Принц и нищий сценарий для школы. Урок внеклассного чтения по литературе по творчеству М.Твена "Марк Твен фантазирует"

ДЕТИ ВОЙНЫ

СЛАЙД 1

Литературно-музыкальная композиция

Цели:

Развитие познавательного интереса, расширение кругозора у учащихся в области знаний о Великой Отечественной войне; формирование представлений учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами людей, совершённых в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к мероприятию.

Ход мероприятия.

Чтец 1 .

Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей.

Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюде забытом клубника

Сочилась, как алая кровь.

Ведущий 1. Добрый день! Сегодня, накануне годовщины освобождения города Донской от немецко-фашистских захватчиков, мы поговорим о подвиге таких же девчонок и мальчишек, как мы с вами.

Ведущий 2. О таких же, как мы, детях, которые в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стали в шеренге бойцов – рядом с отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. О военном подвиге, о трудовом подвиге, о том, как дети вместе со взрослыми приближали Победу, как они, не жалея сил, не жалея своей жизни, боролись за родную землю.

Ведущий 3 . О том, как они побеждали страх и голод, холод и усталость. О том, какие испытания выпали на их долю. Мальчишки и девчонки страшных военных лет не играли в войну. Они жили по суровым военным законам.

Ведущий 4 .Давайте вспомним, как всё начиналось…

СЛАЙД 2,3 фото довоенной жизни + видео –хроника с песней «Довоенный вальс»

Ведущий 5 . Г од 1941. Время отсчитывало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня… Четыре часа… Сотни фашистских самолётов стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза. Предрассветная мгла озарилась вспышками взрывов, и всё потонуло в тяжком, оглушительном грохоте, сотрясшем землю.

СЛАЙД 4 ВИДЕОФАЙЛ

Ведущий 6. 22 июня 1941 года в 4 часа без объявления войны германские войска напали на нашу страну. СЛАЙД 5

Звучит фонограмма «Священная война» (музыка А.Александрова, слова Лебедева-Кумача).

Чтец 2. СЛАЙД 6

Звучит седьмая симфония Шостаковича.

Война обрушилась нежданно,

Все переполнила собой,

И все смешалось в этом мире,

И смерть носилась над землей.

С войной слепою и жестокой

Я бок о бок к Голгофе шла…

Четыре очень долгих года

Свой крест недетский я несла...

Чтец 3. СЛАЙД 7

Нет, и детей война не пощадила,

И все невзгоды выдала сполна…

Я стала малолетнею старухой –

Все видела, все знала, все могла…

Ведь войны жалости не знают,

Война не ведает добро…

Шел по земле жестокий молох –

Не разбирая никого…

Ведущий 1. Великая Отечественная война... Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины. Но ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санитарками на полях сражений, кто-то заменял мужчин у станков на заводах и на колхозных полях». Так писала Светлана Алексиевич в своей книге "У войны не женское лицо". Но если не женское, то тем более не детское. Дети и война – более жуткого сочетания не придумаешь.

Чтец 4.

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем не спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Ведущий 2. Да, война – не детское дело. Но эта война была особенной…Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

Чтец 5.

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Ведущий 3. Дети войны.… Так часто называют тех, кто в начале сороковых еще ходил в школу, тех, кто очень рано встал у станка, тех, кто помогал в госпиталях ухаживать за ранеными, тех, кто стал сынами полка, кто воевал рядом со взрослыми.

Чтец 6

Июнь. Клонился к вечеру закат,

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Ведущий 4. СЛАЙД 8, 9 Каждый ребенок, на долю которого выпала война, встречал ее по-разному: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то стоял на пороге юности. Война застала их в больших городах и маленьких деревеньках, дома и пионерских лагерях, на переднем крае и в глубоком тылу.

Чтец 7

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

Чтец 8 СЛАЙД 10

Я учился писать...

Мимо школы - колонны, колонны

Колыхались рекой

И впадали в невидимый фронт...

Я учился писать

Не спеша, с нажимом, с наклоном.

И скрипело стальное

Защитного цвета перо,

Я учился писать...

Лихорадочно били зенитки,

У войны отвоевывая

Островки тишины,

И таскал я в карманах

Тяжелые рваные слитки,

Как горячие метеориты войны.

Я учился писать...

Где-то плавились танки,

Где-то люди кричали,

Умирая в огне и в дыму...

Я учился писать

Изложения о Каштанке,

Я учился страдать

Над судьбою Герасима и Муму.

Я учился писать,

И хрустящие хлебные карточки

От себя отрывала

По клеточке

Чтоб меня не тошнило,

Чтоб меня не шатало за партою.

Я учился писать!..

Ведущий 5. СЛАЙД 11 Дети в годы войны сражались вмести со взрослыми и погибали на фронтах, в оккупированных фашистами городах и деревнях, в концентрационных лагерях, умирали от пуль и снарядов, от ран и болезней, от голода и холода.

Ведущий 6. Дети военной поры могут ещё рассказать, как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было идти в школу. Как в десять – двенадцать лет, только встав на ящиках, дотягивались до станков и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.

Чтец 9

А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.

Была земля и жёсткой и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Чтец 10

В годы войны было горя много,

И никто никогда не сочтёт,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел,

Что не вернётся радость

В город, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушала война.

А седины ребячьих чёлок…

Разве этому есть цена?

Ведущий 1 Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Чтец 11

Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И чёрного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.

Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Чтец 12.

Никто из них не помышлял о славе,

О ней ли думать в страшный час?

Когда родную землю топчет и поганит

Проклятая германская орда.

Ведущий 2. Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои Великой Отечественной войны!

Ведущий 3 Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали, и пели.

Чтец 13

Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою…

Знает народ: пионеры – герои

Навечно остались в строю

Шли они сквозь бурю,

Шли они сквозь ветер,

И ветер песню, песню их сберег:

“У нас один, один лишь путь – к победе!

И нет других дорог!”

Мы в жизни, мой друг и ровесник,

Дорогой героев пойдем.

Подвиги их мы запомним, как песню,

И сами ее допоем!

Ведущий 4. Много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Портреты немногих вы увидите сегодня, они как будто с нами.

Чтец 14

Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно закончилась война,

Но до сих пор все дети

Погибших выкликают имена.

Ведущий 5. СЛАЙД 12 Лёня Голиков Он был, как и вы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию.

Ведущий 6. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. 2 апреля 1944 года он погиб. Лене присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец 15

Бесстрашное имя – награда герою

Он вашим ровесником был

Споёмте о том, как любимец отряда

Бесстрашно в разведку ходил.

Споемте о том, как летали с пути эшелоны,

Которые он подрывал.

Всем сердцем в победу грядущую верил,

В бою он отчаянным был.

Недаром однажды фашистcкого зверя

В чинах генеральских подбил.

Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.

Уснул у костра на земле

Не снилось ему, что о подвиге этом

На утро узнают в Кремле.

Что будет герою Звезда золотая -

Награда за воинский труд.

Что люди, о подвиге славном мечтая,

На Лёньку равненье возьмут.

СЛАЙД13

Ведущий 1. Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.

Ведущий 2. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. В мае 1944 года, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов. Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Чтец 16

Навстречу им в своё бессмертье

Он сделал несколько шагов…

И грохнул взрыв, и грозным смерчем

Смело озлобленных врагов.

Ведущий 3. СЛАЙД 14 Валя Котик. Он ходил по городу, и слезы душили его. Немцы сожгли домик-музей Николая Островского, превратили школу в конюшню. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Валя Котик вместе с товарищами подорвал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии.

Ведущий 4. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. Он прожил 14 лет и еще неделю - в 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей. Похоронен в садике перед школой, в которой учился.

Чтец 17

Мы вспоминаем о боях недавних,

В них совершен был подвиг не один.

Вошел в семью героев наших славных

Отважный мальчик – Котик Валентин

Ведущий 4. СЛАЙД 15 Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в г.Керчи, помогая сапёрам расчистить заминированные тропы.

Ведущий 5. СЛАЙД 16 Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Советского информационного бюро, уничтожила не один десяток фашистов. Её выдал предатель. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось.

Чтец 18

Её допрашивал четвёртый день подряд

Фашистский офицер, увешанный крестами,

Ей руки за спину выкручивал солдат,

Её хлестала плеть, её гноили в яме.

Угрюмый офицер сказал,

Что больше нет терпенья у него,

Что это лишь начало жестоких мук,

Каких не видел свет….

Ведущий 6. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. - Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Чтец 19

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага,

Сыны полков своей страны.

Ведущий 1. Погиб от рук врагов бесстрашный разведчик, наш с вами земляк, ученик школы № 1 пятнадцатилетний Василий Козлов.

Ведущий 2. До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Пришел час – они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее захватчикам. СЛАЙД 17 Это не все герои. О многих из них мы даже ничего не знаем.

Из счастливого детства они шагнули в смерть… Во время второй мировой войны на земле погибло тринадцать миллионов детей.

Чтец 20

В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы.

В те рассветы

Горела в обветренных реках вода.

В те рассветы

Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

Те рассветы забыть?

Никогда! Никогда!

Стук метронома. СЛАЙД 18 - кадры о блокадном Ленинграде).

Ведущий 2. С сентября 1941-го по январь 1944-го года, 900 дней и ночей, Ленинград численностью в 2 миллиона восемьсот восемьдесят семь тысяч человек жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Рацион питания был скудным. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего по 250 граммов хлеба, а служащим и детям по 125 граммов. Крошечный, почти невесомый ломтик: «Сто двадцать пять блокадных грамм //С огнем и кровью пополам…» СЛАЙД 19

Ведущий 3. Дети в осажденном городе…О них особый разговор. Смотреть на голодающих детей – нет ничего ужаснее для матери. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, на хлебные карточки. Скудные размеры получаемых продуктов распределяли по дням, а в течение дня – по часам.

Чтец 21

Иду в темноте, вдоль воронок,

Прожекторы щупают небо. Прохожие.

Плачет ребенок. И просит у матери хлеба.

А мать надорвалась от ноши.

И вязнет в сугробах и ямах.

Не плачь, потерпи, мой хороший,-

И что-то бормочет о граммах.

Ведущий 4. СЛАЙД 20 У детей блокадного Ленинграда был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Но дети, что бы они ни делали, чем бы ни занимались, всегда думали о хлебе. Сохранились рисунки детей блокады. Трехлетний мальчик Шурик Игнатьев покрыл свой листок беспорядочными каракулями с небольшим овалом в центре: "Это война, вот и все, а посередине булка".

Чтец 22

Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Чтец 23.

Опять война, опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить!»

Чтец 24.

Нет, надо!

Чтобы снова на планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Что вдруг забудется война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

СЛАЙД 21

Чтец 25

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца –

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет

Души и сердца.

Ведущий 5 . После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Одна из этих историй – о Тане Савичевой, ленинградской школьнице.

Ведущий 6. Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в том, что она написала блокадную историю своей семьи…Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…

Чтец 26

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка – ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

Ленинград в тисках блокады,

У ворот ликует враг,

Рвутся бомбы и снаряды,

Дует ветер, давит мрак.

От коптилки не согреться.

И ни крошки, ни глотка,

И выводит кровью сердце

На страницах дневника.

Чтец 27

Будьте бдительными, люди.

Люди, вслушайтесь в дневник –

В нём звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

Ведущий 1. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Ведущий 2. Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в Горьковскую область. Но из-за сильного истощения и нервного потрясения она не смогла выжить. Умерла Таня Савичева 23 мая 1944 года.

Чтец 28

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Словно кричит за страницей страница:

"Вновь не должно это все повториться!"

СЛАЙД 22 Пискарёвское кладбище. Тихо звучит «Реквием» В.Моцарта

Ведущий 3. В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Чтец 29

Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На Пискаревых плитах нет имён,

На Пискаревых плитах только даты.

Год сорок первый… Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Ведущий 4 . Война…Как она изменила судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила их светлые мечты. СЛАЙД 23 Фашистами были созданы целые комбинаты смерти: Освенцим, Саласпилс, Майданек, Маутхаузен, Бухенвальд. Среди заключенных были и дети. Они напоминали подбитых птенцов.

Ведущий 5. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах – испуг. Маленькие старички. Их заставляли работать по 15-20 часов – на лямках возить груженные разным грузом повозки. Они отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда вывозились в крематорий. Работали дети с 4 часов утра.

Ведущий 6. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей. В лагерях смерти их заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты.

СЛАЙД 24

Ведущий 1. Дети войны! Мальчики и девочки! Их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения.

Чтец 30

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала,

Любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти. Родина?

Тихо сказала: "Вставайте на помощь…" - Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: Я или Родина.

Самое лучшее, дорогое – Родина.

Горе твое –

Это наше горе, Родина.

Правда твоя –

Это наша правда, Родина.

Слава твоя –

Это наша слава, Родина!

Чтец 31

Уходили мальчики – на плечах шинели.

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями.

Умирали мальчики – где, не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.

Чтец 32

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Ведущий 2. Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает…

Чтец 33

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

Ведущий 3. В память обо всех детях, погибших в 20 веке и в 21, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время мы объявляем минуту молчания. СЛАЙД 25 Минута молчания - метроном

Чтец 34

Помните! Через века,

Через года, -

О тех, кто уже не придёт никогда, -

Не плачьте,

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой…

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

Покуда сердца стучаться, -

Какой ценой завоёвано счастье, -

Пожалуйста, помните!

СЛАЙД 25 фоном звучит песня «Журавли»

Чтец 35

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить!

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Чтец 36

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

По рассказам и книжкам я слышу войну

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Я не знаю войны. Да зачем мне она?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали лишь о прошедшей войне.

СЛАЙД 26 Звучит песня «Я сегодня до зари встану…»

Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»

Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Принц и нищий» 6-й класс

Цели:

  1. Обсудить с учениками всеобщую значимость нравственных ценностей, необходимость их сохранения.
  2. Продолжить работу по формированию умения анализировать художественное произведение.
  3. Прививать интерес к литературе.

Оборудование:

  • Книга Марка Твена “Принц и нищий”.
  • Фотографии писателя, изображения литературных героев.
  • Выставка книг писателя, репродукции иллюстраций к произведениям.
  • Рисунки учащихся.
  • Карточки с заданиями
  • Презентация

Ход урока

1.Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы обратимся к творчеству Марка Твена – крупнейшего американского писателя. Посмотрите на портрет писателя, запечатлевший его в пожилом возрасте - с усами и седой шевелюрой. Старшая дочь Сюзи оставила детские воспоминания об отце: “У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики”. Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить, каким был этот человек.

Учащиеся дают варианты ответов.

2.Презентация ученика по биографии писателя.

3.Беседа с учениками по материалам презентации:

Какое настоящее имя Твена?

Как появился его псевдоним?

Назовите профессии, которыми владел писатель?

Каковы были увлечения Марка Твена?

Назовите самые известные произведения автора.

4.Роман «Принц и нищий» был написан в 1881 году.

Задание : найти среди определений те, которые соответствуют роману. У доски два ученика выбирают и размещают на доске определения (верные- большое прозаическое произведение, много персонажей, несколько сюжетных линий, постановка важных проблем, значительная протяженность по времени; неверные- малое прозаическое произведение, события укладываются в один день, форма повествования- диалог)

Вывод : роман- большое прозаическое произведение, где разворачивается несколько сюжетных линий, много действующих лиц, затрагиваются важные проблемы, значительное время действия.

Задание: сгруппировать реальных и вымышленных персонажей. У доски два ученика выбирают и размещают на доске героев (реальные- принц Уэльский, леди Джейн Грей, леди Елизавета, Генрих IIIV, Мария; вымышленные- Том Кенти, Майлс Гендон, Гемфри Марло)

Вывод : в романе реальные герои действуют вместе с вымышленными персонажами

5.Работа в группах по 4-5 человек.

Задание: в группе назначается старший, который оценивает степень участия каждого в работе, 1 группа выбрать из предложенных те качества, которые проявил Том Кенти (верные- милосердие, благородство, доброта, справедливость, смекалка, ; неверные- трудолюбие, трусость, скромность, образованность). Доказать на конкретных примерах их наличие у героя. 2 группа выбирает из предложенных те качества, которые проявил принц (верные- милосердие, благородство, доброта, справедливость; неверные- скромность, честность, трудолюбие, уважение к старшим)Доказать на конкретном материале их наличие у героя. 3 группа располагает в правильной хронологии эпизоды романа (рождение принца и нищего, встреча героев, обмен одеждой, принца выгоняют из дворца, встреча принца с отцом тома, встреча с Гендоном, принца крадут бродяги, принца приютила крестьянка, принц у отшельника. Принц в тюрьме, несостоявшаяся коронация, Эдуард-король). 4 группа анализирует сцену кульминации гл 32 «День коронации». Сцену кратко пересказать. Как ведет себя Том? Как ведут себя придворные? Что объединяет Тома и принца? 5 группа придумывает вопросы-ловушки на знание содержания романа.

Через 10-15 минут группы отчитываются по итогам работы.

6. Читаем эпиграф к роману. «О, в милосердии двойная благодать: Блажен и тот, кто милует, и тот, Кого он милует. Всего сильнее Оно в руках у сильных; королям Оно пристало больше, чем корона…»

Вопрос:

Как вы понимаете эти слова Марка Твена?

Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру на тему: « Почему необходимо милосердие в современном мире»





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи: (Слайд 2)

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Твена;

Продолжить развивать интерес учащихся к произведениям нравственной тематики, формировать умение учащихся размышлять над нравственными качествами героев произведения;

Проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа;

Учить учащихся наблюдать за психологией человека, наделённого властью, рассуждать о милосердии как одном из лучших качеств человека, развивать в себе это качество;

Продолжить работу по развитию речи учащихся, сформировать представление о сценическом действии и его особенностях.

Оборудование:

  • портрет Марка Твена;
  • список литературы,
  • компьютерная презентация “Марк Твен фантазирует...”

Ход урока

1) Организационный момент.

Учитель объявляет тему и цель урока, создает проблемную ситуацию

2) Дополнительный материал к уроку.

Индивидуальное задание. (Слайды: 16, 17, 18, 19)

3) Работа с текстом произведения

Учитель : Давайте обратимся к началу произведения.

Глава I “Рождение принца и рождение нищего”. (Слайд 3, 4)

Учащиеся выборочно читают главу, а затем начинаем анализпо вопросам:

Давайте посмотрим, в каких же условиях живёт семья Кенти? (Дом семьи Кенти находился в вонючем тупике, а жили они в убогойкаморке на третьем этаже. Дети (Том и две его сестры) спали на полу. Отец и бабка часто напивались и устраивали драки, избивая детей. Они научили детей просить милостыню, но сделать их ворами они не смогли. Находясь в этом страшном мире, Том не чувствовал себя несчастным, несмотря на постоянную нужду, на холод и голод.

Да, он не был несчастным, потому что в душе бедного мальчика живёт мечта. Какая? (Слайд 5)

(День и ночь Тома преследовало одно желание: увидеть настоящего принца. Он стал часто разыгрывать из себя принца, мечтая оказаться на месте богатого наследника.)

Вот однажды Том лицом к лицу сталкивается с Принцем. Давайте вспомним, как это произошло.

Ученик: (читает из главы 3 наиболее яркие эпизоды этой встречи, начиная со слов: “Бедный маленький Том в жалких лохмотьях приблизился к ограде...

Беседа по вопросам по содержанию произведения:

Почему Принцу захотелось на время стать Томом Кенти?

(Принцу захотелось на время стать Томом, чтобы вдоволь порезвиться, поиграть с ребятами так, как он этого захочет, так как у принца не было в жизни ни друзей, ни шалостей. Он всегда должен был оставаться принцем, которому непозволительно было то, что разрешалось простому сорванцу...) (Слайды 6, 7)

Какие неприятности поджидали Принца?

(Принцу пришлось несладко: на него спустили собак, его преследовали оборванцы, они издевались над ним, над его словами о том, что он из королевской семьи. А затем ещё и встреча с Джоном Кенти, который потащил Принца домой, приняв его за сына Тома.)

А как нашего героя приняли другие члены семьи?

(Бабка и отец смеялись над его словами о том, что он принадлежит к королевской семье; поговаривали о его сумасшествии. Одна лишь мать Тома с любовью и самопожертвованием относится к нему, она старается уберечь его от тяжёлой руки Джона.)

Как чувствовал себя Том на новом месте?

(Сначала его это забавляло: он с интересом рассматривал комнаты во дворце, любовался своим отражением в зеркале, но через полчаса его одолел страх: как вести себя по-королевски, чтобы никто не заподозрил ненастоящего Принца. Король решил, что с принцем не всё впорядке: сын не узнавал его сначала.“Чем дальше Том шёл меж двух рядов раззолоченных, низко кланявшихся ему придворных, тем больше он падал духом, сознавая, что он здесь пленник и, может быть вовсе не вырвется из этой раззолочённой клетки – несчастный принц, не имеющий ни единого друга, если Господь Бог по своему милосердию не сжалится над ним и не вернёт ему волю”.

Таким образом, едва став принцем, Том мечтает о возвращении к прежней вольной жизни. (Слайды 8, 9)

Расскажите о том, как Том помог людям избежать смерти.

(Том спас жизнь трём людям: он пожалел тех людей, которых ожидала смертная казнь. Он действительно переживал за их судьбы. Люди были восхищены поступком Тома, они не ожидали такого милосердия от принца.)

Но несмотря на это, власть на время изменила Тома. Докажите это, используя текст.

(Читаются отрывки из главы XXX “Успехи Тома”, в которой говорится о зазнайстве Тома, о том, как он наслаждается властью, забыв о своей семье, о подлинном принце).

Какие события происходят во время коронации?

(Происходит встреча Тома с Принцем, во время которой Том доказывает всем, что Принц настоящий. Эта сцена интересна для чтения, так как героям не совсем легко доказать во дворце, что Принц настоящий. В конце концов это им удаётся.)

Что говорится в заключении о Томе? Прочитайте это.

(“Том Кенти дожил до глубокой старости; он был красивый седовласый старик величавой и кроткой наружности. Все искренне уважали его и оказывали почёт его странной...одежде. При его появлении все расступались, давали ему дорогу и шептали друг другу:

Снимите шляпу, это королевский воспитанник!)

А какова судьба короля?

(Эдуард VI жил недолго, но достойно, он не причинял никому чрезмерных стеснений и мук.Он был справедлив, так как сам испытал когда-то лишения и знал не понаслышке о жизни простого народа.)

  • Простой мальчик из бедного квартала понял, что нельзя быть бессердечным, злым, жадным.
  • Надо любить свою страну, свой народ, заботиться обо всех людях в государстве.
  • Надо издавать справедливые законы
  • Надо заботиться о детях и стариках, чтобы у каждого человека была крыша над головой, чтобы люди не ложились спать голодными.
  • Необходимо сделать так, чтобы люди верили в свое будущее и жили свободно и счастливо.

Милосердие – основное качество короля, так как он сам познал, что такое унижение и оскорбление со стороны сильных. Делая людям добро, сам человек не менее счастлив, чем тот, для кого это добро делается.

Поэтому “в милосердии двойная благодать”.

Именно милосердию, замечательному человеческому качеству, М.Твен посвятил свой роман “Принц и нищий”.

3) Инсценировка фрагментов произведения. (Слайды11, 12, 13, 14, 15, 16)

4) Индивидуальное задание: “Марк Твен - юморист”. (Слайды 18, 19)

5) Анкетирование учащихся .

6) Домашнее задание:

Подготовить:

1. Устный рассказ об истории создания романа “Принц и нищий”;

2. Ответ на вопрос “Какое впечатление произвел на меня роман “Принц и нищий”?

Приложение1

Сценарий спектакля «Маленький принц»

Действующие лица

    Ведущие – 2 чтеца; речитатив под гитару – 1 (2) исполнителя

    Девочка в розовом платье

  1. Честолюбец

  2. Деловой человек

    Чтец стихотворения «Дожди» (на краю сцены)

    Фонарщик

    1-ый географ

    2-ой географ

    Змея (танец)

    Розы (2-3 человека) (танец)

    Исполнитель(и) песни «Разговор»

    Исполнитель песни «Час настал, пора идти»

    Исполнитель песни «Мне звезда упала на ладошку»

    Исполнитель песни «Маленькая страна»

Пояснительная записка

Сцена оформлена в желтоватых тонах. С левой стороны сцены – возвышение (стулья, накрытые шторами), справа – фонарный столб (вешалка для одежды). На ней потом будет висеть красный бумажный фонарь, сделанный руками детей. Сзади фон – звезды, планеты. На переносной доске – 2 ватмана, приготовлен маркер. Заранее на отдельных полосках бумаги выписаны цитаты:

«С каждого надо спрашивать то, что он может дать»

«Власть прежде всего должна быть разумной»

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

«Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить»

Их можно будет закрепить на фон по ходу пьесы (специально назначаются ученики). Костюмы придумывают сами дети и родители. Необходимо задействовать как можно больше учащихся. Это поднимет их интерес к спектаклю и к предмету в целом.

Сценарий

Вступительное слово к спектаклю

1 вариант (ко Дню учителя)

1-ый ведущий : «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый», - писал Антуан де Сент-Экзюпери.

2-ой ведущий : В день, подобный этому, принято дарить подарки. И мы вам, тоже когда-то пришедшим из детства, дарим от всей души, дорогие наши наставники, спектакль «Маленький принц», поставленный по одноименной сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери.

Смотреть на окружающее глазами ребёнка, пытаться понять его мир, его душу, помочь ему не погибнуть – то, к чему призывает Антуан – французский летчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами в 1944 году.

1-ый ведущий : Величие профессии учителя в том, что она объединяет души. Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.

Посмотрите глазами матери или отца на своих учеников: они нуждаются в вашем дружеском расположении, в ваших любви и участии. «Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - утверждал Экзюпери. – «Помните, вы всегда в ответе за тех, кого приручили».

2 вариант (к детской публике)

1-ый ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы вам покажем спектакль «Маленький принц», поставленный по одноименной сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери, прекрасного французского писателя и лётчика, героически погибшего в воздушном бою с фашистами в 1944 году.

2-ой ведущий : В этой сказке Антуан рассказывает о Маленьком принце, который смотрит на мир детскими глазами. Он любознательный, неутомимый и очень добрый. На его планете растёт роза, очень капризная. Он хочет её за это наказать и … отправляется в путешествие.

К концу сказки принц понял, что такое любовь, верность, дружба. И хотя ему было очень жаль расставаться с друзьями: Автором и Лисом, он не может оставаться в мире дельцов, честолюбцев и пьяниц, в мире людей, которые его не понимают.

2-ой ведущий : Он почувствовал, что ему просто необходимо вернуться домой, к Розе, которая может без него погибнуть. Ведь он за неё в ответе.

Автор : Я и есть автор сказки «Маленький принц» и хочу, чтобы вы сказали, что это. Шляпа? И вы меня не поняли… Это удав, проглотивший слона. Вот почему мне в детстве пришлось отказаться от карьеры художника и стать лётчиком.

Так я жил долго в одиночестве. Но вот однажды мне пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолёта. Помочь мне было некому, и я решил починить все сам. Устав, я уснул. На рассвете меня разбудил тоненький голосок.

ПРИНЦ : Пожалуйста, нарисуй мне барашка.

ПРИНЦ : Нарисуй мне барашка.

ПРИНЦ : Вот такого мне и надо. А откуда ты взялся?

ПРИНЦ : С неба? А с какой планеты?

ПРИНЦ : У меня там очень мало места.

ПРИНЦ : А барашки едят кусты?

ПРИНЦ : Это хорошо, значит они и баобабы едят. У меня появились баобабы, и я боюсь, они разрушат планету, они разорвут её на клочки. Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приводи в порядок свою планету.

ПРИНЦ : Я очень люблю закат. Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце. А цветы ест твой барашек?

ПРИНЦ : И шипы им не помогают? Ну почему, почему барашки и цветы воюют друг с другом? Зачем эта война? Разве это не серьёзное дело, понять? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, а барашек вдруг его возьмет и съест? Это все равно, как если бы все звезды рядом погасли…

Танец девочки в розовом платье.

ПРИНЦ : Мой цветок. Он был прекрасен. Он напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Я иногда даже сердился на розу, она иногда капризничала. А я бросил её там одну. Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я должен был угадать нежность, я ещё не умел любить.

Музыка принца (как рефрен)

Король : А вот и подданный! Подойди, я хочу тебя рассмотреть. (Принц зевнул от усталости и оглянулся, куда бы сесть ). Этикет не разрешает зевать в присутствии монарха. Я запрещаю тебе зевать.

ПРИНЦ : Я нечаянно. Я долго был в пути и совсем не спал.

Король : Тогда я повелеваю: зевай! Таков мой приказ.

ПРИНЦ : Но я робею, я больше не могу. Можно мне сесть?

Король : Повелеваю, сядь!

ПРИНЦ : А где же ваше королевство?

Король : Везде (развел рукой ).

ПРИНЦ : А звезды вам повинуются?

Король : Ну, конечно. Я не терплю непослушания.

ПРИНЦ : Тогда прикажите, чтоб сейчас был закат.

Король : С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны. А закат ты увидишь, когда будет время заката.

ПРИНЦ : Странные вы люди, взрослые.

Честолюбец : О, вот и почитатель явился!

ПРИНЦ : Здравствуйте! Какая у вас забавная шляпа.

Честолюбец : Это чтобы раскланиваться. Похлопай-ка в ладоши. (Принц похлопал, честолюбец раскланялся ). Почитать – значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней. Я всех умней.

ПРИНЦ : Право же, взрослые – очень странные люди.

Грустная, трагическая музыка

ПРИНЦ : Что ты делаешь?

Пьяница : Пью.

ПРИНЦ : Зачем?

Пьяница : Чтобы забыть.

ПРИНЦ : Что забыть?

Пьяница : Забыть, что мне совестно. Совестно пить.

ПРИНЦ : Да, странные люди, эти взрослые.

Деловой человек : Раз, два, три… Пятьсот миллионов. Зачем ты здесь, не мешай.

ПРИНЦ : Чего пятьсот миллионов?

Деловой человек : Звезд. Я их считаю. Я люблю точность. Я владею этими звёздами.

ПРИНЦ : А для чего тебе ими владеть?

Деловой человек : Чтоб быть богатым.

ПРИНЦ : А как можно владеть звёздами?

Деловой человек : Звезды чьи?

ПРИНЦ : Ничьи.

Деловой человек : Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.

ПРИНЦ : Забавно. Странные эти взрослые. Никто меня не понимает, и я их не могу понять.

Стихотворение «Дожди»

В. Егоров

Я вас люблю, мои дожди,

Мои тяжелые, осенние,

Чуть-чуть смешно, чуть-чуть рассеянно

Я вас люблю, мои дожди.

А листья ластятся к стволам,

А тротуары словно зеркало –

И я плыву по зеркалам,

В которых отражаться некому.

Где, как сутулые моржи,

Машины фыркают моторами

И вьются рельсы монотонные,

Как серебристые ужи.

Где оборванцы-фонари

Бредут шеренгою заляпанной,

И осень огненный парик

Сдирает ливневыми лапами.

Спасибо вам, мои дожди,

Спасибо вам, мои осенние,

За все, что вы во мне посеяли.

Спасибо вам, мои дожди.

Танец фонарщика.

ПРИНЦ : Может быть, этот человек и нелеп. Но он лучше, чем честолюбец, делец и пьяница. В его работе хотя бы есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво. (Обращаясь к фонарщику ) Зачем ты то гасишь, то зажигаешь фонарь?

Фонарщик : Такой уговор.

ПРИНЦ : Какой?

Фонарщик : Когда-то это имело смысл. Я зажигал фонарь утром, гасил вечером. Но планета вращается все быстрее. День длится всего минуту.

ПРИНЦ : Ты так верен своему слову! Я бы хотел с тобой подружиться, но твоя планета такая маленькая, а ты так занят!

1-ый географ : Я описывая горы и моря, но сам я их никогда не видел, и я очень рад тебе. Я запишу всё, что ты мне скажешь. А если не запишу, то все это умрет, исчезнет, и никто об этом не узнает.

ПРИНЦ : И мой цветок должен скоро исчезнуть?

2-ый географ : Да, разумеется.

ПРИНЦ : Вы всё знаете! Какую планету мне посоветуешь посетить?

2-ый географ : Посети планету Земля.

Музыка принца.

Автор : Итак, седьмая планета, которую он посетил, была Земля. Земля – планета не очень простая. На ней есть и короли, и географы, и пьяницы, и честолюбцы. Очень много всякого и разного люда. Но когда принц попал на Землю, он не увидел ни души, разве что змею в пустыне.

Танец змеи.

ПРИНЦ : Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Смотри, вот моя планета – как раз над нами.

Змея : Красивая планета. Но она далеко, а я здесь, и очень могущественна. Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел.

Мне жаль тебя. Ты так слаб на этой планете. В этот день, когда ты захочешь вернуться на свою, я помогу тебе.

ПРИНЦ : Какая странная планета. Сухая, соленая. И как здесь одиноко в этом мире людей. Но что это?

Танец роз.

ПРИНЦ : Добрый день!

Розы : Добрый день.

ПРИНЦ : Кто вы? Вы так похожи на мой цветок!

Розы : Мы – розы!

ПРИНЦ : Розы? О, я такой несчастный. Моя роза говорила мне, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот передо мной столько роз. Значит, она такая же обыкновенная, как они. Какой же я после этого принц?

Лис : Здравствуй!

ПРИНЦ : Здравствуй. (Но никого не увидел ).

Лис : Я здесь.

ПРИНЦ : Кто ты? Какой ты красивый!

Лис: Я лис.

ПРИНЦ : Поиграй со мной.

Лис: Не могу я с тобой играть. Я не приручен. А что ты здесь делаешь?

ПРИНЦ : Я ищу друзей. А как это – приручить?

Лис : Это значит быть нужными друг для друга. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду единственный для тебя.

ПРИНЦ : Как моя роза? Я кое-что начинаю понимать.

Лис : Живется мне скучновато. Я охочусь за курами, а люди за мной. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Они будут для меня музыкой. Вон пшеничное поле, а на нем золотые колосья. Золотая пшеница станет напоминать мне о тебе. Приручи меня, пожалуйста!

ПРИНЦ : Я бы рад, но у меня нет времени, и надо найти людей, узнать разные вещи.

Лис : Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми и в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Я могу стать твоим другом.

ПРИНЦ : А что дл этого надо делать?

Лис: Надо запастись терпением. Ты приходи к назначенному часу, я к этому времени начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастья.

Лис : Я буду плакать о тебе. И вспоминать, глядя на эти золотые колосья. Пойди, взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза – единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. (Принц смотрит на розы ).

ПРИНЦ : Да, они прекрасны, но ничуть не походи на мою розу. Их никто не приручил. Ведь это её я поливал каждый день, оберегал от сквозняка. А эти мне чужие. (Он возвращается к лису) Прощай!

Лис : Прощай! Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни, как мать отдает себя ребенку, и от этого он становится ей дороже всех на свете. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

ПРИНЦ : Да, да, мы все в ответе за тех, кого приручили.

Песня «Разговор»

Стихи М. Черкасовой

Музыка А. Дулова

И ни о чем, и ни о чем

Наш разговор, наш разговор.

Для нас с тобой одних заметный,

Чудесный вяжем мы узор

Из легких слов – простых и светлых.

Ты даришь мне, ты даришь мне

Толпу берез, толпу берез.

И как волшебник, без обмана

Ты радуги прозрачный мост

Мне вынимаешь из кармана.

А серебри… А серебристая река –

Вокруг река –

Ложится плавною канвою.

Вплетаешь в струны облака

И волны ласковой рекою.

Твое тепло, твое тепло,

Твое плечо, твое плечо,

И милых песен грусть и нежность,

И разговор наш ни о чем,

ПРИНЦ : Мне тоже хочется пить. Но я нигде не встретил здесь воды, и я устал, давай отдохнём после столь долгого пути. Посмотри, звёзды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно. И пустыня красивая. Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…

ПРИНЦ : Я очень рад, что ты согласен с моим другом Лисом. (Уснул ).

Трогательнее всего в Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит… Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…

А потом мы нашли колодец, и в нем воду. Та вода была как подарок сердцу, потому что мы её долго искали.

Песня «Час настал, пора идти»

Час настал, пора идти,

Но нужен первый шаг.

Разойдутся все пути,

А часы спешат.

Музыку шагов твоих

Я помню наизусть.

Эта песня для двоих,

Прости её за грусть.

В тихой музыке шагов

Последний такт звучит.

Я и к этому готов,

Ну вот и всё, молчи.

Ты над миром серых крыш,

Солнце в полсвечи,

Для меня всегда горишь,

Вот и все, молчи.

На прощанье ты протяни

Мне рук своих лучи.

Мне тепло в твоей тени,

Ну вот и все, молчи.

ПРИНЦ : Знаешь, завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю.

ПРИНЦ (Змее ): Ты найдешь мои следы на песке. И тогда жди. Сегодня ночью я приду. А у тебя хороший яд? Ты не заставишь меня долго мучиться?

Змея : Нет, у меня хороший яд.

ПРИНЦ : Я сегодня вернусь домой. У меня останется твой барашек.

ПРИНЦ : Когда ты дал мне напиться, та вода была как музыка. Моя звезда очень маленькая. И ты полюбишь смотреть на звезды, все они станут тебе друзьями.

ПРИНЦ : Мой смех – тебе подарок. Ты посмотришь на небо, там будет и моя звезда, на которой я смеюсь, и ты услышишь, что все звезды смеются, и тебе будет радостно.

Песня «Исполнение желаний»

А. Дольский

Мне звезда упала на ладошку.

Я ее спросил: «Откуда ты?»

Дайте мне передохнуть немножко.

Точно колокольчик отзвенел:

Не тревожьтесь, что невелика я,

Я умею делать много дел.

Вам необходимо только вспомнить,

Что для вас важней всего на свете,

Я могу желание исполнить,

Я все время занимаюсь этим.

Знаю я, что мне необходимо,

мне не нужно долго вспоминать,

я хочу любить и быть любимым,

я хочу, чтоб не болела мать.

Чтоб на нашей горестной планете

Только б звезды падали с небес.

Были б все доверчивы, как дети,

И любили дождь, цветы и лес.

Чтоб траву, как встарь, косой косили.

Каждый день летали до Луны.

Чтобы женщин на руках носили.

Не было б болезней и войны.

Мне звезда упала на ладошку.

И вы взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или её уже нет? Вдруг барашек её съел? И зазвенят бубенцами смеющиеся звезды!

Песня «Маленькая страна»

Сл. И. Резника

Муз. И. Николаева

Есть за горами, за лесами

Маленькая страна,

Там звери с добрыми глазами,

Там жизнь любви полна.

Там чудо-озеро искрится,

Там зла и горя нет –

Там во дворе живет жар-птица

И дарит людям свет.

Кто мне расскажет, кто подскажет,

Где она, где она?

Маленькая страна, маленькая страна,

Там, где душе светло и ясно,

Там, где всегда весна.

Эта страна мне только снится,

Но светлый миг придет,

И на крылатой колеснице

Я совершу полет.

Мне час свиданья предназначен

В звездной моей стране,

Там ждет меня красивый мальчик

На золотом коне.

Есть за горами, за лесами

Маленькая страна,

Там звери с добрыми глазами,

Там жизнь любви полна.

Льет за окошком дождь осенний,

Сценарий

СЦЕНАРИЙ К СПЕКТАКЛЮ «Алые паруса» Сцена 1 (Перед занавесом... тебя. (Ассоль - девушка в мечтаньях поёт «Маленькая страна».) Сцена 2 (Рынок, торговки раскладывают... корабль двинется к ней. Храбрый красивый принц заберёт её в блистательную страну. Но...

  • Программа короткого метра от фестиваля «ecocup» 12. 00 13. 00 Малая сцена, Кинотеатр

    Программа

    Дети вместе со сценаристом придумают сценарий своего фильма, изготовят реквизит из... пузыри. Проект «Читай_Четко!» Интерактивный литературный спектакль «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ И ДРУГИЕ». 16.00. Большая сцена...

  • Сценарий в жизни взрослого человека

    Сценарий

    Усыпальницей, замком, одним из принцев или изгородью. Представив себя изгородью... -то еще? Как называется этот спектакль спектакль о вашей собственной жизни? А... на самых ранних этапах формирования сценария маленький ребенок "...уже имеет определенные...

  • Сценарий
    “The Prince and the Pauper” (after Mark Twain)
    Ведущий 1: I am going to tell you a story that took place many, many years ago. The story says that it happened in the second quarter of the sixteenth century. In the old city of London, on a cold autumn day two boys were born. (падают листья, выходят две матери из-за ширм, с младенцами на руках)
    Ведущий 2: One boy was born to a poor family. He lay in his poor rags and did not know that the Canty family, the family of paupers, did not want him. They did not want him at all. Nobody wanted Tom Canty, the son of John Canty. (крик младенца)
    Ведущий 1: The other English child was born to a rich family. He lay in silks and didn’t know that he made the people of England so happy. The Tudor family wanted the boy very much. (король обнимает королеву и смотрят на младенца, играет колыбельная мелодия)
    Ведущий 2: Several years passed. (уходят все, появляется нищий)
    Tom spent his early years in a very old and dirty house. Tom"s father, John Canty, was a thief and Tom"s mother was a beggar. They made beggars of the children. If Tom came home without any money his father gave him a hard beating. At night Tom thought about kings and princes. Tom wanted to see a real prince with his own eyes.
    Scene 1 (у ворот дворца)
    Guard 1: Get out of here,
    Guard 2: You young beggar!
    Prince: How can you do that to the poor lad? Open the gates and let him in. Servant, bring something to eat!
    Tom: I see and eat such food for the first time in my life!
    Prince: Really?
    Tom: Yes, it’s right!
    Prince: And what do you have than?
    Tom: Freedom is my richness. I can do everything I want!
    Prince: Oh, to be a prince, it’s so boring!
    Tom: If I were you....!
    Prince: It"s wonderful. I"m ready to give my crown for a day like that. Look, lad! Shall you give me your clothes..... and put on mine for some time? (переодеваются)
    Ведущий 1: A few minutes later the little prince had Tom’s rags on
    Ведущий 2: and Tom put on the prince’s royal clothes.
    Scene 2 (Заходит снова в зал)
    Tom: Rise, lad! Who are you? What do you want?
    The boy: You must remember me, my lord. I am your whipping-boy.
    Tom: My whipping-boy?
    The boy: Yes, my lord. I am Humphrey Marlow.
    Tom: It seems to me that I remember you. But I can"t remember well, I am ill. Tell me what you want!
    The boy: Two days ago when your majesty made three mistakes in your Greek in the morning lessons-do you remember it?
    Tom: Yes, I think I do.
    The boy: Your teacher promised to whip me for it and-
    Tom: Whip you? Why did he want to whip you for my mistakes?
    The boy: Ah, my lord, you have forgotten again. He always whips me when you don’t know your lessons.
    Tom: True, true-I have forgotten.
    The boy: Oh, my lord! What are you saying? I, your servant, teach you? Never! But this is how it is: nobody may strike the Prince of Wales, so when he makes mistakes, I get the blows. And that is right-it is my work and I get money for it.
    Tom: And have they beaten you for my mistakes in Greek, my poor friend?
    The boy: No, your majesty, they were going to beat me today, but they didn’t do it because of the death of the King. Now you are no more Prince of Wales, you are the King of England, and I’m afraid that you won’t continue your studies. You’ll burn your books and turn the teachers away. Then I’m lost and my poor sisters with me.
    Tom: Lost? Why?
    The boy: My back is my bread. Oh, my lord! If you stop studying, you won’t need any whipping-boy and I’ll have no work. Don"t turn me away.
    Tom: Rise, my boy, you will always have the post of whipping-boy.
    The boy: Oh, thank you, my dear master! (уходят оба)
    Ведущий 2: As soon as the prince left the palace, his troubles began. Every time when he said, “I am the Prince of Wales”, people laughed.
    Ведущий 1: They mocked at him, pulled and pushed him. But he repeated again and again: “I am the Prince of Wales.”
    Scene 3 (танец с палками)
    A man: I was a farmer. I had a wife and nice children. Now I have neither a wife nor children. They are dead! I begged again, and at last I was sold as a slave. A slave! Do you understand that word? An English slave! I have run away from my master, and when I am found, the English law will hang me."
    Prince: No, it won’t hang you, I shan’t allow it.
    Voices: Who is it? What is it? Who are you?
    Prince: I am Edward, King of England. (толпа смеется)
    Prince: You, thieves and beggars, this is how you thank your king.
    John Canty: Friends, this is my mad son, don"t pay any attention to him, he thinks he is the king.
    Prince: I am the king.
    Voices: "Long live Edward, King of England!"
    Prince: I thank you, my good people.
    (толпа смеется, бросает ему на плечи тряпку и провожает "Oh, sweet king”
    Ведущий 1:
    In old England royal processions usually took place before the coronation of a new king.
    Ведущий 2: On the morning of the 20th of February London streets were beautifully decorated with flags and banners for the coronation of Edward VI.
    Ведущий 1: When the coronation procession was over, people filled the Westminster Abbey to watch the coronation ceremony.
    Scene 4
    (дамы танцуют, появляется принц со свитой и из ширмы доносится голос)
    Prince: Don’t put the crown of England on his head! I am the king!"
    Tom: Let him go and don"t touch him, he is the king!
    The Lord Protector: Pay no attention to the words of his majesty. He is ill again. Take the beggar...!
    Tom: Don’t touch him, he is the king!
    Protector:) If you please, sir, I wish to ask you a few questions.
    Prince: I’ll answer them, my lord.
    The Lord Protector: I wish to ask you a question. If you answer it correctly, then you are the king. If you can"t answer it, you will be arrested. Your answer will decide everything. The question is this: where does the Great Seal lie? Only the Prince of Wales can answer it. Only he can know it.
    Prince: It is not difficult to answer this question. Go to my cabinet, and in the left-hand wall you will find a nail-head. Press upon it, and the wall will open. Bring it here.
    Tom: Why don’t you go? Go!
    The Lord Protector: Did you look well for it? It is so strange! How could such a big thing as the Seal of England disappear? A big heavy thing, a massive golden disk...
    Tom: Wait! That is enough! Was it round and thick? Had it letters and emblems cut upon it? Oh, now I know what this Great Seal is!
    The Lord Protector: Who was it then, your majesty?
    Tom: He is the true king of England. Think, my king, try to think well! It was the last thing which you did that day before you ran out of the palace, dressed in my rags.
    Prince: I don’t remember where I put it.
    Tom: "Oh, my king. Try to remember! You gave me food and drink, and sent away. Then, my prince, you put on my clothes and I put on yours. You passed a table-the thing you call the Seal lay on that table-you took it from the table and looked around as if you wanted to find a place to hide it, then..."
    Prince: "That is enough. I remember it now. Gо,-in an arm-piece of the armour that hangs on the wall you will find the Seal."
    Tom: "That"s right, my king, that"s right. Now the throne of England is yours. Hurry!
    Tom: "Now, my king, take this royal clothing back and give poor Tom, his rags again!"
    The Lord Protector: The beggar must be thrown into prison!
    Prince: No, I don"t allow you to do that! He won’t go to prison. It is only because of him that I got my crown back. My poor boy, where the Great Seal is?
    Tom: Ah, my king, that was easy, because I used it many times.
    Prince: Used it? But you could not explain where it was.
    Tom: When they asked about it I did not understand what they wanted.
    Prince: Then how did you use it?
    Prince: Don’t be afraid.
    Tom: I cracked nuts with it.
    Ведущий 1:
    Edward was a kind king.
    As long as he lived he liked to tell the story of his adventures.
    Ведущий 2:
    Tom Canty lived happily a very long life. Edward gave him the title of the King"s Ward for it. Everybody paid attention to him when he appeared in the streets of London. People whispered to each other: "Take your hat off, it is the King"s Ward!"