Особенности любовной лирики маяковского лиличка. Своеобразие любовной лирики в.в.маяковского мкоу зубковская средняя общеобразовательная школа сапсай екатерина сергеевна

В то время, когда Владимир Маяковский начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму «Люблю». В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь — это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. Первую часть произведения поэт назвал «Обыкновенно так», чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви свое — поэтическое. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы. По мнению Маяковского, любовь дается каждому человеку от рождения, но у обычных людей, которые любят «между служб, доходов прочего», «поцветет, поцветет — и скукожится»:

Любовь любому рожденному дадена, — Но между служб, Доходов И прочего Со дня на день Очерствевает сердечная почва.

Наконец, лирическому герою встречается женщина, которая

Пришла — Деловито, За рыком, За ростом, Взглянув, Разглядела просто мальчика. Взяла, Отобрала сердце И просто Пошла играть — Как девочка с мячиком.

Конфликт в поэме строится на неразделенности чувства любви. Наиболее высокого напряжения он достигает в главе «Ты». Поэт отдает сердце любимой и счастлив. По его мнению, счастье не в том, чтобы хранить чувства, как капитал в банке, а в том, чтобы подарить их другому человеку, ничего не желая взамен. Любовь бескорыстна, поэтому она вечна. У Маяковского было твердое убеждение, что «если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при любых обстоятельствах, даже если я неправ, несправедлив, или жесток». Любовь должна быть незыблема, как закон природы. «Не может быть, чтобы я ждал солнца, а оно не взойдет. Не может быть, чтобы я поклонился цветку, а он убежит. Не может быть, чтобы я обнял березу, я она скажет: “Не надо”». Любви не страшны

Ни ссоры, Ни версты. Продумана, Выверена, Проверена. Подъемля торжественно стих строкоперстый, Клянусь — Люблю Неизменно и верно.

К любовной лирике Маяковского относятся два стихотворения, созданные в конце 1928 года. Это «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Первое из них адресовано редактору газеты «Комсомольская правда», в которой работал оказавшийся в Париже поэт. Второе стихотворение не было предназначено для печати — это личное послание, которое было передано любимой женщине. В первом «Письме…» Маяковский размышляет о сущности любви, ее сокровенном смысле. Поэт хочет разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Любовь настолько сильна, что перевернула в нем все, создала его заново. «Письмо…» представляет собой поэтический монолог. Любовь поэта «человеческая, простая»:

Подымает площадь шум, экипажи движутся, я хожу, стишки пишу в записную книжицу.

Любовь дает возможность ощутить единство обычного, земного и прекрасного, высокого, а поэзия — выразить это.

В этом «Письме…» поэт утверждает, что слово влюбленного человека способно

Подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли.

«Письмо товарищу Кострову…» — одно из самых лирических произведений В. Маяковского о любви. Поэт говорит о значении любви в своей жизни. Его чувства приобретают «вселенские» масштабы, поэтому для их выражения Маяковский использует метафоры и неологизмы: «Из зева до звезд взвивается светло золоторожденной кометой» или «Распластан хвост небесам на треть».

В «Письме Татьяне Яковлевой» любовь предстает своей драматической стороной. Почему-то взаимная любовь не принесла счастья влюбленным. Поэт обещает усмирить чувство ревности. Если стихотворение «Письмо товарищу Кострову…» имеет глобальный, даже философский характер, то второе по содержанию более личное. В нем душа Маяковского открыта, в ней рядом страсть и бессилие, ревность и достоинство: Материал с сайта

Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук. Не хочешь? Оставайся и зимуй, И это оскорбление на общий счет нанижем.

Форма монолога сообщает стиху доверительность, придает поэтическому повествованию глубоко личный характер. Предельная откровенность героя проступает в словах о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти». Каждая строка стихотворения наполнена силой чувства, как и вся любовная лирика Маяковского, мощная и страстная. Поэт был навеки ранен любовью. Читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:

Если я чего написал, если чего сказал — тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • своеобразия лирики Маяковского коротко
  • особенности любовной лирики в. в. маяковского
  • особенности любовной лирики маяковского
  • любовная лирика маяковского
  • сочинение на тему общая характеристика маяковский

1. Л юбовь в раннем творчестве.
2. Муза Маяковского.
3. Публичность чувства.

Любить — это с простынь,
бессонницей рваных, срываться,
ревнуя к Копернику, его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая своим соперником.
В. В. Маяковский

Любовная лирика занимает не последнее место в творчестве В. В. Маяковского, которого мы привыкли воспринимать как поэта революции и мастера агитационных лозунгов. Поэма «Облако в штанах» (1915) — любовная и посвящена неразделенному чувству к не пришедшей на свидание героине М. А. Денисовой, в которую он был влюблен в Одессе. В названии заключена метафора нежной мужской души. Удивительно, но многие годы эту поэму считали революционной, антибуржуазной. Но вовсе не недовольство общественными порядками заставляет героя проклинать мир, а самая простая ревность. Напряженный герой ждет любимую с четырех до десяти часов, она в конце концов приходит и говорит, что выходит замуж. «Пожар сердца» превращается в месть за то, что отняли любовь

Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!
...Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!

Большинство стихотворений любовной тематики посвящено Л. Брик, с которой Владимир Владимирович познакомился в 1915 году. Она стала значимой фигурой в его жизни. Никто больше — ни Т. А. Яковлева, ни В. Полонская — не занял в сердце поэта такое место, как она. На долгие годы женщина стала музой Маяковского. Ей поэт посвятил первый том собрания сочинений, вышедший в 1928 году. «Кроме любви твоей, мне нету солнца... / мне писал Маяковский в стихотворении «Лиличка! Вместо письма».

«Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», — говорил В. Б. Шкловский о Брик.

Встреча была судьбоносной, брак Лили с О. Бриком был скорее нежной дружбой, чем страстной любовью. Маяковский обрушил на возлюбленную свое безмерное необузданное чувство, сопровождаемое ревностью, вполне обоснованной в сложившемся любовном треугольнике.

Двенадцать
квадратных аршин жилья.
Четверо
в помещении —
Лиля,
Ося,
я
и собака
Щеник...

Вот в таких условиях существовала любовь, и создавались стихи Маяковского. Он не хотел делить любимую женщину ни с кем, но был обречен делать это. Как метко было замечено, его лирика питалась от несчастной любви.

Не всегда можно говорить об абсолютном совпадении лирического героя стихов с автором, но в данном случае нет подмены — мы читаем о том, что действительно чувствовал Маяковский, а не отвлеченный лирический герой. Любовь его настолько велика, что венчает короной в веках любимую.

Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои —
радугой судорог.

Любовь Маяковского — это чувство, которому неведом покой: «надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие». Она кричит вся, то от восторга, то от боли, поэт выплескивает эмоции, не сдерживая и не скрывая их. Он — максималист, поэтому никаких полутонов в чувствах. Или любит, или нет, или сейчас, или никогда. Любовное чувство у Маяковского приобретает необычные формы: от беззащитного «смирного любеночка»:

Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любеночек —

до поражающей своими размерами любви-громады, которая то ли любовь, то ли ненависть, то отчаяние, то нежность:

Больше чем можно,
больше чем надо —
будто
поэтовым бредом во сне навис —
комок сердечный разросся громадой:
громада любовь,
громада ненависть.

Конечно, такой романтик, как Маяковский, понимающий «язык трамвайский» и умеющий сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб», и не мог любить иначе. Он дерзко заявлял о своей любви всему миру. От его любви, обрушивающейся как водопад, от такого бурного проявления чувств Брик уставала, что заставляло поэта метаться, теряться и переживать. Это чувство к ней было очень неровным, у них так и не получилось создать модель современной семьи без предрассудков — без ревности, без зависимости друг от друга, свободной от влияния быта. Отношения же с парижанкой Яковлевой, по словам окружающих, были спокойными, но недолгими. Говорят, что выехать в Париж повторно ему не удалось не без помощи Бриков (Лиля была в бешенстве, обнаружив стихотворение к сопернице), а Яковлева вскоре вышла замуж. Остались строки, посвященные ей. В них слышны нотки счастья.

Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи...

Маяковский был таким человеком, который не мог держать чувства в себе, выплескивал их в своих стихах и ввиду своей публичности делал достоянием общественности. Ведь это было не просто интимное чувство, а чувство поэта-гражданина. Гиперболизация чувства характерна для всего творчества Маяковского, и любовная драма приобретает в таком ракурсе характер общественный. Таким образом, по словам исследователя С. Л. Страшнова, поэт приобщался «к цельному целому — массе или народному единству, каким бы отвлеченным и иллюзорным оно ни было. Отсюда.., стремление Маяковского всячески социализировать ее (любовную лирику), превращая любовь из личного чувства в общественную тему». Поэма «Люблю», написанная в 1921—1922 годах, говорит о том, что любовь занимает важное место в жизни человека, она дана каждому, но мало кто замечает, что со временем сердце черствеет и «любовь поцветет, поцветет — и скукожится». Чтобы сохранить любовь, поэт прячет ее в любимую.

Любовь
в тебя —
богатством в железо —
запрятал,
хожу
и радуюсь Крезом.

Заканчивается поэма выводом, что его любовь неподвластна времени. Это самые позитивные строки Маяковского о любви.

Наполненная лиризмом поэма «Про это» раскрывает перед нами муки ревности, страдание от несчастной любви. Обозначив основную тему поэмы — «по личным мотивам об общем быте», поэт рассуждает о морали, быте и любви нового человека. Его лирический герой борется за идеальную любовь. Критики называли поэму чувствительным романом, над которым плачут гимназистки, в то время как автор говорил о своей идее прямо — это поэма, построенная на ассоциациях, о том, как быт опошляет отношения мужчины и женщины. Поэт полагал, что в жизни нового человека любовь должна быть очищена от мещанства.

«Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всем» — так говорил Маяковский о любви, вечной теме художественных произведений.

Любовная лирика Владимира Маяковского

План

1.Введение

2.Кому посвящал свои стихи

3.Особенности любовной лирики Маяковского

4. Заключение

Введение

Владимир Маяковский - один из самых выдающихся и экстравагантных поэтов 20 века. Начиная как футурист, он создал свой собственный и уникальный литературный стиль, который нельзя спутать ни с одним другим.

Не смотря на большую популярность в обществе, жизнь у Владимира была не легкой. Он прошел через множество трудностей и душевных терзаний. Особенно ему досталось от представительниц прекрасного пола - женщин. Именно они были лекарством и ядом для Маяка.

Они причинили ему много боли, однако без них мир бы не лицезрел ряд прекрасных художественных произведений. Именно о любовной лирике этого поэта и пойдет речь.

Кому посвящал свои стихи Маяковский?

У Владимира была крайне необычная внешность. Грубо говоря, это был высокий мужчина с грубыми чертами лица. Однако за суровой внешностью скрывалось ранимое и чувствительное сердце. Именно этим он и привлекал женщин, которым и посвящал свои стихотворения. Поэт влюблялся не часто. В отличии от Есенина, он был крайне избирателен. Можно назвать только четырех избранниц, которые смогли покорить “ ”.

Первой была Мария Денисова-Щаденко - известный в СССР скульптор. Познакомились они в Одессе в 1914 году и начался длительный роман. Поэт посвятил ей не одно стихотворение. Одним из лучших считается “Это было в Одессе”. Однако они не смогли быть вместе долгое время. Разное социальное положение, общественные нравы - все это быстро разлучило эту необычную пару. В итоге Мария вышла замуж за другого.

Тема разлуки и разбитого сердца нашла отражение в первом крупном произведении поэта “Облако в штанах”. Все раны рано или поздно заживают. Расставание Маяковский пережил и сразу же нашел свою главную музу - . Отношения между этими людьми были страстными, безумными, но прекрасными. Лили была необычной женщиной, которая всегда стремилась к свободе. Владимиру же нравилось подобное свободомыслие, однако от него он и страдал.

В том, что Маяк был по уши влюблен, сомневаться не приходится. Достаточно просто прочитать лучшее произведение поэта “Лиличка! Вместо письма”. Поэт одновременно наслаждался и страдал от этих отношений. Он неоднократно рассуждал о сущности любви в своих стихотворениях (“Люблю”, “Про это” и так далее). Часто автор приходит к выводу, что настоящая любовь тесно сопряжена со страданиями. Ведь по-настоящему влюбленный готов на все, ради объекта своего обожания.

Отношения с Лили были слишком непостоянными, поэтому пара распалась. Долгое время поэт блуждал в гордом одиночестве. Однако в 1928 году познакомился с Татьяной Яковлевой, которая стала новой фрейлин Маяковского. Они были идеальной парой. Как писал сам поэт в “Письмо Татьяне Яковлевой”, это была единственная девушка, под стать ему. К сожаления, Татьяны вышла замуж за другого мужчину. Очередная история отношений закончилась трагично для нашего “быка”. Последние отношения были у Владимира с . Многие считают, что они были просто хорошими друзьями. Однако прекрасное стихотворение “Неоконченное” было посвящено именно ей.

Особенности любовной лирики

Этим прекрасным дамам поэт посвятил такие же замечательные стихи. Основной их отличительной чертой является искренность и душевность. Поэт не стеснялся своих чувств, поэтому вкладывал в них всего себя. Каждое произведение - это настоящая ода возлюбленной. Все эти произведения наполнены невероятно сильными метафорами. Чего только стоит фраза “Я все разно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем.” Стихотворения о любви имеют необычную и сложную ритмику. Автор никогда не стремился к стихам в их классическом стиле. Он всегда экспериментировал со звучанием. Именно поэтому, вся любовная лирика имеет короткие, но броские строфы.

Заключение

Любовь - это прекрасное чувство. Она принесла много боли Владимиру Маяковскому, однако она также заставляла его творить. Если бы не все эти женщины, никто бы никогда не узнал о богатом внутреннем мире этого добродушного гиганта мужчины.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Любовь в жизни и лирике В.В. Маяковского Работу выполнила Семенова Галина Дмитриевна учитель русского языка и литературы МБОУ « Среднекибечская СОШ» Канашского района Чувашской Республики

БЫЛ ЛИ СЧАСТЛИВ МАЯКОВСКИЙ В ЛЮБВИ? « Какая она – любовь?» - для Маяковского. «Надо ли нам, жителям 21 века, выражать это чувство? И если надо, то как?» Кто они, музы поэта, которым он посвящал свои стихи?

Основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике: Поэма “Облако в штанах”, “ Флейта – позвоночник”, “ Люблю”, “ Про это”, Стихотворения: “ Любовь”, “ Лиличка ”, Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “ Письмо Татьяне Яковлевой” и др.

Мария Денисова – первая, с кем связана любовная лирика Маяковского. Он влюбился в нее в Одессе в 1914 году и посвятил девушке поэму «Облако в штанах». Это была безответная любовь и первое сильное чувство поэта, поэтому поэма получилась такой щемяще-честной. Это настоящий крик влюбленного, который несколько мучительных часов ждет любимую девушку, а она приходит только для того, чтобы сообщить, что выходит замуж за более обеспеченного человека

В Одессе Маяковский даже написал портрет своей возлюбленной Марии, однако на нем юная красавица больше похожа не на интеллигентную девушку, а скорее на девицу из рабоче-крестьянского класса. И хотя жизненные пути поэта с Марие й разошлись (она, в будущем знаменитый скульптор, через несколько недель уехала в Швейцарию, потом началась Первая мировая война), до самой смерти поэта она писала ему письма, а он после ее возвращения даже помогал ей деньгами.

Маяковскому с женщинами и везло, и не везло одновременно. Он увлекался, влюблялся, однако полной взаимности чаще всего не встречал. Биографы поэта в один голос называют его самой большой любовью Лилю Брик. Именно ей поэт писал: «Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь». Именно ее он называл «Солнышко Самое Светлое». А Лиля Юрьевна благополучно жила со своим мужем Осипом Бриком, называла Маяковского в письмах «Щенком» и « Щеником » и просила «привезти ей из-за границы автомобильчик». Брик ценила гений своего обожателя, но любила всю жизнь только мужа Осипа. После его смерти в 1945 году она скажет: «Когда застрелился Маяковский - умер великий поэт. А когда умер Осип - умерла я»

Примечательно и другое высказывание Лили Юрьевны. Узнав о самоубийстве Маяковского, Брик произнесла: «Хорошо, что он застрелился из большого пистолета. А то некрасиво бы получилось: такой поэт - и стреляется из маленького браунинга». Его любовь к ней романтична, возвышенна, всепоглощающа. Маяковский пишет поэму "Флейта-позвоночник", в которой героиня - предмет сделки. Она опутана мещанским благополучием, ее могут продать, украсть, перекупить. Нет ничего странного в этой аллегории, образе, ведь его Лиля Брик опекалась в молодости гувернанткой, училась в частной гимназии, живет в буржуазной среде и сейчас.

: - Смотри, даже здесь, дорогая, стихами громя обыденщины жуть, имя любимое оберегая, тебя в проклятиях моих обхожу.

Сложная любовь Маяковского и Брик не раз подвергалась испытаниям, однако лишь к ней чувство поэта было безмерным вне времени и событий. В 1925 году отношения Маяковского с Лилей Брик становятся чисто дружескими. Лиля пишет, что больше не любит его. И добавляет, что едва ли это признание заставит его страдать, так как у него самого за последнее время было два сильных увлечения. Тем не менее они до конца жизни (его) бережно заботятся друг о друге. Более того, влияние Лили Брик настолько сильно, что она берет на себя смелость не разрешать ему жениться. Когда в 1927 году были обнародованы его отношения с Натальей Брюханенко, Лиля написала ему: "Володя, до меня отовсюду доходят слухи, что ты собираешься жениться. Не делай этого..." Неизвестно, повлияла ли просьба Лили Брик или нет на его решение, но Маяковский так ни разу и не женился.

К ней на суд приносили свои стихи Слуцкий и Вознесенский, она безошибочно угадала в молодой дебютантке великую балерину Майю Плисецкую, с первых же слов поняла феномен Параджанова. Умерла она восьмидесятишестилетней старухой, покончив с собой из-за несчастной любви. Но несмотря на, казалось бы, такие резкие различия в жизни Маяковского и Лили Брик, смерть обоих до ужаса похожа: неудачная любовь, болезнь и самоубийство.

«ТЫ» Пришла - деловито, за рыком, за ростом, взглянув, разглядела просто мальчика. Взяла, отобрала сердце и просто пошла играть - как девочка мячиком…

«ТАК И СО МНОЙ» Флоты - и то стекаются в гавани. Поезд - и то к вокзалу гонит. Ну, а меня к тебе и подавней - я же люблю! - тянет и клонит… Так я к тебе возвращаюсь, любимая. Мое это сердце, любуюсь моим я… Земных принимает земное лоно. К конечной мы возвращаемся цели. Так я к тебе тянусь неуклонно, еле расстались, развиделись еле.

«ВЫВОД» Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих строкопёрстый, клянусь - люблю неизменно и верно!

Наталья Рябова 1907-1992

Наталья Брюханенко 1905-1984

Софья Сергеевна Шамардина (1893-1980) С Владимиром Маяковским Софья Шамардина познакомилась осенью 1913 года, и поэт буквально обворожил восемнадцатилетнюю студентку-медичку своими стихами. 1913 год. Петербург. Ночь. Звонко и размеренно цокают копыта лошади по мостовой. В пролётке сидит Маяковский и рядом с ним девушка. Нежный тонкий овал лица, что-то поэтическое во всём её облике. Из воспоминаний С.С. Шамардиной: «Маяковский держал мою руку в своём кармане и что-то бормотал. Потом говорит: «Получаются стихи. Только непохоже это на меня - о звёздах: Послушайте! Ведь если звёзды зажигают, Значит, это кому-нибудь нужно?» Но в 1914 году происходит разрыв с Маяковским, и следующая встреча будет в 1915 году. «И не от меня Маяковский узнал о моей беременности и о физически преждевременных родах (поздний аборт). /Переболела ангиной/ Софья Сергеевна Шамардина - друг Маяковского, человек яркий, интересный, талантливый (писала стихи, поэмы). Маяковский признавался своим друзьям, что Сонка была его единственной любовью и только на ней он хотел бы тогда жениться. Но, увы, этому помешал другой русский поэт - Игорь Северянин.

Простите меня, товарищ Костров, с присущей душевной ширью, что часть на Париж отпущенных строф на лирику я растранжирю. Представьте: входит красавица в зал, в меха и бусы оправленная. Я эту красавицу взял и сказал: - правильно сказал или неправильно? Я, товарищ,- из России, знаменит в своей стране я, я видал девиц красивей, я видал девиц стройнее. … Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек любовью ранен - еле-еле волочусь.

Мне любовь не свадьбой мерить: разлюбила - уплыла. Мне, товарищ, в высшей мере наплевать на купола. Что ж в подробности вдаваться, шутки бросьте-ка, мне ж, красавица, не двадцать,- тридцать... с хвостиком. Себя до последнего стука в груди, как на свиданье, простаивая. прислушиваюсь: любовь загудит - человеческая, простая. Ураган, огонь, вода подступают в ропоте. Кто сумеет совладать? Можете? Попробуйте...

Что же это была за женщина? Женщина, чутко оберегающая свое первенство в душе поэта. Легко относясь к его увлечениям, не терпела и намека на что-то глубокое. Публичное прочтение стихов, посвященных Татьяне Яковлевой, навсегда осталось в ее глазах самой страшной изменой. А после смерти Маяковского все письма к нему Татьяны Яковлевой были сожжены Лилей Юрьевной лично.

Элли Джонс

МОЖНО много рассказывать о возлюбленных великого поэта, коих было, мягко скажем, немало. Но время все равно расставляет всех по своим местам. И сегодня главной женщиной Маяковского, наверное, является его дочь. Да-да, у так и не женившегося поэта есть дочь - профессор Нью-Йоркского Патриция Томпсон. Ее мать Элли Джонс влюбилась в Маяковского в Москве на одном из поэтических вечеров в 1923 году. Правда, тогда Элли звали Елизаветой Петровной Зиберт. Через год она вышла замуж за англичанина Джона Джонса, уехала с ним в Америку и там в 1925 году и встретилась с поэтом. В результате той встречи родилась Патриция, видевшая отца всего раз в жизни - в 1928 году в Ницце. Русским языком Патриция не владеет, но стихи Маяковского очень любит, хоть и читает их в переводе. Патриция Томпсон

Роман с Яковлевой у Маяковского начался в Париже 25 октября 1928 года. Он уже слышал об элегантной русской парижанке, и давно мечтал познакомиться. Друзья специально пригласили Татьяну Яковлеву в один дом, чтобы состоялась их встреча. И как это обычно и бывало с Маяковским, он влюбился сразу и сильно. Влюбился в ее память на стихи, в ее "абсолютный" слух, в то, что она не просто парижанка, а русская парижанка. Она родилась в 1906 году в Пензе, а в 1925 году по вызову своего дяди уехала в Париж. Они сошлись мгновенно, и об их отношениях сразу же стало известно в ближайшем окружении поэта. Да они и не скрывали, появлялись везде вместе, и люди на улице оборачивались им вслед. Это была действительно красивая пара, Маяковский -высокий, могучий, большой, Татьяна - тоже красавица, стройная, под стать ему. Татьяна Яковлева

Сорок дней осенью 1928 года Маяковский был безраздельно счастлив. Несмотря на страстную любовь обоих, уговоры Маяковского стать его женой и ехать в Москву Яковлева встретила уклончиво. Маяковский вынужден уехать из Парижа на два месяца в Россию, чтобы проследить за постановкой "Клопа". Начи­нается шквал писем, телеграмм, переводов. Он посвящает ей стихи и публично читает их (Лиля Брик в бешенстве). Но уже весной 1929 года он очень ясно начинает осознавать, что и в этой любви он для Татьяны не единственный. Конечно, он догадывался и раньше, но всегда надеялся на силу своего захватывающего обаяния. И снова ошибается. У Татьяны есть еще как минимум три поклонника, и она не собирается ими жертвовать ради одного-единственного мужчины, пусть даже это будет Маяковский.

Но и место Первой женщины тоже остается в душе поэта по-прежнему занятым. Однако в своих письмах к Лиле Брик он пытается усыпить ее бдительность: "И в Ниццу, и в Москву еду, конечно, в располагающем и приятном одиночестве". Хотя Брик осведомлена обо всех подробностях Эльзой Триоле. Лиля придумывает безошибочный шаг, она гениальна, как всегда. По инициативе Осипа Максимовича в мае 1929 года Маяковский знакомится с Вероникой Полонской. Начинается его двойной роман: в письмах - с Яковлевой, в жизни - с Полонской.

В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. Я не люблю парижскую любовь:…

Вероника Полонская Вероника Полонская, дочь известного актера немого кино, молоденькая актриса МХАТа, обаятельная, красивая, простая и искренняя, без труда влюбила в себя Маяковского. После первого неизбежного не­доумения неожиданно привыкла к нему и привязалась сама. "По тебе регулярно тоскую, а в последние дни даже не регулярно, а чаще", - пишет Маяковской Яковлевой в Париж. В это же время регулярно, и даже чаще, у него бывает Полонская. В июле поэт едет на юг, шлет письма Яковлевой, там же в Хосте встречается с Полонской и, когда они расстаются на время, ее засыпает телеграммами. Так что спорные строчки "я не спешу и молниями телеграмм..." могут относиться и к одной, и к другой.

Осенью Маяковский хлопочет о поездке в Париж, очевидно, чтобы встретиться с Яковлевой. Полонскую же в это время нежно любит, называет " невесточкой " и строит с ней планы на будущее. До Яковлевой доходят слухи о его женитьбе, а в январе она сама выходит замуж. Маяковский так переживает, что тут же требует от Полонской узаконить их отношения.

И вот только сейчас выясняется самое главное. Вся беда в том что и Вероника Витольдовна Полонская не принадлежала одному Маяковскому. Более того, она была замужем и никак не могла признаться мужу в измене. И снова эта страшная закономерность, вечное проклятие необладания, преследующее всю жизнь Маяковского. Вероника Полонская не может (или не хочет) развестись с мужем, не оставляет театр, как того требует Маяковский.

Обычно шумный и веселый, он превращается в злого и мрачного зануду. Ему кажется, что он выглядит смешным и нелепым. Оказывается, для него это страшно - быть смешным! Бред, неистовство, в общем-то свойственные ему от природы, становятся сутью его существования. Полонская в ужасе, она просит его обратиться к врачу, но Маяковский в ответ дико смеется, снова и снова устраивает страшные садомазохистские скандалы.

Маяковский теперь совершенно больной человек, и не временно больной, а больной всегда, постоянно, находящийся на грани безумия. Его состояние стремительно ухудшается: резкая смена настроений, навязчивая мысль о самоубийстве, вечные занудливые придирки ко всем окружающим. Последним толчком в принятии окончательного решения мог послужить отказ Полонской бросить театр и мужа. Многие современники ее, кстати, и обвиняли в этом.

Были и другие увлечения, дружбы в жизни поэта. И хотя они не оставили заметного следа в его душе, кто знает, как повлияли эти отношения на творчество, опыт, характер Маяковского. Софья Шамардина, Маруся Бурлюк, Наталья Рябова, Галина Катанян. Все они оставили воспоминания и записи о Владимире Маяковском. Был ли Маяковский счастлив в любви? Если считать, что счастье - миг, то, несомненно, Маяковский прожил счастливую жизнь. Но если вспомнить его деспотичные требования, предъявляемые к возлюбленным, а также фатальную закономерность необладания ими, то вряд ли ему позавидуешь. Любовь же для Маяковского - "...это жизнь и сердце всего. Если оно прекратит работу, то я мертв". Если я чего написал, если чего сказал – тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза.

Любил Маяковский всегда неровно, тяжело, трагично. Все знают, что самой большой любовью его была Лиля Брик. Но женщин в жизни поэта было значительно больше. Роковых же женщин, заметно оставивших след в его сердце, жизни и смерти, было три. И всегда он хотел одного – безраздельно обладать своей возлюбленной. Однако ни одна из его главных любовей – ни Лиля Брик, ни Татьяна Яковлевна, ни Вероника Полонская – никогда не принадлежали ему полностью. Именно в этом постоянном необладании и заключался весь трагизм любви поэта.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области

"Архангельский техникум строительства и экономики"

Конспект урока

по литературе в 11 классе

"Своеобразие любовной лирики

В. Маяковского"

Подготовила преподаватель

русского языка и литературы

Тележкина Маргарита Вениаминовна

Архангельск 2014

Тема урока: "Своеобразие любовной лирики Владимира Маяковского". Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: углубить представления обучающихся о любовной лирике Маяковского, познакомить с её своеобразием и адресатами любовных произведений. Задачи урока:
    обучающие:
- обеспечить в ходе урока изучение, повторение и закрепление знаний по теме, - сформировать общеучебные умения (анализировать лирическое произведение, делать выводы, работать с текстами, готовить сообщения, аргументировать своё мнение),
    развивающие:
-сформировать познавательный интерес, память, мышление, - развивать умения слушать и дискутировать
    воспитательные:
-развивать чувство коллективизма, ответственное отношение к уроку, взаимопомощь, - развивать творческую активность обучающихся. Методы и приёмы обучения: а) организация и осуществление учебно-познавательной деятельности: - репродуктивные (слово учителя, выступления обучающихся), - проблемно-поисковые (работа по тексту) - наглядные (презентация) - творческого чтения - эвристические (ответы на вопросы по анализу текста) б) стимулирование и активизация обучения: - поощрение обучающихся, создание эмоционального настроя. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: - фронтальная - индивидуальная. План урока:
    Вступительное слово преподавателя. Аналитическая беседа по поэме "Облако в штанах"(1915г.). Черты футуризма. Роль семьи Брик в жизни и творчестве Маяковского. Анализ стихотворений "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви"(1928г.), "Письмо Т.Яковлевой"(1928г.). Судьба Т.Яковлевой. Знакомство с последней любовью Маяковского-Вероникой Полонской. Особенности любовной лирики Маяковского. Тест. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
ХОД УРОКА. Эпиграф урока:

Если я

чего написал,

если

чего

сказал-

тому виной

глаза-небеса,

любимой

моей

глаза.

"Хорошо!"(1927г.)

Несмотря на мужественную внешность Маяковский был очень нежным и заботливым человеком. Энергичный, стремительный, он умел покорить окружающих. Н.А. Луначарская писала: "Он вдруг улыбался как-то очень молодо и по- мальчишески застенчиво. И от этой улыбки у его собеседников сразу исчезала всякая скованность". В его кипучей, творческой жизни всё было на виду и даже взаимоотношения с женщинами. А женщины в его жизни и творчестве играли далеко не последнюю роль: это и Мария Александровна Денисова, и Лилия Юрьевна Брик, и Татьяна Яковлева, и Вероника Витольдовна Полонская. Быстро чувствительным, деликатными, возгорающимися был Маяковский с возлюбленными. Лилия Брик: "Маяковский всё переживал с гиперболической силой-любовь, ревность, дружбу". И именно эти женщины вдохновляли поэта на создание многих лирических произведений. Одно из них - поэма "Облако в штанах"(1915г.)

- Записать в тетрадь тему урока, эпиграф, название поэмы. - После знакомства с кем Маяковский написал эту поэму? (М.Денисова, Одесса, январь 1914г.) - Кому посвящена поэма? (Л.Брик) - Какие произведения ещё посвящены Л.Брик? ("Лиличка", "Про это", а в 1928г. посвятил ей все произведения, вошедшие в 1 том собраний сочинений поэта). - Из скольких частей состоит поэма? (4 части - тетраптих: 1-"долой вашу любовь" 2-"долой ваше искусство" 3- "долой ваш строй" 4- "долой вашу религию" и вступление Маяковский - бунтарь, выступает против буржуазного общества) - Как вы понимаете смысл названия поэмы? ("13-й апостол"- цензор пригрозил каторгой, тогда Маяковский написал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите-буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах". Этими словами он высказывает свою бунтарскую сущность, эпатаж). - О чём говорится во вступлении? - Проанализируем 1 часть поэмы. - Чем автор подчёркивает реальность происходящего с лирическим героем? (детали: Одесса, время, Мария, мать и сёсты). - Каково душевное состояние лирического героя? (кипит, потрясён, расстроен). - Что так расстроило, потрясло его? Как он называет себя? Чего хочется этой "глыбе"? (простой человеческой любви). - Любовь у этой "громады" должна быть "маленьким смирным любёночком". Почему? (неологизм "любёночек"- ребёночек- подчёркивает силу чувства, трогательной нежности). - Какие метафоры подчёркивают предельное состояние героя? (примеры из текста) - Вошла возлюбленная. С помощью каких приёмов передано психологическое состояние героя? (через внешнее спокойствие. Внутренние страдания, разорванность души подчёркнуты переносом, антитезой: надо сдержаться, говорить чётко, медленно, размеренно). - Как вы поняли фразеологизм: "Сердце выскакивает из груди"? Как он звучит в поэме? ("Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! Рухнули. Не выскочишь из сердца!" КАТАСТРОФА! Чувство любви безжалостно разбивается. Возлюбленную соблазнили роскошью, её украли. А любовь невозможна в мире купли-продажи) - Что стало с Марией? - Схожи ли лирический герой и сам поэт? - Какие черты футуризма вы нашли? Запись в тетрадь. (1. тема: против мещанской любви 2. поэма- декламация: "искусство должно будить и будоражить" 3. "построение лесенкой"выделяет смысл слов, их значение и значимость 4. использование неологизмов (любёночек, златоустейший, новородит, кудластый) 5. метафоричность, гиперболизация образа, антитеза, "я" противопоставлен всему миру). - Заслушать сообщение о роли семьи Брик в жизни Маяковского. - Прочитать стихи "Письмо тов. Кострову" и "Письмо Т.Яковлевой" - Когда и где познакомился Маяковский с Т.Яковлевой? Как развивались их взаимоотношения? (заслушать сообщение ученика). - Чем отличаются стихи по эмоциональному настроению от "Облака в штанах"? ("Я ж навек любовью ранен-еле-еле волочусь…") - Найдите строки, объясняющие смысл любви. (" Нам любовь не рай да кущи, Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…" " любовь загудит-человеческая, простая…") - Что отвергает поэт и что утверждает в понимании любви? Как изменился его лирический герой? (Отвергает мещанство, пошлость. Лирический герой стал взрослее, сдержаннее, близок поэту. Любовь - разговор о человеческой жизни, о борьбе и труде. Любовь, жизнь, творчество нерасторжимы.) В.Маяковский писал: " Любовь-это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела. Любовь-это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём". - Заслушать сообщение о В.Полонской. - Зачитать предсмертное письмо В.Маяковского. - Записать в тетрадь выводы