Притча о языке. Психология общения или "как" и "что" мы говорим

Общение между людьми - довольно сложный процесс. То, что мы говорим, иногда понимают совершенно не так. Наши уже сложившиеся представления о порядке вещей, неспособность к адекватному анализу реальности, прежде чем принять решение и привычка говорить раньше, чем человек перед нами закончит свою мысль - вот наиболее распространенные ошибки в общении.

Общение между людьми - довольно сложный процесс. То, что мы говорим, иногда понимают совершенно не так, и часто это происходит потому, что наш собеседник имеет свое собственное видение вещей и, даже не пытаясь выслушать - спешит его высказать. Наши уже сложившиеся представления о порядке вещей, неспособность к адекватному анализу реальности, прежде чем принять решение и привычка говорить раньше , чем человек перед нами закончит свою мысль - вот наиболее распространенные ошибки в общении.

Общение - то, что мы говорим, то, что мы хотим сказать и то, как нас понимают другие.

Первое условие для того, чтобы общение было плодотворным, - это уважение. Тем не менее, иногда мы видим, что это условие не выполняется и некоторые люди предпочитают повышать голос, думая, что так их лучше поймут; другие не в состоянии поддерживать зрительный контакт, при помощи которого устанавливается эмпатия, необходимая для того, чтобы наше слово было услышано.

Стили общения, на которых мы выросли.

Коммуникативный стиль, с которым мы чаще всего сталкивались на протяжении нашего детства и ранней юности -имеет большое значение и определяет стиль общения во взрослой жизни.

Авторитарный стиль, например, не признает диалога. Это такое общение, в котором тот, кто обладает большим авторитетом задает направление разговора. Авторитаризм не признает диалога или сопереживания. Он оперирует лишь приказами. Все это может привести к тому, что ребенок будет думать, что все его мысли или чувства не имеют никакого значения.

Полной противоположностью предыдущему является демократичный стиль общения. Тот, где есть взаимность, внимание, уважение, умение слушать и правильно интерпретировать полученные сообщения.

Человек, который с детства видит такой стиль общения, где к его потребностям прислушиваются и где каждое слово считается важным, чувствует большую уверенность в себе и не испытывает проблем с самооценкой.

Важно научиться слышать то, что не сказано.

Мы говорим о необходимости уметь слышать то, что недосказано. Иногда фраза это гораздо больше, чем просто набор слов с определенным смыслом. Выражение, с которым мы говорим, тон и жесты определяют этот тип невербальной коммуникации, которая иногда имеет больший вес, чем вербальная.

Мы забываем смотреть в глаза нашему собеседнику. Часто эта невербальная коммуникация заменяется «смайликами», так как в наше время большая часть диалогов происходит при помощи электронных сообщений.

Важно культивировать искусство беседы лицом к лицу, где наш взгляд выражает участие, понимание и сближает нас. Это является наиболее важным элементом общения, поскольку общаться - это, в первую очередь, передавать эмоции.

Перестаньте объяснять тем, кто понимает вас, как хочет.

Есть битвы, в которых мудрее признать поражение, хотя все в нас и противится этому. Ведь смирившись с этим фактом мы признаем, что даже те люди, которые любят, не всегда понимают нас.

Случается, что диалог выходит далеко за рамки чувств и даже эмоций. Мы уже говорим о жизненных ценностях.

Иногда то, что мы говорим, что защищаем, совершенно бесполезно для того, кто нас не слышит и даже не хочет попытаться понять.

Поэтому, вместо того, чтобы продолжить боевые действия и тратить время в бесполезных спорах, иногда будет мудрее принять позиции других людей и понять, что общаться не всегда значит понимать друг друга. И помните про уважение к собеседнику. опубликовано

Подолянчик Александр

Каждый ребенок когда-то задумывается: с помощью чего мы разговариваем? Но не все знают, какие органы нашего тела помогают нам при произношении того или другого звука. Саша решил понять, что помогает каждому из нас четко и красиво разговаривать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вы когда – нибудь думали о том, как вы научились говорить? Или почему мы не говорим, когда ещё совсем маленькие?

Дело в том, что пока мы были совсем крошечными малышами, нам приходилось очень много слушать, чтобы не только понять, что обозначает каждое слово, но и научиться правильно произносить все звуки. Попробуйте угадать, на каком музыкальном инструменте учатся играть люди всей планеты с самого рождения и всю жизнь?

Сразу догадаться непросто.

Это - наш речевой аппарат.

Когда я был совсем маленьким, моя мама, наклоняясь над кроваткой, ласково говорила мне: «Лучик мой». Я, конечно, не понимал, что обозначает это слово. Но мама улыбалась и продолжала повторять его изо дня в день, неделю за неделей, и, в конце концов, я понял это слово. Даже пытался повторять его или сказать что-то в ответ. Постепенно я научился говорить некоторые звуки, которые произносила мама и понимать её слова. Если бы мама со мной не разговаривала, то я не научился бы говорить.

После того, что мама рассказывала мне, как я рос и учился разговаривать, мне стало интересно узнать об этом подробнее. И я решил узнать, что нам помогает говорить.

Ребенок учится говорить, потому что он слышит. Мы с ребятами в группе на занятии играли в игру «За стеклом».

Один из нас говорил слово губами, без голоса, а другие догадывались, что ведущий сказал. И мы не могли догадаться, потому что не слышали. Глухой человек не научится говорить правильно, потому что не слышит.

Слово начинается с того, что воздух, поднимается из легких и попадает в гортань, которая находится в области шеи.

Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки. Эти складки – голосовые связки. Когда воздух хочет пройти через голосовые связки, то он как будто протискивается через щель, и получается звук.

Цель: понять происхождение звука в голосовых связках.

Я попробовал получить звук при помощи воздушного шарика. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук.

Вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.

Почему же мы издаем так много разных звуков, а не свист? Дело в том, что у голосовых связок есть много мелких мышц, которые заставляют их принимать до 170 положений.

Когда звук попадает в рот, то за работу берутся язык, нёбо, зубы и губы. С их помощью звук превращается в слово.

Думаете, мы говорим только с помощью языка? Конечно, без него мы не могли бы разговаривать, если он плохо двигается, или у него слабые мышцы, то у тебя ничего не получится. Слова будут получаться неправильные, тебя будет трудно понять. Когда мы говорим, язык, как гимнаст успевает для каждого звука принять новое положение. Он перекрывает дорогу воздуху, который рвется наружу, и получается звук. И надо много тренировать мышцы языка, чтобы научиться правильно произносить звук.

Но слово мы говорим не только языком.

Попробуйте сказать любое слово, например «мама», с открытым ртом – у вас ничего не получится. А теперь произнесите слово «папа» с закрытым ртом – и опять ничего не получится.

Дети начинают говорить, когда научатся действовать языком и губами одновременно. Значит, помогают говорить: губы и челюсти. Но и это еще не все помощники.

Оказывается, говорить нам помогает даже нос. Когда мы произносим «М» или «Н», звук идет через нос. А когда у нас насморк, наш голос становится совсем другим.

Даже зубы помогают нам говорить. Я это понял, когда у меня выпали зубы. Сразу воздух стал вырываться наружу через дырочку, и слова стали смешными.

Я понял, что у меня так много помощников:

  • Легкие;
  • Гортань;
  • Голосовые связки;
  • Язык;
  • Нёбо;
  • Челюсти;
  • Губы;
  • Нос.

И тогда я решил, что надо их беречь и развивать.

Дети растут, и постепенно всё лучше и лучше управляют своим речевым аппаратом. Ребята начинают понимать, что если делать специальные упражнения, то у них будут получаться даже самые сложные слова. Ведь когда маленький ребенок говорит неправильно, это всем нравится.

Но когда ты становишься большим и собираешься в школу, то надо говорить правильно, чтобы ничего не мешало тебе хорошо учиться, и ты не стеснялся говорить и отвечать на уроках.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЕ ШАГИ» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЧТО НАМ ПОМОГАЕТ ГОВОРИТЬ? ВЫПОЛНИЛ: ПОДОЛЯНЧИК АЛЕКСАНДР, РЕЧЕВАЯ ГРУППА, МДОУ «ЧЕРЛАКСКИЙ Д /С №9» РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ШИРОВАТОВА М. В. 2009Г.

Вы когда-нибудь думали о том, как мы научились говорить?

Интересный музыкальный инструмент – речевой аппарат!

Мама улыбалась и разговаривала со мной.

Цель: узнать, что помогает нам говорить.

Ребенок учится говорить, потому что слышит.

Игра «За стеклом».

Вывод: глухой человек не научится говорить правильно, потому что он не слышит.

Слово начинается с того, что воздух поднимается из легких и попадает в гортань.

Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки.

Превращение звука в слово. Язык как гимнаст успевает для каждого звука занять новое положение.

Нам помогают говорить челюсти и губы.

Еще один помощник – нос.

Помогают говорить и зубы.

Вывод: «Нам помогает научиться говорить наш речевой аппарат, и его надо беречь и развивать» Легкие; Гортань; Голосовые связки; Губы; Челюсти; Язык; Зубы; Нос; Нёбо.

ПРАВИЛЬНАЯ РАБОТА РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОМОЖЕТ МНЕ В ШКОЛЕ.

Около дороги стоял слепой мужчина. Один он не мог отправиться в свою деревню, и поэтому ждал своего сына, который задержался на рынке. Присев на старое бревно, он слушал мир вокруг и был счастлив немного побыть в одиночестве.

— Эй, старикашка! – окликнули его. – Все равно ты просиживаешь тут штаны. А ну-ка скажи мне, не проходила ли тут рота солдат?

— Да, проходила, — ответил слепой мужчина безразлично. Ему было глубоко неприятно такое к себе обращение, но он решил не грубить в ответ.

Прошло несколько минут, и старик снова услышал обращение к себе.

— Старик! Проходили ли тут солдаты? – спросили его.

— Да, — ответил тот, и спросивший тут же удалился.

Еще четвертью часа позже слепца окликнули снова.

— Здравствуй, отец! Не слышал ли ты случайно роту солдат? Они должны были проходить тут недавно?

— Да, они ушли на юг, — сказал старец.

Чуть позже еще один человек подошел к слепому. Он положил руку ему на плечо и подождал, пока старик дотронется до нее и почувствует, что опасности нет.

— Дорогой мой, — сказал человек. – Скажи мне, пожалуйста, не слышал ли ты, как рядом с тобой шла рота солдат?

— Слышал, господин, — ответил слепой. – Они отправились на юг.

— Спасибо тебе и прощай, — сказал напоследок человек и удалился.

Наконец, слепой дождался сына.

— Ты знаешь, — сказал он молодому человеку. – Только что меня спросили про ушедшую час назад роту солдат четыре человека. Один из них был рядовым, второй – офицером, третий – полководцем, а четвертый – царем.

— Как же ты узнал, ведь ты не видел их? – удивился сын.

— Да, но мне достаточно было их слышать.

То, каким языком мы говорим с окружающими, определяет нас, наш характер и воспитание. По речи можно многое сказать о человеке. Язык – это средство, при помощи которого говорит наша душа, а грубость, несдержанность в речи только ее ожесточает. Отношение людей вокруг во многом определяется тем, как и что мы им говорим.

Свобода - это богообщение. Общение с Богом и в Боге, общение богом в себе с богом в другом. Свобода - это бытие в Боге. Быть собой с самим собой или с другими, или с Богом, можно только пребывая в Боге.

Святой - это присутствие Бога, святая земля, на которую может зайти всякий, кто ищет Бога, и встретиться с Ним.

Самость любит себя и понимает других, говорящих на языке самости. Она живёт в душе, как змея и говорит другим змеям, живущим в других людях: ублажите меня - и я вас ублажу. И если кто не ублажит, того змея ужалит.

Знать человека - это знать его глубинное, сердцевинное, главное, его вечное. Вечность - это когда мы смотрим друг на друга вечными глазами и видим вечное друг друга. Когда мы смотрим на вечное, мы становимся вечными.

Есть люди, агрессия которых направлена вовне (потенциальные убийцы в критических обстоятельствах), и люди, агрессия которых направлена внутрь (потенциальные самоубийцы). Так и с обществами: есть направленные против других, а есть общества-самоеды, которым и враг-то не нужен - сами себя съедят.

Человек - не фабрика по производству добрых дел, к нему нельзя относиться утилитарно. Человек - не средство для получения того или иного добра, он сам - цель.

Сначала возникает в нас вопрос, вопрошание, потом неизбежно следует ответ. Подлинное вопрошание беременно ответом. А ответ без вопрошания не дает ничего кроме надмевания и мнения о своем знании, с которым так яростно боролся ещё Сократ.

Лучше плохо делать, чем хорошо не делать. Усилие, рывок, стремление - тоже вклад.
Мы становимся тем, что делаем. Мир становится тем, что мы делаем.

Мир стоит, пока существуют чудаки. Когда останутся только умники - мир рухнет.

Работа на износ - изнашивает.

Любить ближнего - это значит быть пространством его становления в Боге.
Быть с Богом - это быть пространством становления в Боге другого.

Православие - не трон, а крест.

Любовь - это не я, не моё. Любовь - это Божье и для Бога: в себе ли, в другом ли. Любовь всегда течёт от Бога к Богу, она всегда в Боге, и человек делается посланником Бога, когда впускает в себя эту благодатную реку, не препятствуя ей течь в согласии с волей Всевышнего, не навязывая ей своей маленькой корыстной воли.

Истина - это и есть искомая всеми радость. Блаженство! Из равнодушия к истине ничего по-настоящему радостного не вырастает.

Жизнь - это то, что следует отдать Богу и ближним, отдать Христа ради - т.е. безвозмездно.
Что отдал во имя любви, то и жизнь...

Вечный всегда под подозрением у невечных.

Если надо - возьми жизнь ягоды, претвори её жизнь в свою жизнь, но не глумись над её жизнью...

Дружба - поиск Песни сердца другого (петь навстречу), вызывание своей Песней Песни другого. Это бережное внимание к Песне другого. Светящийся шар на картине Чюрлёниса «Дружба» - и есть Песня. Её принимают или передают - всё это пение Одной Песни.

Не торгуй небом - не лишишься хлеба.

Любую проблему можно решить, используя принцип «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди» (Мтф. 18:20), т.е. если проблемы не решаются, значит мы не собираемся их решать во имя Его, а хотим решить во имя своё (если вообще хотим решить, а не предпочитаем ничего не видеть и не слышать). Или же попросту каждый находится на своей волне и думает лишь о себе и своём, теряя из виду другого.

Задавались ли вы себе подобными вопросами?

И мы часто сталкиваемся с противоборствующими желаниями, мыслями, программами. Порой, это целая большая удача, понять истинный смысл слова "прилипалы", слова, которые мы привыкли использовать каждый день, не отдавая себе отчёта в том, какую программу действий несёт это слово.

Потрясающий результат может дать отказ, всего лишь, от одного слова в ежедневном использовании. Например, слово "Сам/а" прямо стоит в Топе нашего "Чёрного Хит листа". Это слово мы встречаем везде и всюду и в таких количествах, что просто дивно! Вы слышите его каждый день, читаете, произносите. Но что это слово означает? Что оно несёт?

Это даже не слово, по сути. Это приставка-прилипала. Ведь, если я хочу сказать, что "я это сделаю ", то достаточно понятно будет, если я так и скажу, не так ли? Просто… "Я это сделаю". "Я это сделал/а". "Я хочу это сделать" . Просто ударение в фразе идёт на слово "Я". А мы всё помним, что "я" последняя буква в алфавите", что "главное коллектив, потом я ", и прочую кучу убеждений. По опыту, создать привычку перестать говорить и думать "сам/а ", оказалось труднее, чем перепрограммировать другие "устойчивые выражения".

По факту, именно эта приставка в речи несёт мощнейшую программу одиночества. Предполагаю, что вы легко сможете прочувствовать разницу в ощущениях между "я это сделал/а" и "я сам/а это сделал/а" . Именно приставка "сам/а" мгновенно активизирует гордыню, которая закрывает Сердце. Здесь хочется подчеркнуть, что изменения предполагаются на всех уровнях, и, если мы то, что мы едим, то живём мы так, как говорим. Конечно, имеет смысл открывать Сердце, только вот имеет ли смысл его закрывать, ради привычки говорить привычными словами? Ещё одно слово, которое вы, вероятно, также слышите или употребляете регулярно — это слово "должен/должна ". Тоже весьма привычное слово. И здесь уже работает вопрос выбора — хотите ли вы жить в долг или жить, потому что хотите жить. К сожалению, часто встречается это слово в текстах о духовном развитии, о женственности, об отношениях. На энергетическом же плане привычка говорить это слово говорит о привязке (привязках) на 3-тьей чакре и не более того. Если очень тянет сказать — "я должен сделать это ", вы можете попробовать сказать — "я хочу это сделать ", или признаться себе, что не хотите.

В детстве нам часто говорили — "ты должен, должен, должен… ", — вместо того, чтобы попросить нас что-либо сделать или выразить фразу в виде возможности — "ты можешь это сделать так ". То есть нам пытались "вдолбить" отсутствие выбора, некую безысходность. И здесь уже вопрос выгоды тех, кто это говорил или до сих пор говорит, выгоды в нашем состоянии отсутствия выбора. И, конечно же, вопрос нашей вторичной выгоды. Очень забавно слышать, когда мужчина, ищущий вторую половинку, рассуждает, что девушка или женщина должна то, и сё, и это. И в обратную сторону, когда ищущая женщина рассуждает о том, что мужчина должен быть такой-то и такой-то. То есть представьте себе, человек ещё слова сказать не успел, ещё взгляда кинуть не успел и уже должен. Разве это не забавно?

Особенно хочется выделить, казалось бы, совершенно невинную и очень привычную фразу — "его/её нет" . Довольно привычно слышать и говорить — "его/её нет дома ", для человека, не состоящего в отношениях — "у меня никого нет" или "у меня нет девушки/молодого человека ". Так вот, все эти невинные "у меня нет" и "его/её нет " на энергетическом плане выглядят, как убийство, потому что несут в себе программу смерти. И то, насколько сильное воздействие такие посылы имеют на человека пропорционально силе эмоционального посыла, и того, насколько человек умеет с такими посылами справляться и умеет ли вообще. Ведь, согласитесь, что совсем просто заменить такие привычные выражения на "мы пока не встретились" и "он/она вышла в магазин ", не так ли?

То, как мы думаем и говорим, сильно влияет на то, что мы есть.