или жанры письма, эссе, статьи. Все подчинено личному, субъективному началу. Эссе о Пушкине она дала «лирическое» название - «Мой Пушкин» - и передала в нем подчеркнуто личное гное видение и понимание великого поэта и его произведений. Стилистика статей Цветаевой близка поэзии ориентацией на эмоционально-экспрессивную разговорную речь. Даже пунктуация цветаевской прозы любого жанра совершенно субъективна.
Статьи Цветаевой - самое достоверное свидетельство своеобразия ее художественного мира. В программной статье «Поэты с историей и поэты без истории», о которой уже шла речь, Цветаева размышляет: «Сама лирика, при всей своей обреченности на самое себя, неисчерпаема. (Может быть, лучшая формула лирики и лирической сущности: обреченность на неисчерпаемость!) Чем больше черпаешь, тем больше остается. Потому-то она никогда не исчезает. Потому-то мы с такой жадностью бросаемся на каждого нового лирика: а вдруг душа, и тем утолить нашу? Словно все они опаивают нас горькой, соленой, зеленой морской водой, а мы каждый раз не верим, что это - питьевая вода. А она снова - горькая! (Не забудем, что структура моря, структура крови и структура лирики - одна и та же.)»
«Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России, - пишет Марина Цветаева в статье «Поэт и время». - Эмигрант Царства Небесного и земного рая природы. На поэте - на всех людях искусства - но на поэте больше всего - особая печать неуюта, по которой даже в его собственном доме - узнаешь поэта. Эмигрант из Бессмертья в время, невозвращенец в свое небо».
Вся лирика Цветаевой по сути - лирика внутренней эмиграции от мира, от жизни и от себя. В XX веке она ощущала себя неуютно, ее манили эпохи романтического прошлого, а в период эмиграции - дореволюционная Россия. Эмигрант для нее - «Заблудившийся между грыж и глыб// Бог в блудилище»; его определение сближается с определением поэта:
Лишний! Вышний! Выходец! Вызов! Ввысь
Не отвыкший... Виселиц
Не принявший... В рвани валют и виз
Веги - выходец.
(«Эмигрант», 1923)
В связи с этим особого внимания заслуживает отношение Цветаевой к самой категории времени. В стихотворении 1923 года «Хвала времени» она утверждает, что «мимо родилась// Времени!» - время ее «обманывает», «обмеривает», «роняет», поэт за временем «не поспевает». Действительно, Цветаевой неуютно в современности, «время ее души» - это всегда недостижимые и безвозвратно ушедшие эпохи прошлого. Когда же эпоха становится прошлой, она обретает в душе и лирике Цветаевой черты идеала. Так было с дореволюционной Россией, которая в эмигрантскую пору стала для нее не только утерянной любимой родиной, но и «эпохой души» («Тоска по родине», «Дом», «Лучина», «Наяда», «Плач матери по новобранцу» и т. д., «русские» поэмы - «Молодец», «Переулочки», «Царь-Девица»).
О восприятии поэтом времени Цветаева написала в статье «Поэт и время». Цветаева считает современными не поэтов «социального заказа», а тех, кто, даже не принимая современности (ибо каждый имеет право на собственное «время души», на любимую, внутренне близкую эпоху), пытается ее «гуманизировать», бороться с ее пороками.
В то же время каждый поэт, по ее мнению, сопричастен вечности, ибо гуманизирует настоящее, творит для будущего («читателя в потомстве») и впитывает опыт мировой культурной традиции. «Всякая современность в настоящем - сосуществование времен, концы и начала, живой узел - который только разрубить», - размышляет Цветаева. Цветаевой присуще обостренное восприятие конфликта между временем и вечностью. Под «временем» она понимает сиюминутность , преходящую и проходящую современность. Символы же вечности и бессмертия в ее творчестве - вечно земная природа и неземные миры: небо (ночь, день), море и деревья.
Творчество Марины Цветаевой выдающееся и самобытное явление как культуры серебряного века, так и всей истории русской литературы. Она принесла в рус-
" скую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.
Почти не затронув трагической истории XX века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, живущего, по словам О. Мандельштама, в «огромное и жестоковыйное столетие».
^ МАРИНА ЦВЕТАЕВА
ЛИРИКА
Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно - Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой, Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной - непременно -
В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведем без льдины ^ Где не ужиться (и не тщусь!).
Где унижаться - мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным. Мне безразлично, на каком Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен...) Двадцатого столетья - он,
А я - до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи,
Мне все равны, мне всё - равно, И, может быть, всего равнее -
Роднее бывшее - всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты - как рукой сняло: Душа, родившаяся - где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей - поперек! Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст , И всё - равно, и всё - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина... 1934
Последнее предложение первой строфы не укладывается м строку и занимает часть следующей (второй) строфы. Как называется, этот прием (несовладение смыслового и ритмического строения стро ки или строфы)?
Найдите в тексте местоименное наречие, выступающее в функции анафоры.
Определите стихотворный размер, использованный в произ -ведении.
Как называется прием намеренного изменения обычного порядка слов с целью усиления выразительности речи («каких среди /лиц...»)?
Какой тип иносказания (троп) использован в образе «роди мого пятна души»?
С2. В каких произведениях русских поэтов патриотическое чувство автора полемически противопоставляется традиционным представлениям о любви к родине?
С5. Почему, на ваш взгляд, в лирике Цветаевой столь важен мотив уникальности, неповторимости ее лирической героини?
Для лирики М.И. Цветаевой характерны несколько основных тем.
Главной темой стихотворений первого сборника стала тема детства. Поэт, сама почти ещё ребёнок, создаёт произведения, которые звучат как стилизация под «детские» стихи. Их герои и ситуации из реальной жизни, но сны и реальность в них - нераздельны:
Владенья наши царственно-богаты, Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе - феи, добрые соседки,
Владенья наши делит тёмный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки Белеет облачко в выси небес.
^ Наши царства
Лирическая героиня Марины Цветаевой удивительно жизнелюбива. Жизнь для неё - дар Бога, и ценность жизни неизмерима: «Ты Сам мне подал - слишком много! / Я жажду сразу - всех дорог!» («Молитва», 1909) - поэтому каждый день должен быть наполнен, насыщен.
Но при этом в творчестве Цветаевой часто возникает тема смерти, размышления об уходе из жизни. В одном из очерков она писала: «Нет этой стены: живой - мёртвый, был - есть». Размышления об этом содержатся и в стихотворении «Идёшь, на меня похожий...» (1913). Лирической героине важно, чтобы «прохожий» не был безучастен к умершей, чтобы он задумался о том, что она тоже была , но задумался без уныния и скорби.
Связь между двумя мирами, между «там - здесь» не должна быть пугающей. Эта тема развивается в творчестве Цветаевой и дальнейшем.
В 1911 году Цветаева приезжает в Коктебель к Максимилиану Волошину - с первой встречи началась их дружба. В доме Волошина Цветаева познакомилась со своим будущим мужем, Сергеем Яковлевичем Эфроном. Знакомство их было романтичным: они встретились на морском берегу, и Марина загадала: «Если он сейчас найдёт и подарит мне сердолик, то он станет моим мужем». Юноша протянул ей на ладони крупный розовый камень...
Сергей Эфрон и Марина Цветаева обвенчались 27 января 1912 года. В феврале вышла вторая книга стихов Цветаевой «Волшебный фонарь». Тогда же они отправились в свадебное путешествие по Италии, Франции, Германии. Осенью того же года родилась дочь Ариадна.
В феврале 1913 года появился третий сборник «Из двух книг». Поэтесса работала также над книгой «Юношеские стихи», включающей поэзию 1913-1915 годов, но она издана не будет.
(Годы войны и революции. 1914 -1916 годы были для Цветаевой очень плодотворными. Она много писала, печаталась в журналах, выступала на поэтических вечерах, познакомилась с М. Кузминым, О. Мандельштамом. Её имя становится известным.
Осенью 1914 года семья Цветаевой после долгих поисков подходящего жилья переехала в «волшебный дом» в Борисоглебском переулке. Дочь поэтессы Ариадна вспоминала: «Дом, в котором проходили мамины молодые и мои детские годы, уцелел и поныне. Это - двухэтажный с улицы и трехэтажный со двора старый дом номер 6 по Борисоглебскому переулку, недалеко от Арбата, от бывшей Поварской и бывшей Собачьей площадки. Тогда напротив дома росли два дерева - мама посвятила им стихи "Два дерева хотят друг к другу" - теперь осталось одно, осиротевшее. В квартиру № 5 этого дома мы переехали из Замоскворечья, где я родилась. Квартира была настоящая старинная московская, неудобная, путаная, нескладная, полутораэтажная и очень уютная».
В 1915 году С. Эфрон ушёл на фронт братом милосердия и, получив в 1917 году офицерский чин, оказался в запасном полку в Москве. В апреле 1917 года родилась дочь Ирина. Октябрьская революция была воспринята Цветаевой как непоправимая катастрофа. В 1918 году Эфрон отправился на Дон, где
формировалась Добровольческая армия. Тогда Цветаева видела мужа в последний раз перед четырёхлетней разлукой.
На кортике своём: Марина - Ты начертал, встав за Отчизну. Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.
«На кортике своём: Марина...», 1918
Весной - летом 1918 года Цветаева написала несколько лирических стихотворений, которые (как и предыдущее) вошли затем в книгу «Лебединый стан». Боль за страну, за трагическую судьбу Белого движения пронизывает эти стихотворения.
За Отрока - за Голубя - за Сына,
За царевича младого Алексия!
Помолись, церковная Россия!
Грех отцовский не карай на сыне.
Сохрани, крестьянская Россия,
Царскосельского ягнёнка - Алексия!
«За Отрока - за Голубя - за Сына...», 1917
Марина Цветаева жила в Москве, не имея никаких доходов. Детей пришлось отдать в Кунцевский детский приют, так как дома кормить их было нечем. В приюте дети голодали и болели. В феврале 1920 года от недоедания скончалась младшая Ирина. Тяжелобольную Ариадну Цветаева забрала домой.
Среди голода и неустроенности Цветаева сама вела хозяйство и при этом много писала: были созданы стихи, поэма «На Красном Коне» (1921), поэма-сказка «Царь-Девица», пьесы, дневники, письма.
В эти годы в её творчестве появляются новые темы, она пишет стихотворения, которые будут включаться в сборники и антологии. Стихотворения 1916 года вошли в сборник «Вёрсты», который долго пролежал в издательстве и был издан лишь в 1922 году, а годом раньше вышел сборник «Вёрсты 2», который составили произведения 1917-1920 годов.
В «Вёрстах» Цветаева объединяет стихотворения в циклы по тематике («Стихи о Москве») или по адресату (обращенные к Блоку, Ахматовой).
«Никто ничего не отнял!…» Марина Цветаева
О. Э. Мандельштаму
Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас - через сотни
Разъединяющих верст.На страшный полет крещу Вас:
Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь,
Юный ли взгляд мой тяжел?Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас - через сотни
Разъединяющих лет.
Анализ стихотворения Цветаевой «Никто ничего не отнял!…»
Первая встреча Цветаевой и состоялась в 1915 году в Коктебеле. Тесно общаться они стали несколько позже - в начале 1916-го, когда поэтесса приехала в Петербург. Жажда проводить время вместе у молодых людей была настолько сильной, что Осип Эмильевич последовал в Первопрестольную вслед за Мариной Ивановной. В течение следующих шести месяцев он регулярно навещал Цветаеву. Летом Мандельштам фактически сбежал в Крым, не желая более искать свиданий с поэтессой. Впоследствии им приходилось пересекаться, но во встречах этих не было трепета, взаимного восхищения, влюбленности, как в период с февраля по июнь 1916 года. К тому времени относятся стихотворения, которые литераторы посвятили друг другу: три произведения Мандельштама и десять - цветаевских.
Именно Осипу Эмильевичу адресовано знаменитое «Никто ничего не отнял!..». В нем лирическая героиня уверена в невероятной силе настоящих чувств. Истинная любовь дает человеку возможность преодолеть все преграды, среди которых - расстояние в сотни верст, в сотни лет. Полное погружение в стихию чувств - важнейшая черта личности лирической героини. Ей необходимо буйство страстей, тогда и разлука будет нипочем. В стихотворении Цветаева называет Мандельштама «молодым Державиным». Спустя много лет она немного пояснит это сравнение в статье «Поэт-альпинист», посвященной практически забытому сейчас Николаю Гронскому. По мнению Марины Ивановны, «у Мандельштама Державин именно - традиция, словесная и даже словарная». То есть Осип Эмильевич пишет как Гавриил Романович, но не дышит его воздухом.
«Никто ничего не отнял!..» - произведение необыкновенно музыкальное, что вообще характерно для творчества Цветаевой. Сама поэтесса свои стихотворения сравнивала с песнями. Как-то раз она сказала короткую, но очень точную фразу: «Пастернак в стихах видит, а я слышу». Великий композитор Сергей Прокофьев в поэзии Марины Ивановны отмечал присутствие пульсирования ритма, ускоренного биения крови. Кроме того, стиль Цветаевой - воплощение в словах экзальтации, экстаза, надрыва. Поэтому в стихотворении «Никто ничего не отнял!..» - обилие восклицательных знаков и тире. Строки получаются энергичными, экспрессивными. Тем не менее, произведение выходит очень женским. Особенно ярко это выражено в заключительной строфе:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас - через сотни
Разъединяющих лет.
О. Э. Мандельштаму
Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас - через сотни
Разъединяющих верст.
На страшный полет крещу Вас:
Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь,
Юный ли взгляд мой тяжел?
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас - через сотни
Разъединяющих лет.
Анализ стихотворения «Никто ничего не отнял» Цветаевой
Знаменитое стихотворение Марины Цветаевой «Никто ничего не отнял!..» посвящено Осипу Мандельштаму. Молодые люди познакомились в 1915 г., но более тесное общение завязалось в начале 1916 г.. Встречи их длились на протяжении полугода и были наполнены нежностью, страстью и теплом. Желание находиться всё время рядом было обоюдным. Летом 1916 г. их отношения как влюблённых прекратились. Последующие случайные встречи уже не вызывали трепета и восхищения. В это время (с февраля по июнь 1916г.) и состоялся поэтический диалог, к которому литераторы отнесли 10 стихотворений Цветаевой и 3 произведения Мандельштама.
Стихотворение «Никто ничего не отнял!..» необыкновенно музыкальное, как и всё творчество М. Цветаевой. Её мелодия раскрывает силу любви, которую удалось сохранить и через время, и через расстояние («через сотни разъединяющих вёрст», «через сотни разъединяющих лет»). Полное погружение и растворение в искренних чувствах — отличительная черта лирической цветаевской героини, которую она несёт через всю любовную лирику.
Большое количество знаков препинания подчёркивает экспрессивность и эмоциональность произведения. Первые строки словно брошенный вызов:
Никто ничего не отнял —
Мне сладостно, что мы врозь!
Но в то же время звучит стихотворение мягко по-женски. Не отжило ещё чувство, не угасло — трепет и волнение звучит в каждом слове. Несмотря на то, что в произведении мало описывается внутренний мир героини, эмоциональный надрыв с первых строк погружает читателя в глубину бушующих чувств. Психологизм и сложная композиция захватывают и заставляют пережить душевные терзания и боль от разлуки.
Приковывает внимание неожиданное упоминание Державина и сравнение с ним возлюбленного. Позже в статье «Поэт-альпинист» Цветаева даст объяснение своему сравнению: «У Мандельштама Державин именно - традиция, словесная и даже словарная». По её мнению, Осип выражается как молодой Державин, но дышат они разным воздухом.
Марина Цветаева — удивительная поэтесса. Только она так умела говорить о любви. Её любовная лирика — сильна и не имеет компромиссов. Быстротечные, поверхностные чувства ей чужды. Если любить, то полностью окунуться в океан страсти и бурю эмоций. В своей жизни ей удалось познать истинное чувство любви и боль от разлуки. И этим поэтесса поделилась со своими читателями, не боясь осуждений за свои откровения.