Обучение по программе занкова. Концепция развивающего обучения Л

Концепция "развивающего обучения" Л. В. Занкова оказала большое влияние на теорию, методику и практику начального образования в Советском Союзе второй половины

XX в., а затем и в России конца 1990-х – начала 2000-х. Созданная Л. В. Занковым дидактическая система направлена на общее психическое развитие школьников в процессе обучения. В значительной мере благодаря ее внедрению стал повышаться теоретический уровень начального обучения, расширяться объем учебного материала.

Одной из основных идей Л. В. Занкова является идея о том, что успехи ребенка в психическом развитии являются основой сознательного и прочного усвоения знаний. Наиболее полное представление о концепции Л. В. Занкова дают предложенные им "принципы развивающего обучения". Перечислим их в последовательности, предложенной автором.

Принцип "обучения па высоком уровне трудности". "Если учебный материал и методы его изучения таковы, – утверждает Л. В. Занков, – что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо" . Предлагая данный принцип, Л. В. Занков отмечает, что обучение на высоком уровне трудности позволяет раскрыть духовные силы учащихся, дает им "простор и направление". Принцип обучения па высоком уровне трудности определяет в первую очередь построение содержания образования. Учебный материал является не только обширным и глубоким, но и несет в себе качественное своеобразие.

Сам факт наличия этого принципа свидетельствует о тесной связи системы развивающего обучения Л. В. Занкова с концепцией "зоны ближайшего развития" Л. С. Выгодского. То, что вызывает трудности при усвоении, находится за пределами "зоны актуального развития" и при верном моделировании содержания и методов обучения должно входить в "зону ближайшего развития".

Принцип "ведущей роли теоретических знаний" . Говоря о принципе ведущей роли теоретических знаний в обучении, автор особо подчеркивает, что это не следует понимать как принижение значения формирования умений и навыков. Л. В. Занков действительно уделяет этому большое внимание, данный принцип лишь определяет уже отмеченное выше, качественное своеобразие трудностей в учебной деятельности.

Однако повышение удельного веса теоретических знаний не может не влиять па характер процессов психической деятельности в обучении. Автор утверждает, что, благодаря ведущей роли теоретических знаний в обучении, имеющиеся у ребенка знания переосмысливаются, систематизируются, объединяются в более сложные структуры.

Этот принцип ориентирует педагога стимулировать учащихся к поиску обобщений и даже закономерностей не только при изучении одной темы или предмета, но и целого ряда предметов.

Принцип "идти вперед быстрым темпом". Этот принцип, по мнению автора, выполняя служебную функцию по отношению к принципу "обучения на высоком уровне трудности", играет вместе с тем важную самостоятельную роль. Справедливо критикуя практику традиционного обучения, Л. В. Занков пишет: "Неправомерное замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности, поскольку учебная деятельность школьника идет преимущественно “по накатанным путям”" .

Автор особо подчеркивает, что идти вперед быстрыми темпами вовсе не означает торопиться в учебной деятельности. Л. В. Занков говорит не о спешке или погоне за рекордами. Все это, по его мнению, также неприемлемо, как и многократные, однообразные повторения. Быстрый темп обучения призван дать возможность мобилизовать внутренние ресурсы психики ребенка, создать условия для обогащения его сознания новыми впечатлениями.

Принцип "осознания школьниками процесса учения". Л. В. Занков отмечает, что этот принцип напоминает традиционный принцип сознательности усвоения знаний, но отмечает при этом, что это лишь внешнее сходство. "Принцип сознательности в его обычном понимании и наш принцип осознания школьниками процесса учения, – пишет Л. В. Занков, – отличаются друг от друга по объекту и характеру осознания" . Если в традиционном варианте осознание обращено вовне и имеет своим объектом сведения, умения и навыки, которыми надо овладеть, то у Л. В. Занкова осознание обращено внутрь, на протекание учебной деятельности.

Ученик должен осознать сам процесс протекания учебной деятельности. Его осознание сориентировано на понимание смысла последовательности определенного расположения материала, уяснение его внутренних связей и особенностей. При помощи учителя ученик должен понять возможные ошибки при усвоении законов, правил или решении задач. Учитель объясняет, как их предупредить. Таким образом, сам процесс овладения знаниями, умениями и навыками становится объектом осознания.

Принцип щеленаправленной систематической работы над общим развитием всех учащихся класса". Раскрывая содержание, вкладываемое в эту формулировку, автор особо отмечает трудности, возникающие у неуспевающих школьников. Л. В. Занков считает, что в обычной практике начальных классов самым слабым школьникам предоставляется менее всего возможностей подлинно интеллектуальной деятельности. "Дополнительные занятия и огромные дозы тренировочных упражнений считаются средством, необходимым для того, чтобы преодолеть отставание неуспевающих школьников". Он обращает внимание на то, что перегрузка неуспевающих учеников тренировочными заданиями не только не способствует развитию этих детей, но лишь увеличивает их отсталость. Неуспевающие школьники, по справедливому мнению Л. В. Занкова, нуждаются в принципиально ином подходе.

Вероятно, данный принцип призван подчеркнуть ориентацию автора на решение задач индивидуализации обучения. Но поскольку в те времена и дифференциация, и индивидуализация обсуждались лишь применительно к двум группам школьников – "успевающим" и "неуспевающим", – Л. В. Занков ограничился лишь описанием сложностей, возникающих у самой незащищенной группы учащихся – "неуспевающих", и ни слова не сказал о другом полюсе – детях, способных значительно результативнее "средних" усваивать учебный материал. Они, как известно, имеют не меньше сложностей в обучении.

Все представленные принципы были реализованы многочисленными последователями Л. В. Занкова в программах обучения и методиках преподавания всех учебных предметов, преподаваемых в начальной школе. Специальные исследования показали, что реализация этих принципов привела к существенным изменениям в обучении и общем развитии младших школьников.

  • Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990. С. 115.
  • Занков Л. В. Указ. соч. С. 116–117.
  • Там же. С. 117.

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить.

А. Дистервег

Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.

Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.

Сегодня на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.

Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + ЗУН + СУМ + СДП.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая +клубная, групповая + индивидуальная.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: развивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

Целевые ориентации

Высокое общее развитие личности.

Создание основы Для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).

Гипотезы Л. В. Занкова

Развитие Л.В.Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.

Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.

Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека (ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП).

В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.

Когнитивные структуры - это схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его.

Когнитивные структуры - субстрат умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти.

Когнитивные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения. Результаты этого выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольности поведения, памяти, в количестве и четкости знаний, умений.

Сложные структуры создаются из более простых, диффузных, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. В этом суть развития.

Концептуальные дидактические положения

Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л.В.Занков разработал дидактические принципы РО:

Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;

Системность и целостность содержания;

Ведущая роль теоретических знаний;

Обучение на высоком уровне трудности;

Продвижение в изучении материала быстрыми темпами;

Осознание ребенком процесса учения;

Включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);

Проблематизация содержания (коллизии);

Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Особенности содержания

Содержание начальной ступени обучения обогащено согласно цели всестороннего развития и упорядочено; в нем выделяется богатство общей картины мира на основе науки, литературы и других видов искусства. В первом классе представлены начала естествознания, во втором - географии, в третьем - рассказы по истории. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.

Во внимание берется не только классная, но и внеклассная жизнь ребят.

Принцип ведущей роли теоретических знаний у Л.В.Занкова

Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.

Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципа системности и целостности: каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определенного целого. Занковцы не отрицают дедуктивного подхода к формированию понятий, способов мышления, деятельности, но все-таки доминирующее начало в их системе - путь индуктивный.

Особое место отводится процессу сравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения.

Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению.

Особенности методики

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.

Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы.

Методика Л.В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

. Урок в системе развивающего обучения

Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его инвариантные качества:

Цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности;

Полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей;

Сотрудничество учителя и ученика.

Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Эта цель достигается следующими путями:

Учитель создает проблемные ситуации, коллизии;

Использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся;

Составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;

Создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

Стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

Использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику вы бирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

Оценивает не только конечный результат (правильно - неправильно), но и процесс деятельности ученика;

Поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Особенности урока

Ход познания - «от учеников».

Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

. Отслеживание развития

Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л.В.Занков предложил следующие показатели:

Наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;

Отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

Практические действия - умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления.

Литература

Теоретические работы, которые служат научному раскрытию проблемы соотношения обучения и развития: Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л.В.Занкова. - 1-П кл. - М.: Изд-во АПН РСФСР; ПЫУ кл. - М.: Просвещение, 1967; Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Педагогика, 1968; Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. - М.: Педагогика, 1975; Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова и М.В.Зверевой. - М.: Педагогика, 1973; Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова. -М., 1965; Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. - М.: АО «Столетие», 1995; Занков Л,В. Память. - М., 1949; Занков Л,В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Учпедгиз, 1960; Занков Л.В. О начальном обучении. - М., 1963; Занков Л.В. Содружество ученого и учителя. - М., 1991; Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.; Зверева М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся //Психологическая наука и образование. — 1996. - № 4.

Учебные программы, методические пособия, учебные задания для учителя: Программы средней школы. Начальные классы. - М.: Просвещение, 1997; Новая система начального обучения - I, II, III классы / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Экспериментальные учебные задания / Под ред. Л.В.Занкова. - М.: НИИОП АПН СССР, 1978; Изучение развития учащихся учителем / Под ред. М.В.Зверевой. - М.: НИИОП АПН СССР, 1984; Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1975; Развитие школьников в процессе обучения (3-4-е классы) / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1967; Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1961; Занков Л.В. Беседы с учителями. -М., 1970, 1975; Содружество ученого и учителя / Сост. М.В.Зверева, Н.К.Индик. - М.: Просвещение, 1991; История становления человека. Для учителей и учеников 2-го класса. Учебно-методическое пособие. -Минск: Белорусский дом печати, 1996; Программа обучения по системе Л.В.Занкова, 1-3 классы. - М., 1996; Нечаева Н.В. Планирование периода обучения грамоте (система I—III). -М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н.В. Изучение результативного развития речевой деятельности младших школьников. - М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н.В., РогановаЗ.Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-б-х классах. - М.: ФНМЦ, 1996.

Учебники, книги для учащихся: Романовская З.И., Романовский А.П. Живое слово: Книга для чтения в I, II, III классе / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Полякова А.В. Русский язык: учебник для I, II, III класса / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Занков Л.В. Учебник математики для I класса. -М., 1965; Аргинская И.И. Учебник математики для II, III класса / Под общ. ред. Л.В.Занкова. - М., 1966, 1967; Чутко Н.Я. Учебные материалы по истории - III кл. -М.: Просвещение, 1967; Занков Л.В., Аргинская И.И. Математика, I кл. -М.: Просвещение, 1979; Дмитриева Н.Я. Книга по естествознанию. I кл. - М.: Просвещение, 1979; Азбука / Под ред. Нечаевой Н.В. - М., 1996.

Развивающее обучение по Л.В. Занкову

В 60-е г. научно обоснована психолого-дидактическая кон­цепция начального обучения, направленного на более высокое общее раз­витие учащихся, выявлены принципы обучения, разработаны программы, учебные пособия и методики обучения в начальной школе.

Целевое назначение: обеспечить высокий уровень общего развития учащихся начальной школы в процессе формирования знаний; выявить зако­номерности в соотношении обучения и развития младших школьников и построить на их основе систему развивающего обучения.

Предполагалось, что развивающее обучение младших школьников по сис­теме Л.В.Занкова позволит достигать высокого уровня общего развития учеников и вместе с тем успешных результатов в усвоении знаний и уме­ний. Научное обоснование системы и дидактичес­кие принципы, а также многие приемы обучения могут быть распространены на любые ступени образования и все учебные дисциплины. Собственно го­воря, они и получили уже применение в 70-ые годы, главным образом, в общеобразовательной средней школе.

При обосновании нового подхода к начальному обучению Л.В.Занковым произведена критика традиционной методики. Ее суть такова. Программы, учебники и методика обучения в начальных классах не обеспечивают мак­симально возможного общего образования учащихся и одновременно дают недостаточную дидактическую подготовку (уровень знаний и умений). Это происходит потому, что учебный материал носит облегченны, подчас при­митивный характер с низким теоретическим уровнем; во-вторых, методика обучения рассчитывает на память учащихся в ущерб мысли; ограничение опытного, непосредственного познания ведет к вербализму, любознатель­ность детей не поддерживается; практикуется медленный темп обучения, игнорируется индивидуальность учащихся.

В разработке новой системы обучения Л.В.Занков исходил из положе­ния Л.С.Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Его зас­луга в том, что он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно мог­ло вести за собой развитие.

Общее развитие младших школьников в рамках экспериментальных ра­бот Л.В.Занкова рассматривалось как развитие способностей, а именно:

Развитие наблюдательности,- умение воспринимать явления, факты, естественные, речевые, математические, эстетические и др.;

Развитие отвлеченного мышления,- способности к анализу, синте­зу, сравнению, обобщению и т.п.;

Развитие практических действий, умения создать некоторый мате­риальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается на разра­ботанные учеными дидактические принципы. В отличие от традиционных ди­дактических принципов они направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний. Принципы тако­вы:

1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

3. Принцип обучения быстрым темпом.

4. Принцип осознания школьниками процесса учения.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Решающая роль принадлежит принципу обучения на высоком уровне трудности. Согласно ему, содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную психическую деятельность в овладении учебным материалом. Трудность как препятствие, проблема заключается в познании взаимозависимости явлений, их внутренних связей, в в переосмыслении сведений и создании их сложной структуры в сознании школьника. Это прямо связано с принципом ведущей роли теоретических знаний. Он озна­чает, что формирование фактических, прикладных знаний и умений проис­ходит на базе глубоко осмысления научных понятий, отношений, зависи­мостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего разви­тия. Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Суть не в увеличении объема упражнений, а в постоянном обога­щении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.

Принцип осознания школьниками процесса учения при всей близости не совпадает с общепринятым принципом сознательности. Требуется нау­чить школьника осознавать не только объект деятельности - сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.

Наконец, пятый принцип требует от учителя, чтобы велась целенап­равленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Для успешного овладения знаниями необ­ходимо обеспечить всем, особенно слабым, сдвиги в общем развитии. Это требует особого внимания к формированию мотивов учения, не внешних, а внутренних: познавательного интереса, интеллектуального роста.

Вся системы принципов дидактической системы реализуется в содер­жании начального образования и в методике обучения по всем предметам.

В 60-ые гг. лабораторией Л.В.Занкова были разработаны программы и методика начального обучения. Они были проверены в экспериментальной работе и показали высокую эффективность. Экспериментальная система оказала положительное влияние на обучение в начальной школе: создание новых программ и методик. Влияние дидактики Л.В.Занкова распространи­лось и на обучение в средней школе, что объясняется фундаментальностью подхода ученого, его опорой на кардинальное положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии личности.

См. литературу: Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) // Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990

Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю.- М.: Просвещение, 1985.- с.105-108

Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. Надеемся, что уже прочитанный вами текст делает это утверждение вполне понятным. В чем выражаются эти отличия? Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известное высказывание Л. В.Занкова "Ребенок — это тот же человек, только маленький" как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.

Приведем шутливое стихотворение В. Берестова о зайце, и вы поймете, какие условия обучения ожидают ваших детей — наших учеников:

За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
— Барабанить не стану.
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки.
Не вижу морковки!

Во-вторых, процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик мог, по возможности, добывать знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок строится в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, которые неизбежны при самостоятельном добывании знаний, и чтобы это не каралось отметкой (скорее, наоборот: активность на уроке должна поощряться).

Примерно в конце октября первоклассникам предлагается прочитать в Азбуке столбики слов и ответить на вопрос: "Какое слово пропущено? Почему?"

гол дом диван дорога / голы дома диваны дороги ворота

Столбики слов, аналогичные первым четырем, даются в азбуках всех авторов (обратите внимание, что от столбика к столбику увеличивается длина слов, но все они состоят пока еще только из открытых слогов). Включение последнего варианта: слово "ворота", которое не имеет формы единственного числа, принципиально меняет учебную ситуацию. Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществлять сразу два действия: озвучивать слова и понимать их смысл, на доступном уровне включая процедуру анализа слов. Представьте, что происходит в голове ребенка, когда он читает и выполняет задание одновременно. Уже к третьему столбику все дети начинают понимать принцип составления этих столбиков: первым записано слово, которое называет один предмет, вторым — несколько предметов. Четвертый столбик подтверждает догадку. И в момент, когда они, прочитав слово "ворота", приготовились назвать его в форме единственного числа — оказалось, что они не могут этого сделать. Возникла коллизия, недоумение, а значит, активизировались интеллектуальные действия. Но задание смутило не всех шестилеток. Один ученик без всякого смущения говорит: "Здесь пропущено слово "воротник". Учитель ждет реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу. Кто-то из учеников трогает свой воротник, кто-то произносит: "ворота — воротник", кто-то показывает руками, мол, вот какие ворота, а вот какой воротник. Класс не согласен с мнением мальчика, но недоумевает, а как же решается эта задача. Выйти из положения помогает учитель, предложив назвать слова в единственном числе.

Учитель: Столы.
Дети: (дружно ) Стол!
Учитель: Облака.
Дети: Облако!
Учитель: Ножницы.

Растерянность детей, несколько возгласов "нож" и тут же отказ от этого ответа, учитель не помогает, называет дальше.

Учитель: Окна.
Дети: Окно!
Учитель: Дрова.

Дети не знают ответа.

Учитель: Брюки.

Дети не знают ответа.

Учитель: Вот какие слова есть в русском языке! Слова, которые не имеют формы единственного числа.

Внимательно прочитайте этот эпизод урока, и вам станет понятно, почему Леонид Владимирович Занков говорил: "Ошибка — находка для учителя!". Вдумайтесь в этот афоризм, и тогда вы поймете и то, почему все российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторских систем Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, В. В. Сухомлинский, Б. Д. Эльконин и В. В. Давыдов прежде всего отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки. Очень образно и точно определил роль отметки В.В. Сухомлинский, назвав ее "палкой в руках учителя". А теперь и Министерство образования и науки проводит всероссийский эксперимент по безотметочному обучению на протяжении всей начальной школы. В системе Л. В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения ученика.

В-третьих, система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, природу, предприятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив, — яркую, насыщенную, интенсивную. Вы, наверное, это поняли по нескольким приведенным выше примерам. А как можно воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей? Мы, например, слышали выражение "облегченная система Занкова". Ну, можно ли облегченно развивать?! Можно ли облегченно готовить к взрослой жизни?!

"Трудность", которую мы предлагаем детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок, наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных "карательных" мер — все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Мы были неоднократно свидетелями таких "парадоксальных" ситуаций, когда дети не хотели со звонком выходить из класса (задача не была решена до конца) или на каникулах скучали по школе, по учебе.

На фрагменте урока вы увидите, как проходила работа в конце 1 класса. Обратите особое внимание на атмосферу урока, на настроение ребят.

Учитель: Найдите "лишний" рисунок.

(Даны пять рисунков, на каждом есть здание и дети. О различиях в рисунке вы можете судить по ответам детей.)

Ученик 1: "Лишний" пятый рисунок: на нем зима, а на остальных весна.
Ученик 2: А еще "лишний" первый рисунок: на нем дом, в котором живут, а на остальных школа.
Ученик 3: "Лишним" можно считать второй рисунок: везде дети идут, а на нем стоят.
Ученик 4: "Лишний" четвертый рисунок — на нем дети идут к дому, а на остальных от дома.

Возгласы детей: "Все, больше нет ничего", "Неужели еще есть "лишнее"?"

Учитель улыбается, ждет. Наконец, еще вариант.

Дети: Средний рисунок "лишний": на нем мальчиков меньше, чем девочек, а на остальных поровну.
Аплодисменты, выкрики: "Молодец", "Ура", "Вот это да!"
Дети: А может быть, еще есть "лишнее"?

Еще рассматривают, других вариантов не находят.

Легко заметить, что вначале первоклассники выделили внешние, наиболее очевидные признаки. Но постепенно перешли к более скрытым и, наконец, вышли на чисто математический. Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое в уже известном. Надо ли пояснять, что когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитывается воля к достижению цели, умение довести дело до конца. Надо ли пояснять, что в процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества.

Ни одно из приведенных трех заданий не решалось просто, однозначно. А спросите у ваших детей, трудные ли это задания, ответят — интересные.

Какие учителя ведут уроки в занковских классах?

В занковских классах уроки должны вести только те учителя, которые сами добровольно выбрали эту систему, для которых она оказалась "своей". Ответьте себе на вопрос, уроки каких учителей вам нравились в школе больше других, как они их вели? Неординарно! Не так ли? Вам запомнились учителя — высокие профессионалы. И вы знали: на их уроках можно свободно высказывать свое мнение, спорить — здесь не обидят, не унизят. Такие учителя (по природе своей занковцы) были всегда. Но только теперь они потребовались в массовом порядке. И если у учителя есть предрасположенность к гуманной педагогической манере (в отличие от авторитарной), то наше сотрудничество обязательно даст плоды в деле успешного продвижения вашего ребенка и в развитии, и в усвоении знаний, умений и навыков. Но прежде учителю, который решит работать по системе общего развития, предстоит учеба: он может пройти переподготовку на специальных курсах, которые регулярно проводятся как в Москве, так и в регионах России.

И только в том случае, если учитель сам захотел работать по системе Л. В. Занкова, администрация школы может предоставить ему такую возможность, так как система, напомним, является государственной. Как правило, атмосфера творчества и сотрудничества, присущая урокам в занковских классах, увлекает не только учеников, но и учителя, и он обычно навсегда остается "занковцем".

Много ли в настоящее время в России занковских классов?

В среднем каждый четвертый российский учитель начальных классов учит детей по системе Л. В.Занкова; при этом в различных регионах процент занковских классов колеблется от 15 до 40%. В Москве стабильно держится показатель 30% — то чуть меньше, то чуть больше. Но, повторяем, для системы, которая полностью строится "от ребенка", принципиальна не широта распространения, а осознание и принятие учителем принципов ее построения. Что касается продолжения обучения в основной школе по системе Л. В. Занкова, то мы считаем эту проблему чрезвычайно актуальной и работаем над ее решением.

Обучение в начальной школе закончено — что дальше?

Сейчас наш коллектив работает над тем, чтобы обучение по системе Л. В. Занкова было продолжено и в основной школе (5-9-е классы). С этой целью в ФНМЦ создаются комплекты учебных пособий, а учителя-предметники проходят необходимую переподготовку. К настоящему времени созданы учебники для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению. Все они участвовали в конкурсе учебников нового поколения, объявленном Министерством образования Российской Федерации, и по его итогам были признаны победителями. В настоящее время учебники проходят широкую апробацию в страны.

Однако многолетний опыт реализации системы общего развития в начальных классах показал, что даже при отсутствии учебников в основном звене, занковских школьников до конца их пребывания в школе отличает учебная и общественная активность, самый высокий в школе показатель поступаемости в вузы, высокие адаптационные возможности.

А если родители отдают предпочтение другим системам обучения?

Мы уважаем свободу выбора родителей и никогда и никому не навязываем своей системы. Мы считаем недопустимым ее внедрение в административном порядке; напротив, необходимо, чтобы в данной школе (или в соседней) были классы, обучение в которых ведется по другим системам (традиционной или системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). У вас всегда должен быть выбор, как и у учителя. Если вы не принимаете учебники, по которым будет учиться ваш ребенок, если вас раздражает организация процесса обучения и если учитель не развеял ваши сомнения, вы можете перевести своего ребенка в класс с другой системой обучения.

Что такое Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова (ФНМЦ)?

ФНМЦ является одним из подразделений Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации. В нем интенсивно и плодотворно работает коллектив энтузиастов и единомышленников различного профиля: ученые (как специалисты по школьным предметам, так и психологи), методисты, учителя. Костяк составляют сотрудники, которые вместе с Л. В. Занковым выстраивали новую систему обучения и которые являются основными авторами учебников. Их осталось семь человек. Рядом выросла новая плеяда молодых занковцев, и сейчас ФНМЦ объединяет 26 авторов-исследователей.

Мы все искренне привержены системе общего развития школьников.

Короткой строкой о прошлом, настоящем и будущем системы

Научная лаборатория, руководимая педагогом, психологом академиком Л. В. Занковым, начала исследование проблемы соотношения обучения и развития в 1957 году вначале на базе одного класса, затем десяти, ста классов. На основе теоретического и практического осмысления полученных данных в системе общего развития было создано первое поколение учебников для четырехлетней школы с началом обучения в семь лет. Затем наша школа перешла на трехлетнее начальное обучение. И опять на основе осмысления новых экспериментальных и научных данных сотрудники лаборатории переработали учебники применительно к новому контингенту учащихся. Таким образом, сейчас занковские классы работают по четвертому поколению учебников, которые стали результатом исследования современных детей, современных условий их жизни в школе, изучения новых данных о них, полученных психологами, физиологами, дефектологами.

В 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова.

Наши организационные достижения за прошедшее десятилетие:

  • система признана широкой общественностью России, она используется в Белоруссии, на Украине, в отдельных школах Казахстана, Молдавии, Узбекистана. Налажены творческие связи с педагогическими коллективами школ города Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия);
  • в регионах открыты филиалы ФНМЦ им. Л. В. Занкова, планы работы которых координируются с планом Центра с учетом местных условий;
  • организована очная переподготовка работников образования в Москве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также во время выездов на места (примерно 40 выездных курсов ежегодно);
  • Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л. В. Занкова, издает журнал "Практика образования"; регулярно проводит детские олимпиады, призванные выявлять и поддерживать одаренных детей; организует заочную форму переподготовки работников образования; проводит конференции и конкурсы учителей.

Сейчас разработкой системы и ее внедрением в практику занимаются ФНМЦ им. Л. В. Занкова, Объединение учителей-занковцев и самарское Издательство "Учебная литература" Корпорации "Федоров".

В конце еще раз подчеркнем, что основная особенность системы и основная трудность ее разработки заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является движущей силой развития системы, цель которой — целостное развитие ребенка — его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Поэтому наше продвижение вперед как на современном этапе, так и в будущем, связано с все более глубоким познанием особенностей детей педагогами, психологами, физиологами, дефектологами, с одной стороны, и с разработанностью общепедагогических, дидактических проблем современного образования, — с другой.

Мы будем рады сотрудничать с вами в воспитании и развитии достойного гражданина России — вашего ребенка.

Для начала давайте сверим наше и ваше понимание двух основных для начала обучения вопроса. Согласны ли вы с нами?

  1. В чем состоит помощь родителей детям в обучении?
    • В уходе за ребенком, в обеспечении (по возможности) нормальным питанием, отдыхом, посильной физической нагрузкой.
    • В расширении его кругозора: совместном чтении, просмотре фильмов, организации походов по интересным местам, посещении музеев, театров и просто в дружеском разговоре.
    • В обсуждении (без назидательности) его школьных дел, в рассказах о своих профессиональных делах, о родословной, о жизни в стране.
    • В постоянном контакте с учителем.
  2. Чего родители не должны делать?
    • Брать на себя подготовку домашних заданий, иначе учитель не сможет знать, что у вашего ребенка получается, а что нет, а значит, не сможет ему помочь.
    • Наказывать за неуспех, в основе которого лежат индивидуальные особенности вашего ребенка.

Более подробно эти и другие позиции родительской грамоты раскроет учитель вашего ребенка на родительских собраниях.

Обсуждение

Программы по музыке и их наполнение - старые. унылые, не отвечающие сегодняшнему дню.
Их составляла женщина из прежнего НИИ Худож. воспитания- по образованию скрипачка, "вялая и безынициативная", как в одной комедии сказано, сама уже давно бабушка. Вот и программы ее, и репертуар - такие, что от них зевота начинается.
Песни детские современные ведь сочинять не перестали, а она все чушь какую-то рекомендует.

07.06.2016 15:21:42, Екатерина Сергеевна

Надо в корне переделать учебник по математике. Программа чудесная, подход к ознакомлению с новым материалом замечательный, но опыт показывает, что отработка навыка идёт через многократные тренировки. Приходится самим составлять задачники, решебники. Увы, это не только моё мнение. Тогда и родители будут меньше возмущаться.А в целом я люблю эту программу. Но жаль учебников Романовской,малый объём имеет учебник Свиридовой,Чураковой,спасибо Лазаревой. Скучаю без естествознания Товпинец, окружающий мир надо разинтегрировать.Спасибо.

25.12.2008 18:09:57, Людмила

Все бы ничего, только вот помимо Занковской системы нам ввели изучение двух иностранных языков, один английский и второй местный бурятский, и по расписанию в один день математика, русский, английский и бурятский - у моего ребенка второклассника после этого в голове все буквы путаются, ему тяжело!!! Неужели нельзя как то дать ребенку хоть кусочек детства??? Дайте им поиграть и подурачиться, с такими науками у нас ни на что нет времени((((я жалею что отдала сына на обучение по этой системе, мы в классе делаем задания, и на дом задают по два и по три упражнения. Появится возможность переведу в обычный класс и не пожалею.Уверенна учиться хуже он не станет, зато времени на библиотеки,игры,чтение книжек, посещение музеев,творческих кружков у него появится!

11.11.2008 13:16:00, Наталья

Как введение учителей-предметников в начальной школе соотноситься с организацией личностно-ориентированного обучения?

08.08.2008 17:52:16, Светлана

мой сын учится по этой системе, перешел во 2 класс- ему тяжело- на мой взгляд из-за не складыающихся отношений с учителем. Знаю только что в старших классах детям, обучившимся по этой системе легче дается обучение.

08.08.2008 15:28:55, светлана

мы отучились первый класс по Занкову. щас будет второй год. ничего такого особенного и сложного я не обнаружила. специально систему не выбирала. просто ближайшая школа по ней учится. перед первым классом заморочилась по поводу этой программы, но нашла только то что ее хвалят. наша учительница вообще вся в восторге от этой системы! единственное могу ответить, что в конце первого класса уровень (желание и умение) чтения у дочки достаточно высокий. но это может зависит и от индивидуальных особенностей ребенка.

А я об этой системе слышала только хорошее, да, сложновато, но. согласитесь, интересно и неординарно...
Мы в этом году идем в первый класс и целенаправленно пошли в подготовительную группу по системе Занкова, надеемся, что все понравится, а со сложностями ребенок справится, если рядом будут понимающие и любящие родители.

А, я из этой статьи вынесла, что все как всегда, зависит от учителя.
И видела учебник математики для 1-го класса по этой системе без картинок! Вообще! Это, я считаю, перебор.
И еще какая-то глупость - якобы 30% классов идут по этой программе. Что-то незаметно...

Советская система образования и воспитания, как была лучшей, так и остается таковой.

20.07.2008 20:51:40, Малыш

Комментировать статью "Система обучения Л. В. Занкова — что это такое? Часть 2"

В данной статье я хотела бы рассказать об экзамене по немецкому языку Start Deutsch A1. Поскольку я являюсь преподавателем немецкого языка, мне часто приходится готовить своих учеников к международным экзаменам, и к этому экзамену в частности. За 12 лет я накопила большой опыт подготовки, а также полезную информацию, которая может пригодиться всем, кто планирует сдать этот экзамен. Экзамен Start Deutsch A1 сдают обычно те, кто выезжает на постоянное место жительства в Германию. Например...

Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 2. Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 2. Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. мы отучились первый класс по Занкову. щас будет...

Телеканал «Мир» сообщает: Все российские школы должны перейти на систему инклюзивного образования через пять лет. Один из главных вопросов - где взять столько учителей? Как оснастить школы? Распашные двери, расширенные проемы, низкие пороги, пандусы, лифты, таблички для слепых – лишь неполный список госстандартов. Под новую систему разработали и новые стандарты аттестации. Каждому ученику с особенностями развития необходим индивидуальный подход...

Как сообщает Quartz, у финских школьников теперь не будет отдельных предметов математики, географии, истории, физики или литературы. Все эти предметы комплексно заменит один, который будет включать в себя элементы разных предметов, чтобы школьник смог взглянуть на мир со всех сторон. Уже нет уроков по предметам в Хельсинках у 16-летних учеников. И в планах расширить такую систему к 2020 году на все школы в стране. Министерство образовании Финляндии считает, что учить детей "по-старинке" уже...

Подозреваю, что бОльшая их часть из куда менее благополучных школьных округов Что этот ребенок вполне для более продвинутого обучения, например - языковой спец Вопрос в другом - почему-то учителя-предметники не берут учебники, продолжающие систему Л. В. Занкова...

Обсуждение

Начали за здравие, кончили за упокой.

Все дети разные. Всем детям подходит разное. Не надо "одной програмы для всех".

Не знаю в какой вы стране. В Америке, математику учат приблизительно с той же скоростью, что и в России (может, на полгода отсаставание, в старших классах есть выбор, учиться быстро, или забить). В Сингапуре и Китае учат приблизительно на год быстрее чем в Америке.

"Примеры из 9 действий на умножение и деление пятизначных чисел (!) в четвертом классе?!" - ДА! И легко! Хоть 10-значных. Задачи с иксом - 5-й класс. Степени, корни, графики, уравления с двумя неизвестными - 6 класс. Легко.

Не надо писать за всех. Все дети разные... очень. Не хуже, не лучше. К слову, мои ребенок не говорил до 4-х лет. Школу любит.

18.12.2012 21:28:17, masha__usa

Похоже на вальдорфскую школу. Такие и у нас есть, хоть и мало. Кому-то нравится, кого-то не устраивает...

Девочки, первый класс уже в прошлом, закончилась и первая четверть второго! Многое преодолели семьей, давайте делиться проблемами и преодолевать их вместе?:)) У нас система обучения "школа 2100", ИМХО, лучше бы все оставили прежним. Я не против новизны, я за продуманность программы! Хорошо, что образование и знания позволяют мне держать ребенка на плаву, а ведь пошел в школу с полным набором знаний первоклашки! Читал, считал прекрасно! Единственное - в школе "писать" строчными буквами научили...

Обсуждение

У нас такая же ерунда, пишет, - ну просто убиться с тумбочки!!! Когда торопится - это кошмар-кошмар! Мне бы такое даже в страшном сне не приснилось (((Вот вы сетуете на программу 2100, а у нас Школа России, - ничем не лучше, прописи по Горецкому, с ошибками были напечатаны, мы еще букву Ы не проходили, а они уже предложения с этой буквой дают. В общем, бардак какой-то. Учительница нам сразу сказала, на первом собрании после того, как нас приняли в школу: мне эти прописи не нравятся, давайте другие возьмем, - и мы приобрели 4 части прописей Узоровой и Нефедовой и дополнительно в них писали наряду с Горецким.
А наша логопед (с младшим занимается) посоветовала нам купить прописи этих же авторов Узоровой и Нефедовой голубенькая толстая тетрадка с девочкой на обложке. И писать в них, причем карандашом, и если какая буква не так написана, то берешь, стираешь, - и пусть деть заново выписывает буковки. Кстати, проверено, после 4-х страниц переписывания по три раза, ребенок понял, что писать нужно аккуратнее:-) Но мы прервались, и забросили, потому что времени совсем нет ((Я заставляю в черновик сначала писать, а потом, если мне ну совсем никак почерк или ошибок много, то переписывать еще раз. А еще она посоветовала разлиновать лист А4 именно косой линейкой, такого же наклона, что и в прописях, но намного чаще и жирным черным чем-то, фломастером или ручкой, и подкладывать под лист, на котором ребенок будет писать, эти линейки будут просвечивать и детю будет легче писать буквы под нужным наклоном и размера нужного. По идее, буквы должны как раз попадать между этими линейками в свое пространство - это как раз для отработки красивого и ровного письма. Мы так до этого и не дошли ((((
А еще мне не нравится, что каждый год меняют правила написания букв, букву Я Серега мой вообще пишет как-то череззаборногузадерищенски, - я говорю, ну смотри, как легко, крути себе ручку... а он мне, - нет, мол, мама, нас учили так... я даже не могу до сих пор повторить это, у меня мозг отказывается воспринимать подобную чепуху)))
Все буквы с крышечками сверху: Б, Т, П, Г, Р - ребенок пишет сначала крышечку, а потом уже палочки, - что за бред! И я понимаю, что учитель не виноват в том, что сидят наверху какие-то дятлы и открывают заново Америку!!!

У нас "Школа 21 века", математика обычная по программе + Гейдман. Задавали и в первом классе много и сейчас:(Интересно, а на каникулы всем задали? У нас: по русскому - писать по 3 диктанта в день+2 страницы заданий из раб. тетради "Пишем граммотно" (там есть задания, которые нужно и в тетрадь переписывать). По математике доделать до конца всю рабочую тетрадь№1 Гейдмана (получилось по 6 страниц в день все каникулы и выходные нужно делать)+ 2 страницы заданий из обычной рабочей тетеради по программе + каждый день заниматься в компьютерном математическом тренажере (если кто знает - "МатРешка"), и еще прочитать к понедельнику книгу "Витя Малеев в школе и дома", я поделила на количество дней - нужно читать в день по 58 страниц... Школа обычная. Не знаю, может сейчас везде так?

Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 2. Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. мы отучились первый класс по Занкову. щас будет второй год. ничего...

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Ребёнку 8 лет. Нет желания учиться. Как это преодолеть? Как правило, у ребёнка нет желания учиться трудно и тяжело. Прежде всего надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, обратится к логопеду для тестирования на дисграфию. С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более...

Некоторые родители спрашивают: "А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?" Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет...

Реализация - успешная во многом зависит от таланта учителя. А, если педагог талантлив. то он талантливо обучит и по классике. ИМХО... что говорит интернет:"Проект «Перспективная начальная школа» – результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО, разделяющих концептуальные основы «Перспективной начальной школы». Предпосылками для ее создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова."

Идите туда, где понравилась учительница. Любая программа до того, как взял её учитель в руки, мертвый груз. Она оживает только в прямом воплощении её учителем. От учителя зависит насколько адекватно авторскому замыслу он будет её воплощать.
Про профили классов: я бы не стала так жестко с 1 класса программировать будущий профиль занятий ребенка. 7-8 класс, по-моему, идеальный вариант, чтобы определиться, тем более, что многие сильные лицеи и гимназии именно в это время проводят свои наборы.

Идея развивающего обучения - очень близка. Реализация ее в системе Эльконина-Давыдова, Занкова в условиях массовой школы... Я прекрасно знаю что это за система. Каждое слово учителя прописано, мы конспекты ей месяцами защищали, все ответы заранее просчитаны, к...

Обсуждение

У меня сын учится по эльконинской программе. Из плюсов - действительно что-то новенькое вначале. Периметры, площади. Но зато как они считают - это слезы просто. Во втором классе еще не вылезли из второго десятка. До школы сын выполнял арифметические действия с трехзначными числами куда быстрее, чем сейчас с двухзначными.
Еще учебники, видимо, наспех делались, поэтому иногда формулировки довольно косноязычные. О чем идет речь не всегда понятно, потому что трактовать можно по-разному.
Из совсем мелочей - я не понимаю, как разработчики программы развивающего обучения могли сделать рабочие тетради на 5 мм больше стандартных обложек на тетради-учебники:) ? приходилось каждый раз обрезать эти 5 мм больших полей (желающие могли продолжать поиски нужной обложки, у нас среди родителей никто не нашел:)
Я не сильно вникающий родитель, я не хочу изучать все существующие программы. У меня нет твердой уверенности, что к окончанию младшей школы объем знаний будет соответствовать уровню, пройденному в других программах. Я вовсе не против, того, чтобы они проходили, допустим, различные системы счисления. Но я понимаю, что на экзаменах в пятый класс не может быть вопроса про системы счисления, но зато, скорей всего, будут темы, которых в нашей программе не было, развейте мои сомнения, пожалуйста.

День добрый! Случайно 5 лет назад у меня оказалась книжечка проф.Венгера. Побывала тогда в центе Венгера. Примерно в этом русле мы и жили все эти годы, правда без садика. Теперь мальчик занимается по тетрадкам Микулиной, одного из авторов раннего учебника Эльконин-Давыдовской программы. Но все вне коллективного обучения. Сам находит закономерности, сам придумывает правило или слово, сам решает задачи, мама на последней стадии формирует общепринятый математический язык. Не хватает методичек по программе Давыдова. Куда можно обратиться, где можно найти методички и описание методы?

Эта система очень не однозначная, в классе в котором учился племянник из 24 человек 8 ушли, потому что родителям не понравилась программа. Зато остальные, в том числе моя сестра в восторге. Программа развивающего обучения, вот что главное в системе Занкова.

Обсуждение

Спасибо всем большущее за отклики!

22.03.2000 14:26:19, Olga

Эта система очень не однозначная, в классе в котором учился племянник из 24 человек 8 ушли, потому что родителям не понравилась программа. Зато остальные, в том числе моя сестра в восторге. Программа развивающего обучения, вот что главное в системе Занкова. Минимум зубрежки, много логической работы. Очень мало повторений (с этим осторожнее, не всем детям такое может подойти). Моя мама завуч в школе, часть классов в начальной школе работает по Занковской системе. При равных начальных условиях дети из Занковских классов выходят более раскрепощенные, развитые, веселые в конце концов. Но!!! и это главное условие, мама говорит, что в занковских классах работают учителя-звездочки, очень увлеченные и знающие, готовые всегда учиться (в ее школе естественно). Мне кажется, что учитель, которому все равно не будет осваивать новую систему, обойдется тем, чему научился в институте или училище. Так что я планирую, что мой сын будет ходить в занковский класс.

22.03.2000 10:09:28, Лена К.

Леонид Владимирович Занков (10 апреля 1901 - 27 ноября 1977) - советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор оригинальной системы развивающего обучения (системы Л. В. Занкова).

Биография

В 1918 году начал работать учителем сельской школы в Тульской области. С 1919 года - воспитатель и заведующий сельскохозяйственными колониями, сначала в Тамбовской, затем - в Московской области.

В 1925 году окончил факультет общественных наук МГУ. С 1929 года ведёт научно-исследовательскую работу в НИИ дефектологии, которая продолжается до 1951 года. В 1935 году организовал первую в СССР лабораторию специальной психологии. Л. В. Занков занимал должности заведующего отделом специальной психологии и заместителя директора по научной работе. С 1944 по 1947 год Л. В. Занков занимает пост директора. В 1942 году Л. В. Занков защищает докторскую диссертацию на тему «Психология воспроизведения». В 1945 году Л. В. Занков избирается Членом-корреспондентом АПН РСФСР, а в 1955 - действительным членом АПН РСФСР. После реорганизации академии в 1968 году избирается действительным членом АПН СССР. Состоял в Отделении теории и истории педагогики.. В 1951 году Л. В. Занкова назначают на пост зам директора по науке НИИ теории и истории педагогики АПН в котором он работает в этой должности до 1955 года. Затем руководит лабораторией в этом институте до своей смерти в 1977 году.

Похоронен на Введенском кладбище Участок № 18 в Москве.

Дидактическая система Занкова

Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х гг. ХХ столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников. Основными принципами её являются следующие:

  • высокий уровень трудности;
  • ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ;
  • продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях;
  • осознание школьниками хода умственных действий;
  • воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы;
  • гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе;
  • развитие каждого учащегося данного класса.

В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую структуру. На нём организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

Вклад в развитие отечественной дефектологии

С именем выдающегося отечественного психолога и педагога Л. В. Занкова связано становление и развитие обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в СССР.

С изучением, обучением и воспитанием детей с отклонениями в развитии Л. В. Занков был связан ещё в начале своей научно-педагогической деятельности. С конца 20 - ых годов ХХ века Л. В. Занков начинает работать в научно-практическом институте дефектологии (ныне - Институте коррекционной педагогики РАО). Свою деятельность в этом институте он начал в психологической лаборатории.

В эти годы научно-практический институт дефектологии был научным центром, который осуществлял разработку основных проблем обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в СССР. Именно в этот период в институте работала целая группа известных психологов и педагогов, которые в дальнейшем стали классиками отечественной педагогики и психологии. Среди них можно назвать: Р. М. Боскис, Т. А. Власову, Л. С. Выготского, И. И. Данюшевского, Р. Е. Левину, И. М. Соловьёва, Ж. И. Шиф. Даже в окружении таких видных психологов и педагогов Л. В. Занков занимал одно из ведущих мест. Он был учеником и соратником Л. С. Выготского. И наряду с другими представителями школы Выготского: А. Р. Лурией, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, разрабатывал ведущие теоретические проблемы психологической науки.