С 56 подводная лодка модель.

Сегодня углубимся в историю, в 40е года 20 века, а именно в время Великой Отечественной Войны. Небольшой рассказ про подводную лодку С-56. Интерес возник из-за увиденных в интернете фотографий, на которых 21 июля 1942 года была запечетлена встреча подводной лодки в Полярном. Почитайте, кто осилит весь текст, тот молодец!

Заложена 24 ноября 1936 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде под стапельным номером 405. Секциями по железной дороге корабль перевезен во Владивосток, где на заводе № 202 (Дальзавод им. Ворошилова) произведена его сборка. 25 декабря 1939 года подводная лодка спущена на воду, 20 октября 1941 года вступила в строй и 7 ноября 1941 года под командованием капитан-лейтенанта (затем капитана 3 ранга, капитана 2 ранга) Щедрина Григория Ивановича вошла в состав Тихоокеанского флота.

Торжественная встреча «С-56» в Полярном.


сентября 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение об усилении Северного флота за счет перевода с Тихого океана шести подводных лодок. В их число вошли два «Ленинца» («Л-15» и «Л-16») и четыре недавно вступившие в строй «эски» 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ТОФ: «С-51», «С-54», «С-55» и «С-56». Подводные лодки отправлялись парами. Общее руководство переходом возложено на командира 3-го дивизиона ПЛ капитана 1 ранга А.В. Трипольского (шел на борту «С-51»). Кроме того, по подводным лодкам были распределены дивизионные специалисты, исполняющие обязанности вахтенных офицеров. На «С-56» шел дивизионный связист Л.В. Бондарюк.

Торжественное построение экипажа «С-56» для награждения.

6 октября 1942 года подводные лодки «С-51» и «С-56» покинули Владивосток. Переход проходил по маршруту: Владивосток - Петропавловск-Камчатский - Датч-Харбор - Сан-Франциско - Коко-Соло (Панамский канал) - Гуантанамо - Галифакс - Розайт - Лервик - Полярное. В пути подводные лодки дважды выдержали сильный шторм, в результате «С-56» пришлось задержаться в Галифаксе и Розайте для проведения аварийного ремонта.

Командир «С-56» Г.И.Щедрин

Наконец, 8 марта 1943 года в районе Териберки «С-56» встретили эсминец «Валериан Куйбышев», сторожевой корабль «Гроза» и сопроводили в Полярное. За время 153-суточного перехода субмарина прошла два океана и девять морей (Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево), провела в море 67 суток, пройдя 16632 мили (в том числе 113 под водой). В этот же день «С-56» включена в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ СФ.

Подводная лодка «С-56». Полярный, 1944 г. Слева сторожевой корабль типа «Ураган».

После навигационного ремонта и традиционной сдачи зачетов вечером 31 марта «С-56» вышла в район мыса Нордкап (позиция № 4). Обеспечивал боевой дебют субмарины командир 2-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга А.В. Трипольский. В ночь на 6 апреля подводная лодка в районе мыса Маккаур произвела высадку на побережье противника разведгруппы из четырех человек, а 10 апреля произвела свою первую торпедную атаку. Вражеский конвой был обнаружен подводной лодкой у мыса Слетнес. «С-56» выпустила две торпеды из кормовых аппаратов по судну, оцененному командиром субмарины в 8000 тонн. Спустя две минуты акустик подлодки доложил, что зафиксировал взрыв, который слышал так же личный состав I и II отсеков. Через 25 минут, осматривая горизонт в перископ, командир субмарины обнаружил судно без хода. При повторном осмотре через полчаса цель не обнаружена; транспорт посчитали уничтоженным. Германский конвой не заметил атаку подлодки; несколько удаленных взрывов, принятых подводниками за признаки сброса глубинных бомб, скорее всего, относятся к неудачной атаке конвоя авиацией СФ.

Торжественная встреча «С-56» в Полярном.Возможно, 21 июля 1943 года.

Вторая атака состоялась днем 14 апреля у мыса Нолнес. Подводная лодка встретила довольно крупный конвой шедший в западном направлении, но при выходе в атаку была обнаружена кораблями эскорта и, уклоняясь от них, была вынуждена пересечь курс каравана, выходя в точку залпа кормовыми торпедными аппаратами. Предупрежденные о присутствии субмарины суда конвоя сумели уклониться от торпед, одна из которых прошла всего в 10 метрах от парохода «Детлеф». Вскоре она взорвалась на мелководье, что на «С-56» было принято за признак поражения цели. Сторожевые корабли противника начали преследование подводной лодки, сбросив 11 глубинных бомб, но, так как гидроакустический контакт с субмариной наладить не удалось, они вернулись к охраняемым судам. «С-56», получившая при уклонении от вражеских кораблей трещину в шве одной из топливно-балластных цистерн вечером 17 апреля отозвана в базу и вскоре прибыла в Полярное.

Торжественная встреча «С-56» в Полярном.Возможно, 21 июля 1943 года

Реальный успех принес второй боевой поход субмарины. С вечера 16 мая «С-56» патрулировала район позиции № 4 у мыса Нордкин. Ждать пришлось недолго. Уже утром 17 мая у мыса Нолнес подводная лодка обнаружила шедший в восточном направлении конвой в составе двух танкеров и транспорта под охраной сторожевых кораблей. «С-56» произвела залп из носовых торпедных аппаратов по транспорту и створившемуся с ним танкеру с расчетом поразить сразу две цели. Одна из торпед попала в пароход «Вартеланд» («Wartheland», 3678 брт), но не взорвалась, зато другая поразила танкер «Ойроштадт» («Eurostadt», 1118 брт) который вез 1280 тонн горючего. Танкер быстро затонул, оставив на поверхности воды пятно горящей нефти, что дало подлодке время уйти на глубину, пока сопровождавшие конвой охотники «Uj-1206», «Uj-1212» и тральщик «M-343» начали поиск субмарины. Немецким охотникам удалось установить гидроакустический контакт с подводной лодкой, после чего они шесть часов преследовали ее, сбросив на безопасном удалении от корабля 60 глубинных бомб. При сбрасывании последней серии с охотников наблюдали взрыв большой силы, что было принято за признак уничтожение субмарины.

Подготовка одной из «эсок» СФ к боевому походу. Погрузка продовольствия.

Вскоре подводники, всплыв на перископную глубину, смогли наблюдать за результатом своей работы - огромный столб дыма. Это все, что осталось от танкера; примерно такую же картину наблюдали и советские самолеты-разведчики, летавшие в этом районе. Когда утром 29 мая «С-56» прибыла в Полярное, ее ждала торжественная встреча. Нужно отметить, что атака «С-56» 17 мая 1943 года стала единственной результативной атакой советской подводной лодки в Великой Отечественной войне, когда торпедным залпом были поражены (хотя одна торпеда не взорвалась) сразу две цели. Остальные заявления ряда командиров подводных лодок о «дуплете» впоследствии не нашли подтверждения.

Торпедисты «С-56». Слева направо: старшина группы Ф. Павлов, И.Г. Лемперт, командир БЧ-2-3 лейтенант А.А. Рогов, командир отделения А.С. Магдалинин и Новиков М.И., 1945г.

Третий боевой поход «С-56» стал не менее успешным, чем предыдущий. На исходе 13 июля подводная лодка заняла позицию № 3 в районе мыс Нордкап - мыс Сейбунес. В ранние часы 17 июля в точке 71°07" с.ш.; 28°22" в.д. подводная лодка обнаружила небольшой конвой, на деле оказавшимся отрядом боевых кораблей. Минные заградители «Бруммер» и Остмарк» в сопровождении тральщиков возвращались с минной постановки. Как и в прошлый раз, подлодка производила залп с расчетом поразить две цели. Четыре торпеды были выпущены с дистанции 2,5 и 7-8 кбт, а через 18 и 50 секунд на подлодке зафиксировали 2 сильных взрыва, еще два глухих взрыва было отмечено через три минуты. Минный заградитель «Остмарк» сумел вовремя заметить опасность и увернуться от торпеды, но тральщик «М-346» этого сделать не успел и поймал сразу две. Несмотря на то, что в момент атаки подводной лодки на тральщиках исправно работали шумопеленгаторы и гидролокаторы, субмарина так и не была ими обнаружена. Подобрав из воды переживших гибель корабля (на «М-346» погибло 32 моряка) немцы спешно покинули место боя.

Командный состав «С-56», 1944 г. Второй слева командир подлодки капитан 2 ранга Г.И. Щедрин, четвертый - старпом старший лейтенант Е.Г. Хрусталёв, рядом с ним командир БЧ-3 лейтенант А.А. Рогов.

Продолжая крейсерство, вечером 19 июля в районе Гамвика «С-56» по данным гидроакустики атаковала групповую цель. Визуально элементы движения кораблей и их количество мешал определить густой туман. Атака проводилась кормовыми торпедными аппаратами; дистанция до цели составляла 17 кбт. В таких условиях попадание могло произойти только чудом, и чудо произошло! Через две минуты на подлодке услышан отдаленный взрыв, свидетельство гибели сторожевого корабля «NKi-09» (мобилизованный рыболовный траулер «Алане»), перевозившего команду для поиска и уничтожения разведгруппы, высаженной «С-56» 6 апреля. Подводная лодка развернулась, и через 20 минут повторила атаку. На этот раз лимит чудес был исчерпан, торпеды прошли мимо цели.

Шифровальщик «С-56» В.И. Корзинкин и акустик К.И. Круглов, 1944 г.

Вскоре подлодка была отозвана в базу, и вечером 21 июля прибыла в Полярное, где тут же встала на текущий ремонт, который завершился только в конце 1943 года. В ходе ремонтных работ на подводной лодке установлена новая аккумуляторная батарея и гидролокатор «Дракон-129».

Четвертый боевой поход «С-56» состоялся в рамках операции «РВ-1». 18 января 1944 года субмарины вышла для действий в секторе № 3 в районе мыс Слетнес - Тана-фьорд. На борту подлодки находился начальник отдела подводного плавания штаба СФ капитан 1 ранга В.П. Карпунин. Уже на исходе 20 января «С-56» атаковала крупный конвой «Ki-103-Rf», включавший 11 транспортов. Караван был обнаружен внезапно на малой дистанции, поэтому залп проводился кормовыми торпедными аппаратами из надводного положения. Торпеды прошли мимо, а повторной атаке помешало знание того, что где-то рядом находится подводная лодка «С-102».

Подводная лодка «С-56».

Днем 22 января подводная лодка была вынуждена пропустить проходивший мимо конвой из-за невозможности в условиях шторма удержать корабль на перископной глубине, а на исходе 23 января сама субмарина чуть не стала жертвой противолодочных кораблей противника. «С-56» проводила поиск идя вдоль берега в надводном положении, когда обнаруживший ее сторожевик с небольшой дистанции выстрелил осветительным зарядом. Подводная лодка успела погрузиться, а сторожевики «V-6108» и «NKi-10» приступили к сбросу глубинных бомб. К счастью, преследование было недолгим. Появившийся советский самолет-разведчик заставил охотников вернуться к конвою.

Успешная атака состоялась только 28 января. В районе мыса Слетнес «С-56» кормовым залпом потопила транспорт «Хайнрих Шульте» («Heinrich Schulte», 1918 г., 5056 брт), шедший в балласте в составе западного конвоя. Сопровождавшие конвой большие охотники «Uj-1208», «Uj-1209» и «Uj-1212» так и не смогли наладить гидроакустический контакт с атаковавшей субмариной и ограничились сбросом на безопасном удалении от подлодки сковывающей серии глубинных бомб. Днем 4 февраля «С-56» благополучно вернулась в базу.

«С-56» в Кольском заливе, лето 1943 г. На заднем плане дымит дизелем «малютка» XII серии.

Наиболее трудным стало участие подводной лодки в операции «РВ-2». С утра 24 февраля субмарина патрулировала район мыса Слетнес (сектор «Ю»). Действия подлодки осложнялись дефектом левого гребного винта из-за чего нельзя было использовать левую линию вала. С утра 26 февраля на «С-56» начали отмечать отдаленные разрывы глубинных бомб, которые продолжали рваться и на следующий день. Подлодка, не зная причин их происхождения, проводила маневры уклонения. Почти двое суток она находилась под водой, не включая машинки регенерации воздуха. Ситуация осложнилась настолько, что командир подлодки разрешил беспартийным покинуть боевые посты; на вахту встали члены ВКП(б). Причиной таинственных взрывов стало прохождение северного конвоя «JW-57». Вечером 25 февраля немецкая подводная лодка «U-990» потопила почти со всем экипажем (спасено лишь 17 человек) британский эсминец «Mahratta», после чего корабли сопровождения, пока конвой 28 февраля не достиг Мурманска, проводили профилактический сброс глубинных бомб.

Наконец, утром 4 марта «С-56» обнаружила вражеский конвой. Атака проводилась в условиях плохой видимости. Субмарина проводила зарядку аккумуляторов, когда обнаружила что находится в середине походного ордера каравана. После срочного погружения подводной лодке из-за сложных погодных условий пришлось атаковать по акустическим пеленгам кормовыми торпедными аппаратами. Команда на пуск торпед по транспорту в 6000 тонн последовала в 04.16, но одна торпеда не вышла вовсе и застряла в торпедном аппарате, а вторая, видимо получив повреждения, взорвалась вскоре после пуска. Торпедисты решили избавиться от застрявшей в аппарате торпеды; для этого они без разрешения командира продули сжатым воздухом торпедный аппарат, в результате чего, корабль принял дифферент на нос и стал быстро погружаться. Провала на запредельную глубину удалось избежать, дав воздух в носовую группу цистерн, но после продувания части балласта подводная лодка начала стремительно всплывать и вскоре оказалась в зоне видимости охотников «Uj-1219» и «Uj-1220», сопровождавших конвой «Ki-109-Rf». «С-56» едва успела снова уйти под воду, как «Uj-1220» начал сброс бомб. К счастью, немецкие корабли не смогли наладить гидроакустический контакт, но четырех глубинных бомб вполне хватило: вышел из строя вытяжной вентилятор, повреждено освещение, разошлись швы на легком корпусе, надстройке, сорвано ограждение носовых горизонтальных рулей, вышел из строя ряд приборов, размещенных на мостике. Подлодка оторвалась от преследования; через четыре часа удалось выстрелить злополучную торпеду.

Рулевые-сигнальщики «С-56» Д.С. Подковырин и В.И Легченков, зима 1945 г.

Вернувшись в базу, «С-56» прошла докование, на подлодке был установлен стабилизатор глубины «Спрут».

Шестой боевой поход «С-56» начался вечером 16 мая. Подводная лодка вышла в район сектора № 02 (мыс Нордкин - Тана-фьорд) для действий по плану операции «РВ-4». Пожалуй, это было самое неудачное патрулирование «С-56». С самого начала подлодку преследовала плохая погода и неполадки с техникой. Едва прибыв на позицию, «С-56» была вынуждена ремонтировать зенитный перископ. Днем 26 мая подводная лодка провела безуспешный поиск экипажей «Бостонов» накануне сбитых в районе Тана-фьорда в бою с конвоем «Rp-120-Ki». В ночь на 30 мая на субмарине вышел из строя правый дизель, и ей пришлось вернуться в базу.

Экипаж «С-56». весна 1945 года. Нижний ряд слева направо:: электрик Сергей Андреевич Макаров; электрик Базелев, трюмный Михаил Александрович Оборин, старшина группы мотористов Юрий Григорьевич Елин, торпедист Иосиф Гдальевич Лемперт, моторист Василий Николаевич Коробкин, рулевой-сигнальщик Владимир Николаевич Немальцев, командир БЧ-4, старший лейтенант Евгений Григорьевич Хрусталев; старшина группы электриков Яков Кириллович Боженко; трюмный Арам Борисович Амбарьян; боцман Илья Дмитриевич Дорофеев; моторист Георгий Иванович Лебедев; штурманский электрик Сергей Иванович Мамонтов; командир подводной лодки Григорий Иванович Щедрин; электрик Наум Степанович Назаров; (?) ; командир БЧ-3 лейтенант Александр Алексеевич Рогов; командир отделения торпедистов Александр Сергеевич Магдалинин; механик Николай Иванович Дворов; радист Борис Григорьевич Бирьев; кок Василий Павлович Митрофанов. Верхний ряд:, рулевой-сигнальщик Дмитрий Степанович Подковырин; мичман, старшина группы трюмных Константин Иванович Рыбаков; старшина группы минеров Федор Евдокимович Павлов; (?) ; моторист Алексей Ильич; радист Серафим Иванович Загороднов; электрик Василий Ионович Легченков; рулевой Михаил Абрамович Булгаков.
(Атрибутацию фотографии своих товарищей-подводников провел в 2002 г. торпедист лодки И.Г. Лемперт).


Следующий боевой поход «С-56» проходил в рамках операции «РВ-6». В ночь на 11 июля подлодка покинула базу для действий в районе мыс Нордкин - Берлевог (сектор № 2). Утром 15 июля у мыса Харбакен субмарина обнаружила довольно крупный сильноохраняемый конвой. Атаке мешал густой туман, но все же подлодка с дистанции 7 кбт сумела выпустить четыре торпеды по транспорту и створившемуся с ним миноносцу. Вскоре на подлодке отчетливо услышали два взрыва, а затем еще два. Спустя шесть минут после пуска торпед командир субмарины наблюдал в перископ тонущий кормой миноносец; атакованный транспорт не наблюдался. Атаку посчитали успешной, но немецкий конвой «La-124-Ki» ее не зафиксировал. Услышанные подводной лодкой спустя почти полтора часа после атаки отдаленные разрывы глубинных бомб, принятые на «С-56» как запоздалое преследование, предназначались «М-200», которая атаковала конвой часом позже. 21 июля из-за неисправности верхнего левого газоотводного клапана подлодка была вынуждена досрочно оставить позицию и вернуться в базу, где в ходе навигационного ремонта на корабль установлена выдвижная антенна «ВАН-ПЗ». Нужно отметить, что корабль давно нуждался в более обстоятельном капитальном ремонте; его механизмы были изношены, аккумуляторная батарея заряжалась наполовину, пропускали воду газоотводные клапаны.

Капитан 2 ранга И.Ф. Кучеренко вручает командиру «С-56» капитану 3 ранга Г.И. Щедрину медаль «За оборону Заполярья»

Во второй половине сентября «С-56» приняла участие в операции «РВ-8». Подводная лодка действовала в секторе «Б» у мыса Нордкин. С утра 18 сентября она находилась в назначенном районе, но на этот раз цель долго не появлялась. Субмарина провела в море почти неделю, пока вечером 24 сентября не обнаружила вдалеке вражеский конвой. Несмотря на попытку сократить дистанцию до цели, стрелять пришлось с довольно большого расстояния - 19 кбт. С подводной лодки наблюдали в перископ, как две из четырех выпущенных торпед попали в транспорт, оцененный подводниками в 4000 тонн, но торпеды взорвались о прибрежные скалы; в этот день атакованный подлодкой немецкий конвой «Lf-133-Ki» потерь не понес; атакованный субмариной сторожевик «V-6105» наблюдал следы трех торпед, и сумел уклониться от них. В ответ немцы сбросили на безопасном удалении от «С-56» 30 глубинных бомб, и, по их словам, наблюдали показавшуюся из воды рубку подводной лодки, а на поверхности воды пятно соляра. Считая подлодку уничтоженной или поврежденной, немецкое командование направило в район боя тральщики «M-31» и «M-251». Их и атаковала «С-56» днем 26 сентября. Первые две торпеды прошли мимо и взорвались о прибрежные скалы, вторая пара торпед, выпущенная через шесть минут, по мнению подводников, попала во второй корабль. По крайней мере, взрыв, спроецированный на фоне корпуса тральщика, был зафиксирован на фотопленке. По данным немцев, они наблюдали следы всех четырех торпед, часть которых взорвалась не дойдя до цели. В ответ тральщики сбросили на безопасном удалении от подлодки 33 глубинных бомбы, и даже доложили об уничтожении субмарины, но днем 27 сентября «С-56» благополучно вернулась в Полярное. На этом война для нее закончилась. Подводная лодка встала на ремонт, который завершился в конце декабря 1944 года, к этому времени боевые действия на Севере, в основном, завершились. 5 ноября 1944 года командиру субмарины капитану 2 ранга Г.И. Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза, а 23 февраля «С-56» стала гвардейским кораблем.

Командир «С-56» Г.И. Щедрин вручает радисту краснофлотцу С.И. Загороднову медаль «За оборону Заполярья», март 1945г.

После окончания войны подводная лодка продолжила службу на Севере. Летом 1954 года под командованием капитана 2 ранга В.И. Харченко она по Севморпути совершила переход на Дальний Восток, тем самым завершив кругосветное плавание, которое началось в 1942 году. 6 ноября 1953 года «С-56» снова вошла в состав Тихоокеанского флота.

«С-56» на параде Победы, 15 июня 1945.

14 марта 1955 года подводная лодка выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-55» (с 12 января 1957 года «ЗАС-8»). 20 апреля 1964 года переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть «УТС-14».

«С-56» готовится стать музеем. Владивосток, 1974 г.

9 мая 1975 года после восстановительного ремонта «С-56» установлена на Корабельной набережной Владивостока в качестве мемориала и филиала музея Краснознаменного Тихоокеанского флота.

8 боевых походов

31.03.1943 - 19.04.1943
14.05.1943 - 29.05.1943
11.07.1943 - 21.07.1943
18.01.1944 - 04.02.1944
20.02.1944 - 07.03.1944
16.05.1944 - 31.05.1944
11.07.1944 - 22.07.1944
16.09.1944 - 27.09.1944

Потоплено 2 боевых корабля и 2 транспорта (6.174 брт), 1 ТР (3678 брт) легко поврежден

17.05.1943 ТН «Ойроштадт» («Eurostadt», 1.118 брт)
17.07.1943 ТЩ «М-346»
19.07.1943 СКР «NKi-09»
28.01.1944 ТР «Хайнрих Шульте» («Heinrich Schulte», 5.056 брт)

5 октября 1942 года из Владивостока в дальний поход уходила подводная лодка. Те немногие из остававшихся на берегу, кто знал, куда и зачем она идёт, глядя ей вслед, думали, что обратно она уже никогда не вернётся.

Впереди подводников ждал не имеющий аналогов, полный опасностей переход, а дальше — тяжёлые сражения с гитлеровцами в суровых водах северных морей.

Но те, кто думал, что лодка уходит навсегда, ошибались. Ей предстояла долгая жизнь и возвращение во Владивосток уже в качестве легенды Военно-морского флота СССР.

Дизель-электрическая подводная лодка «С-56» была заложена 24 ноября 1936 года на судостроительном заводе имени Андре Марти. Данный проект лодок был лицензионным, приобретённым у Германии в тот момент, когда отношения между двумя странами ещё не были откровенно враждебными. Однако, когда ситуация стала меняться, немцы затянули с поставкой ключевых агрегатов. В итоге большая часть «начинки» лодки была построена на советских предприятиях.

Строилась «С-56» для нужд Тихоокеанского флота. Готовые секции лодки по железной дороге доставлялись во Владивосток, где на заводе № 202 происходила их окончательная сборка.

На воду «С-56» была спущена в декабре 1939 года, а зачислена в состав Тихоокеанского флота — 30 октября 1941 года.

Невозможно, но необходимо

К осени 1942 года на Северном флоте сложилась очень тяжёлая ситуация. Боевых кораблей для охраны транспортов, поставляющих союзнические грузы по ленд-лизу, катастрофически не хватало. Нужно было подкрепление.

И в начале сентября 1942 года Государственный комитет обороны принял решение об усилении Северного флота за счёт перевода с Тихого океана шести подводных лодок. В их число вошли два «Ленинца» («Л-15» и «Л-16») и четыре «эски» 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота: «С-51», «С-54», «С-55» и «С-56».

Ситуация осложнялась тем, что перебросить лодки по Северному морскому пути было нельзя — из-за тяжёлой ледовой обстановки все мощные ледоколы, способные провести их, остались на западе страны.

В результате «эскам» предстоял переход по маршруту Владивосток - Петропавловск-Камчатский - Датч-Харбор - Сан-Франциско - Коко-Соло (Панамский канал) - Гуантанамо - Галифакс - Розайт - Лервик - Полярное. Маршрут «Ленинцев» отличался только тем, что выходили они с базы в Петропавловске-Камчатском.

Подобный сверхдальний поход выглядел сущим безумием, но иного выхода у командования не было.

Помимо всего прочего, подводникам предстояло выполнять два несовместимых условия — сохранять секретность миссии и, чтобы двигаться быстрее, идти в надводном положении.

Пять из шести

Шесть лодок были разделены на пары, «С-56» шла в паре с «С-51».

Командовал «С-56» в походе капитан-лейтенант Григорий Щедрин , в будущем — адмирал флота СССР.

Поход был тяжёлым и для техники, и для людей. На подходе к Панамскому каналу жара в отсеках доходила до шестидесяти градусов, экипаж болел конъюнктивитом, почти лишаясь зрения.

Лодки в походе трепало штормами, на них вели охоту немецкие ВМС. 11 октября 1942 года была торпедирована подлодка «Л-16». Кто именно уничтожил лодку, неизвестно до сих пор. По разным версиям, она могла стать жертвой как японского нападения, так и «дружеского огня» со стороны американцев.

Самой «С-56» тоже досталось. Её несколько раз атаковали подлодки противника, в декабре 1942 года у берегов Канады она пережила страшный шторм, в результате которого была полузатоплена и лишилась хода. Добравшись до Галифакса и пройдя ремонт, лодка продолжила свой путь.

Однако, несмотря ни на что, в марте 1943 года «С-56» дошла до базы в Полярном.

За время 153-суточного похода подлодка прошла 16 632 морские мили и по прибытии в Полярное была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

Всего же из шести лодок, вышедших из Тихого океана осенью 1942-го, на Северный флот добрались пять, «Л-16» стала единственной жертвой перехода.

Двадцать жизней подводной лодки

Об уникальном походе советских подводных лодок 1942-1943 годов несколько десятилетий после войны знали лишь единицы, а вот о военных подвигах «С-56» на Северном флоте писали много.

«С-56» оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей. На её счету потопление двух боевых кораблей и двух транспортов, а также повреждение одного транспорта. «С-56» совершила 8 боевых походов, в которых провела 13 атак с выпуском 30 торпед.

За живучей советской подлодкой немцы охотились с особым рвением. На «С-56» за время войны сбросили больше 3000 глубинных бомб, 19 раз объявляли её погибшей. «Не дождётесь», — усмехались в ответ члены экипажа «С-56».

В марте 1944 года лодка была награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года — объявлена «гвардейской».

Кругосветка

Отслужив на Севере верой и правдой девять послевоенных лет, «С-56» получила новое задание — совершить переход по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток.

Командовал «С-56» в этом походе капитан-лейтенант Виктор Харченко . Преодолев труднейший маршрут в арктических льдах, подлодка вернулась во Владивосток спустя 12 лет. «С-56» стала первой подводной лодкой ВМФ СССР, совершившей кругосветное путешествие.

Боевой путь «С-56» подходил к концу. Весной 1955 года она была выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. В 1964 году она стала учебно-тренировочной станцией по борьбе за живучесть.

Флаг, овеянный славой

Следующей стадией для многих бывших боевых кораблей становится утилизация. Но легенде флота была уготована другая судьба. К 30-летию Победы после восстановительного ремонта «С-56» была установлена на Корабельной набережной Владивостока в качестве корабля-мемориала и филиала Музея Краснознамённого Тихоокеанского флота.

Лодка-музей функционирует во Владивостоке и по сей день, являясь одним из самых известных мемориалов в честь отечественного флота.

В дань уважения к героизму и мужеству советских моряков-подводников на «С-56» ежедневно проходит церемония подъёма и спуска Военно-морского флага СССР. Более такой чести сегодня в России не удостоен ни один корабль.

С-56, это - не просто музей.

(на фото: вид из перископа с-56 на корабль-музей "Красный вымпел")

Это - Мемориальная Гвардейская Краснознамённая Подводная лодка «С — 56», так называемый, «Сталинец». Нужно иметь некоторую ловкость, чтоб пройти из отсека в отсек в тех местах, где лодка сохранила свой первоначальный вид.





А рассказал о музее, который музеем быть изначально не предполагался, экскурсовод, Андрей Вениаминович Косицын.

— Расскажите о том времени, когда подлодка ещё не была музеем?

— Начнём с того, что эта подводная лодка серии IX бис типа «С» (средние). В 1936 году, 24 ноября, она была заложена на Балтийском заводе, а затем в разобранном виде отправлена во Владивосток. 25 декабря 1939 года она была спущена на воду, а 20 октября 1941 года вошла в состав Тихоокеанского флота. В конце 1942 года в составе отряда из 6 подводных лодок «С-56» была отправлена из Владивостока в Полярный для усиления боевого состава Северного флота.

Какие подвиги были совершены экипажем «С — 56» во время Второй Мировой Войны?

— Командиром её был Григорий Иванович Щедрин, старший лейтенант, а в будущем вице-адмирал. Подлодка совершила 8 боевых походов, произвела 12 торпедных атак, в результате которых было потоплено 10 и повреждено 4 боевых корабля и транспорта противника. Теперь, выйдя из музея, можно увидеть звезду с цифрой «14», которая символизирует именно эти подвиги. Можете себе представить - на «С - 56» противник сбросил более 3 тысяч глубинных бомб, 18 раз она даже была объявлена потопленной.

А за что эта лодка получила орден «Красного знамени»?

— За свой пятый поход. Более суток её преследовали и бомбили 7 вражеских кораблей, но «С-56» оторвалась от преследования. Мало того, смогла потопить очередной транспорт. И 31 марта 1944 года за отличное выполнение заданий командования, стойкость и мужество «С — 56» наградили орденом «Красного Знамени», а 23 февраля 1945 года лодку удостоили гвардейского звания.

Экипаж не остался незамеченным?

— Более 400 наград было вручено экипажу, а Григорий Иванович 5 ноября 1944 года стал Героем Советского Союза.

А когда «С — 56» стала музеем?

— 9 мая 1975 года подводную лодку установили на Корабельной Набережной в качестве филиала музея Тихоокеанского флота.

Подобные музеи есть в России?

— Их не так уж много, но есть. Просто «С — 56» все знают, чего не скажешь о подводной лодке типа «Д», находящейся в Санкт-Петербурге. Так называемый, «Народоволец», стоит на Васильевском острове, и даже я, специально ехав туда, нашёл его не сразу.

(фото из блога olenenok_ )

Что интересного можно здесь найти?

— Подводная лодка состоит из 7 отсеков. Начинается экскурсия с хвоста, с 7-ого отсека.


(на фото: первоначальный вид 7 отсека)

Здесь немного из истории открытия музея - фотографии, даже оригинальная закладная доска, которая была обнаружена, когда делался мемориальный комплекс - такая доска есть у каждого судна, но она не у всех на виду. В этом же отсеке находится история подводного флота от своего начала (аж со времён Петра Первого) до 1917 года.

Можно увидеть даже ленточку с матроски моряков первой подводной лодки «Дельфин».


--


--

--
В шестом отсеке - история с 1917 по 1923 гг.


--


--


Здесь стоит бронзовый бюст военкома подлодки «Щ — 117», Сергея Ивановича Пастухова. У китайский туристов есть примета - надо потереть нос Пастухову. Уж не знаю, что им рассказывают гиды, но нос, как видите, блестит.

Пятый отсек,


бывший дизельным, рассказывает историю лодки, на которой мы находимся, — «С — 56». Замечательнейший экспонат этого отсека - разуха (разовое бельё), изрисованная и исписанная адресами товарищей. Её подарили одному из матросов, когда он демобилизовался - как сейчас дарят альбом.

--


--

Четвёртый отсек был когда-то камбузом - здесь уже представлены макеты современных подводных лодок.


--


--

А вот последние три отсека самые интересные для туристов -


они сохранены в первоначальном виде.


--


--

«Любимчик» третьего отсека - перископ. Высота его 9 метров. Это уже второй перископ, установленный после открытия музея - уж очень любят его туристы.

Во втором отсеке тоже почти ничего не изменилось с тех пор, как «С — 56» уворачивалась от глубинных бомб - портрет Вождя на стене, грамота с надписью «Смерть немецким оккупантам» и «Сушёный матрос», как его прозвали туристы - манекен, призванный вечно слушать, нет ли поблизости вражеского судна.

В первом, последнем, можно увидеть торпеды - и целые, и в разрезе.


--


--


--


--


--


--


--

А чтоб служить именно на подводной лодке, нужны были особенные умения?

— Конечно, определённые физические умения нужны были, но время было такое, что брали почти всех. Был даже такой случай, один матрос обманул медкомиссию. У него была неработающая правая рука - он подставил для проверки левую, а потом, повернувшись вокруг своей оси, снова левую, вместо правой. Никто из экипажа не знал о недостатке сослуживца, а он сам натренировал руку так, что она стала работать.

Фоторепортаж на VL.ru -

Заложенная в Ленинграде на заводе имени А. Марти (Судомех) 24 ноября 1936 года подводная лодка «С-56» по окончании строительства была в разобранном виде доставлена по железной дороге на завод № 202 им. Ворошилова (Дальзавод) во Владивостоке.
25 декабря 1939 года подводная лодка «С-56» была спущена на воду и, спустя почти два года, 20 октября 1941 года она вступила в строй. 31 октября 1941 года подлодка была введена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. В течении года экипаж подводной лодки отрабатывал отрабатывал задачи политической и боевой подготовки.

5 октября 1942 года подводная лодка «С-56», под командованием своего первого командира капитан-лейтенанта Г.И. Щедрина уходит из Владивостока, и после 5 месячного перехода протяженностью 16700 миль (примерно 31000км) из Тихого океана, через Панамский канал, пройдя 3 океана и 9 морей, прибывает в порт Полярный, который теперь является новым местом базирования подводных лодок «С-51», «С-54», «С-55» и «С-56».

За время перехода подводная лодка «С-56» заходит в порты: США (Сан-Франциско и Датч-Харбор), Панамы (Коко-Соло), Кубы (Гуантанамо), Канады (Хали-факс), Исландии (Рейкьявик), Великобритании (Скапа-Флоу, Ро-зайт, Лервик).

Переход был крайне сложным. Подводные лодки попадали и в тропические ураганы и в тайфуны, но кроме погодных условий - водные просторы были охвачены войной. Недалеко от Сан-Франциско лодки были атакованы вражеской подводной лодкой, которой удалось потопить подводную лодку «Л-16». Подводной лодке «С-56», благодаря умелым действиям экипажа повезло больше, во время атаки вражеской субмарины она сумела уклониться от выпущенных по ней топед. В результате длительной эксплуатации в экстремальных условиях лодки учавствовавшие в переходе нуждались в основательном ремонте, и этот ремонт выполнялся в различных базах расположенных на пути перехода.

С 8 марта 1943 года подводная лодка «С-56» входит в состав Северного флота и активно включается в борьбу с врагом. Ее действия во время Великой Отечественной Войны признаны самыми успешными из отечественных лодок. За неполные два года войны подводная лодка «С-56» совершила 8 боевых походов. Ее экипажем было произведено 13 атак кораблей противника, было выпущенно 30 торпед. В результате удачных атак было потоплено 10 вражеских кораблей и 4 повреждено. На подводную лодку «С-56» было сброшено свыше 3000 глубинных бомб. 19 раз лодку объявляли погибшей.

В первый боевой поход подводную лодку «С-56», как и прибывшие вместе с ней другие подлодки выпустили только после сдачи учебных торпедных стрельб в суровых погодных и климатических условиях Заполярья максимально приближенным к боевым командиру бригады подлодок Герою Советского Союза И.А. Колышкину.

5 апреля 1943 года подводная лодка «С-56» вышла в свой первый боевой поход. Одной из основных задач в этом походе для подлодки была высадка норвежской раведовательной группы на сильно укрепленный берег противника в Норвегии и прием на борт такой же группы, работавшей в тылу немцев в течении последних 6 месяцев. Уже 10 апреля подводная лодка «С-56» атаковала из кормовых торпедных аппаратов немецкий транспорт, в результате попадания транспорт переломился пополам и затонул. Противолодочные корабли не смогли найти «С-56». 14 апреля, всего через 4 дня после первой атаки, подлодка вновь атаковала вражеский транспорт и вновь удачно - из двух выпущенных их кормового аппарата торпед одна попала во вражеский транспорт. Но эта атака прошла не так гладко как первая. Только подлодка вышла на выгодную позицию для атаки носовыми торпедными аппаратами транспортов, а кормовыми сторожевого корабля, как она была раскрыта врагом. 2 вражеских сторожевых корабля устремились к подводной лодке «С-56». От взрывов сброшенных ими глубинных бомб по всей лодке погас свет, но течи не появилось - корпус выдержал. И тут же новая атака глубинными бомбами. Командир принимает решение нырнуть под транспорт и вынырнув с другого борта атаковать хвост конвоя кормовыми аппаратами. Это было неожиданно для противнка, который не ожидал продолжения атаки от обнаруженной подводной лодки. После атаки лодке удалось благополучно уйти на глубину и ускользнуть от сторожевых кораблей. 19 апреля подводная лодка «С-56» входя в Екатерининскую гавань дала из артиллерийского орудия два выстрела в честь двух своих побед. Экипаж лодки был встречен на пирсе как герои, был организован торжественный ужин с двумя поросятами.

В мае 1943 года подводная лодка «С-56» вновь совершает удачный боевой поход. Четырехторпедным залпом ей удается потопить два вражеских судна: транспорт и танкер.

В июле подводная лодка «С-56» отправляется в очередной поход и вновь точным залпом из кормовых торпедных аппаратов ей удается потопить корабль врага. На сей раз это сторожевой корабль. Ее командир, впервые в истории Северного флота производит чисто аккустическую атаку, без использования перископа, с глубины 20 метров произведен четырехторпедный залп по транспорту. Это был самый короткий поход подводной лодки «С-56», занявший всего 10 суток.

В очередном из походов подводной лодке «С-56» пришлось сутки уходить от преследования противником. В общей сложности в этот раз не нее было сброшено свыше 300 глубинных бомб.

В пятом походе экипажу подводной лодки «С-56» удалось довести счет побед до 7 потопленных и трех поврежденных кораблей противника.

31 марта 1944 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР, подводная лодка «С-56» была награждена орденом Красного Знамени.

Противник совершенствовал свою противолодочную оборону. Ставились новые минные заграждения, усиливались конвои, корабли конвоя вооружались новой радиоэлектронной техников, но несмотря на это подводной лодке «С-56» удалось потопить и повредить еще четыре транспорта противника доведя общий свой счет побед до 14.

23 февраля 1945 года, приказом народного комиссара Военно-Морского Флота, подводная лодка «С-56» была удостоена звания Гвардейской. Таким образом она стала единственной лодкой из класса «С» на Северном флоте, которая была одновременно и Краснознаменной и Гвардейской.

По окончании Второй Мировой войны подводная лодка «С-56» продолжила свою службу в составе Северного флота.

В 1953 году подводная лодка «С-56» под командованием капитан-лейтенанта В.И.Харченко по северному морскому пути вернулась во Владивосток. Она стала первой советской подводной лодкой совершившей кругосветный поход. За мужество экипаж «С-56» был пообщрен, а ее командир награжден орденом Красной Звезды.

14 марта 1955 года подводную лодку «С-56» вывели из боевого состава Тихоокеанского флота, разоружили и переформировали в плавучую зарядовую станцию.

20 апреля 1964 года подводная лодка «С-56» стала учебно тренировочной. На ней моряки -подводники тренировались в борьбе за живучесть корабля: заделывании пробоин, тушении пожаров и т.д.

9 мая 1975 года, в 30-ую годовщину Победы, подводная лодка «С-56» была установлена в качестве мемориальной подводной лодки недалеко от здания штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог на Корабельной Набережной. Для установки субмарину пришлось разобрать, перевезти и вновь собрать. Эти действия потребовали новых инженерных решений. Например, для доставки подводной лодки «С-56» к месту сбора была построена железнодорожная ветка и спроектированы особые железнодорожные платформы, так как обычные не подходили. К сожалению, к моменту сборки внутренний интерьер подводной лодки был почти полностью утрачен, поэтому в первозданном виду были восстановлены только первые три отсека.

Описание подводной лодки «С-56»
Серия: IX-бис серия типа «С»
Тип: Средняя дизель-электрическая торпедная подводная лодка
Проектная организация: СКБ С. Г. Туркова.

Тактико-Технические характеристики подводной лодки «С-56»
Водоизмещение надводное: 866,1 т.
Водоизмещение подводное: 1107,8 т.
Габариты: 77,8 м * 6,4 м * 4,1 м
Мощность дизельных установок: 4000 л.с.
Мощность электромоторов: 1080 л.с.
Максимальная надводная скорость: 19,45 уз.
Максимальная подводная скорость: 8,7 уз.
Максимальная дальность плаванья надводная: 8200 миль
Максимальная подводная дальность плаванья: 139 миль
Максимальная глубина погружения: 100 м.
Численность экипажа: 45 человек.
Вооружение:
4 носовых 533-мм торпедных аппарата
2 кормовых 533-мм торпедных аппарата
1 100-мм артиллерийское орудие
1 45-мм артиллерийское орудие

Подводная лодка С-56 — один из символов Владивостока, мемориал боевой славы и музей на Корабельной набережной, напротив корабля «Красный Вымпел».

Более 40 лет знаменитая подводная лодка С-56 является музеем, а внутренние помещения переоборудованы под экспозиции. В кормовой части лодки механизмы демонтированы и расположена экспозиция, посвящённая подводным силам Тихоокеанского флота. Центральные и носовые отсеки подводной лодки сохранили свой вид без изменений, а в первом отсеке вы даже можете увидеть торпедный боезапас. В экспозицию также входит модель первой боевой подводной лодки «Дельфин», которая принимала участие в русско-японской войне в начале ХХ века.

В музее представлены не только архивные документы и модели, но и личные вещи членов экипажа С-56 и ее командира.

История подводной лодки С-56

Строительство дизель-электрической торпедной подлодки серии IX-бис на верфи в Ленинграде началось в 1936 году, а сборку выполнили уже на Дальнем Востоке: отдельными секциями судно доставили во Владивосток на поездах. Подлодку спустили на воду в конце 1939 года.

Военная история подводной лодки С-56 во Владивостоке в составе боевых единиц Тихоокеанского флота началась 30 октября 1941 года, затем судно было переведено в Северный морской флот.

В годы Великой Отечественной войны подводная лодка С-56 выполнила 8 боевых походов, провела 13 атак и выпустила 30 торпед. Результатами действий подводной лодка-героя стали четыре потопленных корабля противника. По праву признается одной из самых результативных в боевых действиях советской подводной лодкой времен ВОВ. Удивляет также и количество мин, которые были сброшены на нее — свыше 3000 мин за почти два с половиной года. За время Великой Отечественной Войны подлодка С-56 объявлялась погибшей 19 раз, но каждый раз она всплывала снова.

За выдающиеся заслуги в бою подводная лодка С-56 в 1944 году была отмечена одним из высших орденов СССР — орденом Красного Знамени, а в 1945 году подлодка удостоилась Гвардейского звания.

Но и после Великой Отечественной войны работа подводной лодки не остановилась: она стала первой советской субмариной, совершившей кругосветный поход через северный морской путь.

Из боевого состава подлодка была выведена только в 1955 году. В дальнейшем она не раз переименовывалась, использовалась как зарядовая станция на плаву, а затем и для тренировок в качестве учебной подводной лодки.

9 мая 1975 года, в день празднования годовщины победы в Великой Отечественной войне, подводная лодка С-56 стала музеем. Теперь она находится на Корабельной набережной во Владивостоке и является тематическим выставочным филиалом Военно-исторического музея ТОФ . Экскурсии здесь проводятся регулярно, а билеты можно купить в кассе на входе в музей. При выходе из музея размещен небольшой сувенирный магазин, где можно приобрести памятные подарки.

В 1982 году в День Военно-морского флота подводная лодка С-56 вместе с мемориальным кораблем-памятником «Красный вымпел» (бывшая паровая яхта «Адмирал Завойко») и 14-метровым обелиском были объединены в Мемориальный комплекс на Корабельной набережной, памятник кораблестроителям Владивостока.

Режим работы и стоимость билетов

Музей «Подводная лодка С-56» работает со среды по воскресенье с 10.00 до 18.00 (вход посетителей прекращается за полчаса до закрытия музея), понедельник и вторник — выходные дни. Музей закрыт на санитарный день в последнюю пятницу каждого месяца.

Стоимость билетов в музей-подлодку:

  • Взрослый — 100 руб.;
  • Детский (школьники) — 50 руб.;
  • Дети до 3 лет — бесплатно.

Для пенсионеров и студентов при предъявлении соответствующего документа действует скидка 50%.

Стоимость экскурсии составляет 150 рублей (максимальное количество — 20 человек в группе). Экскурсии в музее проводятся по предварительным заявкам, которые можно оставлять по телефону или по электронной почте.

Как добраться

До музея «Подводная лодка С-56» во Владивостоке легко добраться самостоятельно общественным транспортом или на машине.

Ближайшая к музею-подлодке остановка — «Лазо» . Вам подойдут следующие маршруты:

  • Автобусы № 13д, 17л, 23л, 24, 31, 39д, 49, 54, 54а, 55, 62, 90, 98д, 98ц, 99;
  • Маршрутное такси № 66.

Расстояние от остановки до музея-подлодки около 450 метров (или 6 минут пешком): общественный транспорт высадит вас на улице Светланская. Вам следует идти по этой улице в сторону уменьшения номеров домов до поворота направо на Светланский переулок, который выходит на Корабельную набережную.

Дорога пешком от железнодорожного вокзала займет у вас 15 минут вдоль по набережным бухты Золотого Рога.

Вы можете заказать такси, используя мобильные приложения: например, «Rutaxi», «Maxim» или «Яндекс. Такси».

Видео-экскурсия по музею «Подводная лодка С-56»

Панорама с Google-карт, вид с проезжей части набережной на музей