Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости

Навстречу северной Авроры

Открой сомкнуты негой взоры,

Пора, красавица, проснись,

Холодный полдень проносился мимо.

Кончалась ночь, рождался новый день,

2.Дать характеристику подударных гласных в зависимости от

предшествующих и последующих согласных в словах:

Мир, заря, сын, дочь, юрта, ёж, лес, уж.

3. Указать, чем отличаются по звуковому составу следующие пары слов:

висок – высок питать – пытать

теми – темы палить – пылить

сито – сыты пилить - пылить

4. Прокомментировать позиционные изменения гласных в данных словах:

Мост, весна, море, грачи, улетать, бор, губы, искра, ива, ухо, медлить, мята, пир, лира, лицо, умны, щипцы, быстрый, парус, путёвка, прибой, игра, пятый, вата, жест, верх, этот, центр, честь, ветры, веселье, остров.

5. Затранскрибировать слова; составить таблицу позиционной мены гласных

Дом, дома, домовой.

Сад, сады, садовод.

Лёд, ледок, ледяной.

Час, часы, часовой.

Шёлк, шелка, шелковистый.

Лес, леса, лесовод.

Жесть, жестянка, жестяной.

Цел, цела, целиком.

6. Затранскрибируйте слова и прокомментируйте слабые позиции гласных

Дом, рога, патрон, роман, самовар, ромашка, обвал, отец, хижина, крокодил, черепаха, лягушонок.

7. Затранскрибируйте и прокомментируйте изменение звучания гласного И

в зависимости от окружения:

От ивы; до ивы; с Ирой; из Индии; учит историю; с интонацией; в ил; из искры; кот и повар; идет Илья.

8. Затранскрибируйте текст. Произведите фонетический анализ слова

Мороз и солнце! День чудесный.

Ещё ты дремлешь, друг прелестный,

Звездою Севера явись!

Вопросы:

1. Какие закономерности сочетаемости согласных звуков вы знаете?

2. Как меняется качество согласных в абсолютном конце слова?

3. В чем заключается регрессивная ассимиляция по глухости-звонкости?

4. Что происходит с переднеязычными согласными С З Д Т в положении

перед Ш Ж Ч Ц?

5. В чем заключается явление диэрезы и причина её возникновения?

6. Как влияет на качество согласных их положение перед И?

Список литературы:

1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970. С. 115 – 127.

2. Современный русский язык /Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1981. С. 92 – 96.

3. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч 1. М., 1981. С. 115 – 120.

Задания:

1. Прокомментировать положение звука [Й] в разных фонетических позициях:

Зайка, чайка, май, моя, стая, зная, яма, юла, юг, маятник, ель, ёж, чья, чьи, его, её, ему, подъём, ямщик, здание, впервые.



2. Затранскрибировать и прокомментировать особенности звучания согласных

звуков в разных фонетических позициях:

Отсев, подсказка, жидкий, к будке, мозг, состав, косьба, скользко, происшествие, с жестью, с задором, к городу, стрижка, лексиколог, вкрадчив, нападки, блюдце, двенадцать.

С шумом, из чехла, из щавеля, с жиру, сжимать, сшить, отцовский, объездчик, доносчик, перебежчик, высшый, боится, брызжет, отчистить.

Поздно, прелестный, счастливый, альпинистский, солнце, здравствуй, сердце, лестница, марксистский.

Листики, колосья, венчать, обманщик, пенсия, письмо, летний, козлик, рецензия, Дмитрий, дверь, две.

Слог и слогоделение. Слог как фонетическая единица; структура слога

Вопросы:

1. Понятие слога с артикуляционной точки зрения. Теория Р.И.Аванесова.

2. Понятие слога с позиций теории мускульного напряжения. Теория Л.В.Щербы.

3. Структура слога. Закрытый, открытый, прикрытый, неприкрытый слоги.

4. Правила фонетического слогоделения.

5. Слогоделение с точки зрения морфемного состава слова.

Список литературы:

1. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: в

3 ч. Ч.1. Ростов н/Д, 1997. С. 28 – 36.

2. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А.Леканта. М., 1982.

3. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. М., 1981. С. 125 –

Задания:

1. Затранскрибировать слова и разделить их на фонетические слоги:

Долго, война, подъем, пойдем, бомбить, бандит, чайка, угли, жалко,

тайник, поймать, волна, комья, гамма, рассада, крестьяне, счастливый.

2. Разделить слова на морфемы, а затем на слоги:

Парламентский, разверстка, земля, безоружный, заехать, разыскать, зашли, объехать, безусый, разыграть, отобрать, шестипроцентный, застлать, предъявление, сотня, спальня, круглый, сотру, синий, голубоватый, вскочили.

3. Выделить в текстах слогообразующие согласные звуки и указать условия,

вызывающие появление дополнительной слоговости


В потоке речи звуки любого языка, включая русского, оказываются в зависимой позиции по отношению друг другу, претерпевая при этом различные модификации, обусловленные позиционными и комбинаторными и изменениями.
Позиционными называются изменения в звучании, которые обусловлены местом (позицией) звука в слове. Позиционные изменения выступают в виде закономерных чередований при различных условиях реализации одной фонемы. Например, в ряду слов пар - пары - паровоз чередующийся ряд представлен следующими звуками: [а]////[ъ], появление которых объясняется качественной редукцией (изменением гласных звуков в безударной позиции). Позиционным процессом области гласных является редукция, в области согласных - оглушение звонкого парного согласного в позиции конца слова.
Комбинаторными изменениями называются изменения в звучании, которые обусловлены взаимодействием звуков друг с другом. В результате такого взаимодействия нередко происходит наслоение артикуляции одного звука на артикуляцию другого (коартикуляция). Различают несколько видов комбинаторных изменений - аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диереза, протеза, эпентеза, метатеза, гаплология, однако не все названные процессы характеризуют литературную форму русского языка. Так, например, метатеза (тубаретка, ралёк), протеза и эпентеза (какава, радиво) чаще встречаются в просторечии, диалектах народной речи.
Закономерные изменения в рамках фонетического слова, диктуемые характером фонетической позиции, называется позиционной меной (позиционным чередованием).
Звуки в потоке речи в зависимости от позиции изменяются качественно и количественно. Качественные изменения приводят к тому, что разные звуки совпадают: например, фонемы lt;аgt; и lt;оgt; в словах вода и пары реализуются в одном звуке [Л]; такой тип чередований называется перекрещивающимся. Изменения, которые не приводят к совпадению разных звуков, относятся к параллельному типы мены. Например, изменяясь в безударной позиции, фонемы lt;иgt; и lt;уgt; тем не менее не совпадут. Н.М. Шанский в своих трудах придерживается иного понимания типов мены и различает позиционную мену и позиционные изменения.

Еще по теме Понятие позиционной мены. Типы позиционной мены:

  1. 134. Подлежит ли договор мены государственной регистрации в случаях, когда объектом мены выступает недвижимость?

1. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости.

Сильные и слабые позиции согласных звуков разнообразны. Различают сильные и слабые позиции согласных
по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
Сильной позицией согласных по звонкости-глухости является та позиция, которая не оглушает и не озвончает звуки – перед гласными и сонорными, и звуками [в], [в`], а также у звонких перед звонкими, а у глухих перед глухими: подбирать [пъдбират`], слон [слон].
Слабая позиция по звонкости-глухости - в абсолютном конце слова: дуб - [дуп], зуб - [зуп], лов - [лоф], а также у глухих перед звонкими (кроме сонорных и в) и у звонких перед глухими: снег [сн`эк].
Абсолютно сильная позиция бывает у согласных при совпадении сильных по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Абсолютно слабая позиция бывает у согласных при совпадении слабых по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.

Слабые позиции по глухости / звонкости:
1) на конце слова: ко[с] от коза и коса;
2) перед шумным глухим: ло[т]ка, но ло[д]очка;
3) перед шумным звонким: [з]дать, но [с]верить.

Сильные позиции по глухости / звонкости:
1) перед гласным: [г]од, [к]от;
2) перед сонорными согласными: [c]лой, [з]лой;
3) перед [в], [в]: [т]вой, [д]вое.

2. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных.

Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:
1. Фонетический закон конца слова : шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро´к] – порок [п/\ро´к]; молот [мо´лът] – молод [мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру´с´т´] – грусть [гру´с´т´], подъезд [п/\дjэ´ст] – подъест [п/\дjэ´ст].
2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ассимиляция - это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [д´шкъ], везти [в´ и э с´т´и´] – вести [ в´ и э с´т´и´].
Ассимиляция происходит:
1.На стыке морфем: сделал [з´д´э´лъл],
2.На стыке предлога со словом: с делом [з´д´э´лъм],
3.На стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го´ттъ],
4.На стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп´ат´].

Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый], [в´и э сна´].

Ассимиляция по месту образования

Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:
1. На стыке морфем: сшить [шы´т´], разжать [р/\ ЖА ´т´], счет [шо´т], с шаром [ ША ´ръм], без жара [б´ и э ЖА ´ръ];
2. Внутри корня: позже [по´ЖЪ ], езжу ,
3. Зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет .
4.Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы´лк´и].

Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в´ и э з´д´э´], [с´н´э´ к], [гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´].
Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т], [м´ и э д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\з´н´и´к] - [в/\зн´и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].
Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.
Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´сър´], но [с´л´ и э са´рный]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´з´бъ].
Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´л´ный].

3. Позиционная мена согласных с нулем звука.

Другими словами - нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.

1.Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен - честный - че [сн] ый, звезда - звё [зн] ый.

Сравним: че[сн]ый и те[сн]ый; слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с...н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че(стн)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с...н] нулем, совпала с отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных - чудесных, бесстрастна - прекрасна, честный - тесный, несчастной - безгласной, самовластно- прекрасна, прелестней - песней, ненастный - ясный.
Замечания требует слово бездна. Это, собственно, не одно, а два слова. 1) Бездна - много. Слово бытовой речи: У меня бездна всяких дел. Произносится: [б’эзнъ]. Вряд ли можно говорить, что здесь фонема (д) представлена нулем согласного, так как связь с сочетанием без дна в настоящее время у этого слова бездна отсутствует.

Другое подобное же чередование: сочетание (нтк) реализуется звуком [нк]: студе[нк]а, лабора[нк]а. Такое чередование является позиционным (т. е. представлено во всех словах с фонемосочетанием (нтк)) лишь у некоторых лиц, владеющих литературным языком, преимущественно старшего поколения.

Такие слова, как стройка, строю, строй, строящийся или трамвай, трамваю, трамвайный; или свой, своя, свое... явно имеют корни, оканчивающиеся фонемой (j); она реализуется неслоговым гласным [и]. Но в словах строить, строитель, строишь; трамваи; свои никакого йота не слышно. Это потому, что фонема (j) в позиции после гласного перед [и] представлена нулем: свои - [свай] = (cBojft).

В словах могут быть сочетания двух одинаковых фонем, например(нн): ванна - [ван:ъ] = (ванна);

Такие сочетания реализуются долгими, «двойными» согласными (они не обязательно в два раза длиннее кратких, обычных [н]). Но долгие согласные возможны только между гласными, один из которых (предшествующий или последующий) является ударным. Когда же такое сочетание двух одинаковых фонем, например (нн), попадает в соседство с согласным, то вместо долгого звучит краткий: финны (с [н:]) - финский (с [н]); манная крупа - манка, тонна - двухтонка и т. д. Здесь даны примеры, где чередование
отражено в орфографии, но оно существует и там, где орфография не отмечает этого чередования: ветер в два ба[л:]а - двухбалльный (с обычным кратким [л’]). ;
Следовательно, в позиции «рядом с согласным» \ сочетание фонем типа (нн), (лл) и т.д. представлено кратким согласным; одна из фонем реализована нулем.
Нередко, говоря о позиционных чередованиях, употребляют глаголы подчеркнуто процессуальные: «ударный гласный [о] без ударения переходит в [а]», «звук [з] на конце слова превращается в [с]» и т. д. На самом деле налицо синхронные отношения, а не процессы. Правильные формулировки такие: [о] ударный в безударных позициях меняется на гласный [а]; звонкий согласный [з] чередуется с глухим согласным [с].

Фонетические процессы в области гласных .

Позиционная мена. К основным случаям позиционной мены гласных относятся случаи качественной редукции гласных звуков А, О, Э в безударных позициях. Качественная редукция –это ослабление звучания, которое сопровождается изменением акустико-артикуляционных характеристик (звук меняет свои ДП).Различают позиции: ударная – звук остается без изменений (сильная позиция); первая предударная – первая степень редукции; вторая (все остальные безударные позиции) – вторая степень редукции (слабые первая и вторая позиции). Звуки И, У, Ы качественным изменениям не подвергаются, меняются только количественно. Качественная редукция указанных звуков имеет разные результаты еще в зависимости от того, после мягкого или твердого согласного они стоят. См. таблицу.

Не забудем про явления абсолютного начала слова, где А и О и в первой, и во второй позиции будет одинаково /\ (вместо /\ для первой и ожидаемого Ъ для второй позиции: АПЕЛЬСИН. Э соответственно и в первой и во второй позиции будет (вместо в первой и Ъ во второй): ЭТАЖЕРКА [ т/\ж’эркъ].

*Иногда после твердых шипящих Ж, Ш, Ц в первой позиции А вместо ожидаемой /\ звучит , как Э: такие слова нужно просто запомнить – ЖАКЕТ, ЖАЛЕТЬ, ПОЖАЛЕТЬ, СОЖАЛЕТЬ, К СОЖАЛЕНИЮ, РЖАНОЙ, ЖАСМИН, ЛОШАДЕЙ, ДВАДЦАТИ, ТРИДЦАТИ. Но это – уже не к мене, а к следующей теме (изменения), а также – в орфоэпию.

Позиционные изменения. К позиционным изменениям относятся явления аккомодации гласных перед мягкими и после мягких согласных. Аккомодацией называется процесс взаимоприспособления звуков разной природы (гласного к согласному или наоборот).После мягкого согласного непереднерядный гласный продвигается по образованию вперед и вверх в начале произношения (прогрессивная аккомодация), перед мягким – в конце (регрессивная аккомодация), между мягким – на всем протяжении произнесения (прогрессивно-регрессивная аккомодация).

Для звуков О, А, Э – только под ударением – возможны все 4 случая; для звуков У – и под ударением, и нет все 4 случая; для Ы и под ударением и без ударения возможны только 2 случая Ы и Ыя, для И точка спереди не ставится, поскольку после твердого он не употребляется – 2 случая И и ы. Иногда вместо Ё (между мягкими) обозначают к – ПЕТЬ [п’кт’]. Й и J рассматриваются как мягкие.

Еще один случай позиционных изменений – прогрессивная аккомодация начального И в Ы, когда к корню присоединяется приставка на согласный: ИГРА – ПОДЫГРАТЬ (к изменениям это относится, так как знает исключения – ПЕДИНСТИТУТ возможно и произнесение И).

Нефонетические процессы в области гласных.

в корне – БИР//БЕР,ГОР//ГАР, неполногласие//полногласие, Е//О, А//Я, У//Ю в начале слова, О//Е типа ВЁСНЫ//ВЕСНА; в приставке – ПРЕ//ПРИ, НЕ//НИ, в суффиксе – ЕК//ИК, ЕЦ//ИЦ, ОВА//ЕВА//ЫВА//ИВА, ИН//ЕН//АН, в прилагательных; в окончании – ОВ//ЕВ, ИЙ//ЕЙ, ОЙ//ЕЙ, ОМ//ЕМ, ЫЙ//ОЙ//ИЙ

2) Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые гласные): в корне – ДЕНЬ//ДНЯ, ОКНО//ОКОН, СОБИРАТЬ//БРАТЬ, КТО//КОГО, ЧТО//ЧЕГО, в приставке –ЧРЕЗ//ЧЕРЕЗ, ПРЕ//ПЕРЕ, С//СО, ВЗ//ВОЗ, В//ВО, НАД//НАДО, ОТ//ОТО, КОЙ//КОЕ, в суффиксе – ГОРОШЕК//ГОРОШКА, КРАСЕН//КРАСНА, ПТИЧИЙ//ПТИЧЬЯ, ТИ//ТЬ глагола, СК//ЕСК, СН//ЕСН в прилагательных, в окончании – ОЙ//ОЮ, в постфиксе – СЯ//СЬ

Чередование РАЗ//РОЗ относится к фонетическим типам написания и является одним из редких случаев отражения на письме не исторического, а фонетического чередования в пределах одной фонемы – сильная позиция О (под ударением, которое закономерно звучит в первой и второй позиции соответственно как /\ и Ъ, что отражается на письме как А.

Фонетические процессы в области согласных.

Позиционная мена. К позиционной мене согласных относятся разноплановые процессы, объединяемые общим признаком – они не знают исключений. 1) Позиционное оглушение шумных звонких на конце слова – РОДА–РОД [Т]; 2) Регрессивная ассимиляция по звонкости – шумные глухие озвончаются перед звонкими КОСИТЬ-КОСЬБА [З] (ассимиляцией называются процессы уподобления однородных звуков – влияние гласных на гласные, согласных на согласные, в отличие от аккомодации); регрессивная ассимиляция по глухости – шумные звонкие оглушаются перед шумными глухими – ЛОДКА[Т]. Процесс не касается сонорных – ни самих сонорных, ни шумных перед сонорными. Интересна двойная роль звука В (его некоторые не случайно тоже считают сонорным). Перед ним шумные ведут себя не как перед звонким, а как перед сонорным – не озвончаются (ОТВЕДАТЬ: Т не переходит в Д); а сам он ведет себя как шумный звонкий – перед глухим и на конце слова оглушается – ЛАВКА [Ф]; 3) Регрессивная ассимиляция по мягкости – будет меной только для переднеязычных зубных Д, Т, С, З, Н перед любым из них мягким: ВЕСТЬ [С’Т’]; 4) Полная (такая ассимиляция, при которой звук меняет не один ДП, а полностью всю свою характеристику) регрессивная ассимиляция З, С перед шипящими Ш,Ж, Ч,Щ, Ц – СШИТЬ [ШШ], СЧАСТЬЕ [Ш’Ш’]; Т и Д перед Ч – ОТЧЕТ [Ч’Ч’]; Т+С= Ц – БИТЬСЯ [ЦЦ]; Т и Д перед Ц (ОТЦА [ЦЦ]; С и З перед Щ (РАСЩЕПИТЬ [Ш’Ш’]; 5) Диэреза (выпадение звука на диссимилятивной основе) – ИЗВЕСТНЫЙ, ПРАЗДНИК; 6) Диссимиляция (обратный ассимиляции – расподобление звуков) Г перед К– МЯГКИЙ [ХК]; 7) Аккомодация по мягкости перед И, Ь, (кроме Ц,Ш,Ж,Ч) – РУКА//РУКИ [К]//[К’]; 8) Вокализация фонемы J: как согласный звук j выступает только в начале ударного слога (ЮГ), а в других позициях он выступает как И неслоговое – гласный звук.

Примечание : В на конце причастных и деепричастных суффиксов не переходит в Ф; там так и есть Ф, ведь в сильной позиции как В оно никогда не звучит (нет чередования). То же самое – надо отличать, скажем, выпадение звука в синхронии СОЛНЦЕ и в диахронии ЧУВСТВО, где на современном уровне нет выпадения, т.к. нет чередования с полным его вариантом.

Позиционные изменения. Процессы, происходящие как тенденция, но имеющие исключения. 1) Ассимиляция по мягкости губных и зубных перед губными и Р перед губными (З’ВЕРЬ, ЛЮБ’ВИ). Старая норма требовала именно такого произношения, но сейчас, видимо, под влиянием орфографии, это не актуально. 2) Ассимиляция по мягкости перед j: чаще всего смягчается, но, снова под влиянием орфографии, перед разделительным Ъ, обозначающим j на стыке приставки и корня – звучит твердый согласный СЪЕСТ [С]; 3) Нерегулярная диссимиляция Ч перед Т или Н: ЧТО, КОНЕЧНО [ШТ] [ШН] (происходит не всегда – например НЕЧТО – уже только [ЧТ]); 4) Аккомодация по мягкости твердых перед Е – сейчас, во многих иноязычных словах, возможно и твердое произнесение согласного перед Е: МЕСТЬ [М’], но ТЕМП [Т]. 5) Оглушение сонора в позиции на конце слова после твердого ПЕТР. 6) Вокализация сонора – приобретение сонорным согласным слогового характера в скоплении согласных – КОРАБ[ъ]ЛЬ, ТЕМБ[ъ]Р. Все указанные процессы одновременно являются и орфоэпическими, т.к. колебания закономерного произношения – и есть причина орфоэпической вариантности.

Нефонетические процессы в области согласных.

1) Исторические чередования фонем: следы палатализаций (первая, вторая, третья) РУКА//РУЧКА; следы влияния йота СВЕТ//СВЕЧА; следы упрощения групп согласных БЕРЕГУ//БЕРЕЧЬ; оглушение на конце слова (непроверяемое СДЕЛАВ [Ф]); историческая мена Г на В в окончаниях прилагательных – КРАСНОГО [В]; чередование суффиксов ЧИК//ЩИК; нефонетическая (фонематическая) мягкость – БУДУ//БУДЬ, ЗАРЯ // ЛУЧЕЗАРНЫЙ (здесь именно не смягчение, т.к. в слове ЗАРЯ перед А не должен смягчаться (непереднерядный) – нет позиционной обусловленности).

2) Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые согласные): следы Л-эпентетикум – ЗЕМНОЙ//ЗЕМЛЯ [–]//[Л]; историческая диэреза (непроверяемая) ЧУВСТВО, ЛЕСТНИЦА; суффиксы прилагательных СК//К; окончания ОВ(ЕВ)//– (ГРАММ//ГРАММОВ).

Примечание . Мена З//С в приставках типа ИЗ, ВОЗ, РАЗ, хотя и отражается на письме, на самом деле является не историческим, а живым, фонетическим процессом ассимиляции по звонкости-глухости: просто здесь реализовано фонетическое, а не фонематическое написание.


П o-J зиционные изменения гласных в русском литературному языке связаны с воздействием на них соседних - предшествующих цС последующих - согласных, прежде всего - твердых и мягких. Это| воздействие наиболее ярко обнаруживается тогда, когда гласные нахо-"1 дятся в ударном слоге. Именно в этой позиции в литературном языке! выступают все гласные, которые были охарактеризованы выше, однако/ выступают они не всегда в одном и том же виде. По отношению к со«-| седним согласным гласные под ударением могут быть в следующих.? восьми позициях:
  1. В абсолютном начале слова перед твердым согласным: [й]ва, [у]хо, [о]ко, [а]лый V ’
  2. В абсолютном начале слова перед мягким согласным: [йв’]е, [у-л’]ей, и, [ал’]енький. ’Ц
  3. После твердого перед твердым согласным: [был], [дул], [пэр], f (хор], [бал]. К
IV После мягкого перед твердым: [б’и]л, [л’-у]к, [л’е]с, [н’-о]с, [м’-а]т. -Ц
  1. После твердого перед мягким: [бьгл’], [сут’], [пэ р’и]; [нб-с’ит], Щ 1ма-т’]. _ 4j?
  2. После мягкого перед мягким: [б’ил’и], [л’ут’ик], о [л’ёс’]е, Ц [т’бт’]я, [м’ат’]. i-
  3. В абсолютном конце слова после твердого: ра[бы], в ле[су], .Ж шос[сэ], ки[но], ви[на].
  4. В абсолютном конце слова после мягкого: ве[л’й], rotp’y], Щ в ок[н’ё], в[с’-о], мо[р’-а]. 5,
Если внимательно рассмотреть эти позиции и характер гласных || в них, то можно установить, что [а], [о] и [у] выступают как наиболее /jj. независимые от качества соседних согласных в положении между твер- А- дыми согласными, в абсолютном начале слова перед твердыми и в абсолютном конце слова после твердых; в положении же рядом с мягкими согласными они подвергаются изменениям, которые заключаются в том, что под воздействием этих согласных [а]ч[о] и [у] передвигаются в более переднюю зону образования. Если учесть, что в русском языке воздействие предшествующего согласного на гласный всегда сильнее, чем воздействие последующего согласного на этот гласный, то можно считать, что особенно независимы от позиции гласные [а], [о] и [у] в абсолютном начале слова перед твердым согласным. Это подтверждается еще и тем, что в такой звуковой характеристике [а], [о], [у] выступают и в изолированной позиции, т. е. вне связи с другими звуками. Значит,
1 Гласный [с] в абсолютном начале слова под ударением выступает только в местоимениях этот, этакий, в слове энный и в междометиях эх, эва.
для этих гласных звуковой их вид [а], [о], [у] является основным, а 1-а] - [а-] - [а], [-о] - [о-] - [б], [*уЗ - [у] - [у] - разновидностями основного вида. Именно поэтому [а], [о], [у] оцениваются как непередние гласные (см. §61): все более передние их разновидности, возникающие в результате воздействия соседних мягких согласных, не выступают в русском языке в изолированном употреблении.
Что же касается гласных [е] и [и], то они наиболее независимы в положении абсолютного начала слова перед твердым согласным \ в абсолютном конце слова после мягкого и в положении после мягкого перед твердым согласным. В такой же звуковой характеристике, как в этих позициях, они выступают и в изолированном употреблении. Соседние же твердые согласные оказывают на [е] и [и] воздействие, сообщая им передвижку в более заднее образование (ср.: [йз]бы - [в-ыз]бу, [с’е]в - [сэ]В), а если эти гласные попадают в позицию между мягкими согласными, они становятся напряженными, закрытыми. Поэтому для данных гласных звуковой их вид [е], [и] является основным, а [э] - [э-] - [ё] и [ы] - [ы-] - [и] - разновидностями основного вида. Именно это обстоятельство обусловливает трактовку [е] и [и] как гласных переднего образования (см. § 61): все более задние, а также напряженные, закрытые их разновидности, возникающие в результате воздействия соседних твердых и мягких согласных, не выступают в русском языке в изолированном употреблении.
В этом плане в несколько особом положении находится гласный [ы], который может быть произнесен в изолированной позиции (и с этой точки зрения [ы] как будто бы может быть приравнен к [е] и [и]), однако отсутствие этого гласного в абсолютном начале слов в русском языке, с одной стороны, и явная связь [и] и [ы], выражающаяся в изменении [и] в [ы] после твердых согласных (ср.: [ир]а - [к-ыр’]е, [и]стбрия - пре[ды]стбрия и т. п.),- с другой, обусловливают возможность трактовки [ы] как разновидности [и].
Воздействие согласных на гласные, таким образом, определяет позиционные изменения гласных в положении под ударением. Такие же позиционные изменения испытывают гласные и в безударных позициях, с той только разницей, что в безударных слогах, по синтагматическим законам русского литературного языка, выступают не все и не те же самые гласные, что в положении под ударением (см. ниже).
Позиционные изменения ударных гласных в русском литературном языке могут считаться достаточно устойчивыми, однако степень передвижки непередних гласных в переднюю зону образования и степень передвижки передних гласных в непереднюю зону или приобретения ими напряженности и закрытости неодинаковы как для положения гласных в окружении разных по характеру образования согласных, так и для разных носителей литературного языка.
Позиционная мена гласных в русском литературном языке зависит от их ударного и безударного положений.
Дело заключается в том, что русский язык характеризуется словес-
1 В силу ограниченности [е] в абсолютном начале слова (см. выше) эта позиция для данного гласного должна быть исключена.
кым силовым ударением, при котором гласный ударного слова отличается от гласных безударных слогов большей напряженностью артикуляции, большей долготой и громкостью; например, гласный [у] в [ум]
более напряжен, долог и громок, чем [у] в [ума] или в [углд’ит’].
В связи с тем что в многосложном слове ударный гласный оказывается более сильным, гласные безударных слогов ослабляются и могут иметь иное качество. Если сравнить русские ударные и безударные гласные, то можно установить, что гласные [у], [и] и [ы] в безударных слогах становятся слабее, короче или произносятся с меньшей напряженностью артикуляции, но качественно они являются теми же гласными, что [у], [и], [ы] под ударением, например: [ух]о - [ушной] - [уткл]нос, [йв]а - [игла] - [игрлк’й], [сыр]о - [сырой] - [сырл- ват]. Лишь количественное ослабление испытывают эти гласные и в заударных слогах, например: [воду], [кб-н’и], [рыбы]; [пб-пълу], [крбл’ик’и], [вьг в’ьл-бы].
В отличие от этих звуков гласные [а], [о], [е] в безударных слогах не выступают, и в соответствии с ними в положениях без ударения в русском литературном языке произносятся иные гласные.
В русском литературном языке есть различия между гласными, которые выступают под ударением, в первом предударном слоге и в остальных безударных слогах. Под ударением могут быть шесть гласных: [а], [о], [е], [у], [и] (после мягких) и [ы] (после твердых); в первом предударном слоге выступают гласные [у], [и] (после мягких), [ы] (после твердых), а также [л] (после твердых) и [ие] (после мягких); в остальных безударных слогах - гласные [у], [и] (после мягких), [ы] (после твердых), а также [ъ] (после твердых) и [ь] (после мягких).
Гласный [л] - это звук, имеющий характер [а], но более краткий. Он произносится в первом предударном слоге после твердых согласных в соответствии с ударными [а] и [о] ([дал] - [длла], [дом] - [длма]). Гласный [ие] - это звук [и], склонный к [е], переднего ряда, верхнесреднего подъема, нелабиализованный. Он произносится в первом предударном слоге после мягких согласных в соответствии с [а], [о], [е] под ударением ([п’ат’] - [п’иет’й], [н’-ос] - [н’иесу], [л’ес] - в [л’иесу]). Гласный [ъ] - так называемый редуцированный (ослабленный) звук заднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный. Он произносится в безударных слогах, кроме первого предударного, после твердых согласных в соответствии с [а] и [о] под ударением (во втором предударном слоге: [сат] - [съд]овбд, [воды] - [въд]о- вбз; в заударных слогах: [дал] - [выдъ"я], [дом] - [на-дъм]). Гласный [ь] -*оже редуцированный звук, но переднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный. Он произносится в безударных слогах, кроме первого предударного, после мягких согласных в соответствии с ударными [а], [о], [е] во втором предударном слоге: [п’ат’] - [п’ьт]а- чбк, [л’-от] - [л’ьдЬкбл, [л’ес] - [л’ьсЬвбз; в заударных слогах: [запр’йч’] - [выпр’ьк], [в’-ол] - [выв’ьл], [л’ес] - [вьгл’ьс]).
Следовательно, можно установить, что в первом предударном слоге в русском литературном языке выступают гласные верхнего подъема нелабиализовакные [и] и [ы] и лабиализованный [у] и гласные неверхнего подъема [л] после твердых и [ие] после мягких согласных. В остальных безударных слогах выступают те же гласные верхнего подъема, а также гласные неверхнего подъема [ъ] после твердых и [ь] после мягких согласных. Различения гласных среднего и нижнего подъемов, как это наблюдается под ударением, в безударных слогах нет: гласные верхнего подъема противопоставлены здесь единой группе гласных неверхнего подъема, причем в этой последней группе нет лабиализованных звуков.
Позиционная мена ударных и безударных гласных обусловлена синтагматическим законом, согласно которому в безударных слогах могут быть гласные только двух степеней подъема - верхнего и неверхнего, а в зоне неверхнего подъема - только нелабиализованные гласные.
Можно установить соответствия между ударными и безударными гласными, но эти соответствия свидетельствуют лишь о закономерной позиционной мене гласных под ударением и без ударения, а не о позиционных изменениях: данная позиционная мена осуществляется последовательно, как отражение закономерностей функционирования фонетической системы русского литературного языка.
В результате такой позиционной мены в русском литературном языке образуется параллельно перекрещивающий- с я тип позиционно меняющихся ударных и безударных гласных, когда одни гласные в разных позициях сохраняют свое качество, а другие, различаясь в одной позиции, заменяются одним гласным другого качества в иных позициях. Этот ряд позиционно меняющихся гласных может быть представлен в следующем виде:
Таким образом, особенности функционирования фонетической системы русского литературного языка связаны прежде всего с действием в ней синтагматических законов сочетаемости звуковых единиц, определяющих характер позиционной мены согласных и гласных звуков на синтагматической оси системы. Закономерная позиционная мена согласных и гласных обусловливает внутренние связи звуковых единиц в системе, их организацию в единое целое.
Вместе с тем в фонетической системе, в результате влияния одних звуковых единиц на другие в потоке речи, развиваются и позиционные изменения звуков, не обусловленные синтагматическими законами и потому проявляющиеся не столь последовательно, как позиционная
Однако и позиционная мена, и позиционные изменения обуслов- ;ают специфику фонетической системы современного русского литературного языка и особенности ее функционирования.