О причинах американской трагедии. Воспитание по-японски Ремнем по пятой точке

До сих пор руки дрожат. Не могу успокоится.

С тех пор как сын научился ездить на велосипеде, дома появляется только для того, что поесть или поспать. Периодически я требую у него, чтобы он появлялся дома раз в час - для контроля, но в целом - дачный поселок у нас тихий, машины ездят редко и не больше 10 км в час, так как дорогие грунтовые - на них просто не разгонишься.

Сегодня, укладываю спать дочку, слышу зовут с улицы - родителей Ильи. Смотрю машина у наших ворот стоит чужая. Мне стало плохо, отправила мужа. Илью не видно. Вижу только, что много взрослых стоят с другого борта машины и что-то усиленно смотрят. Потом муж пошел куда-то, машина поехала в след. Тут уже я не выдержала - какой уж тут сон, в охапку дочку и побежала следом. А сердце в пяяятках!!! Пока бежала на другой конец улицы - перед глазами выстроилась самая страшная картина в виде того, что Илью сбила машина или он сам на неё налетел и помял/поцарапал. Но ДПС-ников то нет, это меня смутило.

Подбегаю к месту разбора, несколько девочек и Илья на велосипеде. Стоят еще пятеро взрослых и у всех спрашивают, что произошло. Рассказываю как поняла я.

Машина была сегодня на празднике Холи в городе. Это такой праздник красок. Она вся разукрашена этими красками, сердечки на ней, всякие надписи. И дети, увидя всю эту красоту, взяли палочку и поковыряли краску на машине. Царапины не глубокие, а так - немного снят верхний лак. Так немного, что я с трудом сразу это увидела. Пришлось руками смывать и тщательно осматривать, хоть владелец авто была почему-то против, что я краску оттираю. И вот эта хозяйка машины, начала спрашивать у девочек, так как они её соседки - кто поцарапал машину и девочки дружно показали на моего сына. Но так они сказали хозяйке, а когда пришли мы - девочки сказали, что не видели как Илья царапал машину, только видели, что он рядом проезжал на своем велосипеде. Как узнать правду? Спросили у сына - клянется, что ничего не царапал. И получается слово ребенка против слова ребенка. Попыталась это обьяснить хозяйке машины, но в ответ получила: "А что он вообще сюда ездит?", потом правда осеклась, но слово уже вылетело. Разойтись мирно не получилось, в сторону моей семьи полетели проклятия и угрозы, что теперь они нам забор поцарапают.

А я вот сейчас пытаюсь отдышатся и никак не могу понять, как в такой ситуации поступать? Вызвать участкового? Извиниться? Дать денег? А может просто не ставить разрисованные машины на улице, а загонять в свой двор?

ЗЫ Илья для профилактики получил ремнем по пятой точке, но так и остался при том же мнении, что он ничего не царапал и его оклеветали.

В городе-спутнике началась проверка по факту порки ученика школы № 32.

Как сообщает ИА «СоцИнформБюро», в сети появилось скандальное видео, где учительница математики просит пятиклассника достать ремень и один раз ударяет им ребенка.

Эта педагог на днях написала заявление на увольнение по собственному желанию и уже не работает в школе. Женщина имеет 30 лет стажа и уже вышла на пенсию, однако продолжала работу из-за нехватки кадров.

Как рассказала нашим коллегам из ИА «Волга-Каспий» одна из родителей, чей ребенок ходит в школу №32, учительница была настоящей любимицей детей.

— Они ее просто обожали. А мальчик, который на видео, в этот день подрался с другим пятиклассником, а учитель их разняла. Начала отчитывать задиру, ребенок сам снял ремень и дал ей, после чего получил удар в воспитательных целях. И ситуация была бы исчерпана, если бы видео не отдала в свое любимое издание одна из мамочек. Насколько мне известно, она любит популярность и решила получить свою «минуту славы» , — пояснила мать одного из пятиклассников.

По некоторым данным известно, что когда разразился скандал, родители школьников написали заявления против ее увольнения этой учительницы. В том числе и те, чей сын получил ремня.

В администрации Волжского пояснили, что в отношении педагога и школы организована служебная проверка. Специалисты изучат всю документацию учебного заведения. Руководство школы №32 уже принесло свои извинения родителям потерпевшего мальчика.

Проверку проведут и в отношении мамы девочки, которая выложила видео в сеть.

Добавим, что за такое «жестокое обращение» с детьми закон предусматривает серьезные наказания, в том числе штраф в размере до ста тысяч рублей и обязательные работы сроком до четырехсот сорока часов.

Стоит сказать, жестокость в школьной среде – актуальная проблема в наши дни. И, надо признать, что часто именно учителя и преподаватели становятся их жертвами.

Так, 5 сентября в школе № 1 в поселке Ивантеевка Московской области учащийся 2002 года рождения . В результате инцидента пострадали четыре человека.

1 ноября в одном из столичных образовательных учреждений, расположенном по улице Гвардейской, обнаружены тела 44-летнего преподавателя ОБЖ и 18-летнего ученика. Известно, что во время перемены погибший . Все это учащийся снял на камеру и выложил в социальную сеть.

Эти случаи выходят из ряда вон. Школьники и студенты хамят педагогам, издеваются над ними, поднимают на них руку и снимают это все на камеру, а также всячески провоцируют их. При этом за один удар ремнем по пятой точке, исключительно в воспитательных целях, работники сферы образования в лучшем случае лишаются работы.

Полина Макарова
ФОТО: скриншот видео youtube


Часть текста выделена мною. А именно - уникальный способ преодоления (необоснованных) детских истерик. Нечто подобное практиковал, обычно говоря при этом ребёнку: "я знаю, что ты "работаешь". После этого очень быстро проходило. Японцы пошли ещё дальше: родитель садится на корточки напротив ребёнка и вообще ничего не говорят.

"Помните незабвенную песенку советских детей "Детство, детство, детство- это свет и радость..."?
Японские детишки тоже могут с полным правом петь её... лет до 5-6ти, потому что в этом возрасте им дозволено буквально всё, все шкодничества и непотребства сойдут с рук; ребёнок изучает мир и всё тут.

Это не говорит о том, что нет воспитания, просто до сих пор в Японии родители придерживаются патриархального способа: обучение и воспитание личным примером . А японские мамашки - это очень живописный пример чопорности и безупречного поведения, они строят по линеечке всю семью: делай как я, делай лучше меня.

Вот ребёнок и снимает кальку с поведения родителей, в садиках их тоже нравоучениями не шибко грузят, здесь рулит коллектив во главе с сэнсэем: смотрим на меня и друг на друга и делаем всё вместе и одновременно, кто не успел - тот редиска(имён не называют, но и так ясно, кто это нехороший человек), всю группу подвёл, повторим ещё разочек. Все рисуем, все играем, все поём и пляшем... как то так.

На капризы и плохое настроение дитёнка внимание не обращают обычно, пусть проорётся.
Любая мама знает своё чадо как самую себя, всегда поймёт, чем рёв вызван, болезнью или просто капризом.
Много раз наблюдала орущих деток в публичных местах: мамаша очень редко успокаивает, скорее сделает вид, что я - не я и дитё тоже не моё.
Может ещё присесть на корточки перед заистерившим чадом и молча рассматривать его... с интересом зоолога-натуралиста.
Поорёт он так раз, два, пять, поймёт, что на глотку не возьмёшь, и всё, как рукой снимает публичные истерики, да и домашние тоже.

По нашим меркам довольно жестко, да, но весьма действенно.
Зато прекративший истерику ребёнок будет тут же вознаграждён маминым поцелуем, ласковым воркованием и чем нибудь вкусненьким.
Вот уже и слёзки высохли, и личико нормальный цвет возвратило, и семейство продолжает своё чинное шествие куда-нибудь в парк, где мама будет играть с ребёнком во все игры, бегать и прыгать, ловить жуков... на скамеечке отсиживаться не принято.

Папашка проявляется по выходным дням и, проинструктированный супругой дорогой, продолжает ту же линию.
А вот бабушки- дедушки, забыв, как сами были строгими родителями, детей потихоньку балуют, заваливают игрушками и одёжками, кидаются на первый вопль (всё ,как у нас)).
Так живёт дитё до школы, а вот там начинается настоящая японская жизнь

Какие наказания практикуются японородителями к своим японодетям. В наших реалиях это запрет на сладкое/телевизор/кино/с друзьями погулять либо в угол и радикальное ремнем по пятой точке.
Пока японодитё не поймёт, "что такое хорошо и что такое плохо", его не наказывают; даже в садике худшее наказание - осознание того, что ты подвёл коллектив.

Наказания начинаются лет с 8-9ти, когда пакости делаются осознанно.
Всё, как у нас, кроме лишения сладостей.
В недоедавшей в прошлом Японии еда - это культ, сладости (соевые)- важный элемент сбалансированного рациона, необходимого для развития ребёнка, поэтому нашкодивший получит всё, что мама приготовила.
Запрет на ТВ/комп/игры с друзьями - да; вместо нашего "угла" ребёнок отправится в свою комнату и будет думать, что он сделал не так.

Результат умственной деятельности записывается на листочке и предъявляется родителям, они снимают наказание и тут же приласкают раскаившегося.
Раньше практиковалось и "ремнём по пятой точке", но сейчас не приветствуется, это признание родителями своей неспособности объяснить по хорошему.
А вот в школе до сих пор можно линейкой по рукам схлопотать, официально телесные наказания запрещены, но...
Со старшими детьми с друзьями погулять или урезание карманных расходов.

Эээ... до школы ребёнок постоянно с кем-то из взрослых должен быть, став школьником, уже времени особого не остаётся для "просто погулять", всё в рамках школьных мероприятий, если только на обратном пути из школы завернут куда-нибудь, да и то бабушко- дедушковые патрули бдят.

Бредущую " в никуда" детскую компашку остановят, скорее всего, и либо вернут в школу, либо по домам разведут.

Наказанием может быть запрет приглашать к себе друзей или самому к ним домой наведываться, особенно, если бесчинствовали вместе.

Насчёт урезания карманных расходов... скорее запретят тратить, но выдадут обязательно положенную сумму из расчёта возраст*100, т.е. 5летке-500 иен, 7летке- 700.
Но, опять же, бабушки и дедушки балуют.
Мне соседка постоянно жалуется, только отвернёшься, а у детей уже по купюре в каждой руке, приходится вести их в магазин, тратить и отчитываться перед подарившими. Подаренное отнимать не принято.

А вообще, здесь самое действенное наказание - это публично пристыдить ребёнка перед классом или приятелями; в школе уже все понимают, что выпасть из привычной группы очень страшно.

Кто имеет право наказывать детей папа или мама или кому шалун под руку попадется. Есть ли возможность апелляции мама вынесла приговор дите нажаловалось папе папа отменил решение мамы.
Если проступок крупный, решение на семейном совете принимается, кстати, папы - более мягкие, т.к. на них ответственности меньше.

Отчитывается и краснеет в школе мама, поэтому они и наказания более сурового требуют, чтоб неповадно было.

Решение принято - апелляции не принимаются; родительское лицо теряется, да и жаловаться здесь не принято, в школе с самого начала втолковывают, что жаловаться - стыдно, надо терпеть.

До скольки лет ребенок является недееспоособным в юридическом плане т.е. до скольки лет за все провинности ребенка несут ответственность родители.
Ребёнок считается недееспособным до окончания средней школы: 15-16 лет,
родители же нехило раскошеливаются за все косяки своих отпрысков.

На протяжении последних десятилетий мiр подвергался массированному гипнозу: Америка - суперстрана; в Америке все самое лучшее; американская демократия - эталон, к которому должны, очертя голову, устремляться все до единого; американские ценности универсальны. А кто не поддается действию гипноза - враг человечества, изгой, едва достойный именоваться человеком.

Когда США были вынуждены конкурировать с Советским Союзом в самых разных областях, они как-то еще держали себя в узде. Но лишь враг был повержен, - тотчас расслабились в предвкушении каких-то «райских» удовольствий. Казалось бы: тоталитарный монстр уничтожен, вот он, долгожданный happy end, эра безконечного благоденствия… Но именно в момент растерзания «Империи зла» счастье стало отворачиваться от Америки. Многие, бесившиеся от восторга как за океаном, так и в Европе, подсчитывали сверхприбыли, когда в остывающих городах России голодали дети. В безбожном упоении своей хитрой победой, они не догадывались, что очень скоро беда будет стучаться в их двери - и не в страшном образе обросшего щетиной, вечно пьяного русского солдата, следом за которым брели бы шеренги еще более свирепых настоящих диких медведей, а в лице своих же сограждан.

Если грех культивируется в обществе, от него невозможно укрыться, он везде достанет каким-нибудь из своих ответвлений, пройдет через любые запреты, через любой контроль, - чтобы, наконец, схватить свою жертву, как законную добычу. Апостол Иаков пишет: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2, 10). В этом - высшая Божия справедливость. Невозможно исполнять одну Божию заповедь, при этом нагло попирая другую. Через эту самую другую, которая тебе кажется не заслуживающей внимания, грех входит в душу, порабощает тебя, и через какое-то время ты находишь себя не тем, что вчера, но преисполненным такими страшилищами порока и безумия, какие ты не мог и вообразить. Все это происходит на наших глазах с душой нынешнего Запада.

Его идеологи назвали богом абстракцию свободы. Поначалу заманивавшая призраками счастья, теперь эта абстракция наполнилась вполне демоническим содержанием, и люди миллионами влекутся к вечной смерти - «как вол идет на убой, и как пес на цепь, и как олень на выстрел» (Притч. 7, 22). Расстрел малолетних детей в Ньютауне штата Коннектикут, наполнивший Америку ужасом, - одно из проявлений общей болезни. Если человека с малолетства растлевают вседозволенностью, - в нем сеют зло, которое прорастает из души в виде различных греховных наклонностей: у одного - в виде чревоугодия, у другого - в виде блудной страсти, у третьего - мечтательности и лени, у четвертого - хамства, у пятого - в виде томления убийством. Притом заметим: этот последний с детства привык к компьютерным играм, где убийство - в порядке вещей. Он свыкся с греховной мыслью как с нормой, и наконец, почувствовав себя достаточно взрослым, хочет испробовать наработанные годами навыки на практике.

Возможно, родители предотвратили бы развитие каких-то не самых лучших у ребенка наклонностей, но у нынешних детей на Западе теперь «помощники» от ювенальной юстиции, которые бдят и оберегают свободу развития в ребенке любых страстей, а наипаче - эгоизма. Правильнее этих «помощников» было бы называть ассистентами бесов. Кроме того, появилась целая армия специалистов, так называемых психоаналитиков, - манипуляторов человеческими пороками, которые одну страсть, опасную для общества, умеют заменить другой, менее опасной. Но зло прекрасно умеет играть самими манипуляторами и всегда, по большому счету делает только то, что нужно ему самому. Захотелось демонам развратить целый город, превратить его в подобие Содома, и они, видя, что никто не сопротивляется, растлевают его. Захотелось наполнить целое государство ужасом, они выбирают своего агента из числа двуногих, диктуют план действий и млеют от удовольствия, видя, как обезумевшее человечество не может ничем ответить, кроме как заклеймить следствие недуга да бывшего агента, ставшего теперь отработанным материалом, не прикасаясь к причине болезни, потому что это нарушит чью-то «свободу».

Люди нынешнего Запада в основной своей массе - идолопоклонники, притом, много худшие древних. Если у древних были какие-то представления о высших законах, у нынешних один «идеал» - вседозволенность. Есть еще люди старой закалки - на них Запад пока и держится. Но их становится все меньше. А по мере их уменьшения зло все более возрастает.

Вряд ли случайно демоны избрали в качестве своего агента человека с именем Адам . Это имя ненавистно злым духам, поэтому они страстно желают его опорочить. Первый Адам - родоначальник человеческого рода, которому бесы изначально завидовали и добивались его погибели. Второй Адам - Господь Иисус Христос, Первенец из мертвых, освободитель первого, родоначальника. К Нему ненависть и вовсе не знает никаких пределов. Итак, бесы посмеялись над людьми своим мрачным хохотом.

Почему в Америке громко осуждают Адама Ланзу, но снисходительно относятся к тем парням, что расстреливали детей в Ираке или Афганистане? Почему Штаты не постеснялись признать законным представителем сирийского народа детоубийц из сирийской оппозиции? 4 декабря оппозиционеры обстреляли из минометов одну из школ Дамаска, в результате чего погибли 29 детей и учитель, о количестве раненых точно не сообщалось. 12 декабря Штаты на встрече «Друзей Сирии» в Марокко признали мятежников из Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил «легитимным» сирийским правительством. И уже на третий день - леденящая кровь бойня на подступах к Нью-Йорку, что украшен идолом свободы.

Даже если признать за истину сомнительный факт, будто сирийские дети представляют в десятки раз меньшую ценность, чем американские, и поэтому едва ли могут заслуживать сострадания, то хотя бы воздержитесь от похвалы убийцам. Не смогли лидеры Америки воздержаться. Открыто поддержали детоубийц, открыто встали на сторону зла. И уже на третий день оно проросло в душе Адама Ланзы необъяснимой с точки зрения здравого смысла потребностью убить собственную мать и американских детей. Господь, в чьей безраздельной власти жизнь каждого человека и мiра в его целокупности, попустил это чудовищное преступление для того, чтобы предостеречь людей от чего-то намного худшего. Америка, привыкшая всех поучать, должна задуматься над собственными проблемами. Безнаказанные убийства чужих детей только до времени могут оставаться безнаказанными. Если страна заглотила в себя большую порцию презрения и ненависти к, яко бы, неполноценным народам (при этом делая вид, что все прекрасно), эта ненависть однажды может разорвать ее изнутри.

Пусть же Америка успокоится и не лезет навязывать свои порядки в других цивилизациях. Это будет лучше для самой же Америки. Пусть прекратит приносить тучные жертвы идолу абстрактной свободы и учить этому нечестию все народы Земли. Пусть прекратит объявлять нормой жизни проклятую Богом Вседержителем содомию. Пусть прекратит быть вселенским рассадником нечистот. Может быть, тогда еще и поживет тихо и безмятежно во всяком благочестии и чистоте, чего, принося естественные в этом случае соболезнования, мы ей желаем.

P.S. Напечатано в день памяти великомученицы Варвары, принявшей смерть от собственного отца, имеющей дерзновение ходатайствовать за христиан перед Богом об избавлении от внезапной смерти; в день памяти преподобного Иоанна Дамаскина, молитвенника за Сирию.