Социальная психология появилась в. Проблемы социальной психологии

Раздел №I Вводный

1. Предмет социальной психологии.

2. Структура социальной психологии как науки.

3. Специфика социально-психологического анализа.

4. Две социальные психологии.

Каждый из нас живет в мире, населенном множеством других людей. Среди них есть родные и близкие, друзья и приятели. Немало и просто знакомых. С кем-то мы постоянно общаемся, вместе работаем, учимся или проводим свободное время, с другими видимся изредка. Однако и те, и другие, и третьи так или иначе влияют на нас, вызывая определенные изменения в нашем сознании и поведении.

С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики - поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях - хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и т.д.

Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? А почему бывает наоборот, и один человек переубеждает всех остальных? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается сегодня ответить такая отрасль научного знания, каксоциальная психология. Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний. Итак, в центре исследовательского внимания социального психолога находятся последствия различного рода контактов между людьми, проявляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, лицом к лицу. Они бывают и опосредствованными, например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, радио, телевидения, кино, интернета и др. Именно таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп и общества в целом.

Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, например, разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер. Например, в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом исследовательского интереса социального психолога могут выступать не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории людей. Например, нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм и т.п.

Необходимо отметить, что те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации. Повсеместно наблюдаемые явления глобализации, характерные для начала нашего века, делают исключительно актуальными проблемы межкультурной коммуникации. Сегодня все большее количество представителей различных этносов и культур непосредственно сталкиваются друг с другом в процессе осуществления различных совместных акций. Научить этих людей успешно взаимодействовать для достижения общих целей - тоже социально-психологическая проблема.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

· социальная психология личности;

· социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

· социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это, например, вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на это поведение.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.

Социальная психология групп охватывает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Как видим, сфера явлений социальной психологии очень широка. Однако в конечном счете эта наука пытается выявить, как люди влияют друг на друга и как они себя ведут в различных ситуациях, т.е. различные особенности социального поведения. Известно, что ряд других областей научного знания также занят исследованием определенных сторон социального поведения людей.

В чем же состоит специфика именно социально-психологического анализа?

Социологи, экономисты, политологи и представители других общественных наук используют социальный уровень анализа (т.е. такой, который относится к характеристикам общества как целого). При этом исследователи пытаются понять общие типы социального поведения. Например, уровень убийств, поведение избирателей или потребительские расходы. В соответствии с данным подходом социальное поведение объясняется такими факторами, как экономический спад, классовые конфликты, столкновения между конкурирующими этническими группами, неурожай в отдельных регионах, политика правительства или технологические изменения. Цель социетального анализа состоит в том, чтобы выявить связи между широкими социальными влияниями и общими типами социального поведения. Изучая насилие в городах, социологи занимаются поиском взаимосвязей между уровнем жестоких преступлений и такими факторами, как бедность, иммиграция или индустриализация общества.

Индивидуальный уровень анализа обычно используется в психологии личности и клинической психологии. Здесь поведение людей объясняется исходя из уникальной истории жизни данного человека и его психологических характеристик. В соот­ветствии с этим подходом личностные черты и мотивы могут объяснить, почему тот или иной индивид ведет себя определенным образом и почему два человека могут реагировать совершенно по-разному в одной и той же ситуации. При индивидуальном уровне анализа проявляется тенденция объяснять жестокие преступления исходя из уникальной истории жизни преступника и его личностных черт.

Например, В.Л. Васильев подчеркивает необходимость исследования так называемых маргинальных личностей, основной характеристикой которых является внутренняя социальная нестабильность. "Маргиналы" отличаются неспособностью достаточно полно освоить культурные традиции и выработать соответствующие социальные навыки поведения в той среде, в которой они оказались. Так, это житель сельской "глубинки", вынужденный жить и работать в большом городе, взрослый человек, переселившийся в регион, где говорят на незнакомом ему языке, и не знающий местных обычаев и традиций. Испытывая высокий уровень эмоционального стресса, "маргинальная" личность легко вступает в конфликт с окружающей социальной средой (Васильев, 2000).

Социальные психологи обращаются к иному уровню анализа - интерперсональному (межличностному ). Их внимание фокусируется на текущей социальной ситуации, в которой оказалась личность. Социальная ситуация включает в себя других людей в данной среде, их установки и поведение, а также их отношение к данной личности. Для понимания причин жестоких преступлений социальные психологи могут ставить вопрос так: какие виды интерперсональных ситуаций формируют агрессивные реакции, которые могут привести к возрастанию жестокого поведения? Одно из важных социально-психологических объяснений заключается в том, что состояния фрустрации вызывают у людей злобу и таким образом способствуют тенденции действовать агрессивно. Это называется гипотезой фрустрации - агрессии. В соответствии с ней предполагается, что человек, встретив препятствие на пути достижения желаемой цели, испытывает фрустрацию и гнев и в итоге скорее всего выйдет из себя. Такой эффект фрустрации является одним из объяснений жестоких преступлений на интерперсональном уровне.

С помощью гипотезы фрустрации - агрессии, как полагают американские психологи, можно также объяснить, как крупномасштабные экономические и социетальные факторы создают ситуации, приводящие к насилию и преступлениям. Например, неимущие люди, населяющие переполненные районы городских трущоб, несомненно, фрустрированы; они не могут получить хорошую работу, позволить себе приличное жилище, обеспечить безопасное окружение для своих детей и т.д. Фрустрация по всем этим поводам может вызывать гнев, который порой является прямой причиной жестокого преступления. Гипотеза фрустрации - агрессии сосредоточена на непосредственной социальной ситуации, чувствах и мыслях, которые данная ситуация вызывает у людей с различными социальными характеристиками, и влиянии этих субъективных реакций на поведение.

Конечно, каждый из указанных трех подходов (социетальный, индивидуальный, интерперсональный) обладает своей ценностью и является существенным, если мы хотим понять как можно более полно сложное социальное поведение. Поэтому имеется значительное совпадение в характере проводимых исследований среди указанных научных дисциплин.

Однако при этом мы должны отметить, что невозможно провести четкие демаркационные линии, отграничивающие социальную психологию от других наук. Известный французский социальный психолог С. Московичи характеризовал социальную психологию как "мост" между другими отраслями знания (Moscovici, 1989). Он имел в виду, что социальная психология обращается к открытиям социологии, антропологии, политической науки, экономики и биологии, чтобы лучше понять, как индивид включается в большую социальную систему.

С начала прошлого века стали оформляться, прежде всего в США, две основные ветви социальной психологии - психологическая и социологическая. Различия между проблематикой этих двух направлений и их теоретическими основами порой выглядят весьма существенно. Свидетельство такого положения дел приводит американский социолог А.С. Томарс. В одном из известных ему колледжей социальная психология преподавалась в курсе психологии. На протяжении ряда лет она читалась оба семестра, но двумя различными преподавателями. Один из них тяготел к социологии, другой - к индивидуальной психологии. Курсы этих преподавателей не имели между собой почти ничего общего, и в итоге студенты выносили "совершенно различные представления о прочитанном им предмете в зависимости от того, слушали ли они его в осенний или в весенний семестр" (Томарс, 1961).

Прежде всего, отмечается, что, хотя оба направления социально-психологического знания рассматривают социальное поведение, они делают это с различных теоретических позиций.

В центре внимания психологической социальной психологии находится индивид. При этом исследователи пытаются понять и предсказать социальное поведение, обращаясь к анализу непосредственных стимулов, психологических состояний и черт личности. Предполагается, что вариации в поведении обусловлены тем, как люди интерпретируют социальные стимулы, или их личностными различиями. Даже при изучении групповой динамики проявляется тенденция объяснять данные процессы на индивидуальном уровне. Основным исследовательским методом здесь является эксперимент.

Сторонники социологической социальной психологии , наоборот, преуменьшают роль индивидуальных различий и влияний непосредственных социальных стимулов на поведение. В центре внимания этого направления находится группа или общество. При этом исследователи, для того чтобы понять социальное поведение, обращаются к анализу социетальных переменных, таких как социоэкономический статус, социальные роли и культурные нормы. Преобладающее внимание здесь уделяется характеристикам больших по размеру социальных групп, чем в психологической социальной психологии. Поэтому социальные психологи социологического направления преимущественно занимаются объяснением таких социетальных проблем, как бедность, преступность, отклоняющееся поведение.

Основными исследовательскими методами здесь являются опросы и включенное наблюдение.

Общепризнано, что оба направления современной социальной психологии влияют друг на друга, взаимно обогащаясь.


Похожая информация.


Краткий очерк развития социальной психологии

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке и . Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс» и т. п. Отдельные по существу социально-психологические идеи встречались уже в трудах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а затем в трудах Л. Фейербаха и Г. Гегеля.

В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Ее возникновение связывают с созданием в Германии в 1859 г. Г. Штейнталем и М. Лацарусом «Журнала по этнической психологии и языкознанию».

Крупными представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лсбон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце XIX и в начале XX в. пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард — подражательностью , Лебон — психическим заражением , Мак-Дугалл — инстинктами .

Г. Тард широко использовал социально-психологические понятия и в своих криминологических исследованиях.

По концепции Г. Тарда (1843-1904) общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно подражанием, обычаями, модой. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Низшие слои особенно усердно подражают высшим слоям. Но невозможность достичь идеала порождает социальную оппозицию, конфликтность в социальном взаимодействии. Тард впервые глубоко разработал психологию толпы как фактора подавления индивидуальности. Под влиянием идей Тарда стали различаться два вида наследственности — естественная и социальная.

Другой французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841 — 1931) разработал эмоциональную теорию социальных процессов, введя понятие психического заражения.

Ряд концептуальных психологических основоположений выдвинул основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм (1858-1917). В качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения Дюркгейм выдвинул феномен «коллективных представлений» («Индивидуальные и коллективные представления» (1898)), которые и определяют, по его мнению, видение мира отдельным индивидом. Поведение индивида, по Дюркгейму, определяется коллективным сознанием.

В отличие от «социальной атомизации» Г. Тарда (считавшего индивида «клеткой общества») Э. Дюркгейм отстаивал идею единения социума на основе общепризнанных социальных ценностей . Социальное качество поведения людей, как справедливо полагал Дюркгейм, зависит от ценностно-нормативной интегрированности общества, развитости его социальных связей. Ценностно-нормативный кризис общества порождает массовую правовую десоциализацию, которую Дюркгейм назвал аномией (франц. anomie — отсутствие закона). В состоянии аномии для многих членов общества утрачивается значимость социальных и прежде всего правовых норм. Индивид, лишенный эталонных образцов поведения, резко снижает уровень саморегуляции, выходит из-под социального контроля. Аномия, порождающая массовую девиантность, подготавливает и приближает, по мнению Дюркгейма, социально-экономические перемены в обществе.

Г. Тард, Г. Лебон и Э. Дюркгейм оказали существенное влияние на развитие социальной психологии , утвердив первичность социального фактора в формировании личности.

На рубеже XIX и XX вв. английский психолог У. Мак-Ду- галл (1871 — 1938) предпринял попытку систематизировать социально-психологические знания. В 1908 г. была издана его книга «Введение в социальную психологию». Этот год и считается на Западе годом окончательного оформления социальной психологии как самостоятельной науки.

В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии — зарождается экспериментальная социальная психология . Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку. При этом Меде установил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики. Было установлено, что социально-психологические факторы влияют на все психические качества индивида — восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Позднее были обнаружены и оценочные деформации — конформизм (уподобление оценок индивида общепринятым оценкам).

Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт (1897- 1967) усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований. На основе его исследований были сделаны практически эффективные рекомендации по улучшению организации производства, рекламы, политической пропаганды, военного дела и др. Социальная психология стала интенсивно развиваться как прикладная наука. В США стали проводиться широкие исследования по проблемам управления, психологической совместимости, уменьшения напряженности между предпринимателями и рабочими и т. п.

Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Я. (Дж.) Морено (1892-1974). Морено разработал метод социометрии — систему методик выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Выявляя личностные симпатии и антипатии, Морено графически отображал эти взаимоотношения в виде социограмм (рис. 96, 97).

Морено внес значительный вклад в разработку социальной психологии малых групп, расширил понятия «групповой статус личности», «внутригрупповая динамика» и др., предложил конкретные методики смягчения внутри групповых конфликтов, оптимизации социально-психологического климата в малых группах. Длительное время он был руководителем созданного им в 1940 г. Института социометрии и психодрамы, известного также как Институт Морено.

Рис. 96. Социограмма

По данной социограмме можно выявить ядро группы, т. е. лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других (нецентральных) локальных группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С), отсутствие устойчивых социальных связей (К)

Рис. 97. Символика социограммы

Вслед за Морено зарубежные социальные психологи стали рассматривать малую группу, социальную микросреду как основной элемент, «клетку» общества. В системе «общество- группа-личность» абсолютизировалось среднее звено. Постулировалась полная зависимость личности от выполняемой ею социальной роли, групповых норм, группового давления.

Наиболее значимое направление в современной зарубежной социальной психологии - интеракционизм — выдвигает на первый план проблему социального взаимодействия - интеракцию. Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Дж. Г. Мида (1863-1931). Основными категориями этого социально-психологического направления являются введенные Мидом в 1930-х гг. понятия «социальная роль», «внутригрупповое взаимодействие» («интеракция») и др.

Представители указанного направления (Т. Кун, А. Роуз, Т. Шибутани и др.) выдвинули на передний план комплекс социально-психологических проблем: общение, коммуникативность, социальные нормы, социальные роли, статус личности в группе, референтная группа и др. Понятийный аппарат, разработанный Дж. Г. Мидом и его последователями, широко распространен в социально-психологической науке. Важнейшее достижение этого направления - признание социальной обусловленности психики индивида. Психология перестала трактоваться как психология индивида, общая психология все более интегрировалась с социальной психологией.

В последнее время за рубежом широко распространены эмпирические интеракционистские исследования «бытовой» психологии. Появились аналогичные работы и отечественных авторов.

Первый всплеск развития отечественной социальной психологии приходится на 20-е гг. XX столетия. Однако на фоне господствовавших тогда рефлексологии и реактологии трактовка социально-психологических проблем получила биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику социальной психологии. И уже к концу 1920-х гг. социальная психология, как нечто конкурирующее с марксистской идеологией, прекратила существование.

Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране вновь началось лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг.

Стали проводиться разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные социально-психологические исследования". Однако достижения отечественной социальной психологии еше не консолидированы в стройную систему категорий. В ряде случаев исследователи остаются на описательно-эмпирическом уровне.

Современная социальная психология наиболее интенсивно развивается в США. Широкое распространение в последнее время получила концепция интерактивности, межличностного взаимодействия.

Структура социальной психологии как науки определяется системой ее основных категорий:

  • понятие социальной общности;
  • особенности поведения человека в социально не организованной и в социально организованной общности;
  • понятие социальной группы, классификация социальных групп;
  • социально-психологическая организация малых групп;
  • модификация индивидуального поведения в условиях социальной группы;
  • общение как средство социального взаимодействия;
  • межперсональное взаимодействие в процессе общения;
  • психология больших социальных групп;
  • психология массовой коммуникации и массовых социальных явлений;
  • психология социального управления.

Методы социальной психологии: естественный и лабораторный групповой эксперимент, контент-анализ, факторный анализ, социометрия, метод подставной группы, метод экспертных оценок и др.

область научно-исследовательской деятельности, изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях. Истоки мн. идей и методологич. принципов, оказавших влияние на последующее развитие С. п., содержались в трудах философов Платона, Аристотеля, Спинозы, Локка, Юма, Гельвеция, Вико, Канта, Гегеля, Фейербаха, Токвиля и др. Определ. роль сыграли также работы социологов Г. Тарда, Г. Лебона, Н. К. Михайловского, изучавших социально-психологич. характе-ристики и внутр. движущие силы массовых движений, проблемы лидерства, психологов У. Джемса, У. Мак-Дугалла, пытавшихся выделить социально-психологич. проблематику в сфере психологии поведения человека. Для этих социологов и психологов было характерно стремление построить теории социального действия исходя из особенностей психики личности (см. Психологизм в социологии). В ином направлении двигались Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль, рассматривавшие психику и поведение личности как продукт определ. системы обществ. связей, типа культуры. Это направление стало особенно популярным в 20 в. в работах их последователей, стремящихся применить принципы структурно-функционального анализа и теории ролей социальных к изучению социально-психологич. особенностей человека и его поведения (Дж. Мид, Т. Парсонс, Р. Мертон, И. Гофман и др.). Определ. роль в становлении С. п. сыграли работы В. Вундта, К. Клакхона и др. об особенностях сознания и поведения наций и культурно-этнич. общностей. С 20-х гг. все более широкий размах в рамках социологии приобретают эмпирич. исследования социально-психологич. характеристик социаль-ных групп, обществ. мнения и механизмов социализации личности (У. Томас, Ф. Знанецкий, С. Стауффер, П. Лазарсфельд, Ж. Стецель и др.), исследования межличностных отношений, формальной и неформальной структуры поведения в коллективах и организациях (Э. Мэйо и др.). Одновременно получают распространение, прежде всего в среде психологов, экспериментальные методы исследования внутр. структуры личности, системы мотивации и ориентировки, социальных установок и реакций на социальные ситуации, а также межличностных отношений в малых группах. Часть таких исследований связана с гештальтпсихологией (К. Левин, С. Аш, Ф. Хайдер, Л. Фестингер и др.), другая – с бихевиоризмом (Ф. Олпорт, Р. Бейлс, Дж. Хоманс, К. Хоуленд и др.). Значит. влияние на развитие С. п. оказали теории З. Фрейда и работы неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма, А. Кардинера, Т. Адорно и др.). Официальный статус С. п. как особой отрасли обществ. знания сложился в США (к концу 30-х гг. и особенно после 2-й мировой войны), где имеются соответствующие институты, кафедры и периодич. издания. В капиталистич. странах Европы к 1958 еще не существовало спец. науч. или учебных заведений, а также проф. социально-психологич. журналов. Интенсивное развитие С. п. началось лишь с конца 50-х годов. Работы в области С. п. ученых этих стран испытывают заметное влияние амер. С. п., хотя ряд ведущих представителей амер. С. п. – эмигранты из Европы начала и сер. 30-х гг. (Л. Фестингер, К. Левин и др.). В рамках марксизма-ленинизма имеется прочная традиция изучения социально- психологич. явлений. В трудах основоположников марксизма-ленинизма, а также в работах Г. В. Плеханова, А. Лабриолы, А. Грамши и др. даны образцы науч. анализа психологич. особенностей различных классов, наций, социальных групп и движений; роли и значения традиций, привычек, настроений, характерных черт различных социальных типов личности в историч. и прежде всего революц. процессе; внутр. механизмов поведения людей и восприятия ими социальной действительности. В СССР процесс становления социально-психологич. исследования начался с 20-х гг. Большое значение имели работы психологов В. М. Бехтерева, К. Н. Корнилова, Л. С. Выготского, социолога М. А. Рейснера, литературоведа Л. Н. Войтоловского и др. В 20–30-х гг. развитие С. п. сопровождалось острой борьбой по филос. и идеологич. проблемам, связанной с общим процессом становления в СССР марксистско-ленинской теории и методологии. Большой вклад в изучение социально-психологич. явлений и процессов внесли сов. педагоги (особенно А. С. Макаренко и его школа) и психологи (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев). В 50-е и 60-е гг. науч. работа в области С. п. заметно активизируется, расширяется проблематика, разрабатываются теоретич. основы, эмпирич. и экспериментальные методы и процедуры, идут оживленные дискуссии о направлениях и дальнейших перспективах работы. Создана кафедра С. п. в Ленингр. ун-те, спецкурсы по С. п. читаются в Моск. и Ленингр. ун-тах (на ф-тах психологии, философии и журналистики), имеются социально-психологич. лаборатории в ряде науч. учреждений и вузов (Москва, Тбилиси, Минск, Тарту и др.), Всесоюзное об-во психологов и Сов. социологич. ассоциация имеют спец. исследо-ват. комитеты по С. п. В социалистич. странах активно развиваются социально-психологич. исследования в ГДР (М. Форверг, X. Хибш), ПНР (X. Малевская, С. Мика, С. Новак), ЧССР (А. Юровский, Я. Янушек). В процессе дифференциации обществ. наук определяются специфич. объекты С. п., социально-психологич. исследования, его методология и процедуры. Такими объектами, напр., являются общности людей с относит. единством взглядов, установок, настроений, потребностей, черт характера. При этом классы, нации и др. социальные общности рассматриваются не только в связи с объективными безличными характеристиками общества на данной стадии его развития, но прежде всего в связи с социальными по своей природе механизмами психич. деятельности у членов этих обществ. образований. Состояние сознания (а также внутр. механизмы его возникновения и функционирования) социальных общностей является продуктом сложного взаимодействия материальных и идеологич. отношений: 1) непосредственного опыта членов данной социальной общности, возникающего в результате прямого контакта с объективной действительностью; 2) устойчивых ценностных ориентаций, идеологич. и политич. традиций, зафиксированных в системе культуры и языка; 3) системы орг-ций, институтов, партий и т.п., оказывающих влияние на умы и чувства людей. При изучении системы взаимодействия данных элементов проявляются различия в понимании предмета социально-психологич. исследования. Одна группа ученых считает объектом такого исследования лишь непосредств. социальный опыт людей и называет общественной психологией (в отличие от идеологии) особый слой обществ. сознания, связанный гл. обр. с таким опытом индивида или группы. Другие ученые исходят из того, что любое восприятие человеком обществ. явлений зависит от характера внутр. относительно устойчивых социальных установок, сформировавшихся в процессе воспитания индивида, и задачу социально-психологич. исследования видят в изучении механизмов, возникающих в психике людей (групп, классов и т.п.) на стыке и пересечении всех трех указанных элементов. Наряду с этим заметна тенденция к известному обособлению социально-психологич. иссле-дований личности. Выявить осн. психологич. тенденции, свойственные классу и группе, можно лишь определив осн. типы личности, наиболее характерные для данного класса или группы. Знание количественно господствующих у членов класса или группы особенностей и форм сознания, опирающееся на законы средних чисел, даваемое, напр., в результате опросов, хотя и играет важную роль, но не может выявить глубинных процессов, совершающихся в умах и чувствах людей, и обнаружить типологич. личностные различия, скрывающиеся за средними величинами и единообразными внешними проявлениями сознания и поведения. Соотношение между личностным и объективно-классовым сложно и опосредовано, ибо очевидным является факт социально-психологич. различий между членами одного и того же класса; люди, находящиеся объективно в одних и тех же условиях, могут реагировать различным, а иногда и противоположным образом на одни и те же явления; люди, принадлежащие к разным социальным группам, могут демонстрировать общность сознания и поведения. Если в социологич. исследовании социальные функции, роли, задаваемые индивидам, источники влияния рассматриваются безлично, как элементы социальной системы, то социально-психологич. видение предполагает анализ того, как эти функции, роли, влияния воплощаются во внутр. структуре личности. Диалектико-материалистич. подход к изучению социально-психологич. явлений предполагает не только выяснение их зависимости от объективной логики историч. развития, но и их влияния на это развитие. С. п. изучает влияние социально-психологич. процессов на организацию, функционирование и эволюцию материального и духовного произ-ва, различных социальных институтов, массовых социальных движений и революц. деятельности. Выделяется направление социально-психологич. исследования, обращающее спец. внимание на изучение средств и механизмов целенаправленного социального воздействия на психику людей (воспитания, массового идейного влияния, идеологич. борьбы), проблем социализации человека, его включения в систему культуры, политич. жизнь и практич. деятельность. Важное значение приобретают исследования социально-психологич. проблем, связанных с деятельностью средств массовой коммуникации (см. Социология массовой коммуникации). Изучаются также социально-психологич. проблемы науч. управления обществом (напр., влияние социально-психологич. характеристик руково-дителя и членов группы на эффективность групповой деятельности). Значит. размах получают исследования мотивации и стимулирования трудовой деятельности людей, преодоления в сознании и поведении людей явлений отчужденности в процессе труда. Наконец, исследуются явления социальной патологии, отрицат. и остаточных процессов в сознании и поведении людей (преступность, аморализм, алкоголизм и т.п.), вопросы выработки эффективных социально-психологич. средств борьбы с этими явлениями. Идеологич. и практич. ориентация социально-психологич. исследований зависит от социально-экономич. и политич. системы, в рамках к-рой они развиваются (различия капитализма и социализма), от характера социального заказа, принимаемого исследователями. Марксисты уделяют значит. внимание критич. анализу методологич. установок и целей исследований, к-рые навязывает социальному психологу организация гос.-монополистич. капитализма. Мн. работы амер. авторов демонстрируют тенденцию к бюрократич. манипулированию умами и чувствами людей в интересах правящих кругов. Объективные потребности практики сделали особенно актуальным изучение конкретных условий и факторов, непосредственно влияющих на поведение, сознание людей в процессе межличностной групповой деятельности. Исследования контактных, или малых, групп важны для решения практич. вопросов управления и организации эффективной коллективной деятельности и коллективного воспитания (см. Теория малых групп). Сюда также относятся исследования механизма восприятия людьми самих себя и друг друга, зависимости межличностной коммуникации от индивидуально-типологич. особенностей участников коммуникации, их интеллектуального и культурного развития, установок, стереотипов, отражающих их групповую и проф. принадлежность, наконец, от общей эмоциональной атмосферы, условий и организационных рамок, в к-рых совершается коммуникация. Исследование этого типа анализирует влияние на мысли, чувства и поведение одних индивидов действительного, воображаемого или предполагаемого присутствия других индивидов или малых групп (т.н. референтных групп). Высказывается т. зр. о том, что именно эта сфера и является в строгом смысле слова предметом С. п. как самостоят. (в основном экспериментальной) науки. Одновременно социологи все шире используют экспериментальный материал, относящийся к малым группам, при решении комплексных социальных проблем (напр., науч. организации труда, пропаганды, воспитания, процесса массовой информации и коммуникации). При этом специфич. психологич. механизмы, возникающие в сфере межличностных коммуникаций, все более рассматриваются в широком социальном контексте. Для того чтобы выявить межличностные связи в их внутр. относит. самостоятельности, необходимо на какое-то время отвлечься от объективных ("безличных") социальных механизмов, действующих в обществе, напр. от его социальной структуры. Но в общем процессе развития социального знания возникает потребность в преодолении этого отвлечения. Рассматривая межличностные социально-психологич. связи на основе анализа системы обществ. отношений, исследователь точнее определяет конкретную систему координат для эмпирич. и экспериментального исследования непосредств. взаимодействия людей. Отвлечение, не являющееся осознанным исследоват. приемом, возникающее лишь как стихийно складывающаяся установка, может легко превратиться в своего рода "методологич. ритуализм", суживающий науч. социальное видение исследователя. Не будучи четко сформировавшейся наукой, С. п. использует приемы и методы исследования, в основном типичные для социологии и общей психологии. Среди специфич. процедур можно указать на контролируемый групповой эксперимент (напр., в работах Р. Бейлса по исследованию малых групп), методы анкетирования и интервью (фокусированное и глубинное). Исследования, связанные с изучением социально-психологич. особенностей этнич. групп, обществ. самосознания представителей разных социальных систем, обычно включают опросы обществ. мнения, изучение документов и прямые наблюдения в тестовых ситуациях. С. п. пользуется также всем аппаратом логико-теоретич. и эмпирич. анализа, широко применяя в последнем случае математич. методы (статистические и нестатистические). Значит. успехи достигнуты в попытках моделировать групповые процессы в понятиях теории графов. Имеются особые процедуры, приспособленные для изучения групповой напряженности и уровня сплоченности группы, а также для описания взаимоотношения членов группы между собой (социометрич. процедуры). В последнее время среди заруб. социальных психологов обнаруживается интерес к восстановлению в правах приемов психофизиологич. контроля поведения индивида в групповом процессе, т.е. методов, традиционных для павловской психологии. С. и. находится в процессе своего становления, четкие границы и закономерности к-рого пока еще трудно обозначить с определенностью. Актуальной задачей, на решение к-рой направлены усилия ученых, является объективный анализ путей и перспектив развития социально-психологич. исследований. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Maркс К., Тезисы о Фейербахе, там же; его же, Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его же, Капитал, т. 3, там же, т. 25; Ленин В. И., Задачи русских социал-демократов, Соч., 4 изд., т. 2; его же, О стачках, там же, т. 4; его же, О смешении политики с педагогикой, там же, т. 8; его же, Социализм и религия, там же, т. 10; его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 26; его же, Доклад на II Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г., там же, т. 28; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, Новая экономич. политика и задачи политпросветов, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; Бехтерев В. М., Роль внушения в обществ. жизни, СПБ, 1898; его же, Предмет и задачи обществ. психологии, как объективной науки, СПБ, 1911; его же, Коллективная рефлексология, П., 1921; Овсянико-Куликовский Д. Н., Психология национальности, П., 1922; Бызов Л., Психология коллектива, в сб.: Вопросы организации и управления, No 1(6), M., 1924; Войтоловский Л., Очерки коллективной психологии, ч. 1–2, М.–П., ; Корнилов К. Н., Совр. психология и марксизм, 2 изд., Л., 1925; Челпанов Г., С. п. или "условные рефлексы"?, М.–Л., 1926; Рейснер?. ?., Проблемы С. п., Ростов-н/Д., 1925; ?ртемов В. ?., Введение в С. п., [М.], 1927; Педология и воспитание, М., 1928; Ковалев А. Г., О С. п., "Вестн. ЛГУ. Сер. экономики, философии и права", 1959, вып. 2, No 11; Баранов А. В., О предмете С. п., "Вопр. психологии", 1962, No 2; Бодалев?. ?., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965; Проблемы обществ. психологии, под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева, М., 1965; Арутюнян С. М., Нация и ее психич. склад, Краснодар, 1966; Теоретич. и методические проблемы С. п., М., ; Замошкин Ю. ?., Кризис бурж. индивидуализма и личность. Социологич. анализ нек-рых тенденций в общественной психологии США, М., 1966; Парыгин Б. Д., Общественное настроение, М., 1966; его же, С. п. как наука, 2 изд., Л., 1967; Поршнев Б. Ф., С. п. и история, М., 1966; Кузьмин Е. С., Основы С. п., [Л.], 1967; Кон И. С., Социология личности, М., 1967; Сигеле С., Преступная толпа. Опыт коллективной психологии, пер. с франц., СПБ, 1893; Реньяр П., Умств. эпидемии, пер. с франц., СПБ, 1889; Мак-Дауголл У., Основные проблемы С. п., пер. с англ., М., 1916; Шибутани Т., Социальная психология, пер. с англ., М., 1969; Allport F. H., Social psychology, Boston–?. ?., ; Brown J. F., Psychology and the social order. An introduction to the dynamic study of social fields, N. Y., 1936; Sumner W. G., Sumner today, , 1940; Сantril H., The psychology of social movements, N. Y.–L., 1941; Воgardus E. S., Fundamentals of social psychology, 3 ed., N. Y.–L., ; Sherif M., Сantril H., The psychology of Ego-involvements. Social attitudes and identifications, N. Y.–L., ; Krech D., Crutchfield R. S., Theory and problems of social psychology, ?. ?., 1948; Stоuffer S. A. , Studies in social psychology in World War II, v. 1–4, Princeton, 1949–50; Adorno T. W. , The authoritarian personality, ?. ?., ; Social psychology at the crossroads, ed. J. H. Rohrer and M. Sherif, ?. ?., ; Handbook of social psychology, ed. by G. Lindzey, 2 ed., v. 1–5, Camb. (Mass.), 1968; Psychological warfare casebook, ed. W. E. Daugherty and M. Janowitz, Balt., 1958; Israel J., Self-evaluation and rejection in groups, Uppsala, 1956; Hall С. S., Lindzey G., Theories of personality, ?. ?., ; Thouless R. H., General and social psychology, , L., ; Readings in social psychology, ed. ?. ?. Mac Corby, T. M. Newcomb, E. L. Hartley, 3 ed., L., 1959; Group dynamics. Research and theory, ed. D. Cartwright and A. Zander, 2 ed., Evanston (Ill.)–?. ?., ; Lazarus R. S., Adjustment and personality, N. Y., 1961; Leadership and interpersonal behavior, ed. L. Petrullo and B. M. Bass, ?. ?., ; Society and self. , ed. by В. H. Stoodley, Glencoe, 1962; Rocheblave-Spenl? A.-M., La notion de role en psychologie sociale, P., 1962; Social psychology through experiment, ed. G. Humphrey and M. Argyle, L., ; Massuссо С. ?., La psicologia oggi, ; Asch S. E., Social psychology, Englewood Cliffs (?. ?.), ; Hare A. P., Handbook of small group research, Glencoe, 1962; Dudycha G. J., Applied psychology, N. Y., 1963; Stoetzel J., La psychologie sociale, P., 1963; Daval R. , Trait? de psychologie sociale, v. 1–2, P., 1963–64; Ranulf S., Moral indignation and middle class psychology, N. Y., 1964; Anastasi ?., Fields of applied psychology, [?. ?.], 1964; Веrelson ?. R., Steiner G. ?., Human behavior. An inventory of scientific findings, , 1964; Sprott W. J., Social psychology, L., 1964; Machotka O. R., The unconscious in social relations, N. Y., 1964; Mс Grath J. E., Social psychology. A brief introduction, N. Y., 1964; Sampson ?. ?. , Approaches, contexts and problems of social psychology, Prentice Hall (N. J.), 1964; Seсоrd P. F., Backman С. W., Social psychology, N. Y., 1964; Maisonneuve J., La psychologie sociale, P., 1964; March J.-C., Simon H.-?., Les organisations. Probl?mes psycho-sociologiques, P., 1964; Reynaud P.-L., La psychologie ?conomique, P., 1964; Hopkins T. K., The exercise of influence in small groups, ; Personality change, ed. P. Worchel and D. Byrne, N. Y., 1964; Deutsch M., Krauss R. M., Theories in social psychology, N. Y.–L., ; Newcomb T. M. , Social psychology. N. Y., 1965; Levy ?., Psychologie sociale. Textes fondamentaux anglais et am?ricains, v. 1–2, P., 1965; Perspectives in social psychology, ed. О. Klineberg and R. Christie, N. Y., 1965; Hiebsch H., Sozialpsychologische Grundlagen der Pers?nlichkeitsformung, В., 1966; Sherif M., Sherif C., Groups in harmony and tension. An Integration of studies on intergroup relations, N. Y., 1966. См. также лит. при ст. Вундт, Джемс, Зиммель, Кули, Лебон, Левин, Личность, Мид, Морено, Психология, Уорд Л., Юнг. Ю. Замошкин. Москва.

Социальная психология - научная дисциплина, родившаяся на стыке двух наук (психологии и социологии), что вносит определенные трудности в формулирование предмета исследования социальной психологии, в определение круга изучаемых проблем.

Социология (от лат. socius - общественный + др.-греч. Хбуос; - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Социальная психология - наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей, в связи с чем социальная психология изучает:
психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
феномен взаимодействия между людьми, например, супружеского, дет-ско-родительского, педагогического, психотерапевтического и т.д.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;
психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д.

Объектом социальной психологии являются различные социальные общности людей; психология личности как члена этих общностей:
личность в группе (системе отношений),
взаимодействие в системе «личность - личность» (родитель - ребенок, руководитель - исполнитель, врач - больной, психолог - клиент и т.д.),
малую группу (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т.п.),
взаимодействие в системе «личность - группа» (лидер ведомые, руководитель - трудовой коллектив, командир - взвод, новичок - школьный класс и т.д.),
взаимодействие в системе «группа - группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т.д.),
большую социальную группу (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т.п.).

В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как:
социальная психология личности,
психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),
психология малых групп,
психология межгруппового взаимодействия,
психология больших социальных групп и массовых явлений.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, ко-гнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера, который полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Эн-джелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации - приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма - проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) - поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В. Павлов, В.М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма -проблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда, исследовавшего проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений. Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т.д.). В ходе этого познания его впечатления о мире трансформируются в систему образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестин-гер и др. внесли серьезный вклад в социальную психологию. Проблема когни-тивизма - принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Сводит социально-психологические явления к межличностному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаимодействия людей друг с другом, которые должны пониматься как системы взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаимоотношения и личность, по мнению его идеологов (Э. Гофмана, Р. Линтона, Т. Ньюкома, М. Шерифа и др.), являются ничем иным, как продуктом коммуникации между людьми, результатом их приспособления друг к другу.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Рассмотрим ведущие методы социально-психологического исследования.

Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника.

Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам А.Л. Журавлев относит речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.); физические действия, т.е. касания, толчки, удары, совместные действия и т.п.

К основным недостаткам данного метода относятся:
высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);
преимущественно качественный характер выводов наблюдения;
относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.

Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.

Метод анализа документов - является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях.

Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т.е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.

Контент-анализ (анализ содержания) - это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов.

Метод опроса весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа:
а) непосредственный опрос («лицом к лицу») - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса.

К разновидности опроса относится интервью. Существует два вида: стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее.

Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Принято выделять ключевые фазы: установление контакта, основная часть и завершение интервью. Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) - в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) - оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст - интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса - низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.

Предпочтение типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.

Метод групповой оценки (ГОЛ) - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге.

Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения.

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии.

С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического исследования.

Области применения тестов в социальной психологии:
диагностика групп,
изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции,
социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе.

Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения:
опыт и испытание, как принято в естественных науках;
исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, то есть невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия).

Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации.

Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации в социально-психологических исследованиях.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:
определение варианта (числа) выборов (отклонений);
выбор критериев (вопросов) опроса;
организация и проведение опроса;
обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Социальная психология как наука изучает особенности поведения человека среди других людей в различных жизненных ситуациях и в отдельных исторических контекстах.

Социальная психология как наука включает в себя социальную психологию личности; социальную психологию общения, познания и взаимовлияния людей; социальную психология отдельных групп.

Чтобы разобраться в специфике социальной психологии как науки, нужно рассмотреть комплекс уровней, на которых развивается социальное поведение людей в целом.

Науки рассматривают людей на следующих уровнях: социальном, персональном и интерперсональном. Социальный уровень подразумевает влияние отдельных на входящего в них человека (к примеру, в процессе миграции, в обстановке безработицы и пр.) Этот уровень отношений изучает социология. Персональный уровень - это влияние индивидуальных и психологических характеристик человека на его собственное поведение. Это изучает психология личности и дифференциальная психология. Интерперсональный уровень принадлежит исследованиям и изучению социальной психологии. На каждом из уровней происходит объяснение явлений, происходящих с человеком.

Социальная психология как наука может быть определена как наука об основных закономерностях поведения людей, которое обуславливается их нахождением в обществе (социуме). Она изучает восприятие индивидуумами действий и чувств других людей, а также влияния групп людей на сознание, а также поведение отдельных личностей.

До сих пор не прекращаются споры о том, какое место занимает социальная психология в системе других наук. Некоторые полагают, что она является полностью социальной наукой, другие считают ее полностью психологической. С другой стороны, исследователи расходятся во мнении, занимает ли социальная психология отдельную нишу в системе знаний или имеет общие пересекающиеся области с социологией и психологией. Большинство исследователей разделают общее мнении о том, что социальная психология представляет собой самостоятельную отрасль психологической науки.

Социальная психология как наука использует методы эмпирического исследования (опросы, анализ документов, наблюдение), специализированные методы социально-психологический исследований (эксперименты, тесты), моделируемые методы (лабораторного воссоздания реалий) и управленческо-воспитательные методы (тренинги).

О предмете дисциплины нет единого общепризнанного представления. Объяснить это можно сложностью социально-психологических явлений, действительных фактов и закономерностей, которые она изучает. Существует два подхода к этому вопросу. Первый под предметом понимает массовые явления психики, второй - индивидуальные. В последнее время появился и третий подход, объединивший в единый предмет массовые и личностные психические процессы. Таким образом, под предметом можно понимать факты, закономерности поведения и деятельности, а также общения людей и их механизмы, которые обусловлены включенностью индивидов в социум.

Отдельными отраслями социальной психологии являются научные области, связанные с изучением отдельных направлений деятельности человека. К примеру, дисциплина социология и психология труда изучает социально-психологические отношения и социальные процессы в сфере труда. Она пользуется методами воздействия на психологический и социальный климат коллектива, собирает и обрабатывает первичную информацию по социологии с целью разрешения и профилактики трудовых конфликтов в коллективе.

Дисциплина изучает, диагностирует и прогнозирует профессиональную пригодность человека, исследует роль трудовой дисциплины и ее значение, трудовое поведение, мотивацию и отношение людей к труду.