Сплетни на работе что делать. Сплетни в офисе: как бороться? Месть и угрозы

Даже если мы не считаем себя сплетниками, то все равно нет-нет, да и обсудим с подругой кого-нибудь из знакомых. Часто объектом для пересудов становятся коллеги и общие друзья, а порой мы говорим о тех, кого даже в глаза не видели: достаточно лишь услышать интересную пикантную подробность чьей-либо жизни, и все — нас «несет». О том, правдива ли эта подробность, мы, как правило, не задумываемся. Однако отношение к подобным разговорам меняется тогда, когда объектом сплетен, не имеющих ничего общего с реальностью, становимся мы сами.

Неприятно сознавать, что кто-то за нашей спиной распускает о нас ложные слухи. Да и если правдивая информация, которую бы нам очень хотелось скрыть, вдруг становится известной широкому кругу людей, мы чувствуем себя словно «голыми», незащищенными и преданными. Каждый сам решает, как вести себя в подобной ситуации.

    Любите ли вы посплетничать?
    Проголосовать

Некоторые даже подогревают интерес к собственной персоне. Такой тип личности психологи называют демонстративным. Постоянно оказываться в центре внимания — именно это для них самое главное. Таким образом люди получают подтверждение того, что их не скучна.

Нам просто необходимо научиться выходить из таких ситуаций с наименьшими душевными потерями.

Однако любителей пересудов «о них любимых» гораздо меньше, чем тех, кто сильно переживает из-за злословия в свой адрес. Узнав, что кто-то распускает ложные слухи об их личной жизни, они начинают искать виноватых, испытывают гнев, злость, агрессию, копаются в себе и зацикливаются на собственных недостатках. В голове большинства людей, ставших объектом сплетен, крутятся две мысли: «Кто мог сказать обо мне такое?» и «Вдруг все остальные поверят в эти гадости и перестанут со мной общаться?» Подобное состояние способно довести до нервного срыва, что в конечном счете очень негативно отразится на психоэмоциональном и физическом здоровье человека. Нам просто необходимо научиться выходить из таких ситуаций с наименьшими душевными потерями, чтобы чьи-то неаккуратно брошенные слова не стали причиной для приема успокоительных и консультаций у врача.

Итак, если вы увидели, что окружающие резко замолкают, когда вы входите в помещение, а потом узнали, из-за чего так происходит, то не стоит замыкаться в себе или, наоборот, размахивать шашкой, выискивая виноватых. Поступите умнее. А как именно, вам подскажут наши советы.

Не устраивайте прилюдный «разбор полетов»

Лучший способ показать коварному сплетнику, что он добился желаемого, — проявить агрессию и начать прилюдно выяснять, кто посмел сказать такую чушь о вас и почему он это сделал. Конечно, вам хочется узнать, кому же вы так «насолили», но правильнее действовать по-другому. Если вы, разъяренная, ворветесь в кабинет, где сидят ваши коллеги, и станете буквально бросаться на каждого, прижимая к стенке, и, рыча, спрашивать: «Это ты?», то ничего, кроме как новой волны сплетен, вы не добьетесь. Поверьте, теперь вы станете истеричкой, которой, по всей видимости, есть что скрывать. А иначе зачем так остро реагировать на «безобидную», по мнению сплетника, новость, рассказанную им окружающим?

Конечно, вам хочется узнать, кому же вы так «насолили», но правильнее действовать по-другому.

Разговор со сплетником

Если вы точно знаете, кто распускает о вас ложные слухи, и вам просто необходимо выяснить, зачем он это делает, мы все-таки советуем вам не говорить с любителем пересудов наедине. Пусть вокруг будут свидетели, но вы в этой ситуации поведете себя крайне спокойно и сдержанно. Как мы уже сказали, главное — не показать, как сильно вас задел сам факт сплетни. Удивительно, но порой люди даже не догадываются, что делают кому-то больно. Возможно, это ваш случай. Спросите «виновника торжества», откуда у него такая информация, что конкретно он имел в виду, говоря о вас те или иные вещи. И ни в коем случае не оправдывайтесь. только усугубит положение. Будьте уверены в себе, пусть это видят как окружающие, так и сам сплетник. Как правило, такое поведение ставит в тупик.

Не реагируйте

Если у вас нет никакого желания выяснять, кто распускает слухи, или вы прекрасно знаете имя этого человека, но понимаете, что никакие разговоры не улучшат ситуацию, то самым верным решением проблемы будет полное игнорирование . На вопросы любопытных отвечайте с улыбкой и старайтесь переводить тему, не показывайте, что вас что-то задевает, не сплетничайте в ответ. Отсутствие какой-либо реакции с вашей стороны, в конце концов, приведет к тому, что зачинщик потеряет всякий интерес и переключится на другую «жертву».

Переводите все в шутку

Еще один способ отбить желание сплетничать о вас и пресечь распространение уже существующих слухов — перевести их в шутку. Умение посмеяться над собой очень раздражает тех, кто буквально «подпитывается» человеческой злостью и агрессией.

Если вы не боитесь еще какое-то время самостоятельно поддерживать слухи, ходящие вокруг вашей персоны, то смело иронизируйте на тему того, что о вас говорят.

99,9% уверенности — недостаточно

Если вы не совсем уверены в том, что сплетни, распускаемые о вас, — это полнейшая ложь, то лучше не начинать выяснение отношений. Конечно, вы думаете, что уж о себе-то знаете абсолютно все, но поверьте: порой некоторые нюансы ускользают даже от самого внимательного взгляда. Вы могли сказать что-то в запале или совершить какой-то поступок, когда были навеселе. Поэтому для начала убедитесь, что в слухах о вас нет ни капли истины, а уж потом «идите в бой». В данном случае вероятность в 99,9% не подходит. Нужна только 100-процентная уверенность.

Женский сайт «Красивая и Успешная» сегодня расскажет, как прекратить сплетни и с честью выйти из неприглядной ситуации, когда у тебя за спиной обсуждают твою жизнь и поступки .

Узнать о себе много «новой» информации однажды рискует даже самая невинная особа. При этом совершенно необязательно давать сплетникам повод для «языкового фитнеса».

Веская причина поговорить о тебе найдется всегда, достаточно только повести себя не так, как принято.

Ты не выспалась? Наверняка, у тебя новый роман, и прошлая ночь была бурной. Выходишь в коридор, чтобы поговорить по телефону? Точно ищешь новую работу и собираешься уволиться. Не пьешь на корпоративе? Сто процентов беременна!

Иногда слухи могут пойти тебе на пользу . Например, испуганный шеф в срочном порядке поднимет тебе зарплату, лишь бы тебя не переманили конкуренты.

Но в большинстве случаев в неконтролируемой информации, неправде, «полуправде» или откровенной лжи, которую распространяют у тебя за спиной, приятного мало.

Ты говоришь о личном с приятельницей на работе. Это нормальное явление, некий акт доверия. Но, если, пройдя «полный круг» по коллегам, информация возвращается к тебе в искаженном виде, значит, ты стала объектом слухов . Как прекратить сплетни в коллективе и остановить этот круговорот?

Зачем люди сплетничают?

«Перемывая кости» другим людям, человек повышает свою значимость, ищет подтверждения своим собственным мыслям, размышляет, как он поступил бы в подобной ситуации. Сплетни объединяют, развлекают и дают некую отдушину .

Зачастую сплетничают об «идеальных» женщинах, пытаясь найти в них хоть какой-либо изъян. Начинают предполагать, что ты вышла замуж по расчету, получила повышение в результате , сделала перманентный макияж или пластику.

Другие подхватывают эту информацию, принимают за чистую монету и пересказывают уже под видом достоверных фактов. Так и рождаются сплетни .

Невинные, хоть и неприятные пересуды пресечь легко. Но что делать с настоящим злословием, которое портит твою репутацию?

Как прекратить злые сплетни — план действий

  1. Услышав о себе что-то плохое, не паникуй, не давай ситуации контролировать твой жизненный уклад . Не показывай, как тебя это задевает или , будь весела и энергична, как обычно.
  2. Проанализируй информацию , подумай, кто и для чего ее распространяет. По-настоящему озаботиться стоит только, если цель – тобой или другими людьми в ущерб тебе.
  3. Не поддавайся искушению «запустить» еще более нелепый слушок о других, чтобы направить энергию сплетников в другое русло.

Погасить пламя

Самый простой способ, как прекратить сплетни в женском коллективе – это полностью абстрагироваться от слухов , которые циркулируют в офисе. К примеру, речь идет о твоем намечающемся романе с коллегой. Для того чтобы все перестали судачить об этом, достаточно просто не отвечать на расспросы, комментарии и не слушать советов «доброжелателей».

Но для этого тебе понадобится неслабая сила воли. И, конечно же, личную жизнь лучше всего вынести за пределы рабочей территории.

Напролом

Эффектный и эффективный способ, как прекратить любые сплетни – это обнаружить источник слухов и лично поговорить . Психология считает, что охота судачить быстро пропадает, как только сплетник перестает быть анонимным.

Если объект сплетен кто-то другой, и ты знаешь, кто их распускает, улучи момент, когда они будут общаться между собой, и ненавязчиво вклинься в разговор : «Лена, а Оля говорит, что на отдыхе ты познакомилась с иностранцем и уже собираешься за него замуж. Прими мои поздравления!».

Все, можешь возвращаться к своему отчету. После такого хода сплетница не рискнет распространять слухи о тебе.

Как прекратить сплетни в большом коллективе: забавляйся!

Как только до тебя дойдет слух о тебе, «перехвати» его и преврати в полнейшую бессмыслицу .

Например, все в компании знают, что ты занимаешься танцами и участвовала с командой в соревнованиях за границей. Однажды оказывается, что «тебе предложил контракт продюсер известного балета». Добавь, что в детстве ты сбежала из дома с бродячей труппой, а сейчас тебя пригласили выступать в Цирк дю Солей. Чем неправдоподобнее информация, тем меньше в нее будут верить, и слухи затухнут сами собой.

Хочешь знать, как прекратить сплетни в творческом коллективе – вспомни пример звезд шоу-бизнеса . Как они поступают, если о них вдруг «всплывает страшная правда»? Делают официальное заявление!

Тебе не обязательно давать интервью центральным телеканалам. Напиши пост в социальной сети и затегай всех, кто участвует в процессе распространения сплетен. Важно не оправдываться или пытаться вызвать сочувствие. Подойди к делу креативно и представь себя в выгодном свете. Так тебе удастся избежать личного разговора, поставить сплетников на место и показать, что ты умнее.

И наиболее эффективный способ, как прекратить сплетни – это жить собственной жизнью , сконцентрироваться на положительных вещах и, конечно же, в этом недостойном процессе!

Каждый может стать жертвой сплетни. Наверное, это естественно - интересоваться жизнью окружающих. Ведь любопытство - естественное для человека чувство. Все мы не прочь поболтать о других, но когда дело доходит до нас, мы теряемся и не знаем, как себя вести, как реагировать на разговоры за нашей спиной.

Определимся сначала с понятием «сплетни». Их нужно отличать от «клеветы». Клеветника можно, например, привлечь к ответственности в суде сообщает psychologov.net.

Сплетни - передача неточных сведений о ком-либо, это - «испорченный телефон»: кто-то один рассказал о своих догадках, другой подхватил, и… весь коллектив - в курсе. Сплетня, как сказка, передается из уст в уста, каждый что-то добавит, по-своему приукрасит. Поэтому и первоисточник слухов трудно найти. Сплетника наказать сложно, это ведь не прямое оскорбление.

Сплетни бывают в любом коллективе, будь то мужской или женский. Неправда, что в женском - это более распространенная болезнь. Мужчины «перемывают косточки» не хуже женщин.

Как же себя вести, если о Вас сплетничают?

Во-первых, нужно помнить, что обсуждают тех, кто отличается хоть чем-то от других. Может Вы не замужем, а остальные - матери или отцы семейства, может все одеваются просто, а Вы - по последней моде, все говорят о детях, о бытовых проблемах, а Вы по телефону назначаете свидания… Если о Вас сплетничают, значит, Вы интересны.

Есть сплетники, которые целенаправленно распускают слухи. Это очень коварные люди, которые входят к Вам в доверие, иногда даже провоцируют Вас на нелестные высказывания о коллегах и начальстве, а потом доносят информацию до нужного адресата. Сознательно унизив в глазах руководства и коллектива, они ставят целью сместить Вас с должности, или же добиваются Вашего увольнения. Это люди, которые путем интриг добиваются высшей ступени на работе.

А может сплетник завидует Вам? Или Вы когда-то обидели его, и чтобы ответить, он не устраивает бурную сцену, а просто подкидывает о Вас сплетню.

Можно ли игнорировать сплетни? Можно, если это никак не вредит Вашей семейной жизни или карьере. Но если сплетник перегибает палку, то надо поговорить с ним. Он после этого просто потеряет интерес к Вам, а может и испугается разоблачения. Потому что сплетни разносят обычно неуверенные в себе люди. Говоря о ком-то плохо, находя недостатки и обсуждая их, сплетник повышает свою самооценку.

Учитесь слушать. Говорите мало. Помните? «Все сказанное Вами может быть использовано против Вас». Каким бы доброжелательным коллектив не казался, меньше рассказывайте о себе, о семье, о своей жизни. Тем самым не будет предлога для обсуждения. А если уж хочется поговорить, то беседы о фильмах, о политике, о новостях моды и культуры, о телепередачах никак не навредят Вашей репутации. Напротив, Вы прослывете хорошо информированым человеком.

Еще один метод борьбы со сплетниками - это опережение или профилактика слухов. Как это происходит? Коллеги шепчутся, что у Вас роман с шефом, а Вам нужно к нему на прием. Что делать? Например, войдя в кабинет, оставьте дверь открытой. И тогда повода для слухов не будет. Это по поводу профилактики.

Как опережать слухи? Коллега увидела Вас на улице не с мужем, а с бывшим одноклассником, которого Вы не видели сто лет. О, ужас! Она нафантазирует себе неизвестно что и разнесет это по всему офису! Во-первых, не забудьте рассказать о встрече с одноклассником мужу. А придя на работу, ни в коем случае не оправдывайтесь, и просто изложите свою правильную версию. Оправдываетесь, значит, виноваты.

Чтобы не стать разносчиком какой-либо сплетни, не говорите о других плохо. Помните пословицу: чего хвалить не умеешь - того и не хули. При Вас сплетничают? Послушайте, а потом просто забудьте.

Старайтесь поддерживать с коллегами нормальные отношения. Не конфликтуйте. Ищите в людях добро, относитесь к ним с душой. Говорите искренние комплименты. Конечно, нельзя всем нравиться, со всеми дружить, но быть в добрых отношениях можно.

Инна Болконская , Начальник отдела развития персонала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Прочитав эту статью, Вы узнаете

  • Как выяснить, кто распускает сплетни на работе
  • 5 советов руководителю, как бороться со сплетнями и интригами в коллективе
  • Чем могут быть полезны сплетни
  • Зачем нужен кодекс корпоративной этики

Я не люблю сплетни на работе , считаю, что они губительны для любого дела. Как понять, кто распускает сплетни в коллективе и как это пресечь навсегда?

Сплетни в коллективе встречаются практически везде

Однако бороться со всеми сплетниками подряд вряд ли стоит. Например, почти в каждой компании есть «всезнайки», которые могут бесконечно рассуждать о том, что происходит в офисе. Такие люди безвредны и даже порой полезны, так как снимают накопившееся у сотрудников эмоциональное напряжение. Сплетничать могут работники, которые всегда чем-то недовольны, или неуверенные в себе люди, пытающиеся привлечь внимание. Их также можно не опасаться: едва ли члены Вашей команды воспримут их слова всерьез.

А вот если сплетничать начал уважаемый в коллективе сотрудник и ценный специалист, пришло время беспокоиться. Он может испортить Вам репутацию, убедив окружающих, что Ваши способности стоит поставить под сомнение.

  • Конфликты между сотрудниками: почему они возникают и как их решить
  • l&g t;

    Сплетни на работе : как распознать сплетника

    Вот некоторые типичные черты поведения сплетников и интриганов:

    Прежде всего, проанализируйте возможные мотивы сплетен (изменение зарплаты, покупка недвижимости или дорогой машины одним из сотрудников, дорогостоящий отдых, личная неприязнь). Далее Ваша задача – не дать перерасти разговорам в интриги. Можно посоветовать следующее:

    Раскройте карты . Если Вы сами дали повод для сплетен, поговорите с коллегами, разъясните ситуацию и дайте ответы на возникшие у них вопросы.

    Не говорите того, о чем потом можете пожалеть . Говорите о коллегах только то, что не постесняетесь сказать им лично: не исключено, что Ваши слова дойдут до них в преувеличенном и искаженном виде. Не со всеми сотрудниками, имеющими меньший доход, чем у Вас, стоит откровенничать о крупных приобретениях.

    Не верьте на слово . Сплетником может оказаться очень обаятельный человек, который намерен, например, Вашими руками устранить неугодного ему коллегу. В одной организации (одинокая женщина, имеющая двоих детей) оклеветала инженера перед Генеральным Директором – она узнала, что инженер купил новую машину, и предположила, что деньги он украл у компании. Генеральный Директор, не разобравшись, работника уволил, бездоказательно обвинив в воровстве. Впоследствии выяснилось, что бухгалтеру просто нравился этот инженер, но он не ответил взаимностью.

    Похожий случай был в торговой фирме. Сюда пришел на работу менеджер по продажам. У него была семья, машина, квартира, да и в работе он преуспевал – привлек своих клиентов и сразу поднял продажи. Спустя месяц «доброжелатели» сообщили Генеральному Директору, что с каждой сделки новый менеджер берет откат. Руководство стало проявлять к нему недоверие, сотрудники с ним почти не общались. В итоге менеджер уволился. Как выяснилось потом, откатов сотрудник не получал. Генеральный Директор особенно пожалел, что не разобрался в ситуации, когда узнал, что менеджер ушел к конкурентам и его работа приносит им хорошую прибыль.

    • Нематериальная мотивация персонала - система, способы, примеры

    Попытайтесь договориться . Побеседуйте с наиболее вероятным сплетником наедине. Ни в коем случае не выдавайте источник информации. Говорите, не называя имен: «До меня дошли сведения, что Вы недовольны....». Чтобы избежать повторения подобных случаев, Вы можете сказать: «Я очень рад, что мы поговорили об этой проблеме, в дальнейшем, если будут возникать вопросы ко мне, я готов с Вами их обсудить...».

    Увольте сплетника и разработайте корпоративный кодекс . Иногда увольнение – единственно возможная мера. Приведу пример. Два экономиста (женщины), давно работавшие в компании, претендовали на должность начальника экономического отдела. Между ними возникла ссора, которая переросла в драку прямо на рабочем месте. Для расследования происшествия заместитель Генерального Директора создал специальную комиссию. Выяснилось, что сотрудница рассказала работникам компании о нюансах ситуации, сложившейся в семье ее коллеги. Члены комиссии приняли решение расторгнуть трудовой договор со сплетницей. Но второму экономисту должность не дали, решив, что после такого происшествия стать руководителем она не может. Кроме того, специалисты отдела персонала разработали кодекс корпоративной этики для сотрудников, в котором сформулировали нормы поведения в офисе и определили меры ответственности за нарушение правил, в том числе за распространение сплетен.

    Чем могут быть полезны сплетни в коллективе

    Услышанная сплетня может принести Вам пользу: Вы поймете, куда ветер дует и что можно изменить. В кризисные моменты некоторые руководители сами распространяют сплетни в коллективе, например о радужных перспективах (даже если в действительности дела идут неважно): сообщают, скажем, что ведутся переговоры с западными инвесторами, будет развиваться производство, компания займет определенную долю рынка. Все это может и не подтвердиться, но на какое-то время настроение сотрудников улучшится, и они не будут опасаться сокращений или понижения зарплат.

    • Принципы управления персоналом: что делать, если сотрудники наглеют

    Справка

    Инна Болконская окончила Московский областной институт управления (по специальности «юрист») и Академию международного сотрудничества (по специальности «менеджер высшей квалификации в области управления персоналом»). Стаж работы руководителем по управлению персоналом – 15 лет. Личные достижения: построение организационной структуры компании (с численностью персонала более 600 человек), разработка систем мотиваций (разных уровней), системы аттестации персонала, создание кадровой службы с нуля. До МЭСИ работала директором по персоналу телекоммуникационной компании «ГДМ Групп».

    В рабочих коллективах, как, впрочем, и в любых человеческих сообществах, неизбежны столкновения интересов и вытекающие из них конфликты, среди которых наиболее неприятными являются сплетни. Дело в том, что такая ситуация всегда осложняется несколькими обстоятельствами.

    Лучший способ борьбы со сплетнями – это не допускать их возникновения.

    • Во-первых, не понятно, что послужило причиной их возникновения. Неприятный слух просто существует и отравляет вам жизнь.
    • Во-вторых, в «процесс» вовлечено слишком большое количество участников, и уже человек, который к вам в общем-то неплохо относится, сам того не подозревая, может выступить в роли врага, передавая кому-то ложную информацию.
    • И третье – не понятно, чем все это закончится. Даже самый нелепый слух надолго остается в памяти и после его разоблачения.

    Поэтому лучший способ борьбы со сплетнями – это не допускать их возникновения.

    Нет, только не он!

    Наиболее эффективное средство предотвращения злословия в ваш адрес – это хорошая репутация. Не правы те, кто считают, что она создается годами. Нет! Годами она поддерживается, а создается практически в первые дни, а порой даже часы вашего пребывания на работе. Дело в том, что увидев нового сотрудника, рабочий коллектив тут же пытается его идентифицировать, классифицировать, каталогизировать и уже, повесив на него какой-то ярлык, спокойно положить на полочку. И на какую полочку вы попадете – зависит от вас.

    За что они так со мной?

    Не стоит разочаровываться во всех людях и замыкаться, просто не рассказывайте о себе то, что вы не хотели бы предать огласке.

    Но иногда возникновение сплетни становится настоящим психологическим ударом для человека. Такое происходит, когда «жертва» сама передала какую-то конфиденциальную информацию непорядочному человеку, решившему воспользоваться доверительным отношением в корыстных целях.

    В такой ситуации часто оказываются люди бесхитростные, простые, которые делятся со всеми подробностями своей жизни. И самое сложное для них – не утратить доверие к окружающим.

    «Из-за своего неумения разбираться в людях я страдала еще со школьных времен , рассказывает менеджер Виктория С. В се время рассказывала свои секреты не тем, кому следует, а потом попадала в дурацкие ситуации. Сначала эти события казались мне случайностью, но вскоре я поняла – причина в том, что я не чувствую подвоха, не умею рассмотреть чужие намерения. Например, если кто-то делится со мной чем-то личным, то я считала, что тоже обязана рассказать что-то о себе. Кстати, именно так меня порой «раскручивали» на откровенность любители перемывать косточки. Теперь я строго придерживаюсь правила: свою личную жизнь обсуждать только с близкими людьми, а на работе достаточно других тем ».

    Если вы узнали, что кто-то раскрыл ваш секрет, не паникуйте ничего непоправимого не произошло. Ваши коллеги перекинутся на другой объект для обсуждения быстрее, чем вы можете ожидать. Но если даже через некоторое время вы чувствуете, что вам все еще неприятно находиться в этом сообществе, начинайте поиск новой работы, однако в этот раз учтите предыдущие ошибки. Не стоит разочаровываться во всех людях и замыкаться, просто не рассказывайте о себе то, что вы не хотели бы предать огласке.

    Офисная вендетта

    Еще один способ уберечься от сплетен – не конфликтовать.

    Вообще поиск причины, по которой возникает шушуканье за спиной, лучше всего начать с анализа собственных поступков. Спросите себя: бывали ли случаи, когда вы походя обижали человека? Случалось ли такое, что вы вели себя с кем-то неделикатно, позволяли резкость, грубость в разговоре? Часто ли вы начинаете свою речь со слова «нет» или вообще с отрицания ценности слов собеседника?

    Если в общении вы не проявляете такта и деликатности, то каким бы хорошим работником вы ни были, на любовь окружающих можете не рассчитывать. Поэтому следующий способ уберечься от сплетен – не конфликтовать. Психологи подтверждают, что агрессивное поведение – это ни что иное, как попытка защиты. Очень часто родители внушают своим детям: «ты должен уметь себя защитить». Основная опасность этой формулировки заключается в том, что она сама по себе уже подразумевает неизбежность нападения. Образуется замкнутый круг: ожидая негативных проявлений, такие люди видят их в любых невинных замечаниях и шутках, ведут себя агрессивно, после чего, разумеется, следует ответная резкость. Порой неосознанно они провоцируют других на конфликты, но так как открыто с ними уже никто не хочет связываться – они не слышат других и не воспринимают чужие аргументы, то их обсуждают за глаза. А к чему такое обсуждение может привести, мы все прекрасно знаем.

    Светлана Катаева , управляющий директор рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting , предупреждает: «Сразу хотелось бы сказать, что сплетни и сплетники в офисной жизни были, есть и будут. Важно уметь правильно реагировать или в некоторых случаях не реагировать на сплетни и не позволять им портить вашу жизнь на работе. Природа сплетен бывает разная. Иногда слухи порождает ситуация в компании: напряженная коммуникационная среда, отсутствие понятной и однозначной официальной информации по ряду важных вопросов и т.п., а иногда повод дают сами сотрудники тяжелым, неуживчивым характером, вызывающим или просто необычным поведением. Если вы немного поразмышляете на эту тему, то заметите, что очень редко распространяют слухи о приветливых, доброжелательных, всегда готовых помочь коллеге людях. А вот сотрудники со сложным характером, неконтактные, позволяющие себе резкие, а порой оскорбительные высказывания по отношению к своим коллегам, довольно часто становятся объектами для распространения о них сплетен».

    О ком поговорим?

    Еще одна причина возникновения слухов кроется в особенностях человеческой психологии – людям просто нравится «копаться» в чужих проблемах. Обсуждение других – это в том числе и объединяющий фактор.

    Ответьте на чистоту: вы сами когда-нибудь сплетничали?

    Ответьте на чистоту: вы сами когда-нибудь сплетничали? Вряд ли кто-то скажет: «никогда». Все мы время от времени обсуждаем третьих лиц в их отсутствие и передаем информацию с чужих слов. Это и называется сплетничать .

    Если люди задумаются, зачем они ведут такие разговоры, то зачастую выяснится, что причина не в личной выгоде, мести, желании навредить человеку. Часто мотивы будут такими: почувствовать себя своим в обществе, подчеркнуть собственную значимость, причастность к тайне, попытаться предостеречь кого-то. Получается, что в большинстве случаев в сплетне нет злого умысла, а есть просто желание поговорить.

    А наиболее «удобным» объектом для пересудов часто становятся те люди, которые заметно отличаются от других и противопоставляют себя сообществу. Но если такой человек – вы сами, то это очень неуютно. На собственном опыте в этом убедился руководитель ИТ-отдела Евгений М.: «Я всегда стремился быть независимым и обо всем иметь собственное мнение. Причем выражал я это не только в разговоре, но и через свой внешний облик. Татуировки, пирсинг, необычная одежда очень ярко демонстрировали мои музыкальные вкусы и отношение к жизни. На работе я ни с кем не общался, считая себя выше офисных междусобойчиков и корпоративных мероприятий. Коллеги мне казались людьми скучными и недалекими. Поскольку я работал системным администратором, который, по мнению многих, просто обязан быть человеком со странностями, то мне все это сходило с рук. Через год компания начала расширяться, и мне в помощь взяли студента-старшекурсника. Он не обладал особенными знаниями, а практического опыта у него и вовсе не было, но при этом сразу подружился со всеми сотрудниками и расположил к себе начальство.

    Вскоре я стал замечать, что к нему обращались чаще и уважительнее, и возникало чувство, что помощник я, а не он. Ко мне же отношение было все более недоверчивое и неприязненное. Стоило мне заболеть, коллеги шушукались: «ушел в запой», хотя на самом деле у меня со спиртным проблем никогда не было. Когда же помощник настолько освоился, что мог обходиться без моей помощи, мой мнимый алкоголизм стал формальным поводом к увольнению. Сложно сказать, кто и зачем пустил про меня такую сплетню, но эта ситуация послужила мне уроком. На новую работу я теперь прихожу в соответствии с дресс-кодом. Да и стиль общения с коллегами пришлось изменить. Кстати, среди них оказались довольно интересные люди ».

    «Такие ситуации не редкость, – считает Светлана Катаева. – Поэтому важно социально адаптироваться, сделать так, чтобы коллектив вас принял. А это зависит только от вас. Как правило, не любят выскочек, подхалимов, грубиянов и тихонь, которые кажутся «себе на уме», людей, отрицающих общие ценности, надменных, ставящих себя выше других. Сообщество стремится вытеснить все инородное, иногда даже неосознанно, инстинктивно. Никто не заставляет вас дружить или поддерживать тесные контакты абсолютно со всеми, но наладить позитивные рабочие отношения очень важно.

    Вот несколько советов, как влиться в коллектив и не стать объектом для распространения сплетен:

    • будьте дружелюбны, приветливы со всеми, не позволяйте плохому настроению или личным проблемам влиять на ваши коммуникации,
    • интересуйтесь жизнью коллег, их мнением по разным вопросам,
    • старайтесь выслушать сотрудников, по возможности помогать им,
    • если это принято, приносите на работу что-нибудь вкусненькое, чтобы угостить коллег, и совсем необязательно для этого ждать дня рождения или другого повода,
    • и самое важное – никогда не распространяйте сплетни сами и не потакайте сплетникам!»

    Что делать, если…?

    Не стоит оправдываться, защищаться или мстить – это не эффективно.

    Пришла пора ответить и на главный вопрос: что делать, если вы вдруг узнали, что про вас по коллективу ходит неприятный слух? Конечно, универсального рецепта не существует – все зависит от коллектива и самого человека.

    Рекомендации дает Светлана Катаева: «Как реагировать? В большинстве случаев лучше не оправдываться и ничего не предпринимать, сплетники сами потеряют интерес к вам через какое-то время и займутся другими делами и новостями. Также полезно проанализировать, какова же первопричина появления сплетен о вас? Кому это выгодно? Так вам, скорее всего, удастся выявить инициатора распространения сплетен. Но не стоит оправдываться, защищаться или мстить – это не эффективно. Сплетня, как симптом – бессмысленно лечить его, не выявив заболевание. А заболевание в данном случае – плохие отношения с кем-то из коллег. Именно их и надо налаживать».