Неопределенный род глагола. Как определить род глагола во множественном числе

Род — это словоизменительная грамматическая категория глагола, представленная в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения и выполняющая следующие три функции: 1) указание на грамматический род существительного, с которым глагол координируется (формы м.р., ж.р., ср.р.); 2) обозначение пола лица — носителя процессуального признака (формы м.р. и ж.р.); 3) представление процессуального признака как безличного (формы ср.р.). В спрягаемых формах средством выражения м.р. является нулевое окончание (замерз , сел бы ), ж.р. — окончание (замерзла , села бы ), ср.р. — окончание -о (замерзло , село бы ), во мн.ч. глагольные формы не характеризуются по признаку рода (Мальчики , девочки читали ; Дожди , грозы прекратились бы ).

Родовая глагольная форма соответствует грамматическому роду наименования носителя процессуального признака, если этот носитель представляет собой предмет или явление (машина остановилась , столб накренился , солнце село бы ). В том случае, если в наименовании носителя процессуального признака, представляющего собой живое существо, грамматический род и пол — мужской или женский — этого существа совпадают, родовая глагольная форма дублирует эти значения рода и пола (ученик прочитал ученица повторила , мать сказала отец промолчал ). Если носитель процессуального признака — живое существо и обозначен именем существительным м.р. или личными местоимениями-существительными я, ты , то форма глагола указывает на пол этого носителя (доктор пришел доктор пришла , я читал — я читала , ты спел бы ). В случаях типа доктор пришел обозначение пола лица — носителя процессуального признака непоследовательно, эта конструкция может быть отнесена и к лицу женского пола. Указание на пол присуще, как правило, форме глагола и в случае обозначения носителя процессуального признака существительным общего рода (сирота заплакала сирота заплакал ), но здесь возможны и колебания, особенно если существительное обладает качественно-характеризующим значением. Например, при употреблении формы глагола в ж.р. выражения типа Опять эта размазня пришла могут быть в равной мере отнесены к лицу как мужского пола, так и женского. Однако если носитель процессуального признака обозначен наименованием лица ж.р. или ср.р., родовая глагольная форма координируется с грамматическим родом существительного (дитя плакало , чудовище вернулось , одно значительное лицо заявило , одна влиятельная персона сказала ), хотя существительные лицо , дитя , чудовище , персона , фигура могут обозначать существа и мужского пола, и женского.

Глагольная форма ср.р. используется при употреблении безличных глаголов, а также личных глаголов в значении безличных (Меня лихорадило; Над головой прошумело; Весной его тянуло на улииу; Скорее бы светало ).

В разделе на вопрос Есть ли род у глагола множественного числа? заданный автором Ника лучший ответ это
Интересно, что в другом славянском языке, польском, род присутствует и во множественном числе: были (мужчины) , былы (женщины).

Ответ от электростанция [мастер]
нет!!!


Ответ от Firenze [гуру]
у глаголов рода нет есть род у существительных с которыми сказуемое согласуется


Ответ от Двутавровый [эксперт]
Уехали - это глагол прошедшего времени и он не имеет рода, но изменяется по родам. Уехала, уехал, уехало. Вы спрашиваете про глаголы будущего времени. Они тоже, как и все глаголы не имеют рода и в отличие от глаголов прошедшего времени не изменяются по родам. Она уедет, он уедет, оно уедет. Как видите глагол не изменил свою форму. Итак вывод: Глаголы не имеют рода как существительные, однако глаголы прошедшего времени могут изменяться по родам. То есть менять свою форму в зависимости от приставленного к нему местоимения.


Ответ от Обособить [активный]
Нет нельзя! И не вкоем случаи! Это ошибка!


Ответ от Наташа масленникова [новичек]
НЕТ!!!


Ответ от Scorpio [новичек]
гремело как будет во множественном числе?


Ответ от Екатерина Поспелова [активный]
нельзя определить род у глаголов мн ч


Ответ от 1111 111 [новичек]
нет


Ответ от Вячеслав трусов [новичек]
изменение по родам есть у глаголов в ед. числе прошедшего времени. Во множественном окончания одинаковы.
Интересно, что в другом славянском языке, польском, род присутствует и во множественном числе: были (мужчины) , былы (женщины).

На уроке рассматриваются род, лицо и число глагола. Вы увидите, как глагол с помощью изменения по родам, лицам и числам выражает значение действия.

Тема: Глагол

Урок: Род, лицо, число глагола

1. Грамматическое значение глагола

Раскройте скобки, поставьте глаголы в нужную форму настоящего или будущего времени. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.

1. По улицам (бежать) какие-то люди. 2. Его (влечь) к людям с трудной судьбой. 3. Чтобы не замёрзнуть по дороге, он обычно (запрячь) лошадь, пустит её вскачь, а сам (бежать) рядом. 4. Я обязательно (выздороветь) к празднику. 5. Я обязательно (победить) на этих соревнованиях. 6. Я только (высыпать) сахар в банку, (завинтить) крышку и подойду к тебе. 7. Вот так я (досадить) учителю! 8. Крапива очень сильно (жечься). 9. Щенок (лечь) под диван и урчит. 10. Я (заехать) за тобой к вечеру. 11. Мать (зажечь) все лампы и (накапать) лекарство дочери. 12. Ему не стоит поручать такое ответственное задание: он обязательно (заколебаться) в самый ответственный момент. 13. Я (замесить) тесто, а потом отдохну. 14. Если кровь (запечься), трудно обрабатывать рану. 15. Если вода (затечь) под ванну, её будет трудно собрать. 16. Когда мы (захотеть), тогда и (лечь) отдыхать! 17. Если вы сейчас же не сдадитесь, я (изрешетить) весь дом! 18. Он быстро (истрепать) новый костюм, если будет так небрежно обращаться с ним. 19. Я (крутиться, вертеться, куролесить), а всё без толку! 20. Он (лезть) на самую верхушку дерева. 21. Он (лгать) вам! 22. Они никогда не (класть) портфели на парты. 23. Он (навлечь) на нас беду. 24. Наработаюсь за день, (натрудиться), иногда к вечеру так (обессилеть) - рукой двинуть не могу. 25. Я тебя не (обидеть). 26. Это (отвлечь) тебя от грустных мыслей. 27. Он (отречься) от нас при первой опасности. 28. Я (победить) и этого противника! 29. Вода (течь) из крана уже третий день. 30. Они (хотеть) опозорить нас. 31. Лодки не стоят неподвижно, они чуть (колыхаться) на воде. 32. Дует ветер, дождь (брызгать) мне в лицо. 33. Родители стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду. 34. Текут ручьи, с крыш (капать). 35. Волк (рыскать) по лесу в поисках добычи. 36. Женщины стоят на берегу и (полоскать) бельё.

1. Культура письменной речи ().

2. Современный русский язык ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

Род — это словоизменительная грамматическая категория глагола, представленная в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения и выполняющая следующие три функции: 1) указание на грамматический род существительного, с которым глагол координируется (формы м.р., ж.р., ср.р.); 2) обозначение пола лица — носителя процессуального признака (формы м.р. и ж.р.); 3) представление процессуального признака как безличного (формы ср.р.). В спрягаемых формах средством выражения м.р. является нулевое окончание (замерз , сел бы ), ж.р. — окончание (замерзла , села бы ), ср.р. — окончание -о (замерзло , село бы ), во мн.ч. глагольные формы не характеризуются по признаку рода (Мальчики , девочки читали ; Дожди , грозы прекратились бы ).

Родовая глагольная форма соответствует грамматическому роду наименования носителя процессуального признака, если этот носитель представляет собой предмет или явление (машина остановилась , столб накренился , солнце село бы ). В том случае, если в наименовании носителя процессуального признака, представляющего собой живое существо, грамматический род и пол — мужской или женский — этого существа совпадают, родовая глагольная форма дублирует эти значения рода и пола (ученик прочитал ученица повторила , мать сказала отец промолчал ). Если носитель процессуального признака — живое существо и обозначен именем существительным м.р. или личными местоимениями-существительными я, ты , то форма глагола указывает на пол этого носителя (доктор пришел доктор пришла , я читал — я читала , ты спел бы ). В случаях типа доктор пришел обозначение пола лица — носителя процессуального признака непоследовательно, эта конструкция может быть отнесена и к лицу женского пола. Указание на пол присуще, как правило, форме глагола и в случае обозначения носителя процессуального признака существительным общего рода (сирота заплакала сирота заплакал ), но здесь возможны и колебания, особенно если существительное обладает качественно-характеризующим значением. Например, при употреблении формы глагола в ж.р. выражения типа Опять эта размазня пришла могут быть в равной мере отнесены к лицу как мужского пола, так и женского. Однако если носитель процессуального признака обозначен наименованием лица ж.р. или ср.р., родовая глагольная форма координируется с грамматическим родом существительного (дитя плакало , чудовище вернулось , одно значительное лицо заявило , одна влиятельная персона сказала ), хотя существительные лицо , дитя , чудовище , персона , фигура могут обозначать существа и мужского пола, и женского.

Глагольная форма ср.р. используется при употреблении безличных глаголов, а также личных глаголов в значении безличных (Меня лихорадило; Над головой прошумело; Весной его тянуло на улииу; Скорее бы светало ).

На уроке рассматриваются род, лицо и число глагола. Вы увидите, как глагол с помощью изменения по родам, лицам и числам выражает значение действия.

Тема: Глагол

Урок: Род, лицо, число глагола

1. Грамматическое значение глагола

Раскройте скобки, поставьте глаголы в нужную форму настоящего или будущего времени. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.

1. По улицам (бежать) какие-то люди. 2. Его (влечь) к людям с трудной судьбой. 3. Чтобы не замёрзнуть по дороге, он обычно (запрячь) лошадь, пустит её вскачь, а сам (бежать) рядом. 4. Я обязательно (выздороветь) к празднику. 5. Я обязательно (победить) на этих соревнованиях. 6. Я только (высыпать) сахар в банку, (завинтить) крышку и подойду к тебе. 7. Вот так я (досадить) учителю! 8. Крапива очень сильно (жечься). 9. Щенок (лечь) под диван и урчит. 10. Я (заехать) за тобой к вечеру. 11. Мать (зажечь) все лампы и (накапать) лекарство дочери. 12. Ему не стоит поручать такое ответственное задание: он обязательно (заколебаться) в самый ответственный момент. 13. Я (замесить) тесто, а потом отдохну. 14. Если кровь (запечься), трудно обрабатывать рану. 15. Если вода (затечь) под ванну, её будет трудно собрать. 16. Когда мы (захотеть), тогда и (лечь) отдыхать! 17. Если вы сейчас же не сдадитесь, я (изрешетить) весь дом! 18. Он быстро (истрепать) новый костюм, если будет так небрежно обращаться с ним. 19. Я (крутиться, вертеться, куролесить), а всё без толку! 20. Он (лезть) на самую верхушку дерева. 21. Он (лгать) вам! 22. Они никогда не (класть) портфели на парты. 23. Он (навлечь) на нас беду. 24. Наработаюсь за день, (натрудиться), иногда к вечеру так (обессилеть) - рукой двинуть не могу. 25. Я тебя не (обидеть). 26. Это (отвлечь) тебя от грустных мыслей. 27. Он (отречься) от нас при первой опасности. 28. Я (победить) и этого противника! 29. Вода (течь) из крана уже третий день. 30. Они (хотеть) опозорить нас. 31. Лодки не стоят неподвижно, они чуть (колыхаться) на воде. 32. Дует ветер, дождь (брызгать) мне в лицо. 33. Родители стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду. 34. Текут ручьи, с крыш (капать). 35. Волк (рыскать) по лесу в поисках добычи. 36. Женщины стоят на берегу и (полоскать) бельё.

1. Культура письменной речи ().

2. Современный русский язык ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.