Сознательные формы. Структура общественного сознания, его основные формы

Общественное сознание. Сущность. Уровни. Формы.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов.

Практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и степени интегрированности обладает тем или иным сознанием (некоторые черты его можно обнаружить и у очереди в магазине). Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и проч. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего в социум.

Субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. Индивид способен изобрести идеологию или дать толчок некому явлению социальной психологии, но в общественное сознание оно станет лишь тогда, когда «овладеет массами».

Его структура: оно состоит из двух частей-полюсов «Идеологии» - осознанной, теоретически обработанной, отрефлектированной. «Социальной психологии» или «ментальности», которая является сферой коллективного бессознательного, характеризуется сокрытостью, глубинностью, стихийностью. (

При этом, «общественная психология и идеология находятся в некотором противоречии между собой, но не существуют друг без друга» и взаимно проникают друг в друга.

Общественное сознание это часть культуры в широком смысле слова.

Сохраняясь в культуре общества, социальная психология / ментальность отражает пройденный им исторический путь. «Менталитет отдельной личности определяется принципами и структурными особенностями языка и культуры, обусловившей ее развитие и становления< ...> Язык и культура, в свою очередь, складываются в ходе исторического развития определенного народа. Таким образом, исторический опыт, переработанный и отложившийся в языке и культуре, влияет затем на формирование глубинных особенностей психики человека, осваивающего мир через язык и культуру. Образ мышления может поэтому рассматриваться как интериоризированный опыт языковой и культурной истории». Об этом писал известный историк П.Н.Милюков: «Национальный характер сам есть последствие исторической жизни». Сказанное в данном случае об этносе может быть, на наш взгляд, распространено и на другие виды социумов.

Существование в культуре различных частей общественного сознания различно. Идеология требует специального развития, культивирования, фиксации (т.к. основывается на теоретическом, научном мышлении) и сосредоточена в силу этого в цельном виде в умах немногих. Существование социальной психологии / ментальности в большей мере стихийно (хотя существуют способы управления, манипуляции), она присуща всем членам общества.

Содержанием полюса идеологии являются теории, научные, религиозные, философские системы и учения, сознательное мировоззрение. Содержанием полюса стихийной, безотчетной социальной психологии / ментальности являются мыслительные, поведенческие, эмоциональные стереотипы; латентные ценностные установки; картины мира и восприятие себя в мире; всевозможные автоматизмы сознания; общественные представления и пр.

Механизм сохранения и передачи социальной психологии / ментальности, а также усвоение ее каждым новым членом общества похожи на механизм жизни живых естественных языков. Через среду (языковую или, соответственно, ментальную) и от старших поколений - младшим. «Культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода " матрицу" , в рамках которой формируется ментальность. Эпоха, в которую живет индивид, налагает неизгладимый отпечаток на его мировосприятие, дает ему определенные формы психических реакций и поведения, и эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в " коллективном сознании" ».

Общественное сознание исторически изменчиво. Идеология может смениться мгновенно, хотя для ее широкого распространения всегда нужно время. Что касается ментальности, то представители Школы «Анналов» всегда отмечали медленность происходящих в ней изменений. Б.Ф.Поршнев в своей «социальной психологии» выделяет более-менее стабильный «психический склад» (например, национальный характер) и динамичные «психические сдвиги», общественные настроения (например, мода).

Для постижения общественного сознания необходим анализ возможно более широкого культурного контекста: текстов и предметов «материальной культуры», системы социальных связей и взаимоотношений, быта и истории повседневности. В обратной связи: понимание ментальности и идеологии социума поможет правильно оценивать все происходящие в нем процессы, адекватно воспринимать поведение его членов и глубже понимать выработанные им культурные феномены.

Сущность общественного сознания

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Уровни общественного сознания

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь пойдет ниже.

Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца, постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим, что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п.

Формы общественного сознания

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Анализируя общественное сознание, социальная Ф особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.

Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

Понятие структуры и роль системно-структурного ме­ тода в изучении сознания. - Эмпирическая явленность сознания: активность, интенциональность, способность к рефлексии и самонаблюдению, мотивационно-ценнос- тная ориентация. - Анализ основных структурных ком­ понентов сознания: ощущение, восприятие, представле­ ние, память, эмоции, воля, левополушарное и правополу- шарное мышление. - Когнитивное и ментальное в со­ знании. Знание как способ существования сознания. - Единство объективного и субъективного в знании. - Со­ знание как целостность и рефлексия. - Функции созна­ния: отражательная, преобразовательная, ориентиро­ взаимосвязь.

Проблема структуры сознания встала в последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурного метода в различные области знания. И хотя в 20 в. стало модно говорить о сознании как о чем-то неопределимом, тот же 20 в. распространил системно-структурный анализ на языкознание, культурологию, этнографию, социологию. Захватил он и такую сложную исследовательскую область, как человеческое созна­ние. Любая структура предполагает наличие элементов, их вза­имодействие, соподчинение и иерархию. Структура (от лат. - строение, расположение, порядок) выражает совокупность ус­тойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внут­ренних изменениях.

Применение системно-структурного метода к анализу созна­ния и изучение его структуры вовсе не означает, что сознание трактуется как устройство, состоящее из "кирпичей и цемента". Эмпирически сознание предстает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. Сознание -

это особого рода целостность, где в постоянном потоке пси­хических явлений возникают и проносятся единичные состоя­ния, образы, мысли, интересы, мелькают случайные и глубокие впечатления. Они предстают перед субъектом в его "внутрен­нем опыте" и предвосхищают деятельность. Вместе с тем в этом постоянно меняющемся содержании сохраняется нечто устой­чивое и инвариантное, что позволяет говорить об общем строе сознания как личности, так и общества. Признаками сознания считается разумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствий действий, способность к самоконтро­лю. Сознание характеризуется активностью, интенционально-стью (направленностью на предмет), обращенностью к рефлек­сии и самонаблюдению, целесообразнаостью, мотивационно-ценностной ориентацией и различными уровнями ясности. Со­знание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным. Можно говорить о ясном, темном, а также о суме­речном сознании.

Когда исследователи приступают к изучению структуры со­знания, они всегда сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Сознание как чувственно-сверхчувственный объект отчетливо обнаруживает себя, но тем не менее ускользает от непосред­ственного анализа. С одной стороны, сознание немыслимо вне своего материального субстрата - головного мозга и материи, отражение которой является содержанием сознания. С другой стороны, сознание несводимо ни к самому субстрату - голов­ному мозгу, ни к материи. Даже самый искусный анатом, про­следив нерв до мозжечка, не может приблизиться к первонача­лу, дающему чувства и мысль.

Структура сознания может быть понята как диалектическое единство " Я " и "не-Я". В качестве последнего выступает бы­тие, внешняя действительность объективной реальности, соб­ственное тело, собственное "Я", другое "Я" - "Ты". Обычно принято начинать характеристику структуры сознания со сто­роны "Я". В качестве основных элементов сознания выделя­ют: ощущение, восприятие, представление, память, мышление,

эмоции, волю 61 . Но ни один названный компонент не может быть значим сам по себе. Он приобретает роль необходимого структурного элемента сознания лишь в реально функциониру­ющем сознании. Ощущения, оторванные от последующих форм сознания, теряют свой познавательный смысл. Изоляция ощу­щений от мышления, воли от чувств неправомерна. Уже Гегель считал несправедливым утверждение, что ум и воля совершен­но независимы друг от друга и что ум может действовать, не желая, а воля может обходиться без ума. Сознание - это такая динамичная система, где всякий психический акт соотнесен и взаимосвязан как с другими актами, так и с внешним внеполо-женным бытием.

Анализ структуры сознания позволяет выявить ощущение, как наиболее элементарное, далее неразложимое и не имею­щее структуры познавательное явление. "Самым первым и са­мым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно качество" (Ленин). Ощущение - это тот мостик, который свя­зывает человека и окружающую его действительность. "Ина­че, чем через ощущение мы ни о каких формах вещества, ни о каких формах движения ничего узнать не можем"(Ленин). Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздей­ствия на органы чувств. Информационно-пропускная способ­ность органов чувств человека распределена так: самый боль­шой объем информации связан со зрением, затем идет осяза­ние, слух, вкус, обоняние.

Целостный образ, отражающий непосредственное воздей­ствие на органы чувств единичных предметов, называется вос­приятием. Восприятие - это структурный образ, состоящий из комплекса ощущений. В понимании природы восприятия боль­шое место отводится двигательным процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта. Име­ется в виду движение руки, ощупывающей предмет, движение глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гор­тани, воспризводящей слышимый звук. Другой характеристикой

восприятия является интенция - направленность на какую-либо ситуацию, что обеспечивает возможность субъективных транс­формаций образа с целью приведения его к виду, годному для принятия решений.

Когда процесс непосредственного воздействия на органы чувств прекращается, образ предмета не исчезает бесследно, он хранится в памяти. Память - это структурный компонент созна­ния, который связан с механизмами запечатления, сохранения, воспроизведения и переработки поступающей в мозг информа­ции. Различают многие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, словеснологическую, а также долговременную и крат­ковременную. Многие наблюдения говорят об отсутствии жест­кой связи между повторением и долговременной памятью. Дол­говременная память во многом зависит от мотивационной сфе­ры человека.

В результате сохранения памятью внешних воздействий возникает представление. Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстановились по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов, а также образы, со­зданные усилиями продуктивного воображения. Представле­ния существуют в двух формах: в виде воспоминаний и в об­разах воображения. Если восприятия относят только к насто­ящему, то представления и к прошлому, и к будущему. Пред­ставления отличаются от восприятия меньшей степенью ясно­сти и отчетливости.

Важнейшим элементом сознания и высшей его формой явля­ется мышление, этакий вожатый по лабиринту бытия. Мышле­ние связано с целенаправленным, обобщенным и опосредован­ным отражением человеком действительности. Мышление - это организованный поисковый процесс. Он отличается от хаотичес­кой игры ассоциаций и предполагает движение по логике пред­мета. На вопрос: "Можно ли жить без мышления?" - Локк от­вечал положительно, утверждая, что есть люди, которые большую часть жизни проводят без мышления.

Раскрытие мыслью глубинных, сущностных связей неизбеж­но выводит за пределы чувственной достоверности, поэтому при характеристике деятельности мышления прибегают к его поня­тийной форме. Мышление может быть рефлектирующим и не­рефлектирующим. Рефлексия - от лат. обращение назад. Рефлектировать - значит устремлять свои помыслы на пони­мание самого себя и на то, как другие знают и понимают. Мож­но сказать, что рефлексирующий стремится достичь логичес­кого содержания, обладающего статусом всеобщности и необ­ходимости. Рефлексия появляется тогда, когда субъект пыта­ется развернуть любую мысль в форме понятия, т.е. освоить ее категориально.

Открытие функциональной асимметрии мозга показало, что информационные процессы в двух полушариях головно­го мозга протекают по-разному. На первых порах разница между функциями полушарий упрощенно трактовалась как соответствующая двум типам мышления: "левополушарное", ответственное за логику, и "правополушарное" - за худо­жественную образность. В настоящее время очевидно, что разница состоит в другом. И левое, и правое полушарие спо­собны воспринимать и перерабатывать информацию, пред­ставленную как в словесно-знаковой, так и в образной фор­ме. Основное различие сводится к тому, что левополушарное мышление так организует любой материал, что создает одно­значный контекст. Правополушарное мышление формирует многозначный контекст, который не считывается всеми уча­стниками коммуникации одинаково и не поддается исчерпы­вающей интерпретации. Таким образом, различие между пра-вополушарным и левополушарным мышлением - это разли­чие между двумя стратегиями переработки информации, про­тивоположными способами организации контекстуальных связей ее элементов 62 .

Когда человек рефлектирует, получает информацию и усваи­вает ее, он всегда чувствует и переживает. "Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого

искания истины" (Ленин). Заметим также, что нарушение созна­ния в первую очередь начинается с расстройства именно эмоци­ональной сферы, потом нарушается строй мышления, затем са­мосознание и далее идет процесс глубинного всеобщего распада сознания. Эмоции органично включены в структуру сознания. Они носят глубоко личностный характер. Сильные эмоции мо­гут вызвать даже психосоматические симптомы - головную боль, заикание, мышечную боль, язвы, кожные болезни. Объект, который воспринимается как смертельный, может вызвать даже такую реакцию, как рвота. Все это подчеркивает огромную роль эмоций в структуре сознания.

Названные элементы сознания для своей актуализации требуют обязательного выполнения одного условия: субъек­том, обладающим сознанием, может стать лишь индивид, включенный в социальную практику. Иными словами, указан­ные элементы структуры сознания составляют целостность, т.е. сознание в полном смысле слова существует лишь при включении субъекта в мир социальных отношений. Следова­тельно, кроме нормально функционирующего субстрата - головного мозга необходимо предметно-практическое взаи­модействие с миром (во-первых), коллективное деятельное -тное общение (во-вторых), совокупный потенциал культуры как прошлый труд (в-третьих).

Когда мы рассматриваем понятие "сознание", то первое, на что принято обращать внимание, это на его характерис­тику как совместно полученного знания - "со-знания". "Спо­соб, каким существует сознание и каким нечто существует для него - это знание" 63 . Поэтому в структуре сознания сле­дует выделять когнитивные пласты, связанные с познаватель­ным отношением к миру. Когнитивный пласт сознания сори­ентирован на получение знания и, таким образом, предпола­гает стремление к истине. Вместе с тем в структуре сознания есть и такие пласты, которые не имеют отношения к знанию. Это вера, надежда, любовь, радость, огорчение и пр. Все эти ментальные состояния есть переживания, и тяготеют они к

оценочным регулятивам. Вся жизнедеятельность человека проникнута сложной тканью человеческих переживаний. Из­вестный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн подчер­кивал,что сознание есть единство знания о действительнос­ти и переживания отношения к данной действительности. Именно это и обеспечивает взаимосвязь когнитивного и мен­тального начал.

Когда речь идет о функциях (от лат. - совершение, исполне­ние) сознания, анализ устремляется к выяснению той роли, ко­торую выполняет такая сложная целостность, как сознание в жизнедеятельности человеческого общества. К основным функ­циям сознания относят прежде всего отражательную функцию. Она предполагает обобщенное, целенаправленное (создание об­разов, предвосхищающих практические действия), оценочное (избирательная ориентация на выработанные обществом и при­нятые субъектом ценности) отражение действительности. Ней-рофизиологическая основа феномена целенаправленности полу­чила объяснение в учении о доминанте А.А. Ухтомского в 1923 г. Доминанта (от лат. - господствующий) понимается как времен­но господствующая рефлекторная система, придающая поведе­нию определенную направленность. Как довлеющий очаг воз­буждения, доминанта суммирует и накапливает идущие в не­рвную систему импульсы и одновременно подавляет активность других центров. Этим объясняется активный и целенаправлен­ный характер поведения.

Известный тезис о том, что сознание не только отражает, но и творит мир, раскрывает преобразовательную функцию созна­ния. Именно в изменении природы и реальности, а не в природе как таковой находит существенную и ближаюшую основу раз­витие мышления и сознания. Однако преобразовательную фун­кцию сознания можно рассматривать не только как внеположен-ную, т.е. выходящую во внешнее бытие, но и как обращенную на себя, на самопреобразование. Преобразовательная функция

сознания отличается различной степенью модальности. Она мо­жет носить конструктивный характер и быть связана с целесо­образным созиданием нового содержания; стихийно-спонтан­ный, предполагающий интуитивное смыслообразование; предна­меренно-нормативный, предполагающий строй мыслей и уста­новок, соответствующий принятым эталонам и ценностям, на­вязываемым извне целям; и как уже было сказано - самопре­образовательный, ориентированный на упорядочивание ценно­стно-смысловой шкалы внутреннего мира индивида.

Важной функцией сознания является его ориентационная функция, которая включает в себя регулирование - принятие решений в едином строю норм жизнедеятельности, а также са­моконтроль, связанный с синхронизацией внутренних и внешних оценочных критериев. Самоконтроль предполагает анализ моти­вов собственного поведения, выбор наиболее рационального спо­соба достижения поставленных целей.

Духовная жизнь общества.

Духовная жизнь - это сфера в жизни общества, в которой создаются и осваиваются духовные ценности, потребности и идеи, осуществляется их потребление и которая соотносится с экономической, социальной и политической сферами. Духовная жизнь общества имеет совокупный продукт - это прежде всего общественные сознание.

Общество состоит из индивидов, каждый человек обладает своими индивидуальным сознанием, и на этой базе формируется общественное сознание. Общественное и индивидуальное сознания соотносятся между собой как общее и единичное. Носителем общественного сознания выступает человечество в целом и социальные общности – классы, нации и т.д. Общественное сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, обусловленных объективной действительностью и воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности. Общественное сознание существует в качестве двигателя истории и культуры, когда его содержание освоено индивидуальным сознанием и деятельностью.

Общественное сознание имеет два уровня - обыденный и теоретический. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, это эмпирическое отражение внешней стороны действительности, отражение на уровне явления. Это знания, ценности, представления и нормы, которые направлены на получение непосредственной пользы. Оно не систематизировано, содержит как истину, так и суеверия, предрассудки. Носителем его является народ. Теоретическое сознание является отражением существенных связей и закономерностей действительности, оно систематизировано, нацелено на получение истины, хранится и передается в научных текстах, формулах, чертежах. Теоретическое сознание - это наука и идеология. Носителями его являются люди, знающие теорию.

В обыденном сознании содержится общественная психология. Это привычки, традиции, настроения, стремления, убеждения, верования, которые выражают интересы классов и других социальных общностей. Любое событие в обществе находит ответную реакцию в общественной психологии, а поскольку интересы социальных общностей различны, то в обществе, как правило, не существует единой социальной психологии. Помимо социально-классового признака общественная психология несет национальный характер, каждая народность, нация имеет какие-то свои психологические черты.

В теоретическом сознании содержится идеология . Это идеи, концепции, идеологические стереотипы, ценности, которые выражают интересы классов и других социальных общностей. Через идеологию социальные общности осознают свое бытие, свои коренные интересы, свои задачи и средства их решения. Идеологию создают политические деятели, политические партии, государство и т.д. Различия в интересах социальных общностей и приводит к различиям в идеологии. Различные идеологии сталкиваются, происходит идеологическая борьба, которая обостряется во время глубоких изменений в данном обществе.


Структура общественного сознания выражается и в его формах . Традиционными, классическими формами общественного сознания являются политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, философское и научное. Выделяются определенные критерии для различных форм сознания:

· по предмету отражения. Например, политическое сознание отражает политику, правовое - право;

· по форме отражения. Например, наука отражает действительность в категориях и законах, а эстетическое сознание - в художественных образах;

· по выполняемым ими функциям. Например, моральное сознание регулирует отношения между людьми, религиозное - дает человеку смысл жизни.

Общественное сознание — очень важная характеристика общества, которая выражает в первую очередь его духовную жизнь. Такое сознание отображает настроение, идеи, теории и взгляды общественного существования и рассматривается как самостоятельная система.

Общественное сознание и его значение в развитии нации

Какой бы сильной или интегрированной ни была нация (или часть населения) для нее в той или иной мере характерно общественное сознание. Субъектом здесь является не отдельный человек, а социум. Общественное сознание формируется в течение веков и в некой мере зависит от исторического развития событий. Ментальность народа можно назвать демонстрацией такого

Безусловно, такая форма сознания имеет огромное влияние на Структура общественного сознания выглядит следующим образом:

  • Общественная психология выражает побуждения, настроение и чувства социума и во многом зависит от каких-то характерных обычаев и традиций. Эта часть сознания является чувственным и эмоциональным способом познавать и реагировать на жизнь.
  • Идеология — это теоретического отражение мира, которое демонстрирует степень познания и понимания мира обществом или какой-либо его частью.

Безусловно, общественное сознание возможно только при взаимодействии идеологии и общественной психологии.

Общественное сознание и его формы

По мере роста и развития человечества люди все больше совершенствовали свои расширяли понимание и восприятие мира. Именно таким образом и возникли следующие :

  • Мораль — одна из важнейших характеристик коллективного сознания. Ведь именно она демонстрирует взгляды и представления общества, их систему норм и оценивания действий как отдельной личности, так и группы людей или социума.
  • Политическое сознание — демонстрирует совокупность настроений, идей, традиций и взглядов разных групп населения. При этом политическое сознание полностью отражает требования и интересы разных социальных слоев, а также их отношения друг с другом.
  • Право — еще одна форма сознания, которая характеризируется наличием системы норм социума. Именно таким образом общество оценивает права, создает правовую идеологию, которая затем и охраняется государством. Стоит понимать, что создать какую-то идею может один человек, но частью общественного сознания она становится только после того, как общество ею прониклось.
  • Религия — одна из самых старых форм общественного сознания, которая возникла за много веков до нашей эры. Она включает в себя веру, представления о божественном и сверхъестественном, а также религиозные чувства и действия социума.
  • Эстетическое сознание — характеризирует восприятие обществом чувственных, художественных образов.
  • Научное сознание — еще одна часть жизни и восприятия социума, которая стремится систематизировать мир на категории. Здесь во внимание берутся лишь те факты, которые нашли фактические, материальные подтверждения. Эта часть сознания отражает только рациональные факты.
  • Философское сознание — это теоретическое восприятие мира, которое изучает какие-то общие законы и характеристики как отдельного социума, так и всего Эта часть позволяет создавать новые методы познания мира. Кстати, для каждой исторической эпохи характерна какая-то собственная, уникальная система философского сознания.

Общественное сознание имеет огромное значение для развития нации и ее культуры. Ведь именно культура считается самым ярким отражателем коллективного сознания, которая демонстрирует некие традиции, идеалы, моральные ценности, образ жизни и мышления не только общества в целом, но и каждого отдельного его члена.

Видео №10 «Советы 102-летнего долгожителя - путь к здоровому долголетию»

Сознание

Глава 18. Сознание.

18.1 Основные характеристики сознания

18.1.1 Структура сознания человека

Сознание человека - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):

Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека. Например, в основу структуризации сознания можно положить масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание); компоненты сознания (познание, переживание, отношение); типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства); его свойства (константность, целостность, активность) и т. д. Однако, с нашей точки зрения, рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (Рис. 18.2)

Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны на Рис.18.3.

С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (Рис. 18.4). Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся - четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания - самосознание.


В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С точки зрения автора данного учебного пособия, эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию.

Эти характеристики опираются на весьма теоретические работы В.А. Ганзена, которые он почему-то называл «эмпирическими характеристиками». В.А. Ганзен использует понятие «общенаучного пентобазиса», и из него выводит характеристики сознания. Пентобазисом называется конструкция из 5 элементов: энергия, информация, время и пространство, над которым возвышается некий «субстрат».

Энергия Информация

Субстрат

Время Пространство

В соответствии с этими ячейками Ганзен описывает психику, создавая свою конструкцию.