Самостоятельная работа на тему "имя существительное".

Самостоятельная работа.

А)

Б)

В)

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется

А) В степи В) У дерева

Б) На солнце Г) На краю

Самостоятельная работа.

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи В) У дерева

Б) На солнце Г) На краю

Самостоятельная работа.

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи В) У дерева

Б) На солнце Г) На краю

Самостоятельная работа.

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи В) У дерева

Б) На солнце Г) На краю

    Олень, дочь, мужчина

    Собака, книга, девочка

    Москва, город, Россия

    Песня, море, листопад

    Ключи, уроки, класс

Задание№43. Исключите из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Назовите причину исключения.

    Олень, дочь, мужчина

    Собака, книга, девочка

    Москва, город, Россия

    Песня, море, листопад

    Ключи, уроки, класс

Задание№43. Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Назови причину исключения.

    Олень, дочь, мужчина

    Собака, книга, девочка

    Москва, город, Россия

    Песня, море, листопад

    Ключи, уроки, класс

Задание№43. Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Назови причину исключения.

    Олень, дочь, мужчина

    Собака, книга, девочка

    Москва, город, Россия

    Песня, море, листопад

    Ключи, уроки, класс

Задание№43. Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Назови причину исключения.

    Олень, дочь, мужчина

    Собака, книга, девочка

    Москва, город, Россия

    Песня, море, листопад

    Ключи, уроки, класс

Имена существительные собственные и нарицательные.

Деление существительных на собственные и нарицательные является самым древним. Нарицательные отличаются от собственных тем, что они одним именем называют все однородные предметы (город, река, человек, страна и т.д.), а собственные являются названиями единичных предметов (Москва, Волга, Иван, Украина)

Страна-это общее слово для всех стран, однако у каждой страны есть индивидуальное имя: Россия, Болгария, Франция. Есть своё имя, отчество и фамилия у каждого человека. Лев Николаевич Толстой-имя, отчество и фамилия великого русского писателя. Одна из его повестей называется «Детство».

Собственных имён гораздо больше, чем нарицательных. Сколько в мире стран, рек, озёр, гор, городов, деревень! Иногда эти имена состоят не из одного слова, а из нескольких и называются собственными наименованиями: например, Нижний Новгород, «Кавказский пленник», Большая Медведица.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Деление существительных на собственные и нарицательные является самым древним. Нарицательные отличаются от собственных тем, что они одним именем называют все однородные предметы (город, река, человек, страна и т.д.), а собственные являются названиями единичных предметов (Москва, Волга, Иван, Украина)

Страна-это общее слово для всех стран, однако у каждой страны есть индивидуальное имя: Россия, Болгария, Франция. Есть своё имя, отчество и фамилия у каждого человека. Лев Николаевич Толстой-имя, отчество и фамилия великого русского писателя. Одна из его повестей называется «Детство».

Собственных имён гораздо больше, чем нарицательных. Сколько в мире стран, рек, озёр, гор, городов, деревень! Иногда эти имена состоят не из одного слова, а из нескольких и называются собственными наименованиями: например, Нижний Новгород, «Кавказский пленник», Большая Медведица.

5) Река города Советска.

Задание: заполнить левую колонку

1) Той девчонки нет прекрасней, той девчонки нет умней, и Пьеро, ее вздыхатель, целый день поет о ней.

2) В Простоквашино живет, все хозяйство там ведет, адрес точно я не знаю, но фамилия морская.

3) Продолжите фразу: Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон …

4) Как звали любимую корову Матроскина?

5) Река города Советска.

6) Как звали девочку, попавшую в Страну чудес?

Задание: заполнить левую колонку

1) Той девчонки нет прекрасней, той девчонки нет умней, и Пьеро, ее вздыхатель, целый день поет о ней.

2) В Простоквашино живет, все хозяйство там ведет, адрес точно я не знаю, но фамилия морская.

3) Продолжите фразу: Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон …

4) Как звали любимую корову Матроскина?

5) Река города Советска.

6) Как звали девочку, попавшую в Страну чудес?

Задание: заполнить левую колонку

1) Той девчонки нет прекрасней, той девчонки нет умней, и Пьеро, ее вздыхатель, целый день поет о ней.

2) В Простоквашино живет, все хозяйство там ведет, адрес точно я не знаю, но фамилия морская.

3) Продолжите фразу: Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон …

4) Как звали любимую корову Матроскина?

5) Река города Советска.

6) Как звали девочку, попавшую в Страну чудес?

Задание: заполнить левую колонку

1) Той девчонки нет прекрасней, той девчонки нет умней, и Пьеро, ее вздыхатель, целый день поет о ней.

2) В Простоквашино живет, все хозяйство там ведет, адрес точно я не знаю, но фамилия морская.

3) Продолжите фразу: Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон …

4) Как звали любимую корову Матроскина?

5) Река города Советска.

6) Как звали девочку, попавшую в Страну чудес?

Задание: заполнить левую колонку

1) Той девчонки нет прекрасней, той девчонки нет умней, и Пьеро, ее вздыхатель, целый день поет о ней.

2) В Простоквашино живет, все хозяйство там ведет, адрес точно я не знаю, но фамилия морская.

3) Продолжите фразу: Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон …

4) Как звали любимую корову Матроскина?

5) Река города Советска.

6) Как звали девочку, попавшую в Страну чудес?

1) Напишите признаки 1, 2, 3 склонения.

1 скл.___________

2 скл.___________

3 скл.___________

1. морковка

2. морковь

3. луг

4. лужайка

5. детство

6. молодёжь

1 скл. __________

2 скл. __________

3 скл. __________

По краям дорожки вдоль изгороди растут кусты сирени, черёмухи.

Писать в тетрадке (1. тетрадь, 2. тетрадка),

сидят на ели (1. ёлка, 2. ель),

играл на лужке (1. лужок, 2. лужайка)

5) Подберите существительные, противоположные по смыслу другого склонения.

малыш (1. громада, 2. кроха, 3. гигант)

ложь (1. истинность, 2. обман, 3. правда)

Тест по теме “Склонение имён существительных”.
Вариант 2

1) Напишите признаки 1, 2, 3 склонения.

1 скл.________________

2 скл.__________________

3 скл.__________________

2) Распределите слова по склонениям.

1. площадь

2. площадка

3. снег

4. снежинка

5. осень

6. лето

1 скл. __________

2 скл. __________

3 скл. __________

3) Определите склонение существительных.

На зелени полыни блестят в лучах солнца капельки росы.

4) Выберите начальную форму. Определите склонение.

Собирал морковку (1. морковь, 2. морковка),

гулял по площади (1. площадка, 2. площадь),

гулял на поляне (1. поле, 2. поляна).

5) Подберите существительные, противоположные по смыслу другого склонения.

зной (1. прохлада, 2. жара, 3. холод)

дело (1. безделье, 2. работа, 3. лень)

Тест по теме “Склонение имён существительных.
Изменение по падежам”

1) Напиши ответы на вопросы.

  • Сколько падежей в русском языке?_______
  • В каком падеже имя существительное никогда не употребляется с предлогом?____
  • В каком падеже имя существительное всегда употребляется с предлогом?_______
  • В каком падеже всегда стоит подлежащее?_____________
  • В каком падеже имя существительное употребляется с предлогами к, по ?______

2) Напиши вопросы к падежам.

__________________________

1. Мальчик вышел из кина.
2. Мальчик вышел из кино.

1. Шарф висел под пальто.
2. Шарф висел под пальтом.

1. Дети слушали передачу по радио.
2. Дети слушали передачу по радиу.

4) Соедини словосочетания с нужным падежом.

5) Определи падеж имён существительных.

Берег увидел командир. 1. берег - _________ 2. командир - _________

На ракете мчались на Луну. 1. на ракете - ______ 2. на Луну - __________

Самостоятельная работа

1) Спиши предложения, ставя слова в скобках в указанном падеже.

Весело пробираться (узкая дорожка – Д.п.). Возле (красивая липа – Р.п.) стоит (могучий дуб – И.п.). Озеро расположилось (северная кромка – Т.п.) леса.

2) Придумай 3 предложения со словами кино, радио, шоссе , употребив их с предлогами, укажи падеж.

3) Выпиши существительные, отвечающие на вопрос кто? м.р. в Т.п..

Мечтать о лете, спрятаться за берёзой, наблюдать за медведем, рисовать карандашом, играть с другом, сидеть на лошадке.

Тест по теме “Падежные окончания имён существительных”

1) В каждом столбике найди лишнее слово.

1. к ёлке 1. около ели 1. перед клёном

2. у берёзы 2. с тополя 2. за тополем

3. под елью 3. о сирени 3. близ вишни

2) Напиши, какое окончание (е/и) имеют имена существительные:

1. 1 скл. Р.п.___

2. 3 скл. П.п.____

3. 1 скл. П.п.____

4. 2 скл. П.п.____

5 . 1 скл. Д.п.___

6. 3 скл Р.п.____

7. 3 скл. Д.п.____

3) Выбери правильное написание.

1. писать в тетрад и/е

2. писать в тетрадк и/е

3. рассказать об Андрюш и/е

4. рассказать об Андре и/е

5. прилетели к берёз и/е

6. прилетели к сирен и/е

7. растёт у ел и/е

8. растёт у ёлк и/е

9. на опушк и/е

10. на краю опушк и/е

11. из ветк и/е

12. к ветк и/е

4) Выбери предлог: о/об

1. о/об арбузе

2. о/об осени

3. о/об яблоке

4. о/об урожае

5. о/об еже 6. о/об экскаваторе

7. о/об астре 8. о/об юге

5) Распредели по падежам: Р.п.___________ Д.п.____________ П.п.___________

1. отдыхали на полянке

2. гуляли по аллее

3. на краю полянки

4. радовались встрече

5. рос около ёлки

6. спрятался в норке

Самостоятельная работа по теме:
“Падежные окончания имён существительных”

1) Подбери однокоренное слово другого склонения, обозначь склонение. Нитка -…, Андрей -…, сеть -…, лошадь -…, снег -… .

2) Поставь существительные в указанном падеже, укажи склонение, выдели окончание. Деревня - (Д.п.)…, дача - (Р.п.)…, сирень - (Т.п.)…, стул - (П.п.)…, смелость - (Д.п.)…, сторожка - (Т.п.)…, рожь - (П.п.)… .

3) Составь словосочетания, используя предлоги. Укажи падеж и склонение, выдели окончания.

Распустились (сирень), рисовал (бумага), сидят (ракета), растёт (огород), подошли (ель), пролетел (лес).

Тест по теме

1) Обозначь падеж выделенных имён существительных.

Писатели пишут книги .
Книги стоят на полке.

На грядке растут овощи .
Крестьяне выращивают овощи .

2) Выпиши слова в Р.п. мн.ч..

Много игрушек из обрезков бумаги сделали школьники для малышей детского сада.

3) Выбери правильное написание.

Рисовал оленей/олений, сбор помидоров/помидорав, всадники в шлемох/шлемах, насыпать птицом/птицам, дом с окнами/окноми, концерт для героев/героив.

4) Выбери правильное написание.

1. ботинок
2. ботинков

1. чулков
2. чулок

1. туфель
2. туфлей

1. директора
2. директоры

1. шофёры
2. шофера

1. трактора
2. тракторы

Самостоятельная работа по теме
“Склонение имён существительных во множественном числе”

1) Поставь существительное школа во множественном числе в Р.п., Д.п., Т.п., П.п..

2) Определи падеж у существительных множественного числа.

Земляника любит расти по лесным опушкам. Шампиньоны растут у лесных дорог, на огородах. Рыжики растут под соснами.

3) Запиши данные слова во множественном числе.

Чудо, ребёнок, брат, человек, село.

4) Поставь имена существительные в Р.п. мн.ч..

Ящик (апельсины), много (дела), одиннадцать (килограммы), пара (носки), чехлы от (кресла), нет (места).

Проверочные работы по теме
“Изменение имён существительных по падежам”

1. Поставь данные им. существительные в указанном падеже.

Словарь (П.п.) , парта (Д.п.) , дерево (Т.п.), лиса (Р.п.) , радугой (И.п.) , ручка (В.п.) .

2. Определи падеж существительного гроза, выписав словосочетания с глаголом.

Вчера была гроза. Я видел грозу из окна. Перед грозой поднялся сильный ветер. До грозы всё засыхало. Благодаря грозе всё ожило и зазеленело. О вчерашней грозе сегодня все говорят.

3. Составь предложения, определи падеж слова вода , подчеркни подлежащее.

увидел, около, я, воды, уток

воду, на, видны, сквозь, дне, камни

в, течёт, речке, чистая, вода

1. Спиши, определи падеж им. существительных.

Идёшь в лес по знакомой тропинке. На лугу широким многоцветным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. А у самой тропинки улыбаются вам знакомые весёлые ромашки.

2. Просклоняй им.сущ. пальто, весна с предлогами.

3. Выбери словосочетания с существительными в П.п. ж.р.

ручеёк.

Бежит вдоль ручейка извилистая лесная тропинка. Над прозрачным ручейком поют свои весёлые песни звонкоголосые птички. Смотрит на ручеёк солнышко, улыбается. Протягивает оно к ручейку свои горячие лучики, греет его. В ручейке плещется чистая родниковая водичка. Журчит по лесу звонкий ручеёк .

Спиши, определи падеж существительного книги.

В библиотеке можно взять интересные книги . Книги бывают разные. Из книг можно узнать много интересного и полезного. В книгах можно найти необходимую информацию. С любимой книгой время пролетает незаметно. К книгам надо относиться бережно, аккуратно.

Спиши, определи падеж существительного ученик.

Любой ребёнок стремится быть старательным учеником . Каждому ученику нравятся разные предметы. Прилежный ученик является примером для подражания во всём. Опрятного ученика отличает аккуратность. О хорошем ученике приятно рассказать. За достигнутые успехи и заслуги ученика награждают грамотой.

Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Имя существительное» для обучающихся 2 класса. Может применяться в конце изучения раздела.

Самостоятельная работа по теме «Имя существительное»

1. Выпишите только имена существительные.

Красный, отец, дерево, работает, к, учил, холодная, чашка, летит, пила, пилит.

2. Спишите. Вставьте нужные буквы. Существительные подчеркните одной чертой.

Аисты свили гн…здо на крыше дома. В гн…зде пищ…ли птенцы.

3. Запишите существительные в 2 столбика

Одушевленные (кто?) неодушевленные (что?)

Девочка, мир, дети, круг, сон, зверёк, ёжик, лодка, рука, баран, гусь, солнце, облако, ветер.

4. Подберите к следующим словам подходящие по смыслу существительные. У существительных сверху определите род.

Душистая…, весёлый…, высокий…, умный…, лохматая…, железная…, деревянная…, красивая…, яркое…., дождливый… .

5* Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, подчеркните одной чертой существительные.

Ноч…ю выпал первый сне… . Он лёгкий, пуш…стый, мягкий. На берёзках снежные хлопья. Дети одевают шубки, варежки, шапки и идут на улицу. У крыльца бол…шой сугроб.

Шрайбер Надежда Леонидовна, учитель начальных классов, ГУ «Тенизовская ОШ отдела образования акимата Мендыкаринского района» р. Казахстан, Костанайская область, с. Тенизовское

Чтобы скачать материал

ФИ___________________________________________________

1.Выберите верное утверждение.

а) Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?

б)Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?

2.Выберите верное утверждение.

а)Имя существительное - это часть речи, которая обозначает признак предмета;

б)имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета ;

в)имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы.

3.Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть имена существительные.

Холо... ск...вал землю. Зимние ветры гуляли в макушках д...рев...ев. С берё...

сыпался иней. Под н...гами хрустел сне... .Сн...гири прыгали по лапам елей.

4. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков..

Клюнуть - ______б.,______зв.

ожерелье -_______б.,________зв.

южный - _______б.,______зв.

армия-______б.,_______ зв.

5. Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:

Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.

Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.

Свет, светлый, светит, цветной, просвет.

6. Вставь пропущенную букву, впиши в скобках проверочное слово.