Школьный конкурс. Уроки истории Разрыв с наследием прошлого

Urokiistorii приглашают школьников и студентов на игру по историческому ориентированию. Она пройдёт 13 июня в парке скульптуры «Музеон» в рамках детской программы Московского международного открытого книжного фестиваля и будет посвящена истории СССР, отраженной в архитектуре и искусстве.

() 

Posted at 02:43 pm | | |

Sep. 18th, 2009

Jun. 22nd, 2009

Предполагается просмотр отрывков изфильмов, о которых будет упоминать докладчик.

3 июля в 18:00 в конференц-зале Международного «Мемориала» - второе событие цикла:

«МОНОЛОГ ДВАЖДЫ ИСКЛЮЧЕННОГО».

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен о ситуации вСоюзе кинематографистов РФ и соответствующих исторических аллюзиях.

В программе: ответы на вопросы, дискуссия, хорошее кино на 30 минут.

Адрес: Малый Каретный пер., 12. Проезд: м. Цветной бульвар, Чеховская

Приглашаем всех желающих!

Posted at 08:16 pm | | |

Jun. 16th, 2009

http://www.urokiistorii.ru/

Сайт «Уроки истории» - один из самых молодых проектов «Мемориала», сайт, который мог бы быть полезен для старшеклассников, учителей истории, организаторам исследовательской работы со школьниками и всем другим читателям, которые ради своего собственного любопытства вчитываются в сложные и часто трагические страницы советской и российской истории ХХ века.

Сайт призван стать важным консультационно-методическим источником для организации проектной и исследовательской работы учителей, тьюторов и старшеклассников; площадкой, дающей возможность и стимулирующей самостоятельно е изучени е истории молодежью, осмысления сложных моментов истории, изучения источнико .

На сайте будут опубликованы наиболее удачные и полезные примеры проектной работы (в частности материалы школьных конкурсов "Россия ХХ век. Человек в истории" ) , для российски х учител ей , тьютор ов , школьник ов и студен тов будет предоставлена возможность познакомиться с зарубежным опытом (в рубриках

В 2019 году конкурс исторических исследований старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век» отметил свое двадцатилетие. Это старейший и крупнейший школьный конкурс в России. С 1999 года в нем участвовало более 50 тысяч школьников со всех концов страны.

Главная особенность конкурса - внимание к судьбам простых людей. Этот фокус определяет его основные номинации: Цена победы, История семьи, Человек и власть, Человек и малая родина, Человек в обществе. Приходящие на конкурс работы показывают не парадную историю страны, а ту повседневность, которой жили десятки миллионов наших соотечественников в двадцатом столетии.

Основной организатор конкурса - общество «Мемориал». Оно было создано в 1989 году для того, чтобы сохранить память о политических репрессиях и проявлениях гражданской активности в СССР . Для этого сотрудники «Мемориала» собирают документы, письма и воспоминания, записывают интервью, публикуют результаты своей работы. То же делают и участники конкурса «Человек в истории». Нередко молодым исследователям удается открыть неизвестные факты, найти ценные документы, заполнить «белые пятна» в истории своего города или поселка. Так они участвуют в сохранении исторической памяти – не сконструированной, а настоящей, полной не только побед и достижений, но и трагических испытаний, которые пережили люди в России в ХХ веке. Мы надеемся, что самостоятельное и непредвзятое изучение событий прошлого сможет повлиять на отношение школьников к тому, что происходит сегодня, заставит думать, анализировать и с осторожностью относиться к громким словам и пустым символам.

40 тысяч работ, пришедших в «Мемориал» за два десятилетия, сформировали крупный архив из исследований, исторических свидетельств, архивных документов, фотографий и интервью. Это ценный материал, к которому часто обращаются профессиональные историки и журналисты, пишущие о российской истории ХХ в. Лучшие исследования опубликованы в 25 сборниках. Пять из них подготовлены вместе с нашими зарубежными партнерами и опубликованы на немецком, итальянском и норвежском языках. Последний сборник – «Простые истории: История России ХХ века глазами школьников»» – вышел в 2018 году.

За двадцать лет у конкурса появилось множество друзей и помощников. С нами активно сотрудничают ученые-историки, работники библиотек и музеев, писатели и журналисты. Но главная опора организаторов конкурса – это десятки учителей по всей стране, которые поддерживают нашу работу. Для них «Мемориал» регулярно проводит в Москве научно-методические семинары, посвященные преподаванию российской истории и внешкольной исследовательской работе со старшеклассниками. Огромную помощь конкурсу оказывают региональные координаторы. Благодаря их усилиям конкурс и стал по-настоящему всероссийским: работы приходят из всех регионов страны, причем почти половина участников – жители деревень и поселков.

«Человек в истории. Россия – XX век» является членом «Eustory» – европейской сети исторических конкурсов. В ее рамках проводятся совместные семинары, летние школы для победителей. Каждый год несколько наших финалистов принимают участие в летних школах «Eustory».

С 2009 года при поддержке Фонда Михаила Прохорова для лауреатов исторического конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», поступивших на гуманитарные факультеты в высшие учебные заведения, проводится специальный конкурс на получение стипендий. Ежегодно до пяти победителей Конкурса становятся стипендиатами Фонда.

Позади огромный путь. Конкурс меняется на наших глазах. Ушли в прошлое тысячи конвертов, которые мы получали в почтовом отделении. Теперь участники регистрируют и отправляют работы, не выходя из дома. Но есть нечто неизменное из года в год. Это чувство восхищения и вера в лучшее будущее, возникающие при чтении многих работ и при личном знакомстве с победителями конкурса. Ради них конкурс живет и будет жить.

Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями российской истории минувшего века, пробудить в них интерес к судьбам обычных людей, к их повседневной жизни – к тому, из чего складывается «большая история» страны.

Темы конкурса :

  • Цена победы
  • История семьи
  • Человек и власть
  • Человек и малая родина
  • Человек и общество

Цена победы

В рамках этой темы участники конкурса могут посвятить свои исследования судьбам обычных людей на войне и в тылу. Исследование может быть основано на проведенных интервью, документах из семейных и государственных архивов, музейных коллекций и т. д.

История семьи

В исследовании важно отразить отношение разных поколений к прошлому, привести примеры того, как передается семейная память; воссоздать историю повседневности прошлых лет, детали жизни и быта. Важно раскрыть характерные судьбы обыкновенных людей, в том числе своих родных и близких. Именно через отдельные биографии, через свидетельства близких людей нынешним школьникам легче понять и представить себе прошлое своей страны.

Человек и власть

Как взаимодействуют личность, общество и государство? Что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство? Исследователи не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Человек и малая родина

Авторам работ по этой теме предлагается проследить историю района, улицы, здания, местной церкви, памятника или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования может стать значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Главное условие – выбранный вами объект исследования должен быть связан с конкретными человеческими судьбами.

Человек и общество

Приглядитесь внимательно к тем, кто живет или жил рядом, но принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? С чем это связано? Попытайтесь выяснить исторические корни проблемы. Кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне в ту или иную эпоху? XX век – эпоха миграций, и многие школьники увидят относительность понятия «чужой», осознав, что и они сами (или их друзья и соседи) – потомки «чужих».

Участниками конкурса могут стать учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального и высшего образования России в возрасте от 14 до 18 лет.

Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. качестве наставников Руководителями могут быть учителя, родители и даже профессиональные историки. Коллективные работы должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника. В Москву приглашаются авторские коллективы не более 3 человек.

Номинации конкурса

– исследовательская работа

– мини-исследование

– фотоконкурс

– видеоконкурс

Исследовательская работа свыше 20 тыс. знаков (с пробелами). Оценивая работу, жюри учитывает такие критерии, как ценность и новизна собранного материала, умение автора поставить интересную исследовательскую задачу, критическое отношение к источникам, знание и понимание исторического контекста, ясность и логика изложения, обоснованность выводов.

Мини-исследование менее 20 тыс. знаков (с пробелами). Небольшая работа по одной из тем конкурса. Она может быть посвящена более узкой теме в отличие от исследовательской работы (например, автор может ограничиться анализом материальных или иных свидетельств из семейного архива, публикаций местной прессы). Критерии оценки – те же, что и для исследовательской работы.

Фотоконкурс участнику этой номинации необходимо выбрать в окружающей его среде в городе, поселке, деревне и т. д. – интересный объект, который имеет отношение к теме конкурса, найти его исторические изображения (открытки, архивные фото, иллюстрации в книгах или журналах) и сделать 5–7 сегодняшних фотографий этого объекта или места, где он был расположен. Получившийся изобразительный ряд должен быть дополнен небольшим авторским комментарием-эссе, так чтобы текст и фото составили вместе небольшой рассказ, отражающий историю выбранного объекта, изменения, происходившие с ним в течение времени, отношение к нему городских жителей – историков-краеведов, журналистов, официальных лиц или членов семьи автора. Текст сопроводительного комментария-эссе не должен превышать 10 тыс. знаков (с пробелами).

Видеоконкурс – в этой номинации к участию принимаются созданные самостоятельно или группой авторов: видеофильм, представляющий собой законченное историческое исследование; видеоматериал, послуживший источником для письменной работы (интервью, съемка места событий); видеосюжет о событии, человеке, объекте, историческом месте и т. п., иллюстрирующий письменную работу; собранный и смонтированный видеосюжет по теме письменной работы, основанный на материалах из разных источников, архивов, фильмов, интернета; видеопрезентация письменной работы. В титрах каждого видеоматериала должны быть указаны: автор работы или автор сценария; оператор (кто снимал); герои и персонажи (кто на экране); консультанты (кто помогал: учителя, координаторы, родственники, сотрудники местных телеканалов и др.); источники (архивы, фильмы, использованная музыка и др.); школа, город, год съемок и создания видеоматериала.

По итогам конкурса в Москву будут приглашены авторы 40 лучших исследовательских работ, а также победители в номинациях мини-исследование, фотоконкурс и лучший видеофильм.

Требования к оформлению работ

Работы принимаются в электронном виде (весь текст, включая титульный лист, содержание, основную часть, приложение и список источников ‒ в одном файле).

На титульном листе обязательно должны быть указаны:

– фамилия, имя и отчество автора/авторов,

– почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты автора/авторов работы,

– номер школы/учебного заведения, класс,

– почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты школы/учебного заведения,

– фамилия, имя, отчество и должность руководителя, его почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты.

В разделе Библиография и источники обязательно должны быть перечислены все печатные, архивные и интернет-источники, которые авторы использовали при подготовке работы.

Подведение итогов

Результаты конкурса будут подведены в апреле 2020 года.

Проезд и пребывание в Москве лауреатов и 3 лучших учителей оплачивает Оргкомитет конкурса.

3 победителя получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов, организованных европейской сетью «Eustory».

Лауреаты конкурса, поступившие в высшие учебные заведения на гуманитарные факультеты, смогут принять участие в стипендиальном конкурсе Фонда Михаила Прохорова.

Руководители, активно участвовавшие в конкурсе, будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

Свидетельства и грамоты

‒ все научные руководители получат сертификат;

– научные руководители лучших работ – грамоту за историко-просветительскую работу с молодежью.

Участники конкурса самостоятельно загружают свои работы в Личном кабинете на сайте

Со всеми вопросами обращайтесь по адресу: [email protected]

Сайт «Уроки истории»

На сайте размещены работы участников конкурса, опубликованы методические материалы по подготовке и оформлению исследовательских работ.

На сайте регулярно размещается информация о российских и международных конкурсах по истории, аннотации учебников и научных публикаций, рецензии на книги, фильмы и выставки, затрагивающие историческую тематику.

Форма проведения урока: урок-путешествие.
Цель: знакомство с произведением православной архитектуры, с культурой Византии, которая повлияла на культуру Руси через крещение и православие.
Задачи:
Личностная - приобщение к культуре народов страны, воспитание чувства уважения и восхищения к культуре народов в диалоге культур;
Метапредметная - формирование и развитие умения понимать произведения искусства как знак, читать этот знак;
Предметная - изучение особенностей крестово-купольного типа храма, мозаики как вида искусства; изучение культуры государства, которое повлияло на становление культуры, религии и государственности Русского государства.

В афинских школах и гимнасиях
Урок - образовательное путешествие
Форма проведения урока: образовательное путешествие с элементами ролевой игры.
Цель: используя исторический материал выяснить особенности образования в Афинах.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию уважительного отношения к образованию; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.



Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование и средства обучения: Презентация «В афинских школах и гимнасиях», исторический текст: «Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора», греческий алфавит и цифры, проектор, ПК для учителя, экран.

Целевая аудитория: для 5 класса

«Место и роль Руси в международной торговле в IX - XII веке»
Урок - систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения урока: систематизация и обобщение знаний.
Цели:
Содержательная: выявление уровня знаний учеников по теме: «Место и роль Руси в международной торговле в IX - XII веке», формирования обобщение знаний по данной теме.
Деятельностная: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умение работать в группе, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умений обещать, систематизировать знания.
Задачи:
1. Способствовать развитию проектных умений:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение взаимодействовать в группе в решении общих задач;
навык монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
разделение ролей в группе и выполнения роли;
способность рефлексировать этапы работы со знанием.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Целевая аудитория: для 6 класса

Цель урока : объединив полученные знания учеников на уроке по обществознанию по теме «Государство и экономика» - внутренние функции государства и по теме «Политические режимы. Тоталитарные режимы» (10 класс. Дж. Оруэлл; Е. Замятин - на уроках литературы - 11 класс), расширить эти знания на примерах культуры СССР 30-х годов ХХ века.

Задачи:
Личностные: развитие интереса к изучению вопросов культуры, к чтению произведений великих писателей;
Метапредметные: продолжить работу над формированием способности школьников анализировать произведения искусства, извлекать из них знания об эпохе;
Предметные: работа над понятием культура, идеология, над знание представителей культуры СССР в 30-х годах ХХ века.

Цель: через изучение основной реформы Александра II понять особенности развития России.
Задачи:
Личностные - сформировать рефлексивное отношение к реформе Александра II;
Метапредметные - умение анализировать исторические документы, проводить сравнение уровня проводимых реформ в разных странах;
Предметные - изучить содержания реформы 1861 года, подготовиться к изучению подобных реформ во всеобщей истории.

Целевая аудитория: для 10 класса

Разработка по теме "Культура России в начале ХХ века". На этом уроке через творчество одного представителя культуры показывается ситуация культурного напряжения в обществе, перечисляются имена ученых (их деятельность ученикам известна через уроки по химии, физике и т.д.), живописцев, композиторов. Показывается братство этих людей культуры и трагедия времени. На уроке звучат стихи М. Цветаевой, показывается сложность времени через судьбу ее семьи.

Целевая аудитория: для 11 класса

Сегодня многие ученые ставят под сомнение существование м-т. ига на Руси. Для ответа на вопрос об иге необходимо проанализировать те изменения, которые произошли в государстве, увидеть источник этих изменений.(Для метапредметнного уровня работы по истории м-т ига на Руси надо выйти на такую формулировку проблемы, которая не решается традиционными методами и нуждается в поисках нового алгоритма работы. Ученики этот алгоритм выстраивают в совместной работе с учителем, затем используют в других подобных ситуациях).

Нередко можно услышать фразу, что без знания истории нельзя построить будущего. Прошлое может дать ответы на тысячи самых разных вопросов. Опыт, накопленный предыдущими поколениями, способен принести немалую пользу следующим. Связь с прошлым важна для человечества, поэтому изучение истории начинается у человека еще в школьном возрасте. С начальных классов школьники начинают знакомиться с далеким прошлым (например, с историей Древнего Рима и Древнего Востока). Для огромного количества людей эта сфера вызывает неподдельный интерес, так как в ней можно найти множество интересной и нужной информации.

Если вы проявляете интерес к этой науке, представленные в видеоформате на нашем сайте уроки истории помогут лучше ознакомиться с историей. Уверены, что вы почерпнёте для себя немало интересной информации, ведь наш портал удобен не только тем, что на нём содержатся уроки в формате видео, но и тем, что они снабжены множеством конспектов по истории.

Уроки истории от опытных преподавателей

Вашему вниманию представлены видеоматериалы, затрагивающие множество различных эпох. Каждая из них известна рядом событий и персон. Школьная программа обучения подразумевает знакомство с этими страницами истории, а значит - совсем нелишним будет разобраться в ней заранее. Тем более что процесс ознакомления с уроками истории посредством профессиональных учебных видеоматериалов будет проходить быстрее и эффективнее, нежели с использованием обычных бумажных учебников. Судите сами, каким образом школьник может быстрее усвоить нужную информацию - просматривая учебные видеоматериалы от профессиональных преподавателей или листая учебники? Конечно же, снабженные комментариями и конспектами уроки истории способны дать больший эффект. Учебникам сложно тягаться по пользе с изображениями и звуками таких материалов.

Уроки истории в видеоформате

Эти уроки истории - больше чем обычный учебный материал. Каждый из них является увлекательным мини-фильмом, способным привлечь внимание вашего ребенка-школьника к этой науке. А такой интерес может поспособствовать и выбору будущей профессии. Так как история разделяется на множество различных направлений (аспекты российской истории, всемирная история, особенности истории Нового времени, отечественная история в целом), то есть большая вероятность того, что школьник захочет сделать эту науку свой основной деятельностью. Может быть, ему приглянется ранняя история человечества и он захочет участвовать в исследованиях этого направления. В таком случае ему наверняка понравятся материалы на эту тему - результаты археологических раскопок и составленные на их основе хроники. Возможно, ему будут интересны более поздние эпохи - Средневековье, Возрождение. Или он захочет изучать историю какого-то отдельного государства или персоны. Множество этих тем отражено в уроках истории, размещенных на нашем школьном образовательном портале. Здесь вы обязательно найдете нужный материал.

Возможно, школьнику понравится углубленное изучение истории и он захочет исследовать возникновение и развитие какой-нибудь области человеческой деятельности - торговли, войн, искусства; а может, он растёт истинным патриотом и будет заинтересован в глубоком изучении отечественной истории. В таком случае ему пригодятся материалы, в которых сделан акцент именно на этом. Как бы ни относился ваш ребенок-школьник к этой науке, у него могут возникнуть проблемы с ее изучением в школе. Чтобы помочь ему решить их, воспользуйтесь нашими видеоматериалами. Они - идеальная альтернатива бумажным учебникам. Бесплатный доступ к ним является существенным плюсом. Не нужно ходить на консультацию к преподавателям или оставаться на дополнительный урок - множество материалов в формате видеоуроков и конспектов по истории, касающихся различных эпох и персон, помогут школьнику изучить предмет со всех сторон.