Постмодернизм и социология молодежи. Социология постмодернизма

Понятие постмодернизма (постсовременности) формируется в социологии с целью теоретического обобщения принципиальных и особых черт общества в отношении к теориям современности. В свою очередь понятие современности имеет несколько измерений.

Современность как явление и понятие имеет длительную историю. В качестве термина современность является филологическим эквивалентом слова «модерн», которое появилось в V в. н.э. В дальнейшем отличительной чертой современных обществ становится их ориентация на новое во всех областях социальной жизни, в то время как основным определением традиционного общества было сохранить прежние материальные, поведенческие и духовные артефакты. Современное общество - это отношения, наблюдения над которыми послужили базисом теорий социального прогресса.

Исторические границы эпохи современности простираются от Нового времени до наших дней. Идеологами и творцами теорий современности были социальные философы и ученые различных направлений. Так, позитивизм чудесным образом соединил научное мышление с современностью. Подобного рода сциентические, рационалистические, а затем и неомарксистские концепции находятся по ту сторону идеалистических и материалистических теорий современного общества. Даже концепции адаптирующей роли социальных конфликтов Р. Дарендорфа и Л. Козера и социальные революции в ряде стран не затронули существенным образом рационалистической природы теорий современности.

Существует два достаточно определенных смысла постсовременности: онтологическое толкование предполагает особый тип социальной реальности или общества; методологическое понимание имеет ввиду особый стиль социального мышления, что соответствует понятию постмодерна. Примером первого может служить статья Э. Гидденса «Постмодерн»; примером второго, с определенными оговорками, можно указать книгу З. Баумана «Мыслить социологически».

Постмодернизм обозначает разные явления и процессы. Возникнув во второй половине ХХ столетия, он развивался в искусстве, архитектуре, а затем и в социальных науках в узком смысле слова. Подобно тому как модернизм является общей платформой и завершением для разных форм рациональности, так и постмодернизм есть оформление усилий по выходу из оков рационализма.

Постмодернистское направление в социальном мышлении, и прежде всего в социологии, представляет собой эпистемологическое оформление интеллектуальных усилий по созданию типа мышления и методологии познания общества на иных и более широких, чем рационалистические традиции, предпосылках.

В социологии постмодернизм охватывает большинство направлений и проблем, преобразовывая прежде всего институционально-структуралистские теории. При объяснении подобных переходов используют понятие культурной порождающей модели, зачатки и основы которой созданы на рубеже XIX-ХХ столетий, когда категории социального пространства, времени и причинности приобрели несвойственное им ранее толкование моделей и средств конструирования социальной реальности.

Например, Н. Бердяев, используя идеи К. Леонтьева, Ф. Ницше, З. Фрейда, О. Шпенглера, указывает не только моменты борьбы культуры с цивилизацией, но и предчувствует иные, чем рационалистические, конфигурации истории.

Вместе с тем методологический аппарат постмодернизма не оформлен, используемые им языковые средства заимствованы из разных сфер познания и культуры, а претензии, в зависимости от авторов, могут быть как скромными, частичными, так и радикально-парадигмальными.

Среди основных проблем постмодернизма обсуждаются: конец веры в господство всеобщей научно-рационалистической и единственной теории социального прогресса; замена эмпирических теорий истины постэмпирическими; расширенное внимание к явлениям бессознательного в социальных действиях; возрастание роли свободно конструируемых теорий и плюрализма концепций. Кроме того, постмодернизм взаимодействует с проблемами и теориями постиндустриального и посткапиталистического общества, а также с прогностическими возможностями социологии. На смену технологическому сердцу современности пришла информационная природа постсовременного общества.

Основной тезис постмодернизма можно определить как утверждение нерационалистических оснований социального консенсуса и стремление обосновать идею, что общество не исчерпывается рационалистическими представлениями, которыми оперировали создатели теорий современного общества. Постмодернизм представляет собой экстериоризацию той части социального опыта, который не выражен средствами институтов и структур современности; кроме того, постмодернизм делает акцент на иных тенденциях в социальной эволюции, чем это делал модернизм. Так, Ж. Лиотар подчеркивает деструктивный характер постмодернизма, ибо это направление интересуется тем, что не включено в рамки консенсуса и тем самым является своеобразной идеологией «расширяющейся социальной вселенной» и преодолением аутизма. Ведь неизвестно, понимают реальность лучше те, кто находится в рамках консенсуса или вне его.

Большое внимание постмодернизм уделяет социальной коммуникации, делая ее центральной категорией этого типа мышления и подчеркивая, что виртуальная реальность детерминирует реальность объективную.

З. Бауман ставит вопрос о значении социологии в постмодернистском мире: она должна превратиться из объективистской, правда уже нарушенной неомарксистскими идеями, в искусство интерпретации действительности. Таким образом, выдвигается принцип «оборачивания» известного марксистского тезиса в условиях партикуляризации современной культуры и общества. Задача социологии заключается в проникновении в опыт чужой жизни и отыскании его смысла, таким образом усиливаются герменевтические тенденции в социологическом мышлении, подчеркивается авторское присутствие в социальном мышлении.

Д. Белл высказывает опасение, что бунт постмодернизма против стереотипов современности в социальном мышлении не может гарантировать сохранения терпимости и плюрализма и приведет лишь к новому утверждению насилия и обмана.

Таким образом, постмодернистская социологическая парадигма объединяет ряд национально-культурных, цивилизационных, научных, гуманитарных проблем. И соответственно предмет, метод и задачи социологии приобретают более широкие очертания по мере того как получают признание нерационализированные и нелегитимные сферы социального смысла. Значение приобретает неинституционализированная активность как поле новых социальных возможностей бытия человека.

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Общее название версий социально-философского и социологического теоретизирования Ж. Бодрийяр (см.), 3. Бауман, М. Маффесоли и др., акцентирующих исчерпанность эпистемологии и онтологии модерна (см. Модерн) и осуществляющих тем самым радикальную переинтерпрета- цию идеи социологии.

В качестве оснований для манифестации возможности П. С. выступают:

1) применение концептуального аппарата постструктурализма (см.) к маргинальной для него проблематике социального, что приводит к существенной модификации и развитию самого постструктурализма за счет социологической эмпирико-операционалистской направленности;

2) проблематизация в рамках метасо- циологической перспективы (в отличие от специально- или частносоциологической) таких категорий, как “знание” “повседневность”, “культура” что, с одной стороны, выражается в их экстраполяции на социальное вообще, а с другой - в постановке под вопрос самой социологии как особой повседневной, знаниевой и культур-политичес- кой практики;

3) трансформация “современных” индустриальных обществ в “постсовременные” постиндустриальные. Тем самым задается различие между П. С. и так называемой “социологией постмодерна”, соотносимой с именами Э. Гидденса и Ю. Хабермаса, которые, сохраняя позиции, рационализма, постулируют преемственность и незавершенность модернистского проекта, констатируют “распад организованного модерна” и переход к “рефлексивной современности” и “посттрадиционному порядку”

Первоначальной задачей П. С. выступила фиксация симптоматики кризиса модерна с последующим различением кризиса социального и кризиса социологического и необходимостью деконструкции (см.) социологического дискурса (см.) и тотальной ревизии концептуального аппарата. Итогом явились отказ от понятия “общество” которое в рамках установок на текстуализацию и хао- тизацию мира, было определено как пространство социального текста; одновременно была предложена локальная трактовка социальности; преодоление бинарных оппозиций как общесоциологического порядка (противопоставление объекта и субъекта познания, центра и периферии в социальной структуре), так и оппозиций мужского женскому в гендерных и метрополии и колонии в постколониальных исследованиях; постулирование интертекстуальности (см.) сознания и трактовка личности как само- повествования “открытой идентичности”" провокационная^ эпатажная критика социологического mainstream’а (“генеральной линии” Н. К .) - в первую очередь теории структурного функционализма и практик опросов “общественного мнения”

В результате социология была определена как проект модерна, конституированного бинарной оппозицией социальный порядок - аномия, из которой следовали ее “родовые черты” а именно:

1. Проективность . Идея социального порядка была представлена как идеал, которого необходимо достичь; аномия в таком случае есть исходная характеристика социальной реальности, хаос, который требует порядка. В радикальных версиях социологического теоретизирования проективность принимала форму социального утопизма (например, технократизм, коммунизм). Кроме того, проективистская установка покоилась на фундаменте идеи линеарного развертывания времени, первоначально представленной в виде социального прогресса, а впоследствии переосмысленной как модернизация.

2. Проблематичные отношения с философией. Подрыв спекулятивной философии осуществлялся сразу в трех направлениях: во-первых, во вскрытии социальных оснований философии, что выразилось в появлении смежной проблематики социологии знания; во-вторых, в предложении радикально иного или существенно модифицированного метода и, в-третьих, в формировании представлений об операциональном

а значит, “реальном” - объекте, с последующим различением натуралистического и деятельностного подходов к этому объекту. Таким образом, социология артикулировалась как проект “приведения в порядок” философии, который ставил своей целью формирование позитивного (О. Конт), калькулируемого (В. Кетле) и/или “действенного” (К. Маркс) знания.

3. Проблематичные отношения со сферой гуманитарных наук. Социология, принадлежа к сфере наук о человеке, в то же время в значительной степени дистанцировалась от изучения собственно индивидуального, детерминируя его общим, или социальным. В этом плане можно говорить о незамеченной “смерти” как на теоретическом уровне (например, концепт структуры в структурном функционализме), так и на эмпирическом (респондент вместо субъекта). Кроме того, такие науки о человеке, как психология и медицина, оказались способными к радикальной операционализации своего знания, т. е. к формированию особого “больничного” пространства, в котором (в идеале) только и могли осуществляться те или иные практики, и в котором субъект познания мог становиться его объектом. Социология же собственного, “социологического” пространства не имела и во многом выступила “зеркалом социальной природы” Заложенные в социологический проект установки оказались полностью эквивалентны обществу эпохи модерна.

Согласно 3. Бауману, модерновая социальная реальность выступала в качестве объекта администрирования : “это был мир, обозреваемый с высоты стола генерального директора. Это был мир, в котором ставились и реализовывались цели, а общую цель расщепляли на подпроблемы для исполнения, мир, в котором сегодняшнее состояние оценивалось по тому, приближается оно или отдаляется от запланированного на завтра, и в котором главным условием достижения целей (и уже поставленных и еще не придуманных) была сплоченность рядов исполнителей. Она достигалась благодаря всеобщей лояльности по отношению к задачам, выдвигаемым начальством, и в вере в право начальства ставить их, а также благодаря желанию избежать наказания за непослушание, либо личной заинтересованности каждого в общих целях и в образе жизни, зависящем от достижения этих целей”

Принципами, на которых покоилась перспектива указанного администрирования , явились:

1. Целостность моделируемого мира. В социологии предельной рамкой удержания ее целостности было понятие “общество”, зачастую отождествляемое с национальным государством, а также понятие “культура”, редуцированное к интегративной функции. Эпи- стемологически эта целостность фундировалась идеей присутствия истины, ее укорененности в бытии и как следствие значимости модусов аутентичности, идентичности и оригинальности.

2. Когерентность. Социум и культура мыслились не только целостными, но и пронизанными многочисленными и взаимными связями, отношениями и функциями, действующими как слаженный механизм (общество как “сфера принципиальной координации” в структурном функционализме). Отсюда вся проблематика общественного согласия (вариант - конфликта), социализации (девиации) и социальной нормы (аномии).

3. Кумулятивность и направленность времени. Мир - это проект-в-процессе- реализации, в котором совмещаются ли- неарность развертывания времени, берущая свое начало в христианской эсхатологии и позднее оформленная в концепте детерминизма, и установки на трансфор- мативность и эффективность, делающие возможной интенсификацию истории на основе “накопленных” оснований (ср. “Время, вперед!”).

Таким образом, социология изначально проектировалась как “теория” или дисциплина знания и “практика” дисциплинирован™ социальности, т. е. как способ отправления власти-знания. Кризис модерна, определяемый Ж.-Ф. Лиотаром (см.) как “недоверие к метанарра- циям” (см. “Закат метанарраций”, Ме- танаррация), как “результат эволюции дисциплин” в работах М. Фуко (см.), как “переоценка модерна в качестве универсалистского Проекта” у 3. Баумана, подорвал казавшееся незыблемым соответствие между теорией и практикой.

Общим основанием, задающим социе- тальную конфигурацию постмодерна, может выступить принцип “двойного кодирования” В общем виде код (см.) представляет собой определенную структуру правил означивания, имеющую свою историю (т. е. отсылающую к пра- текстам) и конституирующую определенную неравновероятностную конфигурацию содержания. (Ср. интерпретацию кода Р Бартом как “пути смыслообра- зования”, а также У Эко, понимающего под кодами занявшие место объективных структур познания фикции, “рассматриваемые в качестве социальных установлений; как попытки обрисовать механизм событий, а также объяснить порождение сообщений, исходя при этом из лежащей в их основе системы правил”.) Двойное кодирование в этом смысле есть попытка здесь-и-сейчас приуменьшить или элиминировать вовсе зависимость от истории (истории как прошлого и истории как рассказа).

В рамках разработанной Бодрийяром концепции гиперреальности (см.), переход к состоянию постмодерна характеризуется как прецессия симулякров (см.). Тем самым, проблематика “двойного кодирования” получает дальнейшее развитие, а также отмечается “радикальное изменение взаимоотношения между историей и повседневностью, между публичной и частной сферами” Социальное, ставшее предметом индивидуального потребления, в таких условиях может мыслиться исключительно как симуляционная модель социального, означающая в конечном итоге смерть и социального, и социологии. “Социология в состоянии лишь описывать экспансию социального и ее перипетии. Она существует лишь благодаря позитивному и допущению социального. Устранение, имплозия социального от нее ускользают” [см. “В тени молчаливых болынинств, или Конец социального” (Бодрийяр)]. Развитие коммуникации, и особенно коммуникации массовой, формируют явление массы, которая “не обладает ни атрибутом, ни предикатом, ни качеством, ни референцией”; массу “составляют лишь те, кто свободен от своих символических обязанностей” т. е. являются “многоликими терминалами” бесконечных сетей коммуникации. “Массы не являются референтом, поскольку не принадлежат порядку представления. Они не выражают себя - их зондируют. Они не рефлектируют - их подвергают тестированию... Однако зондирование, тесты, референдум, средства массовой информации выступают в качестве механизмов, которые действуют уже в плане симуляции, а не репрезентации” В такой ситуации, репрезентация масс - молчаливого большинства - оказывается не более чем, очередной симуляцией, исходящей из “полагания надежности” наивной веры во всесилие рекламы, техники, политики, науки - смысла вообще. Масса не приемлет смысла и “интересуется лишь знаковостью” коммуникация для нее беспрерывное поглощение знаков, обусловленное жаждой зрелища. Масса, не являясь ни объектом (поскольку сопротивляется всякому воздействию), ни субъектом (поскольку не может быть носителем автономного сознания), является в то же время еще большим медиумом, чем сами mass media; используя стратегии “нейтрализующего присвоения”, перекодирует все сообщения из плана рационального в план воображаемого и заставляет их циркулировать по своим внутренним правилам. Техника, наука и знание в этом случае “обречены на существование в качестве магических практик и предназначены для потребления зрелищ”

Во многом разделяя установки Бодрийяра, М. Маффесоли тем не менее занимает более взвешенную и оптимистичную позицию. “Молчание масс” трактуется им как естественная защитная реакция на тотализирующие дискурсы и способствует освобождению. Опираясь на тексты социологической и философской классики, Маффесоли характеризует переход к постмодерну как трансформацию “социального” в “социальность” Если первому соответствуют “общество” (Geselschaft у Ф. Тён- ниса), “прометеевская” культура и основой социальных связей выступает “механическая солидарность” Э. Дюрк- гейма, характеризуемая инструментализмом, проективностью, рациональностью и телеологизмом, то постмодер- ный социальный порядок описывается в терминах “общины” (Gemeinschaft у Тённиса), ценностями “дионисийской” культуры и “органической” (или “оргиастической”) солидарностью с ее завороженностью настоящим, нон-логичес- ким, имморализмом и коммуникацией. Симптомом наступления “неотрайбализма” выступает “возрождающийся интерес ко всему натуральному и чувство околдованности мира”

В соответствии с концепцией Маффесоли наблюдаемая ныне имплозия ин- ституциальных форм не является продуктом действия каких-то подрывных групп: разрывы рационально организованной социальной материи вызваны тем, что процесс неуклонной гомогенизации и рационализации социальной жизни, отличавший эпоху модерна, достиг точки насыщения. Имплозия политического, по его мысли, действительно находит свое концентрированное выражение в “безответности” масс, однако их безучастность в отношении “высокой политики” кажется пассивностью мертвой материи лишь в старой системе координат. На деле же, с точки зрения Маффесоли, она являет собой “динамическую позицию, посредством которой социальная жизнь перефокусируется на существенное” Существует своеобразная позиция “народного стоицизма”: то, на что человек не может или не хочет воздействовать, оставляет его безразличным. Именно это безразличие и позволяет индивидам сосредоточивать свою энергию на находящемся вблизи. Смысл жизни обретается уже не в недостижимой утопии и не во всеобъемлющей рационализации существования, а “здесь-и-теперь” И если политический активизм был господствующей ценностью модерна, то ключевой ценностью постмодерна становится, согласно Маффесоли, эстетически окрашенное “не-деяние”

Апеллируя к этимологии “эстетического” (“эстезис” означает эмоции, испытываемые безотносительно к утилитарным критериям разума), Маффесоли подчеркивает, что постмодерная “эстетика” никоим образом не ограничивается областью “изящных искусств” но охватывает весь комплекс повседневной жизни. “Эстетическое” предполагает приватную стратегию: здесь миром пользуются, стремясь к собственному удовольствию, а не к господству над ним. Причем это использование разделяется с другими: по Маффесоли, “в этом смысле эстетическое является синонимом интерсубъективности” “Эстетика” - это опыт совместных чувств, означающий постоянную интеракцию, для него существенно важно “соприсутствие” с другими. Вопреки видимости нарциссизма и гедонизма, которая возникает при восприятии постмодерной эстетизации повседневности в прежней системе духовных координат, утверждается скорее новая социальная этика - “этика эстетического” Таким образом, в трактовке Маффесоли, имплозия рационально организованного модерного политического тела означает вовсе не “конец социального” а оформление и развитие постмодерной социальности, которая структурируется “культурой чувств”

Более того, по убеждению Маффесоли, и для политического имплозия представляет не итоговую катастрофу, а “преображение”: постмодерными “политическими телами” являются “трибы”, порождаемые совместной жизнью людей в современных мегаполисах. Как примитивные родоплеменные общности были органически связаны с “мезокос- мом” непосредственной окружающей среды и посредством этого идентифицировали себя в социальном окружении, с которым они эту среду разделяли, так и в “каменных джунглях” современные “трибы” связаны со своими кварталами, улицами, местами тусовок и тем самым создают специфическую общность своих членов, обеспечивая им идентификацию. Постмодерная “самость” с точки зрения Маффесоли, не имеет ничего общего ни с картезианским “я мыслю”, ни с автономным индивидом как участником социального контракта. Это пористое Я находится в состоянии постоянного транса и поэтому склонно присоединиться к чувствам, испытываемым окружающими, что обеспечивает ему безопасность “архетипического сообщества”

Таким образом, имплозионная катастрофа модерного политического тела оказывается у Маффесоли новым началом: “прямая перспектива” эволюции от “общности” к “обществу” коллапсируя, выворачивается в “обратную перспективу” инволюции “общества” в “общность” “Трайбализация” социального мира означает “возврат общинного идеала за счет идеала социетального. И 3Tof процесс социального развития вполне может позитивно изучаться социологией, хотя уже не в форме нивелирующей универсальной теории, а на путях “спекулятивного эмпиризма”, развивающего “восприимчивый разум”, способный принять во внимание самые разнородные элементы социальной данности.

По схемам Маффесоли, инволюционная социальность крайне непривычна для мышления, отягощенного модерными стереотипами: она производится не кумулятивно (ростом и расширением), а, наоборот, реактуализируется и исподволь проступает, непредвиденно давая о себе знать. В этой связи трайбализация, по Маффесоли, свидетельствует о том, что нет политики без религии в строгом смысле слова: т. е. того, что связывает людей, совместно участвующих в каком-то деле, комплексом общих для них допущений. Религия вполне может существовать без богов и потустороннего идеала: ее сущность исчерпывается ритуалом, который объединяет лишь для того, чтобы объединять; сакрализованное коллективное чувство является формой “имманентной трансцендентности”

Пытаясь концептуализировать символическое как праформу политического, Маффесоли говорит об “имажинальном могуществе совместного существования” как о константе причудливого хода человеческой истории, благодаря которой низовые общности обладают силой учреждения. Это могущество может канализоваться установленной властью, но оно не прекращает оказывать на нее подспудное давление. Время от времени это давление проявляется в жесткой форме взрыва (эксплозии) и дает начало новой эре (в частности, модерной), в рамках которой и разворачивается общественная эволюция, завершающаяся в итоге имплозией. Маффесоли стремится показать, что инволюция представляет собой хоть и “обратную”, но вполне положительную перспективу социального развития. Если это и “регрессия” то уж никак не “регресс” в смысле упадка и деградации: “обратная” динамика в данном случае - это не откат к эпохе уже пройденного, а как бы своеобычное “возвращение домой”

Следуя инверсионной интерпретации повседневности, снимающей бинарную оппозицию между сакральным и про- фанным и используя метод “общинной эмпатии” Маффесоли отмечает трансформацию “индивида” в “персону” обладающую полифункциональными характеристиками - “масками”, а “группы” или “организации” в “племя” и массу Племя же понимается как мик- рообщность со свободным членством, интерсубъективность, основанная на аффекте, чаще всего спонтанная, рассеянная, неустойчивая консолидация социальности. Отличительной особенностью племен является их “имманентная трансцендентность” когда социальность трансцендирует своих членов, но сама ничем не трансцендирована. При этом границы массы и племени крайне неустойчивы и размыты, в силу “постоянного встречного движения” и смены “масок” Таким образом, сенсуализа- ция, мифологизация и возрождение ценности территории, тела, оргии, зрелища и наслаждения обозначают регрессию к архаике и конституируют социальность как повседневность.

3. Бауман с методологических позиций манифестирует П. С. как комментарий к повседневности. Его вывод основан на противопоставлении “ законодательного разума” наследника модернистской метафизики, и разума “интерпретативного” ведущего диалог и “относящегося к каждому акту овладения [Другим] как к предложению продолжить обмен”.

Для М. Фуко “комментарий” (см.) наряду с принципами “автора” и “дисциплины” выступал принципом контроля над производством дискурса (см.): “комментарий ограничивал случайность дискурса такой игрой идентичности, формой которой, похоже, были повторение и тождественность” Но комментарий, даже как вторичный текст, не сводится к репродуцированию оригинального смысла и имеет конструктивистскую составляющую: “роль комментария, какие бы техники при этом ни были пущены в ход, заключается лишь в том, чтобы сказать наконец то, что безмолвно уже было высказано там” (Фуко). Однако при этом происходит удвоение, утроение и т. д. этого, уже “безмолвно высказанного” так как “...комментировать значит признавать, по определению, избыток означаемых над означающими, неизбежно не сформулированный остаток мысли, который язык оставляет во тьме, остаток, составляющий саму суть, выталкивающую наружу свой секрет. Но комментировать также предполагает, что это невысказанное спит в речи, и что благодаря избыточности, присущей означающему, можно, вопрошая, заставить говорить содержание, которое отчетливо не было означено” Двойная избыточность комментария со стороны означающих и со стороны означаемых - в случае социологии и в контексте понимания социального пространства как социального текста в значительной степени усложняет задачу, поскольку, во-первых, социальные практики и практики социологические могут описываться в терминах означаемого и означающего, во-вторых, помимо этого, практики и социологов, и социальных агентов уже представлены как взаимодействие означаемого и означающего, в-третьих, при том, что каждая теория должна описывать условия своей возможности, сохраняется опасность бесконечности социологии знания. В то же время становилось очевидным, что означающее и означаемое получают также существенную автономию, которая обеспечивает каждому по отдельности сокровище возможного означения. В пределе одно могло бы существовать без другого и начать говорить о себе самом: комментарий располагается в этом мнимом пространстве. Тем самым в это “между” попадает и то, что в социологии модерна обозначалось как “социальная реальность” Последняя оказывается не более чем фикцией - трикстером, обеспечивающим травести, перевод одного в другое в через изменение облика в бесконечном процессе “переодевания” “Комментарий покоится на постулате, что речь это акт «перевода», что она имеет опасную привилегию показывать изображения, скрывая их, и что она может бесконечно подменяться ею же самой в открытой серии дискурсивных повторов” (Фуко).

Таким образом, принцип комментария по способу своего функционирования изоморфен концепту Differance (см.) у Ж. Деррида (см.). Комментарий отталкивается от первичного текста, который выступает его основанием, и отталкивает этот текст; тем самым комментарий одновременно означает (различает) инкорпорацию первоначального смысла и свою инаковость (“вне-находимость”) по отношению к нему. Понимание П. С. как комментария к повседневности в конечном итоге переопределяет социологию как особую практику означивания социальности. Тем не менее парадоксы, изначально заложенные в основание П. С. сохранение в ней проективности в виде “проекта уничтожения проекта” дисциплинарная неопределенность, ориентация на плюраль- ность и антиуниверсализм, позволяют предположить, что предлагаемая переин- терпретация “идеи социологии” должна оказаться далеко не последней.

Опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

Постмодернисты выделили 4 основных вектора развития общественной жизни в период постиндустриализма:

  1. Агностицизм (истина - это лингвистический феномен, сфера знаний - это языковые игры, истины - общепринятые суждения, а не отражение реальности).
  2. Прагматизм (критерий интеллекта - успех, поэтому выражение успеха в современном капиталистическом мире - это богатство).
  3. Эклектизм (в стремлении не к истине, а к успеху возможно использование и смешение самых разных способов и методик, таким образом, лучшим отражением действительности становится коллаж, музейная коллекция).
  4. Анархо-демократизм (непостижимость истины превращает любые объединения, включая государственные, в насилие над свободно мыслящей личностью).

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Постмодернизм (социология)" в других словарях:

    Социология религии отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в… … Википедия

    Понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и … История Философии: Энциклопедия

    СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ - (sociology of knowledge) раздел социологии, изучающий социальные процессы познания (в том числе понимания, отношения между общей формой(ами) знания и социальной структурой, включая воздействие знания и любых социальных сил, обусловливающее либо… …

    СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА - (sociology of the body) новая важная участь специализации социологии, которая стремится исправить прежнее относительное пренебрежение телом и значениями воплошения. В последние годы наблюдалось увеличение популярного, а также академического… … Большой толковый социологический словарь

    ПОСТМОДЕРН и ПОСТМОДЕРНИЗМ - (post modernity and post modernism) взаимосвязанные термины, означающие, что постмодерн это культурная и идеологическая конфигурация, заменившая или заменяющая модерн; а постмодернизм теории (включая новые движения в архитектуре и искусстве, а… … Большой толковый социологический словарь

    ЖИЛИЩНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - (sociology of housing) нарождающаяся специализированная область интереса в социологии, которая стремится дать объяснение множеству жилищных феноменов от моделей владения и обеспечения жильем до образцов жилищных и домовладельческих структур, а… … Большой толковый социологический словарь

    Или социальный концепт это порождение конкретной культуры или общества, существующее исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто оно существует, или согласны следовать определённым условным правилам. К очевидным… … Википедия

    Маршалл Маклюэн англ. Herbert Marshall McLuhan Маршалл Маклюэн в начале 1970 х Дата рождения: 21 июля 1911(1911 … Википедия

    феминизм - ФЕМИНИЗМ термин, применяемый к идеологически политическим, правовым и философским течениям западной мысли, имеющим своим предметом т.н. женскую проблематику. Идеи Ф. возникли в Европе в эпоху Просвещения, во второй половине 20 в. получили … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - (cultural studies) особое направление междисциплинарных подходов к изучению культуры и общества. В социологии этим активно занимается Центр современных культурных исследований (ЦСКИ) Бирмингемского университета, учрежденный в 1964 г. под… … Большой толковый социологический словарь

Книги

  • Эстетика. Учебник для бакалавров , Никитина И.П.. Учебник представляет собой курс современной эстетики, охватывающий ее основные понятия и идеи. Особое внимание уделяется своеобразию эстетического видения мира, ключевым эстетическим…
  • Теория и история искусствознания. ХХ век. Постмодернизм , Арсланов Виктор Григорьевич. Книга является завершающим томом пятитомного учебного пособия "Теория и история искусствознания" . Первый том учебного пособия -"Античность. Средние века. Возрождение", второй -"Просвещение.…

Дронов В.Т., Дорогова О.В.

Понятие постмодернизма (постсовременности) формируется в социологии с целью теоретического обобщения принципиальных и особых черт общества в отношении к теориям современности. В свою очередь понятие современности имеет несколько измерений.

Современность как явление и понятие имеет длительную историю. В качестве термина современность является филологическим эквивалентом слова "модерн", которое появилось в V в. н.э. В дальнейшем отличительной чертой современных обществ становится их ориентация на новое во всех областях социальной жизни, в то время как основным определением традиционного общества было сохранить прежние материальные, поведенческие и духовные артефакты. Современное общество - это отношения, наблюдения над которыми послужили базисом теорий социального прогресса.

Исторические границы эпохи современности простираются от Нового времени до наших дней. Идеологами и творцами теорий современности были социальные философы и ученые различных направлений. Так, позитивизм чудесным образом соединил научное мышление с современностью. Подобного рода сциентические, рационалистические, а затем и неомарксистские концепции находятся по ту сторону идеалистических и материалистических теорий современного общества. Даже концепции адаптирующей роли социальных конфликтов Р.Дарендорфа и Л.Козера и социальные революции в ряде стран не затронули существенным образом рационалистической природы теорий современности.

Существует два достаточно определенных смысла постсовременности: онтологическое толкование предполагает особый тип социальной реальности или общества; методологическое понимание имеет ввиду особый стиль социального мышления, что соответствует понятию постмодерна. Примером первого может служить статья Э.Гидденса "Постмодерн" ; примером второго, с определенными оговорками, можно указать книгу З.Баумана "Мыслить социологически" .

Постмодернизм обозначает разные явления и процессы. Возникнув во второй половине ХХ столетия, он развивался в искусстве, архитектуре, а затем и в социальных науках в узком смысле слова. Подобно тому как модернизм является общей платформой и завершением для разных форм рациональности, так и постмодернизм есть оформление усилий по выходу из оков рационализма.

Постмодернистское направление в социальном мышлении, и прежде всего в социологии, представляет собой эпистемологическое оформление интеллектуальных усилий по созданию типа мышления и методологии познания общества на иных и более широких, чем рационалистические традиции, предпосылках.

В социологии постмодернизм охватывает большинство направлений и проблем, преобразовывая прежде всего институционально-структуралистские теории. При объяснении подобных переходов используют понятие культурной порождающей модели, зачатки и основы которой созданы на рубеже XIX-ХХ столетий, когда категории социального пространства, времени и причинности приобрели несвойственное им ранее толкование моделей и средств конструирования социальной реальности. .

Например, Н.Бердяев, используя идеи К.Леонтьева, Ф.Ницше, З.Фрейда, О.Шпенглера, указывает не только моменты борьбы культуры с цивилизацией, но и предчувствует иные, чем рационалистические, конфигурации истории. .

Вместе с тем методологический аппарат постмодернизма не оформлен, используемые им языковые средства заимствованы из разных сфер познания и культуры, а претензии, в зависимости от авторов, могут быть как скромными, частичными, так и радикально-парадигмальными.

Среди основных проблем постмодернизма обсуждаются: конец веры в господство всеобщей научно-рационалистической и единственной теории социального прогресса; замена эмпирических теорий истины постэмпирическими; расширенное внимание к явлениям бессознательного в социальных действиях; возрастание роли свободно конструируемых теорий и плюрализма концепций. Кроме того, постмодернизм взаимодействует с проблемами и теориями постиндустриального и посткапиталистического общества, а также с прогностическими возможностями социологии. На смену технологическому сердцу современности пришла информационная природа постсовременного общества. .

Основной тезис постмодернизма можно определить как утверждение нерационалистических оснований социального консенсуса и стремление обосновать идею, что общество не исчерпывается рационалистическими представлениями, которыми оперировали создатели теорий современного общества. Постмодернизм представляет собой экстериоризацию той части социального опыта, который не выражен средствами институтов и структур современности; кроме того, постмодернизм делает акцент на иных тенденциях в социальной эволюции, чем это делал модернизм. Так, Ж.Лиотар подчеркивает деструктивный характер постмодернизма, ибо это направление интересуется тем, что не включено в рамки консенсуса и тем самым является своеобразной идеологией "расширяющейся социальной вселенной" и преодолением аутизма. Ведь неизвестно, понимают реальность лучше те, кто находится в рамках консенсуса или вне его. .

Большое внимание постмодернизм уделяет социальной коммуникации, делая ее центральной категорией этого типа мышления и подчеркивая, что виртуальная реальность детерминирует реальность объективную. .

З.Бауман ставит вопрос о значении социологии в постмодернистском мире: она должна превратиться из объективистской, правда уже нарушенной неомарксистскими идеями, в искусство интерпретации действительности. Таким образом, выдвигается принцип "оборачивания" известного марксистского тезиса в условиях партикуляризации современной культуры и общества. Задача социологии заключается в проникновении в опыт чужой жизни и отыскании его смысла, таким образом усиливаются герменевтические тенденции в социологическом мышлении, подчеркивается авторское присутствие в социальном мышлении. .

Д.Белл высказывает опасение, что бунт постмодернизма против стереотипов современности в социальном мышлении не может гарантировать сохранения терпимости и плюрализма и приведет лишь к новому утверждению насилия и обмана. .

Таким образом, постмодернистская социологическая парадигма объединяет ряд национально-культурных, цивилизационных, научных, гуманитарных проблем. И соответственно предмет, метод и задачи социологии приобретают более широкие очертания по мере того как получают признание нерационализированные и нелигитимные сферы социального смысла. Значение приобретает неинституционализированная активность как поле новых социальных возможностей бытия человека.

Список литературы

1. Э.Гидденс. Постмодерн. // Философия истории. Ред. Ю.А.Кимелев. - М.,1995. - С.346.

2. З.Бауман. Мыслить социологически. - М.,1996.

3. E.B.Henning. Creativity in Art and Science: 1860-1960. Cleveland, 1987.

4. Н.Бердяев. Смысл истории. - М.,1990. - Гл. VII-X, Приложение.

5. Postmodernism. // A Dictionary of Sociology. Ed.by Gordon Marshall. Oxford Press, Oxford-N.Y, 1998.

6. На путях постмодернизма. // Сб. обзоров ИНИОН. - М.,1995.

7. J.Baudrillard. Simulacra. Simulations. Saint-Luis, 1975.

8. Очерки по истории теоретической социологии: От Вебера к Хабермасу, от Зиммеля к постмодернизму./ Ред. Ю.Н.Давыдов.- М.,1994.

9. Цурина И.Л. Социально-политический контекст философии постмодернизма. - М.,1994.


технологий; создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня; повышение уровня воспитательной работы в школах; и проч.

Принятие вышеуказанных документов сопровождается совершенствованием и обновлением всей системы управленческих решений на уровне Министерства образования и науки РФ. Ныне пространство государственных решений в сфере образования строго оформлено. Впечатляет как количество принятых на уровне государства документов, так и глубина и масштабность проводимых реформ. Пришло понимание, что образование сегодня -это один из важнейших факторов формирования нового качества экономики. Система российского образования за последние годы претерпела глубочайшие изменения. Развивается автономия образовательных учреждений, развитие получила интеграция образовательных, научных учреждений, производства в учебно-производственные комплексы, что позволило решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилило связь науки, образования и производства, Особое значение приобрело формирование университетских комплексов, институтов управления образованием, восстанавливающих и развивающих российский и зарубежный опыт организации системы образования.

В 2000-е гг. формируется новая концепция развития университетского образования в рамках интеграции Европы. Идет процесс трансформации национальных образовательных центров в единое образовательное пространство, в частности, создание единой общеевропейской университетской среды в рамках так называемого Болонского процесса. Российская высшая школа уже движется в этом направлении. Речь идет о выходе России на новый уровень развития системы высшего образования,

Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из них ограничены сроками:

С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процес-

са европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Основные направления Болонского процесса:

1. Развитие двухуровневой системы высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура).

2. Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) как инструмента академической мобильности.

3. Создание и обеспечение деятельности системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах-участниках Болонского процесса (направление не включено в данное исследование).

4. Обеспечение качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев его оценки.

5. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с аналогичным общеевропейским приложением (Diploma Suppliment) как инструмента академической мобильности (направление не включено в данное исследование).

Исследовательская группа ЦИРКОН по поручению Национального фонда подготовки кадров (НФПК) в октябре 2006 г. проводила мониторинговое исследование о текущем состоянии дел, проблемах и перспективах реализации Болонского процесса в российских вузах, о включении вузов страны в процесс формирования общеевропейского пространства высшего образования. В исследовании принимали участие как вузы, уже в полной мере вовлеченные в реализацию Болонского процесса, так и вузы, которые пока не начали проведение каких-либо мероприятий в данном направлении. Представляется, что результаты данного исследования выступят серьезным основанием для принятия соответствующих решений на общегосударственном уровне.

Статья принята к публикации 6.12.06

Л.Л.Антонова

Постмодерн в социологии

Многие авторы наступление эпохи постмодерна датируют 1875 годом и связывают ее с открытием Второго начала термодинамики, утверждением конечности природных структур, развенчанием теории прогресса и эволюционизма. В то же время тезаурус постмодернизма не определен, сам термин «постмодернизм» лишь указывает на то, что явление продолжает и завершает модернизм. Основными характеристиками модернизма

являются стабильность, целостность, последовательность изменений. История мыслится как определенная предсказуемая схема, прогресс заключается в совершенствовании человека, в обеспечении порядка, системности, единства, что предполагает акты насилия и власти для установления тотальности, тождества, подчинения человека определенным нормам. Истина вырабатывается в рамках социальной практики. Власть посредством зна-

ния, гуманитарных наук, тотального контроля «очеловечивает» человека.

Основными характеристиками постмодернизма являются изменчивость, случайность, фрагментарность, ситуативность социального явления, В постмодернизме проблематизируется сама объективная реальность. Истина представляет собой всего лишь исторический и социальный конструкт, лишь одно из множества измерений социальной практики, у которого нет «корней», центра и глубины. Человек «децентрирован», индивидуализирован. В результате легитимные социальные институты, определенный способ устройства властных отношений «подрываются», взаимосвязанный комплекс «власть -гуманитарные науки» разрушается (например, социологи не оправдывают власть, власть не опирается на социологов). Театральность («все мы - актеры»), «карнава-лизация», как участие в «празднике жизни», сопровождаемом иронией и смехом, становится нормой для де-канонизирования общества, изменения взглядов. «Возникло явление, получившее название «государство-спектакль». Ореол властвования оказался подверженным эрозии» .

На наш взгляд, постмодерн - это, прежде всего, мировоззренческая, идеологическая концепция, в которой старое и новое, традиции и инновации пытаются обнаружить продуктивные связи. С одной стороны, разрушаются привычные культурные стандарты и привилегированные позиции, с другой - возникают новые формы воспроизведения социального опыта, в которых акцент с синхронности и равноценности деятельности людей смещается в сторону взаимопонимания индивидуальностей, их сочетания, возникновения новых форм взаимодействия и выживания людей. С этой точки зрения постмодернизм имеет серьезный культурный смысл и оказывает влияние на все отрасли знания, в том числе и на социологию.

Однако, на наш взгляд, размежевание модерна и постмодерна в социологии не произошло. И связано это, скорее всего, с объектом и предметом науки социологии. Объектом изучения социологии, по нашему мнению, является весь мир социальных отношений и действий людей, который не может быть однородным. Другими словами, в онтологическом плане объекта (социального целого) общей социологической теории не существует. А есм тск, то невозможно говорить об этапах модернизма и постмодернизма в социологии в связи с различными объектами: в транснациональных корпорациях объект социологии подпадает под классификацию постмодернизма, в племенах Новой Гвинеи - и до модернизма еще далеко.

Предмет социологии, на наш взгляд, представляет собой взаимоотношения между людьми. Однако любое взаимоотношение обладает постоянными и переменными компонентами, определенное сочетание которых и делает взаимоотношение уникальным явлением, Преувеличенное внимание к тому или иному компоненту взаимо-

отношения (к собственно взаимоотношению, к значениям, ценностям, нормам и смыслам, сопровождающим взаимоотношения, к поводам возникновения взаимоотношения, к артефактам взаимоотношения и т.д.) приводит к различной трактовке предмета социологии, а следовательно - к различному пониманию модернизма и постмодернизма в социологии.

Например, польский социолог Петр Штомпка переносит центр внимания на изучение социальных процессов, на, своего рода, «поле возможностей» социальных субъектов для проявления их деятельной активности, то есть на собственно взаимоотношения, «Только в доктрине «конструктивизма», лежащей в основе теории постмодернизма, ... движущая сила прогресса отыскивается в нормальной повседневной социальной деятельности людей. ... Теперь он рассматривается как потенциальная способность, а не как конечное достижение, ... как историческая возможность, открытый выбор, а не необходимая, неизбежная, неуклонная тенденция и, наконец, как продукт (часто непреднамеренный и даже неосознанный) человеческих... действий, а не результат божественной воли, благих намерений великих людей или автоматического действия социальных механизмов» .

В.А.Ядов считает, что «предметная область современной социологии по существу пересматривается в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения иного видения масштабов и качества социального пространства в сторону его глобализации. Во-вторых, с точки зрения поиска иной «клеточки» или аналитической единицы «социального»... В постмодернистском подходе этой «клеточкой» социального становится событие как действие общественного субъекта, или социального агента, в смысле деятельного, творческого начала, включенного в сложную систему социальных взаимоотношений» . Однако в подобной трактовке постмодернизма «клеточкой» становится только собственно действие субъекта, а причины действия, внутренние мотивы и внешние стимулы, последствия остаются как бы за рамками анализа. К тому же неясным остается собственно идеологический аспект, а также временной аспект этой теории.

Другими словами, если модернизм и постмодернизм отличаются между собой событийными, хронологическими фактами, то следует согласиться с авторами, считающими, что модернизм возник в ХУН-Х\/1!1 веках , а постмодернизм - в XIX веке . Если основу различий усматривать в идеологической заданноети, то окончание эпохи модернизма следует приурочить к отрицанию развития и преобладанию в социальном сознании ощущения кризиса, а не прогресса (XX век). На наш взгляд, в существующих подходах отсутствует комплексность восприятия происходящих процессов одновременно по критерию объекта и предмета в конкретном месте и в конкретное время. Искусственная же разорванность понятий, отражающих явления реальной

Социология

жизни, в свою очередь, ведет к невозможности определения постприватизационного российского общества с точки зрения модернизма и постмодернизма, например, в социологии. К тому же, говорить о постмодернизме и модернизме в социологии, на наш взгляд, невозможно, не опираясь на современную научную картину мира. Однако, поскольку официальной смены парадигмы социологии не зафиксировано, можно лишь обозначить те моменты, без которых рассуждения о модернизме и постмодернизме в социологии останутся непонятными.

Современная научная картина мира, на наш взгляд, опирается, в том числе, и на синэргетический подход. Материальные явления дополнены явлениями особой, информационной природы. Складывается новое понимание закона причинности по принципу резонанса. Превалирует новая «идея центра», новая трактовка человека как единства белково-нуклеиновой и полевых форм жизни, новое представление о неисчерпаемости форм материи и т.д. С этих позиций, на наш взгляд, определение модернизма или постмодернизма, как временного или идеологического аспектов социологической теории, выглядит несостоятельным, поскольку и модернизм и постмодернизм именно с этих позиций предстают определенным единством, сочетанием «необходимых условий, места и времени» для своего проявления. Говорить об элементах модернизма и постмодернизма в социологии (то есть в том или ином «обществе») возможно. Говорить о явлении в целом, четко констатируя, что эпоха модернизма полностью ушла в небытие и остался в чистом виде постмодернизм, на наш взгляд, нельзя.

Следовательно, границы модернизма и постмодернизма в социологии «размыты», потому что объекта общей социологической теории не существует в действительности, проблематичен ее предмет, и потому что трактовки модернизма и постмодернизма должны основываться на современной научной картине мира. Другими словами, материалистическая диалектика не наделяет признаком вечности никакие отдельные объекты, кроме самой материи и ее движения. На всем же остальном лежит печать неизбежного падения. Отождествление развития с прогрессом неизбежно исключает признание неисчерпаемости материи. Следовательно, прогресс всегда сопровождается кризисом, а это значит, что постмодернизм невозможен без модернизма.

Однако современная социальная мысль, отринув диалектику, стала не просто одержима идеей кризиса, а воспринимает кризис как хронический, всеобщий, «нормальный» и не предвидит его будущего ослабления. Таким образом, «шок от будущего» (по выражению постмодерниста О.Тоффлера) все еще, на наш взгляд, парализует истинно научную социологическую мысль. А это не способствует и формированию соответствующего идеологического климата. Сама идеология оказывается оторванной от функционирующего общества, Идеология предстает внешним, «экзогенным» фактором, навязы-

вающим извне «современные» постмодернистские ценности (индивидуальность, свободу, участие, как интеракцию для заполнения пробелов неопределенности и т.д.). В го же время еще и модернистские (возлюби ближнего своего, не убий, не укради и т.д.) не стали нормой общественной жизни.

Именно поэтому, на наш взгляд, в современном российском обществе можно найти лишь черты модернизма и постмодернизма. Скорее всего, необходимо просто критически переосмыслить, переработать и фундаментально пересмотреть те социологические теории изменения, которые имеют непосредственно практическое значение для конструирования феномена посткоммунистического переходного периода, чтобы не «сетовать по поводу чего-то не случившегося» и «не забегать вперед».

На наш взгляд, для этого необходимо в самом предмете социологии не разрывать непосредственно социальное действие от самого социального субъекта, от того, что составляет его социальную сущность в этих условиях и в это конкретное время. Необходимо четко уяснять причины социальных взаимодействий и прогнозировать их возможные социальные последствия. А для этого социологам необходимо проводить социологические исследования, изучать то общество, оценку которому они пытаются дать. Без конкретных социальных измерений нет социального изучения происходящих процессов.

Социологическое изучение некоторых моментов жизнедеятельности российского общества на территории Иркутской области на протяжении последних пяти лет позволяют сделать лишь наброски некоторых выводов о модернизме и постмодернизме в этом месте и в это время:

В качестве движущей силы модернизма можно признать лишь харизматического лидера, устанавливающего тотальный и единый социальный порядок, что соответствует ситуации в современной России. В то же время такой элемент модернизма, как свобода личности, гражданские права, вера в безличностные принципы и т.д. российским обществом еще не пройден. Но ощущение кризиса присутствует, следовательно - и элемент постмодернизма налицо;

Элементы постмодернизма очень легко воспринимаются населением под влиянием средств массовой коммуникации, что у подавляющего большинства населения усиливает ощущения бесполезности, бессмысленности собственной жизни, фрагментарности, неопределенности, эсхатологические настроения;

Отсутствуют убедительные идеологические средства, которые могли бы объяснить происходящие процессы большинству людей иначе, чем тотальное разорение и грабеж, Как следствие, рост преступности, наркомании, коррупции, аномии и т.д. Деканонизация, относящаяся ко всем социальным условностям, - признак постмодернизма;

Власть сама отказывается от «производства» социально полезного знания, гарантирующего ее легитимность (постмодернизм), как было в эпоху Просвещения (модернизм), поскольку «не рекомендует» для обязательного изучения гуманитарные науки в стандартах учебных заведений;

Постмодернистская идея «многополярного мира» воплощается на территории Иркутской области в возможности многостороннего внешнеэкономического сотрудничества предприятий, организаций, отдельных индивидов, в доступности пользования Интернетом, в наличии потребительского рынка импортных товаров, возможности путешествий по странам мира и т.д.;

Классическое понятие «современная личность» рассматривается сегодня именно как символ процесса модернизации. В высшие учебные заведения хлынули потоки желающих получить образование. Однако ценностью для большинства обучающихся является не получение знаний, а получение диплома. Рынок не сопряжен с направленностью и объемом полученных студентами знаний, востребованность знаний остается проблемой, Как следствие, происходит «стирание» личности, подчеркивается множественность «Я» - это признаки постмодернизма;

На наш взгляд, становление институтов и ценностей современности: демократии, рынка, образования, самодисциплины, местного самоуправления и т.д. - переживает этап их количественного многообразия, о переходе их в классические качественные состояния говорить еще, на наш взгляд, рано. Здесь и модернизм, и постмодернизм.

Таким образом, появление новой концепции современности возможно лишь при условии комплексного изучения реальных социальных процессов в данном месте и в данное время. В этом «новом» знании должно присут-

ствовать понимание этих процессов, а не провозглашенных утопий, поскольку акцент на одной стороне процесса, - например, на технической составляющей, -приводит к непониманию полноты всех моментов существования общества, обрекает идеологию на обслуживающую роль, не позволяет ей быть одной из составных элементов общественного организма. Наука сегодня дискредитирует себя, поскольку не является отражением всех составных частей общества, а является отражением только его технической части, что не позволяет комплексно воспроизводить все моменты существования общества как единого целого (как следствие возникают проблемы экологии и экономики, разрушение семьи, кризис политики и идеологии, власти и т.д.). Важно, чтобы в поисках новой парадигмы социологического знания -особенно в России - не был забыт сам человек, не только со своей деятельностной активностью, но и со своей ментальностью, психической природой и т.д.

Библиографический список

1. Политология /А.Ю.Мельвиль и др, - М.: МГИМО, Университет МИД России, ТК Велби; Изд-во Проспект, 2004.

2. Штомпка. П. Социология социальных изменений. - М,: Аспект-пресс, 1996.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Изд. Самарского ун-та, 1995.

4. Современная социальная теория: Бурдье, Гид-денс, Хабермас: Учеб.пособие. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1995.

5. Козловски П. Современность постмодернизма// Вопросы философии. - 1995 - № 10.

Статья принята к публикации 7.12.06

Д.А.Николаева

Обряды социализации новорожденного в традиционной культуре бурят _

По традиционным воззрениям бурят рождение ребенка, особенно мальчика, считалось большим счастьем не только для семьи, но и для всего рода. «Наличие детей - это необходимое условие почетного положения человека в обществе, Убеждение, что семья может выполнить свое назначение и существовать как отдельно независимая ячейка общества лишь в том случае, если в ней есть дети, а главное - сыновья, отразилось во всех жанрах устного народного творчества - и в его малых формах, и в эпических сказаниях «Урэтэй хун - зула, урэгуй хун - ула» («Человек с детьми подобен свече,

человек без детей подобен подошве») .

Рождение младенца сопровождалось проведением целого комплекса обрядов, эксплицитные задачи которых заключались в том, чтобы сохранить жизнь новорожденного и наделить его свойствами, необходимыми для активной производственной деятельности в будущем. Для чего необходимо было провести процесс преобразования «новорожденный человек» и включить его в социальную культурную среду .

На первом этапе проведения ритуалов социализации и адаптации новорожденного пол ребенка не