Rome total war attila энциклопедия. Энциклопедия

Игровой сериал Total War был основан в 2000 году. Бессменным создателем игр серии является британская контора The Creative Assembly, которая в 2005 году была приобретена фирмой Sega , ставшей с того времени издателем всех новых проектов линейки Total War.

Особенности сериала

Игры серии Total War представляют собой сплав глобальной пошаговой стратегии с тактическими боями в реальном времени. Как правило, игрок руководит кланом, родом или государством, которым принадлежат определенные территории и ресурсы. Отстраивая города, развивая их инфраструктуру, игрок получает возможность производить более мощные боевые единицы, используемые при захвате вражеских территорий или обороне собственных земель. Помимо агрессивных методов расширения владений имеется большое количество дипломатических и шпионских возможностей: противника можно подкупить, его верного генерала - убить, богатый город предать огню. Линейка Total War по праву считается одной из немногих оставшихся по сей день истинно PC-эксклюзивных игр: богатые тактические и стратегические возможности, передовая графика, многоуровневый игровой процесс и, в определенном смысле, историчность происходящего на экране исправно подогревают интерес игровой общественности к этому сериалу.

Игры серии

Shogun: Total War

Первая игра серии вышла в 2000 году, во времена, когда тактические стратегии в реальном времени были еще очень популярны (например, Myth 2). Но помимо отличной тактической составляющей игра предлагала великолепный глобальный режим, в рамках которого игрок мог управлять подвластными ему провинциями, вести дипломатические переговоры и т. п. В Shogun: Total War игроку предстоит перенестись в Японию XVI века - эпоху воюющих провинций - и стать лидером одного из семи воинственных домов. Конечная цель игры - провозглашение себя сёгуном. Особенностью этой, а также нескольких последующих игр серии, является то, что солдаты в тактическом режиме представлены спрайтами.

Mongol Invasion

Дополнение к Shogun: Total War, посвященное вторжению монголов в Японию.

Medieval: Total War

Спустя два года после Shogun вышла Medieval - игра, посвященная средневековой Европе. Количество доступных фракций, возможных верований и тактических уловок значительно увеличилось. Внешне игра весьма похожа на предшественницу, но многие игровые моменты были серьезно переработаны с учетом особенностей выбранного временного периода. В дальнейшем эта черта каждой новой игры серии - присутствие в ней каких-то элементом, ассоциируемых исключительно с указанной эпохой - станет одной из главных особенностей сериала. Например, в Medieval большое влияние на католические державы оказывает Папа Римский. Это была первая игра серии, которая была выпущена в России на русском языке фирмой

Viking Invasion

Дополнение к Medieval, по своей сути очень похожее на Mongol Invasion: викинги вторгаются в Британию. На русском языке, в отличие от оригинала, не выпускалось.

Rome: Total War

Революционная игра, вероятно, поспособствовавшая еще большей популяризации линейки Total War, вышедшая в 2004 году. Это первая игра серии, выполненная в полном 3D. Глобальная карта теперь также трехмерна, а армии передвигаются непосредственно по проложенным дорогам. Теперь на территории провинции может находиться вражеская боевая единица (причем о ее присутствии можно и не знать), а армию противника можно в буквальном смысле обложить союзными войсками. Построенные в городах объекты отображаются во время штурма соответствующих городов. Для римских фракций роль Папы из предыдущей игры серии выполняет сенат Рима. У генералов и агентов появилась свита: за выполнение каких-либо действий (например, если генерал крайне успешно ведет наступательную войну) ваш подчиненный получает в качестве члена свиты какого-нибудь персонажа, изменяющего его характеристики.

Barbarian Invasion

Дополнение к Rome, по сути похожее на предыдущие дополнения в серии, однако гораздо более глобальное по своей сути. Действие происходит во времена заката Римской империи. Игрок может возглавить одну из Римских империй (Западную или Восточную) и постараться вернуть былое могущества Рима. Или же примерить на себя роль лидера одного из кочевых племен и помочь Риму навсегда кануть в Лету. Существенно переработаны все аспекты игры. Например, некоторые фракции после потери своей последней провинции превращаются в орду: несколько огромных армий, которые сметают все на своем пути. Если уничтожить лидеров орды, то фракция будет уничтожена. Появились ночные бои и религия.

Alexander

Второе дополнение к Rome. Игроку предлагается примерить на себя роль Александра Македонского и за ограниченный период времени захватить большое количество городов. Нововведений фактически нет, заметно урезаны многие игровые аспекты, карта мира представлена по большей части Азией. Это единственная игра серии со времен Rome, которая не была переведена на русский язык и вообще не издавалась в России.

Medieval II: Total War

Продолжение Medieval (причем скорее развитие ее концепции, нежели полноценный сиквел, уже хотя бы потому, что игра охватывает примерно тот же временной период, что и первая игра), вышедшее в 2006 году. Как обычно, разработчики произвели огромное количество изменений: графика стала заметно лучше, поселения бывают двух типов (города приносят больший доход, замки - лучшие войска), за один ход (в зависимости от уровня развития поселения) можно произвести более одной боевой единицы в одном поселении. На глобальной карте появились значки уникальных ресурсов. Если к таком ресурсу подвести торговца, то он начнет коммерческую деятельность, что приведет к дополнительным финансовым поступлениям в казну игрока. Купцы могут разорять друг друга. Католические фракции могут быть призваны под знамена крестового похода. Те, кто принимают крест, получают возможность достаточно дешево приобрести специальные (и весьма мощные) войска. Те, кто не прислушиваются к мольбам или приказам Папы Римского рискуют потерять его расположение со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Kingdoms

Дополнение к игре, представляющее собой набор из четырех уникальных кампаний: условия игры на каждой абсолютно разные, хотя глобальные карты значительно меньше, чем в оригинале. Кампании посвящены завоеванию Америки, деятельности тевтонцев в Восточной Европе (с возможностью игры за Русь), крестовым походам, междоусобным войнам в Британии.

Empire: Total War

Первая игра серии, целиком и полностью посвященная сражениям с применением преимущественно огнестрельного оружия, что соответствующим образом сказалось на тактике ведения боев. Empire вышла в 2009 году и охватывает события XVIII века. Изменений в игровом процессе - огромное количество. Например, строения в провинциях находятся не только в городах (то есть, центре провинции), но и в мелких поселениях вокруг. Действие игры происходит на территории Европы, Азии и Америки. Впервые в истории Total War появилась возможность руководить флотом во время сражения. Появилось дерево технологий: новые технологии появляются не в связи с каким-то историческим событием, но по той причине, что игрок уделяет внимание развитию науки. Именно со времен Empire нормой для серии стало появление большого количества дешевых DLC, представляющих собой, например, новый тип солдат.

Warpath Campaign

По сути дела - обычное DLC, тем не менее, заслужившее звание «адд-он» за счет своего размера. Игроку предлагается более подробная карта Америки, на которой разворачиваются бои между местным населением и колонизаторами из Европы.

Napoleon: Total War

По сути - независимое дополнение к Empire, тем не менее отчего-то заслужившее титул (и ценник) самостоятельной игры. Впервые появился полноценный сюжет - последовательность сценариев, посвященных судьбы Наполеона. Хотя многие аспекты Empire были существенно переработы, в целом Napoleon уже не производит такого впечатления как предшественница.

The Peninsular Campaign

DLC к Napoleon, являющееся по сути дополнением.

Total War: Shogun 2

По сути - ремейк самой первой игры серии. Игроку вновь предлагается возглавить воинственный клан (по умолчанию предлагается выбор из девяти домов) и стать сёгуном. Упор вновь делается именно на рукопашные схватки, но значение крепостей, которые играли огромную роль в обороне провинций в Rome и Medieval 2, сведено на нет тем фактом, что во время штурма войскам фактически не нужны осадные орудия и приспособления. Помимо стандартного (после Empire) научного древа, игроку предлагается самостоятельно выбирать направление дальнейшего развития своего генерала, то есть элемент ролевой игры стал еще заметнее, чем прежде. В целом, игра во многом походит на Shogun образца 2000 года, за исключением, естественно, невероятно качественной графики.

Другие игры

Spartan: Total Warrior

Европейская обложка PS2-версии игры. В нижнем левом углу можно увидеть логотип линейки Total War, исправленный с учетом жанра Spartan

Провальный spin-off, созданный эксклюзивно для приставок в жанре 3D Action . Представляет собой нечто вроде God of War с поправкой на слабое исполнение.

  • В Total War нельзя переименовывать или создавать города. Поэтому в Empire Санкт-Петербург существует уже в 1700 году и принадлежит шведам.
  • Разработчики сериала Total War периодически почему-то пытаются избавиться от ярлыка производителей лучших глобальных стратегий: если не считать убогой попытки развить линейку глобальных стратегий в неожиданно несерьезном направлении, главным провалом The Creative Assembly является мультиплатформенная игра Stormrise (требующая на ПК ОС не ниже

Если бы Attila не называлась так, как есть, она бы называлась Total War: Rome 3. Несмотря на свою напускную обособленность, новая часть прославленного стратегического сериала выглядит и воспринимается в первую очередь именно как сюжетный и идейный продолжатель «римской» ветки. Игра переносит нас в IV век нашей эры, когда неудержимая орда гуннов прокатилась по Европе, поставив на колени некогда могучую Римскую империю. Это времена Великого переселения, когда многие племена, подгоняемые резким похолоданием и все теми же гуннами, были вынуждены покинуть свои родные края и двинуться вглубь континента. Темный и мрачный период, в который вам предстоит вступить в качестве лидера одного из народов и попытаться либо повторить известную историю, либо переписать ее.

Для тех, кто в Total War никогда раньше не играл, заготовлена пара небольших обучающих миссий, в которых подробно рассматриваются все основные элементы управления нацией - тактические сражения в реальном времени, развитие городов, династическая возня и прочее. Ветеранам, впрочем, тоже неплохо было бы обратить на них внимание, дабы ознакомиться со всеми - увы, немногочисленными - нововведениями в относительно спокойной обстановке. Потому как стоит запустить большую кампанию - и времени «вливаться» уже не будет: там сразу же начинается бескомпромиссная война.


Аттила Завоеватель собственной персоной

Причем совершенно неважно, кого вы выбрали: одну из двух половинок развалившейся Римской империи, восточные державы или какой-то из кочевых народов - всем будет очень грустно и непросто, правда, по разным причинам. Так, осколки Империи изначально являются огромными развитыми государствами, не знающими покоя от внутренних раздоров и многочисленных варварских племен, которые нагло без устали лезут на их территории. И если Византии приходится чуть попроще благодаря сильной экономике и мощной армии, то правители загнивающей Западной Римской империи чуть ли не каждый новый ход встречают с радостью. Ни о каком развитии или, упаси боже, экспансии тут и речи не идет - лишь бы продержаться, лишь бы выжить.

Кочевники живут заметно активнее. Стационарных поселений они не имеют в принципе, но зато каждая армия может встать лагерем для тренировки новобранцев и прочей «управленческой» мишуры. Игра за варваров предполагает единственно верным агрессивный стиль - это значит постоянные набеги, грабежи и убийства. В отличие от, так сказать, «территориально оформившихся» наций, игрок-кочевник обладает куда большей свободой воли - к земле его ничего не привязывает, поэтому скакать можно куда угодно.


В игре появилась возможность не только грабить захваченные города, но и полностью уничтожать их

Есть еще нации, представляющие собой нечто среднее, более классическое, но в любом случае абсолютно все равны перед лицом природы. Со временем в мире становится все холоднее, посевы мерзнут, люди гибнут - как будто других проблем и так мало. Все эти перечисленные факторы вместе придают Total War: Attila более мрачную, нежели у предшественниц, атмосферу, а фокус игрового процесса еще дальше смещается от развития государства в сторону войны.

Тактические бои всегда были главной радостью и гордостью поклонников Total War. Сражаться здесь увлекательно и сложно одновременно. Командование большими разномастными армиями требует известных навыков микроконтроля и умения грамотно анализировать обстановку. Главным же нововведением по части военного дела, представленным в Attila, можно смело назвать динамическое пламя. Неосторожно выпущенная огненная стрела поджигает траву, ветер разносит жар все дальше, загораются деревянные дома - и вот уже пылает весь хутор. Красивое, непредсказуемое и смертельно опасное зрелище.

Немаловажным аспектом, который в новой части наконец реализовали в должной мере, стало управление династией. Политика - это всегда дело скользкое, и даже самые близкие друг другу люди, будь то дети, жены или отцы, могут ополчиться друг против друга, когда речь идет о власти. Повлиять на плюрализм мнений в династии может абсолютно любое событие, а узнать, что некогда лояльный губернатор провинции обиделся и поднял восстание, будет как минимум неприятно. Так что не забывайте приглядывать за родственниками - и пользы, и бед они могут принести ой как немало.


Без должного контроля любая битва быстро превратится в свалку

Отдельным пунктом стоит отметить поразительную работоспособность игры в целом и ее оптимизацию в частности. После печального опыта с Rome 2 от Attila можно было ожидать вообще чего угодно, но, к счастью, все оказалось очень неплохо. За несколько десятков часов игра ни разу не вылетела, не повесилась и не загрузила систему до нерабочего состояния. Конечно, трудиться еще есть над чем, и в ближайшем будущем можно ожидать вереницу патчей, но прогресс по сравнению с предшественником все равно налицо.

Creative Assembly, как и всегда, прекрасно отработала свою обязательную программу. В основе Attila лежат те же самые механики, что и в Rome 2, но углубленные и дополненные, что делает ее немного увлекательнее предшественницы. Кроме того, определенный шарм проекту придает и мрачная стилистика эпохи. И теперь становится особенно интересно, что разработчики будут делать со следующей игрой серии, действие которой наверняка развернется в фэнтези-вселенной Warhammer. Не скованные больше историческими реалиями нашего мира, решатся ли они на какие-нибудь радикальные перемены? Привычная формула, конечно, хороша, но свежая струя серии точно не помешает.

Достоинства:

  • удачно выбранный временной отрезок;
  • нации и племена всерьез отличаются друг от друга;
  • высокая сложность.

Недостатки:

  • бесполезная внутриигровая энциклопедия;
  • порой сложность излишне высока.

Графика 8

Если на глобальной карте все более-менее сносно, без особых похвал и претензий, то тактические бои хороши в первую очередь высокой детализацией армий и разнообразием моделей воинов. И «живой» огонь, разумеется, выглядит будь здоров.

Звук 9

Аутентичные композиции неплохо дополняют происходящую на экране дележку мира. А вести огромные армии в бой под что-нибудь бодрящее - так вообще одно удовольствие.

Одиночная игра 8

Кампанию Attila можно обвинить в навязывании игрокам определенных стилей прохождения - дерзкий за варваров, оборонительный за Рим и так далее. Но это не отменяет того факта, что бороться за выживание своего народа в мрачные времена увлекательно до чертиков.

Коллективная игра 8

Все то же самое, что и в одиночном режиме, только с другом. Но, задумывая партию на двоих, не забудьте, что Attila, как и ее сестры по жанру, требует очень много свободного времени.

Общее впечатление 8

Attila - типичная Total War со всеми ее основными достоинствами и недостатками. В таких условиях выигрышными факторами становятся антураж темного периода Великого переселения и ряд приятных мелочей, которые неизменно добавляют в каждую новую игру серии.

Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo E6850 3,0 ГГц/AMD Athlon II X3 455 3,3 ГГц, 3 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 512 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 8800 GTS/AMD Radeon HD 2900 XT, 35 Гбайт свободного места на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись Steam Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i5-2500T 2,3 ГГц/AMD Phenom II X4 975 3,6 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 560 Ti/AMD Radeon HD 5870 Дата выхода 17 февраля 2015 года Возрастной ценз от 13 лет Платформы PC, Mac Официальный сайт

Если бы Attila не называлась так, как есть, она бы называлась Total War: Rome 3. Несмотря на свою напускную обособленность, новая часть прославленного стратегического сериала выглядит и воспринимается в первую очередь именно как сюжетный и идейный продолжатель «римской» ветки. Игра переносит нас в IV век нашей эры, когда неудержимая орда гуннов прокатилась по Европе, поставив на колени некогда могучую Римскую империю. Это времена Великого переселения, когда многие племена, подгоняемые резким похолоданием и все теми же гуннами, были вынуждены покинуть свои родные края и двинуться вглубь континента. Темный и мрачный период, в который вам предстоит вступить в качестве лидера одного из народов и попытаться либо повторить известную историю, либо переписать ее.

Для тех, кто в Total War никогда раньше не играл, заготовлена пара небольших обучающих миссий, в которых подробно рассматриваются все основные элементы управления нацией — тактические сражения в реальном времени, развитие городов, династическая возня и прочее. Ветеранам, впрочем, тоже неплохо было бы обратить на них внимание, дабы ознакомиться со всеми — увы, немногочисленными — нововведениями в относительно спокойной обстановке. Потому как стоит запустить большую кампанию — и времени «вливаться» уже не будет: там сразу же начинается бескомпромиссная война.

Аттила Завоеватель собственной персоной

Причем совершенно неважно, кого вы выбрали: одну из двух половинок развалившейся Римской империи, восточные державы или какой-то из кочевых народов — всем будет очень грустно и непросто, правда, по разным причинам. Так, осколки Империи изначально являются огромными развитыми государствами, не знающими покоя от внутренних раздоров и многочисленных варварских племен, которые нагло без устали лезут на их территории. И если Византии приходится чуть попроще благодаря сильной экономике и мощной армии, то правители загнивающей Западной Римской империи чуть ли не каждый новый ход встречают с радостью. Ни о каком развитии или, упаси боже, экспансии тут и речи не идет — лишь бы продержаться, лишь бы выжить.

Кочевники живут заметно активнее. Стационарных поселений они не имеют в принципе, но зато каждая армия может встать лагерем для тренировки новобранцев и прочей «управленческой» мишуры. Игра за варваров предполагает единственно верным агрессивный стиль — это значит постоянные набеги, грабежи и убийства. В отличие от, так сказать, «территориально оформившихся» наций, игрок-кочевник обладает куда большей свободой воли — к земле его ничего не привязывает, поэтому скакать можно куда угодно.

В игре появилась возможность не только грабить захваченные города, но и полностью уничтожать их

Есть еще нации, представляющие собой нечто среднее, более классическое, но в любом случае абсолютно все равны перед лицом природы. Со временем в мире становится все холоднее, посевы мерзнут, люди гибнут — как будто других проблем и так мало. Все эти перечисленные факторы вместе придают Total War: Attila более мрачную, нежели у предшественниц, атмосферу, а фокус игрового процесса еще дальше смещается от развития государства в сторону войны.

Тактические бои всегда были главной радостью и гордостью поклонников Total War. Сражаться здесь увлекательно и сложно одновременно. Командование большими разномастными армиями требует известных навыков микроконтроля и умения грамотно анализировать обстановку. Главным же нововведением по части военного дела, представленным в Attila, можно смело назвать динамическое пламя. Неосторожно выпущенная огненная стрела поджигает траву, ветер разносит жар все дальше, загораются деревянные дома — и вот уже пылает весь хутор . Красивое, непредсказуемое и смертельно опасное зрелище.

Немаловажным аспектом, который в новой части наконец реализовали в должной мере, стало управление династией. Политика — это всегда дело скользкое, и даже самые близкие друг другу люди, будь то дети, жены или отцы, могут ополчиться друг против друга, когда речь идет о власти. Повлиять на плюрализм мнений в династии может абсолютно любое событие, а узнать, что некогда лояльный губернатор провинции обиделся и поднял восстание, будет как минимум неприятно. Так что не забывайте приглядывать за родственниками — и пользы, и бед они могут принести ой как немало.

Без должного контроля любая битва быстро превратится в свалку

Отдельным пунктом стоит отметить поразительную работоспособность игры в целом и ее оптимизацию в частности. После печального опыта с Rome 2 от Attila можно было ожидать вообще чего угодно, но, к счастью, все оказалось очень неплохо. За несколько десятков часов игра ни разу не вылетела, не повесилась и не загрузила систему до нерабочего состояния. Конечно, трудиться еще есть над чем, и в ближайшем будущем можно ожидать вереницу патчей, но прогресс по сравнению с предшественником все равно налицо.

Creative Assembly, как и всегда, прекрасно отработала свою обязательную программу. В основе Attila лежат те же самые механики, что и в Rome 2, но углубленные и дополненные, что делает ее немного увлекательнее предшественницы. Кроме того, определенный шарм проекту придает и мрачная стилистика эпохи. И теперь становится особенно интересно, что разработчики будут делать со следующей игрой серии, действие которой наверняка развернется в фэнтези-вселенной Warhammer. Не скованные больше историческими реалиями нашего мира, решатся ли они на какие-нибудь радикальные перемены? Привычная формула, конечно, хороша, но свежая струя серии точно не помешает.

Достоинства:

  • удачно выбранный временной отрезок;
  • нации и племена всерьез отличаются друг от друга;
  • высокая сложность.

Недостатки:

  • бесполезная внутриигровая энциклопедия;
  • порой сложность излишне высока.
Графика Если на глобальной карте все более-менее сносно, без особых похвал и претензий, то тактические бои хороши в первую очередь высокой детализацией армий и разнообразием моделей воинов. И «живой» огонь, разумеется, выглядит будь здоров. 8
Звук Аутентичные композиции неплохо дополняют происходящую на экране дележку мира. А вести огромные армии в бой под что-нибудь бодрящее — так вообще одно удовольствие. 9
Одиночная игра Кампанию Attila можно обвинить в навязывании игрокам определенных стилей прохождения — дерзкий за варваров, оборонительный за Рим и так далее. Но это не отменяет того факта, что бороться за выживание своего народа в мрачные времена увлекательно до чертиков. 8
Коллективная игра Все то же самое, что и в одиночном режиме, только с другом. Но, задумывая партию на двоих, не забудьте, что Attila, как и ее сестры по жанру, требует очень много свободного времени. 8
Общее впечатление Attila — типичная Total War со всеми ее основными достоинствами и недостатками. В таких условиях выигрышными факторами становятся антураж темного периода Великого переселения и ряд приятных мелочей, которые неизменно добавляют в каждую новую игру серии. 8