Название соседской общины у восточных славян. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения

ОБЩИНА - надсемейное объединение людей, самоуправляющийся хозяйственный и социально-бытовой коллектив; характерна для доиндустриальной стадии развития человеческого общества.
Наиболее древним типом общины была кровнородственная община, сложившаяся еще у первобытных народов.
Кровнородственная община долгое время существовала у германцев, иранцев, финноугров и некоторых других народов. Ее наличие археологи определяют по существованию "больших домов", площадью до 300 кв.м. В каждом из таких домов жила одна патронимия (раter - "отец"; группа близких родственников по отцовской линии). Кровнородственные связи у этих народов продолжали играть большую роль и при переходе к соседской общине. Все члены патронимии возводили себя к хорошо памятному предку. Иногда имена предков помнились на протяжении десяти-двенадцати поколениЙ. Чужеземцев в такую общину принимали лишь на "правах" раба, поскольку он не происходил от этого предка. В племени, состоящем из общин-патронимий, существовала строгая иерархия родов - от правящих до совсем незнатных. Выходец из незнатного рода не мог стать во главе племени.
Со временем кровнородственная община превратилась в соседскую (территориальную). У земледельческих племен территориальная община вытесняет кровнородственную раньше, чем у скотоводческих. Земледелец имел больше возможностей прокормить себя, свою жену и детей без постоянной помощи рода.
У славян соседская община возникла очень рано. Об этом свидетельствуют находки археологами "малых домов", в которых могла проживать только одна семья. В состав славянской общины достаточно легко вливались чужеземцы. Рабы, захваченные в войнах, со временем имели возможность или уйти, или стать полноправными членами общины. Община выбирала старейшин. Земля принадлежала общине, а не отдельной семье. Характерной особенностью славянской общины были переделы земли.
Славянские города служили центрами племен и местом убежища крестьян-общинников от внешней опасности. Жители города и сельской округи делились на десятки, сотни, тысячи. Возможно, существовал и совет старейшин - "старцы градские", руководившие народным собранием - вечем .
Развитие соседской или крестьянской общины у славян связано с постепенным разложением родо-племенных отношений и формированием Древнерусского государства.

Природа и сущность древнерусской общины, которая именовалась вервью, до сих пор остается недостаточно изученной. Вероятно, на ранней стадии она объединяла несколько близлежащих поселений, в каждом из которых жило несколько (иногда несколько десятков) семей. В общинном владении находились пастбища, луговые и лесные угодья, места охоты и рыбной ловли, а также скот. Община обеспечивала устойчивость отношений внутри племени или союза племен. Более того, в течение длительного времени общинная организация тормозила процессы имущественного расслоения и выделения из среды свободных общинников более зажиточных семей.
Свободные общинники ("люди", по терминологии Русской Правды) оставались основным населением Руси и в первые века после образования Древнерусского государства. По мере обложения общинников княжеской данью (позднее - податями) община утрачивала владельческие права на землю, что вело к образованию и расширению вотчинного землевладения и постепенному закрепощению крестьянства.
На всем протяжении истории Древнерусского государства и Московской Руси, вплоть до сер. XVII в. община в определенной степени гарантировала входившим в нее крестьянам минимум прав в их взаимоотношениях с землевладельцами и государственной властью в обмен на выполнение общинниками определенной суммы обязанностей. Отношения внутри общины регулировались круговой порукой, зафиксированной еще в Русской Правде и сохранявшей свое значение на протяжении нескольких столетий. Земская реформа сер. XVI в. повысила роль общинного самоуправления, особенно в районах с преобладанием черносошного населения. Однако по мере юридического оформления крепостного права община все более подпадала под контроль государственных органов.
Тем не менее община сохраняла важную роль в организации хозяйственно-поземельных отношений в деревне, в частности, - в определении принципов пользования общинными угодьями - лесами, реками, лугами и др., в периодическом переделе земли, находящейся в наследственном владении крестьянских хозяйств, в распределении между ними налогов и податей. Эти функции община в той или иной степени сохраняла вплоть до нач. XX в.

Достаточно долго сохраняли у себя патриархальный быт. Народ разделялся на племена, отдельное племя состояло из родов. Родом называлось некоторое количество семей, объединенных родственными связями, владеющих общей собственностью и управляемых одним человекам - старшиной. Поэтому в славянских племенах понятие «старший» означает не только «старый», но и «мудрый», «уважаемый». Родовой старшина - мужчина средних лет или преклонного возраста - имел большую власть в роду. Для принятия более глобальных решений, например, обороны от внешнего врага, старшины собирались в вече и вырабатывали общую стратегию.

Распад родовой общины

Начиная с VII века племена стали расселяться, занимая при этом обширные территории. Этому процессу способствовали следующие факторы:

Появление частной собственности на орудия земледелия и продукты трудовой деятельности;

Владение собственными участками плодородной земли.

Связь родов терялась, на смену патриархальной родовой общине приходит новая форма социального устройства - соседская община. Теперь людей связывают не общие предки, а сопредельность занимаемых территорий и одинаковые методы ведения хозяйства.

Основные отличия соседской общины от родовой

Причиной ослабевания родственных связей стало постепенное отдаление родственных семей друг от друга. Основные отличия нового социального уклада состояли в следующем:

В родовой общине все было общим - добыча, урожай, орудия труда. Соседская община ввела понятие частной собственности наряду с общественной;

Соседская община связывает людей обрабатываемыми землями, родовая - родством;

В родовой общине старшим был старейшина, в соседской же решения принимал хозяин каждого дома - домовладыка.

Уклад соседской общины

Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.

В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.

Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы - выборного старейшину.

Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины - задруга и вервь.

Расслоение общества

Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее - и рабство).

Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать - чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:

Старейшины - представляли собой административную власть;

Вожди (князья) - осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;

Волхвы - духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.

Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.

Прообраз государственности

Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.

Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады - хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра - Новгород и Киев.


Как известно, наши предки - восточные славяне - долгое время сохраняли у себя патриархальный племенной быт. Они делились на племена. Племя же состояло из родов. Под родом подразумевалась совокупность родственных друг другу семей, живущих вместе, владевших общей собственностью и управляемых одним родовым старшиною. Родовые старшины имели большую власть каждый в своём роде, а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за всё своё племя.

Родовые общины вели своё происхождение от общего, чаще всего мифического предка. Всё добытое общим трудом являлось общим достоянием и делилось между родичами поровну. Это первобытное понимание равенства как всеобщей «уравниловки» сохранилось у восточных славян на долгие века. Удачливый охотник пользовался всеобщим уважением не потому, что он много имел, а поскольку щедро делился добычей со своими родственниками. Наибольшим авторитетом пользовались более опытные, пожилые люди, носители опыта и знаний предшествующих поколений. Поэтому в славянских языках однокоренные слова "старший", "старый", "старец", "старшина" означали одновременно и старшего по возрасту, и занимающего более высокое общественное положение.

С течением времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, связь между ними ослабевала, и они распадались, делясь на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья заводила свою особую пашню, имела свои покосы, обособленно охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность заменялась семейной. Точно так же переставала действовать и власть старшего рода («родовладыки»): он не мог управлять всеми хозяйствами родичей, если эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Его власть переходила к отцу каждой отдельной семьи, к «домовладыке». С распадом родовых связей, родичи переставали чувствовать свою общность и в случае нужды объединялись для общих дел уже только по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи. Соединённые одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задругу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин.

Таким образом, древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причём в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам. Соседская община - это, как правило, село в 10-15 дворов, где жили большие семьи из 2-3 поколений, включая взрослых женатых сыновей. По мере их роста на расстоянии в 7-8 км "в деревах" (лесу) основывались деревни в 1-2 двора, сохранявшие связь с селом. Расчистка леса под пашню требовала усилий всей общины, отсюда её крепость у восточных славян. Высшим органом общины был сход из домохозяев, где решение принималось не голосованием, а общим согласием, и избирались старцы.

Соседская (территориальная) община у восточных славян была низшим звеном социальной организации. Соседские общины затем объединялись в племена, а последние - в союзы племён (начиная с VII века). Эти союзы племён представляли собой достаточно сложный социальный организм. Центрами их социально-политической жизни были укреплённые «грады», которые со временем превратились в полноценные города. Например, Киев - у полян, Искоростень - у древлян, Новгород - у славян и.т.д. В Древней Руси уже в IX-X вв. было около 25 больших городов. В XI веке к ним прибавилось ещё свыше 60-ти, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было уже около 300 городов. Города были центрами культуры. Если древнерусская деревня долгое время была неграмотной, то в городах грамотность была распространена широко, причём не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты и надписи на бытовых предметах. В городах происходили собрания свободных мужчин-общинников союза (веча), на которых решались важнейшие вопросы.

Усложнение общественной жизни в рамках союзов восточно-славянских племенпривело к выделению особого социального слоя - старейшин, и образованию органов управления - советов старейшин. Община существовала и в городах. Свободные городские жители, купцы и ремесленники, входили в сотни - объединения по профессиям. Их привилегией было владение оружием. Поскольку сотен в городе насчитывалось всего 10, то глава городского ополчения, он же - судья по гражданским делам, назывался «тысяцким». Эта очень влиятельная должность сохранялась до 1335 года, когда последний тысяцкий в Москве был казнён великим князем Дмитрием Донским.

Типичной для средневековья была принадлежность человека к какой-либо корпорации, которая его защищала. Выпавший из своей группы, оказывался выброшенным из общества, изгоем. Известны три случая превращения в бесправного изгоя: разорившийся купец, "попов сын грамоте не учён", выкупившийся на волю холоп. Они поступали под покровительство церкви, за что на неё работали. В VI-IX в.в., в эпоху массовых миграций и яростных столкновений между племенами, появился слой профессиональных воинов-дружинников во главе с военным руководителем - князем, в руках которого сконцентрировалась реальная власть. Обладая властью и военной силой, опираясь на свой авторитет и накопленные богатства, князья, дружинники, старейшины изымали у рядовых общинников часть произведённой ими продукции. Таким образом, к середине IX в. появились предпосылки для формирования государственности. Отдельные городские племенные волости и княжества собрались вместе и объединились под одной государственной властью. Таким образом образовалось Русское государство - Киевская Русь.

Киевская Русь была раннефеодальным государством. В Х-ХП вв. на Руси складывается крупная феодальная собственность на землю в виде княжеских, боярских и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение) - отчуждаемая (с правом купли-продажи) и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землёй натуральную ренту, или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства (великого князя). Свободное сельское население - смерды - владело землёй на общинном праве: собственником земли считалась вся община, распоряжался ею сельский сход, отдельные семьи лишь пользовались ею. Община защищала смердов, помогала им в трудных случаях, несла коллективную ответственность за убийство, совершённое на её земле. Смерды пользовались защитой закона, но за убийство смерда платили в несколько раз меньшую виру, чем за людей князей и бояр. (ст.62,65,91 и др. «Русской правды»). Пренебрежительное отношение к смердам выразилось в появлении глагола «смердеть» - «пахнуть мужиком».

Ещё хуже было положение зависимых людей. Закуп получал от землевладельца «купу» - ссуду, орудия труда и «отарицу» - участок пашни, и не мог уйти, не вернув их. В случае бегства он превращался в холопа. Рядович поступал на службу по договору (ряду), отсутствие договора так же превращало его в холопа. Источниками рабства служили также покупка, самопродажа, неоплатный долг, тяжкое преступление, женитьба свободного на рабыне без договора с её хозяином, рождение от холопа или рабыни. Холоп вообще не имел никаких прав, даже дети его считались собственностью его хозяина. Вотчины, становясь наследственной собственностью, безусловно, были одной из основных причин феодальной раздробленности Руси, начавшейся в середине Х1-начале XII вв.

Во второй половине XIII века начинается процесс образования централизованного русского государства. Главная экономическая причина его образования - это развитие феодальных отношений "внутрь" и "вглубь" - на всю территорию северо-восточной Руси, и появление, наряду с вотчинами, условного феодального землевладения. Это сопровождалось усилением феодальной эксплуатации и обострением социальных противоречий в стране между крестьянами и феодалами.

Однако, даже во второй половине XV века в северо-восточной Руси преобладали так называемые «чёрные земли», для которых было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пахотной землёй, а также наличие выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации. Существовали две категории крестьян: чёрные крестьяне, живущие общинами в сёлах, не принадлежавших отдельным феодалам, и владельческие крестьяне, жившие на отдельных землях в системе феодальной вотчины. Владельческие крестьяне были лично зависимы от феодалов. За этими крестьянами ещё сохранилось право свободного перехода от одного феодала к другому, но на практике оно всё чаще оказывалось формальным. Вовлечение в систему феодальных отношений всего сельского населения привело к исчезновению многих терминов, обозначавших в прошлом разные категории сельского населения ("люди", "смерды", "закупы", "изгои" и т.д.) и появлению к концу XIV века нового термина "крестьяне". Это название сохранилось и до наших дней.

Форму общественных отношений, существовавших у восточных славян в древние времена, можно определить как "военную демократию". Её признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания, как высшего органа власти; всеобщее вооружение народа (народное ополчение); равенство всех членов общества. Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и общинников, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины ("верви", "мира") и патриархального рабства до определённой поры тормозило процесс социальной дифференциации. Высшим органом управления и власти в древней Руси был княжеский совет. Он состоял из бояр и "княжих мужей". Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная (численная) система управления сменяется дворцово-вотчиной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (князю-землевладельцу или боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти - княжеский дворец и боярская вотчина.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Ресурсы для своего существования и деятельности местные органы управления получают через систему кормлений (сборов с местного населения).

В раннефеодальной монархии важную государственную функцию выполняло народное собрание - вече. В его компетенцию первоначально входили все вопросы государственного правления, законодательство, суд и т.п. Постепенно этот круг дел сужается, и у веча остаются только функции высшего управления: призвание и назначение князей, заключение договоров с ними, контроль за управлением, вопросы "войны и мира" и т.п. Текущее управление стали осуществлять городовые и сельские общины (сотни и верви), а также княжеская администрация. При этом вече опиралось на поддержку общин (сельских и городских), княжеская власть - на поддержку дружины, феодальной аристократии и солдат.

Таким образом, Киевская Русь была типичным раннефеодальным государством с достаточно развитой экономикой, социальным неравенством и со сложным переплетением ветвей власти. Также характерным было преобладание военной силы, неразделённость административной, законодательной и судебной власти и первый написанный закон (Русской Правдой), напоминающий "варварские правды" Западной Европы. А община при этом являлась зародышем местного управления.

Соседская община – это традиционная форма человеческой организации. Она делилась на сельскую и территориальную общины.

Родовая и соседская община

Соседскую общину считают наиболее поздней формой родовой общины. В отличие от родовой общины, соседская община комбинирует в себе не только коллективный труд и потребление избыточного продукта, но и землепользование (общинное и индивидуальное).

В родовой общине люди были связаны кровным родством. Основным занятием такой общины было собирательство и охота. Основным же занятием соседской общины было земледелие и скотоводство.

Соседская община

Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.

Основные черты соседской общины

– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;

Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.

Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.

Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.

Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.

Соседская община у восточных славян

Соседскую общину восточных славян историки называют вервью. Это термин был изъят из «Русской правды» Ярослава Мудрого.

Вервь – общинная организация на территории Киевской Руси. Вервь была распространена и на территории современной Хорватии. Впервые вервь упоминается в «Русской правде» (сборник законов Киевской Руси, созданный князем Ярославом Мудрым).

Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.

На вервь налаживались общая воинская повинность.

Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.

В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.

На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.

Древнерусская соседская община

Древнерусская община по данным летописи называлась мир.

Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.

Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.

Датировать его очень сложно из-за неравномерности развития первобытных обществ в различных регионах Земли. В наиболее развитых регионах этот этап начался в 8-3-м тыс. до н. э., а закончился (в Египте и Двуречье) в 4-м тыс. до н. э. с зарождением первых государств .

На смену родоплемен-ному строю постепенно пришла новая форма организации общест-ва — соседская, или сельская, территориальная община, сочетаю-щая индивидуальное и общинное землевладение. Соседскую общи-ну составляли отдельные семьи, каждая из которых имела право на долю общинной собственности и сама об-рабатывала свою часть пашни. Леса, реки , озёра и пастбища оставались общинной собственностью. Все вместе общинники поднимали целину, расчищали лес, про-кладывали дорогу. Большинство учёных считают, что сельская территориальная община является универсальной формой организации и засвидетельствована у всех народов, которые переходили от перво-бытного строя к цивилизации .

Важным достижением эпохи соседской общины ста-ло открытие металлов. В 4-3-м тыс. до н. э. каменные орудия стали вы-тесняться медными, затем — бронзовыми, а с конца 2-го тыс. до н. э. — начала 1-го тыс. до н. э. — железными. Люди постепенно перешли к широкому применению металлов, что значительно повысило про-изводительность труда и позволило более эффективно осваивать новые земли.

В эпоху соседской общины происходили значительные изменения во всех сфе-рах жизни общества. Первобытные племена продолжали совершен-ствовать земледелие и скотоводство, гончарное дело, ткачество и другие виды производства.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строи-тельство крупных поселений свидетельствует о том, что человек на-чал активно преобразовывать природу, создавать искусственную среду своего обитания.

Развитие сложных видов производства — металлургии, кузнеч-ного и гончарного дела, ткачества и др. — требовало специальных знаний и умений: в обществе стали появляться кузнецы, гончары, ткачи и другие мастера. Между мастерами и их соплеменниками, а также между разными племенами развивался обмен товарами.

Развитие металлургии, кузнечного производства, пашенного зем-леделия, специализированного скотоводства привело к возраста-нию роли мужского труда. Вместо прежнего равноправия мужчин и женщин установилась власть мужчины. Во многих обществах его власть над женщиной приобрела суровый и даже жестокий ха-рактер.

Рост производительности труда привёл к развитию индивидуаль-ных форм деятельности: теперь один человек (или одна семья) мог сделать то, что раньше делали несколько человек (или целый род). Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

В результате роста производительности труда стали образовы-ваться излишки продуктов, которые постепенно становились соб-ственностью людей. Так в первобытных обществах появился важ-нейший фактор, который способствовал расслоению общины, а в дальнейшем — образованию государства.

В жизни всех племён эпохи соседской общины большое место занимала война — ещё один источник обогащения. Мальчиков воспитывали прежде всего как воинов и обучали владению оружием с раннего детства. Родовые посёлки укрепляли стенами и рвами. Оружие стало более разнообразным.

Управление обществом в эпоху соседской общины тоже менялось. В племенах формально сохранялись собрания, но они изменили свой характер и преврати-лись в собрание мужчин-воинов: женщины в собрания не допуска-лись. Вожди и старейшины, опираясь на поддержку знатной и бога-той части племени, стали фактически диктовать свою волю всему обществу. На смену первобытной демократии и равенству людей пришла власть родоплеменной знати. В отношении тех соплемен-ников, которые пытались противодействовать установлению вла-сти вождей, могли применить силу.

Более сложной стала и организация жизни общества, появились люди — чиновники, которые управляли други-ми людьми. Материал с сайта

В эпоху соседской общины происходит социальное и имущественное расслоение первобыт-ной общины. Появляются богатые и зажи-точные семьи, среди сородичей и сопле-менников выделяется знать из числа вож-дей, старейшин, жрецов и наиболее опытных и авторитетных воинов, кото-рые стали использовать труд обедневших членов общины. Более воинственные и многолюдные племена взимали дань со своих слабых соседей, уг-рожая им войной и жестокой расправой. Во время военных похо-дов захватывали пленников, которые становились рабами, состав-лявшими самый бесправный слой общества.

Племенные союзы

Отдельные племена, опасаясь нападений извне, объединялись в мощные племенные союзы во главе с авторитетным вождём. Та-кие союзы племён в дальнейшем служили прообразом будущей го-сударственности. Зачастую воинственные союзы племён органи-зовывали военные походы, громили другие племена, захватывали богатую добычу, делая грабёж своим постоянным промыслом. В 7-6-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке появляются первые про-тогорода — Чатал-Гуюк, Иерихон, Джармо. Это были хорошо укре-плённые, обнесённые стенами поселения земледельцев.