Повторительные упражнения по пунктуации. Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении

Упражнение 1.

Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него, вспомнишь день недели

2) Ах, не трогай меня Обожгу и без огня

3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос

4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок

5) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает Когда это бывает

Вы уже отгадали загадки? Попробуйте вспомнить другие загадки или сочинить свои.

Упражнение 2.

Какие правила пунктуации вы можете привести, чтобы объяснить остальные знаки препинания, встретившиеся в текстах загадок из предыдущего упражнения? Укажите в этих правилах опознавательные признаки пунктограммы и нормы употребления знаков препинания.

Упражнение 3.

Из данных слов составьте предложения, запишите их.

1) Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2) Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3) Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

Упражнение 4.

Прочитайте. Определите границы каждого предложения. Спишите текст. Предложения разберите по членам.

1) Устлана земля сухими разноцветными листьями слышны осторожные прыжки зайца и белки.
2) Синицы приблизились к человеческому жилью их звонкий свист часто слышится снегири также выбрались из лесной чащи из кустов доносится их скрипучее пение.
3) Падающий снег белым плащом одевал землю радостно смотрели люди на пушистые снежинки.

(По С.Аксакову)

Упражнение 5.

Прочитайте. Из данных предложений составьте связный текст.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

(По И.Тургеневу)

Упражнение 6 .

Прочитайте. Пользуясь текстом, опишите барсука. Напишите, что произошло с барсуком.

Мы расположились в лесу. День и ночь у нас горел костер. Однажды вечером у костра начал сопеть какой-то зверь. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками.
Из зарослей вылез маленький барсук. На сковородке жарилась и шипела картошка. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук отчаянно взвизгнул и с воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес от боли.
(По К.Паустовскому)

Выпишите из текста словосочетания с выделенными глаголами в роли главного слова.


Упражнение 7.

Спишите, правильно расставив знаки препинания в предложенном вам тексте.

У леса на опушк_
Жила Зима в избушк_
Она снежки солила
В берёзовой кадушк_
Она сучила пряжу
Она тк_ла х_лсты
К_вала ледяные
Над реками мосты.
Ходила на охоту
Гр_нила серебро
С_жала тонкий м_сяц
В хрустальное в_дро
Деревьям шубы шила
Торила санный путь
А после в лес спешила
В избушке отдохнуть.
(В.Островой)

Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы.

Проехав несколько верст по большой дороге Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился. Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля, и в конце их виднелась река. Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противо­положную сторону влево рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же и без дороги переправясь через реку Алазань выедет на большую дорогу проедет по ней до леса и тогда уже вновь переехав через реку лесом проберётся в горы. Решив это он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным. Рисовое поле как это всегда делается весной было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо налево надеясь найти более сухое место, но то поле, на которое они попали, было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и пройдя несколько шагов тяжело дыша останавливались.

(Л. Толстой).

Упражнение 9.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Я Максим Каммерер. Мне восемьдесят девять лет.
Когда-то давным-давно я прочитал старинную повесть, которая начиналась таким вот манером. Помнится я подумал тогда, что если придётся мне в будущем писать мемуары, то начну я их именно так. Впрочем предлагаемый текст нельзя строго говоря считать мемуарами. А начать следовало бы с одного письма полученного примерно год назад.
Каммерер Вы разумеется прочли пресловутые «Пять биографий века». Прошу Вас помогите мне установить, кто именно скрывается под псевдонимами П. Сорока и Э. Браун. Полагаю вам это будет нетрудно. М. Глумова.


Я не ответил на это письмо. Мне не удалось выяснить настоящие имена авторов «Пяти биографий века». Как и следовало ожидать П. Сорока и Э. Браун являются видными сотрудниками группы «Людены» Института исследований космической истории.


Я без труда представил себе чувства, которые испытывала Майя Глумова читая биографию собственного сына изложенную П. Сорокой и Э. Брауном. И я понял, что я обязан высказаться.
С точки зрения непредубеждённого а в особенности молодого читателя речь пойдёт о событиях, которые положили конец целой эпохе в космическом самосознании человечества и открыли новые перспективы, рассматривавшиеся ранее только теоретически. Кроме того я был свидетелем участником в каком-то смысле даже и инициатором этих событий. И вот сейчас по причинам носящим характер скорее личный я испытал настоящую потребность собрать воедино и предложить вниманию каждого, кто пожелает этим заинтересоваться всё, что мне известно о первых днях Большого Откровения. Я перечитал последний абзац и вынужден тут же поправить самого себя. Во-первых я предлагаю разумеется далеко не всё, что мне известно. Во-вторых события 99 года были строго говоря не первыми днями Большого Откровения а напротив последними его днями. Именно этого как мне кажется не понимают а вернее не желают принять сотрудники группы «Людены» несмотря на все мои старания быть убедительным. Впрочем возможно я не был достаточно настойчив. Годы уже не те.

(А. Стругацкий, Б. Стругацкий)

Упражнение 10.

Вставь пропущенные знаки препинания. Определи, сколько запятых и тире нужно поставить в предложениях.

1) От свежих щепок грудами лежавших около влажных пней веяло приятным запахом. 2) В тот зимний вечер о котором я хочу рассказать у нас в семье украшали елку и ждали гостей. 3) Воздух прозрачен свеж всюду хорошо видно и дaже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. 4) Резьба по дереву одно из древнейших русских ремесел. 5) Создавая любую вещь мастер стремится делать ее не только удобной но и красивой. 6) И.С Typгeнeв превосходный рассказчик тонкий и умный собеседник.

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

1. Укажите правильное утверждение:

1) Предложение - это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения - это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком
2) нашел и собрал
3) собрал корзинку
4) корзину грибов


3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:

1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.
2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
4) В Карпатах много редких растений.

4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):

1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.
2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.
3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.
4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.

5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):

1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.
2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.
3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.
4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.


6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены):

1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя.
2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.
3) Не кидай хлеб он святой.
4) Ну вот мы и дома Кузька.

7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):

1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.
2) Когда-то тут росли высокие густые травы.
3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.
4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.

8. Укажите сложные предложения:

1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.
2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.
3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.
4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.

9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.
2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.
3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.
4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.

10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены):

1) Михаил сказал что людей там очень много.
2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец.
3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание.
4) Котик братец помоги говорит Волк.


Упражнение 289. Перепишите, ставя нужные знаки препина-
ния. Объясните их постановку.
1. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу
матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого
огорчения (П.).

2. Дамы тут же обступили его блистаю-
щею гирляндою и нанесли с собой целые облака всяко-
го рода благоуханий одна дышала розами от другой не-
сло весной и фиалками третья вся насквозь была про-
душена резедой (Г.). 3. Находя во мне живое сочувствие
отец и Евсеич с увлечением предавались удовольствию
рассказывать мне о весне как сначала обтают горы как
побегут с них ручьи как спустят пруд разольется полая
вода пойдет вверх по полям рыба как начнут ловить ее
сетями как пролетит летняя птица запоют жаворонки
проснутся сурки и начнут свистать стоя на задних дап-
ках по своим норкам как зазеленеют луга оденется лес
кусты и зальются защелкают в них соловьи (Акс.). 4. Река
Белая в этом месте понравилась мне более чем под го-
родом песков было менее русло сжатее и берег гораздо
живописнее (Акс.). 5. Ты сам заметил день ото дня я вяну
жертва злой отравы (Л:). 6. Опрометью поскакали мы на
выстрел смотрим на валу солдаты собрались в кучу и
указывают в поле а там летит стремглав всадник и дер-
жит что-то белое на седле (Д.). 7. Крепость наша стояла
на высоком месте и вид с вала был прекрасный с од-
ной стороны широкая поляна изрытая несколькими
оврагами оканчивалась лесом который тянулся до са-
мого хребта кой-где на ней дымились аулы ходили та-
буны с другой бежала мелкая речка и к ней примыкал
частый кустарник/ покрывавший кремнистые воз-
вышенности которые соединялись с главной цепью
Кавказа (Л.). 8. Герасим соорудил кровать из дубовых
досок на четырех чурках истинно богатырскую кровать
сто пудов можно было положить на нее не погнулась бы
(Т.). 9. Около господской усадьбы стоявшей к улице за-
дом происходило что обыкновенно происходит около
господских усадеб девки в полинялых ситцевых платьях
шныряли взад и вперед дворовые люди брели по грязи
останавливались и задумчиво чесали свои спины при-
вязанная лошадь десятского лениво махала хвостом и
высоко задравши морду глодала забор курицы кудахта-
ли чахоточные индейки беспрестанно перекликались (Т.).
10. В дверях была давка всякий спешил захватить шайку
которых не хватало по крайней мере для третьей части
учеников вследствие чего они должны были сидеть око-
ло часу дожидаясь пока кто-нибудь не освободит (По-
мял.). 11. Страшнее всего для Каштанки было то что это-
то чужого нельзя было укусить так как он был невидим
и не имел формы (Ч.). 12. Ничто не изменилось в тихой
усадьбе. По-прежнему шумели буки в саду только их
листва будто потемнела сделалась еще гуще по-прежне-
му белели приветливые стены только они чуть-чуть по-
кривились и осели по-прежнему хмурились соломенные
стрехи и даже свирель Иохима слышалась в те же часы
из конюшни только теперь уже сам Иохим предпочитал
слушать слепого на дудке или на фортепьяно безраз-
лично (Кор.). 13. Теперь Маруся совсем уже не выходила
на воздух и серый камень темное молчаливое чудовище
подземелья продолжал без перерывов свою ужасную
работу высасывая жизнь из маленького тельца (Кор.).
14. Лучше всего задремать но не мог то прислушивался
не идут ли за ним тащить на допрос к атаману то беспо-
коили мысли что мальчишка заробеет (А. Н. Т.). 15. При-
ми ж завещанье когда я уйду от песен от ветра от роди-
ны ты начисто выруби сосны в саду ты выкорчуй куст
смородины (Багр.). 16. В полку Стеньки Разина были два
героя в боях потерявшие ноги они ползли на култыш-
ках и ни один не хотел оставить свой многославный
полк каждый за счастье почитал когда приезжавший
Чапаев скажет ему хотя бы несколько слов (Фурм.). 17. Я
понимал что выручить нас может только случайность
или вода внезапно перестанет прибывать или мы на-
ткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Пауст.).
18. В течение нескольких секунд пастушонок и Метели-
ца смотрели прямо в глаза друг другу Метелица с де-
ланным равнодушием пастушонок со страхом сочувстви-
ем и жалостью (Фад.). 19. Тишина была такой полной и
угрюмой а небо таким душным что мальчику казалось
раздайся хоть один резкий звук и в природе произойдет
что-то страшное смерч ураган землетрясение (Кат.).
20. Не мудрено голову срубить мудрено приставить (поел.).
Упражнение 290. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
Счастлив тот народ, который в трудные и опасные
минуты умеет найти надежное руководство и вверить
ему свою судьбу!
В 1812 году русский народ нашел Кутузова. Всем было
известно, что Кутузов - любимый ученик Суворова;
знали, что Кутузов одарен спокойной храбростью, до-
ходящей до героизма; помнили о блистательном пове-
дении его при штурме крепости Измаила и о тяжелых
ранениях, полученных им в разное время. Солдаты лю-
били его, звали «Дедушкой» и твердо верили в его воен-
ный гений. Знали его и за границей. Даже Наполеон по
поводу выгодного для России мира с Турцией, заклю-
ченного Кутузовым, не мог воздержаться от лестного,
хотя грубого мнения, назвав Кутузова «старой русской
лисой».
И вот, когда разнеслась весть о гибели Смоленска,
когда французская пУестисоттысячная армия неудержи-
мо устремилась к древней русской столице, взоры всех
с надеждой обратились на великого полководца. И как
ни противодействовало правительство, пришлось все-
таки ему уступить общественному мнению и назначить
Кутузова главнокомандующим русской армии. И народ
не ошибся в своем выборе.
В самом деле, высоко одаренный полководец, изу-
мительно тонкий дипломат, государственный человек,
проницательный политик - в ком другом, кроме Куту-
зова, могли счастливо сочетаться столь редкие и цен-
ные качества? Сверх того (и это главное), Кутузов был
русским патриотом в самом полном, в самом возвы-
шенном смысле этого слова. Россия, ее интересы, ее
честь и слава, ее историческое прошлое и ее полити-
ческое будущее - вот что всегда жило в его душе, вот
что возбуждало его мысль, управляло его чувствами,
направляло его волю.
(По Е. В. Т а р л е)
Упражнение 291. Напишите текст поя диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой.
Все так и впились в него глазами. Когда же наконец
Яков открыл свое лицо, оно было бледно, как у мерт-
вого; глаза его мерцали сквозь опущенные ресницы. Он
глубоко вздохнул и запел...
Первый звук его голоса был слаб и неровен и, каза-
лось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то
издалека, словно залетел случайно в комнату. За этим
первым звуком последовал другой, более твердый и
протяжный, но все еще, видимо, дрожащий, как стру-
на, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем,
она колеблется последним, быстро замирающим коле-
банием; за вторым - третий, и, понемногу разгорячась
и расширяясь, полилась заунывная песнь. «Не одна во
поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам слад-
ко становилось и жутко.
Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он
был слегка разбит и звенел, как на|рреснугый; он даже
сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была
и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила,
и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, груст-
ная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и
дышала в нем и так и хватала за сердце, хватала прямо
за его русские струны.
Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладе-
ло упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему
счастью. Голос его не трепетал более - он дрожал, но
той едва заметной внутренней дрожью страсти, кото-
рая стрелой вонзается в душу слушателя, и, беспрес-
танно крепчая, твердел и расширялся.
(По И. С. Т у р г е н е в у)
Упражнение 292. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не
менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня.
Заслышав крики, вы бежите к мосту, причем на лице у
вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту
совершается убийство или дневной грабеж.
Свесившись через перила, вы глядите на реку и -
какое разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но
ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума,
похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищ-
ной ломки, столкновений и дружного натиска, вы ви-
дате безмятежно лежащие, неподвижные груды изло-
манного льда, наполняющего всю реку от берега до
берега. Поверхность ретси изрыта и взбудоражена, точ-
но по ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим
громадным плугом. Воды не видно ни капли, а только
лед, лед и лед...
Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кру-
жится голова, и кажется, что мост вместе с публикой
куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упершись о
бык, долго не пускает мост бежать от нее; но вдруг, как
живая, начинает ползти по быку прямо к вашему лицу,
словно хочет проститься с вами, но, не выдержав сво-
ей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает.
Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают,
что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страш-
ную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, об-
ратятся в ничто.
(По А. П. Чехову)
Упражнение 293. Расставьте знаки препинания. Объясните
их постановку.
Донецкая дорога. Невеселая станица одиноко беле-
ющая в степи тихая со стенами горячими от зноя без
одной тени похоже без людей. Поезд уже ушел покинув ч
вас здесь и шум его слышится чуть-чуть и замирает на-
конец.
Около станции пустынно и нет других лошадей кро-
ме ваших. Вы садитесь в коляску это так приятно после
вагона катите по степной дороге и перед вами мало-
помалу открываются картины каких нет под Москвой
громадные бесконечные своим однообразием. Степь
степь и больше ничего вдали старый курган или ветряк
везут на волах каменный уголь. Птицы в одиночку низ-
ко носятся над равниной и мертвое движение их кры-
льев нагоняет дремоту. Жарко. Прошел час другой а все
степь степь и все курган вдали. Ваш кучер рассказывает
что-то часто указывая кнутом в сторону что-то длинное
и ненужное и душой овладевает спокойствие о прошлом
не хочется думать... Степь, степь... Лошади бегут солн-
це все выше и кажется что тогда в детстве степь не бы-
вала в июле такой богатой такой пышной травы в цвету
зеленые желтые лиловые белые и от них и от нагретой
земли идет аромат и какие-то странные синие птицы
по дороге... А на душе спокойно сладко и кажется со-
гласился бы всю жизнь ехать так и смотреть на степь
бесконечную однообразную но манящую и чарующую.
Вдруг неожиданно глубокий овраг поросший моло-
дым дубом и ольхой потянуло влагой должно быть ру-
чей внизу. У самого края оврага вспорхнула с шумом
стая куропаток. Вы вспоминаете что когда-то к этому
оврагу ходили по вечерам гулять... Да это конечно тот
же овраг значит усадьба близко. Вдали уже виднеются
тополя в стороне черный дым. Вам идут навстречу кто-
то машет платком.
(По А.П. Ч е х о в у)
Упражнение 294. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
К двум часам дня в колонии все готово: в саду, вок-
руг фонтана, накрыты парадные столы; над столовой
повисли тонкие зеленые гирлянды, сделанные из не-
жных березовых побегов; на столах, в кувшинах, буке-
ты снежных королев.
Сегодня можно с уверенной радостью видеть, как
выросла и похорошела колония. В парке широкие, по-
сыпанные песком дорожки подчеркивают зеленое бо-
гатство трех террас, на которых каждое дерево, каждая
группа кустов, каждая линия цветника проверены в
ночных раздумьях, политы трудовым потом «сводных
отрядов», как драгоценными камнями украшены забо-
той и любовью коллектива. И десяток деревянных сту-
пенек, и березовые перильца, и квадратный коверчик
цветов, и узенькие витые дорожки, и платформа набе-
режной, усыпанная песком, - все это еще раз доказы-
вает, насколько умнее и выше природы человек, даже
вот такой босоногий.
И на просторных дворах этого босоногого хозяина,
на месте глубоких ран, оставленных ему в наследство,
он, пасынок старого человечества, тоже коснулся везде
рукой художника. Двести кустов роз высадили здесь ре-
бята еще осенью, а сколько здесь астр, гвоздики, лев-
коя и других, еще неизвестных, еще не названных цве-
тов! Хорошо, уютно, красиво и разумно стало в коло-
нии, и я, видя это, горжусь долей своего участия в ук-
рашении земли.
Но ни цветы, ни дорожки ни на одну минуту не
заслоняют от меня вот этих мальчиков в синих трусиках
и белых рубашках. Вот они, горьковцы! Они стройны и
собранны, у них хорошие подвижные талии, мускулис-
тые и здоровые, не знающие, что такое медицина, тела
и свежие красногубые лица. И у каждого из них есть
свой путь.
(По А. С. М а к а р е н к о)
Упражнение 295. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
На окраине Москвы стоит двухэтажный дом, при-
крытый с улицы зеленым палисадником, а с тыла -
большим красивым садом, почти парком. Все тут сохра-
нено с величайшей, заботой, и даже если засохнет де-
рево в саду, то на его место будет посажено точь-в-точь
такое же по возрасту и по породе.
Здесь жил великий писатель Лев Толстой. Здесь он
написал свой роман «Воскресение», рассказы «Смерть
Ивана Ильича», «Хозяин и работник», пьесы «Плоды
просвещения», «Власть тьмы», «Живой труп» и множе-
ство статей.
В ночь на 23 июля немецкие фашисты выбросили на
толстовскую усадьбу пачками 34 зажигательных бомбы.
Запылали в саду сложенные дрова, загорелась трава,
затлела занавеска в самом доме. Старый, сухой, дере-
вянный, он, конечно, сгорел бы, как свеча, и челове-
чество лишилось бы с ним одного из своих замечатель-
ных культурных памятников, если б не пятеро людей,
дежуривших в ту ночь.
Это была ночь труда и самопожертвования... Но вот
пришел розовый московский рассвет, прозвучал отбой.
Тихо качались в небе, как далёкие корабли в море, аэро-
статы заграждения... В саду Льва Толстого дотлевали за-
пущенные головешки. Все было цело - усадьба не по-
страдала. Закопченные дымом, с кровью на лице и ру-
ках от царапин и ожогов, переглянулись счастливые пять
человек... Нет больше радости, как отстоять на посту
народную ценность!
(По М. Ш а г и н я н)

Бывает, что, излагая собственные мысли, люди перестраховываются и ставят лишние знаки. Ученики интуитивно с опорой на предыдущий опыт чувствуют, что в предложении требуется знак препинания, но определить необходимость, место и вид знака поможет только твердое знание школьной грамматики. Невозможно объяснить правила пунктуации без опоры на теорию русского языка. Важны знания о составе предложения, частях речи, понимании однородности членов, выделении авторской речи и проч. Учебник по пунктуации немыслим без специфического терминологического наполнения. Поэтому любой практикум по пунктуации опирается на базу знаний , которая закладывается с первого класса общеобразовательной школы. Не зная синтаксиса, человек не может всегда верно ставить знаки препинания. Есть миф, что некоторые люди правильно ставят знаки "по интуиции". Обычно проверка показывает, что на самом деле они не могут выполнить заданий ЕГЭ на пунктуацию, потому что не знают нюансов и исключений.

Систематизировать знания и умения в области пунктуации помогут упражнения онлайн по расстановке знаков препинания. Сайт «Могу писать» предлагает задания разной сложности: от начальной школы до уровня взрослых, которые по роду деятельности или в силу собственных мотивов испытывают необходимость грамотно писать.


Теги: пунктуация, методика
Елена Мазур
Свидетельство о публикации № 203101 от 6 Августа 2015

Учимся ставить знаки препинания

Практикум по пунктуации для 6 класса


Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

1. Дуб удивительное дерево.

2. Когда наступает мороз листья на дубе сворачиваются в трубочки.

3. Молния ударит в него и все равно весной распустятся на нем зеленые листочки.


1. Ветер бессменный дворник леса. 2. Разметал он по полянам разноцветные листья шумными коврами устилает тропинки чащ. 3. Вот от родимой ветки оторвался золотой лист и полетел к земле.


Списать предложения, расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1. Елена посмотри, как преобразились деревья воскликнула, глядя в окно, старшая сестра Виктория.

2. Это осень их так раскрасила

произнесла Елена.


Списать предложения, расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку

1.Сейчас Вася выйдет и я ему скажу Ты Вася предатель

2. Он опустит голову и промямлит Я не хотел.

3. Так настоящие друзья не поступают скажу я развернусь и уйду.


Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания

1. Всюду под яблонями на огород… на крыш… на террас… на чердак… стояли ульи.

2. Как только все вошли в сад из конуры выскочила маленькая ч…рно(рыжая) собачка и принялась не то лаять не то жужжать.


Списать предложения, расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку .

1.Разные животные тигры львы слоны обезьяны живут в нашем зоопарке.

2. Героев русских народных сказок Василису Премудрую Ивана Царевича Иванушку-дурачка мы знаем и любим с детства.


Списать предложения, графически объяснить постановку знаков препинания

1. В реке беспрестанно металась мелкая рыба и вода рябила от рыбьих стай.

2. В озере водились окуни и лещи.


Выпишите сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

  • Началась гроза вечером когда светлая заря, еще не закрытая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу комнату.
  • Вдруг разразился страшный удар грома и сразу полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа.
  • Не смолкавшие ни на минуту громовые раскаты сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха.

Списать предложения, расставить пропущенные знаки препинания, графически их объяснить.

  • Марс ближайший сосед Земли.
  • Когда над Марсом поднимается ветер начинаются страшные пылевые бури .

Спишите предложения, исправляя пунктуационные ошибки.

1. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня в те самые места. (А. С. Пушкин).

2. Что же ты моя старушка приуныла у окна. (А. С. Пушкин)


Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. Выделенные слова разберите по составу.

  • Утром лесничий открыл двери своего домика оглянулся и воскликнул Лес-то ледяной!
  • Мальчик высунул голову из дверей и проговорил Деревья стеклянные !

Спишите предложение, расставьте пропущенные знаки препинания и объясните их графически.

В лесу мы собираем растения подбираем причудливые корни деревьев не пренебрегаем шишками перышками потому что это пригодится нам для игрушек на елку.


  • Струя пены отбрасываемая кормой корабля прошла через океан белой чертой.
  • Грэй лег у костра и смотрел на отражавшую огонь воду(А. Грин).
  • Неизвестный охотник только что покинувший свой костер двигался вдоль реки(А. Грин).

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте графически определяемое слово и причастный оборот

  • Бурное море бешено мчит свои воды освещенные неяркими, тревожными лучами солнца скрытого за стеной огненных туч.
  • Злое море желающее показать свою сокрушительную силу поднимает изумрудные громады волн все выше.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте графически определяемое слово и причастный оборот

  • Лодки поднятые и опущенные волной закачались.
  • Дорожка выбегающая к пруду из густой зелени парка кончается мостком.
  • Светится под лучами неяркого солнца поверхность пруда отражающая деревья тенистого сада.

.

1. М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» знакомит нас с мальчиком потерявшим родителей в годы Великой Отечественной войны и согретым любовью настрадавшегося в жизни Андрея Соколова.


Спишите предложение, расставьте знаки препинания, обозначьте определяемое слово, причастный оборот .

1.Вдоль глиняного берега усеянного острыми камнями разведчики вышли к невспаханному полю тянувшемуся вдоль не замеченной ими ранее речонки.


Спишите предложение, расставьте знаки препинания, обозначьте определяемое слово, причастный оборот .

1. У каждого охотника за спиной холщовый мешочек наполненный добычей настрелянной в течение нескольких часов.


Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, графически объясняя их постановку.

  • У ледников медленно тающих скоро начнут оживать и цвести растения.
  • Есть свои чудесные ароматы и в тундре поросшей жалкой растительностью.
  • В августе среди стелющейся на холмах полярной березы появятся первые грибы.

Спишите предложение, расставьте знаки препинания, обозначьте определяемое слово и причастный оборот

1.Наша протока обычно несущая свои воды тихо и бесшумно теперь заговорила и стала вторить реке.


1.Списать предложение, расставить знаки препинания, объяснить их постановку

1.Стеклянная дверь ведущая с террасы открыта.

2. Произведите

морфологический разбор

выделенного причастия.


Списать предложение, расставить знаки препинания, объяснить их постановку

В сосновых чащах дрожали от холода берёзы обсыпанные сусальной позолотой (К. Паустовский)


Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя их графически

1.Вся долина блистающая ярким светом покрыта белыми цветами.

2. Дорогу преградила лавина со страшным грохотом пронесшаяся перед нами.

3. Сверху презрительно поглядывали орлы расположившиеся на неприступных утесах.


Списать, расставить пропущенные знаки препинания, объяснить их постановку графически.

  • Промокшие до нитки путники взволнованные опасным приключением принялись разводить костер.
  • Хорошо спалось на недавно скошенном сене пахнущем сильно и приятно.

Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Путешестве …ику заброше…ому сюда волею случая подавался жаре…ый картофель зажаре…ый карп и жаре…ый в масле цыпленок покрытый румя…ой корочкой.


Спишите предложения, расставьте знаки препинания и объясните их графически

  • Река еще не замерзла и ее свинц…вые воды гру…но чернели в однообразных берегах покрытых белым снегом.
  • Горы окружающие его покрыты снегом большую часть года.

Проверь себя и соседа по парте!

Кусты окончились. Перед глазами гостей неожида нн о открылась окруж енн ая лесом широкая площадка, утрамбова нн ая и усыпа нн ая мелким песком. На одном её конце стоял восьмигра нн ый павильон, весь разукраш енн ый флагами и зеленью.


Спишите предложения, выделяя деепричастия и деепричастные обороты запятыми

1.Копаясь в старых бумагах я нашел интереснейшие письма.

2. Получив книгу в библиотеке внимательно ознакомься с ней.

3. Удобно устроившись в кресле я принялся читать новую книгу.


Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя их постановку графически.

1.Горько всхлипывая он долго плакал не стыдясь и не скрывая слез.(М. Матусовский)

2. Лошадь круто остановилась у самого костра и уцепившись за гриву проворно спрыгнул с нее Павлуша. (И. Тургенев).

3. Из липовой аллеи вертясь и обгоняя друг друга летели желтые круглые листья и промокая ложились на мокрую дорогу. (Л. Толстой)


Списывание

1.Опускаясь за море садится солнце и вскоре звездная ночь сменяя короткую вечернюю зарю обволакивает землю.

2.Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрываясь мелкой рябью ослепительно ярко отражавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.


Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя их постановку

  • Соперники борющиеся на ринге оказались родными братьями.
  • Хлопьям падающим с неба радовались все и дети и взрослые.
  • Остановившись возле ручья Владимир сел на холодный дерн.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания

  • Шел дождь барабаня по крыше и нагоняя тоску назойливо выл ветер в трубе (К. Г. Паустовский).
  • Ядреный морозец ударивший ночью все сразу посеребрил.
  • Березы покрылись листвой сверкающей на солнце.

Списать, расставить пропущенные знаки препинания, графически объяснить их постановку .

1 . Войдя небольшой мальчик воскликнул Марья Терентьевна корми обедом!

2. Девочка слушала объяснения учителя посматривая по сторонам.

3. Поднявшись он быстро подошел к окну.

4. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1. Не было ни бурных слов ни пылких признаний ни клятв ни обещаний.

2. Ей хотелось запомнить на всю жизнь этот городок гостиный двор с желтыми облупившимися сводами голубей на базаре зеленую вывеску трактира чай да сахар каждую щепку на горбатой мостовой.

3. Поддержит он его или нет?

4. Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне.

5. Ни кола ни двора у бедного крестьянина..

6. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы то внушительно поучал дочь.

7. Из комнаты, занятой офицерами, доносились то хохот то пение то рыдающие стоны гитары.

8. Аллеи, засаженные сиренями и липами вязами и тополями, вели к эстраде.

9. Везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли ее, что она хорошая милая редкая.

10. Он видел не только огородные плантации с балаганами и водокачками но и русло будущего канала.

11. Мама не то что сердилась на меня но все-таки была недовольна.

12. Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно как и появился.

13. Она ветрена не от заурядности и испорченности от одиночества безысходной тоски по настоящей любви.

14. Серые и беловатые камни желто-зеленый мох покрытые росой кусты держи-дерева кизила и карагача обозначались с прозрачной ясностью и выпуклостью на золотистом восходе.

15. Бледно-серое небо светлело и холодело и синело.

16. Калиныч был человек самого веселого самого кроткого нрава беспрестанно напевал вполголоса беззаботно поглядывал во все стороны говорил немного в нос прищуривал свои светло-голубые глаза часто брался рукой за свою жидкую клиновидную бородку.

17. На высохшем мху на лиловом бурьяне на мягкой пыли дороги на тонких стволах на чистых листочках молодых берез лежал ясный и кроткий свет уже беззнойного невысокого солнца.

18. В беспечной юности я знал одни дремучие дубравы ручьи пещеры наших скал да дикой бедности забавы.

19. Беспрерывный гул трескотня и тучи дыма висели над горой заволакивали солнце.

20. По горам по долам и в белый день и по ночам наш витязь едет непрестанно.

21. Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат.

22. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью ни случайностью ни наслаждением как у лентяя.

23. Андрей стоял ни жив ни мертв, не имея духа взглянуть в лицо отцу.

24. Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?

25. Беспрерывно шел дождь как вчера так и сегодня.

26. Врага колет не только штык но и колос.

27. Мне поручили работу хоть и трудную но интересную.

28. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.

29. Радостно молодо было на земле и на небе и в сердце человека.

30. Скользящим движением, как кошка, он не то прополз не то проскочил не то перелетел через езженую дорогу.

Упражнение 3

Расставьте знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

2. Поручни компасы бинокли все было медное.

3. Повсюду в клубах на улицах на скамейках у ворот в домах происходили странные разговоры.

4. В защиту болгар выступили В.Гюго Ч.Дарвин О.Уайльд Л.Толстой Ф.Достоевский Д.Менделеев.

5. Улыбку смех и радость и покой я все забыл.

6. Ни птица ни зверь ни человек никто и ничто не ускользнет от зоркого взгляда сильного ловкого и умного хищника орла.

7. Хвойные породы деревьев как-то ель сосна пихта и другие называются красным лесом или краснолесьем.

8. Домашние животные а именно лошадь корова овца приносят людям пользу.

9. В каждом человеке есть сила и слабость мужество и страх твердость и колебание.

10. От дома от деревьев и от голубятни и от галереи от всего побежали длинные тени.

11. Брезент палуба чемоданы перила все было мокро от тумана.

12. Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо равнину холмы.

14. Там стены воздух все приятно.

15. И кочки и моховые болота и пни все хорошо под сиянием лунным.

16. Все и товарищи и дамы стали уверять Беликова, что он должен жениться.

17. Зонтик часы ножик все это было у него в чехле.

18. Ни сплетни света ни бостон ни милый взгляд ни вздох нескромный ничто не трогало его не замечал он ничего.

19. Солнце вешнее нивы здешние все тебе отдать бы рад.

20. Всякий пустяк поворот шоссе ветка над забором свет фонарей все казалось значительным.

21. Все кругом зеленело все мягко волновалось все деревья кусты травы.

22. Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века крестьян устроил ферму завел читаю учусь.

23. И вы и я мы оба порядочные люди.

24. Все радостно сияло вокруг нас небо земля и вода.

25. Прекрасно это солнце это небо все вокруг нас прекрасно.

26. Она не ела ни телятины ни голубей ни раков ни сыру ни спаржи ни земляных груш ничего, что считала нечистым.

27. Надежда и ненависть обе разом исчезли.

28. Сыновья Коля Шура и Миша все учатся в школе.

29. Разные сосуды кувшины стаканы бутылки стояли на полках.

30. Но здравый смысл твердость и свобода горячее участие в чужих бедах и радостях словом все достоинства точно родились с ней.