Программа внеурочной деятельности «Занимательная орфография. Программа внеурочной деятельности: «Занимательная орфография Занимательная орфография

№ 1.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Если буква у тебя вызовет сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение.
Например, ли са в ле су как-то заблудилась.
В ле с на выручку ли сы много ли с явилось.

№ 2.

Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Есть слова, в которых буквы невозможно заменять.
Удареньем бесполезно их запомни проверять.
Помнить надо те слова и не путать никогда.
Не ленись в словарь взглянуть –
Это к грамоте твой путь.
Апельсин, арена, здесь
Орфограмма эта есть.
И в конфете притаилась, в пианино закатилась.
В баскетбол идешь играть, но про т не забывать.
На футболе не зевай, букву т не потеряй.
– Все запомнил?
–Повтори!
Орфограмму заучи.

№ 3.

Проверяемые согласные в корне слова.

"Дуб” ли, "год” ли разберись,
Ответ дать не торопись.
Докажи сначала мне,
Что напишешь ты в конце.
Дуб – дубы, а год – года
Пишем букву д тогда.
Значит просьба – попросить,
А ходьба будет ходить .
– Все понятно?
– Повтори!
Орфограмму заучи.

№ 4.

Непроизносимые согласные в корне слова.

И ужасно , и опасно
Букву т писать напрасно.
Всем известно , как прелестно
Букву т писать уместно.
А проверить?
Известить.

Грустно станет – загрустить.
Поздно
– значит опоздать ;
Здравствуй
здравия желать.

№ 5.

Буквы и, у, а после шипящих.

Буквы и, у, а ты пиши, дружок, всегда.
После всех шипящих букв:
После ж и после щ , после ч и после ш .
Щука к чаще подплыла, чудеса : щавель нашла.
Пищать начали щурята: шиповника
маловато.
Парашют, жюри, брошюра
Пиши с
ю , как имя Юра.

№ 6.

Разделительный ъ и ь знаки.

Соловьи, семья, друзья
Пиши Ь всегда.
Объявленье, съемка, въезд
Ъ
напишем здесь.
Ъ
не обделяй, им приставки отделяй.
В корне пишем – это правило пустяк.

№ 7.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Приставки пишем слитно –
То правило просто
Предлоги же раздельно-
Известно всем давно.
По опушке бродит волк
По
, понятно вам, предлог.
Прокрадется
он в село –
Про
– приставка. Повезло.
Но овцу он не унес:
Встретил волка старый пес.

Из – под дома,
Из – за туч –
Черточку не позабудь.

№ 8.

Употребление Ь на конце существительных после шипящих.

В женском роде пишем смело Ь
Вперед за дело.
Не забудь о том, что рожь ,
Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;
Им подобные слова
Любят Ь всегда.
Но вот луч , и еж , и врач
Иных требуют задач .
Ь
здесь не пиши,
Вспомнить правило спеши.
Род мужской не подведем
Ь
прибережем.
Мы напишем: "Из – за туч выглянул последний луч.
Помощь
вовремя пришла,
Молодежь
плясать пошла”.

№ 9.

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Хищный, мощный и кончать
Ь
нельзя писать.
Мостик, гвоздик и очки
Ь
не пишешь ты.
Но болельщик, вскользь, возьмем
Ь
опять вернем

№ 10.

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-).

Ты запомни, что у нас
Правило одно:
Не меняем никогда
За-, над-, под-, о-, до -.
Все приставки заучите,
Слова правильно пишите.
Надпись, сделать, посидеть,
Телевизор
посмотреть.

№ 11.

Буквы з- и с- на конце приставок.

Из- , ли, ис- , ли, раз- и рас- ?
Объясню я вам сейчас.
Напиши, дружок, ты з
Перед б, г, д, в, ж.
Не забудь про л. про м, и, конечно, букву з .
Изв ергаться, разжимать, пишем букву з ,
Но расс вет, ис кать, всп лакнуть пишем только с .

№12.

Буквы -о, -а в корне -лаг-, -лож-.

Если после корня -а,
В корне а пиши всегда.
Предлагать, предполагать
Должен правило ты знать.
Отлож ить и излож ить
Букву о здесь не забыть.
– Все запомнил?
– Повтори.
Орфограмму заучи

№ 13.

Буквы о-а в корне -раст- -рос-.

Подро сла сирень в саду,
Я с рас теньем к вам иду.
Корень -рос- влюбился в о ,
Ему очень повезло.
Там, где есть -ст- и -щ- ,
Пишем только букву а .
Кустик быстро подрас тал,
Летом вишенкою стал.
Исключение: росток
Мы напишем через о .

№ 14.

Буквы ё-о после шипящих в корне слова.

Зашипеть захочешь ты,
Букву ё в корне пиши.
Щётка, щёголь, жёлудь, чёлка,
Щёлкнуть, чётко, чёрт и пчёлка.
Но не путай: шов, трущоба, шорох, шоколад, обжора.
Ты запомни те слова один раз и навсегда.

№ 15.

Буквы ы-и после ц.

Помни, что в словах на -ция
Пишем ия , слаша ыя.
Милиция, полиция, рация, акация.
И с корнями разберись.
Поставить и поторопись.
Цифру
дали циркачу,
Цинга не страшна силачу.
Но запомни-ка слова
И не путай никогда.
Цыган
с цыганкою дружны.
Стоят на цыпочках с ребенком,
Не смея цыкнуть на цыпленка.

№ 16.

Прописная буква в именах собственных.

Во Владивостоке я родился,
С Сашей в школе подружился.
С Ивановым мы друзья,
Не любить его нельзя.
Подарил он мне котенка
Я назвал его Сластёнка.
Все названья рек, морей,
Теплоходов, кораблей,
Городов и островов-
Имя собственное я
Пишу с прописной буквы, друзья.

№ 17.

Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.

Падежи разные у нас, но трудны они подчас.
Родительный, дательный да еще предложный.
Е и И запутались, сложно, но возможно
Разобрать, где Е, где И , вот, пожалуйста, смотри.
У 3-его склонения есть только буква И : вещи , вещи и еще раз о вещи .
Но о море во 2-ом (легче не бывает!).
Страны, стране в стране
родной друг мой проживает.

№ 18.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.

Недоволен я скворцом,
Недоволен я грачом .
Букву О писать должны,
Понимаешь это ты?
Но с товарищем моим
Мы за птицей последим.
Принесла та наконец
Букву Е к себе в конец.
Буква О под удареньем,
Буква Е без ударенья.

№ 19.

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Каким утром вышел я воздухом дышать?
Ранним. Значит, будем мы букву И писать.
В синеве (какой ?) душистой пахнет ландыш серебристый
Не ленись вопрос задать, чтобы правильно писать.

№ 20.

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Могуч, пахуч, дремуч, тягуч.
Прошу: здесь Ь не мучь!

№ 21.

Не с глаголами.

Не берег, не знал, не видел.
Не
, случайно, не обидел?
Не раздельно напиши и соседу подскажи.
Ненавижу, негодую
Здесь без
не я жить не буду.
Потому что без нее
Я не стою ничего

№ 22.

Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м лице ед.ч.

Ь беречь не сметь. Почему об этом речь?
У глагола право есть взять все то, что захотеть.
А ведь наша буква Ч любит Ь вообще.
Вот смотри: зажечь, привлечь, ненадолго бы отвлечь ,
Испечь что-то и сберечь , а потом опять прилечь .
Ты рисуешь и поешь , с Ь ты живешь .
У II -ого же лица Ь пиши всегда

.№ 23.

-тся и –ться в глаголах.

Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться.
Коль в вопросе Ь , не забудь о нем, чудак.
Но купается мой брат, кувыркается солдат,
Улыбается отец: "Подскажи-ка мне конец?”
Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.
Что он делает? Смеется, улыбается, клянется.
Что
же делает солдат? А отец? А ты? А брат?
Ь
не пишем здесь. Вам секрет понятен весь?

№ 24.

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Если после корня а,
В корне И пиши тогда.
Расстилала, собирала,
Запирала, отпирала.
А без буквы этой
а
Только е пиши всегда.
Расстелила, заперла,
Заблестела, замерла.

№ 25.

Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения.

Ко II же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключив стелить и брить.
И еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть,
и зависеть, и терпеть.

Слайд 1

Работу выполнила: ученица 5 «А» класса МБОУ сош№3 Морозова Анастасия Руководитель: учитель русского языка Фокина Г.В.
Занимательная орфография

Слайд 2

Слайд 3

План
Почему я решила выбрать эту книгу? М.В.Панов Для кого предназначена? Содержание книги Разделы, которые мне понравились Д.Н.Ушаков Зачем нужна эта книга? Ресурсы

Слайд 5

Общие сведения об этой книге
Книга выдающегося языковеда М.В.Панова в занимательной форме рассказывает, "как устроено наше письмо", как связано правописание с фонетикой и каковы основные принципы орфографии в русском языке. Эта книга - увлекательный рассказ о том, как устроено наше письмо? На каких принципах и основаниях? Почему мы пишем корова, а не карова? Книга содержит и статьи об учёных - лингвистах, о возникновении письменности, в занимательной форме рассказывается об удивительной стране « Орфография» (от др.греч. орфо - правильный, граф - пишу)

Слайд 6

Михаил Викторович Панов
(21 .09.1920- 3.11. 2001) Российский лингвист, литературовед, доктор филологических наук. Автор трудов по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, стилистике, русской поэзии …

Слайд 7

Книга адресована
для внеклассного чтения учащихся средней школы. «Занимательная орфография» - книга весёлая и умная

Слайд 8

Из каких частей состоит книга
Предисловие Первая глава - «Картинка и буква» Вторая - «Буква - слуга звука?» Третья - «Буква - слуга морфемы?» Четвёртая - «Повелительница букв»

Слайд 9

Раздел, который мне понравился
Мне понравился первый раздел-« Картинка и буква». И я хочу рассказать о нём.

Слайд 10

Возникновение письменности
У народа манси (живёт на севере, между Уральским хребтом и Обью) есть такой вид письма: знаки, вырубаемые топором на деревьях; обычно – рассказ об охоте. Вот такие знаки:
Письмо топором

Слайд 11

Шорилэ
Своё рисуночное письмо юкагиры (народ, живущий на крайнем востоке России) называют шорилэ. И так же они называют настоящее буквенное письмо. Значит, и то, и другое для них – письмо. Посмотрите, какое бывают шорилэ.

Слайд 12

Пиктограмма
Изображение, используемое в качестве символа. Обычно пиктограмма соответствует некоторому объекту и используется с целью предоставления более конкретной информации, подчеркивающей его типичные черты.

Слайд 13

Пиктография торжествует!
Казалось бы, пиктография обречена на смерть. Буквенное письмо её вытеснило. И вдруг во всех многолюдных городах – возрождение пиктографии! Её расцвет! Её торжество! Возьмём дорожные знаки:

Слайд 14

«Въезд запрещён!»
Всё это настоящие пиктограммы. Условный рисунок, который не связан ни с каким языком. Например, знак « Въезд запрещён» (его попросту называют кирпичом). Его словесно можно так перевести: « Стоп!», или: « Поворачивай назад,!», или: « Проезд закрыт!». Для француза этот знак имеет другие, французские словесные истолкования. Для финна- опять свои, и тоже можно перевести разными словами. Значит, это на самом деле пиктограмма: это рисунок, включающий в себя условность, не связанный с определённым языком, потому что он не соответствует определенному слову.

Слайд 15

Спорт и пиктограмма
На международных соревнованиях, на Олимпийских играх бывают люди из разных стран. И для них вывешивают такие знаки:

Слайд 16

Учёные - лингвисты
Интересная научная информация в книге содержится об учёных - лингвистах, внесших весомый вклад в развитие языкознания. Одним из таких учёных был Д.Н.Ушаков.
Четырёхтомный « Толковый словарь русского языка» (1935 – 1940), созданный под руководством Д. Н. Ушакова, стал большим событием в нашей культуре. Он до сих пор остаётся замечательной сокровищницей русского языка.

Слайд 17

Вывод
Многочисленные фрагменты из «Занимательной орфографии» можно встретить на страницах детской энциклопедии «Языкознание: Русский язык» издательства «Аванта+». Я считаю, что эта книга нужна для обогащения знаний, из неё мы узнаём много нового, нам интересно ее читать и рассматривать иллюстрации. Эту книгу советую прочитать всем ребятам, ведь с ней изучать русский язык становится интереснее, увлекательнее.

Слайд 18

Слайд 19

Ресурсы
Текстовая информация – книга М. В. Панова « Занимательная орфография Картинки: http://mama.tomsk.ru/forums/vi http://culture48.ru/events/per http://ka2.ru/nauka/m_panov_1. http://www.labirint.ru/books/1… http://skupiknigi.ru/static-in… http://bag.bigvps.ru/znaki-dor Фотографии « Письмо топором» и « Шорилэ» взяты из книги « Занимательная орфография» http://nishamag.tumblr.com/pos… http://withme.pp.ua/bukvy.html

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 69» города Новокузнецка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная орфография»

для 5а, 5б классов

на 2018-2019 учебный год.

Составитель:

Воеводина Наталья Петровна,

учитель русского языка

Новокузнецк

Пояснительная записка.

Методическое обеспечение программы.

Список литературы.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа XXI века решает проблему самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе, поэтому внеурочная деятельность как форма познавательной деятельности является одним из эффективных средств достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся закрепляет знания, полученные учащимися на уроках, даёт возможность приобрести новые знания; формирует умения и навыки, включающие в себя умение решать возникающие проблемы; умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков; обеспечивает возможность приобщения к духовным ценностям, формирует навыки коммуникационного взаимодействия и сотрудничества. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности, предоставляя неограниченные возможности для освоения универсальных учебных действий, обеспечивает тем самым единство развития, воспитания, обучения и социализации учащихся. Таким образом, внеурочная деятельность в современной школе является важным средством становления компетентной личности, подготовленной к жизни в условиях постоянно изменяющегося информационного общества.Содержание и методы обучения курса “Занимательной орфографии” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным занятиям. Включение элементов занимательности предусмотрено содержанием данного курса, вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной орфографии”.

Программа внеурочной деятельности “Занимательная орфография” нацелена на формирование познавательных интересов как основы учебной деятельности, развитие кругозора учащихся, повышение их интеллектуального уровня. Внеурочная деятельность учащихся предполагает приобретение углубленных знаний по всем темам, изучаемым в курсе русского языка и литературы в 5 классе общеобразовательной школы.

Программа внеурочной деятельности в области словесности “Занимательная орфография” для 5 класса является частью системного курса, реализуемого на течение всего периода обучения в основной школе, и все разделы науки о языке: лексику, фразеологию, морфемику, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию.

Актуальность программы внеурочной деятельности "Занимательная орфография" подтверждается требованиями ФГОС. В соответствии с требованием Стандарта изучение предметной области «Филология» должно обеспечить образование учащихся, их личностное развитие, успешное овладение научным достижениями и приобщение к духовным ценностям.

Необходимость разработанной программы внеурочной деятельности "Занимательная орфография" заключается в желании учащихся узнать новое о русском языке, в потребности детей получать знания в игровой форме. Включение элементов занимательности предусмотрено содержанием данного курса, вместе с тем привлечение игровых элементов повышает обучающую, развивающую, воспитывающую роль занятий. Для проведения занятий программой предусмотрены использование лингвистических игр, словарей различных видов, дидактического и раздаточного материала, интерактивных пособий и медиаресурсов, также предполагается чтение и анализ литературных источников, произведений народного творчества, лингвистических сказок. Большое внимание уделяется практическим занятиям, лингвистическим практикумам, творческим работам, проектной и исследовательской деятельности. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в слово» рассчитана на 35 часов (1 академический час в неделю). Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография" предназначена учащимся 5 «А», 5 «Б» классов.

Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография" предполагает системно-деятельностный подход к занятиям, а именно: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Выбор технологий, методик и приёмов обусловлен также необходимостью дифференциации обучения с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография" позволяет успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с «учётом его способностей. Содержание и методы обучения, предусмотренные программой, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения, то есть, ориентированы на формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

методы обучения:

Репродуктивный (воспроизведение материала);

Частично-поисковый (умение найти проблему и способ её решения);

Поисковый, (поиск оптимальных решений учебной ситуации);

Коммуникативный (беседа, проект парная и групповая работа),

Творческий (развитие навыков работы с разными источниками информации, лингвистические игры);

Интерактивный (использование ИКТ).

Приемы обучения:

Анализ и синтез.-сравнение,-классификация,-аналогия,-обобщение.

Технологии обучения:

Проблемное обучение

Технология разноуровневого обучения,-

Здоровьесберегающая технология,

Технология обучения в сотрудничестве.

Принципы реализации программы:

Занимательность,

Научность,

Сознательность и активность,

Наглядность,

Доступность

Связь теории с практикой,

Индивидуальный подход к учащимся.

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, делать выводы;

Совершенствовать различные виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);

Продолжить формирование навыков анализа слова и многоаспектного анализа текста;

Продолжить обогащение словарного запаса, овладение правилами и нормами русского литературного языка, развитие речевой культуры;

Формировать умение работы со словарями разных видов с целью пополнения словарного запаса, овладения правилами и нормами русского литературного языка, развития речевой культуры;

Овладеть ресурсами основными орфоэпическими и орфографическими нормами литературного языка, нормами речевого этикета; умение использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

Формировать чувство ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.

Средства достижения целей:

Анализ текстов -работа со словарями -лексические практикумы -творческие упражнения -создание иллюстраций -сочинение лингвистических сказок -лингвистические игры -участие в конкурсах -работа с интерактивными и медиа-ресурсами, исследовательская работа-создание собственных проектов и разработок мероприятий.

Формы проведения занятий:

Прогнозируемый результат:

Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография"»должна обеспечить формирование и развитие умений и компетенций:

Самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, развивать умение проводить самостоятельную исследовательскую работу;

Самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Определять понятия, создавать обобщения, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, делать выводы;

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, развитие умения перерабатывать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Владеть в достаточной степени в соответствии с возрастом различными видами речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);

Уметь выполнять анализ слова и многоаспектный анализ текста;

Уметь работать со словарями разных видов, получать необходимую информацию из справочников с целью пополнения словарного запаса, овладения правилами и нормами русского литературного языка, развития речевой культуры;

Владеть ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; умение использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

«Занимательная орфография» (5 класс).

Название темы

Краткое содержание Часы.

1. Дорога к письменности . -узнают о способах передачи информации в дописьменный период

развития человечества, о появлении знаков-символов. 3

2. Кто в алфавите живёт? -познакомятся с историей письменности, с историей русского языка

и развитием русской грамматики, закрепят знания по фонетике и

графике. 3

3. В путь за «главным»

правилом .-откроют секреты орфографии, связанные с правописанием гласных

и согласных букв в корнях слов; -отработают умение пользования словарями разных видов. 12

4. Из чего строятся слова? -закрепят знания о морфемах, орфографических правилах связанных

с морфемикой; -отработают умение пользоваться словарями разных

видов. 17

Итого 35

План работы

№.дата Название темы. Форма деятельности. Часы

Дорога к письменности. 3

1. Как обходились без письма? Эвристическая беседа. Игра-пантомима

«Пойми меня». Способы передачи информации Рисование знаков- символов. Лингвистические

в дописьменный период. игры. Отгадывание и составление ребусов.

2.Древние письмена. Рисуночное Рисование знаков- символов. Лингвистические

Современные знаки-символы игры. Отгадывание и составление ребусов.

3. Как возникла письменность? Просмотр слайдов с письменами народов мира. «Священные знаки».

Появление письменных знаков: Сопоставительный анализ буквенно-звукового букв, иероглифов. состава русского и английского языков. Составление и отгадывание кроссвордов.

Кто в алфавите живёт? 3

4.Застывшие звуки. Звуковое письмо.

5. Меня зовут Фонема. Звуки и буквы. Эвристическая беседа. Лингвистические игры «Метаграммы». Работа над проектом.

6. Для всех ли фонем есть буквы?

В путь за «главным» правилом.12 .

7.«Ошибкоопасные места». Глухие и

звонкие согласные.Работа с перфокартами. Лингвистические игры. Лото «Пословицы и поговорки».

8. «Ошибкоопасные места».

9.Тайны фонемыФонетические правила

русского языка. Проверяемые и непро

веряемые гласные.

Работа с толковым словарём. Лексический

практикум. Лингвистические игры «Акростих».

10. На сцене гласные. Двойная роль букв

Е, Ё,Ю,Я.Гласные. Ударение.

Работа с орфографическим словарём. Работа с перфокартами.

11. На сцене гласные. Гласные.Полногласие

Чередование гласных. Лингвистические игры. Рисование загадок. Участие

12.Опасные согласные.Проверяемые

согласные в корне слова.Работа с орфографическим словарём. Составление

и отгадывание кроссворда. Работа с перфокартами.

13.Опасные согласные.Проверяемые

согласные в корне слова. Позиционные

14. Правило непроизносимых согласных. Работа над проектом. Лингвистические игры. «Пословицы и поговорки»

15.Непроизносимые согласные в корне

слова. Согласные непроизносимые.Работа с перфокартами.Работа со словарями.

16. Мягкий знак -трудяга. Обозначение

мягкости согласных с помощью Ь. Сочинение лингвистической сказки.

Работа со словарями.

17. Буква -помощница.Разделительные

Ъ и Ь.Лингвистические игры. Отгадывание и составление ребусов, шарад..

18.Волшебное слово- «самоинструкция».

Орфографическое правило. Алгоритм

написания. Лингвистические игры. «Орфографическое лото».

Из чего строятся слова?17 .

20.Строительная работа морфем.Фразеологическое лото. Работа со словарём Лингвистические игры.Шарады.

21.Слова -родственники. Работа с орфографическим словарём.Составление Однокоренные слова. кроссворда.

22. Слова-родственники. Работа над проектом. Работа с интерактивным Корни слов-омонимы. толковым словарём. .

23.Слова-родственники. Орфографический практикум. Зри в корень. . Составление презентации.

Занимательная орфография

№ 1.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Если буква у тебя вызовет сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение.
Например, л и са в л е су как-то заблудилась.
В л
е с на выручку л и сы много л и с явилось.

№ 2.

Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Есть слова, в которых буквы невозможно заменять.
Удареньем бесполезно их запомни проверять.
Помнить надо те слова и не путать никогда.
Не ленись в словарь взглянуть –
Это к грамоте твой путь.
Апельсин, арена, здесь
Орфограмма эта есть.
И в
конфете притаилась, в пианино закатилась.
В баскетбол идешь играть, но про т не забывать.
На футболе не зевай, букву т не потеряй.
– Все запомнил?
–Повтори!
Орфограмму заучи.

№ 3.

Проверяемые согласные в корне слова.

“Дуб” ли, “год” ли разберись,
Ответ дать не торопись.
Докажи сначала мне,
Что напишешь ты в конце.
Дуб – дубы, а год – года
Пишем букву д тогда.
Значит просьба – попросить,
А ходьба будет ходить .
– Все понятно?
– Повтори!
Орфограмму заучи.

№ 4.

Непроизносимые согласные в корне слова.

И ужасно , и опасно
Букву т писать напрасно.
Всем
известно , как прелестно
Букву т писать уместно.
А проверить?
Известить.
Грустно станет – загрустить.
Поздно – значит опоздать ;
Здравствуй – здравия желать.

№ 5.

Буквы и, у, а после шипящих.

Буквы и, у, а ты пиши, дружок, всегда.
После всех
шипящих букв:
После ж и после щ , после ч и после ш .
Щука к чаще подплыла, чудеса : щавель нашла.
Пищать начали щурята: шиповника маловато.
Парашют, жюри, брошюра
Пиши с ю , как имя Юра.

№ 6.

Разделительный ъ и ь знаки.

Соловьи, семья, друзья
Пиши Ь всегда.
Объявленье, съемка, въезд
Ъ
напишем здесь.
Ъ не обделяй, им приставки отделяй.
В корне пишем – это правило пустяк.

№ 7.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Приставки пишем слитно –
То правило просто
Предлоги же раздельно-
Известно всем давно.
По опушке бродит волк
По , понятно вам, предлог.
Прокрадется он в село –
Про – приставка. Повезло.
Но овцу он не унес:
Встретил волка старый пес.

Из – под дома,
Из – за туч –
Черточку не позабудь.

№ 8.

Употребление Ь на конце существительных после шипящих.

В женском роде пишем смело Ь
Вперед за дело.
Не забудь о том, что
рожь ,
Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;
Им подобные слова
Любят
Ь всегда.
Но вот луч , и еж , и врач
Иных требуют задач .
Ь здесь не пиши,
Вспомнить правило спеши.
Род мужской не подведем
Ь прибережем.
Мы напишем: “Из – за
туч выглянул последний луч.
Помощь вовремя пришла,
Молодежь плясать пошла”.

№ 9.

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Хищный, мощный и кончать
Ь нельзя писать.
Мостик, гвоздик и очки
Ь
не пишешь ты.
Но
болельщик, вскользь, возьмем
Ь опять вернем

№ 10.

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-).

Ты запомни, что у нас
Правило одно:
Не меняем никогда
За-, над-, под-, о-, до -.
Все приставки заучите,
Слова правильно пишите.
Надпись, сделать, посидеть,
Телевизор посмотреть.

№ 11.

Буквы з- и с- на конце приставок.

Из- , ли, ис- , ли, раз- и рас- ?
Объясню я вам сейчас.
Напиши, дружок, ты
з
Перед б, г, д, в, ж.
Не забудь про л. про м, и, конечно, букву з .
Изв ергаться, разжимать, пишем букву з ,
Но расс вет, ис кать, всп лакнуть пишем только с .

№12.

Буквы -о, -а в корне -лаг-, -лож-.

Если после корня -а,
В корне а пиши всегда.
Предлагать, предполагать
Должен правило ты знать.
Отл
ож ить и из лож ить
Букву о здесь не забыть.
– Все запомнил?
– Повтори.
Орфограмму заучи

№ 13.

Буквы о-а в корне -раст- -рос-.

Под ро сла сирень в саду,
Я с
рас теньем к вам иду.
Корень
-рос- влюбился в о ,
Ему очень повезло.
Там, где есть
-ст- и -щ- ,
Пишем только букву
а .
Кустик быстро под
рас тал,
Летом вишенкою стал.
Исключение:
росток
Мы напишем через
о .

№ 14.

Буквы ё-о после шипящих в корне слова.

Зашипеть захочешь ты,
Букву ё в корне пиши.
Щётка, щёголь, жёлудь, чёлка,
Щёлкнуть, чётко, чёрт и пчёлка.
Но не путай: шов, трущоба, шорох, шоколад, обжора.
Ты запомни те слова один раз и навсегда.

№ 15.

Буквы ы-и после ц.

Помни, что в словах на -ция
Пишем ия , слаша ыя.
Милиция, полиция, рация, акация.
И с корнями разберись.
Поставить
и поторопись.
Цифру дали циркачу,
Цинга не страшна силачу.
Но запомни-ка слова
И не путай никогда.
Цыган с цыганкою дружны.
Стоят на
цыпочках с ребенком,
Не смея
цыкнуть на цыпленка.

№ 16.

Прописная буква в именах собственных.

Во Владивостоке я родился,
С Сашей в школе подружился.
С
Ивановым мы друзья,
Не любить его нельзя.
Подарил он мне котенка
Я назвал его
Сластёнка.
Все названья рек, морей,
Теплоходов, кораблей,
Городов и островов-
Имя собственное я
Пишу с прописной буквы, друзья.

№ 17.

Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.

Падежи разные у нас, но трудны они подчас.
Родительный, дательный да еще предложный.
Е и И запутались, сложно, но возможно
Разобрать, где Е, где
И , вот, пожалуйста, смотри.
У
3-его склонения есть только буква И : вещ и , вещ и и еще раз о вещ и .
Но о мор е во 2-ом (легче не бывает!).
Страны, стране в стране родной друг мой проживает.

№ 18.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.

Недоволен я скворцом,
Недоволен я грачом .
Букву О писать должны,
Понимаешь это ты?
Но с
товарищем моим
Мы за птицей последим.
Принесла та наконец
Букву
Е к себе в конец.
Буква
О под удареньем,
Буква
Е без ударенья.

№ 19.

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Каким утром вышел я воздухом дышать?
Ранним. Значит, будем мы букву И писать.
В синеве (как
ой ?) душистой пахнет ландыш серебристый
Не ленись
вопрос задать, чтобы правильно писать.

№ 20.

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Могуч, пахуч, дремуч, тягуч.
Прошу: здесь Ь не мучь!

№ 21.

Не с глаголами.

Не берег, не знал, не видел.
Не , случайно, не обидел?
Не раздельно напиши и соседу подскажи.
Ненавижу, негодую
Здесь без не я жить не буду.
Потому что без нее
Я
не стою ничего

№ 22.

Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м лице ед.ч.

Ь беречь не сметь. Почему об этом речь?
У глагола право есть взять все то, что захотеть.
А ведь наша буква Ч любит
Ь вообще.
Вот смотри:
зажечь, привлечь, ненадолго бы отвлечь ,
Испечь что-то и сберечь , а потом опять прилечь .
Ты рисуешь и поешь , с Ь ты живешь .
У II -ого же лица Ь пиши всегда

.№ 23.

Тся и –ться в глаголах.

Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться.
Коль в вопросе Ь , не забудь о нем, чудак.
Но
купается мой брат, кувыркается солдат,
Улыбается отец: “Подскажи-ка мне конец?”
Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.
Что он делает? Смеется, улыбается, клянется.
Что
же делает солдат? А отец? А ты? А брат?
Ь не пишем здесь. Вам секрет понятен весь?

№ 24.

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Если после корня а,
В корне И пиши тогда.
Расстилала, собирала,
Запирала, отпирала.
А без буквы этой а
Только е пиши всегда.
Расстелила, заперла,
Заблестела, замерла.

№ 25.

Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения.

Ко II же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на
-ить,
Исключив стелить и брить.
И еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть,
и зависеть, и терпеть.