Побег из школы большинство учителей хотели бы сменить род своей деятельности. Почему учителя бегут из школы

Почти три года прошло с тех пор, как я бросила преподавательскую деятельность и уволилась из школы, в которой отработала шесть лет. И только сейчас я могу спокойно говорить про школу, про свою работу и про то, почему я ушла, тоже готова рассказать.

Для начала покажу видюшку, которую Мишка мне прислал вчера с пометкой "какой пиздец":

Пиздец-то пиздец, конечно, но я очень долго ему объясняла, почему училки себя так ведут.

Пока мы это обсуждали, я наткнулась на пост Зины-Корзины, в котором она высмеивает очень толковую статью о том, что школа в том виде, в каком она существует сейчас, суть вредное и ненужное явление. Я не буду это комментировать. К сожалению, Зина никогда не поймёт, где неправа - сама открытым текстом заявила, что, мол, тупенькая, и без школы ей никак. Ну никак - значит, никак. Я лучше расскажу, что такое школа, почему я ушла и почему никогда туда не вернусь.


Надо сказать, мой уход стал настоящей трагедией, конечно. Я была чуть ли не единственным адекватным человеком в коллективе. Не говорю, что самым хорошим - были и лучше. Я обожала своих коллег, это самые милые и душевные люди из всех, что я встречала. Но, к сожалению они все настолько глубоко в системе, что никак не могли увидеть всего того кошмара, который творится в образовании. А творится действительно сущий кошмар.

Я, как могла, пыталась с этим бороться, что-то придумывала, а самое главное - мне каждый день приходилось объяснять своим ученикам, почему всё так. Почему они не могут обсудить то, что происходит, например. Когда человек что-то делает руками, а рядом есть другой человек, который тоже что-то делает руками, эти двое будут комментировать процесс, и от этого никуда не денешься. И мне приходилось каждый раз их одёргивать, потому что этого нельзя. Я не могла также объяснить, почему они должны этим заниматься именно сейчас и сегодня. Почему вообще они должны это делать. У меня были ученики, которые ненавидели рисовать. Я прекрасно их понимала, ибо сама ненавидела в школе математику, она мне сейчас нахрен не нужна, но я должна была её учить и выслушивать от математички, что меня "нужно принять за единицу тупости". Я старалась, насколько это было возможно, помочь своим ученикам, придумывала для них что-то интересное, но быть в этой системе - адски тяжело.

Эта система калечит людей, делает из них "злобных йопнутых невротиков". Как раз к такому выводу мы с Котом пришли, обсуждая вышеуказанный ролик. Есть такие, кому в системе комфортно, но их очень мало. Есть гении, заточенные под работу с детьми, такие гуру-массовики-затейники, но их ещё меньше. Если убрать всех остальных, преподавать будет некому. А надо.

Несмотря на то, что ты неэпически много работаешь. Ты просыпаешься в шесть утра, идёшь на уроки к восьми, работаешь до обеда, после обеда - группа продлённого дня, потом надо проверять тетради (если у тебя математика или языки - надо проверять их очень много, мне хоть в этом повезло), потом ты идёшь домой... Блин, представители других профессий хотя бы могут уйти домой с работы! Учитель этого не может, работа идёт за ним. Дома ему приходится искать материал к урокам, писать научные труды, без которых он - ноль без палочки, и ещё много, много всего... Потом спать, а наутро всё сначала. И так постоянно. Да, в каникулы тоже. Да, отпуск длинный, но его не хватает - и потом, всё равно нужно держать руку на пульсе, потому что может случиться что угодно.

А платят за это гораздо меньше, чем эта работа стоит.

А надо работать, несмотря на то, что твой предмет обязательно кто-то ненавидит, и тебе приходится из-под палки заставлять этого человека хотя бы молчать и не мешать другим. Только не так-то это просто. Сами подумайте - как будет себя чувствовать некто, кого заставили сорок пять минут заниматься отвратительной и бесполезной фигнёй? Вспомните свой нелюбимый предмет в школе, наверняка такой был. А этого индивида ещё надо чему-то научить, а главное - объяснить, зачем ему это надо. Это очень тяжело, когда сам не понимаешь. В этом плане хорошо "людям системы", которые не задумываются, а просто делают. Стоит задуматься - и всё, первый шаг из профессии сделан.

Я чувствовала себя полной идиоткой, стоя перед сидящими за партами учениками. Мне было бы комфортнее, если бы у меня в кабинете был ковёр, а мы бы кружком сидели бы на нём с планшетами (не с теми, о которых все подумали) рисовали бы, беседовали о разном. Мне очень хотелось повести класс на пленэр. Но этого было нельзя.

Ещё есть такой момент в современной школе - учитель всегда во всём виноват. Он может работать как угодно, и как угодно лезть из шкуры вон - всё равно он будет виноват. Плохо учится ребёнок - учитель виноват, даже если ребёнок - дятел, а его родители - маргиналы, и сделать с этим ничего нельзя. В классе бушуют гормоны, и ученики ничего не соображают, а орут, пакостят и гадят? Учитель виноват. Вот надо как-то работать! У нас таким образом в случае с одним особо буйным классом виновата была добрая половина педсостава - и все понимали, что что-то здесь не так, но дальше этого мысль не шла. И самая мякотка - к тебе в любой момент могли прийти те самые маргиналы и, воняя на тебя перегаром, предъявить тебе претензии по поводу успеваемости их юного дятла. И они правы, а ты - виноват. Ибо ваистену!!11!

Но и это не самое страшное. Это можно пережить. Самое кошмарное - тебе нельзя быть человеком. Тебе нужно задвинуть на свои увлечения, на свой стиль жизни, стиль одежды, тебе нужно перестать быть человеком, а стать андроидом без чувств и эмоций. У учеников должно быть стойкое ощущение, что ты не уходишь вечером домой, а встаёшь в шкаф в своём кабинете на подзарядку. Твою личность просто потихоньку стирают... Кто-то за тебя решает, что подобает, а что нет. Велосипеды, например, ещё ок, а танец живота - не подобает, например. Или, не приведи боже, поул-дэнс. Ты не пьёшь, не куришь, не ешь, не трахаешься, у тебя нет сосков и пупка - ты андроид. И это полный, я вам скажу, атас для человека, который очень себя любит и очень держится за своё "я". Кое-что мне удалось отвоевать - одежду и афрокосички (типа, я всё время в краске, а косы - нууу эээ у нас тема такая!) К слову, администрация относилась ко мне, как к человеку не от мира сего, поэтому это было не так уж сложно. По их понятиям, художник как-то так и должен выглядеть. Но всё остальное - я не выдержала. Когда ты постоянно оглядываешься, когда даже что-то невинное сделав, думаешь "а подобает ли?" - конец, товарищи. Полный. И удивительно ли, что я после увольнения ударилась ? Мне хотелось орать на всю Ивановскую: я человек, я живой, у меня есть сиськи!

Короче, после пяти лет работы в образовании я поняла, что начинаю стервенеть. Я была как натянутая струна постоянно, я плакала и стала много пить - гораздо больше, чем до этого. Как не спилась? Я стала чаще орать на своих домашних. Я стала ненавидеть своих учеников, а они, чётко это считав, стали ненавидеть меня. Дальше стало совсем плохо. На шестой год я могла закатить истерику, разрыдаться и убежать прямо с урока. В один прекрасный день, рыдая, прямо с урока я убежала в кабинет директора и написала заявление по собственному желанию. Меня уговаривали остаться, говорили, что это временное, что пройдёт, что у всех бывает, подсовывали статейки про "эмоциональное выгорание" - но я всё равно ушла. За мной ушло ещё человек десять...


Фуф... Вот такие дела. Сейчас я уже почти отошла от всего этого, успокоилась. Кошмары про школу перестали сниться ещё в прошлом году.

Вы скажете, что я плохой педагог. Да, плохой. Для той формации, в которой приходится жить и работать нам и вашим детям - очень плохой. Вы скажете, что есть учителя от бога и прочие гениальные люди. Да, есть, но, во-первых, их мало, а во-вторых, согласитесь, что-то капитально пошло не так в системе, в которой комфортно могут работать только гении? В которой мало быть просто хорошим работником - не так что-то однозначно.

А, да, за выпады в стиле "хорошо, что уволилась, таких училок, как ты, жечь надо" - буду банить. Не то у меня настроение, упырей всяких слушать.

Большинство учителей хотели бы сменить род своей деятельности

77% учителей готовы покинуть школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе! Эти устрашающие цифры особенно удивительны на фоне декларируемых властями повышений зарплат, роста престижа учительской профессии, всяких бонусов, типа льготной ипотеки и т.д. Почему же учителя бегут из школ, забыв о своем священном долге и благородном предназначении?

Вот результаты опроса, наглядно показывающие, насколько стремительно могут опустеть стулья за учительскими столами. На вопрос «ушли бы вы из школы, если бы появилась возможность?» 77,11% ныне работающих в школе не раздумывая ответили «да». Не выразили подобной готовности только 10,37% школьных наставников, а 12,53% над своим возможным уходом пока раздумывают и твердый ответ дать затрудняются.

«Работая в школе, я просто не замечаю жизнь, вижу только работу, чужих детей и их проблемы. Все дни проходят одинаково: работа, работа, работа. Нет времени ни на дом и семью, ни на книги, ни тем более на театры и выставки, творчество. Дни давно слились во что-то одно. Что от меня останется лет через десять?! Я понимаю, что нужно работать - вопреки всему! И задаю себе лежащий на поверхности мучительный вопрос: если я уйду, то кто же останется? И все-таки я больше не могу...» Это крик души учительницы, которой нет еще и тридцати, которая отдала школе уже пять лет и искренне любит свою работу. И подобных исповедей много. «Особенно тяжело первые пять-семь лет! Потом входишь в ритм этой жизни, а затем наступает синдром эмоционального выгорания, когда уже ничего не хочется - даже жить!» Такие вот драмы скрываются за внешне благополучным фасадом российской школы, который усердно штукатурят чиновники Минобра.

Однако истину не скроешь за лозунгами. На одном из сайтов учительского сообщества был проведен опрос с целью выяснить - насколько учителя держатся за свою работу? Результаты его способны неприятно удивить как родителей, так и чиновников от образования: 77% учителей моментально покинут школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе, лишь 10% не готовы это сделать, и около 13% затрудняются с ответом! Почему большинство людей самой благородной из профессий, которая традиционно считается призванием, готовы не моргнув глазом бросить ее в любой момент?! Корреспондент «МК» пообщался с теми учителями, кто уже распрощался со школой, и с теми, кто только надеется это сделать.

Вот что рассказала 39-летняя Ольга, преподаватель русского языка, литературы и МХК из Заволжска:

Проработав в школе 16 лет, я нашла в себе силы уйти, пока не стало поздно. К мыслям об уходе привела не зарплата, а зависимость от работы. Помимо непосредственно уроков, подготовки к ним, проверки тетрадей необходимо писать кучу отчетов, планов, бессмысленных бумаг, имитировать бурную деятельность, не связанную с детьми и учебой. Иначе нельзя - но это полностью уничтожает личную жизнь. Мне повезло: у меня полная семья, муж не только не ушел, но и уроки с детьми делал, и ужином кормил. Так везет очень немногим, поэтому среди учителей столь много матерей-одиночек. И никто из моих знакомых учителей не вернулся в школу после того, как ушел. Появились свобода и выбор. Проблема трудоустройства учителя вне школы существует, но кто хочет - всегда находит работу. Если говорить обо мне, то филологическое образование, природное чувство языка и творческая направленность сыграли свою роль: сегодня я сетевой журналист. Пишу тексты, наполняю сайты.

Те, кто уйти из школы пока не сумел, высказываются порой значительно резче и откровеннее, чем Ольга.

Ушла бы, да никто нигде не ждет - рассказывает Жанна, 52 года, учительница из Мурманской области. - Учителю приходится брать полторы-две ставки, чтобы тупо не протянуть ноги, а за ставку в 18 часов ты получишь копейки. У нас губернатор тоже отчиталась Путину, что средняя зарплата учителя в регионе 42 тысячи. Однако я работаю на полторы ставки, с первой категорией, с кучей надбавок за хорошую работу, и максимум выходит тридцать, а если бы работала на ставку - было бы 16... Я не понимаю тех коллег, кто пыжится, делая вид, что работать за копейки - это здорово! Порой гонишь от себя мысль, что школа - это сборище неудачников, которые не нашли себя в жизни...

Подобных примеров - масса. И у заинтересованной стороны, у родителей школьников, может возникнуть вопрос - а способны ли учителя искренне давать детям все, что необходимо, и серьезно относиться к своей работе ПОСЛЕ того, как они уже махнули на все рукой и сделали для себя вывод, что готовы уйти при первой возможности? И можно ли, скажем, родителям первоклассника, выбирающим первого учителя, как-то распознать того, кто уже «сидит на чемоданах»?

Сложившуюся ситуацию «МК» прокомментировал Александр Асмолов, зав. кафедрой психологии личности МГУ и директор Федерального института развития образования:

Эта ситуация для России является одной из самых драматичных. Большинство выпускников огромного количества педвузов не идут в профессию учителя, а те, кто пошли, пытаются ее покинуть рано или поздно. Причина этого в том, что даже при озвучиваемом росте заработной платы ценностный статус учителя сегодня ниже плинтуса... А для человека важно не только его материальное благополучие, но и отношение к нему в обществе, насколько он может реализовать себя как личность, насколько он востребован в своей стране.

Что касается тех учителей, которые «сидят на чемоданах», - распознать их непросто. При этом они могут вполне профессионально делать свою работу, продолжая мечтать о том будущем, которое для них желаемо и интересно. То есть прямой и жесткой корреляции между желанием и готовностью бросить профессию и качеством даваемых детям знаний нет. С другой стороны, образно выражаясь, если я стою на вокзале, жду поезда и в это время даю кому-то консультацию, то я продолжаю смотреть - не убежал ли поезд...

Сама я проработала в школе два года. На следующий день после того, как потеряла статус молодого специалиста, мне сообщили о расторжении контракта. Два прошедших года были кошмаром, что касалось взаимоотношений со старшими коллегами и администрацией школы, зато мне очень нравилось работать с детьми, да и с родителями легко нашла общий язык. Но, видно, не судьба мне работать в школе. Теперь я неплохо трудоустроена, однако некий горький осадок от работы в школе остался. Может, я вела себя как-то неправильно? Может, только в моей бывшей школе был плохой микроклимат? Решила пообщаться с коллегами из своей школы и других.

Я ТОЛЬКО НАЧАЛ РАБОТАТЬ, А МЕНЯ УЖЕ ДЕПРЕМИРОВАЛИ!

Молодой учитель истории и классный руководитель одной из минских школ Александр рассказал мне свою историю: «Я раньше учился в этой же школе, где теперь работаю по распределению. Очень обрадовался, когда узнал, что буду работать в родной школе. Даже было интересно посмотреть на процесс обучения со стороны учителя. Конечно, вспомнив свои школьные годы, я больше всего боялся, чтобы меня приняли ученики и родители. Я думал, что учителя и администрация родной школы меня всегда поддержат, но я ошибся во всем… Я даже и не подозревал, насколько сложно морально работать учителем из-за отношения администрации школы и внутренней атмосферы педколлектива! Многие представители администрации школы просто совершенно забыли, что сами когда-то были молодыми специалистами и простыми учителями. Я еще только начал работать, а меня уже депремировали! И за что?! За то, что при проведении факультатива я был с учениками не в том кабинете, который указан в расписании, хотя знали, что я уступил свой кабинет пожилому педагогу, который попросил меня об этом. Моих объяснений никто не стал даже слушать, сказав, что я наказан. Более опытные учителя объяснили мне, что такой в школе порядок, и они уже привыкли, поэтому спрашивать и тем более спорить бесполезно, нужно делать, что тебе говорят - и все. Вот так я и делаю: собираю с родителей деньги на туалетную бумагу, мыло, салфетки для школы и отдаю их в конверте представителям администрации. Агитирую учеников 7-го класса записаться в детский лагерь, зная, что мои семиклассники не пойдут в лагерь вместе с младшей школой, но правдами и неправдами заставляю их родителей платить за него и опять же отдаю деньги в конверте представителям администрации… «Сколько можно?» - спрашивают родители. «Сколько можно?» - спрашиваю я себя, но вслух спросить боюсь, как и все остальные мои коллеги. Вот так и работаем».

«Сколько работаю, столько терплю и держу обиду в себе. Только дети меня в школе и удерживают, - делится со мной Галина Владимировна, учитель начальных классов с 15-летним стажем одной из минских гимназий. - Не могу я вот так просто оставить их и уйти, хотя последнее время все чаще появляется такое желание. Очень жаль, что в нашем учебном заведении работают не очень чистоплотные люди. Недавно меня, как опытного педагога, попросили написать педагогическую работу для конкурса на получение премии Мингорисполкома. Я понимала, насколько это серьезное дело, поэтому посвятила все свое свободное время поиску материалов для написания работы из личных наработок и библиотек. Наконец работа была готова и передана в руки администрации школы, где ее не одобрили, но… оставили у себя. Я не придала этому значения, а спустя некоторое время я увидела свою работу опубликованной и получившей премию, но под фамилией одного из завучей. Как можно после этого работать с энтузиазмом и доверять коллегам?»

УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЗАСТАВЛЯЮТ ВЫДАВАТЬ КОНЬКИ И ЛЫЖИ

Что еще волнует и беспокоит наших учителей? На этот вопрос мы нашли ответ у выпускницы МГЛУ Алины, которая работает учителем английского языка в школе уже второй год. «Я никак не могу привыкнуть к темпу работы в школе и, можно сказать, хаосу, - говорит Алина. - Очень много лишних нагрузок, совершенно никому не нужных. Например, постоянное дежурство всех учителей в коридорах, в школьной столовой, в гардеробе. Зачем мне каждую перемену стоять рядом с дежурным администратором и дежурными учениками в коридоре? Из-за этого я не успеваю подготовить доску и раздаточные материалы к уроку, что приходится делать со звонком и быстро.

(Окончание в следующем номере.)

Побег из школы Большинство учителей хотели бы сменить род своей деятельности

77% учителей готовы покинуть школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе! Эти устрашающие цифры особенно удивительны на фоне декларируемых властями повышений зарплат, роста престижа учительской профессии, всяких бонусов, типа льготной ипотеки и т.д. Почему же учителя бегут из школ, забыв о своем священном долге и благородном предназначении?

Вот результаты опроса, наглядно показывающие, насколько стремительно могут опустеть стулья за учительскими столами. На вопрос «ушли бы вы из школы, если бы появилась возможность?» 77,11% ныне работающих в школе не раздумывая ответили «да». Не выразили подобной готовности только 10,37% школьных наставников, а 12,53% над своим возможным уходом пока раздумывают и твердый ответ дать затрудняются.

«Работая в школе, я просто не замечаю жизнь, вижу только работу, чужих детей и их проблемы. Все дни проходят одинаково: работа, работа, работа. Нет времени ни на дом и семью, ни на книги, ни тем более на театры и выставки, творчество. Дни давно слились во что-то одно. Что от меня останется лет через десять?! Я понимаю, что нужно работать - вопреки всему! И задаю себе лежащий на поверхности мучительный вопрос: если я уйду, то кто же останется? И все-таки я больше не могу…» Это крик души учительницы, которой нет еще и тридцати, которая отдала школе уже пять лет и искренне любит свою работу. И подобных исповедей много. «Особенно тяжело первые пять-семь лет! Потом входишь в ритм этой жизни, а затем наступает синдром эмоционального выгорания, когда уже ничего не хочется - даже жить!» Такие вот драмы скрываются за внешне благополучным фасадом российской школы, который усердно штукатурят чиновники Минобра.

Однако истину не скроешь за лозунгами. На одном из сайтов учительского сообщества был проведен опрос с целью выяснить - насколько учителя держатся за свою работу? Результаты его способны неприятно удивить как родителей, так и чиновников от образования: 77% учителей моментально покинут школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе, лишь 10% не готовы это сделать, и около 13% затрудняются с ответом! Почему большинство людей самой благородной из профессий, которая традиционно считается призванием, готовы не моргнув глазом бросить ее в любой момент?! Корреспондент «МК» пообщался с теми учителями, кто уже распрощался со школой, и с теми, кто только надеется это сделать.

Вот что рассказала 39-летняя Ольга, преподаватель русского языка, литературы и МХК из Заволжска:

Проработав в школе 16 лет, я нашла в себе силы уйти, пока не стало поздно. К мыслям об уходе привела не зарплата, а зависимость от работы. Помимо непосредственно уроков, подготовки к ним, проверки тетрадей необходимо писать кучу отчетов, планов, бессмысленных бумаг, имитировать бурную деятельность, не связанную с детьми и учебой. Иначе нельзя - но это полностью уничтожает личную жизнь. Мне повезло: у меня полная семья, муж не только не ушел, но и уроки с детьми делал, и ужином кормил. Так везет очень немногим, поэтому среди учителей столь много матерей-одиночек. И никто из моих знакомых учителей не вернулся в школу после того, как ушел. Появились свобода и выбор. Проблема трудоустройства учителя вне школы существует, но кто хочет - всегда находит работу. Если говорить обо мне, то филологическое образование, природное чувство языка и творческая направленность сыграли свою роль: сегодня я сетевой журналист. Пишу тексты, наполняю сайты.

Те, кто уйти из школы пока не сумел, высказываются порой значительно резче и откровеннее, чем Ольга.

Ушла бы, да никто нигде не ждет - рассказывает Жанна, 52 года, учительница из Мурманской области. - Учителю приходится брать полторы-две ставки, чтобы тупо не протянуть ноги, а за ставку в 18 часов ты получишь копейки. У нас губернатор тоже отчиталась Путину, что средняя зарплата учителя в регионе 42 тысячи. Однако я работаю на полторы ставки, с первой категорией, с кучей надбавок за хорошую работу, и максимум выходит тридцать, а если бы работала на ставку - было бы 16… Я не понимаю тех коллег, кто пыжится, делая вид, что работать за копейки - это здорово! Порой гонишь от себя мысль, что школа - это сборище неудачников, которые не нашли себя в жизни…

Подобных примеров - масса. И у заинтересованной стороны, у родителей школьников, может возникнуть вопрос - а способны ли учителя искренне давать детям все, что необходимо, и серьезно относиться к своей работе ПОСЛЕ того, как они уже махнули на все рукой и сделали для себя вывод, что готовы уйти при первой возможности? И можно ли, скажем, родителям первоклассника, выбирающим первого учителя, как-то распознать того, кто уже «сидит на чемоданах»?

Сложившуюся ситуацию «МК» прокомментировал Александр Асмолов, зав. кафедрой психологии личности МГУ и директор Федерального института развития образования:

Эта ситуация для России является одной из самых драматичных. Большинство выпускников огромного количества педвузов не идут в профессию учителя, а те, кто пошли, пытаются ее покинуть рано или поздно. Причина этого в том, что даже при озвучиваемом росте заработной платы ценностный статус учителя сегодня ниже плинтуса… А для человека важно не только его материальное благополучие, но и отношение к нему в обществе, насколько он может реализовать себя как личность, насколько он востребован в своей стране.

Что касается тех учителей, которые «сидят на чемоданах», - распознать их непросто. При этом они могут вполне профессионально делать свою работу, продолжая мечтать о том будущем, которое для них желаемо и интересно. То есть прямой и жесткой корреляции между желанием и готовностью бросить профессию и качеством даваемых детям знаний нет. С другой стороны, образно выражаясь, если я стою на вокзале, жду поезда и в это время даю кому-то консультацию, то я продолжаю смотреть - не убежал ли поезд…

2. Сложные отношения с коллегами и начальством. Педагогические коллективы часто очень похожи на серпентарий. Хотя, конечно, там можно встретить приличных людей: со многими бывшими коллегами мы до сих пор дружим.

У нас была прекрасная кафедра иностранных языков. Мы все время что-то организовывали, для детей и для себя. Отмечали праздники, ходили вместе в театр, пытались учить друг друга иностранным языкам (с тех пор в памяти осталась пара десятков французских слов).

Общие настроения в школе были такие: человек человеку волк, дети – не люди, молодые учителя – полулюди

Но в большом школьном коллективе все было не так позитивно. Нам откровенно завидовали. Так и говорили: «Что это «иностранцы» такие радостные?» Общие настроения в школе были такие: человек человеку волк, дети – не люди, молодые учителя – полулюди.

«Я не видела заинтересованности руководства в реальных знаниях учеников, – соглашается Эльвира (Москва), бывший учитель физики, затем. – Мне прямым текстом говорили, у кого «в любом случае» должны быть хорошие оценки».

3. Отсутствие перспектив. Быстро сделать карьеру в школе не получится: лишь через несколько лет работы можно оформить вторую, затем первую и высшую категорию, чтобы получить надбавку к зарплате в размере 15-20%.

В какой-то момент мне стало казаться, что, проверив ошибки в 30 контрольных работах, я сама забываю, как писать правильно. Меня это очень расстраивало, а от мыслей о том, что и через 5, 10, 20 лет я буду все так же работать учителем, мгновенно портилось настроение.

«Не было ни карьерных, ни финансовых перспектив. И надоело каждый год повторять детям одно и то же», – вспоминает Нехама (Иерусалим), бывший учитель истории, граждановедения и философии, сейчас – HR-специалист.

4. Ненормированный рабочий день. Те, кто никогда не работал в школе, уверены, что учителя заняты всего полдня. Но после уроков случаются совещания, нужно проверять тетради, заполнять журналы, писать тематические планы. И к урокам тоже надо готовиться. Над планами уроков я «зависала» часами: хотелось не просто провести с детьми время, а действительно чему-то их научить.

«Я работала в школе-интернате и не могла отключиться от работы дома: думала, как помочь ученицам. И это отнимало энергию», – делится Нехама.

«Я проработала в школе всего несколько месяцев в юности, на волне энтузиазма. Сразу получила класс, в который собрали детей с низкой успеваемостью, – вспоминает Эльвира. – Особенно плохо дела обстояли с физикой: внешнюю проверочную работу все дети написали на двойки. Но разве юность боится препятствий? Я готовилась к урокам как к спектаклю на языке формул».

5. Ответственность за детей и воспитательные моменты. Все, что происходит с детьми по дороге в школу, в школе и по дороге домой, – ответственность учителя. И когда случается что-то серьезное, учителю приходится несладко.

Когда я работала в школе, ученик на перемене выпрыгнул из окна второго этажа, чтобы что-то доказать одноклассникам, и сломал позвоночник. Учителя в классе не было: в тот день она была дежурным администратором и не могла находиться в двух местах одновременно. После долгих судебных разбирательств ее уволили по статье и обязали выплатить денежную компенсацию семье мальчика.

«Главная цель учителя в обычной школе – это не научить, а удержать, – рассказывает Людмила. – Жаль, но большую часть времени приходилось тратить на воспитательные беседы, а не на сам предмет. Учителя орали на детей: только так старшеклассники хоть как-то слушались. Громче всех могла кричать завуч, ее боялись больше всех. При этом завуч была прекрасной женщиной и хорошим специалистом. Как я потом узнала, она умерла в 48 лет от инфаркта».

6. Отношения с родителями учеников. Найти общий язык с детьми несложно, чего не скажешь о родителях. У них, как правило, множество претензий к школе и каждому учителю.

Однажды ко мне на урок ввалилась шумная, ярко накрашенная дама, которая с порога начала учить меня преподавать английский. У нее – мамы одного из учеников – не было педагогического образования, английского она не знала, но зато точно знала, как надо.

Дама говорила и говорила… Пришлось применить запрещенный прием: стукнуть толстым англо-русским словарем по столу. От неожиданности дама замолчала. Я предложила ей заменить меня на уроке. «А я посижу на последней парте и поучусь», – заявила я. Критиканша сдулась и попятилась к двери. Больше я ее не видела.

Я не виню учителей. Никого, никогда. Они все немного герои

«Сложно было с родителями детей: я была молодая, своих детей у меня еще не было, и я не совсем понимала, чего от меня хотят, – подтверждает мою мысль Наталия (Клайпеда), бывший учитель английского языка в школе, сейчас преподает язык в частном порядке. – Родители требовали, чтобы я опекала детей, а у меня не получалось. Отдельная история – родители, которые всегда знают, как на самом деле должно быть…»

«В школе было очень сложно. И я сбежала. Не смогла, не стала напрягаться ради детей, большинству из которых ничего не нужно, – вздыхает Людмила. – Но сама я никого из учителей не виню – никогда. Они все немного герои».

Ни один из моих однокурсников не работает в школе. И это очень грустно, потому что у нас был очень талантливый выпуск. Эти люди могли бы стать прекрасными учителями, но преуспели в других областях. Хочется надеяться, что ситуация изменится и школа станет комфортным местом как для детей, так и учителей. И у нас, родителей, появится много поводов не ругать, а хвалить школу.