Рамазан бути. Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути: «Исламское сознание – это милость, а беда его – отсутствие духовного наставника

О рабы Аллаха, нет никакого сомнения, что Всевышний почтил мусульманскую общину в этот век, в котором сгустились тучи неверия, заблуждений и отхода от истинной веры. Нет сомнения, что Бог почтил мусульман в это столетие исламским сознанием и сознанием веры. Также, вне всякого сомнения, мы находим его следы не только в арабском мире, но и наблюдаем его проявле-ния на Западе.

Однако нам следует знать, что до сегодняшнего дня мы не пожали никаких плодов этого исламского сознания. Скорее, наоборот, мы получили лишь увеличение раскола, сумятицы и распространившихся разногласий. Среди людей находятся такие, которые впадают в замешательство там, где следует занять чёткую позицию, там, где необходимо обратиться к знаниям. Разве мы живём в период истинного исламского сознания? Если да, то в таком случае мы должны иметь какие-либо из его результатов. Или же мы переживаем период исламского застоя, и отсюда обнаруживаем рост разногласий, расколов и противоречий?

Я говорю вам, братья: в действительности нет ничего, что может приводить к замешательству. Что касается религиозного и исламского сознания, то оно существует, однако беда этого сознания в том, что оно нуждается в направляющем наставнике. Мы настолько будем наслаждаться этим сознанием, насколько будем нуждаться в существовании этого духовного наставника. Я ещё раз утверждаю: мы нуждаемся в духовном наставнике. Обратите внимание на это условие, упоминаемое мною, поскольку слово наставник (арабск. «муршид») утеряло свой смысл. Слово наставник в раннюю эпоху Ислама означало наследника Пророка (мир ему и благословение), означало того, кто занял его место, даже если он и не получал откровения, поскольку откровение прекращается, и прекратилось с уходом Пророка (мир ему и благословение) к высшему Спутнику. Однако, когда мы произносим слово «наставник», то мы имеем в виду того, кто унаследовал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) его нравы, искренность, трепет любви ко Всевышнему в глубине своего сердца, его крепкую связь с Аллахом и утончённое познание, гармонирующее с законами Шариата. Слово наставник существует и сегодня, и вы, может быть, услышите, что существует некий человек – наставник или руководитель определенной группы мусульман. Однако, вникая в его смысл, вы обнаруживаете, что это слово означает работу по управлению, разработку общественных или политических планов и указывает на направление. В конце концов, оно означает человека, указывающего путь.

Что касается его духовного смысла, то он исчез, скрылся, растворился. Мы смотрим на арену наших исламских движений и религиозных направлений и на наше сознание Ислама и веры. И ищем на этой арене наставника в вышеупомянутом смысле, и... не находим его. К чему придёт община мусульман, почувствовавшая свой духовный голод, жажду к религии и начавшая метаться вправо и влево в поисках помощника, который бы утолил эту жажду? Однако она не находит проводника – духовного наставника, указывающего общине путь, который приводит к Источнику. Община, которая снова и снова ищет и не находит этого духовного наставника, непременно будет пробираться ощупью и блуждать. И это хождение ощупью будет приводить её к разногласиям и блужданиям в лабиринтах и к извилистым путям, от которых нас предостерёг Аллах, сказавший в совершенном Путеводителе (смысл): «И (знайте), что (путь) – это дорога прямая, указанная Мною. Следуйте по ней и забудьте о других путях, не то собьют вас со стези указанной. Это то, что Он заповедал вам, быть может, вы станете богобоязненными» (6:153).

Кто это тот, который разделяет между широким и прямым путём Аллаха и путями извилистыми? Кто тот, который повелевает идти по этому широкому пути и предостерегает от этих извилистых путей? Где наставники, дорогие мои братья? Я ещё раз говорю: духовные наставники, в сердцах и ду-шах которых вы сможете обнаружить следы Посланника Аллаха. В нашем обществе такие наставники отсутствуют. Наличие наставника – величайшая важность, братья! Остерегайтесь недооценить её и пренебречь ею. Зависимость исламского общества от наставника такова же, как зависимость автомобиля от его водителя. Так же, как правильное вождение гарантирует вам спокойствие в движе-нии от ухода вправо или влево, из-за чего вы можете сорваться в пропасть, так и наставник выявляет в жизни мусульман гармонию между её различными сторонами, которые видны нам по разные стороны нашего общества.

В жизни человека не является важным поднять знамя Ислама высоко над головой. Важно то, когда человек видит противоречивые явления и осознаёт необходимость получения наставления от Аллаха, чтобы узнать, как идти, куда направляться и где тот путь, следовать которому повелевает Всевышний.

Мы, дорогие братья, живём между накатывающимися волнами. Одна волна надвигается справа, другая – слева, и может быть, зачастую люди видят эти волны, окрашенными в цвет Ислама, цвет наставления, и не знают, какой цвет истинный, а какой фальшивый. И по причине этого они не находят истинного пути, барахтаясь, идя ощупью, поскольку нет проводника, наставника. Капитан корабля отсутствует. Эта истина, которую мы должны осознавать. Но что причиняет боль и разочарование, так это то, что этому смыслу, воплощаемому в личности духовного наставника, люди не придают значения.

Работа наставника начинается с сердца, с его глубин и связана с верой во Всевышнего. Эта вера совершенствуется только при постоянном поминании Аллаха, при постоянном поклонении Ему, ощущении контроля с Его стороны и страха перед Ним. Всё это было присуще и Посланнику Аллаха. Вы знаете, что даже Пророк (мир ему и благословение) нуждался в поминании Господа, чтобы не отойти от этого пути и принести пользу Исламу и мусульманам.

И не зря Пророк (мир ему и благословение) получил такое откровение Всевышнего: «Так терпи же вместе с теми, которые утром и вечером взывают к Господу своему, истово моля о Его благоволении. Не отвращай своего взора от них, стремясь к благам этого мира, не повинуйся тем, чьи сердца по Нашей воле в небрежении (своём) не поминают Нас и следуют своим низменным страстям и далеко преступают (границы дозволенного)» (18:27).

Разве вы не видите эту божественную речь? «Они» – это те, вместе с которыми Аллах призывает Своего Посланника (мир ему и благословение) проявлять терпение, и склоняться к ним, и гордиться участием в общих с ними собраниях. Это те, кого некоторые люди называют сегодня дервишами. Это те, увидев которых, некоторые люди говорят: «Поистине, в нашей религии нет дервишей» . Да, посмотрите на пустыню, в которой мы оказались, и посмотрите, каким был Посланник Аллаха (мир ему и благословение), как он обучался и наставлял. Наставник, дорогие братья, – это тот, кто наставляет на гармоничный путь и говорит, что, когда вы встанете на путь призыва к Аллаху, то вам следует быть независимыми в управлении собой, чтобы не оказаться деталью в механизме, которая не знает, кто ею управляет. Вы смотрите на себя как на мелкую деталь в большой машине и видите себя движимыми именем Ислама и облачёнными в наряды Ислама. Однако не это важно. Важно знать, каково ваше место в этом мире, кто управляет всем этим механизмом. Кто же обратит мой и ваш взор на этого духовного наставника?

Я приведу вам пример вместо других многочисленных примеров. Если мы обратим внимание на Запад, Европу или Америку, то обнаружим, что в этих обществах очень много мусульман. Мы смотрим на них и обнаруживаем, что они гордятся своим служением Исламу, что они работают для Ислама и движимы им. Однако, посмотрите на них глазами духовного наставника, подумайте об их состоянии, и вы обнаружите их в этом мрачном обществе, похожими на людей, находящиеся на гигантском корабле, плывущем с запада на восток. Однако пассажиры этого корабля ходят по палубе с востока на запад и утверждают, что направляются в сторону, противоположную кораблю. В чём смысл ходить по палубе корабля с востока на запад, если гигантский корабль несёт меня и все мои движения с запада на вос-ток? Это пример многих мусульман, живущих в Европе и Америке. Они полагают, что служат религии Аллаха, а если один из них обратит внимание на своё положение, свою семью, сердце, то он увидит, что он перемещается, удаляясь от Ислама, шаг за шагом. И он увидит, что его сердце шаг за шагом поворачивается к ценностям Запада, его цивилизации и «прогрессу». И он увидит, дорогие братья, что его семья полностью окрасилась в эту истину. Однако, если бы он нашёл духовного наставника, то, возможно, каждый из них был бы подобен Абдур-Рах-ману ад-Дахилю.

Приведу вам пример: один из почтенных людей сказал мне, что наблюдал по программам телевидения за ходом выборов в Америке, и в одной из передач увидел, как большое число мужчин и женщин вручную пересчитывали голоса избирателей. Среди женщин он разглядел девушку, одетую по Шариату. Этот почтенный брат был крайне удивлён и начал рассказывать мне об этом, как человек, который не мог выразить свою радость и счастье. Как будто бы он столкнулся с экспертом, который обрадовал его тем, что Ислам в считанные дни вырвется из Америки. Я поразмыслил. Да, эта девушка одета по Шариату, в хиджаб, но кому она служит? Да, хиджаб – неотделимая часть великого Ислама. Однако основа хиджаба не должна быть забыта. Вервь, за которую мы должны держаться, должна присутствовать постоянно.

Я возвращаюсь и говорю вам, братья, что беда наша и горе сегодня в нашем исламском мире в том, что мы, восхваляя Аллаха за милость исламского сознания, наблюдаем чрезвычайно опасный кризис. И кризис этот в отсутствии духовного наставника, вера которого бы вырывалась факелом из сердца, олицетворяя искренность ради Аллаха, любовь к Нему и стремление собрать исламскую общину воедино. Я говорю эти слова и прошу у Аллаха великого прощения.

Известный во всем исламском мире ученый-богослов родился в Турции в 1929 году на острове “Бутан”. Отец его Мулла Рамазан был известным алимом. Когда Ататюрк свергнул в Турции власть и захватил ее, Мулла Рамазан со своим 4-х летним сыном Мухаммад-Саидом и с семьей переехали в Сирию. С маленьких лет отец учил сына исламским наукам.

Мухаммад-Саид с детства был удивительно умным и одаренным мальчиком, у него была большая любовь к наукам. После окончания медресе отец отправил его учиться в Дамаский исламский институт. Увидев способности Мухаммад-Саида, преподаватели уделили ему особое внимание. После окончания этого института он поехал учиться в Египет в Каирский университет “Аль-Азхар”. По окончании шариатского факультета он написал книгу “Завабитул шар‘ияти фи шари‘атил Исламияти”, за которое он получил высокое звание доктора исламских наук. После этого он занялся выступлением против врагов Ислама, опровергая их доводы научными доказательствами. Особенно старательно выступал против ваххабитов и всячески разоблачал их.

Саид Рамазан Бути участвует на различных международных конференциях. За его острый ум и глубокую эрудицию его уважают во всем мире. Он страстно призывает людей к истинному Исламу.

С целью выявления истины, связанной с идеологий ваххабизма, он написал несколько книг. Одним из самых важных среди них является “Ля мазхабият” (Безмазхабность). Он сделал очень много для развития и распространения Ислама в Сирии и в других государствах. Ему перу принадлежат более 40 книг по шариатским наукам, этики, философии и др. В Дамаске два раза в неделю выступает с лекциями, которые посещает множество слушателей, особенно студентов. Мечеть “Имана”, в которой он выступает, всегда бывает переполнена. По размерам и площади эту мечеть можно сравнить с Махачкалинской Центральной джума-мечетью.

Мухаммад-Саид Бути человек доброй и спокойной натуры, приятный для общения. Он не только читает лекции, но и выступает с проповедями по пятницам. Он работает и деканом шариатского факультета всемирного известного Дамасского университета, и там же преподает фикхи (шариатское право по всем четырем мазхабам). Он участвует на различных международных конференциях. За его острый ум и глубокую эрудицию его уважают во всем мире. Он страстно призывает людей к истинному Исламу. Среди его многочисленных книг самой распространенной и известной является “Фикху сират”. Он так же часто выступает и по телевидению. Его проповеди очень притягательны и оказывают глубокое воздействие на слушателей.

Его сын Мухаммад Тавфик тоже пошел по стопам отца. Вся семья Бути работает на пользу Ислама. Да будет доволен ими Аллах и поможет им в их работе по развитию Ислама.

Ваалейкум салам. Ты снова спешишь и делаешь ненужный выпад. Разве Буты, сказал в интервью что нет муршидов? Слова Буты ясные, его жизненная практика тоже. Буты назвав этого шейха муршидом, мусалляком, муроббием и т.д. но он не назвал его Факъихом в Шариате. А это один из важнейших пунктов, который он оговаривает в своем интервью. Не зря он с 14:57 мин. упомянул два крыла ведущие по пути (тарикату) к Аллаху: 1- Ильм (Знание)…
Шейх суфий, аш-Шаарани писал в своей книге ат-Табакат: «Состоялась иджма (консенсус, единодушное мнение суфийских ученых) о том, что возглавлять тарикат имеет право только тот, кто:
— глубоко изучил знания шариата;
— овладел знанием «явных» и «неявных» значений (в шариате под «явным значением» («мантук») понимается буквальное (произносимое) значения текста Корана, под «неявным значением» («мафхум») понимается значение коранического текста, которое не зависит от своего буквального, «произносимого» смысла);
— овладел знанием «общих» и «специфичных» значений (под «общим» («амм») понимается значение Корана, включающее в себя несколько категорий, т.е. «многозначное», «полисемичное» кораническое значение; под специфичным («хасс») – понимается однозначное значение, присущее только одному предмету или категории; «амм» и «хасс» — термины, используемые в предмете «Основы права» («Усул-аль-Фикх»));
— изучил «отмененные» и «отменяющие» аяты Корана («насих» и «мансух» («отмененные» и «отменяющие») – отрасль знания об отмененных предписаниях Корана и Сунны, имеющих локальный, временный характер, обусловленных социальными условиями ограниченного промежутка времени);
— глубоко изучил арабский язык, освоив его стилистику: образные, метафоричные выражения и др.
»

В чем смысл «иджмы» суфийских ученых, о которой пишет аш-Шаарани? Известно, что шейх или глава тариката является для мюридов эталоном поведения. В своих религиозных вопросах и проблемах мюриды обращается именно к шейху, как к своему учителю, воспитателю и наставнику. Если же шейх не является знатоком, специалистом в области шариата, то непреднамеренно, невольно он направит своих мюридов на неверный путь, введет как их, так и самого себя в заблуждение. Помимо этого, следует отметить, что подавляющая часть нововведений, предрассудков и домыслов была привнесена в суфийские тарикаты, вследствие того, что шейхи, возглавлявшие тарикат, не имели шариатских познаний, а другими словами, не имели права занять это почетное место.

Далее:
1- Этот шейх аль-Уфи, шейх какого тарикъата?
2- Буты после этого, поспешил стать мюридом этого Шейха?
3- В конце встречи почему Буты не целует руку Шейха, раз по твоему он считает его истинным Шейхом, за которым он должен следовать, ведь так положено мюриду?
4- Веди себя нормально усей, а то ты похож на сектанта 🙂

Новость об убийстве Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути в ночь на пятницу облетела весь исламский мир. Сегодня с утра разговоры только об этом. Я нахожусь далеко от Сирии, но получил не один звонок и смс-сообщение в связи со случившимся. Как бы кто ни относился к шейху, его смерть – огромная утрата и трагедия для всех нас.

Аль-Бути входит в число самых крупных исламских богословов современности, наряду с Юсуфом аль-Кардави и Мухаммадом Салихом аль-Усаймином. Он был религиозным и интеллектуальным авторитетом в традиционном суннитском пространстве всего мира, но его книги читали и отдавали им должное последователи почти всех течений, включая салафитов. Правда, в последнее время доверие к нему упало из-за его выступлений с однозначной поддержкой правящего в Сирии режима.

Аль-Бути был неплохо известен в нашей стране. Несколько его крупных трудов переведены и опубликованы на русском языке. «Отрицание мазхабов» и «Салафия» в середине 2000-х увидели свет в издательском доме «Ансар», в котором я сам много лет проработал научным редактором. Помню, с каким интересом и предвкушением я открывал для себя тексты шейха. Для России его труды стали настоящим богословским прорывом.

Шейх аль-Бути пал жертвой ужасной сирийской войны, которая уже проглотила огромное число прекрасных сынов и дочерей благословенного Шама и грозит поглотить еще не меньше. Да, он стал частью этого противостояния. В своем недавнем обращении Аль-Бути с резкими выражениями набросился на повстанцев и дал самую высокую оценку асадовской армии.

Шейх был солдатом этой войны и погиб на ней. Сейчас уже не так важно, кто непосредственно убил его. Смертник из неконтролируемой основными силами оппозиции группировки; отчаявшийся одиночка, мстящий правящему режиму за разрушения и насилие; асадовские спецслужбы, которые решили сделать из богослова, уже высказавшего все, что им надо, мученика и дискредитировать повстанцев, как утверждает Свободная армия. В любом случае богослов – жертва этой страшной бойни.

Потеря для всей уммы

Это наша общая трагедия, боль всей уммы. Что есть такие войны (речь не только о Сирии), где молодые люди убивают маститых ученых, причем и те и другие искренне верят в свою правоту. Что мы не можем защитить своих духовных авторитетов, и они становятся игрушками в руках коррумпированных правителей и иностранных манипуляторов. Исламский мир серьезно болен, и нет конца и края потоку «взаимных болей, бед и обид»…

Мухаммад аль-Бути до конца сохранял лояльность властям Сирии. Более того, он активно поддерживал режим. Еще в 1982 он давал фетву Хафизу Асаду на подавление восставшей Хамы, которую отец нынешнего президента сравнял с землей, повергнув весь мир в шок масштабом жесткости. А в 2000 Аль-Бути возглавил погребальную молитву за ним.

Уровень знаний Аль-Бути признавали все. Его политические взгляды одобряло гораздо меньше людей, особенно после начала волнений в Сирии. Единомышленники даже упрекали богослова в том, что своей поддержкой Асада он дискредитирует ортодоксальный суннитский Ислам, ашаритскую акыду и суфизм.

Когда имамы Абу Ханифа и Ахмад ибн Ханбаль отказались сотрудничать с неправедными властителями, те подвергли их жесточайшим мучениям и издевательствам. Времена тех ученых давно минули.

Шейх Мухаммад не пошел против сирийского режима, хотя, наверное, тоже понимал его преступную сущность. Может быть, он считал свое решение наименьшим злом. В сложившихся условиях авторитарного национал-социалистического режима во главе с алавитской верхушкой Аль-Бути многое сделал для сохранения и развития Ислама в Сирии. Ему лично принадлежит большая заслуга в открытии множества школ. Он сумел в свое время убедить Хафиза Асада в том, что это не повредит его власти. Сегодня же Аль-Бути обосновывал свои призывы стремлением прекратить смуту, насилие и войну.

Инна лиЛляхи ва инна иляйхи раджиун! Воистину все мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся!

ИншаАллах, устаз Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути стал шахидом. Давайте помнить, что Всевышний всем воздает по намерениям.

Абдулла Ринат Мухаметов, журналист, кандидат политических наук.

Известный всему миру, один из крупнейших исламских ученых современности, «отец алимов Шама», устаз, доктор Мухаммад Саид Рамадан аль - Бути родился в 1929 году в деревне Джилка на острове Бутан на границе Турции и Ирака. В четыре года он эмигрировал в Дамаск вместе с отцом шейхом Муллой Рамаданом, благочестивым богословом и аскетом, курдом по происхождению.

Окончив учебу в Институте исламского руководства в Дамаске, шейх Мухамад Саид Рамадан поступает на факультет религии во всемирно известный исламский университет «Аль - Азхар» в Каире, где в 1955 году получает международное свидетельство. В следующем году, он поступает на факультет арабского языка в «Аль - Азхар», где в конце года также получает диплом.

В 1960 году, будучи уже деканом факультета религии Дамаского университета направлен в «Аль - Азхар» для получения степени доктора мусульманского права, сертификат о получении которой ему вручается в 1965 - м. В том же году шейх назначен преподавателем в колледж права при Дамаском университете, затем его представителем и позже деканом этого колледжа. Затем д- р Мухаммад Саид Рамадан аль - Бути становится главой кафедры верований и религий факультета мусульманского права в Дамаском университете.

Помимо арабского он в совершенстве владеет курдским и турецким языками, а также в достаточной степени английским. Шейх - участник многих международных конференций и симпозиумов, связанных с различными ветвями исламской культуры в арабских, исламских, европейских и американских странах. В настоящее время он является членом Королевского общества исламских исследований цивилизации в Аммане, Иордания, членом Высшего совета Оксфордской академии в Великобритании, членом Высшего консультационного совета фонда «Таба» в Абу- Даби, ОАЭ.

Шейх - автор, по меньшей мере, шестидесяти книг по наукам религии, литературы, философии и социологии, проблем цивилизации и другим актуальным темам. Работы шейха отличает детальнейшая проработка нюансов исламского богословия, глубокое внимание к ашаритскому каламу, тасаввуфу, шафиитскому фикху и суннитскому манхаджу. Среди его работ особенно можно выделить такие книги, как «Кубра аль - Йакынийят аль - Каунийя», «Аль - Мазахиб ат - Таухидийя ва Фалясафат аль - Му’асыра», «Фикх ас- Сират», «Аль - Джихад фи аль - Ислам», «Завабид аль - Масляха», «Фикх ас- Сира ан - Набавийя», «Завабид аш - Шари’ати фи Шари’ати аль - Исламийяти», «Мин Рава’и аль - Куран», «Ма’а ан - Нас», «Манхадж аль -Хадара аль- Инсанийя фи аль - Куран», «‘Али Тарик аль - Ауда иля аль - Ислам».

Ему принадлежит также сочинение «Ля мазхабийя» (в русском переводе - «Путь размечен. Отказ от мазхабов - опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому Шариату») , в котором шейх воспроизводит заменитую дискуссию с Насируддином аль - Албани по вопросу о безмазхабности. Это одна из книг шейха, уже доступных читателю из России. На Западе многие книги шейха Мухаммада Саида Рамадана аль - Бути переведены на европейские языки и пользуются большой популярностью.

Доктор аль - Бути регулярно публикует статьи на исламские темы на нескольких принадлежащих ему сайтах, в газетах и журналах, включая ответы на большое количество вопросов, которые он получает. Кроме того он дает консультации и фетвы всем обращающимся к нему людям, тем самым помогая решать их насущные проблемы. Практически каждый день он читает лекции в мечетях Дамаска и других городов Сирии, которые посещают тысячи мужчин и женщин.

21 марта 2013 года, в ночь на пятницу, в результате взрыва, прогремевшего в одной из мечетей, расположенной на севере Дамаска, стал шахидом один из выдающихся учёных-богословов современности Мухаммад Саид Рамазан Аль-Бути.

Согласно данным полиции, взрывное устройство было приведено в действие смертником в тот момент, когда шейх Аль-Бути проводил урок для прихожан мечети. В общей сложности, жертвами теракта стали 21 человек.

В связи с трагедией, один из известнейших учёных Сирии Мухаммад Якуби сделал заявление: «С большой печалью мы встретили известие о том, что крупный учёный-богослов, доктор Саид Рамазан Аль-Бути, сегодня пал мучеником в результате подрыва машины в Дамаске.