Средства физической культуры. Где проходят школьные уроки физкультуры

Принято считать, что список самых нелюбимых школьных предметов возглавляет сложная и непонятно для чего изучаемая математика. Для многих это действительно так, но предметом, который одинаково ненавистен и гуманитариям, и поклонникам естественных наук, пожалуй, можно назвать физкультуру. T&P решили разобраться в истории физры и в том, что имеется в виду под «современными технологиями в области физического воспитания».

Начнем с того, что в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» и государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на период до 2020 года доля населения страны, систематически занимающегося физической культурой и спортом, должна достигнуть в 2020 году 40%, а среди обучающихся - 80%.

В своей работе «Отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов в XXI веке», опубликованной в 2014 году, социологи Сергей Фирсин и Татьяна Маскаева приходят к выводу, что интерес к урокам физкультуры падает по мере того, как школьник взрослеет и переходит в следующий класс. В 4–5 классах в физре заинтересованы 54,4% детей, в 8–9 - 24,3%, а в 10–11 - уже 23,3% (студентов занятия по физре привлекают еще меньше). При этом 92,8% всех учеников признают важность этого предмета. Главная причина - в неудачном расписании уроков. Как правило, после них приходится идти на занятия, требующие внимания и собранности. Школьников также не устраивает однообразие содержания программ и плохой спортивный инвентарь. А вот в дошкольных учебных заведениях со спортивным оборудованием, по крайней мере в Москве, дела обстоят лучше.

Марина Борисова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ. Автор учебных пособий для студентов вузов, методических пособий по проблемам физического воспитания и развития детей дошкольного возраста для педагогов дошкольных образовательных организаций. Разработчик программ курсов повышения квалификации для специалистов по физической культуре дошкольных образовательных организаций.

«В 1994 году в Москве была введена должность «Воспитатель по физической культуре». Такой специалист работал в каждом дошкольном учреждении, где были оборудованы физкультурные залы и бассейны с соответствующим инвентарем. Кроме этого, в городе была налажена система физкультурно-спортивных мероприятий. Но все же, на мой взгляд, есть несколько проблем, о которых стоит сказать.

Первая проблема состоит в том, что в связи с модернизацией системы образования физическая культура у дошкольников стала проводиться не узконаправленными специалистами (инструкторами по физической культуре), а воспитателями. Другая проблема: педагоги недостаточно хорошо владеют нормативно-правовой базой, регламентирующей работу по физической культуре, а также современными технологиями в области физического развития детей.

Следующий важный вопрос - качество подготовки специалистов. В настоящее время набирает обороты дистанционная форма повышения квалификации. На мой взгляд, качественная подготовка специалистов в области физического воспитания и развития детей не может ограничиться дистанционным форматом. Здесь есть своя специфика, которая предполагает обязательный практикум, тренинг, мастер-класс, обучение практическим навыкам выполнения физических упражнений.

Все специалисты в данной области единодушны во мнении, что необходимо использовать как традиционные формы работы (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные досуги и праздники), так и активности, которые используются в дополнительном образовании (ритмическая гимнастика, ушу, карате-до, хатха-йога и так далее). Это поможет приобщить детей к двигательной и интеллектуальной деятельности».

Но откуда взялось понятие «физическое воспитание» и как оно трансформировалось в обязательный учебный предмет?

От верховой езды к сокольской гимнастике

В России начала XIX века физической культуры в современном понимании в учебных учреждениях не было. По понятным причинам развитие физической силы требовалось в армии и входило в программы обучения исключительно в военных заведениях. Эти программы были дальними родственниками современных уроков физкультуры: никаких учебных комплексов не было, обучали, как правило, плаванию, борьбе, верховой езде, фехтованию, стрельбе.

Во второй половине XIX века министерство просвещения все же попыталось популяризовать спортивную гимнастику в учебных заведениях. Сам министр народного просвещения граф Иван Давыдович Делянов в июне 1889 года издал циркуляр о введении гимнастики во всех гимназиях и школах, инструкция к которому гласила: «Упражняя мальчиков в самых простых движениях и построениях, принятых в русских войсках, гимнастика знакомит детей с первоначальными основаниями воинской дисциплины…» К слову, подобных приказов и рекомендаций хватало: во многих документах министерства отмечался неудовлетворительный уровень физического воспитания в учебных заведениях, но толку все равно не было из-за нехватки квалифицированных специалистов.

Таким образом, строевые упражнения на практике стали занимать половину учебных занятий, преподавателями становились отставные офицеры, а гимнастические уроки - обычной военной муштрой. Вот что писал в своем докладе в 1899 году Николай Филитис, методист и практик, автор руководств и сборников по подвижным играм: «Цели были поставлены большие, но осуществление их неудовлетворительное. Помещений в большинстве учебных заведений для гимнастики нет, и она проводится в пыльных коридорах. За отсутствием подготовленного педагогического состава преподают офицеры и полуграмотные унтер-офицеры. На свежий воздух, о котором говорится в инструкции 1889 г., не пускают, образовательные экскурсии заменили военными походами». А вот что говорит Софья Познер, автор статьи «Физические упражнения как предмет школьного обучения в начальной школе по П. Ф. Лесгафту», его ученица: «...Нельзя сказать, что вопрос о физическом образовании находится в загоне: он просто не существовал...»

Весьма популярной в конце XIX века стала спортивная сокольская гимнастика. Придумал ее пражский педагог эстетики и идеолог сокольского движения Мирослав Тырш. Сокольское движение возникло как реакция на Французскую революцию и Наполеоновские войны: Чехия на тот момент была частью Австро-Венгерской империи, и ее это совсем не устраивало. Мирослав Тырш, выпускник Пражского университета, представитель буржуазной интеллигенции, был тем, кто вдохновлял чешский народ принять участие в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. Его программа со снарядами и комплексом упражнений стала первой официальной гимнастической системой, используемой в России. Министерство народного просвещения активно внедряло ее в учебные заведения, и к 1912 году сокольская гимнастика преподавалась уже в средних учебных заведениях.

Любопытно, что в качестве основы своей программы Тырш использовал школьную немецкую гимнастику Адольфа Шписса, который отличался от нынешних учителей физкультуры хотя бы тем, что был не только физруком, но и преподавателем истории и пения. Шписс, в свою очередь, ориентировался на работы «отца современной гимнастики» немца Фридриха Яна, который призывал молодежь к участию в национально-освободительной борьбе; он создал несколько гимнастических кружков, в которых занимался развитием физических сил населения Пруссии. К слову, именно Фридрих Ян придумал турник-перекладину для подтягиваний, гимнастического коня и брусья.

Мирослав Тырш был знаком с большинством систем гимнастических упражнений первой половины XIX века. Но, что интересно, ни одна из них ему не нравилась. Его подход во многом говорил о том, что он был самым настоящим художником, поскольку для него важнее всего было сделать упражнения красивыми и привлекательными, что перекликается с концепцией художественной гимнастики. Ленты, шарфы, венки, которые надевали девушки во время упражнений, носили чисто декоративный характер. Дошло до того, что он исключил из своей практики все некрасивые, на его взгляд, упражнения, хоть они и были полезны для физического развития.

Несмотря на то что программы Тырша были сверхпопулярны в России, кроме них были и другие. На 1912 год в средних учебных заведениях преподавали шведскую гимнастику, в 415 - немецкую и физическое воспитание по системе Петра Лесгафта, основоположника физического образования в России. Термин «физическое образование» в 1901 году петербуржец Петр Францевич впервые использовал в своей работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». На 262-й странице учебника Лесгафта можно найти такую характеристику «физического образования» - это «систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие». Лесгафт считал, что физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. Услышав это, некоторые современные школьники наверняка бы порадовались, что у них уроки физкультуры всего пару раз в неделю, а не каждый день. Система физических упражнений Лесгафта состояла в следующем:

Простые упражнения 1-го уровня для детей от 7 до 12 лет - это элементарные движения, например сгибания, повороты, круговые движения, а также ходьба, бег и метания. Для подростков 12–15 лет - возраста, в котором интенсивно растет мышечная система и длина тела прибавляется за год на 7–9 сантиметров, - Лесгафт придумал сложные упражнения с увеличивающимся напряжением, то есть упражнения с отягощением, в прыжках, в борьбе. Для более взрослых подростков известный педагог придумал еще более интересную формулировку - «изучение пространственных отношений и распределение работы по времени». Сюда он включил бег, ходьбу и метание в цель с определением размера движения, направления движения и быстроты производимого движения. Последние - систематические упражнения в форме игр - предназначались для всех возрастных групп и состояли из фехтования, катания на коньках, плавания и прогулок.

Самый актуальный момент на злобу дня состоит в том, что Петр Лесгафт, главный теоретик физического воспитания в России, критиковал внедрение военных упражнений в учебные программы. Он говорил, что «...они совершенно не согласуются с задачами общеобразовательной школы, т. к. все военные упражнения имеют целью приучить к массовым действиям. Военные упражнения имеют дело с военной дисциплиной и массовыми действиями, как раз противоположными школьным задачам, поэтому их нельзя допускать в школе».

Наверное, современные чиновники из Минобразования и науки не знакомы с более чем столетним предостережением Лесгафта: основы начальной военной подготовки в российских школах теперь изучают на уроках ОБЖ. Идейный последователь Лесгафта педагог Виктор Лукьяненко впоследствии скажет следующее: «Несмотря на громадный авторитет этого ученого, его безоговорочное признание в роли основоположника научных основ российской системы физического воспитания, с глубоким сожалением приходится констатировать, что именно в отечественной практике реализации этого процесса многие его основные идеи до сих пор не находят должного применения».

«Физкультуру в моей школе преподавали очень хорошо, она никогда не была для меня второстепенным предметом, а к учителю я всегда относился положительно. На мой взгляд, возвращение норм ГТО - это существенный плюс: в СССР они давали свои плоды. Очень важно проверять физическую подготовку населения. Получение золотого значка стимулирует людей к тому, чтобы заниматься своей физподготовкой, - а значит, здоровьем.

На моем факультете предметы, на которых нужно заниматься спортом активно, были в основном на первых курсах. Сейчас в рамках общего курса нам читают лекции по экономике, философии и так далее. В предметы, близкие нашей специальности, мы сильно углубляемся - например, в теорию и методику физической культуры, теорию спорта, теорию и методику избранного спорта.

После университета я планирую работать по специальности - тренером по гандболу. Хочу совмещать работу физрука и тренера в спортивной в школе».

Готов к труду и обороне

«Импортозамещение», начатое Лесгафтом, продолжил Александр Анохин, который также отказывался признавать немецкие и шведские системы гимнастики в российской школе. Он считал, что бесполезно пытаться придумывать движения, но можно найти им новое применение, новый принцип исполнения. Как вы уже поняли, Анохин хотел придумать свою «русскую гимнастику», со своей шведской стенкой и эспандерами. Точнее, без них. Сейчас его исследования известны как «волевая гимнастика Анохина», или, как некоторые любят ее называть, комнатная гимнастика. В свое время она была популярна у русской интеллигенции. Знаете почему? Для выполнения этих упражнений не требовалось вообще ничего - ни спортивных снарядов, ни специальных помещений.

В основе его учения о физическом упражнении лежала теория естественных движений человека. Эти движения - лежать, сидеть, ползать, ходить, бегать, прыгать и тому подобное. Аэробика без музыки? Упражнения без отягощения? Вот как красноречиво говорил о своей гимнастике сам

«Волевая гимнастика не сделает вас Поддубным или Гаккеншмидтом. Она не даст вам бицепсов по 45 сантиметров или возможности выжимать 6–7 пудов одной рукой, но зато значительно укрепит здоровье. Даст красоту форм и очертаний и ту нормальную силу для каждого, которая утеряна современным человеком».

Игорь Родионов

преподаватель физкультуры в МБОУ Митякинская СОШ, село Зеленовка

«Работать с детьми не тяжело, если ты сам заинтересован в результате. Они потянутся к тебе, надо только быть честным. Если они увидят слабину, то сядут, как говорится, на голову. Дисциплину я поддерживаю из года в год. На мой взгляд, качество работы зависит от личности самого учителя, а не от учебников. Преподаватель сам по себе должен быть руководителем, в меру строгим. Конечно, важную роль играет материальная база.

Я учитель физкультуры по специальности. Сейчас без соответствующего диплома физруком не устроиться, то есть если раньше, например, учитель математики мог вести информатику, то теперь в новом году вступает в силу закон, запрещающий работать без соответствующего диплома.

Конечно, зарплата небольшая, в среднем 16–18 тысяч, очень мало. Я работаю в сельской школе, у нас много детей. Из спортинвентаря не хватает хороших мячей, например волейбольных, гантелей и штанг, с остальным пока справляемся. В прошлом году мы участвовали в конкурсе Федерации по баскетболу и выиграли 25 мячей, что, конечно, хорошо. Зимой на лыжах мы не занимаемся - просто потому, что у нас мало снега.

Мой отец тоже учитель физкультуры - я, как говорится, пошел по стопам, понял методы, сделал упор на кроссовый бег плюс нахожу программы упражнений в интернете, обмениваюсь опытом с отцом. Делаю упор на спортивные игры, чтоб помочь ребятам развить подвижность. Уже в начальных классах стараюсь научить основам игры в баскетбол и футбол».

После Октябрьской революции и вплоть до 1920 года программы по физкультуре были преимущественно военными, а после 1920-го - трудовыми. Высший Совет физкультуры только с 1923/24 учебного года ввел всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах*. А в 1927 году была наконец выпущена единая программа урока, основанная на естественных человеческих движениях, которая стала прародителем всех следующих программ. Схема состояла из 6 серий для начальной школы и 8 серий для средней:

1) порядковые упражнения - построение, перестроение, размыкание, ходьба в различных направлениях: на носках, с движениями рук, в обход, по кругу, по диагонали и т. д.;

2) подготовительные упражнения;

3) метание;

4) сопротивления с отягощением, парные упражнения в сопротивлении;

5) прыжки;

6) специальные упражнения профилактического и корригирующего характера для отдельных групп мышц;

7) ходьба;

8) заключительная часть.

* В. Пельменев, Е. Конеева. «История физической культуры: учебное пособие»

Единственным, но важным недостатком было то, что это программа была, так сказать, для галочки и не задавала конкретных нормативных требований. Разработка программы физподготовки шла очень медленно. Не хватало специалистов и гимнастических залов, в школах Московской области в 1929 году не было ни одного учителя физической культуры со специальным профессиональным образованием. Постепенно стали проводиться исследования по нагрузке, связанной с гимнастической и спортивной деятельностью учащихся: согласно данным* на 1929 год, состояние здоровья школьников на тот момент вызывало серьезные опасения (процент здоровых детей был крайне незначительным). Подходы к физвоспитанию стали упрощаться - оказалось, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения ослабили организм нынешних рабочих и их детей.

* Б. Р. Голощапов. «История физической культуры и спорта», 2001 год

По аналогии с этим особенно забавно выглядит предложение Комитета художественного физического воспитания, созданного под знаменем Пролеткульта и действующего в середине 1920-х, использовать особую и, возможно даже, инновационную форму пути развития физкультуры - физическое воспитание как художественное переживание в процессе работы . Проще говоря - трудовую гимнастику. Так называемые буржуазные системы упражнений - например, бокс, спортивную гимнастику - хотели заменить загребанием угля, пилением и строганием. Тогда же вышла статья, в которой доказывалось, что английский футбол учит советскую молодежь лгать: автор аргументировал это тем, что прием «финт» означает обман и поэтому отрицательно влияет на качество личности. Но эти затеи не были осуществлены, поскольку разнились со взглядами Ленина.

Несмотря на все проблемы, в июле 1929 года физическое воспитание стало обязательным предметом в высших учебных заведениях страны; через год оно появилось в вузах всего СССР, а еще через год, в 1931-м, был введен всеми любимый комплекс норм «Готов к труду и обороне», который в сочетании с Осоавиахимом помог миллионам советских граждан получить навыки маршевой, лыжной, стрелковой подготовки, плавания, метания гранат, преодоления водных преград и препятствий.

Физические (естественные) упражнения в ГТО были поделены на две основные группы: общеподготовительные и прикладные. В те времена программа физупражнений вместо 6 и 8 серий, как было в 1927 году, стала выполняться в 4 серии. Первая серия - втягивающие упражнения (5 минут), вторая - общеразвивающие упражнения (10 минут), третья - основные упражнения (25 минут), четвертая - успокаивающие упражнения (5 минут). Общее время урока должно было составлять 40–45 минут. Прикладные упражнения составляли основную часть программы и включали в себя ходьбу, бег, переползания, упражнения на равновесие, передвижение на лыжах, плавание, прыжки, лазанье, переноска различных предметов (и живого веса), метание, элементы борьбы, военное дело.

Помимо собственно занятий, с учащимися проводились беседы «на тему». Например, школьники четвертого класса отчитывались по двум: «Какой физкультурой занимаются дети капиталистических стран и физкультура для подрастающего поколения в СССР» и «Значение основных правил дыхания». В седьмом классе рекомендовалось три темы: «Очередные задачи физкультуры в СССР», «Как физкультура подготовляет бойца РККА» и «Как физкультура борется с профвредностями».

Так комплекс норм ГТО стал главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре, с его помощью разрабатывались программы всех учебных учреждений более чем на 50 последующих лет, в течение которых он частенько обновлялся.


В 1985 году были увеличены дистанции в беге, лыжных гонках, кроссах. Например, в 11-м классе для юношей ввели кроссовый бег на 1 000 метров, лазанье по канату без помощи ног, подъем силой на перекладине и челночный бег 3×10 метров. В раздел «Гимнастика» внесли упражнения военно-прикладной направленности: умение выполнять строевые команды, знание видов перестроений и передвижений в строю, предусмотренных Строевым уставом Вооруженных Сил СССР.

Нормы ГТО исчезли вместе с Союзом. С 1996 года в обновленной России прекращается монополия единой программы физподготовки во всех школах РФ, появляются новые нормативы, программы физического воспитания на базе одного вида спорта, программы антистрессовой пластической гимнастики и другие авторские программы.
Упражнения с флажками (сокольская гимнастика)

Физическая культура

Берлин 1933 года: совместные подготовительные упражнения.

Физи́ческая культу́ра - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Понятие «физическая культура» появилось в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашло широкого употребления на Западе и со временем практически исчезло из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всевобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры».

Уже само наименование «физическая культура» называет что-то очень важное. Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки её дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека Социальные и биологические основы физической культуры.

На сегодняшний день рядом теоретиков оспаривается целесообразность использования термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе. Исключение составляют лишь страны восточной Европы, в которых развитие физической культуры и спорта более полувека велось по образу и подобию советской системы. В связи с этим, ведущими российскими учеными-теоретиками спорта высказываются подчас полярные мнения по поводу дальнейшего использования в науке понятия «физическая культура»: так, А. Г. Егоров полагает, что этот термин следует полностью заменить на принятое во всем мире понятие «спорт», в то время как Л. И. Лубышева считает научное определение физической культуры «шагом вперед» по сравнению с западной спортивной наукой.

В настоящим момент Л.И. Лубышева активно внедряет понятие "спортивная культура". Не вступая в прения. можно отметить, что данная позиция не является продуктивной, так как по мнению основных теоретиков данной области знаний (П.Ф.Лесгафт), нельзя принципиально путать понятия "физическая культура и физическое воспитание" и понятие спорт. По мнению данного учёного, молодёжь погубить три вещи: вино, азарт и спорт.

По мнению А. А. Исаева, вполне логично рассматривать физическую культуру как цель, а спорт как средство её достижения. Именно по этой причине широкое распространение приобретает дефиниция «спорт для всех», отражаемая все более предметно на международном уровне - в документах ЮНЕСКО, Совета Европы, МОК. «Спорт для всех» ставит физическую культуру на её законное место качественной характеристики, впитывая некогда принадлежавший ей деятельностные составляющие. Теоретики физической культуры советской школы, писал А. А. Исаев, активно сопротивляются процессу трансформации значения физической культуры, продиктованного изменением социально-политических доминант в развитии современной России. Данное обстоятельство, влияя на управленческие решения, заметно тормозит выработку адекватной переменам в обществе спортивной политики России. Такой подход является ключом к разрешению методологических противоречий, связанных с определением понятий «физическая культура» и «спорт» [прояснить ]

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце , воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру .

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. - recreation, - «восстановление») - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в сфере физической культуры инвалидов . Помимо работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, адаптивная физическая культура направлена на использование двигательной активности для содействия социально-психологической адаптации, профилактику отклонений в социализации (например, в рамках этого направления разрабатывается использование средств физической культуры и спорта для профилактики наркозависимости).

Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения человека.

Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания.

Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture » в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport », «en:physical education », «en:physical training », «en:fitness » и др.

Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма ;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

Христианство о физкультуре

  • Христианство в 4 веке запретило Олимпийские игры и предало их Анафеме как языческие

См. также

Примечания

Литература

  • Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может, этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?

Такой радикальный подход к решению данной проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.

Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.

С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.

Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.

Многие родители предпочитают видеть свое чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции. Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще больше усугубляет их отставание в физическом развитии.

Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины в этом лежит на школе. Ведь низкий уровень физической культуры большинства населения – это следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. Родители, с детства усвоившие, что урок физической культуры – это нечто неважное, второстепенное, и в детях своих будут воспитывать пренебрежительное отношение к «физре».

Однако неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой, плодотворной.

Именно в детские и подростковые годы закладывается здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.

Проблемы в преподавании физкультуры

На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем, это:

  • устаревшие методики обучения;
  • недостаток профессиональных, добросовестных специалистов;
  • недостаточное финансирование.

Если забота о здоровье подрастающего поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.

Устаревшие программы и методики

Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.

Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые, к сожалению, происходят все чаще.

Решением этой проблемы мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций, только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики. Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитывая недостаточность времени, выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом, направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Кадровый вопрос

Профессионализм и ответственное отношение к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры – особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.

Увлеченность своей профессией и способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе. Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность профессии учителя.

Повысив оплату труда школьных учителей физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего труда.

Материальная база

Сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям. Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком финансирования:

  • отсутствие в школах шкафчиков для хранения спортивной формы;
  • отсутствие душевых;
  • устаревшее оборудование спортзалов;
  • нехватка разнообразного спортинвентаря.

Отсутствие персональных шкафчиков для хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными костюмами и обувью.

Для многих детей, в особенности – подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться от посещения уроков физкультуры.

Но самым неприятным следствием плохой оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.

Из-за недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок, силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна, который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.

Освобождение ребенка от физкультуры – благо или зло?

Причины, по которым родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры в школе, могут быть разными: от беспокойства за его здоровье до нежелания портить аттестат низкой оценкой. Но в основе каждой из этих причин – слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Но на самом деле для таких учеников физическая активность еще более необходима, чем для тех, у кого нет подобных проблем.

Систематические, грамотно подобранные физические упражнения вместе с правильным питанием способны творить чудеса. Это утверждение справедливо для всех, но для детей – особенно, ведь растущий организм наиболее податлив к благотворному влиянию физкультуры.

Вместо того чтобы доставать заветную справку, позволяющую избегать физических нагрузок, лучше договориться с учителем о занятиях в группе здоровья или лечебной гимнастики, и сделать физкультуру неотъемлемой частью жизни своего ребенка. Если родителям проявлять настойчивость, прикладывая усилия в этом направлении, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии ученик получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку. А вместе с ней – крепкое здоровье и прекрасную физическую форму, что является неизмеримо более ценной наградой.

Все вышесказанное особенно касается родителей полных детей. Понятно желание мам освободить детей с лишним весом от физкультуры, чтобы оградить их от насмешек одноклассников, однако для ребенка это может стать «медвежьей услугой». Регулярная двигательная активность, подвижные игры на уроках физкультуры полным школьникам нужны, как никому другому. Лишний вес ребенка – это большой урон его здоровью и самооценке. И это большая ошибка родителей, которую обязательно нужно постараться исправить с помощью физкультуры, изменения образа жизни и стиля питания.

Давно доказано, что физкультура в школах имеет огромную и решающую роль в формировании и воспитании полноценной личности ребенка. Этот предмет решает задачи не только укрепления и сохранения в дальнейшем здоровья школьников, но и социальной адаптации, активности и общительности.

Где проходят школьные уроки физкультуры

Уроки физкультуры в школах могут проводиться в спортивных залах, имеющихся почти в каждой школе, на специально оборудованной для занятий площадке или на улице. В спортивном зале и на площадке должны быть созданы условия для занятий согласно установленным нормам. Они определяют, какое количество школьников может заниматься одновременно на отведенной площади, какая должна быть высота потолков в помещении, также нормативы устанавливают обязательное наличие вентиляции и обогрева, необходимого освещения, количество подсобных помещений и раздевалок, душевых кабин и спортивных снарядов. На площадках проводятся спортивные игры: футбол, баскетбол и волейбол. Для них нормативы устанавливают расположение ворот для футбола, баскетбольных корзин и волейбольных сеток.

Из чего состоит урок физкультуры

Уроки физкультуры в школе, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть, или разминка, помогает подготовить организм ребенка к предстоящей нагрузке. В основной части дети разучивают новые физические упражнения, бегают, прыгают, метают, лазают по канату, играют в подвижные игры, проводят эстафеты. И в заключительной части школьникам предлагается отдохнуть, чтобы сердцебиение и пульс пришли в норму, а организм успел отдохнуть.

Подмечено, что уроки физкультуры в школах обычно утомительны для детей в том случае, если они построены строго по программе. Поэтому во время таких уроков детям часто предлагается самостоятельная двигательная активность. Учитель осуществляет проведение таких уроков либо в спортзале, либо на улице, со спортивным инвентарем или без него. Также очень полезно проводить под музыку определенную систему упражнений, это снимает напряжение школьников, помогает развивать в них чувство ритма, координацию и внимание.

Физкультминутки

В понятие «физкультура в школах» также входят разминки или физкультминутки, которые могут проводиться и на других уроках. Если преподаватель видит, что дети устали и плохо усваивают материал, можно в течение пары минут дать им возможность выполнить несложные упражнения, приседания и наклоны, это способствует снятию умственного напряжения. В последние годы физкультминутки проводятся в основном в начальных и реже средних классах, а про старшеклассников, к сожалению, вообще забыли. А зря. Потратив несколько минут на разминку, учителя могли бы получить более высокие результаты своей работы, а также хорошую успеваемость.

Важность медицинских осмотров

Во всех школах проводятся в обязательном порядке плановые медицинские осмотры школьников, целью которых является оценить состояние здоровья каждого ученика, уровень его физической подготовки. На основе данных медицинских осмотров врач рекомендует оптимальные виды физических упражнений и величину нагрузок. В ходе медицинских осмотров выявляются учащиеся, которым в силу их физических и психических отклонений показана лечебная физкультура, такие дети освобождаются от занятий физической культуры в школах. Но это неправильно, так как именно эти дети больше всего нуждаются в благотворном влиянии физических упражнений на их ослабленный организм. В зависимости от состояния здоровья школьников делят на 3 группы по занятию физкультурой: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия для каждой группы устанавливает школа.

Физкультура: программа в начальной школе

Урок в начальной школе направлен в первую очередь на общее оздоровление и физическое развитие учащихся, а также развитие самостоятельного и творческого мышления школьников младших классов. Физкультура в 1-3-х классах необходима детям, так как она помогает воспитывать выносливость, помогает развивать ловкость, гибкость, координацию движений, начальные навыки в командных играх.

Урок физкультуры в начальной школе очень важен. Задача преподавателя физической культуры в младших классах - донести до младших школьников доступные для их возраста физкультурные знания, двигательные навыки и умения, а также способность применять полученные знания в обычной жизни.

Физкультура в начальной школе помогает детям поддерживать тело в хорошей физической форме с ранних лет, формирует уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывает в будущих гражданах коллективизм, готовность прийти на помощь, смелость, отзывчивость, исполнительность.

Чем же занимаются конкретно дети младших классов на уроках физкультуры? Уроки физической культуры в младших классах посвящены в основном спортивным играм, различным эстафетам и состязаниям. Теоретические занятия занимают обычно 3-5 минут в начале урока - учитель рассказывает ребятам тематику текущего занятия. Кроме игр и эстафет большое внимание уделяется строевым упражнениям, бегу, ходьбе, прыжкам, лазанию и метанию, акробатическим движениям. В северных широтах уроки физкультуры включают также лыжный спорт. Все это направлено на развитие движения и координации.

В настоящее время урок физкультуры в младших классах проводится 3 часа в неделю. Программой допускается замена одного урока в неделю занятием ритмикой или хореографией.

Урок физкультуры в средних классах

Занятие физкультурой в школе, в средних классах, помогает обучать детей следующим навыкам:

  • Чередование ходьбы и бега.
  • Бег с препятствиями.
  • Правильное дыхание во время движений.
  • Прыжки в длину с разбега.
  • Прыжки в высоту с разбега.
  • Метание мяча в цель с различных расстояний.
  • Ловля мяча как одной, так и обеими руками.
  • Упражнения на гимнастической стенке.
  • Плавание и лыжи.

Кроме вышеперечисленных навыков занятия физкультурой в средних классах обучают ребят проведению закаливания, массажа, психической регуляции и самоконтроля - все это входит в процесс воспитания.

Уроки физкультуры в старших классах

Физическая культура в старших классах служит в формировании привычки подрастающего поколения заниматься физкультурой и спортом по окончании школы, она должна ориентировать молодежь к ведению здорового образа жизни, настраивать на самостоятельные занятия спортом в дальнейшем, учит пониманию огромной ценности поддержания правильного образа жизни и отказа от вредных привычек.

Травматизм детей на уроках физкультуры в школе

Наиболее всего согласно статистике подвержены различным травмам на школьных уроках физкультуры дети в возрасте 12-14 лет. Печальные цифры говорят о том, что среди учителей, тренеров, преподавателей, медицинских работников и родителей должна вестись работа по профилактике травматизма учеников на уроках физкультуры. Все эти категории должны знать о степени травмоопасности каждого вида спорта, входящего в школьную программу по физкультуре, а также держать под постоянным контролем причины, которые могут привести к плачевным последствиям.

Среди всех многочисленных причин, приводящих к травматизму на уроках физкультуры, самыми главными являются:

  • Недостаточный контроль со стороны медицинских работников за состоянием здоровья учеников.
  • Нарушение дисциплины во время уроков.
  • Неисправное оборудование или его несоответствие антропометрическим данным.
  • Отсутствие спортивной одежды и обуви учеников.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Низкая квалификация учителя или тренера.

Статистика показывает, что наибольшее число травм, получаемых детьми на занятиях физкультурой в школе, приходится на спортивную гимнастику.

Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)

Формы организации процесса физкультуры в школе (ФГОС) - это непосредственно уроки физкультуры, спортивные соревнования и праздники, оздоровительные разминки в течение дня, участие в спортивных кружках и секциях, занятия физкультурой и спортом дома вне школы. В свою очередь, все уроки по физической культуре разделяются на 3 вида:

  1. Образовательно-обучающая направленность. На уроках учеников знакомят с практическим материалом и учебными знаниями предмета (название и описание упражнений, методика и техника выполнения и т. д.). На таких уроках обучение проходит с поэтапным формированием двигательной активности детей - начальное изучение, углубленное обучение, закрепление материала и совершенствование полученных навыков.
  2. Образовательно-познавательная направленность. На уроках дети знакомятся с основами самостоятельной организации занятий физической культурой, учатся непосредственно планировать и проводить мероприятия по общему физическому оздоровлению. В процессе обучения они активно используют учебники и методические пособия.
  3. Образовательно-тренировочная направленность. Осуществляется непосредственно на уроках физкультуры для развития физических данных ребят и их активности.

Педагогическая практика

Будущие преподаватели и учителя физкультуры проходят в процессе обучения обязательную практику в школах по физкультуре. Во время прохождения практики студентам предлагается выполнить ряд задач:

  1. Ознакомление с инструкцией студента-практиканта и программой. Необходимые сведения представлены в дневнике практиканта. В программу входит посещение школы в оговоренное время для знакомства, проведения уроков физкультуры в младших, средних или старших классах. Каждый студент-практикант должен провести 6 уроков самостоятельно и 6 уроков в качестве помощника учителя. Общая нагрузка прохождения практики составляет двенадцать часов в неделю.
  2. Посетить 3 урока физкультуры у сокурсника. Цель таких посещений - проведение полного педагогического анализа уроков.
  3. Разработать самостоятельный план по обучению какому-нибудь двигательному действию на период практики.
  4. Написать сценарий праздника для учеников, разработать его и провести мероприятие.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образование (утвержден Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) указывает, что предметные результаты изучения «Физической культуры» должны отражать в частности:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели».

В связи с необходимостью достижения указанных результатов возрастает роль теоретических уроков по предмету, которые есть и остаются основной формой получения учащимися знаний.

С введением 3-го часа физической культуры в школе возникла проблема – отсутствие второго спортивного зала, так как действующий спортивный зал при максимальной недельной нагрузке, учитывая занятия во вторую смену, может вместить в себя 15 классов комплектов из 17 имеющихся в школе. А это значит, что 6 уроков в неделю в основной и старшей школе нужно проводить совместно с учащимися начальных классов. Хорошо когда на улице солнечная сухая погода и температура воздуха позволяет заниматься на городском стадионе? А если дождь, или холодное время года? Вот тогда на помощь приходят теоретические занятия, которые при использование информационно–коммуникационных технологий позволяют вести теоретическую часть в течение 45 минут.

Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры? Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося . Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач.

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счёт применения средств современных информационных технологий:

  • повышения эффективности и качества процесса обучения;
  • повышение активной познавательной деятельности;
  • увеличение объёма и оптимизация поиска нужной информации.

2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях

Информационного общества:

  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • формирование умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность.

3. Работа на выполнение социального заказа общества:

  • подготовка информационно грамотной личности;
  • осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: школьники, родители, учителя, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья. Это помогает мне в решении ещё одной задачи – разбудить заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни.

Необходимость использования ИКТ в физическом воспитании вызвана потребностью в повышении его качества с помощью применения компьютеров.

ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала.

С помощью ИКТ можно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

С чего же начиналось применение ИКТ в моей практике применительно к урокам физической культуры. Вначале информационные технологии в области физического воспитания использовались без непосредственного привлечения учеников: это в основном текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами создал базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.

Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет мне эффективно решать эту проблему.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому я использую на уроке демонстрационные средства (слайды, картины, анимации, видеозаписи), что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. В этом мне так же помогают учащиеся, им задаются домашние задания такого же плана. Они самостоятельно, используя различную литературу, сеть интернета, видео фрагменты готовят компьютерную презентацию.

В чём же ещё заключается эффективность применения компьютера на уроке?

В основной школе закладываются основы техники двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике и т.д.), которые востребованы на всём протяжении обучения в школе. Главное на этом этапе – овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем программам, учитель физической культуры должен быть очень хорошо подготовлен профессионально. Выпускник порой испытывает трудности в теории и методике обучения, стажист – возраст, болезни, а тут есть возможность показать то, что учитель не в состоянии уже показать. Ребёнок сам видит свои движения, ошибки, недочёты. «Я сделал всё правильно – вы ко мне придираетесь!» уже не проходит. В этом мне помогаю такие презентации, как «Закаливание», «Легкая атлетика», «Баскетбол», «Техника волейбола», «Олимпийское движение», «Подвижные игры».

ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.

С началом проведения олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» значительно повысился интерес учителей физической культуры и учащихся к теоретической подготовке. Программа олимпиады включает задания теоретического и практического характера. Причем, если учащийся успешно выступает в практическом конкурсе, то это чаще всего заслуга не только (и не столько) учителей, но и педагогов дополнительного образования, тренеров ДЮСШ. Подготовка к теоретическому конкурсу полностью принадлежит учителю физической культуры. Многие участники районного этапа олимпиады в практическом конкурсе демонстрируют высокий уровень физической подготовки, однако анализ результатов выполнения тестовых заданий показывает, что большинство школьников имеют низкий и ниже среднего процент выполнения тестовых заданий. Данная часть конкурса демонстрирует безграмотность школьников в составлении и описании различных комплексов упражнений. Учащиеся не знают терминологии, основные положения, не могут их грамотно записать и т.п. Для качественной подготовки в этом направлении использую тестовые задания различного уровня сложности (использую сборник «Тестовые вопросы и задания по физической культуре»). Данное пособие посвящено теоретическому разделу, как наиболее отстающему звену в рамках физкультурного образования школьников и по своей структуре состоит из трех основных разделов:

  • теоретическая подготовка к олимпиадам. Содержательная сторона данного раздела состоит из тестовых вопросов, касающихся истории развития физической культуры и Олимпийского движения, особенностей функционирования организма при выполнении физических упражнений, форм организации занятий по физической культуре и т.д.;
  • контроль знаний учащихся в школе по физической культуре . Этот раздел раскрывает особенности проверки теоретических основ знаний на уроках с помощью тестовых заданий по выполнению учащимися требований раздела – «Знать и иметь представление» и получения преподавателем информации о ходе познавательной деятельности каждого учащегося;
  • проведение спортивных викторин. В этом разделе представлен материал по организации викторин во внеурочное время и теоретико-методические задания имеющие развивающий и познавательный характер, позволяющие вызвать у учеников интерес к спортивным событиям и более глубокому изучению истории физкультурного движения.

Одна из проблем, которая остро стоит перед учителями физической культуры – отсутствие (недостаточное количество) учебников у учащихся, поэтому своим ученикам я предлагаю готовые буклеты с теоретическим материалом по физической культуре и предлагаю им оформить подобные.

Большая подготовка в школе ведется перед началом Президентских состязаний. И хотя наши учащиеся не показывают высоких результатов в спортивных конкурсах, но в творческом конкурсе, который включает в себя теоретическую часть , мы занимаем только первые места (2012-2013 учебный год – 6,7,8 классы – 1 место).

Являюсь активным пользователем интернет ресурсов. Участвую в работе интернет - портала РroШколу.ru Зарегистрирован на портале – Социальная сеть работников образования nsportal. Имею свой мини-сайт, на котором опубликованы разработки внеклассного мероприятия, тесты по физической культуре, вопросы и ответы по олимпийскому движению в мире.

Таким образом, исходя из своего опыта работы в этом направлении, я считаю, что при подготовке учащихся по теоретическому курсу «Физическая культура», полученная информация позволит систематизировать знания об основах здорового образа жизни, правилах безопасного поведения на уроках физической культуры, закрепить приемы и правила оказания первой медицинской помощи.