Почему александр македонский смог покорить персидскую державу. Поурочная разработка по истории на тему "поход александра македонского на восток"

Тип урока : комбинированный.
Цель урока : учащиеся должны выяснить, почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу.

Задачи урока :


  1. Образовательная задача: Познакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск. Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

  2. Развивающая задача: Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе теста учебника и документов давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

  3. Воспитательная задача: Оценить правомерность действий Александра Македонского к завоеванным народам. Воспитать чувство уважения, сострадания.

Учебное оборудование :

Карта «Завоевания Александра Македонского в 4 веке до н. э.»;

Исторический источник, таблица;

Мультимедия.

Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация опорных знаний по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии».
Фронтальная беседа с учащимися:
- Македония находится на ______________________.

В середине 4-го века до н. э. во главе Македонии встал царь _____________.


Причины покорения Греции Македонией:

1.___________; (Греки воевали между собой, это ослабило страну.)

2.___________; (Филипп создал сильную, мощную армию.)

3.___________; (Умение Филиппа поссорить противников.)

3.Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем на уроке.


Задача для учащихся : Почему Александр смог покорить Персидскую державу?

4.Изучение новой темы.
План.


  1. Победы войска Александра Македонского.

  2. Гибель Персидского царства.

На доске – тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион, с. Гавгамелы.


  1. Сообщение учащегося об Александре Македонском.

  1. Работа с картой.
- Вспомнить, как располагаются на карте части света?

  1. Рассказ учителя:

3-й слайд. Походы Александра на Восток.


Задание детям: В процессе рассказа заполняются таблица (дата, сражение и результат походов Александра Македонского) и карта – движение войск Александра Македонского.

Весна 334 г. до н. э. навсегда осталась в памятной датой в истории Эллады. Она связана с началом похода в Малую Азия, когда македонский флот на 160 кораблях пересёк Геллеспонт – нынешний пролив Дарданеллы между Средиземным и Мраморным морями. Каждый грек в те времена знал, что название хранит память о прекрасной царской дочери Геле, внучке повелителя ветров Эола, которая, спасаясь от козней злой мачехи, при переправе утонула в этих водах. Достигнув середины Геллеспонта (в переводе «моря Геллы»), Александр совершил возлияние из золотой чаши, принеся быка в жертву богу Посейдону и женским морским божествам – нереидам.

В древности говорили, что берег напротив – ворота Азии. Там были владения персов, которые предстояло завоевать, чтобы отомстить за разорение Эллады во время Греко-Персидских войн, повторив подвиг войска, которое взяло город Трою в Малой Азии.

Александр Македонский ощущал свою причастность к великому прошлому Эллады, так как Ахилл, знаменитый герой гомеровской поэмы, считался его предком по материнской линии. Глава македонского войска считал себя наследником его славы. Судьба мифического героя и реального человека действительно оказались схожими. Оба отличались безмерной храбростью и эмоциональностью, были вспыльчивыми. Оба ушли из жизни молодыми, в зените своей славы.

В Трое Александр принёс жертву богине Афине, покровительнице греков в Троянской войне, а также, следуя древним обычаям, 2умастил тело и нагой состязался с друзьями в беге вокруг памятника», затем, возложив венок к могиле Ахилла, сказал, что считает того счастливцев. Ведь этот герой при жизни имел преданного друга, а после смерти – великого глашатая своей славы.

Персидское войско стояло на противоположном берегу, готовое всеми силами воспрепятствовать переправе македонской армии. Эта позиция была очень выгодной, и даже опытный полководец Филипп 2 – Парменион – засомневался в успехе. Когда Александр решил сразу начать сражение, они заспорили. Парменион напомнил царю, что, по обычаем, македоняне никогда не начинали в это время сражений, так как этот месяц они считали несчастливым.

Я приказываю изменить название месяца, - воскликнул Александр.

Тогда Парменион указал, что надо подождать следующего утра, так как ночью персы будут вынуждены сменить позиции: не ночевать же им на обрывистом берегу. А на рассвете более дисциплинированные македонцы сумеют построиться быстрее противника и получат преимущество.

Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки, - ответил царь и повёл войска в бой.

5-й слайд.

Под градом стрел, преодолев быстрое течение и высокий крутой берег, конница македонян вступила в бой. В схватке Александр был окружён врагами, и военачальник персов ударом сабли срубил гребень его шлема. Затем он вновь занёс клинок. Гибель казалась неизбежной. Но в этот миг подоспел друг Александра – Клит, прозванный Чёрным, и пронзил врага копьём. Сражение окончилось победой македонян.

- Заполняется таблица.

Его исход открыл Александру путь к богатейшим городам Малой Азии. К их числу принадлежал и Эфест – крупнейший торговый и военный порт этого региона. В Эфесте находится храм богини Артемиды (4 век до н. э.), одно из семи чудес света.

В большинстве своём греческие города Малой Азии встречали Александра как освободителя. В Эфесте македоняне вошли без боя. Наёмники, сражавшиеся на стороне персов, оставили город, так как не решились защищать крепость, чьё население было на стороне противника, поспешно отбыв на корабле.

Из Эфеста путь Александра Македонского лежал в Милеет, овладение которым разрешало давнишний спор Эллады и Персии о господстве на море и обеспечивало успешное продвижение сухопутных сил. Можно было не опасаться за морское сообщение с Македонией и одновременно контролировать ситуацию в Греции, где противники Александра были готовы восстать при первом же удобном случае.

В Милеете было сильное влияние граждан, желавших сохранить верность персидскому царю Дарию. Александр взял город штурмом, и население сдалось на милость победителя. Известие о победоносном взятии Милета, который имел 80 дочерних городов-колоний, должно было распространиться по всему греческому миру, утверждал авторитет молодого царя.

Персидский царь Дарий Третий ещё не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. Он считал Александра юнцом, которого нужно проучить. С большим войском Дарий двинулся навстречу завоевателю. Оба войска встретились у города Исса.


7-й слайд.

В 333 году битва при городе Иссе.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, & 42 ст.191.
8-й слайд.

Беседа по прочитанному:

Кто возглавлял атаку македонского войска?

Численность персидского и македонского войска?

Какую добычу захватили македоняне?

Почему Войско Александра Македонского одержало победу?

- Заполняется таблица.
9-й слайд.

Александр не стал преследовать Дария, его дальнейшей целью была Финикия.

Слово «финикийцы» по-гречески означает «красноватые» или точнее, «красящие в багряный цвет».

Скажите, почему греки называли местных жителей именно так?

(Ответ: Те открыли тайну пурпурной краски, которую добывали из водившихся в местных водах моллюсков, и торговали по всему Средиземноморью пурпурными тканями.)

Финикийцы были враждебны грекам: местные купцы соперничали (конкурировали) с греческими купцами. Их самый богатый город Тир решил сопротивляться македонским войскам. Жители Тира сражались не за Дария, а за свою свободу. Тир был расположен на неприступной скалистом острове и окружён мощными стенами. Более полугода длилась его осада с суши и моря.


10-й слайд.

Александру удалось окружить город кораблями, на которых были установлены тараны и метательные машины.

Сообщение одного учащегося о метательных машинах.
11-й слайд.

Стены укреплений были разрушены. Македоняне ворвались в город.

12-й слайд.

Они разграбили и подожгли Тир. Некогда прекрасный город был превращён в руины и пепел. Мужественные защитники были убиты, около 30 тысяч жителей города были проданы в рабство. Своей жестокостью Александр сравнялся с худшими тиранами.

- Заполняется таблица.

13-й слайд.

В эти дни Александр получил от Дария письмо. Признавая своё поражение, он соглашался уступить половину своей империи. Полководец Александра Македонского Парменион, узнав об этом, воскликнул:

Если бы я был Александром, я бы согласился!

И я бы согласился, если бы я не был Александром. Ответ Дарию будет другим: мне не нужны полцарства, мой удел – власть над миром.
Оздоровительная «пятиминутка»!
14-й слайд.

Египет сдался Александру без боя. Египетские жрецы объявили его богом и сыном бога солнца, как это было принято в отношении фараонов. Александр принял решение жрецов с благосклонностью – ему уже мало было родства с Ахиллом: покорённые народы должны были поверить, что их страны пришёл бог и ему нужно безоговорочно подчиняться. Даже в греческие города он разослал гонцов с требованием, чтобы народные собрания признали его богом.

- Заполняется таблица.
15-й слайд.

В Египте Александру приснился сон: почтенный седовласый старец, вставая возле него, прочёл следующие строки Гомера:

«На море шумношироком находится остров, лежащий против Египта; его именуют нам жители Фарос….»

Проснувшись, царь и бог отправился на берег моря, в местность напротив Фароса. Здесь его зодчие, не имея мела для разметки, начертили план города рассыпая муку прямо на землю. Тут, однако, прилетели птицы и всё склевали. Александр опечалился, считая это дурным предзнаменованием, но предсказатели разъяснили, что новый город будет процветать и кормить людей из разных стран. Так и случилось: и до, и после Египет был основным экспортёром зерна в античном мире.


16-й слайд.

Город назван в честь Александра Македонского. Здесь он проявил себя не только как талантливый полководец, но и как архитектор. Он сам разметил места будущих площадей, улиц и храмов. Здесь также было одно из семи чудес света Фаросский маяк.


В 331 г. до н. э. начался поход в собственно персидские земли. Целых четыре месяца шло войско. Наконец, перейдя воды Ефрата и Тигра, оно оказалось у селения Гавгамелы, где в ожидании битвы стояли персы. Название это на местном наречии означает «Верблюжий дом», так как один из древних царей, спасшись на одногорбом верблюде, поместил его здесь и назначил на его содержание доходы от нескольких деревень.
17-й слайд.

Репродукция сражения.

Работа учащихся с историческим источником, читать.
18-й слайд и 19 слайд.

Задание: использую схему «Битва при Гавгамелах», рассказать о самой битве.

Ответить на вопрос: Что общего между битвами при Иссе и при Гавгамелах.

- Заполняется таблица.
20-й слайд.

Вскоре после разгрома при Гавгамелах Дарий 3 был убит своими приближёнными. Войско Александра подошло к Вавилону. Вавилон встретил Александра как освободителя. Полководца поразили гиганские руины главного храма города – в Библии он назван Вавилонской башней. Этот храм был разрушен ещё персидским царём Ксерксом.


21-й слайд.

После Вавилона Александр овладел древней столицей персов городом Персеполем. В честь победы в царском дворце был устроен пир. Афинянка Таис, подруга военачальника Птолемея, предложила поджечь дворец Ксеркса, предавшего некогда огню Афины: пусть люди вспоминают, что женщины, сопровождавшие Александра, смогли лучше отомстить персам, чем предводители армии и флота. Александр с венком на голове и факелом в руке пошёл впереди всех. Дворец загорелся. Царь быстро одумался и приказал потушить огонь, но сделать это уже было невозможно.

22-й слайд.

Македоняне двинулись в восточные области Персидского царства, однако встретили упорное сопротивление местных племён. Между Амударьей и Сырдарьей в Согдиане и Бактрии в тылу у Александра в 329-328 гг. до н. э. произошло восстание согдийских и скифских племён под руководством согдийца Спитамена. Близ Самарканда македонцы были стеснены со всех сторон и бежали на небольшой остров на реке. Здесь скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли из луков: лишь немногим удалось вернуться к своим.


Александр продолжил поход на восток.

23-й слайд.

Задание для учащихся:

Просмотреть слайды, и подумать почему войско Александра Македонского не стало продолжать свой путь на восток.

Работа с учебником.& 42 ст. 194.

Последнее сражение Александра Македонского, битва с Пором при Гидаспе.

- Учащиеся заполняют таблицу.
Обратный путь начался в 326 г. до н. э. и проходил в очень трудных условиях. Вернувшись в Сузы македонский царь женился на дочери Дария Статире. Прибыв в Экбатаны, царь стал посещать театр и различные праздники. Далее был Вавилон, где и завершился в 325 г. до н. э. десятилетний поход. Этот город стал столицей державы Александра Македонского. Здесь он прожил два года, постепенно став суеверным. Он начал верить в предсказания и окружил себя прорицателями.

Одновременно он стал деятельно организовывать управление своей державой, готовиться к новому походу – на Запад. Александр собирался завоевать Карфаген в Северной Африке, Сицилию и Италию.


24-й слайд.

Но Александр внезапно заболел. В «Дневниках», которые велись при дворе, о болезни Александра сказано, что на 18 день месяца Александр почувствовал озноб, а на 28 день умер от сильнейшей лихорадки.

- Учащиеся заполняют таблицу.
25-й слайд.

Сразу после смерти Александра Македонского его полководцы начали воевать между собой. Они захватывали друг у друга области и города, ускорив распад единой державы, которая держалась в основном волей и личностью её создателя.

26-й слайд.

Держава Александра Македонского распалась на три царства: Македонское, Египетское и Сирийское.


5.Закрепление изученного на уроке.
27-й слайд.

Таблица.


Дата

События

Результат

334

Битва при Гранике

Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

333

Битва при г. Иссе

Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария отрезаны Сирия, Финикия и Египет

332

Осада и взятие Тира

Подчинён бассейн Средиземного моря

332-331

Подчинение Египта

Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

331

Битва при Гавгамелах

Полностью сломлены военные силы Дария 3.

329

Война в Бактрии и Согдиане

Подавлены последние очаги сопротивления в Персии

327

Война в Индии. Битва с Пором при Гидаспе.

Крайние истощение сил македонского войска

323

Смерть Александра Македонского

Начало развала созданной в процессе завоевания великой державы – империи Александра Македонского.

Задание для учащихся:

Используя карту «Завоевания Александра Македонского» и таблицу в тетрадях, назвать причины покорения Персидской державы Александром Македонским.

Ответ:


    Армия персов состояла из наёмников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций.

  1. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить.

  2. Покорённые и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

  3. Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

6.Итог урока.

Значение восточного похода Александра Македонского было чрезвычайно велико. Он способствовал сближению экономики и культуры Запада и Востока. На развалинах державы Александра Македонского возник новый эллинистический мир, где впервые стали взаимодействовать богатые культуры Азии и Европы.

Домашнее задание:


  1. Прочитать & 42.

  2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. – М., 2002. ст.37, задание № 52.

  3. Сообщение на тему: «Фаросский маяк».

Литература:


  1. Бутромеев В. Н. «Всемирная история в лицах. От Гомера до Эйнштейна». – М., 2002.

  2. Ботвинник М. Н., Рабинович М. Б. «Знаменитые греки и римляне (по «Сравнительным жизнеописаниям» Плутарха)». – М., 2000.

  3. Волобуев В. О. «История Древнего мира в художественно-исторических образах». – Хрестоматия, - М., 1978.

Геродот посетил Скифию в V в. до н. э., но описывал только историю Персидских войн. И события, происходившие в Причерноморье в его время, остались нам неизвестными. Другие авторы тоже этим не интересовались - в эгейском мире кипели свои страсти. Битвы с персами, война между афинской и спартанской коалициями, политические дрязги. Хотя и в Скифии, разумеется, жизнь шла своим чередом. Именно в V в. до н. э. здесь отстраивается великолепная столица, Каменское городище, описанное ранее. А в керченском Боспорском царстве в 438 г. греческая династия Археанактидов сменилась фракийской династией Спартокидов. Почему и каким образом у власти там оказались фракийские цари, история не знает.

Где-то в это время начались и столкновения скифов с сарматами. Сарматы - обобщенное название арийских кочевых племен, обитавших в степях Казахстана и Средней Азии. По языку, образу жизни они были близки скифам, и многие древние авторы считали их одним народом, отличая лишь рядом особенностей. Так, уже отмечалось, что восточными соседями Скифии являлись савроматы. У которых важную роль в племенной организации играли женщины - они были жрицами, царицами, воительницами. Геродот сообщал, что савроматы говорят на скифском языке, но «с ошибками». И излагал легенду, будто они произошли от от смешения скифов с амазонками.

Мол, при сражении у реки Термодонт, на востоке Малой Азии, где греческие мифы традиционно помещали «царство амазонок», эллины разбили этих воительниц, а пленных погрузили на три корабля. Но в море амазонки перебили мужчин, судами управлять не умели, и их занесло в Азовское море к устью Дона. Где они сошлись со скифскими юношами, вот и возник народ савроматов. Об их обычаях он сообщал, что девушки сражаются наравне с мужчинами, а выйдя замуж, увольняются «в запас» - замужние женщины брались за оружие лишь при созыве общенародного ополчения. Греки писали и о том, что в брак девушка могла вступить лишь после того, как убьет врага. Причем чем дальше проживал автор от Скифии, чем экзотичнее были для него эти края, тем больше убитых врагов у него требовалось для замужества - два, три, пять.

Но тут надо коснуться вопроса - а кто же такие были легендарные «амазонки», столь часто фигурирующие в мифах? В сюжетах о Геракле, Тесее, нашествии Диониса на Грецию, Троянской войне. Плутарх описывает, как они в незапамятные времена осаждали Афины. Само их название эллины переводили от «а-маза» - «безгрудые», утверждая, что для удобства стрельбы из лука они выжигают себе правую грудь. Не задумываясь при этом, каким образом женщины после такой процедуры сохраняют способность к деторождению. Да и мифологические герои вряд ли смогли бы влюбиться в искалеченных девиц и брать их в жены.

Существование царства или отдельного народа амазонок, конечно же, вымысел. Но основанный на реальных фактах. Корень «ма» или «ама» во многих арийских языках означает «мать». (Например, у индусов верховное женское божество носило имена Ума и Амбика - «Матушка»). Как уже отмечалось, изначально верховными божествами были женские. Часто они считались девственницами, как греческая Артемида, римская Диана, славянские Дзевонна и Дзеванна. То есть олицетворяли мать-природу, одновременно кормящую всех, но при этом всегда девственную. Это видно и из славянских языков, где индоарийское «деви» - «богиня», трансформировалось в «дева», что подразумевает целомудрие.

И эти же богини в глубокой древности выполняли функции воительниц. Следы таких функций запечатлелись в фольклоре многих народов. В мифах Аркадии фигурирует могучая дева Аталанта, во фракийских легендах - воинственные Гарпалика и Полифонта, у иранцев - Гурдафарид, у ирландцев - Скатах, у германцев - девы-Валькирии, а спартанцы перед сражением молились Музам, которые у них играли и роль, аналогичную Валькириям. У индоевропейцев служительницами женских божеств были женщины. И в некоторых «девственных» культах они тоже должны были давать обет безбрачия - как жрицы Артемиды Эфесской, римские весталки. Были и жестокие культы, где для «закрепления» такого обета служительницы действительно подвергались процедуре удаления молочных желез. На всех женщин такой обряд, естественно, не распространялся.

Но богини, подобные Артемиде, считались еще и покровительницами молодежи, не достигшей брачного возраста. И при святилищах существовали общины, где девушки под руководством жриц проходили обучение, обряды посвящения и инициации. В том числе, у некоторых народов, учились владеть оружием, охотиться, несли охрану святилищ. И выставляли отряды на войну. А «выпускницы» поддерживали связь со своими общинами, периодически собирались для участия в религиозных обрядах и особых женских празднествах. Такие организации впоследствии зафиксированы и у славян. А у других народов известно существование женских фратрий, тайных женских культов и мистерий, сохранявшихся от подобных общин древних богинь-матерей.

Судя по всему, как раз эти традиции бытовали у савроматов. И не только у них, но и у племен исседонов, иксаматов, писаматов. Выше уже упоминалась царица-воительница у массагетов. Хотя, в принципе, владеть оружием и участвовать в боях в ту эпоху было обычным для женщин северных стран. Однако чаще женщины сражались лишь в случае необходимости, война считалась все же мужским занятием. Савроматы такого различия не делали. Именно их воительницы запечатлелись в русских сказках в облике прекрасных, но жестоких богатырш-поляниц.

Савроматские погребения, относимые к Прохоровской археологической культуре, часто находят на Нижней Волге, Урале, в Оренбуржье. В захоронениях попадаются украшения, посуда, характерные для сарматских племен булавы вождей и «многоствольные» свирели из кости. И оружие. Ножи, стрелы, длинные, более метра, мечи. Встречаются и женские могилы с богатым воинским убранством, со следами пышных похоронных ритуалов, человеческих и конских жертвоприношений. То есть это были царицы или какие-то важные «командирши». Савроматы были кочевниками-скотоводами, поселения строили только для зимовок скота. И народ это был очень воинственный - захоронения часто бывают коллективными, а останки носят следы повреждений, полученных в бою.

Мы не знаем, когда и по какой причине савроматы рассорились со скифами. При отражении Дария они выступали союзниками. Однако все авторы IV–III вв. до н. э. уже называют эти народы кровными врагами. Указывают, что скифы чаще всего воюют со своими восточными соседями (и соседками), а взаимные набеги и сшибки называют повседневным явлением. Но сперва дело и ограничивалось пограничными драками, Скифия была еще не по зубам врагам.

В середине IV в. до н. э. она вновь появляется на страницах эллинских хроник. В это время правил ею царь Атей, при котором Скифская империя достигла максимального могущества. Античные источники рисуют его весьма яркой личностью - мудрым правителем, заботливым «отцом» своего народа и полководцем, в чем-то напоминавшим Суворова. Сухоньким старичком, но энергичным, бесстрашным, милостивым к побежденным и очень остроумным. Многие его изречения ходили по Греции в качестве афоризмов. Он всегда был в походах, лично возглавляя их. Покорил агатирсов, сделал данниками Скифии племена Кавказа, Севера, ряд западных народов. Его войско наведывалось и в Закавказье.

На Балканах в тот же период восходила звезда другого полководца, Филиппа II Македонского. Он провел военную реформу, создав из горцев-пастухов профессиональную армию, внедрил новый строй, «македонскую фалангу», подчинил Эпир, Фессалию, побережье Босфора и Мраморного моря. И начал распространять свою власть на эллинские государства. Которые, надо сказать, после недолгого яркого взлета быстро деградировали. Афины и Спарта в результате затяжных междоусобиц надорвались и пришли в упадок. Пробовали лидировать Фивы, Агригент, Коринф, но возвышение получалось непрочным. Нравы изменились до неузнаваемости. Афинянки, 100–200 лет назад жившие в затворничестве и считавшиеся образцом добродетели, теперь славились по всему Средиземноморью как самые распущенные и искусные развратницы. Прежние патриоты-спартанцы эмигрировали и становились наемниками во всех азиатских армиях. Впрочем, наемничество стало самым распространенным ремеслом у всех греческих воинов.

Хваленая эллинская «мудрость» напрочь выродилась. В моду вошли схоласты, считавшие верхом учености доказать какое-либо утверждение, а потом доказать прямо противоположное. Очень популярными были и киники, которые откровенно хулиганили. Например, знаменитый Диоген жил в бочке, хамил всем встречным и преднамеренно оскорблял их, публично мастурбировал или ласкал своих последовательниц. И это в эллинском мире признавалось гениальным! Ну а образцом «гражданственности» стали типы вроде Демосфена, поднимавшего греков на борьбу с македонянами - но делавшего это за щедрую плату от персидского царя. Причем возбудив соотечественников постоять за «свободу», сам Демосфен имел обыкновение в драку не лезть, а заблаговременно смыться. Подчинять подобные государства для Филиппа Македонского не составляло особого труда.

Царь Атей занялся тем же. Он один за другим подвел под свою власть греческие полисы Причерноморья. Одни сами выразили покорность ему. Другие, например, Никоний, ему пришлось брать штурмом. Но даже города, взятые с боем, Атей не разорял и не отдавал воинам на разграбление, как обычно поступали «цивилизованные» завоеватели того времени. Удовлетворялся выкупом и признанием подданства. Захватил он и часть задунайской Фракии. Но здесь его интересы столкнулись с Филиппом Македонским, который в 339 г. до н. э. выступил на скифов. Когда послы Македонии прибыли к скифскому двору, и их провели к Атею, они увидели, что 90-летний царь-солдат собственноручно чистил скребницей коня. Он поинтересовался, делает ли так же Филипп? А узнав, что нет, удивился: «Как же тогда может он идти на меня войной?»

Тем не менее, Филипп победил. Правда, по свидетельствам современников, сумел одержать верх лишь с помощью какой-то хитрости - конкретные версии на этот счет расходятся. Скифская армия потерпела во Фракии жестокое поражение, погиб и Атей. Но Филипп оказался благоразумнее Дария. Захватил лишь Фракию, а в глубь Скифии не пошел. Предпочел более легкую добычу. В 338 г. до н. э. при Херонее разгромил афинян и фиванцев с их союзниками и стал хозяином Греции. После чего стал готовить поход на Персию. Но в 336 г. до н. э. был убит - судя по всему, во главе заговора стояла его сумасбродная супруга Олимпиада. И царем стал ее сын Александр III.

Он тоже побывал на севере, заново подчиняя отпавших фракийцев, даже переправлялся за Дунай, на скифскую территорию, хотя чисто символически, ради жеста - сразу вернувшись. Заново пришлось усмирять и греков, но это удалось довольно легко. И любопытно, что македонян, прежде считавшихся «варварами», эллины после взбучки сразу признали равным с собой «культурным» народом. А затем Александр реализовал идею отца и двинулся на Персию.

Но в числе своих целей видел и завоевание Скифии. В 332 г. до н. э. по приказу Александра его полководец и наместник во Фракии Зопирион выступил за Дунай с 30 тыс. македонской пехоты и многочисленными вспомогательными формированиями вассальных народов. По численности армия была примерно такой же, какую сам Александр повел на персов. Зопириону предписывалось покорить Причерноморье и соединиться со своим царем на «Танаисе» - как ранее указывалось, греки считали Дон и Сырдарью одной и той же рекой. О подробностях похода Зопириона нам ничего не известно по одной простой причине - из Скифии не вышел никто. Войско сгинуло до последнего человека. Впрочем, если представить в голой степи неповоротливую македонскую фалангу, окруженную конницей и засыпаемую стрелами, результат сражения предсказать нетрудно. А может и не дошло до сражения, и Зопириону устроили то же самое, что Дарию, только на этот раз довели уничтожение до конца.

Александру везло куда больше. Что неудивительно. Персидская держава уже 150 лет назад растеряла остатки воинственности. Была сугубо мирной, только отбиваясь от наскоков соседей. Армии по мобилизации могла выставить огромные, но это были необученные ополчения, свиты знати, архаичные колесницы. Лучшими ее солдатами были те же греческие наемники да среднеазиатские степняки. Но они терялись в разнородной массе, сшитой на живую нитку и малоуправляемой. А сама величина армий позволяла македонянам эффективно их бить и одерживать впечатляющие победы, деморализующие персов.

Но в исторической литературе сложилась уродливая традиция изображать всех восточных завоевателей сугубо отрицательно, а вот Александра Македонского с какой-то стати противопоставлять им, считать выдающимся героем, эдаким «культуртрегером», распространившим на полмира высокую цивилизацию «эллинизма». С дейстаительностью подобные взгляды и близко не лежали. Македоняне были настолько «культурными», что не знали даже обуви, в сандалиях щеголяла лишь знать и отборные «щитоносцы» Александра, а личный состав знаменитой фаланги шлепал в бой босиком. Сам же Александр впервые в жизни увидел ванну среди трофеев, взятых у Дария, и восхищенно сказал: «Вот что значит царствовать!» Человеком он был жесточайшим, психически неуравновешенным. Одного за другим казнил собственных друзей, полководцев. И македоняне катились по Азии жутким, поистине варварским нашествием.

Всех жителей Тира, посмевшего сопротивляться, Александр распорядился распять. И его воины ничуть не колебались, привязывая к крестовинам или прибивая гвоздями к дверям и стенам домов беззащитных стариков, орущих от ужаса детишек, только что изнасилованных девушек. Всех пленных, взятых под Гавгамеллами, Александр велел умертвить - и были перерезаны десятки тысяч людей. Дикая македонская орда погромила богатейшие города Финикии, разрушила роскошную древнюю культуру Персии и Турана. Ради пьяной забавы, по идее, стукнувшей в голову обозной шлюхи Таис Афинской, была сожжена великолепная столица Ирана Персеполь. Царь и его приближенные отправляли домой награбленные сокровища, превращая в золотой и серебряный лом уникальные изделия восточных мастеров. А когда войско слишком отягощалось драгоценной добычей, ее по приказам Александра попросту сжигали - получая стимул для новых грабежей.

В 329–328 гг. до н. э. армия дошла до Средней Азии и занялась ее покорением. Местные скифо-сарматские племена отступили за Сырдарью, а Зопириона на этой реке Александр, естественно, не встретил. Все его хроники описывают только блестящие победы, но факты говорят о том, что ему здесь чувствительно всыпали. Античные источники глухо упоминают о нескольких его «отдельных отрядах», уничтоженных саками. А когда Александр со всей армией двинулся за Сырдарью, то почему-то очень быстро вынужден был ретироваться обратно.

Причерноморские скифы, кстати, передвижения македонян отслеживали и о местонахождении их войска хорошо знали. Несколько раз они присылали посольства, предлагая дружбу и союз, который царь Скифии (имя не упоминается) готов был скрепить династическим браком и отдать Александру в жены свою дочь . Идею жениться на «дикарке» завоеватель счел смешной, очень потешался над таким предложением. Но с послами обошелся любезно и заверил их в своей дружбе. Хотя это было не более чем дипломатической хитростью.

Проектов покорении Скифии он не оставил. Уверив самого себя в «непобедимости», он никак не мог смириться с неотомщенной гибелью армии Зопириона. К тому же он стал считать себя и наследником персидских царей. А значит, по его убеждениям, должен был рассчитаться и за Дария. С возвращавшимися делегатами Скифии он отправил ответных послов из числа своих приближенных «гетайров», все с теми же пустыми фразами о дружбе. Настоящей их задачей являлась разведка - «познакомиться с природой скифской земли и узнать, велико ли народонаселение, каковы его обычаи и с каким вооружением оно выходит на войну» . К сожалению, судьба этого посольства и какие-либо его донесения остались нам неизвестными.

Но в это же время хорезмийский царь Фарасман предложил Александру союз против Скифии и вызвался провести войско к Черному морю вокруг Каспия. Вероятно, предполагался и союз с савроматами - Фарасман и сатрап Мидии Атропат, желая угодить македонцу, представили ему сотню «амазонок». Арриан пишет: «Одеты они были как мужчины-всадники, только вместо копий держали секиры и легонькие щиты вместо тяжелых. Говорят, что правая грудь у них меньше левой; во время битвы она у них наружу». Насчет разнокалиберного бюста Арриан, конечно, выкручивается, чтобы как-то состыковать информацию с мифами, где правой груди вообще не должно быть. А тут она вдруг оказывается на месте и даже «наружу», во всей красе. Александр, правда, на «амазонские» прелести не впечатлился и вообще к такому роду войск остался равнодушен. Но предложение Фарасмана его заинтересовало. Он заключил с царем Хорезма антискифский союз. Однако поход в Причерноморье счел пока несвоевременным, «попросил отложить свою помощь» .

Сперва решил завоевать Индию. И его орда ринулась крушить цветущие государства Индостана. Кстати, крушить совершенно бесцельно. Даже когда стало ясно ясно, что завоевания окончены, на обратном пути, все равно жгли и грабили города, уничтожая жителей - поскольку уж под руку попались. Ну и наконец великий полководец сдуру угробил большую часть своей армии, когда вопреки советам повел ее назад в Персию через пустыню по берегам Аравийского моря… Есть свидетельства, что Александр Македонский в своих дальнейших планах предусматривал и поход на Скифию. Но в 324 г. до н. э. скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет. Существует версия, что от яда - достал он буквально всех своих подчиненных.

Между прочим, если провести сопоставление с другими знаменитыми завоевателями: Баламбером, Чингисханом, Батыем, Тамерланом, то сравнение получится далеко не в пользу Александра. Они все же действовали в интересах собственных народов, а царь Македонии - только ради личной «славы». Его войска роптали, протестовали, и их приходилось то усмирять, то демобилизовывать, пополняя армию за счет покоренных народов. Перечисленные завоеватели были патриотами своих национальных традиций, и созданные ими империи прожили по крайней мере несколько поколений. Александр же совершенно ошалел от роскоши Востока, начал подстраиваться под обычаи побежденных, а в конце концов задумал воссоздать все ту же Персидскую державу, но с собой во главе. И просуществовала его «империя» всего… 9 лет!

Стоило царю умереть, как его ближайшие соратники-диадохи тут же передрались между собой, разодрали завоевания на части и почти перебили друг дружку. А в края, опустошенные и обезлюженные ими, расчищенные рт всякой культуры, начала проникать культура греков. И это называется торжеством «эллинизма»! Впрочем, отметим и то, что народы, взбаламученные македонским нашествием - персы, армяне, туранцы, подхватили классическую греческую культуру. Прошлых веков. А в самом «эпицентре эллинизма», Греции и Эгейском регионе, продолжалась деградация и упадок этой культуры.

Сойтись на поле брани со Скифией Александру Македонскому не пришлось. Очень может быть, что только из-за этого ему удалось остаться в истории «непобедимым»… Но Лисимах, один из диадохов, получивший при разделе империи Македонию, развернул войну против фракийских гетов, вышедших из подданства. Решил вторгнуться и за Дунай и нанес скифам поражение, хотя имел дело не со всей их армией, а лишь с приграничными племенами. Но когда он предпринял второй поход на север, геты при поддержке скифов наголову разгромили его и взяли в плен его. Потом, правда, отпустили - просто так, широким жестом души. Чем-то он им понравился.

Любопытно, что в ранних польских хрониках XII в. - Галла Анонима, Винценция Кадлубека, сохранились какие-то предания о победах поляков над Александром Македонским. Очевидно, это отголосок сражений, которые вели с Филиппом Македонским, Зопирионом и Лисимахом скифы совместно с праславянами. А у Низами, создавшего в XII в. свои поэмы противниками Александра выступают русские. И одолеть их македонянам не удается, после сражений, закончившихся вничью, стороны заключают почетный мир.

Урок 47. Поход Александра Македонского на Восток

Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко- македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Информация для учителя

Исходя из требований программы на уроках истории дети должны учиться давать характеристику и оценку деятельности участников исторических событий. Поэтому на этом уроке целесообразно познакомить учащихся со специальной памяткой, которая поможет им в этом. Тем более что материал урока (деятельность Александра Македонского) позволяет сделать это.

Памятка для оценки государственного деятеля

1. Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса?

2. Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для решения поставленных целей?

3. Какие средства использовал для достижения цели? Оцените их.

4. Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 37.

КАРТОЧКА № 37

Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

Почему Греция потеряла независимость? Для этого вспомни:

Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

Почему греки жили недружно и воевали между собой?

Что давала тактика Филиппа ссорить противников? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, которая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестиметровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впередистоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате перечисленных причин Македония смогла покорить Грецию.

2. Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

2. Устный ответ ученика по карточке № 37 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава пер¬сов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

III. Изучение новой темы

План

1. Победы войска Александра Македонского.

2. Гибель Персидского царства.

На доске: тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион,

С. Гавгамелы.

1. Работа по исторической карте (с. 194 Вигасина или с. 206

Михайловского).

Вспомните, как располагаются на карте части света (север и юг)

Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым.)

Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым.)

В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

Какие важнейшие города были основаны Александром Македонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20 (в некоторых источниках цифра более 30. Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000. С. 138.).)

Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

2. Рассказ учителя.

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и конницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 ООО отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сатрапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

Людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боро¬лась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нереши¬тельный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 ООО всадников и 20 ООО греческих наемников. Один из военачальников, грек Мем- нон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристани¬ща. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий ру¬копашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую ко¬лесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не рас¬терялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр

Македонский в период военного похода на Восток.

3. Беседа по прочитанному.

Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

Какие новые черты характера появились в Александре Ма¬кедонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Алек¬сандрию, на о. Фарос.)

Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)

1. Беседа по вопросам.

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

А) Армия персов состояла из наемников, а они в любой мо¬мент могли подвести, они не были заинтересованы в резуль¬татах военных операций.

Б) Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче поко¬рить.

В) Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

Г) Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

1. Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку).

VI. Подведение итогов урока

Во время походов Александра столкнулись две цивилизации, которые имели очень отличные друг от друга основания. Империя Александра в значительной мере способствовала их синтезу.

Домашнее задание: прочитать § 42 Вигасина или § 36 Михай¬ловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 52 (с. 37); для любознатель¬ных: как могли 40 ООО македонцев разгромить 200 ООО персов при Гавгамеле?

Дополнительный материал

Смерть Александра Македонского

В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорад¬ки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей Лаг, который сде¬лал Александра богом - покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожи¬телей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на зем¬ле, - в могиле». Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

Долгая память осталась в веках от Александра Македонского. И причина этого - не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он и основателем новой династии: два его сына - Алек¬сандр и Геракл - еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет - и ничего для бессмертия!»

Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Ве¬ликого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколь¬ко легенд ходило по миру и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра).

И пусть спартиаты, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Представим Александру, если ему так хочется, называть себя богом», - он все-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой и удивительной болью для современников и потомков.

Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000.

С.138-139.

Урок 48. В древней Александрии Египетской

Цели: подвести учащихся к пониманию причин гибели Персид¬ского царства и образования державы Александра Македонского, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока; продолжить формирование умений правиль¬но показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Поход Александра Македонского на Восток»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 38.

o КАРТОЧКА № 38

o Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр

o Македонский смог покорить Персидскую державу?»

o Для этого вспомни:

o Почему армия Александра Македонского была сильнее, чем армия персов?

o Чего хотела знать Персидской державы?

o Почему многие народы Персидской державы встречали Алексан¬дра Македонского как освободителя?

o Какую роль сыграл лично Александр Македонский в этом походе?

o Какие государства покорил Александр Македонский? Восполь¬зуйся картой.

o Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокой¬но, поэтому такое государство легче покорить. Покоренные и уставшие от власти персов народы могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов. Полководческий та¬лант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы. Александр Македонский покорил следующие государства: Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.

1. Индивидуальная работа (5-6 человек, письменно на листоч¬ках). Тест13.

2. Работа с классом. Решение задачи.

Поэма Гомера «Илиада» сопровождала Александра Маке¬донского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение «Илиады» - хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр? (Александр Македонский был прав, так как поэма посвящена Троянской войне, об одном из ее геро¬ев Ахиллесе. Греки выиграли эту войну, вероятно, поэтому Александр возил с собой эту поэму.)

1. Устный ответ ученика по карточке № 38 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

II. Переход к изучению новой темы

Сразу же после того, как не стало Александра Македонского, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале III в. до н. э. держава Александра Македонского распалась на множество государств. Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Еще в период осуществле¬ния своих военных походов Александр на покоренных территориях основывал новые города. Названия городов носили его имя. Одним из самых красивых городов Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия. Во многом этот город походил на города Греции. Почему?

Ознакомимся с достопримечательностями города Александрии.

IV. Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

1. В александрийском порту.

2. На улицах и площадях города.

На доске: тема урока.

1. Работа по карте.

А) С. 199 Вигасина.

Каким цветом обозначены государства, на которые распалась держава Александра Македонского? (Коричневым - Македо¬ния, оранжевым - Сирия, желтым - Египет.)

Б) С. 200 Вигасина или с. 211 Михайловского.

Какие объекты можно выделить на территории города Алек¬сандрии? (Это My сей, гимнасии, театр, стадион, ипподром, маяк, царский дворец, порт.)

1. Работа с историческим документом.

Страбон. География. XVII, 7-9

В Александрии, напротив, Нил, наполняясь с началом лета, на¬полняет и озеро, не допуская образования болот, которые могли бы произвести вредные испарения. Вместе с тем дуют там в то же время и пассатные ветры, благодаря чему александрийцы очень приятно про¬водят лето... Весь город пересечен улицами, удобными для верховых лошадей и экипажей; две самые широкие улицы, футов в сто, пересе¬кают одна другую под прямым углом. В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвер¬тую или даже третью часть всего занимаемого городом пространства. Действительно, каждый из царей старался прибавить какое-нибудь украшение к общественным памятникам и в то же время каждый из них строил для себя особый дворец, увеличивая число существовавших до него... Все дворцы соединены между собой, с гаванью и со всем, что за пределами последней. Часть царских зданий составляет и Мусей, содержащий в себе место для гулянья, залу для заседаний и большое помещение, где находится столовая состоящих при Мусее ученых. Коллегия эта пользуется государственным содержанием и имеет жреца, начальника My сея, назначаемого некогда царями, а теперь цезарем. Другое отделение царского дворца составляет так называемое Сема, помещение для царских гробниц и для Александра... Труп Александра Птолемей перевез в Александрию, похоронил его в том месте, где он лежит и теперь, хотя и не в том самом гробу; теперешний гроб стек-лянный, а Птолемей положил его в золотой... Перед большой гава¬нью у входа в нее с правой стороны находится остров и башня Фарос, с другой стороны - подводные скалы и мыс Лохиада с царским замком. С левой стороны для въезжающего в гавань находятся соединяющиеся с мысом Лохиадой внутренние царские жилища, в которых имеется множество разнообразных жилых комнат и садов...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 171-172.

3. Беседа по вопросам к документу.

Существовал ли специальный план застройки города? (Да, су¬ществовал, так как улицы пересекаются под прямым углом.)

Какие здания существовали в городе? (Это дворцы царей, которые соединены между собой, святилища, куда могли ходить все жители города.)

Что такое Мусей (или Музей)? (Это научные и учебные учре¬ждения, библиотека и место, где жили и работали ученые.)

На какие средства существовали ученые? (Они имели жало¬ванье, которое получали от государства.)

Какая часть царского дворца называлась усыпальницей? (Это та часть, в которой были захоронены цари, в том числе и Александр Македонский.)

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Была ли держава Александра Македонского обречена на распад?» (сочи¬нение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями учениками разрешено пользоваться).

V. Закрепление изученного материала

Почему Александр Македонский построил город Александ¬рию похожим на греческие города? (Вероятно, он понимал значимость культуры древних греков, поэтому все лучшее пытался перенимать у них.)

Слово «фара» произошло от названия острова близ Александ¬рии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова? (На острове был построен маяк, который освещал путь кораблям, фары освещают путь машине.)

Почему александрийский Мусей и музеи наших дней назы¬ваются одним и тем же словом? (Потому, что музей - свое¬образный источник информации, знаний человека.)

VI. Подведение итогов урока

Дополнительный материал

Александрийская библиотека

Дом муз - музей в Александрии - имел огромную библиотеку, слава о которой распространилась по всему миру. Здесь хранилось до 500 ООО книг. Здесь были книги на греческом, латинском и иных языках по самым различным отраслям науки и литературы: поэмы, исторические, медицинские, математические, философские труды. По всему миру собирали египетские цари книги для своей библиотеки.

Древняя книга вовсе не походила на нашу. Ее писали на листах папируса. Когда автор (или писец) кончал лист, к нему приклеивали другой, получался длинный столбец. Были книги в сто и более метров в длину! Окончание такой книги прикрепляли к стержню (палке из дерева, металла, кости) и свертывали книгу в свиток. Читать такую книгу было не очень удобно, надо было постепенно ее разматывать. Древние люди никогда не писали и не читали за столом или за партой. Низенькие столики были для еды, а писали и читали либо держа свер¬ток на коленях, либо стоя за высоким пюпитром, похожим на тот, за которым в наши дни в оркестре стоит дирижер.

Готовая книга перевязывалась шнурком, и, если это была ценная книга, укладывалась в трубку-футляр из дерева. В древности не было кар¬тона, его заменял пергамент, на котором начали писать со II в. до н. э.

Что же такое пергамент? Это - тонкая, хорошо выделанная кожа молодого скота. Шкуры козлят, верблюжат, ягнят, ослят, поросят очи¬щали от волоса и подкожного жира, полировали и лощили, белили, рас¬тягивали и нарезали листами правильной формы. Папирус рос только в Египте, а пергамент можно было изготовлять везде. Рассказывают, что когда царь Египта запретил вывозить из страны папирус, в Пер- гамском царстве (Малая Азия) стали изготовлять писчий материал из шкур скота, и этот материал, поэтому назывался пергамент. Хороший пергамент напоминает тонкий и плотный полупрозрачный картон та¬кой же толщины, как почтовая открытка или обложка ученической тетради. Достаточно взглянуть на пионерский барабан, чтоб увидеть пергамент. Но теперь уже на пергаменте не пишут, в него бьют палочки барабанщика.

Египтяне сначала изготавливали из пергамента футляры для книг, но потом поняли, что пергамент прочнее папируса и писать на нем мож¬но с двух сторон. Можно счистить старый текст (для этого применялся пористый и очень легкий камень - пемза, заменявший в древнее время нашу резинку) и снова писать на листе. Ученые могут особыми сложны-ми способами изучить даже совершенно невидный глазу и счищенный текст между строками нового письма. Это позволило ученым узнать многое о жизни древних людей, об их литературе и науке.

Книга из пергамента тоже свертывалась в свиток. Много позднее стали сгибать вдвое или вчетверо лист пергамента и, получая таким об¬разом тетрадь (от греческого тетрадь - четверть, то есть одна четвертая листа), сшивали ее нитками. Получалась книга, сходная с нашей.

Древняя Греция. Книга для чтения. JL, 1958.

С. 332-333.

Урок 49. Путешествие по Древней Греции (контрольно-обобщающий урок в форме игры «Брейн-ринг»)

Цели: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции; продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения; на примере истории Древней Греции, ее куль¬туры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры - чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»., картина «Саламинский бой», изображение Троянского коня, Прометея.

Информация для учителя

Этот урок можно провести в разных вариантах (на выбор учи¬теля). Первый вариант - игра «Брейн-ринг», второй вариант - тест. Ниже даются оба варианта проведения урока.

Ход урока

ВАРИАНТ 1. ИГРОВОЙ УРОК

I. Организационный момент

Задача для учащихся: повторить историю Древней Греции.

II. Проведение игры

1. Предварительная подготовка к игре: класс заранее разделен на пять команд.

2. Правила игры.

1. Каждая команда должна принять участие в игре не менее одного раза.

2. Капитан команды следит за активностью игроков, руково¬дит обсуждением вопроса, делает выбор - кому отвечать от имени команды.

3. Правильный ответ - 10 баллов, ответ с неточностями -5 бал¬лов, дополнение команд - 3 баллов.

4. За подсказку с команды снимается 1 балл, вопрос заменя¬ется.

5. За I место участникам игры ставится отметка «5», за II и «III» - «4».

Команды-соперницы выбираются по жребию и занимают иг¬ровые столы в центре. В ходе игры за ответы играющие получают жетоны с баллами. По количеству баллов выбирается победитель тура, который выбирает себе соперника.

Первый тур

1. Назовите и покажите по карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная.)

2. Каковы были основные источники рабства в Древней Гре¬ции? (Плен, пиратство, самовоспроизводство, долговое - до реформ Солона.)

3. Кого в Греции в древности называли отцом истории? (Геро¬дота.)

Второй тур

1. Золотое руно, дракон, Ясон, аргонавты, Медея - о реальном или мифическом событии истории Древней Греции говорят эти слова? (Миф об аргонавтах.)

2. Как называется площадь в древнегреческом городе, где ве¬дется торговля? (Агора.)

3. Задание на доске - на линию времени прикрепляются кар¬точки с датами.

594 г. до н. э. 490 г. до н. э. 480 г. до н. э. 776 г. н. э.

Кто больше назовет исторических событий по датам, связан¬ных с историей Древней Греции? (594 г. до н. э. - реформы Солона, 490г. до н. э. -Марафонская битва, 480г. до н. э. - Са¬ламинское сражение, 776 г. н. э. - Олимпийские игры.)

Третий тур

1. На доску вывешивается изображение коня. Внимание на эк¬ран! Вопрос: Как изображение этого животного можно свя¬зать с историей Древней Греции? (Троянская война, взятие Трои.)

2. Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына. - Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» Какая была цель воспитания в этом государстве? (Спарта, цель - воспи¬тать воина.)

3. Задание на доске - вывешены карточки. ■

o город- государство

o илоты o демос o комедия o колония o аристократ

Чья команда больше даст определений этих терминов.

Четвертый тур

1. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Эллины, кроме женщин и рабов.)

3. Задание на доске - вывешены карточки.

Пятый тур

1. Задание на доске - на карточке изображены виноград и сосуд для вина.

Кому из богов Древней Греции могут принадлежать эти пред¬меты? (Дионису)

2. Один афинянин, принеся своим соратникам весть о победе, воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» - и умер. К какому сражению Греко-персидских войн можно отнести это выражение? В каком году оно произошло? (Марафонская битва, 490 г. до н. э.)

3. Как древние греки называли свою родину? (Элладой.)

Шестой тур

1. Задание на доске - изображение триер и картина «Саламин- ский бой».

Фрагмент какого сражения из Греко-персидских войн здесь изображен? (Саламинская битва.)

1. Задание на доске - карточка с изображением Прометея, при¬кованного к скале.

Какому мифу посвящен этот рисунок? За что почитали греки героя этого мифа? (Прометей принес людям огонь.)

1. Как называются сосуды с узким горлышком и двумя ручками? (Амфоры.)

Седьмой тур

1. В каком государстве Древней Греции женщину почитали за ее неумение готовить? (В Спарте.)

2. Как называли себя древние греки? (Эллинами.)

3. Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.)

Восьмой тур

1. Скульптора Фидия в древности называли «отцом богов». Ка¬кие работы Фидия вы знаете? (Статуи Зевса, Афины.)

2. Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять.)

3. Что означает слово «трагедия»? (Песнь козлов.)

Девятый тур (реши задачу)

1. По каким находкам археологи могут с уверенностью сказать (определить), что в районе раскопок было древнее государ¬ство? (Кандалы, в которых водили рабов, захоронения людей с разным количеством вещей.)

2. У древних греков был бог огня и кузниц Гефест, богиня земле¬делия Деметра, покровитель торговли Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? (По названиям богов можно узнать о занятиях и осуществлении религии древних греков.)

3. В спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей. Каковы были причины такого различия? (Мальчиков-спартанцев кормили плохо, они сами должны были добывать себе пропитание; юноши-спартанцы днем прятались, ночью умерщвляли сильных илотов, боясь их восстания.)

Дополнительные вопросы

1. Где находится Греция? (На Балканском полуострове.)

2. Кто из древнегреческих ученых высказал гениальную мысль, что весь мир состоит из мельчайших частиц - атомов? (Демокрит.)

3. Какие вазы назывались чернофигурными? (На красном фоне черное изображение.)

ВАРИАНТ 2

I. Организационный момент

II. Проведение теста14

III. Подведение итогов урока

Домашнее задание: подготовить сообщение о занятиях и быте жи¬телей Рима (1 ученик

Как Александру Македонскому (356-323 гг. до н.э.) удалось за несколько лет совершить невозможное - создать величайшую империю античного мира? На этот вопрос существует множество ответов, и с течением времени гипотез, предположений и теорий становится все больше. Мюнхенское археологическое собрание посвятило личности древнего полководца выставку «Александр Великий - властитель мира», рассматривающую феномен Александра с биографической точки зрения. Выставка состоит из десяти частей и показывает жизненный путь правителя и полководца, начиная с юности при македонском дворе в Пеле и заканчивая мифологическим образом, сложившимся после смерти - образом вечно юного героя, великого вождя, которого многие склонны были обожествлять.

Для этой выставке в галерее в Розенхайме (Lokschuppen Rosenheim) были собраны 450 экспонатов из немецких и европейских собраний, которые дают представление об условиях, в которых оказывались Александр Македонский и его армия во время походов на восток. Каталог выставки, помимо описания экспонатов, дает краткий обзор точек зрения, существующих в современных научных кругах, из которых можно выделить десять причин того, почему Александр стал действительно Великим.

Происхождение

Александр был сыном македонского царя Филиппа II и дочери эпирского царя Олимпиады. Его отец, изначально взошедший на трон в качестве опекуна своего малолетнего племянника, был талантливым полководцем и осторожным политиком, которому удалось укрепить Македонию и сделать ее центром Эллады. Мать Александра, властолюбивая и деспотичная Олимпиада, оказала большое влияние на его детство. И по отцовской, и по материнской линии Александр был потомком Геракла и Персея, величайших героев древнегреческих мифов. Они и стали для него примером.

Воспитание

Несмотря на то, что, помимо Олимпиады, у Филиппа II были и другие жены, Александр получил воспитание, достойное наследника престола. Вместе со своими друзьями из аристократических семей он обучался у Аристотеля, который в то время не был столь известен, как впоследствии. Кроме того, Филипп II брал сына с собой в походы. В сражении при Херонее (338 г. до н.э.) против объединенной армии греческих городов-государств Александр командовал конницей, чья атака обеспечила македонцам победу.

Когда Филипп II в 336 году был убит, его войска находились в Малой Азии, чтобы дать отпор персидской армии. Более двух десятилетий военных походов Филиппа II сделали его войско внушительной силой: шесть полков тяжелой пехоты - 9000 воинов, вооруженных длинными копьями; 3000 гипаспистов, тоже с длинными копьями, но более маневренных; 6000 легковооруженных воинов; 1200 гетайров (тяжелая конница), гвардия и 600 разведчиков. Кроме того, в состав армии Филиппа II входили 7000 греческих гоплитов, множество наемников и несколько тысяч всадников.

Талант полководца

Александр был именно тем человеком, который смог правильно распорядиться этой армией. У огромной неповоротливой армии персов не было ни единого шанса против македонцев. Во время битвы при Гавгамелах Александр, обнаружив, что персы покрыли поле боя шипами против конницы, совершил тактический маневр, вынудивший вражескую армию разделиться, после чего македонская конница, избежав шипов, атаковала позиции персидского царя. Кроме того, Александр мог доверять своим полководцам и своей армии, которая пошла за ним на край света.


Прагматизм

Однако же властелином мира Александра Македонского сделала не армия, а, прежде всего, его политика. Его власть основывалась не на догмах, а на трезвом анализе имеющихся условий и на поиске практических решений. Именно руководствуясь практическими соображениями, Александр перенял многое из системы управления Персидской империи.

Прежде всего, Александр отказался от того, чтобы превратить Азию в провинцию македонско-греческой империи. Вместо этого он приближал к своему двору местную знать, которой обеспечивал места в армии и органах власти. В отличие от своих предшественников, Александр относился к жителям покоренных земель не как завоеватель, а как законный правитель их государства, уважающий их традиции.


Безжалостность

Бывал ли Александр великодушен только по расчету или нет, однако по отношению к тем, кто оказывал ему сопротивление, он был безжалостен. Когда вскоре после его восшествия на трон против него восстали Фивы и Афины, Александр не только уничтожил армии этих городов, но и стер Фивы с лица земли. Финикийский город Тир, который располагался на скалистом острове и считался неприступным, отказался покориться, однако после семи месяцев осады был взят, а затем уничтожен.

Полководец Парменион и его сын Филота были казнены. Своего друга Клита, спасшего ему жизнь во время битвы на реке Граник, Александр убил собственными руками, поскольку тот выступал против заимствования восточных обычаев. Некоторые считают возвращение македонской армии через пустыни Гедрозии, стоившее жизни 45 тысячам воинов, наказанием за бунт на берегах Гипаса.

Строительство городов

Александр основал более двадцати городов на территории от Египта до Индии, их заселили ветераны и местные жители. Эти города должны были стать не только опорными пунктами для армии, но и центрами греческой культуры. Александрия Египетская была известнейшим из них - одним из центров торговли и наук античного мира. Этот и другие города, основанные Александром, стали своеобразным связующим звеном между Востоком и Западом.

Развитие наук

Как и Наполеон через два тысячелетия после него, Александр держал при себе большой штат ученых. Таким образом, его поход стал ещё и масштабной экспедицией, целью которой было дойти до края света. Для того, чтобы проложить маршрут от Инда до Евфрата, строились целые флотилии. Ученые и философы исследовали и описывали Азию. Придворный летописец Каллисфен, внучатый племянник Аристотеля, позаботился о том, чтобы мир узнал об открытиях, сделанных во время похода. Однако в конечном итоге Каллисфен впал в немилость, поскольку сопротивлялся введению персидских обычаев при дворе (а именно - традиции падать перед правителем ниц), впоследствии был казнен за предполагаемое участие в заговоре.

Обожествление

После основания города в дельте Нила, Александр посетил оазис Сива в пустыне, где оракул бога Амона приветствовал его, назвав «сыном божества», что приличествовало ему, как новому правителю Египта. Этот факт лишь укрепил его убежденность следовать путем Геракла. Кроме того, как правитель огромной империи Александр автоматически причислялся к культовым фигурам. В основанных им городах ему также оказывались почести наравне с богами. Буквально сверхчеловеческое стремление объединить Европу и Азию, овладевшее им в последние месяцы жизни, позволяет предположить, что в конце концов он и сам воспринимал себя скорее как личность почти божественную, нежели как простого смертного.

Стремление

«Страстное желание» - писали античные авторы, когда пытались охарактеризовать мотив Александра Македонского. Фактически это было всепоглощающее стремление, которое заставляло его подражать героям античности, в особенности Ахиллу. Александр хотел доказать, что он - один из этих героев, но не в легендах, а в реальности. Он взял крепость на севере Ирана только потому, что о ней рассказывали, что Геракл потерпел неудачу при ее осаде. От Инда он хотел дойти до Ганга, чтобы достичь там границ освоенных людьми земель. Его войска были готовы захватить Аравийский полуостров, а вслед за ним и Карфаген, но смерть великого полководца помешала этим планам осуществиться. Однако «страстное желание» все же помогло Александру осуществить его мечту: никто другой не создал такой огромной империи.

Великий полководец античности Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) вступил на престол 20‑летним юношей. Его отец Филипп II лишил греческие полисы независимости и подчинил их Македонии (см. Древняя Греция).

Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием Фрагмент мозаики из Помпеи. Ок. 100 г. до н. э.

Походы Александра Македонского. Карта.

Укрепить свою власть над греческими городами, беспрерывно восстававшими и стремившимися освободиться от македонской гегемонии, Александр смог к 334 г. до н. э. После тщательной подготовки (сюда вошло и создание хорошо вооруженного, боеспособного и преданного войска) начал поход против персов, империя которых к этому времени стала распадаться. Первоначальной его целью был захват Малой Азии. Разгромив персидские войска у речки Граник, Александр освободил греческие города, завоевал западную часть Малой Азии, покорил Сарды, столицу Лидийского царства, где находилась резиденция персидских сатрапов. Вторично Александр разбил персов в 333 г. в сражении при Иссе, причем в плен к победителям попали мать, жена и дочери царя Дария III. После этого планы Александра изменились, и он стал претендовать на завоевание всего Персидского царства. Бо́льшая часть городов Финикии и Палестины перешли на сторону Александра, только город Тир, расположенный на небольшом прибрежном острове, оказал сопротивление и после тяжелой шестимесячной осады был взят и разрушен до основания, а жители перебиты или проданы в рабство. После взятия Тира Египет добровольно перешел на сторону Александра. Находясь в Египте, Александр покровительствовал египетским жрецам и вельможам, уважительно относился к египетским богам. Благодарные египетские жрецы объявили Александра сыном своего верховного бога Амона. В одном из местечек на берегу Средиземного моря Александр основал новый город и назвал его в свою честь Александрией (332 г. до н. э.). Впоследствии этот город станет столицей Египетского царства.

Закончив дела в Египте и дав отдохнуть войску, Александр продолжил свой завоевательный поход против персидского царя. В 331 г. до н. э. состоялась решительная битва в северной Месопотамии, около деревни Гавгамелы, в которой Александр Македонский с большим трудом одолел сопротивление персов и одержал победу. Развивая свой успех, он быстро прошел Месопотамию и захватил ее главный город Вавилон. Затем армия Александра вторглась на территорию персов, разрушила города Сузы и Персеполь, одну из резиденций персидских царей, где хранились их несметные богатства.

После разрушения Персеполя войско Александра овладело столицей области Мидии Экбатаны, где находился персидский царь Дарий III, при приближении македонян бежавший на восток. После убийства Дария III Александр Македонский продолжал завоевание восточных провинций Персии, в частности Средней Азии. Здесь ему пришлось преодолеть упорное сопротивление свободолюбивых местных племен, особенно жителей Согдианы и Бактрии, во главе которых стоял талантливый организатор Спитамен. Около трех лет ушло у Александра на покорение Средней Азии и Бактрии. Стремясь здесь укрепиться, он привлекал на свою сторону местную знать, строил города греческого типа, называя их Александриями. Во время завоевания Средней Азии среди командного состава армии возникло недовольство политикой Александра. Гордая македонская знать не желала делить власть с персами в делах управления. К тому же восточные обычаи коленопреклонения, вводимые Александром при своем дворе, низводили ее до положения слуг царя. Против Александра возникают заговоры, однако они были раскрыты, а их участники казнены. Стабилизировав положение в Средней Азии, Александр предпринял походы в Северо-Западную Индию (современный Пенджаб), надеясь дойти до берега Мирового океана. Однако измученная в боях македонская армия взбунтовалась, и Александр был вынужден прекратить дальнейшее движение на Восток. В конце 325 г. до н. э. он вернулся в город Вавилон, ставший столицей его огромного государства, простиравшегося от Балканской Греции и Македонии до границ Индии.

После окончания военной кампании Александр стремится к укреплению своего огромного и разноязычного государства. Он пытается объединить завоевателей - греков и македонцев с местной знатью, проводя политику «слияния» и «примирения». С этой целью Александр поощряет браки своих командиров и воинов с местными девушками, привлекает местную аристократию к управлению, вводит среди македонцев обычаи персидского двора. Себя Александр объявляет сыном бога. Повсюду он основывает города греческого типа, население которых составляют как греки и македонцы, так и местные жители. Александр активизирует торговые отношения, перечеканивает в монеты золото и серебро, лежавшие мертвым грузом в подвалах персидских царей, заботится о безопасности торговых путей. Однако ему не удалось закончить работу по сплочению своей огромной державы. Летом 323 г. до н. э. великий завоеватель умер в возрасте 33 лет. После его смерти вспыхнули восстания и империя, созданная в результате завоевания, распалась на несколько крупных государств (см.