Министерство образования Российской Федерации Нижегородский государственный университет им Н. И. Лобачевского
Третий факультет дистанционного образования
Спец.: «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)»
Курсовая работа
Дисциплина: История. Тема: Периодизация отечественной истории
Выполнил: Зимин А. М.
Группа: 3-21 ЭУ/10
Проверил:
Дзержинск, 2004
Содержание
1. Революционный кризис в России 1917 года.
_____________________________
2. Октябрьский вооруженный переворот. Гражданская война. 1917-1920г.
______
3. НЭП: экономика страны и политика государства в период с 1921-1929г.
______
4. Советский Союз во время второй мировой войны. 1939 – 1945
______________
5. Советское общество в период с 1945 – 1954г.
____________________________
6. Хрущевская оттепель 1955 – 1964г.
_____________________________________
- Временное правительство у власти весной/осенью 1917 года. Замыслы политиков и реалии политики.
Российское общество между двух революций. Основные направления социально-экономического развития.
Большевики на пути к власти. Секрет победы.
Причины.
- падение самодержавия. (Российская элита начиная с Петра
I сформировалась на идеях запада, став обладателем западной модели мышления. Именно запад сформировал нашу интеллигенцию. Власть опиралась на бюрократию и крестьян, но не на интеллигенцию, т.к. те были либералами.)
распутинская компания. Вследствие личных пристрастий Николая
II в последние годы бюрократия была предельно неэффективна. «В России, в лучшем случае, управляют идиоты, в худшем – изменники»
Что в итоге сделало временное правительство? (декларации март, июнь, июль) В России введены демократическая и политическая свобода, политическая амнистия, отменены сословные ограничения, проводится реформа местной власти, замена полиции народной милицией, подготовка к созыву учредительного собрания (решение наиболее важных решений: земельный вопрос, принятие конституции), аграрная реформа (власть отдает крестьянам все земли кроме помещичьих – пахотные, земельные угодия). В итоге осенью 1917г. вместе с арендованной помещичьей землей крестьяне получили 87% всей земли. Временное правительство проводит реформу рабочего законодательства: министерства труда, 8-часовой рабочий день после окончания войны, на заводе были созданы комитеты. Даже Ленин признал Россию самой свободной страны – было разрешено все. Но этого оказалось малого. Из абсолютистской державы Россия превратилась в самую демократическую державу мира.
Реакция общества. Кризисы советской власти: 18-23 апрель 1917г. Демонстрации нескольких 100т. солдат и рабочих. Требовали отставки Милюкова, кризис правительства, новый состав: 5 социалистических представителей. 3-5 июль 1917г. Под влиянием поражений на фронте солдаты восстали: «долой войну», за заключение мира. Апрель 1917г. Начинается передел земель, начинается самозахват помещичьих земель, аграрная революция в деревнях. Правительство не может отдать эти земли, пытается остановить армией, и теряет поддержку «глубинки». В столице начинается война политиков, главный враг большевиков (Ленин: выдвигает лозунг – продолжение революции, переход власти от временного правительства к советам). У Ленина очень мало соратников, но уже через месяц ЦК выдвигает лозунг «Власть советам» в мае происходит начало свержение власти. Почему это правительство (пользующееся поддержкой даже противников), пройдя через два кризиса, теряет власть. Временное правительство было популярно до тех пор пока она разрушала все то, что осталось «по наследству». Но когда она достигла пределов, произошел конфликт. В своих преобразованиях либералы считали частную собственность неприкосновенной, союзнические обязательства в рамках Антанты. Временное правительство оказалось обреченным. Оно могло или потерять власть или подавить стихию. Почему не подавили? Уходит в отставку князь Львов, т.к. «от пышущего господина, которого я видел еще месяц назад, остался старец»; «Чтобы сохранить власть, нужно стрелять в народ. Я не могу, Керенский может». Он был Донкихотом того времени, его это сгубило. Он тоже не смог удержать власть. Ленин обладал великим политическим чутьем. Дикость масс достигла такого состояния, что это может остановить только диктатура Керенского или еще кого-то. Начиная с февраля был разбит обруч, сдерживающий государство и общество, начали случаться политические кризисы, апокалипсисы. Ленин знал это. В сентябре Ленин выдвинул идею силового переворота. Власть и так была слаба. Почему не Керенский? Он не смог. [Ленин=Ельцин (инстинкт власти, политическое чутье)] Керенский Vs Ленина (благодаря отцу Керенского Ленин закончил гимназию) Керенского сгубила нериализованность, театральность, позерство, постоянно пытался смотреть на себя со стороны и отвечать на вопросы – «то ли я делаю?..». Ленин – никакой театральщины, плохой оратор, слабый голос, речь сложна, человек действия. Выделялся среди других фанатической верой в своей деятельности. «Для достижения цели можно использовать любые цели. Главное захватить власть, остальное потом.» Он меняет «финскую политику» на СР`овскую, с националистическими лозунгами. В сентябре выдвигает лозунг восстания через три недели – его все поддерживают, до этого никто не поддерживал. 24 октября 1917г. Керенский делает последнюю ошибку: 10 большевиков принимают идею вооруженного восстания. Керенский начинает действовать только через 7 дней. Решает спровоцировать большевиков еще раз выступить (как это было 3 апреля). Заранее захватив телеграф. Большевикам же удалось захватить все (телеграф, мосты, почта), которые защищали юнкера. Они не встречают серьезного сопротивления – захватывают власть.
Октябрьский вооруженный переворот. Гражданская война. 1917-1920г.
- Захват большевиками власти. Первые декреты нового правительства.
Причины возникновения гражданской войны. Цели воюющих сторон.
Итоги и следствия гражданской войны.
- противоречие политической власти основным жизненным интересам основной части общества.
стремление свергнутых (имущих) восстановить свою власть. Попытка свергнуть большевиков была предпринята уже в октябре 17 года. Именно тогда призвали создать добровольную армию против власти. Эта "армия" насчитывала около 1,5 тыс. солдат.
- ошибка в определении сроков Европейской революции.
Российская революция должна вызвать революцию в Европе. Если это не произойдет - всем 3,14здец. Этого не произошло.
- Общественный кризис 1920-1921 года и его следствия.
Экономика страны: от «военного коммунизма» к новому курсу.
Политическая борьба в ВКПБ (Всесоюзная Коммунистическая Партия Большевиков) в годы НЭП`а.
- НЭП оказался связанным с гражданской войной не только хронологически, но и таким явлением как «малая» гражданская война, которая, по сути, являлась продолжением «большой» гражданской войны, и представляла собой ряд выступлений 21-25 года.
- Большевики пришли к выводу – нужно менять политику. На 10 съезде было принято решение отменить продразверстку на продовольственный натуральный налог.
- создание продналога
а) деноциализация мелкой и части средней промышленности (мелкие и средние предприятия передавались в руки частных владельцев под арендную стоимость)
- финансовая реформа 1922-24г.:
Результаты НЭП`а
Сначала НЭП не был удачным, т.к. период его создания совпал с голодом (1921-22г.). Народу было очень тяжело прокормить себя своими собственными силами, потому были организованны колоссальные поставки хлеба из за границы. Через границу было перевезено около 2млн. 380т. пудов хлеба. Несмотря на это 3,5 млн. человек умерло голодной смертью. Однако уже в 1923г. удалось накормить страну белым хлебом. В 1925г. сборы зерна превышали на 25% по сравнению с предвоенным временем. В 1927г. был достигнут уровень поголовного скота до войны. В 1926г. достигнут предвоенный уровень военного производства Если сравнивать годовой рост промышленности, то в 1921г он составлял 42%, в 1923г. – 53%, в 1925г. - 66%. Хотя не стоит слепо верить цифрам, до 1925г. царствовал «Эффект восстановительного уровня» (в начале уровень роста всегда велик). В 1927г. НЭП испытал самые серьезные/тяжелые годы – кризис хлебозаготовок. В ноябре начались хлебозаготовки, однако разница цен на хлеб и промтовары была очень велика («ножницы цен») Компания провалилась. В этом году на экспорт было отправлено 416т. зерна, в то время как в лучшие времена – 2,5млн. Товарообмен перестал действовать. В 1929г. правительство отказалось от НЭП`а т.к. в стране была миллионная безработица (в принципе исход был еще в 20ые годы предопределен).
- Политическая борьба в партии
НЭП кончился.
Советский Союз во время второй мировой войны. 1939 – 1945
- Советско-германское постановление 1939 года (пакт Молотова - Рибентропа)
Начало второй велико отечественной войны. Причины военной катастрофы 1941ого года.
Перлом в ходе 2ой мировой войны и причины победы Антигитлеровской коалиции.
Что предшествовало. Угроза 2ой мировой войны ощущалась задолго до начала. Первый этап – в Германии националисты приходят к власти. Начинается милитаризация страны. В 1938 году фашисты захватывают Австрию и Чехословакию. После того, как Гитлер захватил Чехию – стало окончательно ясно – необходима антигитлеровская коалиция. Весной 1939 года переговоры военных комиссий о заключении военного договора против Германии. Однако неравноправное отношение между союзниками позволяет Гитлеру сделать два одновременных шага: После получения информации (на самом деле дезинформации) о переговорах Германии и Англии, Сталин и Молотов сделали выбор в пользу Германии и против Франции и Англии. Союз Молотова и Рибентропа открыл путь к войне. У Сталин было два пути. Варианты: 1) продолжение переговоров с Англией и Францией. Перспектива туманна (неравные обязательства). К тому же советская армия не могла продвинуться к союзникам. Другие страны Европы не давали коридор. Цель напугать Гитлера. 2) а) переговоры с целью устранения противоречий б) экспансия: Гитлер предлагал СССР все ранее принадлежавшие территории России. в) 10-летний пакт о ненападении. Цель: отсрочка войны. Сталин и Борман (???) принимали решения относительно советско-нацистского пакта «Молотова-Рибентропа». Выбор Сталина был очевиден. Гитлер предложил Сталину условия, о которых можно было только мечтать:
- без войны получить территории.
два союзника были бы в состояние войны.
Была обещана немалая помощь (экономическая и военно-техническая)
Причины военной катастрофы 1941 года. В течении 24 месяцев у Советского Союза было время на подготовку к войне (все понимали, что она неизбежна). Началась пропаганда войны – народной, скоротечной, наступательной, на чужой территории. Были написаны десятки книг, сняты десятки фильмов. В целом общество было готово к войне. 1 сентября 1939 года верховный совет принимает закон о всеобщей воинской обязанности. Отныне все юноши старше 18 лет должны были служить или 3 года в сухопутных войсках, или 5 лет на флоте. В Германии уже в 1934 году вступил в силу закон о всеобщей воинской повинности. Рост численности советской армии постоянно растет: 1938г. – 1,5 млн. (постоянных военослуженных.) 1940г. – 3,2 млн. Начало 1941г. – 4,2 млн. 22 июня 1941г. – 5,3 млн. В это время армия начинает получать огромное количество современной техники: танки, самолеты, артиллерии, корабли. Происходит насыщение новой техникой. В чем же причины поражения 1941г.? В 3:15 22 июня 1941г. Германия начала вторжение в СССР. Причины поражения. I Объективные: превосходство германской армии в боевом штате, уровне подготовки и степени от мобилизованности.
Как видно из таблицы, на каждого красноармейца, находившегося на фронте, приходилось большее количество боевой техники, нежели на немецкого солдата. Красная армия была перенасыщена техникой. Ее не успевали ремонтировать, бросали. Танки разбирали на запчасти, остатки тоже бросали. Ни одна армия мира не могла себе этого позволить – это было жутко дорого. Что касается качества нашей техники, то оно было очень высоким. Советские танки не уступали танкам Германии, более того превосходили их (пример: Танк КВ – Клим Ворошилов). В первые дни войны отступающая красная армия бросила свои танки и отступала без них. Качество подготовки военнослужащих было очень низким. В январе 1941 насчитывалось около 580 т. офицеров, в то время как в 1937 – 166. И то в 37 году в результате репрессий ушло 39.760 офицеров. Это был колоссальный удар по офицерскому корпусу. Они боялись руководить войсками. Соответственно уровень дисциплины и образованности резко упал. Образовательный уровень 580 т. офицеров 1941 года: 7% имели высшее военное образование (5 лет); 56% - среднее военное (3 года); 24% - ускоренное (5-12 мес.); 13% вообще не имело ни какого образования. В условиях стремительного роста по службе на кануне войны в прошлом командующие рот (166человек - только солдаты) начали командовать дивизиями (примерно 13 т. человек – и солдаты, и танки, и артиллерия, и авиация). II субъективные:
- Просчет военно-политического руководства в определениях срока нападения. Сталин не смог предугадать начало нападения.
Поток разведывательной информации был просто огромен (распределялся на две группы). 1 – свидетельство о концентрации германских военных сил на границе с СССР. 2 – собственно информация о дате нападения. После прохождения первого срока нападение (где-то в марте (или мае???) 1941г.), Сталин потерял бдительность. Не надо так же забывать что была и дезинформация… За два месяца Германии предстояло захватить СССР, т.к. уже к сентябрю дороги заволакиваются грязью. Сталин считал, что эта авантюра была не для Гитлера, у которого все было просчитано и продуманно тщательнейшим образом.
Некомпетентность Сталина в вопросах военной стратегии. Сталин настоял на защите южных территорий (там была еда и топливо для гитлеровской армии.). Он и не предполагал, что Сталин выберет
BlitzKrieg.
Причины коренного перелома. Превосходство союзников (Англия, Франция, США) в материальных и людских ресурсах, что позволило создать численное превосходство в военной силе.
Производство военной техники 1941-1945г.
Существовало превосходство тоталитарной системы в степени мобилизации сил общество в целях ведения войны. Лозунг: «Все для фронта, все для победы». Вся страна работала на армию. Даже женщины. До 1944г. Гитлер отказывался от мобилизации женщин. До 1945г. Германия продолжала производить товары народного потребления. Несмотря на поражение в войне, немцы превосходили в организации армии и ведение войны.
Соотношение потерь (не учитываются потери союзников)
Более точный подсчет невозможен, т.к. в СССР не была введена система персональных жетонов, как, например, в отличие от США.Советское общество в период с 1945 – 1954г.
- «Поздний Сталинизм». Его сущность и проявления.
Смена власти в 1953г. и начало нового политического курса.
Советская экономика и политические преобразования в период «оттепели»
В январе 1955г. пленум ЦК смещает председателя совета министров Маленкова (якобы за искажение ленинской политики). На его место назначили Булганина. За этой перестановкой стоял Хрущев. На это же пленуме он становится первым секретарем ЦК и сосредотачивает власть над партийным аппаратом. Президиум превращается в центр власти. В январе 1955г. реальным лидером становиться Хрущевым. Это продолжается по октябрь 1965г. 1958г. Хрущев формально стал председателем советов министров. Характер Хрущева проявился во всех реформах. Реформы: политические:
- предложил реабилитацию и борьбу с культом личности и превратил их первостепенную задачу.
- В партии восстанавливаются демократические традиции и коллективное руководство, периодичность съездов, традиции демократического избрания.
- реформа управления – замена союзных и республиканских министерств совнархозами, которые создавались при областных исполкомах советов на местах и занимались управлением промышленности – децентрализация управления.
Сельскохозяйственные:
- «Целина» - освоение целинных и залежных земель (северный и центральный Казахстан, Оренбургская область). Это приняло общегосударственное значение!
- Реформа МТС (Машинно-тракторные станции) – вся техника с марта 1958 сосредотачивалась в МТС. Хрущев решил отдать колхозам технику за деньги.
- В 57г. появился лозунг «Догнать и перегнать США» за 3 года по поголовью скота и кол-ва молока на душу населения.
В социальной сфере:
- Освободил колхозное крестьянство: с 58 года колхозники получают паспорта. В этом же году начал им выплачивать пенсии и з/п.
- С 1956 года на 19% увеличилась з/п в городах.
56 – 64г. Строительство жилья (напр. «Черемушки») – новые застройки в областных/районных центрах. Ведется панельное (упрощенное) строительство с простой планировкой. Жилье бесплатное (сомневаюсь – ред.
). Жилищный фонд увеличился на 80%.
- дек. 58г. обязательное военное образование
Переход от 10 к 11 летней системе образования. (Последние 3 года – производственное обучение – 2 дня в неделю работа на производстве)
Кульминация хрущевский преобразований. Результаты: Совнархоз – нехватка отдельных видов товаров. МТС – колхозы разорялись (влезали в большие долги). Не хватало места для хранения, обслуживания техники. Эффективность упала. Целина – оскудение районов традиционального земледелия. На целине возникли пыльные бури. Начинается выветривание и высыхание почвы. В начале 1961г. уровень урожая подает. Начинается продовольственный кризис. Нехватка мяса, молока. Цены на эти товары выросли в 3,5 раза. В июне 1962г. Новочеркасск. Митинг нескольких десятков тысяч людей. В город ввели войска 28 чел. погибло, 89 – ранено, 11 – приговорено к смертной казни.
Хрущев оказывается в кризисе – все распадается на его глазах. У него возникает идея «КУКУРУЗЫ». В стране нехватка мяса => скота => корма для скота => КУКУРУЗЫ. Летом 59г. Хрущев в Айове (США) увидел заросли кукурузы – так возникла идея заселения СССР этой культурой.
Политика ротации кадров. В 62г. Хрущев вводит в действие принцип: любой руководитель создает группу людей со своими интересами – после нескольких лет (вроде 4 года ) начальника перемещают на другое место, на другую должность, в другой коллектив.
Проведя все это (и не только ) реформы Хрущев настроил против себя практически весь партийный аппарат. В 63г. зреет заговор ближайших его сторонников – Шелепин, Суслов, Брежнев, Подборный и др. К лету 64г. в заговор втянуто подавляющее большинство «обкомов» партии и других политиков. Весной 64г. Хрущеву исполнилось 70 лет. Старенький уже совсем стал – потерял бдительность. Он остался один. Он забил на все. В октябре 1964г. его вызвали из Пицунды; обвинили в волюнтаризме и сняли с должности. Волюнтаризм – одно из субъективно-идеалистических направлений в философии, отрицающие объективную закономерность и необходимость в природе обществе и приписывающие человеческой воле решающее, первичное значение. Короче не выдающаяся личность определяет ход истории, а общественные законы.(Краткий философский словарь. Под ред. Юдина и Розенталя)
«Застой» Признаки: Стагнационные эффекты в экономики. Ухудшение темпов роста: В 50-60г. прирост рацион. доход в год 16%, рост производительности труда 8%. В период «застоя»они падают: 81-85г. - прирост рацион. доход в год – 3,5%, рост производительности труда – 3%. Нараставшие неэффективность промышленности, сель. хоз. производства проявлялась во всем. Энерго- и ресурсоемкость производства – на производства 1кг. промышленного продукта уходило в десять раз больше сырья и в 6 раз больше электроэнергии. В сель.хоз. в начале 80х прибыль составила отрицательное значение. Импорт: 86г. 36 млн. т. зерна. С 70-86 импорт мяса упал в 5,2 раза. Рыбы- 12,4 раза. Масла – 18,3 раза.
Причины:
- модель сталинской экономики 30х годов не отвечала требования времени 70/80х годов. В это время мировая экономика осваивает достижения НТР, внедряя их в производство.
Советская политическая элита оказалась не способной к реформированию.
Отечественная история делится на периоды:
1. Период первобытнообщинного строя. Этот период охватывает время примерно от 1 миллиона лет до нашей эры и до конца первого тысячелетия нашей эры на территории РФ. Это период когда люди жили и трудились сообща и имели общее имущество. Под влиянием развития производительных сил общества усложняется социальная структура первобытно общества. В конце периода происходит переход от присваивающей экономике к производящей. Возникает социальное расслоение: на богатую родоплеменную верхушку и обедневших сородичей. Разложение этого строя сопровождалось ослаблением кровно-родственных отношений.
2. Период феодализма. В соответствии с формационной теорией Карла Маркса вслед за первобытнообщинным строем происходит переход к рабовладельческому строю, однако на территории РФ на смену ему на большей части территории пришел феодальный строй в европейской части России в конце первого тысячелетия нашей эры. Лишь на небольшой части территории РФ на юге современного Краснодарского края и юге Ростовской области во второй половине первого тысячелетия до нашей эры в первые века нашей эры существовал рабовладельческий строй. Здесь возникли греческие рабовладельческие города-государства.
Феодализм это такой общественный строй при котором экономически, политически и юридически господствует слой феодалов-землевладельцев. В основе феодального способа производства лежит труд зависимых крестьян. Феодализм в России существовал до 1861 года, а пережитки его сохранялись до 1917 года.
В рамках феодализма принято выделять:
1. Период Древнерусского государства (IX-XII века).
2. Период феодальной раздробленности (XII-XV века).
3. Период становления русского централизованного государства (XV-середина XVI века).
4. Период сословно представительной монархии (XVI –середина XVII века). 5. Период абсолютной монархии (вторая половина XVII века и до 1861 года).
3. Период капитализма. Период 1861-1917 годов, период бурного развития капитализма, переход от абсолютной монархии к конституционным формам государства дуалистической монархии 1905-1907 годов, а затем и к буржуазной республики.
Февраль 1917 года: в этот период происходит разложение сословного строя, происходит уравнение российских сословий в правах, крестьяне освобождаются от личной зависимости в которой они находились несколько столетий под властью феодала-помещика.
Для российского капитализма характерно: а) бурное развитие рыночных отношений б) острые социальные противоречия, которые закончились для России вступлением в полосу революционного кризиса, завершившегося победой коммунистов в октябре 1917 года.
4. Советский период. (с октября 1917 года и до 1991 года). В этот период коммунисты предприняли попытку построения в России бесклассового, самоуправляемого, коммунистического общества, в котором не будет ни государства, ни права.
При коммунизме должны были отмереть товарно-денежные отношения, утвердится господство общественной собственности на средства производства, должен быть уничтожен институт брака, обеспечено фактическое равенство людей. Должен быть реализован принцип: От каждого по способностям каждому по потребностям.
Однако попытка построения социализма и коммунизма закончилась провалом. Основной причиной крушения социалистической системы явилась ее низкая экономическая эффективность по сравнению с рыночным капиталистическим хозяйством.
Советский социализм не позволил обеспечить высокий уровень жизни населения, постепенно нарастали частнособственнические настроения, большинство населения утратило веру в победу коммунизма, в преимущество советской социалистической системы по сравнения с капиталистической системой.
Советский период делится:
1) период революции и гражданской войны 1917-1920 гг.
2) период НЭПА 1921-1929 гг.
3) период сталинской диктатуры, утверждение тоталитарного режима 1929-1953 гг.
4) период либерализации общественных отношений 1953-1964 гг.
5) период застоя и постепенного нарастания кризиса системы партийно-государственного социализма 1964-1985 гг.
6) период реформ Горбачева, которые ускорили крушение советской социалистической системы и реставрации капитализма в России 1985-1991 гг.
5. Современный период (с 1991 года и по настоящее время).
В Программные вопросы по Отечественной истории
1. Предмет и задачи курса Отечественной истории.
2. Периодизация Отечественной истории.
3. Факторы и специфика исторического развития России.
4. Восточные славяне в древности.
5. Образование и политическое развитие Киевской Руси в IX начале XII вв.
7. Русские княжества в домонгольский период (Х11-Х111 вв.)
8. Татаро-монгольское нашествие и установлениеига.
9. Возвышение Москвы (Х1V в)
10. Образование Московии (Х V- нач. Х V1 вв.)
11..Внутренняя и внешняя политика России в Х V1 в.
12. Великая Смута в России и ее последствия
13. Формирование абсолютизма и внутренняя политика при первых Романовых.
14.Социально-экономическое развитие России в Х V 11в.
15. Внешняя политика России в Х V11 в.
16. Модернизация России в эпоху Петра Великого.
17. Дворянская империя в эпоху «дворцовых переворотов»
18. Российская империя в 60-90 гг Х V111в.
19. Основные достижения внешней политики в XVIII в.
20. Россия в первой половине XIX в.
21. Отечественная война 1812 г.
22. Внешняя политика России в первой половине Х1Х в.
23. Великие реформы Александра II.
24. Россия во второй половине XIX в.
25. Внешняя политика России во второй половине Х1Х в.
26. Российская империя в 1901-1914 гг.
27. Участие России в Первой мировой войне. Революции 1917г.
28. Рождение Советского государства и его первые преобразования.
29. Гражданская война (1918-1920).
30. Отечество в эпоху НЭПа (1921 -1927).
31. СССР в годы первых пятилеток (1928-1941).
32. Внешняя политика СССР в20-х нач. 40-х гг. ХХ в.
33. СССР в годы Великой Отечественной Войны и послевоенное время (40
сер. 50-х гг.).
34. Внешняя политика СССР во второй половине 40-х нач. 90-х гг. ХХ в.
35. СССР в середине 50-х нач. 90-х гг. ХХ в.
36. Россия в 90-е гг. ХХ нач. ХХ1 в.
№ 1. Предмет и задачи курса Отечественная история.
Истории - наука о прошлом и настоящем человечества, исторических процессах, конкретных временных измерениях. История - это наука о развитии человеческого общества. Предметом изучения истории являются действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе. История слово греческое, в переводе означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. Это великий процесс развития природы и человеческого общества. Эта наука, изучающая прошлое человечества в его развитии на разных этапах, во всем его многообразие, чтобы разбираться в настоящем и предусматривать будущее нужно хорошо знать свое прошлое. Слово «история» пришло к нам из греческого языка. Первоначально оно означало «повествование о прошедшем, об узнанном». Понятие включало в себя как момент непосредственного наблюдения за происходившим, так и свидетельство очевидца о нем. В значении повествования об узнанном термин «история» перешел из греческого в латинский язык, откуда был заимствован европейскими языками. В России термин «гиштория» появился в Петровское время и вплоть до XIX в. у нас так и писали - с первой буквой греческого слова. Со временем понятие истории развилось из простого повествования о случившемся, а взгляд на историю как совокупность фактов прошлого - до понятия исторического процесса. Сегодня термином «история» обозначают : 1) рассказ о прошлом; 2) само последовательное развитие, изменение действительности; 3) науку, изучающую прошлое.
История как наука и как учебная дисциплина всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес обусловлен потребностью человека, знать историю своей Родины как составной части всемирной истории. Многие страны отражались в литературе односторонне, что откладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей , а сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны. История требует точного знания хронологии (дат) фактов, событии, устанавливающая факты развития человеческого общества во всем его многообразии. Любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы от них получили не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся.
По широте изучения объекта история подразделяется: история мира, история континентов (напр. Африки), история отдельных стран и народов. Отрасли исторических знаний выделяют : гражданскую, политическую, историю государства и права, государственного управления, историю хозяйства, религии, культуры, музыки, языка, литературы, военную, социальную. К историческим наукам относятся также этнография , изучающая быт и культуру народов, и археология , изучающая историю по вещественным источникам. Вспомогательные исторические дисциплины способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом: хронология, палеография, нумизматика, сфрагистика - печати; эпиграфия - надписи на камнях, глине, металле; генеалогия - происхождение городов и фамилий; топонимика - происхождение географических названий; краеведение, источниковедение, историография. История взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, социология, философия, юридические науки, литература и др. В отличие от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.).
Источниками сведений могут быть : 1) вещественные (археологические раскопки); 2) письменные (летописи, повести, рассказы); 3) художественные (гравюры, иконы, картины); 4) фонические (музыкальные записи, звуковое повествование).
Главная задача истории состоит в изучении конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.
История выполняет несколько социально значимых функции :
1) познавательная, интеллектуально развивающая, состоит в изучении исторического пути нашей страны, народа и в объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю России.
2) практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
3) мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. История, является фундаментом, на котором основана наука об обществе.
4) История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества - патриотизм и интернационализм; показывает роль личности в развитии общества; видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Основными принципами изучения истории являются :
1) историзм . Основополагающий принцип. Он предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Исторический анализ включает исследование условий зарождения явлений, тенденций и стадий их последующего развития, современного состояния и ожидаемых в будущем последствий. При этом фиксируется не любое изменение в предмете, а лишь сущностное.
2) объективность (опора на конкретные факты)
3) социально-гуманистический (изучение опыта, умение извлекать уроки)
Методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни. На описательном уровне историк производит упорядочение изложения фактов с целью вызвать ясное представление о сообщаемом. На этом этапе материал излагается по временной последовательности (хронологический метод ), изучаются одновременно происходившие события (синхронный метод ), исторические процессы подразделяются на периоды согласно избранному критерию (диахронный метод ), устанавливается сходство явлений по форме (генетический, сравнительно-исторический методы ). Системный уровень ставит перед историками задачу выявления исторических объектов как сложных, целостных жизненных систем. Применяется метод : структурно-динамический, матричный, факторный и регрессивный анализы, контент-анализ, метод ранжировок.
Алгоритм исторического анализа – применяется тогда, когда встает задача уложить множественность исторических событий в наглядную последовательность.
История - наука ретроспективная , она изучает прошлое. Историк исследует не саму историческую реальность, а дошедшие до нас о ней сведения. К тому же историк имеет дело со временем сразу в трех его измерениях: собственном, связывающим два явления, историческом, отмеряющим длительность исторических периодов, и социальном, указывающим на протяженность существования определенного строя жизни. Другая сложность истории заключается в том, что в ней по сей день господствуют синтетические, а не аналитические суждения. Она не принадлежит к числу дедуктивных наук. Историки пытаются превратить свою дисциплину в научную: выявляют законы исторических процессов, исследуют ход и закономерности их развития, стремятся использовать математические методы обработки источников, ЭВМ. Однако история до сих пор представляет собой скорее род искусства, чем науки. В ней продолжает господствовать повествовательная форма изложения материала. История - это реальность прошлого, без знания ее дальнейшее развитие общества затруднено. Если бы было иначе, необходимость в истории неизбежно отпала. Историческое познание осуществляется путем использования уже существующего знания о предмете, полученного предыдущими поколениями исследователей и зафиксированного в историческом идеале прошлых эпох.
Известный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) писал об истории как науке: « В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политическая история, история государства и права , история хозяйства, военная история и т.д. История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до нэ), написавший книгу, которая так и называлась «История». Первым историком нашей родины можно считать Нестора (монах-летописец Киево-Печерской Лавры, конец XI – начало XII вв.), который написал «Повесть временных лет ». Среди других крупных историков нашей родины можно назвать Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского , которые рассматривали историю развития нашей родины с точки зрения совершенствования человеческого духа. Первым материалистическим историком, который в основу изучения истории Родины положил смену формы хозяйствования, был Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву »). Среди современных историков можно назвать Рыбакова, Грекова, Зимина, Тихомирова .
Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Наше прошлое – это наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. История – это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает.
Целью изучения предмета
«Отечественная история» является усвоение исторического опыта, знания и методов мышления , выработанных предшествующими поколениями и на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего. Задача курса заключается в том, чтобы знать свою историю, Уметь ориентироваться в сложных процессах общественной, политической, социально-экономической и культурной жизнью страны. Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально – экономического развития государства и общества, то есть общественно-политические процессы, деятельность различных партий и организаций, развитие политических систем и государственных структур. История России исследует формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в событиях и фактах, экономической политике. Предметом изучения курса «Отечественная история» является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально – политического становления российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества.
№ 2. Периодизация Отечественной истории.
История есть только там, где есть время. Философия определяет время как форму возникновения, становления, течения и разрушения всего сущего в мире. Эпоха так называемого «исторического времени» охватывает около 6-7 тыс. лет, «предысторического времени» - несколько сот тысячелетий, «геологического времени» - около четырех миллиардов лет, «космическое время» бесконечно. Системы счисления времени называются календарями, каждый из которых обязательно должен иметь точку отсчета, называемую эрой. Для истории важнейшим представляется понятие эпохи, которое буквально означает остановку, перерыв в развитии общества. Каждая эпоха выделяется на основании каких-либо отличительных особенностей , критериев. Таким мерилом отличия в рамках наиболее распространенной общеисторической периодизации является действие важнейших факторов, общих для всех стран мира. Среди них выделяются такие, как уровень овладения обществом своими производительными силами, степень прогресса общественных отношений, характер взаимодействия стран мира. Источники изучения истории: 1) летописи; 2) юридические акции, документы, своды законов; 3) экономикостатические.
Для изучения отечественной истории необходима периодизация, т.е. определение периода времени, за который произошли существенные изменения в развитии государства. Автором первой периодизации был Татищев , в ее основу он положил самодержавие и силу власти. Карамзин в основу своей периодизации положил состояние государственности и смену правящих династий. Историк Соловьев считал, что в основу периодизации следует положить борьбу государства и родового начала. Ключевский в основу периодизации положил территориальный рост государства, изменение жизни и состояние народа.
Со времени развития исторической науки учеными - историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство . Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).
В рамках общеисторической периодизации принято выделять:
1) Первобытная эпоха (с глубокой древности до I тыс. до н.э.),
2) эпоху Древнего мира (IV тыс. до н.э. - середина I тыс. н.э.);
3) эпоху Средних веков (476-1640 годы);
4) эпоху Нового времени (1640-1917 годы);
5) эпоху Новейшего времени (с 1917г. по н.в.).
При построении общеисторической периодизации обычно учитывают критерии:
1) господствующая форма социально-экономических отношений.
2) тип организации власти.
3) характер организации общества
4) специфика культуры.
В соответствии с этими критериями российский исторический процесс делится на следующие периоды:
1) Первобытная эпоха , время господства патриархального равноправия, строя военной демократии, господства языческой культуры (до IXв.)
2) Киевская Русь , раннефеодальное государство и общество, эпоха начала христианизации страны, оформления христианско-языческого двоеверия (IX-нач.XIIв.)
3) Феодальная раздробленность , монголо-татарское нашествие и иго, время расцвета феодализма, оформления и консолидация сословий , эпоха национального возрождения (нач.XII-сер.XVвв.)
4) Эпоха образования Российского централизованного государства , начало зарождения капиталистических отношений и первых ростков секуляризации культуры (сер.XV-XVIIвв.)
5) Начальный этап модернизации России , оформление строя абсолютной монархии, время разложения феодализма и рождения светской культуры (XVIIIв.)
6) Эпоха кризиса феодализма , разложения сословной организации общества и замена её классовой структуры, классический период развития светской культуры (1 половина XIXв.)
ТЕМА № 2: «ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА».
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение. 3
1. Периодизация отечественной истории. 4
2. Первобытное общество на территории России. 9
3. Древнейшие государства на территории нашей страны и их воздействие на славянские этнические образования. 15
Заключение. 23
Литература: 24
Введение.
Проблема зарождения русского этноса, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации являются сложной и отчасти нерешённой проблемой. В отечественной историографии по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако историки сходятся во мнении, что реальными предшественниками русских людей были восточные славяне, принадлежавшие к группе индоевропейских народов.
Академик Б. А. Рыбаков выделяет четыре основных этапа жизни славянских племён, последовательное развитие которых привело к формированию русского этноса:
1. Развитие протославянских племён в недрах индоевропейского единства, в стороне от центров развития.
2. Обособление праславян в бронзовом веке, развитие внутренних контактов, первые встречи со степными кочевниками, освоение железа. Здесь происходит выдвижение славян среднего Поднепровья (VI – IV вв. до н. э.).
3. В результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север в лесную зону, ассимилируя литовско-латышские и финно-угорские племена. Таким образом, образовались две зоны расселения славян: южная (лесостепная), продолжавшая традиции прародины славян и северная, где происходило их соприкосновение с иными племенами и развитие славянского этноса протекало в более суровых условиях, чем на юге. С расширением границ территории проживания славян значительно расширились и их контакты с другими народами.
4. В период образования и развития национальной государственности славянство вышло на европейскую и мировую арену.
Периодизация отечественной истории
Существуют различные периодизации отечественной истории. Первый обобщающий труд по истории России (“История Российская с самых древнейших времён”) был написан Василием Никитичем Татищевым в первой половине XVIII в., в котором была сформулирована “государственная схема” отечественной истории. Исходя из политического идеала сильной монархической власти, Татищев выделил в российской истории несколько этапов: от “совершенного единовластительства” (от Рюрика до Мстислава, 862 – 1132 гг.), через “аристократию удельного периода” (1132 – 1462 гг.) к “восстановлению монархии” при Иоанне Великом III (1462 – 1505 гг.) и укреплению её при Петре I в начале XVIII в.
Николай Михайлович Карамзин в начале XIX в. отождествлял историю России с историей самодержавия. В работе “История государства Российского” он выделил 6 периодов:
1. “введение монархической власти” от призвания князей варяжских до Святополка Владимировича (862 – 1015);
2. “угасание самодержавия” – от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015 – 1238 гг.)
3. “гибель Русского государства и постепенное государственное возрождение России” – от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238 – 1462 гг.)
4. “утверждение самодержавия” – от Ивана III до Ивана IV (1462 – 1533 гг.);
5. “восстановление единовластия царского и превращение самодержавия в тиранию” – от Ивана IV до Бориса Годунова (1533 – 1598 гг.);
6. “Смутное время” – от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598 – 1613 гг.).
С позиций теории “органического развития” дал периодизацию российской истории Сергей Михайлович Соловьёв. В своём фундаментальном труде “История России с древнейших времён” он выделяет органически связанные между собой этапы российской истории. Первый этап (с древнейших времён до XVI в. включительно) – переход от “родового начала” через “вотчинные отношения” к “государственному быту”. Второй этап (XVII – середина XVIII в.) – “приуготовление к новому порядку вещей и эпоха Петра I”, эпоха преобразований. Третий этап (вторая половина XVIII – вторая половина XIX в.) – завершение эпохи преобразований.
Крупнейшим историком конца XIX в. был Василий Осипович Ключевский. Он выделял “три основные силы, которые строят людское общежитие”: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателями исторического прогресса он считал “умственный труд и нравственный подвиг”. В истории России В. О. Ключевский большое значение придавал процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор) и признавал огромную роль государства в развитии России (политический фактор). В “Курсе русской истории” он дал её периодизацию, положив в основу географический, хозяйственный и социальный критерии. В отечественной истории он выделил четыре периода:
1) Русь Днепровская, городовая, торговая (с VIII по XIII в.);
2) Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII – середина XV в.);
3) Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (XV – начало XVII в.);
4) Всероссийский, императорский, дворянский период крепостного хозяйства – земледельческого и фабрично-заводского (XVII – середина XIX в.).
В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли:
1) первобытнообщинный строй (до IX в.);
2) феодализм (IX – середина XIX в.);
3) капитализм (вторая половина XIX в. – 1917 г.);
4) социализм (с 1917 г.).
В рамках этих периодов отечественной истории выделялись этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития общественно-экономической формации. Феодальный период делили на три этапа: ранний феодализм (Киевская Русь), развитой феодализм (феодальная раздробленность и образование Российского централизованного государства), поздний феодализм (новый период русской истории, разложение и кризис феодально-крепостнических отношений). Период капитализма распадался на два этапа – домонополистический капитализм и империализм. В советской истории выделяли этапы военного коммунизма, новой экономической политики, строительства основ социализма (индустриализация и коллективизация), полной и окончательной победы социализма, развития социализма на собственной основе.
В постперестроечный период в связи с переходом к плюралистической интерпретации отечественной истории произошла переоценка как отдельных её событий, так и целых периодов и этапов. Поэтому наблюдается, с одной стороны, возврат к дореволюционным периодизациям, а с другой, – предпринимаются попытки дать периодизацию в соответствии с новыми ценностями и методологическими подходами. Современные историки (Л. М. Лященко, М. М. Горинов, Л. Г. Косулина и др.) предлагают выделить в отечественной истории четыре периода:
1. от древней Руси к императорской России (IX – XVIII вв.)
2. расцвет и закат Российской империи (XIX – XX вв.)
3. советский период истории России (1917 – 1991 г.)
4. период выбора модели общественного развития (90-е гг. ХХ в.).
Периодизация истории цивилизации в России. Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций и какова периодизация истории цивилизации в том ареале, который именуется Россией.
Первая точка зрения (частично её придерживалась советская историография) состоит в том что, что с IX в. с образования древнерусского государства и по настоящее время существует одна цивилизация , в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные исторические субцивилизации.
Существовало три такие субцивилизации:
1. Киевская Русь (примерно с IX по XIII в., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета)
2. Московская Русь (с начала XIV по конец XVII в.)
3. Имперская Россия (с начала XVIII и по сей день).
В качестве особого субцивилизационного этапа иногда выделяют советский период (1917 – 1991 гг.).
Вторая точка зрения (например, Л. Н. Гумилёв) заключается в том, что в ареале, который сейчас называется Россией, существовала не одна, а две цивилизации. С VI по конец XIII в. существовала “русско-европейская” или славянская цивилизация, а с начала XIV в. – “евразийская” или российская (Московская).
Советский период в отечественной истории рассматривается как становление особого типа цивилизации.
В рамках древнерусской (русско-европейской, славянской) цивилизации можно выделить несколько субцивилизаций: киевскую, новгородскую, северо-восточную и юго-западную. Киевская субцивилизация прекратила своё существование в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация – в XV в. в ходе подчинения Новгорода Москве. Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая после объединения с Польшей вошла в состав западноевропейской цивилизации. На основе северо-восточной субцивилизации стала складываться Московская Русь, ставшая основой российской цивилизации.
В рамках российской цивилизации можно выделить в качестве субцивилизаций Московское царство, императорскую Россию, СССР. После распада СССР начался новый, постсоциалистический этап развития России.
Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.
Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт. С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития. Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии. При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки (исторические общественные организации, Академия Наук), группы ученых (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), система исторического образования и т.п. Историческое познание - форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания - мышление, эмпирическое, теоретическое. На первом уровне познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов. Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано. Историческим источником называется любой документ, содержащий информацию о прошлом и использующийся историком.Классификация - распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.
Периодизация отечественной истории
862 - 1125 года
Время становления государства, - на карте Европы появилось сильное государство Киевская Русь. Походы на Византию, подчинение соседей, принятие христианства. Окончание цикла - правление Владимира Мономаха, после которого страна окончательно начала погружаться в междоусобные войны.
Подуровни:
Правление Рюрика, Олега, Игоря и Ольги. Становление Русского государства. Расширение его границ, покорение соседей, выход на главную силу мира - Византию.
Правление Святослава, Ярополка и Владимира. Заявка Русского государства на долгое существование, а не развал сразу после основания. Апофеоз развития раннего государства. Война с сильнейшим государством мира - Византией. В дальнейшем сотрудничество. Возникновение своей письменности, культуры, принятие христианской религии.
Первый кризис раннего государства. Борьба за власть, первый сигнал к дальнейшей феодальной междоусобице. Государство сильное - есть что делить.
Правление Ярослава. Первую междоусобицу удалось победить. Ее предпосылки еще не сильны, идея центрального государства победила. Этот период во всех государствах считается высшей стадией развития государства. В данном случае раннего Русского государства. Но это фактически констатация того, что после этого периода начинается кризис.
Первый серьезный кризис раннего Русского государства. Начало междоусобицы между сыновьями Ярослава. Для Русского государства все вновь. Характерный пример - ослепление Василька Ростиславовича в 1097 году. Жестокость в борьбе еще была внове.
Временная стабилизация Русского государства в правлении Владимира Мономаха. Страна, как бы зависла перед пропастью, но не надолго. Фактически Владимир Мономах - последний правитель раннего Русского государства.
1125 - 1240 года
Эпоха феодальной раздробленности или феодальных войн. Киевская Русь разбилась на несколько удельных княжеств, борьба за велико княжий стол, ослабление государства и как следствие не возможность оказания сопротивления нашествию Бату.
Подуровни:
Эпоха упадка Киева, как центра раннего Русского государства. Центр постепенно переносится во Владимир. Новый подъем Русского государства.
Этот период можно считать высшей стадией развития Владимиро-Суздальского княжества. На его фоне развитие маленьких удельных государств на месте централизованного государства. Начало вмешательства крупных соседних государств в дела удельных государств.
Во Владимиро-Суздальском государстве пришло время кризиса. Все раннее Русское государство - это мелкие государства, правителями в которых Рюриковичи. Междоусобица и войны, нападения соседей стали более настойчивы, сил от них отбиваться все меньше. Войска монголов во главе с Бату легко победили войска русских князей, которые даже перед такой угрозой не могли объединиться (не верно говорить, что не хотели, а в том - то и дело, что не могли, это одна из закономерностей данной стадии развития).
1240 - 1380 года
Эпоха тотальной зависимости от “Золотой Орды”, все вопросы решались в ее столице, использование монгольских войск в качестве судей при местных разборках. На самой Руси продолжение феодальных войн.
Подуровни:
Эпоха становления Золотой Орды. Для Русского государства - это знакомство с ней, осознания своей вассальной зависимости от нее. Именно в это время - долгие путешествия русских князей и в столицу Золотой Орды и в Каракорум, столицу монгольской империи. Конец этой эпохи начало выплаты дани, восстания и смирение князей с тем, что ярлык на княжение надо получать в Золотой Орде.
Эпоха, когда на вассальную зависимость от Золотой Орды, начало накладываться и межфеодальная война на самой Руси. Наверно самый тяжелый период в развитии страны.
Эпоха правления в Золотой Орде Узбека. Расцвет развития Золотой Орды. Для Русского государства - это время затишья и стабильного развития. Как парадокс - вроде бы Золотая Орда сильное государство, но в Русском государстве появляется и мощно развивается Московское государство, которое в будущем станет могильщиком Золотой Орды и, по мнению ряда историков, ее наследницей.
Эпоха, когда в Золотой Орде начали накапливаться противоречия, приведшие к катастрофе. Для Руси это время накопления потенциала. Московское княжество - все больше и больше начинает претендовать на главную роль в Северной части Руси.
Эпоха правления Дмитрия Донского до битвы на Куликовом поле. После того, как Золотая Орда началась распадаться на отдельные части, Москва, сплотив вокруг себя часть русских княжеств, начала проводить не зависимую политику. Так же этот период знаменуется и вхождением Южной Руси в состав Литвы. Литва находилась дальше от Золотой Орды и, воспользовавшись тем, что Золотая Орда, как централизованное государство, перестало существовать, начала захватническую войну. 1380 год - это год не только победы Дмитрия Донского над Мамаем, но и год, когда стало ясно, что и Литва Москву не завоюет. Московское княжество доказало на самостоятельное существования, как полу вассальное государство, с правом на дальнейшую жизнь.
Эпоха самостоятельного развития Русского государства, хотя формально вассальная зависимость от
Золотой Орды осталось. Эта самостоятельность проходила на фоне феодальных войн не только в Русском государстве, но и в Золотой Орде. Характерно тем, что основную часть Русского государства захватила Литва.
Подуровни:
Противоречивая эпоха в развитии Русского государства. С одной стороны Дмитрий Донской старался развить успех после Куликова поля, с другой усиление в Золотой Орде Тохтамыша, последнего правителя, который более или менее объединил государство. На борьбе этих тенденций строилось развитие Русского государства. Эпоха кончилась страшным поражением Золотой Орды от Тимура.
Эпоха характерна тем, что влияния на развитие Золотой Орды на Русское государство было номинально. После поражения от Тимура Золотая Орда отходила 15 лет, как раз продолжительность данного периода. Но и Русское государство оказалось не готово к самостоятельности. Начинается новый этап феодальных войн. На карте Европы несколько государств, которые в равной степени претендуют на роль объединителя русской земли. Литва, Москва, Тверь в числе первых.
Этап развития русского государства характерный тем, что началась острая борьба между Москвой и Тверью за роль центра объединения страны. На фоне междоусобицы и начала окончательного распада Золотой Орды, Русское государство представляло собой, как было отмечено выше пеструю картину мелких государств.
Этап развития Русского государства связан с правлением в Москве Василия II Темного. Москва вроде бы победила Тверь в соперничестве за объединения государства, но сама стала ареной феодальной войны. Тяжелый этап в развитии, трудно объяснимый. Можно одно сказать - правители Золотой Орды на данном этапе использовались не как высшие правители, а как третейские судьи. В противостоянии Василия Васильевича и Юрия Дмитриевича в уже Большой Орде пытались ханы пытались найти опору в своих притязаниях на правление в Орде. Этот этап так же характерен тем, что в этой части Европы уже доминировала Литва. Поэтому можно говорить о начале самостоятельного существования Москвы, не смотря на раздираемые ее межфеодальные войны. Напрашивается вывод: Москва стала представлять серьезную силу, было за что бороться.
Москва преодолела междоусобицу и стала реальной силой. Даже осторожный политик Иван
III не спеша, избегая войн, фактически расширил Московское великое княжество в несколько раз. Понимая, что легче победить, набирающего силу, чем уже набравшего, Литва и Большая Орда решили напасть на Москву. Но было уже поздно. Для Литвы неприятность представляла та часть ее территории, на которой жили русские. Для Большой Орды другие осколки Золотой Орды. Хитрый политик Иван III добился максимального в его положении. Литва не выступила против Москвы, а против Орды выступили объединенные силы нескольких княжеств, что и явилось причиной бегства Ахмата после стояния на Угре. На карте Европы появилось крупнейшее государство - Московия.
1480 - 1600 года
Эпоха становления Москвы, как объединяющего центра Российского государства. Эпоха, когда Русское государство расширилось в несколько раз.
Подуровни:
Этап объединения Русского государства вокруг Москвы. В данный период происходит так же и отход от Литвы бывших русских княжеств. Признание Москвы как центра Русского государства другими государствами. Становление дипломатии. Романтика. Первые признаки имперского мышления. Начало рассмотрения Москвы, как наследника Византии. Первые еретики и первые на них гонения. Со смертью Ивана III в развитии Русского государства наметились и отрицательные черты. Это можно назвать и контр реформация.
Этап развития Русского государства, когда начались проявляться негативные явления в развитии Русского государства. Анализирую правление Василия III, можно понять, почему случилось то, что случилось во времена правления Ивана Грозного.
Этап развития Русского государства, когда в стране не кому было принимать решения. Малолетний Иван IV, многочисленные интриги бояр, смены правящих элит. Страна котилась по наклонной плоскости. Единственно, что соседние государства то же переживали не лучший этап развития. В принципе это характерно для феодальной стадии развития цивилизации. И войны, и революции, и другие катаклизмы проходят очень долгое время. Основополагающим является цикл - правление конкретного человека, субъективный фактор. Если правителем является сильная личность, и он правит долго, то это сильно сказывается на состоянии страны в лучшую сторону. Если же у руля государства находится долгое время слабый человек, то страна начинает разваливаться и очень часто становится легкой добычей соседей. Правда, для Русского государства, как и ряд других государств, это не касается. Территория огромна и, что бы их разорить необходимо еще ряд неблагоприятных для страны факторов.
Этап мощного развития страны. Молодой царь начал реформы, провел ряд успешных войн, расширил территорию. Сказался и потенциал развития страны, все, что накопилось за время неопределенности, сказалось в положительную сторону. Но это и этап, когда было и все потеряно. Трудно сказать, что могло помочь Русскому государству, но факт остается фактом, развитие страны пошло не в ту сторону. Никто в государстве не понимал две очевидных вещи: развитие мореходства и торговли и развитие производственных отношений. В странах Европы развивалось мореходство и торговля, начиналось формирование третьего сословия, кроме Москвы. В Москве восторжествовала имперская философия. Москва третий Рим. Москва наследница Золотой Орды и Византии. Правитель страны - царь. И как следствие - начало внутреннего сопротивления, опричнина и массовые казни.
Этап, в котором проявились все накопленные отрицательные моменты правления Ивана Грозного. Страна катится в пропасть, к национальной катастрофе. Все не в пользу Москвы. Поражение в ливонской войне привело к тому, что фактически государство не имело своего флота, отсутствие морской торговли. Массовые репрессии привели к тому, что лучшие силы страны полегли не на полях сражения, а на плахе. В стране начались восстания, царило пораженческое настроение. Даже умелое управление страной Бориса Годунова не помогло стране, катастрофа только была отстрочена. Конец многих циклов. Все было против. Не даром 1600 год называют во многих исследованиях этапным в развитии государства.
Эпоха кризиса в развитии государства. Самое противоречивое время в ее развитии. Достаточно указать на Смутное время, Церковный раскол, Крестьянскую войну Стеньки Разина и Стрелецкие бунты. Эта эпоха привела к тому, что в Русском государстве появилась такая фигура как Петр I. Чем больше падение, тем мощнее фигура, которая появилась на правлении государством. Я согласен с теми, кто говорит о страшных противоречиях в правлении Петра. Причина этому эпоха, которая предшествовала этому. На фоне английской революции, Русское государство тонуло в стагнации. Но как я заметил - это эпоха, самое противоречивое время, и одним штрихом его не опишешь. Можно отметить, только одно определяющее данную эпоху. Геополитический проигрыш Москвы за выход к морям. Москва, имея огромную территорию, была фактически сухопутным государством.
Подуровни:
Окончание правления Бориса Годунова совпала с концом некоторых циклов. Снег в Июне, два года холодов летом - этого не выдержало бы и правление Рюриковичей. В завершении всего - интрига Романовых - Лжедмитрий. Этого оказалось достаточно. Со смертью Бориса началась кровавая смута.
Период, когда качество перешло в количество. В результате смуты Русское государство начало терять огромные территории. Речь Посполитая вообще пыталась покорить все государство, Швеция претендовала на весь север с центром в Новгороде. В русском государстве масса претендентов на царствование и кровавая междоусобица между ними. Народ ради стабильности согласен был уже и польского короля.
Тяжелый выход из кризиса. Освобождение обратно части территорий, тяжелый мир с Речью Посполитой и Швецией. В самом государстве преодоление националистической составляющей этих событий. Постепенно иностранцы начали возвращаться в страну. Начало выхода из экономического кризиса.
Этот период характерен тем, что реальное управление страной в руках отца царя патриарха Филарета (Федора Романова). Окончилось со смертью Филарета.
Период, когда управлял страной сам Михаил Федорович Романов. Если обратим внимание на то, что это период перед Английской буржуазной революцией, то видно и отставание страны в развитии. Может быть это и хорошо, после тех потрясений начала века, но стране все - таки нужны были
экономические реформы.
Правление Алексея Михайловича. Его называли Тишайшим. Но его правление - это каждый год потрясений. Но в пользу Алексея Михайловича оказались многие геополитические события. Слабость Речи Посполитой, желание Украины присоединиться к Москве. Присоединение такой огромной экономически развитой территории отразилось на развитии страны. Неудачные войны, восстания, крестьянская война. И на этом фоне церковная реформа, с опозданием на столетие и проводимая сверху. В принципе правление Алексея было успешно на фоне многих царей, но стратегическую задачу - выход к Балтийскому морю, он не решил.
Период, когда надо было проводить определенную политику после Алексея Михайловича, но ее проводить было не кому. Полное безвластие в течение 20 лет. Сменялась одна группировка у власти другой, а состояние государства ухудшалось с каждым годом. Этот период и сказался на крутом нраве Петра, тем более в детстве он пережил не один переворот и стрелецкие бунты.
Начало правление Петра. Определение задач, стоящих перед государством, первые поражения. 1700 год можно считать переломным годом в истории страны. Петр начал Северную войну, в результате которой он получил выход на Балтику.
Эпоха империи. Так много о ней написано, что трудно что - то дополнить. Могла закончиться сильнейшей трагедией, в случае победы Наполеона, но вышло, то, что вышло. Россия, после падения Наполеона, стала сверхдержавой.
Подуровни:
Правление Петра. Слишком много описано. Не будем вдаваться в подробности.
Переходный период между правлением Петра и Елизаветы. Стране нужна отдушина и она ее получила. Смена, как в калейдоскопе, правителей и фаворитов. Эффект, страна скользит под действием правления Петра.
Переворот в пользу дочери Петра был закономерен. Много в высшем свете еще помнили правление Петра, устали от неопределенности и Елизавета пришлась кстати. На ее правление пришелся упадок Пруссии, и она этим воспользовалась в полной мере. Только ее смерть помешала полному разгрому Фридриха.
Небольшое правление Петра III знаменовалось тем, сто изменилось геополитическое положение Пруссии, русские войска ушли.
Правление Екатерины II. Как у Бальзака - блеск и нищета. Российская империя достигла максимума в размерах, правление абсолютная монархия, внутренние реформы минимальны. На фоне Французской революции - все большие империи представлялись колоссами на глиняных ногах.
Период правления Павла. Определяющей в этот период, как и в последующий период, была Французская революция. Вся Европа зависела от Франции. Европа стояла на пороге Наполеоновских войн.
Романтический период правления Александра I. Попытка решить все наболевшие проблемы империи. Реформы и преобразования. Окончание периода связано и с войной 1812 года, и с падением Сперанского.
Период окончания Наполеоновских войн. Россия стала сверхдержавой. Ее войска в Париже. Священный союз.
Эпоха, когда Россия была сверхдержавой. Апогей - подавление революции 1848 года в Европе. То, что случилось после, могло быть после похода Наполеона, но отодвинулось. Не надолго. Эпоха кончилась Крымской катастрофой.
Подуровни:
Окончание правления Александра I. Разочарование во всем, апатия. Брожение верхушки, связанное с французской революцией. Восстание декабристов и ее подавление.
Правление Николая I. Откат после реформ Александра I и восстания декабристов. Николай I обладал невероятной работоспособностью, но вся энергия его уходила в пустоту. Россия царствовала над всеми, но что делать не понимала. Парадокс, сильнейшая страна в Европе, а экономическое положение на грани катастрофы. Высшая волна периода - подавление революции 1848 года в Европе, низшая поражение в Крымской войне в 1855 году. И это за семь лет.
Эпоха реформ. Кончилась парадоксом. Быстро развивающаяся Россия захлебнулась в развитии и вошла в 20 век - беременная революциями и неспособностью вести войну.
Подуровни:
Период реформ. После поражения в Крымской войне - мощные реформы. Как показывает опыт, чем тяжелее положение в стране, тем реформы масштабнее и глубже. Отмена крепостного права, бурное развитие капитализма, военная реформа. Геополитическое положение России изменилось и уже победы в Балканской войне, но вероятность завоевания Стамбула, заставило Великобританию и Францию выступить с ультиматумом, но все равно победы на Балканах - это успех России. Она оправилась от потрясений Крымской катастрофы. И как всегда во времена реформ - брожение масс. Опережение реформ в голове - реформ в обществе и убийство Александра II.
Правление Александра III. Одни называют это контр реформацией, другие стабилизацией. Но это естественный этап после реформ. Проблема одна - реформы не доведены. Бурное развитие страны имеет, как положительные, так и отрицательные стороны.
Начало правления Николая II. Новое правление всегда связывается с началом реформ. Но их нет. Сказываются отрицательно и геополитическое положение страны. Дальний Восток и Сибирь далеко от центра. Это приведет, в конце концов, к поражению в русско-японской войне.
Эпоха катастроф. На эти 20 лет пришлось столько катастроф, что один перечень может занять не одну страницу. Как ни странно спасением России (уже Советской России) явились кардинальные реформы, названные НЭП.
Подуровни:
Вроде бы спокойное развитие страны и поражение в русско-японской войне, страна заполыхала. Сказались две вещи. В экономическом и политическом развитии - нормальное развитие капитализма только 50 лет. Как сейчас модно говорить, нет среднего класса, новые уклады не наладились, старые разбиты. И второе, в стране в ходе реформ всегда создается слой
населения, недовольный всем и всеми. Он и составляет движущую силу всех катаклизм. Страна быстро стала катиться к буржуазной революции.
Первая попытка революция оказалась неудачной. Попытка провести необходимые реформы сверху кончилась с убийством Столыпина.
Неопределенность в развитии накрылась мировым кризисом, вылившимся в Мировую войну. Кто-то наивно считал, что так быстрее решить свои проблемы.
Все определялось течением Первой Мировой войны. Так как война затянулась, то все активно воющие страны оказались на грани падения.
Можно спорить долго, какая из стран вышла из Первой Мировой войны в самом худшем положении. Но явно не Россия. Она еще смогла выдержать две революции или переворота. Не суть важно как это назвать, но после этого страна оказалась на грани хаоса, смуты и Гражданской войны. Повторялись события 1605 года. Интервенция, захват огромных территорий, крестьянские армии, самозванцы и т. д.
Эпоха новых реформ, которая могла кончиться катастрофой. Но, как и в 1812 году, народ не дал случиться национальной катастрофе 1941 - 1942 годов. И победа в Мировой войне привела к новому этапу.
Подуровни:
После победы в Гражданскую войну, Ленин стал перед проблемой выхода из кризиса. Все, что он пробовал до этого, не помогало. Положение спасло провозглашение НЭПа. Можно назвать это время - временем реформ. Можно стабилизацией после всех событий начала века. В 1612 - 1620 ничего не происходило, и это все равно дало положительный результат.
Время жестоких реформ, отличных от предыдущих. Съезд победителей. Убийство Кирова - окончание этого периода. Довольно долго можно спорить о сути реформ, но они состоялись.
Эпоха контрреформ. Все, кто участвовал в предыдущих реформах, оказались не нужными. Период напоминает опричнину. И в таком состоянии страна подошла к войне. Как и поражение Ивана Грозного в Ливонскую войну после опричнины, так и Сталин попал в такую же ситуацию.
Великая Отечественная война. Много написано. В нашем случае, можно отметить, как и после 1815 года, СССР стала сверхдержавой.
Эпоха повторила эпоху 1815 - 1855 годов. Страна кончила ее также. Но только не сменой царской власти, а частичным распадом. Но это эпоха пока политиков, а не историков. Пока трудно давать ему исторический анализ, много не известно, скрыто от историков в сов. секретных архивах. Подуровни.